Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Годы жизни марка антония. Последняя битва и смерть марка антония. Вдали от родины

С. БУНТМАН: Добрый вечер всем. 18 часов 8 минут, и вот мы сейчас все здесь. Наталия Ивановна Басовская, добрый вечер.

Н. БАСОВСКАЯ: Добрый вечер.

С. БУНТМАН: Сергей Бунтман, я веду. Я все разглядываю приз, который вы получите, я надеюсь. У нас сегодня будет три победителя, три альманаха получат. Но вот первый из них… я причем сначала, это называется, мартышка к старости еще и совершенно другими делами озабочена. Мартышка – это я. Я смотрю: что такое? Вот я думал, то ли бразильские футболисты, вот Жулио Сезар… да, вот есть такой вратарь бразильский.

Н. БАСОВСКАЯ: Похож, да?

С. БУНТМАН: Да, оказывается, это 12 цезарей, привезенные добрым Венедиктовым. Я бы, конечно, прикарманил, а вот Венедиктов прямо слушателям привез из города Кельна, который у нас назывался…

Н. БАСОВСКАЯ: Это их изображение на монетах.

С. БУНТМАН: … это римская колония. Да, это изображение, копия изображения на монетах. Причем 12 цезарей как в великолепной, знаменитой, любимой книге Светония, вот в том и порядке. Сейчас я задам вопрос, который относится к нашему герою. А сегодня у нас герой – Марк Антоний. Оказывается, он был у нас не задействован. Такой вот и герой, и герой-любовник, и полководец, и политик тонкий, кстати, говоря.

Н. БАСОВСКАЯ: Это большой вопрос.

С. БУНТМАН: Давайте займемся римскими именами, потому что мы знаем: Гай Юлий Цезарь, Марк Туллий Цицерон, да? Вот три имени обычно. Один называется преномен, вот это первое имя, личное, второй – номен, фамилия фактически. И когномен – это прозвище или ветка рода. Вот скажите мне пожалуйста, что же такое у Марка Антония, что у него с прозвищем-то, вообще-то, что у него происходит с прозвищем? Вот давайте, скажите, что у него происходит с прозвищем, что у него за прозвище такое.

Н. БАСОВСКАЯ: Вопрос непростой.

С. БУНТМАН: Марк Антоний. Да-да-да. Вот хитрый Алексей Алексеевич сказал: не очень так вопрос… Да, вот подарок ценный, мне его жалко отдавать, сразу скажу.

Н. БАСОВСКАЯ: Коварство.

С. БУНТМАН: И не забудьте, что наши прекрасные альманахи, второй выпуск избранного «Дилетанта», будет у каждого из трех, а у первого будет еще плюс, будет такая коллекция монет замечательная совершенно. Причем по настоящим монетам они отчеканены…

Н. БАСОВСКАЯ: Они делают реплики очень хорошо.

С. БУНТМАН: Здорово, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Это, как правило, музеи делают европейские, и делают очень хорошо. Но обратимся к нашему…

С. БУНТМАН: Да. Сейчас я назову телефон только: +7-985-970-45-45. Вот. Ну что же, давайте. Марк Антоний.

Н. БАСОВСКАЯ: Произносишь это имя – и удивительный эффект. Я потом вернусь к этой мысли. Говоришь «Марк Антоний», а выплывает сразу не единичная фигура зрительно, а некая плеяда ярчайших лиц. Отделим ли он от лица и фигуры Гая Юлия Цезаря, того же самого Марка Туллию Цицерона, бесподобной Клеопатры, Помпея, Гнея Помпея? То есть, произносишь имя – это был такой момент в жизни, истории Рима – и целая плеяда людей.

Кто персонально он в этой яркой римской истории? Годы жизни: 83 – 30 годы до новой эры, первый век до новой эры. Но самый конец, завершающий этап разрушения Римской республики, на пороге ее превращения в империю. В сущности, я бы сказала, этот этап я бы назвала просто агонией Римской республики, казавшейся когда-то непобедимой. Персонально он… я вот скажу так простыми словами: вояка, рубака, гуляка. Казалось бы, откуда след в истории? Тем не менее, он к этому не сводится. Но эти его качества дали толчок к тому, чтобы его фигура попала в художественные произведения и ярко в них запечатлелась: у Шекспира, Бернарда Шоу, например, это яркая фигура, при этом романтизированная. Причина романтизации – это, на мой взгляд, закат его жизни, финал, который, видимо, будет у нас даже не сегодня.

Один из реальных политиков-разрушителей Римской республики. Разрушение шло под прекрасными лозунгами. Ну, какие лозунги в политике бывают? То, что разрушается, объявляют объектом спасения. Так было в эпоху гражданский войн в Риме. Все они спасают республику.

С. БУНТМАН: Конечно, и все республикой клянутся, от Цезаря… Да, Наталия Ивановна…

Н. БАСОВСКАЯ: Зная прекрасно, что они убивают.

С. БУНТМАН: Я сейчас уточню, потому что первый совет: не надо бросаться на первое, что вам дает интернет. Ха-ха-ха. Не надо.

Н. БАСОВСКАЯ: Это вам советуют?

С. БУНТМАН: Нет, я говорю, я говорю слушателям, которые отвечают на вопрос.

Н. БАСОВСКАЯ: Да-да-да.

С. БУНТМАН: Что такое с прозвищем странное, что отличает его от многих современников?

Н. БАСОВСКАЯ: Загадочно

С. БУНТМАН: Догадайтесь, догадайтесь. Тут уже сотня ответов пришла, и многие неправильные.

Н. БАСОВСКАЯ: Уже забеспокоились, понятно.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: И все-таки Марк Антоний – человек, занимавший больше десяти должностей в системе римских магистратур. Смерть республики в Риме была своеобразна, но тоже типична для всяких политических событий. Считалось, что она жива, хотя реально, начиная с 27 года до новой эры, правил один человек – это был Октавиан поначалу с прозвищем Август. Затем это уже были люди, прямо называвшиеся императорами. Наступила пора империи. Но долгое время, да практически все время, в какой-нибудь форме сохранялась видимость республиканских драпировок в виде сохранения должностей, которые назывались в Риме магистратурами. Так вот, он занимал более десяти должностей в системе римских магистратур, от префекта конницы, трибуна, проконсула до консула. Все-таки консул 34-го года до новой эры – это остался в истории… любой консул был замечен, и в истории великих фигур… то есть, с 44-го года до новой эры, в год смерти Цезаря. И, тем не менее, он в тени великих фигур, вот на мой взгляд, и я постараюсь это показать. Хотя он занимал, вот вплоть до консульской должности, и входил в состав так называемого второго триумвирата.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Дважды в процессе агонии по три человека. Вот интересная магия. Русский фольклор, русская традиция, русские пословицы очень любят, чтобы все было по три раза: три раза невод забрасывает старик в сказке о рыбаке и рыбке…

С. БУНТМАН: Нет, 3, 9, 12 – это любимое, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Магические цифры. Троица. Римлянам этого времени было все равно, христианство не пришло в Рим, то есть, Троица для них не существует. И все равно три. Рим в конце его жизни, великое римское государство, называвшееся тогда республикой, делили дважды на троих. В русской традиции звучит занятно. И вот при втором разделе одним из троих – в 43-м году до новой эры – был именно Марк Антоний. То есть, фигура заметная.

Давайте посмотрим, что за жизнь у него была. Она была яркая, и потому дала повод для всяческих воплощений его образа художественных. Он происходил из, как пишут все римские авторы… о нем все писали, и сразу после него, и много позже, и во всех биографиях сравнительных он фигурирует. И он происходил из знатного плебейского рода. Для русского уха опять звучит странно.

С. БУНТМАН: Что такое за знатный плебейский род?

Н. БАСОВСКАЯ: «Знатный плебейский» - сочетание странное.

С. БУНТМАН: Но это республика римская…

Н. БАСОВСКАЯ: Для Рима нормальное. Не потому, что даже республика, а потому, что плебеи когда-то, на заре римской истории, 8 – 6-й века до новой эры, они были угнетенным сословием бесправным. Есть разные версии происхождения этого сословия плебеев, что, может быть, это потомки первоначального населения, затем завоеванного в Лациуме. Ну, не будем погружаться в это. У них не было всей полноты прав, и они долго и отчаянно бились за то, чтобы стать совершенно такими же, как и полноценные граждане этого формирующегося государства, которое потом назовут полис, город-государство, республика-государство. Очень своеобразная античная форма. И они добились этого, путем многих сражений, битв, законодательств. Ликурговы законы особенно важны. Когда они добились, то плебеи, получившие такие же права, как все римляне, как нобилитет (это знать, верхушка), появилось понятие «знатный плебейский род» и «незнатный», так же, как у всех первоначальных жителей Рима.

Его предки были заметными людьми. Их звали одинаково, и отца, и деда звали одинаково, тоже Марк Антоний. Отец был претором, претор Марк Антоний. Претор – это младший коллега консула, это очень важная должность, правая рука одного из двух первых лиц этого государства, ибо там два лица, два консула воплощали высшую власть при расцвете республики. И вот это младший коллега консула, возникшая должность с 4-го века до новой эры, она имела большие полномочия, прежде всего судебные, и поэтому ценилась. Претор – это видная фигура, это отражается в записях, что был такой человек.

А вот дед его, дед был, тоже Марк Антоний, ритором. Ритор – тоже особый античный вид занятий. Это человек, сам умеющий произносить речи… красноречие было нормой, нормальным обязательным качеством гражданина полиса. Нельзя было жить в полисе и быть не красноречивым совсем, потому что их политическая жизнь обеспечивалась языком, речью. Высшим воплощением были великие ораторы, такие, как в Греции Демосфен, в Риме – Цицерон. Но любой человек должен уметь. Так вот, ритор – это не только тот, кто сам умеет и при необходимости произнесет речь, он может по заказу, со временем за деньги, написать заказанную ему речь. И может давать уроки мастерства риторского. Не самая уважаемая должность, кто-то ее не уважал. Ну, что это? Наемный учитель. Тем не менее, предполагающая интеллект и развитие.

