Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Нравственные требования к профессиональным качествам парикмахера. Этика поведения в салоне красоты. Как строить отношения с клиентом

Парикмахерское мастерство

Предисловие

Выполнить красивую современную прическу – дело непростое. И роль парикмахера в создании общей гармонии линий с учетом индивидуальности клиента является подчас решающей. Каждый человек прибегает к помощи парикмахера в надежде на то, что он на основе своих знаний и требований современной моды, профессионального опыта и личного вкуса создаст изящную прическу. Именно поэтому профессию парикмахера должны выбирать люди с творческой натурой и достаточно развитым эстетическим вкусом.

Выбор любой профессии – важнейшее событие в жизни и судьбе человека – происходит в том возрасте, когда только начинает складываться жизненный опыт, не слишком точны ориентиры и высока вероятность ошибки.

В чем заключается сложность той или иной профессии? Каковы психофизиологические требования, предъявляемые к ней? В чем состоит требование к способностям человека, избравшего ту или иную специальность? Ведь случается и так, что некоторые разочаровываются в ней из-за несовпадения собственных представлений с фактическим характером и содержанием труда.

Психофизиологические данные и состояние здоровья оказываются порой противопоказанными избранной профессии или специальности. А это, как правило, ведет к смене профессии, в результате чего люди и общество в целом несут моральные и материальные издержки.

Важное значение имеет правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к выбранной профессии. Зная особенности своего характера и темперамента, степень эмоциональной возбудимости, впечатлительности и энергичности, быстроту смены настроений и т. п., следует подбирать такие виды деятельности, которые соответствуют вам в наибольшей степени.

К числу главных требований при выборе профессии парикмахера следует отнести:

– общее физическое развитие;

– высокую чувствительность к цвету и оттенкам;

– хорошую координацию движений рук;

хорошее зрение;

– наблюдательность;

– выдержку;

– постоянный самоконтроль и организованность.

Не последнюю роль при этом играет и такое требование, как хорошее настроение.

Необходимо обладать и знанием таких предметов, как рисование, химия в объеме учебных программ средней общеобразовательной и профессиональной школ.

От профессиональных знаний, опыта и умения работать с людьми мастера-парикмахера во многом зависит культура обслуживания клиентов. Эти работники должны быть людьми творческого склада, обладать хорошим вкусом, быть чуткими, внимательными и отзывчивыми по отношению к клиентам. Очень важным в профессии парикмахера является умение анализировать, быстро находить индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для общения с клиентом мастер должен обладать терпением, самообладанием, самоконтролем. Эти высокие требования продиктованы многолетней практикой работы. Парикмахеру должны быть свойственны и такие качества, как:

– развитая зрительная память и оперативное мышление;

– умение быстро ориентироваться и принимать правильное решение в конфликтных ситуациях;

– тактичность, доброжелательность, дисциплинированность, готовность к преодолению трудностей в обслуживании клиентов;

– общительность, отзывчивость;

– уважение к клиентам;

– способность правильно оценивать поступки клиента и свои собственные действия, умение предвидеть их последствия.

Мастер должен также знать основы психологии, этики, эстетики, педагогики, права. Это ему необходимо для выбора рациональной тактики обслуживания того или иного клиента и индивидуального подхода к нему.

Клиент нередко ожидает от мастера доброго совета. В такой ситуации мастер становится для него необходимым человеком. Учитывая сказанное выше, мастер должен быть внимательным и предупредительным по отношению к клиентам, уметь объективно высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, поддерживать с ними доверительные отношения. Мастер должен пользоваться у клиента авторитетом. При обслуживании клиентов нельзя допускать с ними панибратских отношений, обслуживать их нужно радушно, но не навязчиво.

Личные качества мастера и его отношение к работе оказывают определенное воздействие на клиентов. В высококультурном работнике клиенты часто видят для себя положительный пример. Но для этого мастер должен быть специалистом в своем деле. Вместе с тем его должна отличать и увлеченность своей профессией.

Активность мастера в значительной степени зависит от его профессионального опыта, ответственности, от умения «войти» в производственную и общественную жизнь коллектива.

Осознание важности своей работы благоприятно влияет на развитие самосознания и формирование необходимых черт личности работника – трудолюбия, дисциплинированности, организованности, деловитости, настойчивости, которые облегчают ему обслуживание даже не очень вежливых клиентов.

У мастера, удовлетворенного своей работой, формируется определенная система знаний и приемов, которая во многом определяет успех обслуживания клиентов.

