Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Сроки допуска к занятиям физической культурой после некоторых перенесенных заболеваний. Медицинские противопоказания Допущен к занятиям физической культурой и спортом

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей. Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

  • 1. Выявление противопоказаний к физической тренировке;
  • 2. Определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;
  • 3. Контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год). В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:
  • 1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).
  • 2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.
  • 3. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • 4. Осуществление оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий в процессе занятий физкультурой и спортом.
  • 5. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.
  • 6. Проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
  • 7. Санитарный надзор за местами и условиями проведения соревнований, занятий по физической культуре и спорту.
  • 8. Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.
  • 9. Профилактика спортивного травматизма и патологических состояний, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.
  • 10. Организация и проведение мероприятий по восстановлению физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.
  • 11. Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.
  • 12. Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.
  • 13. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.
  • 14. Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Система организации врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений. Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля. Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль. Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

  • - дети детских дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;
  • - учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений;
  • - студенты высших учебных заведений - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

Члены физкультурных коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. В спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д. Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д. В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

Методы врачебного обследования.

  • 1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.
  • 2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.
  • 3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.
  • 4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.

Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении массы тела.

Проект нового документа (Г.А.Макарова, А.Б.Краснов, 2000), составленный на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988), представлен ниже.

8.8.1. Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом

Существующие на сегодняшний день документы, в которых суммированы основные заболевания и патологические состояния, препятствующие допуску к занятиям спортом, нуждаются в серьезной переработке. Проект нового документа, представленного ниже, составлен на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988).

Все острые и хронические заболевания в стадии обострения.

II. Особенности физического развития.

    Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.

    Все виды деформаций верхних конечностей, исключающие или затрудняющие возможность выполнения различных спортивных упражнений.

    Выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости.

    Выраженная деформация таза, влияющая на статику тела или нарушающая биомеханику ходьбы.

    Укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке; выраженное искривление ног внутрь (Х-образное искривление) или наружу (О-образное искривление) при расстоянии между внутренними мыщелками бедренных костей или внутренними лодыжками большеберцовых костей свыше 12 см.

III. Нервно-психические заболевания. Травмы центральной и периферической нервной системы.

1. Психотические и непсихотические психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга. Эндогенные психозы: шизофрения и аффективные психозы. Симптоматические психозы и другие психические расстройства экзогенной этиологии.

Лица, имеющие легкое кратковременное астеническое состояние после острого заболевания, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

2. Реактивные психозы и невротические расстройства.

Лица, имевшие острые реакции на стресс, нарушения адаптации и незначительно выраженные невротические расстройства, характеризующиеся в основном эмоционально-волевыми и вегетативными нарушениями, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

3. Умственная отсталость.

4. Эпилепсия.

6. Травмы головного и спинного мозга и их последствия.

7. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга и их последствия (субарахноидальные, внутримозговые и другие внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, транзиторная ишемия мозга и др.).

Лица с редкими обмороками подлежат углубленному обследованию и лечению. Диагноз «нейроциркуляторная дистония» устанавливается только в тех случаях, когда целенаправленное обследование не выявило других заболеваний, сопровождающихся нарушениями вегетативной нервной системы. Даже при наличии редких обмороков подобные лица не могут быть допущены к занятиям единоборствами, сложно-координационными, травмоопасными и водными видами спорта.

8. Органические заболевания центральной нервной системы (дегенеративные, опухоли головного и спинного мозга, врожденные аномалии и другие нервно-мышечные заболевания).

9. Заболевания периферической нервной системы (включая наличие объективных данных без нарушения функций).

10. Травмы периферических нервов и их последствия (включая легкие остаточные явления в форме незначительно выраженных нарушений чувствительности или небольшого ослабления мышц, иннервируемых поврежденным нервом).

11. Последствия переломов костей черепа (свода черепа, лицевых костей, в том числе нижней и верхней челюсти, других костей) без признаков органического поражения центральной нервной системы, но при наличии инородного тела в полости черепа, а также замещенного или незамещенного дефекта костей свода черепа.

12. Временные функциональные расстройства после острых заболеваний и травм центральной или периферической нервной системы, а также их хирургического лечения.

