Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Бурятский музыкальный инструмент губной. Варган – древний музыкальный инструмент наших предков. Варган - музыкальный инструмент северных народов

Здравствуйте, дорогие друзья.

У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представимбурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.

Немного о музыкальности населения

На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.

Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.

Народный стиль пения не отличается динамическими оттенками. Песни поются «во все горло» открытым и сильным звуком. Объясняется это тем, что издавна буряты музицировали на открытом степном воздухе, где нужно было перепевать ветер и пространство. Такие песни пели пастухи. Бурятские мотивы также исполняются , которое народ позаимствовал у .

Первые записи народного музицирования собрал в 1852 году Гмелин Иоганн – естествоиспытатель из Германии, который служил в Российской империи и путешествовал по Уралу и Сибири.

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой,
  • культовый,
  • обрядовый,
  • исторический,
  • эпический,
  • лирический.

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).


Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины.

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.

Предполагается, что хур прибыл в страну с Марко Поло в 1275 году. Это был подарок ему от правителей тогдашней династии Юань .

Струнные

Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.

Зачастую она звучит в симфоническом оркестре, некоторые композиторы используют чанзу в качестве аккомпанемента под оперу из-за необычного тембра. Такое соло «струнной красавицы» можно услышать в балете Жигжита Батуева «Во имя любви».

В России чанзу реконструировали, добавив четвертую струну .

Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.


По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

Редкая техника игры на лимбэ, которая называется круговое или закрытое дыхание, зарегистрирована в списке ЮНЕСКО как нематериальное наследие. Этот метод очень сложен для воспроизведения. В стране есть два известныхвиртуоза игры — Александр Шодонов и Баттувшин.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.


Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Барабаны

Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.

Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера. Еще дамару используют в ритуальных практиках буддизма, об этом можете подробнее прочитать .


Варган

Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).


Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию иправильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.


Модификации варгана можно встретить в большинстве стран мира. Это один из древнейших инструментов в истории человечества. О его точном происхождении уже несколько десятков лет спорят музыкальные эксперты. Предположительно, что появился варган пять тысяч лет назад в Южной Азии и позднее распространился почти на всю территорию земного шара.

Заключение

Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии. Если вам известны еще какие-то интересные музыкальные инструменты этой республики, поделитесь с нами в комментариях!

А мы на этом прощаемся с вами, дорогие читатели.

До скорых встреч!