Типы клиентов

Для успешного обслуживания клиентов необходимо научиться понимать их. Эта задача не из легких, поскольку каждый клиент по-своему уникален и неповторим. Для решения этой задачи необходимо учитывать такие черты характера клиентов, как самостоятельность и решительность, безынициативность и пассивность, доброжелательность и придирчивость, словоохотливость и молчаливость. Так, словоохотливые клиенты зачастую приветливы и любезны, но для мастера их обслуживание связано с определенными трудностями. Такие клиенты любят поговорить не только на деловые темы, но и о своих семейных обстоятельствах, знакомых и т. п. К словам этих клиентов необходимо проявлять интерес, чтобы их не обидеть. Но при первом же удобном случае вежливо и тактично заговорить о прическе. Молчаливые клиенты, не проронив ни слова, подходят к стендам и рассматривают образцы причесок. Этим клиентам надо показать прическу так, чтобы она произвела на них впечатление, постараться, задавая вопросы, выяснить их пожелания. При беседе с ними необходимо задавать такие вопросы, которые требуют подробного ответа (а не только «да» или «нет»). При этом нужно внимательно наблюдать за реакцией клиентов. Их не следует торопить с выбором прически и уделять как можно больше внимания.

Некоторые мастера подразделяют клиентов на легко– и труднообслуживаемых. Но такое подразделение вряд ли может быть обосновано. Нередко к «трудным» относят более терпеливых и хорошо разбирающихся в прическе клиентов. Обслуживание таких клиентов требует выдержки, рассудительности, умения внимательно слушать. При этом мастеру надо иметь в виду, что чем труднее клиент, тем больше внимания необходимо ему уделять. В большинстве случаев поведение посетителей определяется не одной, а совокупностью причин. К примеру, недовольство клиента может быть следствием отсутствия каких-либо материалов, нужного химического состава, цвета краски для волос, обидой на безучастное отношение мастера, просто раздражительностью как чертой характера, а может быть, и сочетанием всех этих причин. Для работников парикмахерского дела важно учитывать помимо темперамента, характера, также пол, возраст, состояние здоровья посетителя. Обслуживая одинаково доброжелательно мужчин, женщин или детей, мастер должен учитывать и манеру их поведения.

Клиенты-мужчины, например, большое значение придают форме обслуживания – приветливости обслуживающего персонала, радушию, доброжелательной улыбке. Им нравится точная и краткая характеристика предложенной прически. Мужчины во многих случаях относятся к получению той или иной услуги как к необходимости. Сам процесс мужчинам обычно не доставляет удовольствия. Они быстро решают, какую им заказать прическу, если она кажется им подходящей.

Профессиональное поведение парикмахера

Особенность профессии парикмахера состоит в том, что ему приходится постоянно общаться с клиентом, проявлять такт, выдержку, хладнокровие. Важнейшим показателем успешной деятельности и мастерства парикмахера является его профессиональное поведение, служащее непременным условием для завоевания симпатии и благорасположенности клиентов. Профессиональное поведение, как и униформа, призвано выделить работника «контактной зоны» среди присутствующих в салоне. Но, как известно, спецодежда – не только форма. Она выполняет еще и защитную функцию, сохраняя собственную одежду работников. Точно так же профессиональное поведение оберегает нервную систему мастера от чрезмерных перегрузок. Таким образом, оно служит средством для сглаживания острых углов при напряженных взаимоотношениях с клиентами. Поэтому каждому работнику контактной зоны необходимо выработать линию профессионального поведения с учетом своих индивидуально-психологических особенностей. Так, сангвинику следует развить в себе большую ответственность к делу, холерику – сдержанность, флегматику – активность, меланхолику – эмоциональную устойчивость.

К профессиональному поведению работника контактной зоны предъявляются определенные требования. Так, он обязан быть доброжелательным и радушным. Именно эти качества должны лежать в основе поведения парикмахера. Но достигается это не так просто. В ответ на радушие, теплое отношение большинство клиентов ведут себя аналогичным образом. При этом они становятся более благожелательными, быстрее начинают испытывать доверие к обслуживающему персоналу. Чтобы вызвать расположение клиента, надо убедительно показать ему искреннюю заинтересованность в его заботах и пожеланиях, выделяя его на время обслуживания из общей массы присутствующих. С первых же минут пребывания в салоне клиент должен почувствовать себя здесь желанным гостем. Об этом может свидетельствовать даже тон вопроса, с которым обращается мастер к клиенту. Ведь успех обслуживания нередко зависит от того, в какой форме ведется разговор с клиентом. Поведение работников контактной зоны во многом схоже с игрой актеров, которой они должны в совершенстве владеть. Профессиональное мастерство позволяет работнику подходить к труду творчески, быть не просто исполнителем, а виртуозом своего дела. Хороший мастер сразу поймет, чего хочет клиент, даже если тот не совсем четко и понятно излагает свою просьбу о характере стрижки или прически. Настоящий специалист умеет сочетать современное направление моды с индивидуальными особенностями клиента. Так, отличительная черта парикмахерского искусства состоит в том, что прическа должна подчеркивать индивидуальность клиента, гармонировать с его внешностью и при этом соответствовать духу времени.