Мать. Юлия Антония – ее имя. И тоже из знатного рода.

Юность Марка Антония была абсолютно разгульной, довольно типичной для вот этой золотой молодежи времен поздней республики. Он, - все пишут, - много шлялся по улицам в шумной компании друзей, обожал транжирить деньги, растрачивал их легко, вел беспорядочный образ жизни. Чем это, в итоге, на каком-то этапе закончилось? Он бежал от кредиторов в Грецию. Греция примерно полстолетия назад была покорена Римом и превращена в одну из римских провинций. Но при этом говорили: победила победителей. Осталась центром науки, искусства, утонченной культуры. Хотя оттуда много людей перебрались в Рим, в новую столицу, в метрополию. И все-таки в Грецию ездили учиться. Сам Цицерон учился в Греции, там сохранилась на островах школа ораторского искусства, где, видимо, обучался Цицерон.

Итак, он бежал от кредиторов. Бегали многие. В свое время Цезарь, получив вожделенную должность – чуть позже это будет – получив вожделенную должность наместника, претора в Галлию, не мог выехать, его не выпускали кредиторы, боялись, что он бежит от долгов.

С. БУНТМАН: Да, вот очень хорошо, у нас сейчас тоже: штраф не заплатил…

Н. БАСОВСКАЯ: Сергей Александрович, как мало новостей на земле!

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот зная вот эти вот нюансы, удивляешься, что новостей мало. Человечество есть человечество. И если бы не поручительство жулика Красса… Красс был самый настоящий жулик, коррупционер, он специально закупал дорогие доходные дома, страховал их на хорошую сумму – и присылал поджигателей, чтобы получить страховку. Это было известно, но никак не удавалось доказать.

С. БУНТМАН: До сих пор не удается.

Н. БАСОВСКАЯ: Опять что-то слышится родное.

С. БУНТМАН: До сих пор не удается доказать, поджог был или…

Н. БАСОВСКАЯ: Что-то слышится родное. Вот Красс поручился – Цезаря выпустили. А этот убежал в Грецию. Там он, видимо, хотел взяться за ум, - рассказывают все авторы. Он начал учиться у философов и риторов. И не смог, и не смог.

С. БУНТМАН: Не его.

Н. БАСОВСКАЯ: У него в крови гудела поступь легионеров, ржали кони, цокали копытами, звенели мечи! Этот человек был рожден для военной должности, для военной деятельности. И Антоний начинает искать военную карьеру – в тот момент тоже прекрасный способ обогащения.

Надо сказать, что же это был за такой момент. Во второй половине второго века до нашей эры, во времена замечательных людей братьев Гракхов, которые единственные искренне хотели спасти республику, начался кризис этой системы управления. Дело в том, что полисная система предполагает все-таки какие-то границы, обозримые границы сообщества, где все должности выборные, где есть такая удивительная должность, как народный трибун, заступник простого народа, его избирают, в его жилище никогда не закрывается дверь, к нему можно прийти за заступничеством и днем, и ночью, у него есть право вето. И любое постановление великого Сената, где сидит знать, он может оставить, сказав «veto», что означает «я запрещаю». То есть, все эти республиканские нормы, народные собрания, сложные системы избрания, хотя подкупали избирателей, подкупали – и все-таки это выборность.

И вот она впадает в некую нарастающую кризисную ситуацию. Все видят, что почему-то она вся зашаталась. Там много причин, и не место подробно о них говорить, но одна из таких причин – Рим стал мировой державой во втором веке до новой эры, особенно после победы над Карфагеном. Это мировая держава, и она необозрима, она уже даже не на одном континенте, она в Европе, Азии, Африке. И править ею вот так по-прежнему… народ, который идет на народные собрания, слишком далеко живет от центра, от Рима, и так далее. В итоге, это кризис. И военные во время любой нестабильной ситуации, военные, люди, готовые воевать, они чрезвычайно востребованы.

И вот в разгаре уже идущих гражданских войн, в сущности, начинается битва за что? Ясно, что республика рухнет и будет управлять один человек. Как он будет называться – пока не решено. Потом назовут принцепс. «Царь» всех отшатывает: в древности, в глубокой древности в Риме были цари, не хотят царей. «Император» придет, а пока император – это просто военный руководитель. Идет битва. И эпоха, требующая личностей, их выдвигает. В 60-м году до новой эры возникло соглашение на троих, которое я уже упоминала, первое – соглашение Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея и Марка Лициния Красса, трех богатых, популярных, ярких, решительных, овеянных военной славой людей, которые договорились помогать друг другу спасать государство, конечно – что еще? Спасать государство. Но между строк было написано другое: пока помогать друг другу не утонуть в нестабильности, как мы скажем сегодня, а там будет видно, кто победит.

Среди этих трех победит Гай Юлий Цезарь, на время станет диктатором – еще одно название, хотя диктатор тогда – это должность в системе Римской республики. Но пока первый триумвират, 60-й год. В 59-м консулом избран Гай Юлий Цезарь, он явно опережает, начинает опережать своих сотоварищей. И вот здесь в этот момент, в 59-м году, замечен Антоний, который, избрав военную службу, продвинулся и оказался у проконсула Сирии Габиния начальником конницы. Начальник конницы в Древнем Риме – очень большая фигура. Ну, командир танковых войск как минимум. Может быть, заодно и парашютно-десантных. Это очень большая фигура. Он уже отличился в каких-то действиях в Сирии. Тогда тоже в Сирии было неспокойно. Боже, у меня какое-то ощущение, что мы никуда из Древнего Рима не уехали.

И вот Антоний вместе с проконсулом Габинием послан триумвирами этими тремя, Цезарем, Помпеем, Крассом, но среди них лично он предпочитает Помпея. Он ему изменит быстро. Он быстро изменял, он легко казнил. Все только начинается. Был послан в Египет, не зная, что это его отдаленная великая знаменитая судьба. Помочь отцу Клеопатры…

С. БУНТМАН: Да, царю.

Н. БАСОВСКАЯ: … Клеопатры Седьмой. Там произошел бунт. Птолемеи правили этим обломком империи великого Александра, который стал самостоятельным государством. И вот Птолемей Двенадцатый Авлет, отец Клеопатры Седьмой, был на время сброшен с престола, престол захватила его старшая дочь Клеопатра Шестая. Было решено, что ему надо помочь. Потому что Птолемей, которого не очень-то уважали, Авлет, дудочник, он любил играть на флейте, смешно надувая щеки – фигура несерьезная. Но он согласился очень хорошо заплатить Риму за помощь. А Рим сказал: хорошо, но после этого ты будешь называться другом и союзником римского народа. Это означало в Средние века, будет называться вассалом, ты станешь вассалом Рима. Ради сохранения своего престола дудочник на это согласился, и ему на помощь пришли наместник, проконсул Сирии Габиний и командир его конницы Марк Антоний. Будущей знаменитой царице Клеопатре было в это время 11 лет. Может быть, она видела прекрасного тогда Антония в разгаре…

С. БУНТМАН: Может быть, может быть, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Кто знает, в разгаре его начинающейся военной славы. Ему 25, прекрасный возраст, он рубака, он хорош собой. Ей было или 11, или 12 – я тут не поручусь. Иногда с месяцами трудно это вычислить. Но мне кажется, что вот судьба, она иногда такие устраивает шутки…

С. БУНТМАН: Да, устраивает такие вот рифмы вот иногда и такие вот провидения. У нас, естественно, разошлись все мнения. У нас такой был замечательный здесь… кто приписывал ему прозвище отца, Критский, Кретик. У него не было прозвища, официального прозвища, которое третье имя, когномен, не было. Тем-то и отличался.

Н. БАСОВСКАЯ: Он этим и отличался.

С. БУНТМАН: Да, от многих своих сотоварищей и современников, хотя это было среди плебейских родов достаточно часто. Александр 2344 получает набор 12 цезарей, монет. Не дам, это все слушателям.

Н. БАСОВСКАЯ: Не подумайте, что это Наталия Ивановна выхватывает.

С. БУНТМАН: Нет-нет-нет, это мы знаем, кто, но мы не скажем. Нет, никому не дам. И плюс альманах. По альманаху получает Виктор 8353, и Лена 0973 тоже получает альманах. Всех поздравляю. Мы продолжим через пять минут.

С. БУНТМАН: Ну что ж, мы продолжаем. Марк Антоний вот уже, скорее всего, встретил главную и трагическую любовь своей жизни.

Н. БАСОВСКАЯ: Он мог ее не заметить.

С. БУНТМАН: Мог, конечно.

Н. БАСОВСКАЯ: А она, скорее всего, должна была его заметить.

С. БУНТМАН: Да, вы правильно рассуждаете, Наталия Ивановна, вы рассуждаете правильно.

Н. БАСОВСКАЯ: Со знанием дела. Во-первых, 12-летняя девочка в Египте, Древнем Египте, выходящем из древности – это уже не девочка, это женщина, этот возраст на Востоке считался совершенно уже взрослым. А во-вторых, у них были разные роли. Он герой на коне, который приехал спасать, защищать ее отца, а она пока младшенькая. Защищать пришлось не очень просто, но, в общем-то, римское войско впечатлило, собственное окружение Клеопатры Шестой убило узурпаторшу. Дело было очень опять такое привычное. Раз опасно, пришел Рим, собственные придворные покончили с этой дерзкой Клеопатрой Шестой. Сторонники еще одной сестры, следующей, Береники – у Дудочника много было детей, и мальчиков, и девочек – провозгласили Беренику. И вот без всякой жалости она была казнена римлянами.