1. Абафив - бонтонский (северофилиппинский)
2. Агас кумыс - башкирский деревянный
3. Агач-кубыз - башкирский металлический лукообразный
4. Агач-кумыз - башкирский лукообразный
5. Акиз тамбураси - турецкий
6. Алибав - филиппинский
7. Аль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) "ротовой молоток"
8. Аман тобшуур - монгольский
9. Аман хуур - монгольский
10. Аманхуур - бурятский
11. Ангкуок - камбоджийский
12. Апинг - яванский (океанийский)
13. Арпа дэ бока - испанский "ротовая арфа"
14. Арфа еврейская - англоязычный ломаный
15. Ата - бирманский
16. Аура - многоязычковый, состоит из нескольких варганов, укреплённых на металлическом диске
17. Афив - северофилиппинский
18. Баборе - хаусский (нигерийский)
19. Бамбаро - нигерийский
20. Бандурелес - литовский металлический в форме подковки
21. Бандурелис - литовский металлический в форме подковки
22. Бандурка - литовский
23. Бегнанкр - новогвинейский
24. Белембаупачет - гуамский (океанийский)
25. Беримбау - португальский
26. Бивба - североуэльсский (британский)
27. Бивбо - вендский (южноафриканский) металлический
28. Биггунг - филиппинский
29. Бинайо - непальский
30. Биримбао - испанский
31. Бомбарде - швейцарский
32. Бомбон пумбуне - океанийский
33. Брнкачка - словацкий металлический
34. Брумбизе - словенский
35. Брумладео - вендский (южноафриканский)
36. Брумле - чешский
37. Бруммайзен - австрийский
38. Буглин шаман - монгольский
39. Бунгкау - малазийский металлический
40. Ванни-яйяй - корякский "зубной барабан"
41. Ванни-яяр - чукотский "зубной барабан"
42. Варам-тума - чувашский "комар"
43. Варган - русский
44. Варгас - латышский
45. Вархан - чувашский
46. Васанг - африканский
47. Веримбао - испанский металлический подковообразный
48. Вирган - украинский
49. Вывко - ненецкий "гудок"
50. Выч ранга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) металлический
51. Гагана - ассамский (индийский)
52. Гвимбарда - испанский
53. Генггонг - суматранский (индонезийский) архаический
54. Гимбарде - французский металлический
55. Гнагнарарроне - сицилийский (итальянский) металлический
56. Гого - суматранский (океанийский)
57. Гон-кап - тамангский (непальский)
58. Гхоралийау - раджастханский (индийский)
59. Дамбрелис - литовский металлический
60. Дан мои - вьетнамский
61. Джигач-ооз-комуз - киргизский деревянный
62. Джозхап - английский "челюстная арфа"
63. Доромб - венгерский
64. Доромба - украинский металлический
65. Дримба - румынский
66. Дримболь - сербский металлический
67. Дрнкачка - чешский металлический
68. Дромб - румынский
69. Дромба - румынский
70. Дромбоае - румынский
71. Дромбуле - сербский металлический
72. Дромбуля - сербский металлический
73. Дронг - румынский
74. Дронд - румынский
75. Дрондь - румынский
76. Друмбля - словацкий металлический
77. Друмельца - словенский
78. Друмля - польский
79. Друри беве - южнониаский (индонезийский)
80. Дрымба - украинский, белорусский, молдовский
81. Дури - ниаский (индонезийский)
82. Жыгач ооз комуз - киргизский деревянный
83. Загада - хауский (африканский)
84. Замбурак - иранский
85. Занфоргна - швейцарский
86. Иситхокотхоло - зулусский (южноафриканский)
87. Истурмант - валлийский (британский)
88. Йырин - сакаиский (малазийский)
89. Кабас - марийский
90. Канга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) с деревянным или металлическим язычком
91. К"апи - тибетский бамбуковый
92. Кезыл пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск)
93. Кингай - ульчский (Хабаровск) железный
94. Кобза - белорусский металлический
95. Кобыз - туркменский металлический
96. Кобыз-тюнюр - алтайский
97. Ковыж - марийский
98. Кокин - китайский
99. Кома - танзанийский (восточноафриканский)
100. Ком-и - лимбуский (непальский)
101. Комос - алтайский
102. Комуз - киргизский деревянный
102". Комуз - тюркский
103. Комыж - марийский
104. Комыз - казахский металлический
105. Комыс - чукотский
106. Кон хле - седангский (вьетнамский)
107. Конг кле - вьетнамский
108. Конгипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
109. Кондывкон - эвенкийский (Сибирь, Китай) костяной
110. Коннапилль - эстонский металлический "инструмент-лягушка"
111. Копуз - узбекский и таджикский деревянный
112. Кордаун - эвенкийский (Сибирь, Китай)
113. Кубинг - южнофилиппинский бамбуковый
114. Кубыз - башкирский
114". Кубыз - волжскотатарский и башкирский металлический
115. Кулузун-хомуз - тувинский
116. Кумикайэ - удэгейский (Приморье, Хабаровск) деревянный
117. Кумыз - башкирский и татарский
118. Кунга - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
119. Кунгай - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
120. Кунгкай - удэгейский (Приморье, Хабаровск)
121. Кунка - нанайский (Хабаровск) металлический
122. Кункай - удэгейский (Приморье, Хабаровск) металлический
123. Кункан - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
124. Кункахи - негидальский (Хабаровск)
125. Кункон - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
126. Кунха - нанайский (Хабаровск) жестяной с острым игловидным язычком
127. Купас - чувашский
128. Кучи-бива - японский
129. Кха-ванг - тхакахиский (непальский) металлический
130. Кха-рнга - тибетский "ротовой барабан"
131. Кэнгипкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
132. Локангавава - мадагаскарский
133. Мабу - соломоновоостровной (океанийский)
134. Марранзану - сицилийский (итальянский) металлический
135. Маультроммель - немецкий "ротовой барабан"
136. Мачинга - сунуварский (непальский)
137. Мачунга - раиский (непальский)
138. Моду-гитарра - баскский (Испания, Франция)
139. Мондтром - голландский
140. Морсанг - индийский
141. Морсинг - индийский
142. Морчанг - индийский
143. Мосугитарра - баскский (Испания, Франция) металлический