Мастерство проявляется и чисто внешне. Приятно смотреть, как работник быстро, но без суеты обслуживает клиента. Работник контактной зоны – это лицо предприятия бытового обслуживания. Его профессиональные знания, широта кругозора во многом определяют репутацию всего коллектива. И если работник контактной зоны не слишком тактично или некомпетентно ответил на вопрос, то вывод у клиента один: с культурой обслуживания здесь не благополучно. Вряд ли этот клиент придет сюда еще раз. Более того, направляясь в другую парикмахерскую, он будет думать: не такой ли стиль обслуживания и здесь? И наоборот, стремление работника дать исчерпывающий, подробный ответ вызывает у клиента чувство благодарности к нему. Уходя из парикмахерской в хорошем настроении, клиент нередко рассказывает своим друзьям и знакомым, какие мастера здесь работают.

Мастер-парикмахер в известной мере должен владеть и навыками воспитательной работы. Прямое осуждение поведения грубиянов и хамов обычно малоэффективно. В этом случае работник контактной зоны может воздействовать на них личным примером, проявляя тактичность и деликатность. Поэтому мастеру-парикмахеру не следует скупиться на ласковое, сердечное слово.

Наблюдая работу высококвалифицированных работников, посетители зачастую подсознательно перенимают хорошие манеры, учатся, как надо вести себя.

Понятие об общении

Общение – это не просто процесс обмена какими-либо сведениями. Это процесс взаимоотношений конкретных людей, определенным образом воздействующих друг на друга. Любое общение является способом выражения человеком своего отношения к окружающей действительности. Способом (формой) общения, например, являются обращения мастера к клиенту. Причины соответствия (или несоответствия) отношения и обращения между собеседниками зависят не только от индивидуальных особенностей общающихся. Эти причины кроются и в условиях, обстоятельствах общения. В частности, от самого мастера во многом зависят особенности поведения и отношения к нему клиента. Тем самым определяется и характер восприятия работником общения с клиентами, и те оценки, которые он им дает.

С точки зрения психологии, общение необходимо для решения различных коммуникативных задач. Оно содержит несколько этапов и начинается с взаимной ориентировки собеседников, которая дает необходимые сведения каждому из них для выбора правильной линии поведения. При этом общающиеся обычно стремятся представить себя в более выгодном свете. При вступлении в контакт незнакомых людей каждый из них старается составить о другом первое впечатление, которое затем значительно влияет на дальнейший характер развития отношений. В процессе общения уточняется первое впечатление друг о друге, и собеседники приспосабливают свое поведение к меняющимся обстоятельствам. Результатом общения может быть либо достижение каждым партнером своих целей, либо реализация промежуточных задач. Не исключено также, что в результате общения стороны не придут к соглашению и взаимопониманию.

Психологически правильное общение способно превратить даже недоброжелательно настроенных посетителей в друзей. Следует различать внешнюю и внутреннюю стороны конфликтной ситуации. Внешняя характеризуется реальным противодействием людей, нередко проявляющимся в спорах, оскорблениях друг друга и т. п. Внутренняя – это своеобразное психологическое взаимодействие его участников: здесь одна сторона старается мыслить за другую, чтобы понять, как она рассуждает и принимает решения. Это необходимо для предвидения ее действий и соответствующего реагирования на них. Такие мысленные рассуждения за другого называется рефлексией. При этом человек, обладающий преимуществом в рефлексивных рассуждениях, может управлять поведением противоположной стороны. Так, парикмахер, хорошо владеющий рефлексией, может управлять поведением многих клиентов.

Причины конфликтов

Обычно конфликт между людьми не возникает самопроизвольно, без какой-либо причины. Конфликты между работниками контактной зоны и клиентами имеют разные причины. Это, например, неудовлетворение каких-либо интересов клиента или угроза такой возможности, претензии клиентов к качеству работ.