Римляне показали, что такое они, как они действуют решительно и какими они могут быть крепкими заступниками, если речь идет о том, повторяю, названии, которое они только что дали птолемеевскому Египту, что правитель птолемейского Египта – это друг и союзник римского народа. Очень ловкое название по существу неравноправных отношений, которые Рим устанавливал вокруг себя. Необязательно полное подавление и завоевание, а может быть вот такое полудобровольное подчинение. Ну, конечно, не добровольное, безусловно, но оформляемое как некие отношения, красиво называющиеся. Повторю, мне это, в общем, напоминает вассалитет в будущем европейской истории в Средние века.

Итак, Клеопатра Седьмая пока осталась там в далеком Египте, а Марк Антоний вернулся в 50-м году до новой эры в Рим, уже с должностью, он получил должность квестора. Это первая магистратура, знаменующая ступени – у Рима все это было очень четко и строго – ступени движения именно в политической карьере. Квестор – заявка на то, что он, побывав начальником конницы, и он еще будет командовать конницей, он это любит по-прежнему, но все-таки он вступил на путь политической карьеры в этом мятущемся Риме, где, в сущности, все понимают, что как-то это должно будет меняться. Триумвират править вечно не будет, обязательно как-то решится иначе.

И действительно, в 48-м году до новой эры объявляется Цезарь диктатором, сначала с полномочиями в рамках республики, потом на 10 лет, потом без срока. И становится ясно, что вот эта единичная, единоличная власть, которую не принимает огромная часть верхушки римского общества… низы, как всегда, колеблющиеся: кто их лучше будет кормить. Тем более римское население – не рабы, но и не имущие, знаменитая часть плебса, или совсем пролетарии, совсем босяки. Их волнует один вопрос – кто их лучше будет кормить. Никакие там идеи республиканские, тем более те, за которые можно отдать жизнь или на которых делать карьеру, как вот делает Цицерон (о нем еще речь впереди), или как Катон, который действительно жизнь отдал, и Гракхи умерли за республику, они истинно хотел сохранить, они верили, что так лучше, хотели решить земельные вопросы, в которых запуталась республика – не получается. Дело идет к единичному правлению.

И вот по этому пути рядом с уже главным выдвинувшимся человеком из триумвиров, участников триумвирата, при Юлии Цезаре Марк Антоний. Он забыл свои помпеянские устремления, то, что он считался сторонником Помпея. Ну, у него, я считаю, вообще никогда никаких идей не было. Идеи у него возникали по обстановке. Идея попробовать сделать политическую карьеру, вот сейчас она владеет им как главная. Потом будет идея такая же горячечная и острая владеть царицей Клеопатрой – и она тоже будет главной. Все авторы пишут, страстный, легко возбудимый, горячечный, взрывной. Но после взрыва, - по-моему, это Плутарх говорит, - впадает в длительную меланхолию. Наверное, психологи нового, новейшего времени точно нашли бы определение этому типу нервной деятельности, который, по всей вероятности, был у Марка Антония.

Итак, в Риме, в сущности, правит Цезарь. Красс погиб в Парфянском походе. Значит, одного из тройки уже нет. Помпей, который овеян великой славой, но человек, тоже соблюдающий пока республиканские правила, окружен армией, которая хочет за него воевать. А солдаты Цезаря хотят воевать за Цезаря. Начинается новый этап жизни Рима, когда войско будет решать главные политические вопросы, когда отношения командующего войска со своими солдатами во многом будут определять судьбы империи – это все начинается.

При содействии Цезаря, который к нему благоволит, к Марку Антонию, он становится народным трибуном и авгуром. Быстро увидев в Цезаре, видимо, перспективу… вот дальновидным его не назовешь, но в данный момент он, видимо… то есть, не видимо, он точно определил, у кого больше перспектива. И он делается горячим, страстным – он все делает страстно – поклонником Юлия Цезаря. И вот в 49-м году, накануне решающей битвы Цезаря с Помпеем, он выступил в Сенате с горячей поддержкой всех полномочий Цезаря, всех его действий, вместе со своим коллегой, вторым народным трибуном (их всегда было два) Луцием Кассием Лонгином. Они объявили горячую поддержку действиям Цезаря, что он во всем прав. Не знаю, как-то встретила некие противоречия, здесь или не здесь он предложил Цезарь прямо-таки царский венец, от которого Цезарь мудро уклонился. По-моему, чуть позже. Но, во всяком случае, он бурный поборник Цезаря.

И предложения, которые они выдвинули в защиту действий Цезаря, не понравились Сенату. Сенат отказал им, отказался принять эту поддержку. И они наложили вето (великий римский закон) на это постановление Сената. И вот тогда Сенат совершил великую ошибку, конечно, но такую характерную для эпохи кризиса и гибели политической системы: был отдан приказ арестовать народных трибунов. Вообще это вот мир перевернулся. Арестовать народного трибуна – это в античном мире, полисном мире, особенно римском мире (у греков не было такого народного трибуна), это переворот, это нарушение всего самого-самого святого, что можно вообразить.

Возникла угроза их жизней, потому что арест в эту смутную эпоху мог закончиться очень по-разному. Хорошо помнили знаменитый эпизод 60-х годов, недавних, до новой эры, когда разоблачался знаменитый заговор Катилины. Вот уже трясло Римскую республику. Заговор, который организовал аристократ Катилина как бы с целью, как все, защиты республики, обещав своим сторонникам самое главное – отмену всех долгов. Жалко, что Красс тогда был еще маленьким, ему бы надо было бежать именно к Катилине со своими долгами. Знаменитый эпизод и знаменитые речи Цицерона, который был консулом, против заговора Катилины. Чем закончилось? Цицерон своим великим ораторским искусством добился их ареста. Заговорщики были неловкие, их все знали, где они собираются, где находятся. Их арестовали. И затем самое страшное для римской конституции. Вот у них была конституция, были законы и порядки. Их казнили без суда в Мамертинской тюрьме. И сам Цицерон, облачившись в доспехи, вышел к народу и сказал: vixerunt. Означает: прожили, убиты. Цицерон заплатит жизнью скоро за тот эпизод 20-летней давности.

Они побоялись, что с ними произойдет то же самое. Приказ арестовать народного трибуна столь экзотичен, что после этого с ним уже можно делать все что угодно. И Марк Антоний вместе со своим коллегой Кассием Лонгином бежит в войска Цезаря. В тот момент Цезарь при войске, ведя очередные… защищая границы гибнущей республики, войска находились в Цизальпийской Галлии, на границе, северной границе Италии, недалеко.

Что поразительно? Их побег – они прибыли к Цезарю, спаси и защити – их побег был толчком к знаменитейшему эпизоду, поводом для Цезаря решиться идти с войсками на Рим. Мы все знаем этот эпизод, когда он переходит реку Рубикон со словам: alea jacta est, жребий брошен. Это гражданская война, очередной взлет, очередная волна гражданской войны. Он идет с войском на Рим – этого еще не решались делать ни во времена Суллы, которые, кажется, прожили страшные времена. Цезарь идет на Рим. 10 января 49-го года до новой эры.

Так вот, поводом, толчком или, скажем, оформлением этого исторического события был тот факт, что Марк Антоний со своим другом и коллегой укрылся в лагере Цезаря. Умный, хитроумный и настоящий политик, блистательный политик Цезарь сумел использовать это обстоятельство. Он всегда умел очень четко действовать в политике.

С этого момента Марк Антоний – ну, абсолютный его приверженец и все ближе и ближе приближается к личности Цезаря. В разгоревшейся гражданской войне Цезаря против Помпея Марк Антоний лично участвует в решительном сражении в Северной Греции – это в Эпире, битва при Фарсале.

С. БУНТМАН: Да, и он стоит на левом фланге, прямо против самого Помпея.

Н. БАСОВСКАЯ: Сергей Александрович вот помнит такие подробности – это поразительно!

С. БУНТМАН: Нет, я готовился…

Н. БАСОВСКАЯ: Вы прямо видите его на левом фланге.

С. БУНТМАН: Дело в том, что действительно он стоял на левом фланге…

Н. БАСОВСКАЯ: Абсолютно точно.

С. БУНТМАН: Это была поразительная совершенно битва, где Цезарь себя проявил просто гением полководческим.

Н. БАСОВСКАЯ: А потом сказал знаменитую фразу, когда закончилось сражение: Помпей не умеет побеждать. Вот очень тонко подмечено. Что, по-вашему, в чем был главный полководческий гений, вот что он проявил?

С. БУНТМАН: Он сразу понял обстановку…

Н. БАСОВСКАЯ: Он не шел по первоначальному плану.

С. БУНТМАН: Потому что он сразу понял обстановку, он понял, что необычайное скопление конницы на левом фланге у Помпея.

Н. БАСОВСКАЯ: Там будет давка.

С. БУНТМАН: Вот. И он понял две вещи: Помпей хочет, чтобы десятый легион просто с марша забрался бы на холм, одним вот броском…

Н. БАСОВСКАЯ: Ударом.

С. БУНТМАН: … и сразу ударил.

Н. БАСОВСКАЯ: У него был такой план.

С. БУНТМАН: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: И Помпей не умел менять планы не ходу.