144. Мосумусика - баскский (Испания, Франция) металлический
145. Муккуна - айнский (сахалинский российский)
146. Муккури - айнский (хоккайдский японский)
147. Муксу-гитарра - баскский (Испания, Франция)
148. Мунгига - швейцарский "ротовая скрипка"
149. Мундгармоника - немецкий 19 в.
150. Мундхарпе - датский металлический
151. Муннихарппу - финский
152. Муннспилль - норвежский
153. Муннхарпа - исландский
154. Муннхарпе - австрийский "ротовая арфа"
155. Мунхарп - норвежский
156. Мунчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
157. Мурсанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
158. Мурсинг - тамильский (индийский)
159. Мурчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
160. Муультруммле - швейцарский "челюстной барабан"
161. Мучанг - индийский металлический
162. Мучанга - бенгальский (индийский)
163. Мыны - нанайский (Хабаровск) железный
164. Ни ау кани - гавайский
165. Орган - украинский
166. Панар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
167. Панг теу инг - вьетнамский
168. Панга - ульчский (Хабаровск)
169. Пангар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
170. Пангипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
171. Пармупилль (parmupill) - эстонский "шмелиный инструмент"
172. Пиргипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
173. Покакакака - кукаостровной (океанийский)
174. Поль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) с деревянным язычком
175. Пургивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
176. Пургип-кавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
177. Пуссипели - финский металлический
178. Пымель - кетский (Красноярск) деревянный
179. Пымл - кетский (Красноярск) деревянный
180. Пымыль - кетский (Красноярск) деревянный
181. Пыныр язычковый - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) железный, костяной с орнаментом, бамбуковый
182. Пэнгивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
183. Раб нкас - бирманский
184. Рбаор
185. Рбиба - швейцарский
186. Ребаорбе - швейцарский
187. Риндинг - яванский (океанийский)
188. Рория - новозеландский бамбуковый
189. Рурия - маорийский (новозеландский)
190. Са трунфа - сардинский (итальянский)
191. Сага-сага - суматранский (океанийский)
192. Секебеку - южноафриканский
193. Сергёч кубос - чувашский
194. Сетёли - сотхоский (южноафриканский)
195. Скаччапенсьери - итальянский "изгонятель дум"
196. Суна да букка - румынский
197. Суупели - финский "челюстной инструмент"
200. Сууп-тумран - хантийский и мансийский
201. Суухарппу - финский "челюстная арфа"
202. Суяк-чанг-кобуз - узбекский и таджикский костяной
203. Тааветин харппу - финский "арфа Давида"
204. Темир ооз комуз - киргизский дугообразный железный, медный, бронзовый или латунный со стальным язычком
205. Темир-комуз - киргизский металлический
206. Темир-комыз - казахский металлический
207. Темир-комыс - тувинский металлический
207". Темир-комыс - хакасский металлический
207"". Темир-комыс - горно-алтайский металлический
208. Темир-кубыз - башкирский и татарский металлический
209. Темир-хомуз - тувинский
210. Темир-чанг - узбекский металлический кованый
211. Темир-чанг-кобуз - узбекский металлический
212. Темюр хуур - западномонгольский металлический
213. Тендор - мадхья-прадешский (индийский)
214. Террилбаканун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
215. Тивтив - китайский
216. Тимер кумыз - башкирский металлический
216". Тимер-кумыз - башкирский и татарский
217. Тимпан - румынский
218. Титапу - кукаостровной (океанийский)
219. Тои - лаосский
220. Томра - хантийский
221. Тонг - вьетнамский
222. Тоунг - вьетнамский
223. Трёмми - швейцарский
224. Тремоло - швейцарский
225. Тримми - швейцарский
226. Тримпи - швейцарский
227. Тромп - шотландский металлический
228. Тромпа - баскский (Испания, Франция)
229. Трумбла - румынский
230. Трумп - баскский (Испания, Франция) металлический
231. Трумпад - ирландский металлический
232. Тумра - мансийский костяной
232". Тумра - хантийский деревянный или костяной
233. Тумран - мансийский
233". Тумран - хантийский костяной
234. Тхен - вьетнамский
235. Тюмюр хуур - монгольский металлический
236. Улибав - филиппинский
237. Улибао - калингаский (филиппинский)
238. Умша-ковыж - марийский
239. Утете - самоанский (океанийский)
240. Хамыс - якутский
241. Хозон - нивхский (Хабаровск, Сахалин) деревянный или железный
242. Хомус - якутский металлический с одним-тремя язычками
243. Хомыс - якутский
244. Хоэн-тунг - таиландский
245. Хуанг - китайский
246. Хулсан хуур - западномонгольский костяной, роговой, бамбуковый или деревянный
247. Хулузун-комыс - тувинский бамбуковый
248. Хулузун-хомус - тувинский
249. Хур - бурятский
250. Хуулипели - финский "губной инструмент"
251. Хуулихарппу - финский "губная арфа"
252. Хуур - бурятский, монгольский
253. Цинфоргна - швейцарский
254. Чайдоромб - венгерский металлический
255. Чанг - пакистанский металлический
256. Чанги занона - таджикский
257. Чанг-кавуз - узбекский металлический
258. Чанг-кобуз - таджикский металлический
259. Чанг-комуз - узбекский-афганский
260. Чангу - сунуварский (непальский)
261. Чинфорна - румынский металлический
262. Шанфорна - румынский металлический
263. Шейвеле - литовский металлический
264. Шынкобуз - каракалпакский (Узбекистан, Афганистан)металлический, популярный среди женщин
265. Ыяш-хомус - тувинский деревянный
266. Эго - индонезийский (океанийский)
267. Юнгготан - малайзийский
268. Юринг - индонезийский
269. Юринг ранггуин - темиарский (западномалайзийский)
270. Юута лайсен харппу - финский
271. Юуталайсхарппу - финский металлический "еврейская железная арфа"
272. Яш-хомуз - тувинский