Посетитель пришел в ателье получить свой шиньон. Приемщик на его вопрос, готов ли заказ, грубо ответил, что ателье закрыто. Когда клиент попросил его назвать свою фамилию, он пригрозил выставить посетителя за дверь. Теперь уже оскорбленным становится заказчик, который также не хочет оставаться в долгу. И напряжение ситуации нарастает, как снежный обвал. Грубый посетитель и малокультурный работник контактной зоны относятся друг к другу с позиции «все они такие».

Подобная грубость может исходить от мастера не только из-за неудовлетворенности личной, но и вследствие морально-психологического влияния коллектива. Так, взаимоотношения между членами трудового коллектива предприятия службы быта во многом определяются степенью развития у каждого из них чувства уважения к другим, понимания их индивидуальности. К примеру, в бригадах с хорошими взаимоотношениями между ее членами дисциплину нарушали 3 % рабочих. В бригадах же, где взаимоотношения были плохими, число нарушителей дисциплины составляло 38 %. Значение морально-психологического климата неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что увеличение нагрузки на психику человека воздействует непосредственно на отношения в коллективе. Естественно, что воздействие это может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую активность работников. С этой точки зрения морально-психологический климат подразделяют на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный.

Так, благоприятный климат, проявляющийся во внимании, взаимной расположенности, повышает результативность совместной деятельности людей. Такой климат способствует созданию бодрого настроения у работников. Как добиться, чтобы настроение у работников было всегда хорошим, жизнерадостным? Ведь причин для плохого настроения может быть очень много – накричал руководитель, равнодушно встретил новичка коллектив и т. п. Как все это можно предупредить? Конечно, только администрация предприятия вряд ли успешно справится с этой задачей. Нужна помощь и психологов, и социологов, и специалистов по проблемам управления.

…Когда я окончила техникум и получила диплом, защищенный с отличием, у меня как будто выросли крылья. Мне хотелось сказать каждому – я модельер парикмахерского искусства! Я умею делать ВСЕ! Мне хочется доставлять людям радость своей работой! Эйфория длилась недолго – до первого клиента со «сложными» волосами. Я поняла – учиться придется еще долго. Как оказалось, всю жизнь. Как только я обретаю уверенность в том, что уж теперь-то смутить меня не сможет никакая самая сложная задача – ко мне в кресло садится человек с такими волосами и с таким заказом, что я понимаю – я все еще учусь.

Даже у мастеров со стажем бывает так, что при первом знакомстве с клиентом и его заказом они испытывают смущение, состояние, в котором даже подойти к человеку, сидящему в кресле или стоящему у стойки администратора, просто страшновато. Конечно, это вызвано неуверенностью в самом себе. Но как с нею справиться, не показывая вида, а, главное, как справиться с ее причиной?

Ситуации, вызывающие неуверенность в себе, бывают разные. Если мастер просто молод, еще нет уверенности, что он вообще сможет выполнить заказ посетителя. Но, разумеется, подойти и начать разговор с клиентом все равно необходимо. Так как же унять предательски стукающее сердце, убрать с лица выражение панического испуга, как собрать мысли, разбегающиеся в разные стороны и как срочно найти те самые слова, которые убедят клиента в вашем профессионализме и глубокой компетенции? Первое, что вы должны вспомнить – не вы один такой! Так бывает с каждым, кто адекватно оценивает свои способности и относится к себе критически. Можно похвалить себя за это – да, это похвально – вы не задрали нос и не считаете себя звездой! Критикующий себя человек всегда готов к самокритике и улучшению. Не критикующий себя самоуверенный тип теряет клиентов на любой стадии своей карьеры. Он отталкивает людей, т.к. их мнение его мало интересует. Но быть критичным к себе без меры, постоянно внутренне комплексовать – тоже не вариант. Итак, вернемся к ситуации – предлагаю сделать то, что всегда помогало мне. Сделайте глубокий вдох – не настолько глубокий, чтобы вас приняли за безмерно уставшего, просто сосредоточьтесь на дыхании. Это поможет восстановить сердцебиение и даст вам возможность начать разговор не писклявым голосом, как бывает от волнения. Что самое важное в начале общения с клиентом? Дайте ему возможность почувствовать, что вы рады его приходу! Пусть пришедший к вам человек увидит в вас мастера, который, улыбаясь, здоровается с ним. Если вам всегда трудно начать разговор, запомните наизусть: глубокий и незаметный вдох, улыбка (обязательно) и слова – «здравствуйте, что вы хотели»?