С. БУНТМАН: Но произошло что-то странное. Во-первых, ветераны десятого легиона, они остановились по дороге и передохнули. И Помпей ждал, что будет делать конница. Но дело в том, что Помпей поставил несколько когорт, он поставил за десятым легионом, скрытно. Конница Цезаря расступилась, и вышли еще несколько тысяч человек и стали сражаться с конницей и метить именно во всадников. И конница отступила Помпея.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот эта фраза «не умеет побеждать», совершенно точно, Сергей Александрович, вы поразительно, как всегда… вот мужчины больше всего интересуются…

С. БУНТМАН: Ну да, в солдатики поиграть.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, картиной сражения. То, что я не так умею видеть, вы видите гораздо яснее. Это именно картина сражения. В чем тут?.. Помпей накануне этой битвы, - записано тоже, запомнили современники, - в своем шатре, в палатке своей читал «Илиаду». Он хотел вдохновиться великими деяниями вот этих великих полулегендарных и реальных для него абсолютно, реальных героев древнегреческой истории. Он видел себя таким, у него были основания: у него было много побед, он очень много принес славы Риму. И все-таки у него была какая-то вот инерция сознания, как в политических, так и в военных вопросах. А Цезаря отличала поразительная готовность реагировать на мельчайшие нюансы. Вот прибежали два трибуна – и он видит гениальный способ… он колебался: идти на Рим или нет? Вот он видит, гениальный… я приду, вот это оправдание. Вот он видит, что Помпей, навдохновлявшись «Илиадой», имеет некий план, строгий план действий. А свойство Цезаря – предпринять что-то неожиданное. Помпей плохо воспринимал мобильность ситуации.

С. БУНТМАН: И Цезарь это прекрасно понимал.

Н. БАСОВСКАЯ: Абсолютно, этим и пользовался.

С. БУНТМАН: Таким будет Наполеон потом.

Н. БАСОВСКАЯ: Отсюда и слова «не умеет побеждать». Победа была полная, и, казалось, ну, все, Цезарь уже полный хозяин положения. Однако, Помпей ведь остался жив и сумел бежать. А в непримиримой войне в любой, а тем более в гражданской, если жив глава противоположной партии, твоя победа – не победа. Гражданская война – ведь самый страшный, пожалуй, самый непримиримый тип войн. Я последние годы как-то интересуюсь типологией войны, типологией войн, и пришла к выводу, что страшнее гражданской войны, наверное, нет ничего, спутницы революции. А страшнее революции может быть только другая революция. Следовательно, Помпея надо убить. Хотя между Цезарем и Помпеем в прошлом и добрые отношения, и родственные связи, и элемент взаимного уважения. И все-таки Цезарь гонится за Помпеем после битвы при Фарсале.

Наш Марк Антоний после битвы при Фарсале должен себя чувствовать высоко вознесенным, и все ему воздастся в Риме. Цезарь догоняет Помпея, все это знают, в Египте – опять тема Египта. Именно туда, к другу и союзнику римского народа, и приплыл Помпей спасаться, к Птолемею. Однако, он был коварно убит, прямо не успев сойти на берег. Но нет времени об этом говорить. И за ним прибыл Цезарь, во-первых, прежде всего, убедиться, что Помпей действительно мертв. Ему торжественно предложили голову Помпея – Цезарь с отвращением отвернулся. И задержался, как известно, в Египте. И известно, по какой причине.

С. БУНТМАН: По той же самой.

Н. БАСОВСКАЯ: Клеопатре Седьмой к этому времени… уже это 20-летняя – 21-летняя юная прекрасная женщина с неотразимым очарованием. Цезаря больше всего в ней привлекли ум, интеллект, познания в языках (она их знала, кажется, 6 или 7). Антония потом привлекут другие качества. А Цезаря и это в сочетании с женским естеством. Она очень отличалась от римских женщин и римских матрон. И он задержался у Клеопатры.

А раз он задержался, то реальная власть оказалась у Марка Антония. Он консул, он ближайшее лицо к Цезарю. Все знают, как Цезарь к нему прекрасно относится. Он приглядывает за порядком. Ему случилось заметное деяние совершить. Еще в 47-м году – это ему помнят и по-разному это будут ему напоминать – народный трибун Публий Корнелий Долабелла возглавил восстание плебеев и вольноотпущенников против долгов. Ну, революционная эпоха. Вот эти идеи против долгов – и можно собрать сразу войско. И он собрал. Против квартплаты, чтобы граждане Рима, арендующие жилища – вопрос о ЖКХ – не должны были платить, если они граждане. То есть, совершенно такое прагматическое очень популярное требование. Антоний жестоко расправился, полностью жестоко подавил это восстание.

Здесь в 45-м году, к 45-му году, когда Цезарь возвращается, по дороге разбив Фарнака, он ответственный за порядок в Риме, и вроде бы в Риме все, в целом, хорошо. Цезарь по дороге разбил Фарнака, Клеопатре, которая вынашивала его ребенка, уже тут родила, мальчика Цезариона, он написал знаменитое veni, vidi, vici (пришел, увидел, победил). Я никогда не понимала, когда подробно не подумала об этом великом романе Цезаря и Клеопатры (впереди у нас роман Антония и Клеопатры), никогда не думала, почему такое вот именно здесь, такое… такой отчет, такое письмо. Да он не только Сенату, он Клеопатре это написал.

С. БУНТМАН: Конечно.

Н. БАСОВСКАЯ: Смотри, какой я! Ему слегка за 50 и он этой юной красавице пишет: я вот какой! Пришел, увидел, победил. И Юлий Цезарь возвращается в Рим на вершине славы, 45-й год до новой эры. Он справил 4 триумфа. Боже мой, ну, куда уж дальше? Кажется, совершенно… да, но его еще обожествят после смерти, чего он вовсе не ведает и чего вовсе не готовил.

В честь побед в Галлии, Египте, Азии, Африке предоставление права триумфа, а Сенат говорит «да», все говорят «да»… Ведь как часто? Из-за триумфов спорили, не разрешали, кого-то ограничивали. 4 триумфа – это значит, Рим лег к ногам Гая Юлия Цезаря. А Антоний – это правая рука. Он и консул, он и начальник конницы. Но у него была плохая разведка, он не знал о заговоре против Цезаря. Более того…

С. БУНТМАН: Не факт.

Н. БАСОВСКАЯ: Правильно, Сергей Александрович, в таких вещах всегда следует сомневаться. Но мне представляется, что да. По той растерянности, которую он первоначально проявил… кстати, и заговорщики тоже. Странные они были люди: горячие, но не всегда дальновидные. Этим вот Цезарь и отличался, он был другой. Судя по этому, может быть, и не знал. Дело в том, что быть правой рукой вот столь великого правителя, не такого отталкивающего, как когда-то Сулла – это 30 лет назад, и он сохранился как символ ужаса…

С. БУНТМАН: Цезарь абсолютно разумен, абсолютно.

Н. БАСОВСКАЯ: Разумен, издает умные законы…

С. БУНТМАН: Ясно, что он действует для Рима, не для республики, но для Рима. Рим должен быть другим – вот что думает Цезарь.

Н. БАСОВСКАЯ: Он, в общем-то, дальновиден и умен. И, в отличие от того ужаса единоличного правления, который был при Сулле, здесь нет такого ужаса. Хотя вот сегодня опять скажу жаргонно, пусть это будет точнее понятно: упертые республиканцы, многие – умнейшие люди, включая даже того же Марка Туллия Цицерона, не видят, что нельзя спасти то, что спасти нельзя. Они хотят, чтобы все было, как вчера, чтобы республика была так же прекрасна. В итоге, заговорщики целенаправленно отвлекли Антония, его задержали, чтобы он не пришел в день, намеченный день убийства, чтобы он не пришел вот в этот зал заседания Сената, дворец, где у входа стоит статуя Помпея. Господи, Цезарь мертвый упадет у ног статуи Помпея, своего соперника. Какие метафоры! Великая эпоха, великая история, великие какие-то крупные личности. Человеческая история идет рыками, она то ползет, то прыгает. Вот это был какой-то рывок в политической, в военной жизни. Возрождение будет рывком в художественной, условно говоря. Не будем дальше, а то боюсь дойти до очень опасных аналогий.

И Цезарь убит. Мартовские иды знаменитые, 15 марта 44-го года. Антоний короткое время в растерянности, но сразу, как только он пришел в себя, он начинает делать свой капитал на идее отмщения убийцам Цезаря. Он все время в тени чьей-то славы. Сейчас – славы Цезаря, пусть уже покойного. Но впереди у Антония еще кое-какие тени, которые отбросят заметный след на его лицо. Лицо как в раме, в очень дорогой раме.

С. БУНТМАН: Да, мы встретимся с Марком Антонием через неделю в программе «Все так».

АНТОНИЙ, МАРК (Marcus Antonius) (ок. 83–30 до н.э.), знаменитый римский политический деятель и полководец, друг и доверенное лицо Цезаря, а также член второго триумвирата, вместе с Октавианом (впоследствии императором Августом) и Марком Эмилием Лепидом. Отличившись в кавалерии, Антоний стал одним из штабных офицеров Гая Юлия Цезаря в Галлии. В 51 до н.э. был избран квестором (должностным лицом, ведавшим финансами); срок своей магистратуры также провел при Цезаре.

Находясь в Риме в критическом 50 до н.э., когда влиятельные группировки в сенате различными способами пытались отстранить Цезаря от командования войсками, Антоний выступил в защиту интересов Цезаря против сената и Гнея Помпея. В это время Антоний был избран на должность народного трибуна, которая имела ключевое значение благодаря праву вето в отношении решений любых должностных лиц, однако в январе 49 до н.э. он был вынужден бежать на север и искать убежища в лагере Цезаря. Цезарь немедленно форсировал Рубикон, перейдя из Цизальпийской Галлии в собственно Италию «для защиты трибунов». В последовавшей гражданской войне Антоний играл значительную роль, участвуя в военных действиях Цезаря в Италии и Греции, а во время отсутствия Цезаря в 49–47 до н.э. командовал его войсками в Италии. После некоторого охлаждения в отношениях Цезарь и Антоний примирились и тесно взаимодействовали во время совместного консулата в 44 до н.э.