Лица перенесшие закрытую травму головного и спинного мозга, при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы могут быть допущены к занятиям спортом не ранее, чем через 12 месяцев после полного излечения (не рекомендуются травмоопасные виды спорта).

Важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний являются систематические занятия физическими упражнениями и закаливание организма. Физическое воспитание детей, осуществляемое на научной основе с раннего возраста, предопределяет правильное развитие школьника, подростка, обеспечивает высокую работоспособность взрослого человека, его трудовую и социально активность.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения - естественные и специально организованные. Объем их определяется биологическими особенностями организма. Естественную биологическую потребность ребенка в движении называют кинезофилией.

Суммарная двигательная активность за определенный промежуток времени (час, сутки, неделя и др.) оценивается по продолжительности двигательного компонента, количеству локомоций (шагов) и величине энергозатрат. Двигательная активность человека зависит от ряда биологических и социальных факторов, важнейшими из которых являются его возраст, пол, климатические условия, сезон года, состояние здоровья, образ жизни семьи, наличие благоприятных условий для занятий различными видами спорта и др. Дефицит движений вызывает в организме многообразные изменения от адаптивных до предпатологических и патологических и обозначается термином гипокинезия. Чрезмерная двигательная активность встречается у юных спортсменов при ранней спортивной специализации и форсированной спортивной подготовке, она связана с истощением симпато-адреналовой системы и называется гиперкинезией.

Физическое воспитание - это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности.

Правильно организованное физическое воспитание является фрагментом системы оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях. Оно осуществляется на основе следующих принципов:

Соответствие средств и форм физического воспитания возрасту, полу, состоянию здоровья и физической подготовленности ребенка;

Систематичность, регулярность занятий;

Постепенное увеличение нагрузок;

Комплексность воздействия разнообразных средств и форм физического воспитания;

Учет индивидуальных особенностей и функциональных возможностей организма ребенка.

Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные движения, личная гигиена.

Система физического воспитания включает в себя четыре вида обучения, которые в общеобразовательных учреждениях разного типа обеспечиваются конкретными организационными формами.


Основное обучение включает занятия и уроки физической культуры. Дополнительное обучение обеспечивается следующими видами: физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах и прогулках, час здоровья в группах продленного дня. Факультативное обучение представлено внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных кружках и секциях, в группах лечебной физкультуры, ежемесячными днями здоровья и спорта. Самостоятельное обучение включает подвижные игры, экскурсии, походы с родителями, занятия в группах (клубах) плавания, закаливания, бега, велоспорта, тренировки по индивидуальному плану.

Составной частью физического воспитания является закаливание, которое представляет собой комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Специфический эффект закаливания вызван направленным развитием и совершенствованием терморегуляторных механизмов ответа организма на воздействие метеорологических факторов, прежде всего на низкие температуры. Неспецифический эффект проявляется через повышение иммунологической сопротивляемости организма детей, что приводит к снижению заболеваемости.

Закаливающие мероприятия подразделяют на общие и специальные. Общие включают в себя элементы закаливания в повседневной жизни: ежедневные гигиенические водные процедуры, душ, купание, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, регулярное проветривание помещений. К специальным закаливающим процедурам относят гимнастику, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Возможности физического воспитания расширяются при наличии плавательного бассейна и сауны. Возрастные регламенты плавания, пребывания в сауне, температурный режим воды в бассейне и термокамере и прочие условия обоснованы и принципиально отличаются от таковых для взрослых.

Контроль за физическим воспитанием в образовательных учреждениях осуществляют медицинский персонал учреждения и врач по гигиене детей и подростков ЦГСЭН по следующим направлениям:

Контроль за состоянием здоровья детей - определение группы физического воспитания, индивидуальных назначений, допуск к урокам после перенесенных заболеваний, допуск к соревнованиям;

Контроль за условиями проведения занятий, правильным подбором одежды и обуви в соответствии с метеоусловиями;

Контроль за организацией и методикой проведения занятий и уроков (структура, плотность, набор упражнений, интенсивность и др.);

Оценка влияния физической нагрузки на организм ребенка с использованием пульсометрии и хронометража;

Профилактика травматизма;

Оценка эффективности физкультурных занятий в динамике года.

Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм представлены в таблице.

Занятия по физической культуре призваны обеспечить минимальный уровень двигательной активности для студентов с оздоровительной целью. На самих занятиях интенсивность нагрузки может быть весьма и весьма высокой. С ней может успешно справиться только практически здоровый студент. Однако статистика последних лет неутешительна. Состояние здоровья школьников старших классов – будущих абитуриентов – неуклонно ухудшается. А это означает, что с каждым годом будет увеличиваться количество студентов, имеющих определённые ограничения в отношении физической нагрузки. Это серьёзный факт, который нельзя игнорировать, особенно учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье студентов на занятиях по физической культуре несёт преподаватель. Одним из обязательных условий допуска и занятиями физкультурой в вузе является предоставление студентов медицинской справки с заключением врача о состоянии и группе здоровья. Подобные медосмотры организуются самими вузами. Данные мероприятия строго не регламентированы в отношении количества медосмотров, контингента, подлежащего его прохождению и т.д. В итоге в настоящее время нет единой структуры проведения медосмотра в вузах. В некоторых из них студентов осматривают только на первом курсе, в некоторых – студентов первого и второго курсов, в некоторых – студентов с первого по четвёртый курс и т.д.

Вообще, медицинский допуск к занятиям по физической культуре – это отдельная и проблемная в настоящее время тема. Не совсем понятны недавно введённые новшества, касающиеся запрета на полное освобождение от практических занятий. С одной стороны, безусловно, необходимо привлекать молодёжь как можно более массово к физической активности. Однако есть ситуации, когда подобные занятия не могут быть рекомендованы ни при каких условиях. Речь идёт о таких серьёзных диагнозах, как сердечная недостаточность, серьёзные проблемы со зрением, тяжёлые формы астмы и т.д. Ведь едва ли не главной целью оздоровительных занятий является укрепление здоровья студентов, но не его ухудшение, и уж тем более не провокация приступов болезни.



Ещё один сомнительный момент – это сокрытие по желанию студента его диагноза. Конечно, информация о заболеваниях человека должна носить строго конфиденциальный характер и ни при каких условиях не должна стать всеобщим достоянием. Однако преподаватель должен знать о проблемах своих студентов, поскольку именно он несёт за них ответственность на уроке. Кроме того, в зависимости от того или иного диагноза, для конкретного студента может быть составлен индивидуальный комплекс упражнений, или студент может быть освобождён от тех заданий, которые будут ему противопоказаны. Но подобные решения возможны только при полной и своевременной информированности преподавателя о состоянии здоровья его студентов.

Также представляется своевременным отметить не всегда качественное проведение медицинского осмотра в вузах для допуска к занятиям по физической культуре. Из-за большого потока студентов такие осмотры зачастую проводятся поверхностно и базируются на тех сведениях, которые предоставляются из тех медицинских заведений, где обучающийся наблюдался ранее. В результате имеют место быть такие ситуации, когда студенты с серьёзными диагнозами не получали в заключительной справке отметку об отнесении их к специальной медицинской группе. И напротив, те, у кого состояние здоровья вполне позволяли заниматься в общей группе, получали право на облегчение нагрузки, т.к. были отнесены к специальной группе. Одним из основных факторов подобной проблемы является катастрофическая нехватка медицинского персонала и крайне низкие зарплаты, что совершенно не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Да и сама система вузовского медосмотра нуждается в усовершенствовании. Возможно, следовало бы создать несколько государственных медицинских центров исключительно для студенчества, в которые люди, получающие высшее образование, могли бы обращаться за любой квалифицированной медицинской помощью, в том числе и за допуском к занятиям по физической культуре.

Именно этой проблемой вызвана необходимость проведения преподавателями-практиками по физической культуре специального анкетирования со студентами первого курса в начале каждого учебного года, касающегося состояния их здоровья. Студентам разъясняется, для каких целей преподаватель осуществляет сбор конфиденциальной информации медицинского характера, до сведения обучающихся доводится важность своевременного информирования и проблемах со здоровьем, а также о возможных послаблениях при проведении практических занятий. И если выясняется, что у будущего обучающегося имеются проблемы со здоровьем, которые не нашли отражение или нашли в недостаточной степени отражение в медицинском заключении, преподаватель вынужден сам принимать решение о дозировании нагрузки для такого контингента, а в отдельных случаях – и вопрос о допуске к практическим занятиям.