Это очень просто и очень сложно одновременно для начинающих мастеров, но поверьте, что со временем эта фраза и образ станут для вас автоматическими. Это уже неплохо, учитывая то, что косноязычие – большой враг вашей работы, нужно умение донести свои мысли до человека, если вы их будете хранить в себе, их никто не узнает.

После такой фразы клиент начинает объяснять, что же ему нужно. Иногда это непонятные объяснения, т.к. люди очень смутно представляют себе как модели стрижек, так и термины, используемые профессионалами. Например, заказ мужчины на стрижку, звучащий как «бачки заподлицо подстригите, а зад на шею натяните», поставит в тупик бывалого мастера мужского зала, даже если его стаж исчисляется десятками лет. Кстати, это фраза из реального диалога. Что было делать мастеру? Он начал спрашивать по зонам, дотрагиваясь до волос и показывая, какую он имеет в виду: насколько короче здесь? А сверху? А внизу? Сбоку? С окантовкой или без? Вышло, что заказана была обыкновенная классическая «канадка».

Для того, чтобы быть уверенным и не волноваться по поводу того, что же вам все-таки придется делать, разговаривайте с клиентом долго, не нужно обрывать его с полуслова фразами типа «все понятно». Не будьте самоуверенны, тем более, что клиенты ценят внимание, с которым отнеслись к каждому их слову и будет не лишним сказать: «мне важно все, что вы скажете, потому, что благодаря этому я лучше представляю себе, что вы хотите».

Имейте в виду, что некоторые люди в общественном месте просто настоящие «буки», но не надо все принимать на свой счет. Иногда люди приходят в парикмахерскую не в радужном настроении, часто они не настроены говорить ни о чем и ни с кем, часто зашли просто по дороге с работы, а иногда общение с парикмахером и их ставит в тупик. Если вы ощутили подобное настроение после своего приветствия, постарайтесь задавать необходимые вам вопросы сдержанно и концентрируйтесь на собственных действиях, делая их медленно и придавая значение каждому этапу подготовки к стрижке: усадив клиента, аккуратно разложите все инструменты для работы, оденьте пояс с чехлом для ножниц, закрепите одноразовый воротничок, оденьте на клиента пеньюар – все это без слов, затем обратитесь к проникшемуся приготовлениями к стрижке человека, не туго ли застегнута застежка пеньюара и это проявление заботы всегда вызовет положительную реакцию со стороны посетителя.

После этого неплохо взять в руки массажную щетку и просто расчесать клиенту волосы, при этом осматривая предыдущую стрижку – дотрагиваясь до головы и волос, вы придадите некоторую «интимность» общению, ведь никакой посторонний человек никогда не расчесывает другому волосы, это делает мама в детстве и подсознательно ваш клиент уже переводит вас на другой уровень, начиная доверять вам.

Особое внимание парикмахера требуется клиентам - мужчинам

Парикмахер, работающий и с женщинами, и с мужчинами, знает, насколько разным является общение с ними. Женщина чаще всего гораздо контактнее, она с удовольствием откликается на предложения по изменению или дополнению в своей прическе, ей нравится процесс работы над ее внешностью, она любит участвовать в создании своего облика, выслушивать информацию о новшествах.

Мужчина более «закрытый» клиент, по лицу вошедшего в салон мужчины редко можно что-то сразу прочитать, даже сев впервые в ваше кресло, он больше молчит, чем говорит, его взгляд чаще всего направлен на свое отражение в зеркале и взгляд этот зачастую непонятен по значению – нравится ли ему то, что вы ему сделали или предложили? Легче всего найти общий язык с клиентом – мужчиной, представив его круг общения, тогда вы перестанете волноваться по поводу того, о чем и в каком ключе с ним говорить. Закономерный вопрос – как же я узнаю о его круге общения, легко сказать…