В марте того же года Цезарь был убит заговорщиками. Своей надгробной речью Антоний так возбудил толпу, что стоявшие во главе заговора Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин сочли благоразумным покинуть Рим. Политика лавирования, которую Антоний проводил в последующие несколько месяцев, несомненно способствовала упрочению его положения и поощряла его честолюбивые замыслы, однако недобросовестное обращение с бумагами Цезаря, высокомерное отношение к его наследнику Октавиану, проведенный набор войск, многочисленные интриги, а также попытка отнять Цизальпийскую Галлию у наместника этой провинции Децима Юния Брута вызвали недоверие к Антонию. Сенат, подстрекаемый великим оратором Марком Туллием Цицероном, осудившим Антония в бичующих и страстных речах, известных под названием Филиппик , пришел на выручку Дециму Бруту и поручил Октавиану поддержать в борьбе с Антонием консулов, избранных на 43 до н.э. Войска Антония потерпели поражение в битве при Мутине (хотя оба консула погибли в боях), а сам Антоний вернулся на север в Трансальпийскую Галлию.

Здесь к нему, однако, вскоре присоединился Лепид и другие правители западных провинций, а когда сенат пренебрежительно обошелся с Октавианом, тот также перешел на сторону Антония. Противостоять объединенным силам Антония, Октавиана и Лепида было невозможно, и в ноябре 43 до н.э. Антоний, Октавиан и Лепид, в соответствии с законом Тития, были назначены «триумвирами для устройства дел в государстве» на последующие пять лет и наделены практически неограниченными полномочиями. Получив верховную власть, триумвиры немедленно приступили к истреблению своих реальных или воображаемых противников; был убит и враг Антония Цицерон. Более того, острая нужда в деньгах побудила триумвиров прибегнуть к безжалостным конфискациям имущества. Затем (в 42 до н.э.) Антоний и Октавиан переправились через Адриатическое море и вступили в Македонию, где в битве при Филиппах разгромили войска Марка Брута и Кассия. Поскольку Октавиан был болен, командование войсками перешло к Антонию, который проявил себя как блестящий полководец.

Последовавшие за тем годы Антоний провел по большей части на Востоке. В 41 до н.э. он возобновил знакомство с египетской царицей Клеопатрой, а следующую зиму провел вместе с ней в Египте. В 40 до н.э. жена Антония, Фульвия, и его брат Луций посеяли разлад между Антонием и Октавианом, подняв мятеж против Октавиана в Перузии (совр. Перуджа) в центральной Италии. Однако примирение снова стало возможным после того, как Октавиан взял Перузию, а Фульвия умерла. Антоний и Октавиан подписали в Брундизии соглашение, по которому они фактически поделили Римскую республику; при этом Антоний получил восточные провинции, Октавиан – западные, а Лепиду была отдана только провинция Африка. Антоний женился на Октавии – сестре Октавиана. В 39–38 до н.э. Антоний по большей части находился в Греции, а его войска в это время одержали несколько побед над парфянами. В 37 до н.э. нового разрыва с Октавианом едва удалось избежать, и было заключено Тарентское соглашение, продлевавшее триумвират еще на пять лет.

Однако отношения между Антонием и Октавианом продолжали ухудшаться. В то время как война с парфянами (в 36 до н.э.) сложилась для Антония неудачно, а его женитьба на Клеопатре (вероятно, тогда же) и последовавший в 33 до н.э. разрыв с Октавией явились пощечиной общественному мнению в Риме, Октавиан разгромил (в 36 до н.э.) препятствовавший морскому судоходству в Италию флот Секста Помпея, сына бывшего противника Цезаря Гнея Помпея Великого, и (тогда же) лишил Лепида триумвирских полномочий. Последовали резкие взаимные нападки, противники – Антоний и Октавиан – стремились умалить заслуги друг друга. В 34 до н.э. Антоний вел успешные военные действия в Армении и даже захватил в плен царя Артавазда; кроме того, он провел ряд удачных реорганизаций восточных провинций. Однако чрезмерные почести, воздаваемые Антонием Клеопатре и ее четырем детям (один из которых был от Цезаря, трое других от него самого), умело использовались сторонниками Октавиана для того, чтобы изобразить Антония восточным деспотом, очарованным египетской царицей. Действительно, в ходе триумфа, который справил Антоний в Александрии в том же 34 до н.э., он раздал Клеопатре и ее детям огромные территории.

Возможно, Антоний вел себя слишком высокомерно, однако представляется маловероятным, что он превратился в настоящего азиатского деспота, презревшего римские обычаи. Несомненно, так не думали и многие выдающиеся римляне, поскольку лишь небольшая часть сената поддержала Октавиана, когда в 32 до н.э. тот лишил Антония его полномочий и официально объявил войну Клеопатре. Вся Италия, однако, объединилась в знаменитую coniuratio Italiae, конфедерацию италийских сторонников Октавиана; и когда в 31 до н.э. Антоний и Клеопатра, намереваясь высадиться в Италии, направили свои войска на запад, у мыса Акций (в северо-западной Греции) их встретил мощный флот Октавиана. В произошедшем здесь морском сражении Антоний и Клеопатра потерпели решительное поражение и бежали в Египет. В следующем году Октавиан вступил в Александрию, и Антоний покончил жизнь самоубийством, получив ложное известие о смерти Клеопатры. Умирающий, он был доставлен к ней и скончался у нее на руках.

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА И СМЕРТЬ МАРКА АНТОНИЯ

Первоначально, когда противники расположились возле Конского ристалища, Марку Антонию сопутствовала удача - его войска перешли в атаку, и он сумел обратить вражескую конницу в бегство, отогнав ее до самого лагеря. Возвратившись во дворец, радостный и гордый Антоний, не сняв своих доспехов, бросился к Клеопатре, страстно целуя ее. С собой он привел воина, который больше всех отличился в этой схватке, и, представив его царице, предложил наградить за доблесть. Клеопатра, по словам Плутарха, подарила тому золотой шлем и панцирь. Но Антоний с Клеопатрой недооценили силу римской пропаганды, развернутой Октавианом: они были отщепенцами, Клеопатра - всего лишь ничтожной восточной царицей, тщетно пытавшейся нарушить построенный великим Римом мировой порядок. Никто не хотел воевать с Римом - и Клеопатра с Антонием остались не только без союзников, но и без верной армии. Той же ночью награжденный египетской царицей воин, прихватив ценный подарок, сбежал в лагерь к Октавиану. И этот беглец был не единственным и не последним.

Поняв грозящую опасность измены, Марк Антоний захотел решить судьбу мира в личной схватке и поэтому еще раз отправил Октавиану вызов на поединок. Но тот в своем ответе высокопарно заявил, что Антонию открыто много дорог к смерти. Поэтому Антоний решил победить или погибнуть в сражении, причем решил напасть на Октавиана сразу на суше и на море, рассчитывая при этом на поддержку флота Клеопатры.

Согласно словам очевидцев, накануне сражения Марк Антоний за обедом велел рабам наливать ему полнее и накладывать куски получше, потому что, дескать, неизвестно, будут ли они потчевать его завтра или станут прислуживать новым господам, между тем как он ляжет трупом и обратится в ничто. Некоторые из присутствовавших на трапезе заплакали, на что Антоний заявил, что он не поведет их за собою в эту битву, от которой ждет не спасения и победы, но славной смерти. А вот около полуночи произошло странное событие, подробно описанное Плутархом в "Сравнительных жизнеописаниях": "Как рассказывают, среди унылой тишины, в которую погрузили Александрию страх и напряженное ожидание грядущего, внезапно раздались стройные, согласные звуки всевозможных инструментов, ликующие крики толпы и громкий топот буйных, сатировских прыжков, словно двигалось шумное шествие в честь Диониса. Толпа, казалось, прошла через середину города к воротам, обращенным в сторону неприятеля, и здесь шум, достигнув наибольшей силы, смолк. Люди, пытавшиеся толковать удивительное знамение, высказывали догадку, что это покидал Антония тот бог, которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особенным рвением".

Но на следующий день все военные планы Марка Антония рассыпались прахом - флот, на который он возлагал такие надежды, подойдя вплотную к врагу, кораблям Октавиаиа, вместо того чтобы вступить в бой, приветствовал неприятеля поднятыми веслами. И суда Октавиана вернули приветствие, а вскоре два враждебных флота слились в один, но не в борьбе, а, перемешавшись, вместе направились к берегу. Но это было не последнее разочарование Антония, наблюдавшего за ходом морских действий с берега.