По итогам медицинского осмотра в вузе каждый студент получает медицинское заключение в виде справки с указанием группы здоровья, к которой относится, исходя из основных показателей состояния здоровья на момент похождения комиссии и на основании медицинских документов, свидетельствующих о наличии каких-либо проблем со здоровьем или об их отсутствии.

Традиционно выделяются три основные группы здоровья: основная, подготовительная и специальная.

К основной группе здоровья относятся студенты, не имеющие серьёзных противопоказаний к занятиям физической культурой. Предполагается, что такие студенты могут избрать для себя любой вид спорта или заниматься в группах общефизической подготовки без каких-либо ограничений по интенсивности нагрузки, сложности выполняемых упражнений и сдаче контрольных тест-нормативов на результат.

К подготовительной группе здоровья относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые в целом не препятствуют регулярным занятиям физической культурой, однако всё-таки предполагают ряд ограничений, в зависимости от диагноза. Это может быть частичное или полное освобождение от сдачи контрольных нормативов (при астме, при проблемах с сердцем, суставами), освобождение в процессе занятия от беговых или прыжковых упражнений (например, при прогрессирующей миопии) и т.д. В данном случае необходим самоконтроль за своим самочувствием и со стороны самого студента. Особенно не допустимо выполнение упражнений, противопоказанных ему согласно имеющемуся диагнозу.

К специальной группе относятся студенты, имеющие значительные и очень серьёзные проблемы со здоровьем. Подавляющее большинство студентов, отнесённых к этой группе, с ограничениями (иногда весьма серьёзными), но всё-таки могут заниматься физической культурой. Разумеется, они освобождаются от сдачи каких бы то ни было нормативов. Освобождаются от повышенной пиковой нагрузки в процессе самого урока – в основном, это относится к беговым и прыжковым сериям упражнений. Однако решение об ограничении нагрузки или полном её исключении должно приниматься преподавателем на основании диагноза в каждом конкретном случае индивидуально. Необходимо пару слов сказать о группе занимающихся, которые ни при каких условиях не могут быть допущены к практическим занятиям по физической культуре. Это студенты, для которых даже умеренная физическая нагрузка может привести к смертельному исходу (например, порок сердца), а также инвалиды, для которых выполнение типичных физических упражнений не представляется возможным (например, при ампутации конечностей или при слепоте). Разумеется, для такого контингента студентов должен быть обеспечен индивидуальный подход. Задания должны быть адекватными состоянию здоровья обучающихся. Допускается выполнение теоретических заданий.

Контрольные вопросы.

1. Каковы условия допуска к практическим занятиям по физической культуре в вузе?

2. С какими проблемами сталкиваются преподаватели и студенты в процессе медосмотра в вузах?

3. Какие группы здоровья Вы можете перечислить?

4. Дайте характеристику каждой из групп здоровья.

Федеральное медико-биологическое агентство

Федеральное государственное учреждение «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства»

Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов

Допуск к занятиям физической культурой
и спортом при заболеваниях органов зрения

Высокие достижения в современном спорте не представляются возможным без всестороннего медицинского обеспечения спортсменов в силу очевидной взаимосвязи между спортивными результатами и уровнем функционального состояния зрительного анализатора. Хорошо известно, что до 90%-95% всех физических движений контролируется визуально, при этом особая роль придается видам спорта, в которых качественное зрение в условиях интенсивной зрительной нагрузки непосредственно связаны с высоким уровнем зрительной работоспособности. В специальной литературе отмечается, что даже минимальная (на 0,25 дптр) коррекция рефракции глаза может существенно улучшить спортивные результаты (Спинелл М.Р., 1993). Наряду с этим, важно отметить, что условия профессиональной деятельности могут оказывать негативное влияние на орган зрения. Кроме того, по данным диспансерного наблюдения у спортсменов отмечаются травмы глаза, требующие хирургического вмешательства (Джонс Н.П., с соавт. 1996). Последнее положение представляется особенно актуальным для участников параолимпийских игр.