На самом деле все очень просто – кому доверяет мужчина, с кем он открыто общается всю свою жизнь? Из числа всех женщин это его мама, супруга и, может быть, сестра. Как вы разговариваете со своим отцом, мужем, братом? Нетрудно воссоздать модель этого общения – простые, открытые, доброжелательные слова помогут вам понять, как говорить с любым мужчиной, не роняя собственного достоинства и не опускаясь до пошлого «заигрывания». Не забывайте, что мужчины нашей страны полны сознания собственной значимости – от школьника старших классов до седовласого пенсионера. Просто в нашей стране женщин больше, а мужчин меньше. Отлично, сделаем из лимона лимонад – подчеркивайте его значимость как клиента вашего салона, подчеркивайте свое уважение к нему, не стремитесь сократить дистанцию между вами. И если вместо холодного вопроса, какую стрижку он носит вы зададите вопрос о том, не хотел бы он что-то изменить в своей прическе – он скорее всего заговорит с вами об этом. У мужчин зачастую очень много вопросов к парикмахерам, ведь их мода на стрижки более консервативна, информация о средствах для мытья волос, ухода за ними и стайлинга на каждый день очень редко попадается им на глаза, поэтому тем для ваших разговоров может хватить не на одну стрижку. А чем большую компетентность в этих вопросах вы обнаружите в беседе со своим новым клиентом, тем сильнее он утвердится в мысли, что нашел, наконец- то подходящего мастера. Мужчины внимательны к человеку, компетентному в своей области, стремитесь как можно больше рассказывать им о том, какие новые виды причесок сейчас в моде, как их нужно укладывать или как носить без укладки – это обеспечит вам уважение вашего клиента. Не стремитесь упрощать свою речь, говорите профессиональными терминами и тут же объясняйте, что вы имеете в виду. Грамотный специалист всегда обращает на себя внимание. Однажды после такого разговора молодой человек, впервые поговоривший с мастером в таком ключе, недоуменно спросил: «А почему вы говорите не как парикмахер?» Мастер расхохотался и задал вопрос – как же разговаривают парикмахеры? И в самом деле, что должен был слышать этот парень до этого, чтобы задать такой вопрос…Но об этом поговорим позже.

Посетители «крутых» салонов красоты

Следующая разновидность сложности общения – посетители «крутых» салонов. В любую парикмахерскую может зайти человек, обычно посещающий салоны подороже. В провинции это житель столицы, в столице – посетитель фешенебельных и дорогих салонов и СПА, а так же житель иной страны, свысока смотрящий на персонал заведения, которое он удостоил своим присутствием. К сожалению, чаще всего бравируют своей денежной состоятельностью и принадлежностью к «элите» дамы. Это, конечно, вопрос их воспитанности, по-настоящему состоятельные люди редко рассказывают, насколько дороги и эксклюзивны те салоны, в которые они ходят постоянно. Но сталкиваться с презрительными манерами подобных клиентов приходится, а «клиент всегда прав». Это правило, в котором нет исключений, есть лишь ваша гибкость в общении с любым человеком.

Снова задайте себе вопрос – что хочет этот человек? Подобострастного любопытства? Униженного согласия с тем, что мастер, конечно, никаких подобных услуг предоставить не может? Возможно, это так, и мысли этого клиента именно таковы. Но не забывайте и о своем достоинстве. Вы же твердо знаете, на что способны, как вы работаете и, возможно, видите на голове этого человека следы не такой уж хорошей работы с его волосами? Если такой клиент или клиентка оказались в вашем кресле, прежде всего твердо и спокойно поговорите о салоне, который он посещал, раз уж ему так хочется об этом рассказать и задайте вопрос – по какой причине человеку пришлось обратиться к вам? Он с удовольствием вам ответит. Не думаю, чтобы запросы его сильно отличались от того, что вы умеете. Спокойно скажите ему об этом.

Скорее всего, клиент усомнится в ваших способностях лишь в силу того, что вы работаете не там, где он до этого обслуживался. Предложите продолжить работу, не реагируя на высказывания типа «разумеется, я не привыкла к чужим рукам», «Бог знает, что сейчас получится…», «Да, если бы сейчас здесь был мой мастер, он обязательно показал бы вам, как меня надо стричь…» Ведите себя сдержанно, разговаривайте по существу, задавайте вопросы профессионально и не стесняйтесь рассказывать о своей работе и успехах, об обучении, которое вы прошли, об опыте, который, возможно, имеете. Из собственного опыта могу сказать, что подобные клиенты постепенно выходят из своего, как им кажется, эксклюзивного образа, если их начинаешь подробно спрашивать, у какого стилиста они обычно бывают, какой салон посещают и продуктами какой фирмы пользуется их мастер. Если вы расскажете о том, что знакомы с продукцией этой фирмы, знаете стиль, в котором работает тот салон, а сами вы прошли обучение на том же уровне, но работаете здесь (естественно, лгать не стоит) – пафосный монстр постепенно превратится в обычного человека, с которым вы впоследствии можете стать большими приятелями.