Следом за флотом владыку Востока покинула и конница. Оставшаяся в его распоряжении пехота, вяло ведшая перестрелку с неприятелем, не могла рассчитывать на победу. Все было кончено, и еще недавно мнивший себя неуязвимым, почти владыкой мира, Марк Антоний в ярости бросился во дворец (ведь его или его голову перебежчики могли поднести в дар Октавиану!), проклиная Октавиана и Клеопатру, По всей видимости, он считал египетскую царицу предательницей ("Клеопатра предала его ради врагов с которыми он боролся ради нее"), вступившей в заговор с врагом, и уже списавшей его, Марка Антония, как проигравшего со счетов. Да и ранее Клеопатру, несмотря на любовь к Антонию, должны были, зная в доскональности его характер и страсть к увеселениям, терзать сомнения: а исполнит ли он обещанное, то, о чем она с ним договаривалась? Станет ли Марк Антоний хорошим регентом для ее сына Цезариона, сына Цезаря? Не вернется ли он к позабытым республиканским лозунгам, дабы предотвратить случаи дезертирства (не жаждали римляне из армии Антония воевать ни за Клеопатру, ни за ее детей, пусть даже с Цезарем и Антонием) и "опереться" на прежних друзей, счастливо "позабыв" Клеопатру? Ведь с ней воюет Рим…

До сих пор продолжаются среди историков споры, был ли уход флота Клеопатры действительно ее предательством или некоей роковой случайностью? Луций Клавдий Дион Кассий Кокцеан (Дион Кассий), римский консул и историк греческого происхождения, автор часто цитируемой "Римской истории" в 80 книгах, утверждал, что именно Клеопатра предала Антония и сделала так, чтобы флот перешел на сторону Октавиана, надеясь заключить соглашение. К тому же Дион утверждал, что "это правда, что Антоний искренне посвящал себя исполнению своих обязанностей, пока находился в подчиненном положении и стремился к высшим почестям, но теперь, войдя во власть, он больше не уделял внимания делам, а следовал роскошному и непринужденному образу жизни Клеопатры и египтян до тех пор, пока не был полностью деморализован… Порой он был необычайно храбр и в то же время не раз терпел неудачи по своей трусости, он был то велик душою, то ничтожен; чужое добро захватывал, свое расточал". Плутарх же считал, что причиной такого поведения Клеопатры стали губительные страсти…

Но далее следуют тоже по-своему странные действия египетской царицы: не дожидаясь возвращения потерявшего даже остатки власти Антония, бросив столицу, в которую вот-вот должны были войти войска Октавиана, Клеопатра отправилась в собственный мавзолей и приказала закрыть двери и задвинуть засовы. По мнению того же Диона Кассия, это действие было не что иное, как разыгранный Клеопатрой спектакль, рассчитанный на двух основных зрителей - Марка Антония и Октавиана. Может быть, таким образом египетская царица решила обменять жизнь неудачливого любовника (уже наверняка обреченного Октавианом на смерть, но желательно чужими руками) на свое спасение (а может, и сохранение власти над Египтом). Кроме того, перед тем как запереться в мавзолее, Клеопатра отправила Марку Антонию гонца с этой вестью.

Французский историк Пьер Деке в своей "Клеопатре" выдвигает следующее объяснение произошедших событий: "На исходе борьбы Антония с Октавианом у Клеопатры были веские основания сомневаться в мудрости, попросту говоря, в здравом смысле своего супруга, может быть, даже в его мужестве. Тот сложный процесс, который привел к Акцию, а также увертки Антония, его нерешительность, его бегство с места сражения - все это, с точки зрения Клеопатры, не свидетельствовало о наличии духовных сил, о политических или военных способностях, а лишь говорило о том, что он замкнулся в мире собственных заблуждений, отказываясь верить в сокрушительность поражения, убежденный как на границе Киренаики, так и под стенами Александрии, что достаточно его присутствия, его голоса, чтобы его бывшие легионеры к нему вернулись. Нет, он не Цезарь, Клеопатра знала это, поняла это лучше всех остальных. Но у них было так много общего - проведенные вместе годы, дети, увеселения в Тарсе, празднества во время их первого пребывания в Александрии, и потом еще слава, могущество их последнего союза. Потом они рассорились, ибо Антонию понадобилось выяснять отношения, а потом произошло худшее: желая остудить его гнев, заставить взглянуть на положение без лишних эмоций, она пошла на хитрость и толкнула Антония к самоубийству".

А что же оставалось тому в той ситуации? Римляне считали его предателем, жена-египтянка покончила (или собирается покончить) с собой, просить о милости Октавиана бесполезно (он не нужен был Октавиану живым), да и бесчестно. Выход один - самоубийство. Подозревал ли Антоний, что Клеопатра еще жива, когда решил покончить счеты с жизнью? О чем он думал, когда, как описывают современники, обращаясь к самому себе, воскликнул: "Что же ты еще медлишь, Антоний? Ведь судьба отняла у тебя последний и единственный повод дорожить жизнью и цепляться за нее!" Затем Марк Антоний отправился в спальню, где снял панцирь и молвил: "Ах, Клеопатра, не разлука с тобою меня сокрушает, ибо скоро я буду в том же месте, где ты, но как мог я, великий полководец, позволить женщине превзойти меня решимостью?!"

Как пишет в своих "Сравнительных жизнеописаниях" Плутарх, у Антония был верный раб по имени Эрот, которого он уже давно уговорил убить его, если это будет необходимо, и теперь Антоний потребовал, чтобы "Эрот исполнил свое слово". Раб взмахнул мечом, словно готовясь поразить хозяина, но, когда тот отвернул лицо, нанес смертельный удар себе и упал к ногам Антония. "Спасибо, Эрот, - промолвил Антоний, - за то, что учишь меня, как быть, раз уже сам не можешь исполнить, что требуется"". С этими словами он вонзил меч себе в живот (в некоторых источниках описано, что Антоний использовал меч с удлиненным стальным навершием) и рухнул на кровать. Но рана оказалась недостаточно глубока, и потому, когда он лег, кровь остановилась. Антоний очнулся и принялся молить окружающих прикончить его, но все выбежали из спальни, и он кричал и корчился в муках, пока от Клеопатры не явился писец Диомед, которому царица велела доставить Антония к ней в усыпальницу. Есть также версия, что она услышала его крики. И поднялась на еще недостроенную крышу мавзолея. Согласно же Диону Кассию, Клеопатра со служанками сама выбежала из мавзолея к Антонию, лично приказала перенести любовника, потерявшего слишком много крови, в свой мавзолей.

Услыхав, что она жива, Антоний с жаром приказал слугам немедленно поднять его с ложа, и те на руках отнесли хозяина к дверям усыпальницы. Дверей, однако, Клеопатра не открыла, но, появившись в окне, спустила на землю веревки, которыми обмотали раненого, и царица еще с двумя женщинами никого, кроме них, она с собою внутрь не взяла - собственными руками тянула его наверх. Эти женщины - единственные свидетельницы происходившего говорили, что невозможно представить себе зрелище жалостнее и горестнее. Залитого кровью, упорно борющегося со смертью, поднимали его на веревках, а он простирал руки к царице, беспомощно вися в воздухе, ибо нелегкое то было дело для женщин, и Клеопатра с исказившимся от напряжения лицом едва перехватывала снасть, вцепляясь в нее что было сил, под ободряющие крики тех, кто стоял внизу и разделял с нею ее мучительную тревогу. Наконец Антоний очутился наверху, и, уложив его на постель и склонившись над ним, Клеопатра растерзала на себе одежду, била себя в грудь и раздирала ее ногтями, лицом отирала кровь с его раны и звала его своим господином, супругом и императором".

Клеопатра и Марк Антоний. Художник П.-Д. Батони

Судя по всему, на эти несколько часов агонии Марка Антония Клеопатре изменила ее традиционная выдержка. Она забыла о своем непростом (и, наверное, понимала, что фатально) трагическом положении, и переживала уход последнего любимого мужчины. Она провела с Марком Антонием большую часть десятилетия, которое было одним из самых счастливых в ее жизни, родила от него троих детей, была супругой владыки не Египта, но части необъятного Востока. Тогда они были полубогами, и вот теперь настала расплата - Рим не терпел конкурентов. Но Клеопатра не была готова видеть цену, которую Марку Антонию пришлось заплатить за любовь к ней. Ведь именно ей, египетской царице, правитель Рима Октавиан объявил войну. Ей, а не умирающему сейчас на ее глазах Марку Антонию, который безуспешно попытался Риму противостоять.

Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" подробно описывает последние слова Марка Антония и поведение Клеопатры: "Проникшись состраданием к его бедам, она почти что забыла о своих собственных. Утишив ее жалобы, Антоний попросил вина - то ли потому, что действительно хотел пить, то ли надеясь, что это ускорит его конец. Напившись, он увещал ее подумать о своем спасении и благополучии, если только при этом окажется возможным избежать позора, и среди друзей Октавиана советовал больше всего доверять Гаю Прокулею. А его, продолжал он, пусть не оплакивает из-за последних тяжких превратностей, пусть лучше полагает его счастливым из-за всего прекрасного, что выпало на его долю, - ведь он был самым знаменитым человеком на свете, обладал величайшим в мире могуществом и даже проиграл свое дело не без славы, чтобы погибнуть смертью римлянина, побежденного римлянином". Так полководец Марк Антоний умер на руках у Клеопатры под звук морского прибоя, доносящийся снаружи, в городе, построенном по приказу другого великого полководца, Александра Македонского, тоже так и не ставшего повелителем мира… Не случайно тысячелетия пережила фраза Плутарха: "Великим натурам бывают присущи не только великие доблести, но и великие пороки"…

Через несколько десятилетий после Антония Сенека, римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, подвел такой итог деяниям последнего противника Октавиана: "Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, что привело его к чужеземным нравам и неримским порокам, как не пьянство и страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину? Напившись вином, он жаждал крови. Мерзко было то, что он пьянел, когда творил все это, но еще мерзостнее то, что он творил все это пьяным…." Этому же мнению вторит римский историк Гай Веллей Патеркул, автор "Римской исто-рии" в двух книгах, излагающий события от Троянской войны до 30 года: "Антоний, пока был трезв, был лучше многих".

Артур Вейгалл отмечает, что "из уважения к умершему полководцу ряд римских военачальников и иностранных владык, которые находились при армии Октавиана, обратились с просьбой позволить им оплатить расходы по его погребению, но из уважения к пожеланиям Клеопатры тело оставили у нее, и были отданы распоряжения, чтобы ее приказания в отношении похорон неукоснительно исполнялись. И Антоний был похоронен со всей царской пышностью в гробнице, которая, вероятно, уже давно была приготовлена для него недалеко от мавзолея его жены".