Несмотря на очевидность изложенных положений, к настоящему времени как в нашей стране, так и за рубежом, практических мероприятий по решению проблемы обеспечения высокого уровня «профессионального» зрения спортсменов явно недостаточно. К примеру, в исследовании, проведенном в США (цит. По Гриффите Д.,2006), указывается, что около 25% спортсменов высшей категории никогда не проходили полное офтальмологическое обследование, у более 30% состояние зрения требовало оптической (хирургической) коррекции. Данные по диспансерному обследованию зрения российских олимпийцев в литературе практически отсутствуют, однако можно прогнозировать аналогичные результаты.

Результаты исследования отечественных корифеев офтальмологии (Э.С. Аветисов, Ю.Н. Курпан, Е.И. Ливадо. Занятия физической культурой при близорукости. М.: «Медицина», 1984 г.), особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза. Врачи часто сталкиваются с ситуацией когда детям с миопией вынуждены отказывать в занятии спортом, что в свою очередь приводит к гиподинамии и следовательно прогрессированию близорукости.

Острота зрения во многом описывает результативность и фурор в большинстве игровых видов спорта: лучше видишь - лучше итог! Очки не постоянно могут обеспечить адекватную коррекцию зрения из-за способности их падания, поломки, трудности сочетания с защитными касками и шлемами, которые употребляют спортсмены. К тому же очки заметно уменьшают периферическое поле зрения, затрудняя ориентацию игрока. Очки могут запылиться и запотеть, а в стремительных силовых видах спорта - сами по себе стать источником завышенной угрозы при столкновении. Не стоит забывать и о психологическом нюансе ношения очков - они подчеркивают слабые места спортсмена и дают его противнику некое преимущество.

Рекомендуя различные методы коррекции (очки, линзы, ортокератология, рефракционная хирургия) для клиента-спортсмена, нужно учесть особенности зрения, присущие конкретному виду спорта, включая остроту и поле зрения, скорость движения глазного яблока, глубину восприятия и контрастную чувствительность. В большинстве игровых видов спорта тело человека двигается вперед, при всем этом глаза смотрят вперед и вверх, потому при рекомендации метода коррекции необходимо направить внимание на их стабильность и безопасность.

При выборе средств коррекции нужно учесть продолжительность спортивных мероприятий. Большая часть спортивных соревнований все еще продолжается не более 3-5 часов, но у неких спортсменов они могут продолжаться существенно дольше (а именно, велосипедные гонки, альпинизм, спортивный марафон).

Необходимо учесть и условия окружающей среды. Применительно к спорту в это понятие включают не только условия проведения соревнований либо тренировки, но и особенности функционирования глаз в этих условиях - химизм слезной жидкости, положение век, частоту мигания. Быстрые движения глаз либо быстрое движение самого спортсмена могут привести к более быстрому высыханию слезной пленки, также влияет долгая фиксация взора с уменьшением частоты мигания.

В последнее время с появлением новых газопроницаемых материалов в офтальмологии произошли колоссальные изменения в области применения контактных линз ночного режима ношения (ортокератология). Применение ортокератологии имеет ряд преимуществ перед существующими методами коррекции аметропии. Эти преимущества дают возможность применить ортокератологию у спортсменов, расширяя их возможности в выборе вида спорта и снимая многие ограничения которые были связаны с применением других средств коррекции.

Разработанная авторами таблица стандартов, вносит ясность в вопросе о возможных видах спорта при различных заболеваниях органа зрения и средствах коррекции, учитывая достижения контактных методах коррекции так и рефракционной хирургии.

В представленных материалах, следует отметить логичность построения, основанная на базовых положениях - международной классификации глазных болезней в системе МКБ-10 и перечень олимпийских видов спорта. Наряду с этим, выделены градации по медицинским показаниям (занятия данными видами спорта запрещены, влияние на спортивную результативность, ограничение по росту спортивной результативности) что является, важным с позиций индивидуального подхода к экспертному решению. Разработанная таблица с применением современных достижений в офтальмологии и новых методов коррекции аметропии различных степеней не только облегчает работу врача-офтальмолога, но и оберегает здоровье спортсменов и решает актуальные вопросы, возникающие у спортсменов и тренерского состава.



Похожие публикации