273. Риолина - Колумбия | Riolina - Colubia

Варган – широко распространившийся в настоящее время инструмент. Его название означает с древнегреческого «рот» (варгос), и это неудивительно, так как этот человеческий «орган» принимает в процессе игры важнейшее значение.

Главнейшие определяющие характеристики инструмента:

  • щипковый;
  • язычковый.

История происхождения


Обычно специалисты относят варган к семейству идиофонов . Эти инструменты специфичны тем, что источник звука – тело самого приспособления . Само же «дрожание» осуществляется за счет механической энергии, которую дает играющий. Используется натянутая туго мембрана или струна. Интересно, что некоторые исследователи считают, что идиофоны – древнейший тип музыкальных инструментов, именно им мы обязаны в зарождении целого направления искусства.

Этнологи сообщают, что подобные музыкальные механизмы присутствовали во всех мировых культурах и имеют широчайшее распространение, варьируются лишь модификации. Немногие знают, что к идиофонам можно отнести многие инструменты перкуссионного плана, но барабаны не подходят, так как там присутствуют мембраны, являющиеся источником звука.

Можно разделить это семейство (идиофоны) на следующие категории:

  1. ударные;
  2. щипковые;
  3. фрикционные;
  4. духовые идиофоны.

Интересной разновидностью является «эолова арфа», которая приводится в действие природным путём. Перечислим некоторые народные идиофоны, которые были свойственны древнерусской культуре:

  • погремушка;
  • трещотка;
  • трензель;
  • пастухальница;
  • рубель и др.

Во время появления и распространения всех перечисленных инструментов стали появляться и первые модели варгана. В различных народах он имел свое название. Первоначально использовались для изготовления подсобные материалы – дерево, кость и др. Далее с появлением металла появились металлические варганы, которые стали делать из самых различных сплавов, чтобы получить специфическое звучание. Металлическая рамка стала называть дугой, а в целом инструмент стали относить к новому классу – дугообразные.

Были и цельно-сплавные модели:

  • медные;
  • бронзовые;
  • железные;
  • серебряные и др.

Виды варганов


На самом деле, специалисты разделяют все органы на два больших типа: пластинчатые и дугообразные . На территории СНГ можно встретить только второй тип, первый практически не распространен. Пластинчатый представляет собой пластину, узкую и тонкую, в которую вставлен язычок, прямо в середине. Малую популярность имеет потому, что это восточная, вьетнамская разновидность, там его называют «дан мои».

Дугообразный варган встречается и на отечественном пространстве и в странах Европы. Это гнутая проволока, база, в которую вставляется язычок, имеющий на конце специальный крючок для удобства в игре. Иначе такой инструмент называют дуговым или кованым. Существуют варганы, в которых несколько язычков, прежде всего стоит упомянуть китайский – «косуян» и якутский «икки».

Попробуем перечислить этнические варганы:

  • камбоджийский (ангкут);
  • алтайский (комус);
  • башкирский;
  • татарский (кубыз);
  • белорусский;
  • непальский (мурчунга);
  • венгерский (доромб);
  • русский (зубанка) и др.

Конструкция варгана


Конструкция варгана чрезвычайно проста. Наверное, поэтому его называют самым простым, примитивным инструментом. Кованый корпус и закрепленный в нем язычок, который отводят рукой, чтобы он начал вибрировать. В духовых гармониках похожий принцип, но там язычок отгибается посредством прохождения сквозь него потока воздуха. Разумеется, каждый тип этнического органа имеет свои конструктивные особенности, это в конечном итоге влияет и на звук – он может быть и «тяжелым» и совсем «тоненьким». Некоторые профессионалы могут распознать отдельные виды варгана на слух.