Из книги Если бы Бах вел дневник автора Хаммершлаг Янош

Последняя болезнь и смерть До самой весны 1749 года у Баха не было совершенно никаких признаков болезни, жертвой которой он стал в следующем году. Но в начале лета здоровье его внезапно настолько пошатнулось, что в Лейпциге появились уже претенденты на его должность.

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Последняя встреча с Гумилевым. Смерть А. М. Петровой Сегодня наверху, роясь в архиве Алекс<андры> Мих<айловны>, я наткнулся случайно на одно свое письмо – очевидно, самое последнее, написанное ей перед ее неожиданной смертью. Письмо написано осенью 1920 года, после

Из книги Следствие ведет каторжанка автора Померанц Григорий Соломонович

Коктебель. Гимназия. Последняя встреча с Гумилевым. Смерть А. М. Петровой {1} Юнге Эдуард Андреевич (1833–1898) – врач-окулист, пионер курортного Коктебеля.{2} Мурзаки – низшие дворяне у татар.{3} Вяземский Терентий Иванович (1857–1914) – московский врач.{4} Ермолов Алексей Сергеевич

Из книги Смерть сквозь оптический прицел. Новые мемуары немецкого снайпера автора Бауэр Гюнтер

Последняя битва Иногда по ночам Ольга Григорьевна просыпалась от собственных криков: ей казалось, что она борется «с ними». Подробно она не рассказывала - с кем. Не хотелось втягивать в трезвый день ночные кошмары. Днем была собранной, сдержанной. Такой я ее помню. Но было

Из книги Сцены из жизни Максима Грека автора Александропулос Мицос

Глава четырнадцатая Берлин: последняя битва Мы выехали в Берлин вечером 16 апреля. Перед тем как погрузиться в грузовики, мы еще успели услышать по радио воззвание Гитлера. Он обещал нации, что Берлин останется в немецких руках, а наступление врагов Рейха захлебнется в

Из книги На острие танкового клина. Воспоминания офицера вермахта 1939-1945 автора фон Люк Ханс Ульрих

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА Склонившись над столом, монах пояснял иконописцу композицию будущей иконы. Сюжет был известным, но русскому мастеру не довелось видеть иконы с этой сценой из жития Иисуса, и он затруднялся рисовать без образца.- Здесь, - указывал Максим, - изобрази

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

Глава 19 Восточный фронт. Последняя битва Наши эшелоны двигались на Восток, проходя южнее Берлина. Благодаря отчаянным усилиям немецких железнодорожников, доукомплектованные дивизии прибыли к месту назначения всего за 48 час. Внезапно мы остановились на открытом месте

Из книги Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго автора Моруа Андрэ

ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ Капитуляция Италии привела к катастрофическому для Германии соотношению морских сил в Средиземноморье. Усилить свой флот при бдительно охраняемом Гибралтарском проливе она могла только подводными лодками. За первые три месяца 1944 года через

Из книги Артур Конан Дойл автора Пирсон Хескет

6. Последняя битва за «Эрнани» Аббат - госпоже Тест: - Неисчислимы лики вашего мужа. Поль Валери Со времени государственного переворота драмы Виктора Гюго, врага режима Наполеона III, не ставились в Париже. Наступил 1867 год, год Всемирной выставки. Миру хотели показать все

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

ГЛАВА XXI КРЕСТОВЫЙ ПОХОД: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА Теперь путь к полемике нам открыт, и прежде чем стихнут залпы первой мировой войны, мы должны сказать несколько слов о последнем периоде жизни Конан Дойла.Ваш покорный слуга, автор этого жизнеописания, не приверженец спиритизма. И

Из книги «Будь проклят Сталинград!» Вермахт в аду автора Вюстер Виганд

Последняя болезнь и смерть Михаил Александрович Александров:26-го января 1881 года я виделся с метранпажем, верставшим возобновившийся «Дневник писателя», и от него узнал, что Федор Михайлович болен; на расспросы мои о степени болезни, а также о ходе дела он рассказал мне,

Из книги Моисей автора Люкимсон Петр Ефимович

Глава 6 Последняя битва в «Крепости баня» Когда на следующее утро я проснулся, солнце светило на степь с совершенно чистого неба. Блеск снега ослепил меня. Выйдя на свет из темного блиндажа, я с трудом мог открыть глаза. Жуткая ночь закончилась. В небе были немецкие

Из книги Робеспьер автора Левандовский Анатолий Петрович

Глава четвертая. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА. Несмотря на то, что все события трех последних месяцев жизни Моисея вроде бы детально описаны в Библии, и еврейские, и христианские теологи поломали немало копий по поводу того, какова же была на самом деле их последовательность.В

Из книги Пункт назначения – Москва. Фронтовой дневник военного врача. 1941–1942 автора Хаапе Генрих

Глава 11 Последняя битва Но прежде чем наступят эти семь часов, произойдет много серьезных событий. Ведь еще не сказал своего слова Париж! Еще ничем не проявили себя секции! А Коммуна? Разве можно было сбрасывать ее со счетов? Хотел того Неподкупный или нет, но судьба его

Из книги Боратынский автора Михайлов Валерий Федорович

Глава 11 Последняя битва года Пороховой дым смешался с покрывавшим землю утренним туманом и накрыл все поле боя мутным грязно-белым саваном, то и дело разрываемым вспышками разрывов вражеских снарядов. Плоская равнина, простиравшаяся перед нами, выглядела призрачно и

Из книги автора

Глава пятнадцатая ПЕРВАЯ КНИГА И «ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ» Поэзия не опаздываетКнига «Стихотворения Евгения Баратынского» получила разрешение в цензурном комитете в марте 1827 года, однако отпечатали её лишь полгода спустя, 21 сентября.Она состояла из трёх частей: «Элегии»,

По матери своей Юлии, род. в 83 г. до Р. Х. В юности вел жизнь весьма рассеянную; теснимый кредиторами, бежал в Грецию, где начал было слушать философов и риторов, но вскоре проконсул Сирии Габиний поручил ему пост начальника конницы. В походе против Аристовула в Палестине, равно как в Египте, где он содействовал вступлению на престол Птоломея Авлета, Антоний проявил много мужества и искусства. В 54 г. он прибыл в Галлию к Цезарю и при содействии последнего получил в 62 г. квестуру. В этой должности он состоял при Цезаре до 60 г., в котором вернулся в Рим. Там он сделался народным трибуном и авгуром. Приверженец Цезаря, Антоний в начале января 49 г. вступился за него в сенате в качестве трибуна вместе с сотоварищем своим Кассием Лонгином . Но вмешательство их не увенчалось успехом, мало того, им лично грозила опасность, и они вынуждены были бежать из города и скрыться в лагере Цезаря. Обстоятельство это дало Цезарю предлог для объявления войны. Когда Цезарь выступил из Италии, он передал Антонию начальство над сосредоточенными там войсками; из Италии Антоний привел сильный отряд в Иллирию, где ждал его Цезарь. В битве при Фарсале Антоний командовал левым флангом. После битвы он с частью войска вернулся в Рим. Сделавшись диктатором, Цезарь назначил его своим magister equitum [начальником конницы], но по возвращении Цезаря в Рим отношения между ними стали натянутыми, так как Антоний возбудил неудовольствие диктатора. Вскоре Антоний женился на Фульвии, вдове Клодия. Когда Цезарь вернулся из Испании, Антоний вновь приобрел его расположение, сделался в 44 г. наряду с Цезарем консулом и пытался склонить народ к признанию Цезаря царем, но тщетно. Вскоре после этого Цезарь был убит , Антония же спасло от той же участи заступничество Брута. Пользуясь смутой, Антоний завладел государственной казною, равно как состоянием и бумагами Цезаря; тогда же он вступил в союз с Лепидом, который ввел в город часть войска, стоявшего под его начальством близ Рима, и горячей речью, произнесенной над телом Цезаря, во время которой распахнул перед народом окровавленное покрывало диктатора, так воспламенил чернь, что ее обуяла жажда мщения, и она устремилась к домам убийц. Последние должны были бежать, и тогда Антоний на некоторое время стал неограниченным властителем Рима. Но он, как и другие, недостаточно оценил тогда Октавиана , приемыша и наследника Цезаря, который впоследствии оказался опасным для него соперником.

Сначала Антоний пытался его обойти. Но когда народ назначил Октавиану вместо Македонии Цизальпинскую Галлию и большую часть Трансальпинской, Антоний стал открыто враждовать с ним, обвиняя своего соперника в покушении на его жизнь при помощи наемных убийц. Октавиан воспользовался отсутствием Антония, выступившего навстречу легионам, которые он вызвал из Македонии, собрал значительное войско из ветеранов Цезаря и в то же время достиг того, что часть легионов Антония изменила своему предводителю и перешла на его сторону. Тогда Антоний удалился в Цизальпинскую Галлию и задался мыслью отнять эту провинцию у Децима Брута, одного из заговорщиков, который управлял ею еще по назначению Цезаря; с этою целью он осадил Брута в Мутине, куда тот скрылся. В это время Октавиан обнаружил талант тонкого дипломата: он объявил себя сторонником республики и примкнул к партии сената, руководимой Цицероном. Последний произнес громовую речь против Антония, и сенат принял против него ряд мер как против врага государства, хотя до битвы при Мутине Антоний еще не был прямо объявлен таким. Октавиану поручено было командование войском, отправленным против Антония, и он вместе с обоими консулами - Гирцием и Пансой - выступил в поле. В середине апр. 43 г. Антоний недалеко от Мутины (Модены) разбил Пансу, но вслед за тем был, в свою очередь, разбит Гирцием. Спустя несколько дней Октавиан вместе с Гирцием нанесли Антонию решительное поражение, так что последний должен был бежать (так называемая Мутинская война). В этих битвах оба консула поплатились жизнью. Антоний бежал через Апеннины в Этрурию, куда прибыл к нему на помощь Венудий с 3 легионами. Отсюда он через Альпы направился в Южную Галлию, которой правил Лепид. Последний примкнул к Антонию, сделав вид, что войска принудили его к этому. Его примеру последовали Поллион и Планк. Под знаменами Антония собралось значительное войско, и он, оставив 6 легионов в Галлии, двинулся в Италию во главе 17 легионов и 10000 всадников.