В случае, если вам непонятно, о чем говорит человек – к примеру, ваш салон не занимается наращиванием волос, а клиентке нужно снять наращивание, открыто скажите об этом. Не уподобляйтесь мастеру, которого можно привести здесь в пример: понаслышке зная о стрижке «горячими ножницами» он принес спиртовку, поставил на рабочий столик и на ее огне раскалял полотна своих ножниц, подстригая ими клиентку, которая тоже не имела никакого понятия об этой услуге. Когда он сделал стрижку, обжегшись до волдырей, ему пришлось править ее холодными ножницами, т.к. пряди в некоторых местах были запаяны как паяльником. Это, конечно, звучит как анекдот, но тем не менее это реальный случай из парикмахерской практики.

В этой главе мы подробно затронули вопрос, каким образом нужно проводить знакомство с клиентом, не волнуясь излишне раньше времени. От общих рекомендаций перейдем к целевым:

Практические рекомендации для учащихся парикмахерских курсов, училищ, колледжей

После теоретических занятий обычно переходят к практическим. Обычно люди редко радуются, когда им предлагают доверить свою голову практиканту. Не смущайтесь, любой ныне великий стилист когда-то был начинающим учеником. Заблаговременно перед практикой потренируйтесь произносить вслух приветствие, приведенное для примера в этой главе. Постарайтесь отрепетировать его даже перед зеркалом. Не исключено, что вы покажетесь себе смешным, так часто бывает вначале. Чем дольше вы будете твердить эту фразу, тем легче вы выговорите ее тогда, когда вам это понадобится. Готовьте себя к тому, что все, что вы должны будете делать, может на первых порах казаться просто неосуществимым, несмотря на кажущуюся простоту. Вспоминайте чаще, как это делают другие, наблюдайте за уже работающими мастерами, зайдите в действующий салон и посмотрите, как эту простую работу уверенно выполняет профессионал. Учитесь смотреть на клиента в зеркало – это особенность вашей работы, тренируйте свою наблюдательность. Вы должны представлять хотя бы примерно социальный статус, настроение клиента чтобы ступить с ним в диалог

Попробуйте потренироваться на улице разговаривать с незнакомыми вам людьми – маленькими и взрослыми. Попробуйте найти для каждого приятные слова, сказав их просто мимоходом и ничего не ожидая в ответ. Особенно интересно вступить в разговор с покупателями отделов, торгующих потребительскими видами красителей для волос и продукции по уходу за волосами. Может быть на базе ваших знаний, полученных в теории, вы сможете дать им первый профессиональный совет.

Хороший тренинг может получить любой из вас, ответив на вопросы, приведенные ниже – пусть вы будете задавать их сами себе или ваш приятель сыграет роль вашего клиента.

- Скажите, а вы умеете стричь стрижку под названием «Дебют»?

- А вы меня не испортите?

- А как вы хотите меня подстричь?

- Вы умеете стричь машинкой с насадкой?

- Вы мне волосы краской не сожжете?

- В соседней парикмахерской сказали, что у меня редкие волосы. А вы как думаете?

- Вот вы молодой мастер, вам можно довериться, вы же не сделаете меня старомодной?

- Вы умеете делать укладку феном? Да? И сколько она продержится, если я выйду из салона?

- Я не хочу мыть голову перед стрижкой, утром я ее мыла. Почему я должна мыть опять, вдруг ваш шампунь мне не подходит?

- То, как вы меня подстригли – просто безобразие. Я так не ношу. Что мне теперь с этим делать?

- Не уговаривайте меня, этот цвет мне не подходит. Я хочу переделать его, можно прямо сейчас?

- Вчера мне понравилось, как выглядела моя новая стрижка, а сегодня я понимаю, что она мне совершенно не идет. Вы можете меня перестричь?

- После мытья головы дома укладка не получается, что я не так делаю?

- Если вы не знаете названия моей стрижки, как же вы ее подстрижете?

- У вас есть компьютерное моделирование прически? Я слышала, так лучше всего подобрать имидж.

- Вы такая молодая, наверно, вы мне ничего не сможете сделать…

- Я все время пользуюсь бальзамами, а волосы у меня после осветления все суше и суше, отчего это?

- Я не хочу стричься машинкой. Мужской мастер в моем салоне всегда стриг меня только ножницами, вы что, не можете сделать то же самое?

- Каким осветлителем вы обесцвечиваете? Мой мастер сказал мне, что от него желтый оттенок появляется. Другого нет?

- А вы умеете делать «белое» мелирование?