Звучание


Несмотря на свою конструктивную простоту, варган обладает неповторимым звучанием , при этом многим оно кажется неестественным, компьютерным, электронным. Инструмент считается самозвучащим. Исполнить на нём традиционные мелодии, а также некоторые танцевальные ритмы, которые применялись для создания ритуальной атмосферы в древности. Сейчас эти вибрирующие звуки были изучены и исследователи отмечают, что варган обладает богатым тембром и диапазоном звукоизвлечения, причем разброс частот происходит от самых низких, до самых высоких 16-20.000 Гц. Сейчас во многих странах мира происходит возрождение этого инструмента, его включают во всевозможные ансамбли этнической музыки, а также используют в качестве перкуссионного дополнения.

Случаются прецеденты использования варгана как солирующего инструмента. Стоит варган недорого, поэтому каждый может себе позволить иметь дома это нехитрое приспособление. Извлечение звука происходит посредством руки, а закрепляется инструмент во рту. Существует множество различных техник, которые позволяют добиться потрясающего результата. Специфический звук варгана очень ценится в настоящее время, но его нельзя настроить или изменить, для этого нужно применить другие материалы для корпуса и язычка. В целом инструмент заслуживает самой высокой оценки, и по праву называется «прародителем всех музыкальных инструментов». В сети можно найти множество обучающих роликов для начинающих, которые дадут основы для примитивной игры.

Вы можете

Видео

Слушать варган : Михаил Завгородний : Шаманская музыка на варгане. Исполняет Любовь Тарабарина. : Транс на варгане. Исполняет уличный Музыкант. : Басовый варган : Когда б имел златые горы : Хомус - якутский инструмент. Исполнение в клубе. Владислав Надишана : Алтайский варган и горловое пение. Группа "Новая Азия". Шаман и змея. : Варган в лесу : Дан Мой - вьетнамский инструмент. Вызывает солнце.

Варган (Хомус, Кубыз)

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото :





Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.


  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.


  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Разновидности

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

  • якутский хомус – изготавливается из кованой стали. Главное отличие – звук громкий и продолжительный с «трещащим» тембральным окрасом, что является результатом увеличенного размера язычка.
  • Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.
  • Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.
  • Непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов. Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

Исполнители


Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, а вот виртуозное исполнение на инструменте доступно далеко не каждому, чтобы приобрести определенное мастерство необходимо много тренироваться. Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. Талантливых музыкантов, которые в нынешнее время поражают слушателей своей виртуозной игрой на инструменте довольно много, каждый варганист имеет свой неповторимый стиль исполнения. Одни исполнители не только виртуозно импровизируют, но и очень интересно экспериментируют в авангардных стилях современной музыки, другие очаровывают слушателей ансамблевым исполнением или «электронным» звучанием инструмента. Среди варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную (Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Видео: слушать Варган

Варган / Хомуз / Кубыз / Зубатка / Дрымба

Варган (от лат. "organum", греч. "organon" - музыкальный инструмент) распространен по всему миру, имеет множество модификаций и больше сорока различных названий.

Наиболее употребимые названия варгана : комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза). *

В Америке варган называют "еврейская лира" - Jew"s harp (Jew harp, Jew"s harp, Juice harp) . На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира.

В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri или Koukin в Японии, Kumbing или kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.

До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана. Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, Монголии и островах Океании.

Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках - изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.

Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.

Выделяют два типа варганов – пластинчатый и дугообразный . Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную, реже – металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки.

Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. С помощью варгана можно извлечь только одну ноту, но очень широко варьировать тембровую окраску звука. Наиболее выразительным в этом плане считается якутский варган.

Варган состоит из неподвижного корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона с рукояткой и дужками, между которыми проходит язычок. Все вместе образует колебательный контур с системой резонаторов. Колебания создаются путем дергания язычка. Они передаются на корпус, его дужки, а через них – на верхнюю и нижнюю челюсти музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко- и низкочастотных резонаторов.

Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины.

Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.

Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях - например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия.

В начале XIX века немецкий мастер И.Г. Шайблер создал на основе нескольких хомусов новый концертный инструмент и назвал его аура . Аура состояла из металлического диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из классического репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским мастером была сделана первая губная гармоника . В ее основе стоял ряд маленьких варганов выстроенных по высоте звучания. Чуть позже губную гармонику снабжают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян . После распространения этих инструментов, варган в странах Европы окончательно забывают

Cамый крупный в мире музей хомузов существует в Якутске, Саха.

Видео пример игры на варгане, хомусе, комузе, зубатке, дрымбе в композиции Токэ-Ча:

Похожие публикации