Тогда-то Октавиан сбросил с себя маску. Мнимый защитник республиканской свободы вступил в переговоры с Антонием и Лепидом и на островке реки Лавино, недалеко от Болоньи, состоялось знаменитое соглашение, которым древний мир был разделен между тремя узурпаторами. Вслед за тем они двинулись в Рим, где эту сделку должен был санкционировать народ, которого заставили установить триумвират на пять лет. Вместе с триумвирами по всей Италии пронеслись убийства и грабежи. Они приговорили к смерти многие сотни богатых и уважаемых граждан, между которыми Аппиан, наиболее достоверный историк тех дней, насчитывает около 300 сенаторов и 2000 всадников. Имена их были обнародованы, и за голову каждого назначена награда. Между прочим, Антоний приказал бросить на всенародное позорище голову и правую руку Цицерона, и они были выставлены на той самой трибуне, с которой тот столь часто одерживал победы. После того, как народ провозгласил триумвиров правителями государства на многие годы, и все необходимое для войны было заготовлено, Антоний и Октавиан двинулись в 42 г. в Македонию, где их противники Брут и Кассий сосредоточили сильное войско. В кровопролитной битве при Филиппах Антоний сражался против Кассия; последний, видя, что счастье изменило ему, велел рабу убить себя. Через 20 дней произошла вторая битва, и тут победа склонилась на сторону Антония, а Брут в отчаянии последовал примеру своего благородного товарища. Здесь же Антоний и Октавиан заключили между собой особый договор, направленный против Лепида. Затем Антоний отправился в Грецию, где, выказывая уважение к греческим нравам и обычаям, приобрел всеобщее расположение, в особенности среди афинян. Отсюда он прибыл в Азию, где намеревался собрать деньги для уплаты жалованья солдатам. Из Киликии он послал египетской царице Клеопатре повеление оправдаться в своем враждебном отношении к триумвирам. Она явилась лично, и дело кончилось тем, что Антоний совершенно запутался в сетях красавицы-царицы. Он последовал за нею в Александрию, и там бесконечные увеселения до того отвлекли его от дел правления, что только весть о победоносном вторжении парфян и ссоре Октавиана с женой его Фульвией и братом Луцием Антонием заставили его очнуться. Перузинская война, возгоревшаяся в Италии между Октавианом и Луцием Антонием, окончилась уже победой первого раньше, чем Антоний успел вырваться из чар придворных празднеств. Смерть Фульвии облегчила примирение, и новый союз был скреплен браком Антония с Октавией, сестрой Октавиана.

Тогда (40 г.) в Брундизиуме состоялся новый раздел римского мира. Антоний получил Восток, Октавиан - Запад. Бессильному Лепиду согласно договору в Филиппах была уделена Африка. С Секстом Помпеем, господствовавшим над Средиземным морем, был заключен договор в Мизене, который предоставил ему Сицилию, Сардинию и Пелопоннес. После этого Антоний вернулся на Восток, где его легат Вентидий вел победоносную войну с парфянами. Вновь возникшие несогласия между Антонием и Октавианом были улажены в Таренте (37 г.) при деятельном посредничестве Октавии, и триумвират был продлен на следующие 5 лет. По возвращении в Азию Антоний вновь предался необузданным удовольствиям, пренебрегая интересами государства; он проматывал провинции и целые царства у ног египетской царицы, а римские области дарил ее детям. В 36 г. он предпринял поход против парфян, но без успеха; вернувшись оттуда с величайшими потерями, он в 34 г. хитростью захватил в плен царя Армении Артавазда, которого обвинял в измене, и эту сомнительную победу отпраздновал великолепным триумфом в Александрии. Октавиан, успевший за это время победить Секста Помпея и окончательно устранить Лепида, воспользовался поведением Антония и возбудил против него негодование римлян. Война между двумя соперниками стала неизбежной, и обе стороны начали готовиться к ней. Антоний терял время в бесконечных празднествах; беспрестанные увеселения в Эфесе, в Афинах, на острове Самосе отвлекали его от дел, тогда как Октавиан с неуклонной настойчивостью стремился к своей цели. С Октавией Антоний разошелся открыто. Этот поступок вызвал всеобщее негодование, так как благородная Октавия была всеми уважаема, заносчивость же чужеземной царицы была всем ненавистна. Кончилось тем, что Рим объявил египетской царице войну; Антоний уже был объявлен лишенным всех должностей, между прочим, и консульства, которым он должен был быть облечен в следующем году. Обе стороны сосредоточивали свои силы, и в морской битве при Акциуме в 31 г. Антоний лишился господства над миром. Он последовал за постыдно бежавшей Клеопатрой. Семь дней сряду его сухопутные войска тщетно дожидались своего предводителя и наконец предались победителю. Антоний отправился в Ливию, где составил значительную армию, на которую возлагал последнюю надежду. Но армия его перешла на сторону Октавиана; его скорбь была столь велика, что с трудом его удержали от самоубийства. Он вернулся в Египет, где повел сначала уединенную жизнь, но внезапно снова предался увеселениям в обществе Клеопатры. Их празднества были прерваны вестью о приближении Октавиана (31 г. до Х. Р.), который отверг все предложения Антония о мире. При появлении его у ворот Александрии Антоний вновь обрел в себе прежнее мужество: во главе своей конницы он совершил победоносную вылазку и отразил врагов. Но вслед за тем измена египетского флота и собственной конницы, поражение, понесенное его пехотой, основательное опасение быть преданным самой Клеопатрой опять лишили его мужества. Весть о смерти Клеопатры, ею самою распущенная, заставила его решиться, и он бросился на свой меч. Так погиб этот человек, несомненно одаренный блестящими способностями, могущественный оратор, искусный правитель, умевший пленять сердца людей, но лишенный твердой воли, раб своих страстей и все же способный на решения и дела, полные энергии. Его способности были сильнее его характера, представлявшего сочетание самых противоположных элементов и поэтому лишенного цельности и единства.

1. Марк Антоний происходил из знатной семьи; он был родственником Цезаря по матери. Мальчик получил хорошее образование; по свидетельствам наставников, он отличался прекрасной памятью и острым умом. Большое внимание он уделял и своей физической форме. После смерти отца в наследство будущему консулу достались огромные долги. Марк Антоний вынужден был скрываться от кредиторов в Греции. Вероятно, чтобы решить финансовые проблемы, он женился на дочери состоятельного бывшего раба (брак с девушкой из знатной семьи был невозможен из-за репутации юноши). После смерти супруги Марк Антоний вступил во второй брак — на этот раз его избранницей стала двоюродная сестра Антония Гибрида. Через несколько лет политик инициировал развод, обвинив жену в измене. Его третья супруга — римская матрона Фульвия. Четвертой жене Октавии он предпочел Клеопатру. Кроме того, в Риме были распространены слухи о гомосексуальных связях политика. Их охотно распространял Цицерон, вероятно, речь шла о личной вражде.

Пир Антония и Клеопатры

2. Марк Антоний стал союзником Цезаря в 55−54 году до н. э. С его помощью он получил квестуру, а спустя несколько лет, в свою очередь, поддержал Цезаря в сенате. Во время своего нахождения в Египте Цезарь назначил его начальником кавалерии и доверил ему управление Италией. Известно, что Марк Антоний был блестящим оратором, и в этом крылась одна из причин его популярности. Кроме того, Цезарь ценил в нем талантливого полководца. Союзники победили на выборах консула на 44 год до н. э. После смерти Цезаря Марк Антоний произнес пламенную речь, призвав наказать заговорщиков. В 42 году до н. э. военачальник разбил силы Брута и Кассия.


Смерть Антония

3. Отношения Марка Антония и Клеопатры обросли массой фантастических подробностей, но сохранились и свидетельства Плутарха: «Вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба, бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая обычными своим шутками хозяев — людей простого звания, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать». Увлекшись египетской царицей, Марк Антоний оставил государственные дела; кроме того он передал детям Клеопатры часть земель, предназначавшихся для его детей. Отношения продлились 10 лет, при этом многие в Риме были недовольны «авантюрой» политика. «Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, что привело его к чужеземным нравам и неримским порокам, как не пьянство и не страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину?», — задавался вопросом Сенека.

4. В борьбу с бывшим союзником Цезаря вступил Октавиан Август. Он развязал войну с Египтом, и 2 сентября 31 года до н. э. противники встретились при мысе Акций. На одном из кораблей во время сражения присутствовала Клеопатра; по некоторым данным, в решающий момент она покинула поле боя. Флот Антония, состоявший из 220−360 кораблей, перешел на сторону противника. Экипажи Октавиана были хорошо подготовлены к морскому сражению. Плутарх писал: «Наконец завязался ближний бой, но ни ударов тараном, ни пробоин не было, потому что грузные корабли Антония не могли набрать разгон, от которого главным образом и зависит сила тарана, а суда Цезаря [Октавиана] не только избегали лобовых столкновений, страшась непробиваемой медной обшивки носа, но не решались бить и в борта, ибо таран разламывался в куски, натыкаясь на толстые, четырёхгранные балки кузова, связанные железными скобами. Борьба походила на сухопутный бой или, говоря точнее, на бой у крепостных стен». Марк Антоний бежал с Клеопатрой в Александрию. Он покончил с собой 1 августа 30 года до н. э.

Похожие публикации