Наверное, после такого блиц-турнира молодые мастера решат, что некоторые вопросы слишком неправдоподобны, а некоторые слишком просты, но в нашей профессии нет вопросов без ответа. Приведены были вопросы, которые задаются в той или иной форме в реальной практике. И для того, чтобы отвечать на них, необходима серьезная теоретическая подготовка, она поможет вам не заикаться, подбирая слова, а внятно ответить, если вопрос из теории. Если же это психологические аспекты – клиент выражает опасение из-за недостатка вашего опыта или же, как ему кажется, уже стал жертвой ваших опытов – имейте в виду: клиент всегда прав!

Сейчас вы, возможно, возмутитесь и скажете – да, конечно, далеко не всегда! Не горячитесь! Признав правоту клиента и сказав: «Да, вы правы» вы останавливаете гневные обличения. Не может же человек, который говорит вам «вы неправы» и получив в ответ «да, я не прав» еще раз утверждать то же самое? Вспомните гениальный ответ дореволюционных приказчиков в лавках:»Простите, ваше степенство, дурак-с!..»

Этот момент должен стать переломным в вашем разговоре. Клиент убежден, что его правильно поняли, что его никто не собирается обрывать – напротив, внимательно выслушают и готовы помочь. Запомните и часто повторяйте себе, как напоминание – признав за собой ошибку, в которой вас обвиняет клиент, вы продолжаете вести конструктивную беседу. Начав оправдываться, вы автоматически ставите между собой и клиентом блок проблем – как найти общий язык, как убедить друг друга в своей правоте? Берегите свои силы, свое рабочее время, свои нервы и свою репутацию – пусть вы молоды, пусть у вас мало опыта, пусть даже вы сделали услугу не так качественно, как хотелось – не справились с фактурой волоса, применили ошибочную технологию обработки волос и т.д. Если вы будете честны сами с собой и открыты для диалога – многие простят вам ваше ученичество.

Вспоминается случай – пришедшая в высококлассный салон девушка с небольшим опытом работы все время волновалась и старательно работала над каждым посетителем, которого ей предоставляли администраторы. В свою очередь, администраторы старались не дать постоянным или просто «сложным» клиентам сесть обслуживаться к этой девушке, если клиентов было много, их предупреждали, что этот мастер работает недавно. Одна клиентка, дама с сильной проседью в волосах решила окрасить корни у этой молодой девушки. Веселая, щебечущая мастер очаровала клиентку своей на самом деле открытой натурой, но, к сожалению, плохо окрасила волосы. Ошибку в окраске заметили они обе – и мастер, и клиентка, но мастер, не говоря ни слова, принялась делать укладку феном. Клиентка остановила ее, наклонилась ближе к зеркалу, рассматривая корни окрашенных волос. «А ведь седые – то не окрасились?» - обратилась она к девушке. «Да?» - наивным голосом произнесла мастер. «Да, это не очень заметно, но не взялась здесь краска. Но ведь ты еще учишься?» - напрямую спросила дама и взглянула девушке в глаза. «Да, еще учусь», - последовал ответ и стыдливо потупленный взор.

Клиентка оплатила по полной прейскурантной стоимости весь неудачный опыт своего молодого мастера. А ведь мог возникнуть скандал с возвратом денег и клиент превратился бы из постоянного посетителя в «невозвращенца» - посадили чуть ли не к ученице, окрасили некачественно. Но ведь и признали свою вину сразу и безоговорочно. И девушка такая приятная, она так старалась. Отныне эта дама ходила только к ней.

Не ждите, что подобный идиллический конец будет у каждой истории с недовольным клиентом. Но урок, вынесенный из этого случая, слишком показательный, чтобы им пренебречь – иногда наши ошибки превращаются в шанс завоевать нового клиента. Стоит лишь признать их.

Работая с мужчинами, не ждите, что ваша молодость и привлекательность приведут к вам толпы поклонников вашего таланта. Скорее, наоборот – прельстившийся внешней привлекательностью молодого мастера клиент, получив небрежную стрижку и расстроившись из-за этого, сделает вывод, что стричься лучше у мастера постарше – хоть не испортит. Не стоит начинать фамильярничать и общаться «накоротке» - держите дистанцию.

Чем вы можете убедить клиента - мужчину, что вам можно доверить свою голову для стрижки?

Своей старательностью. Только. Мужская стрижка – точнейшая работа, здесь важен каждый этап – рассмотрите волосы клиента, предварительно усадив его в кресло – куда он причесывает волос? Как он выглядит, когда только пришел? Он так и носит прическу, как вы его видите. Запомните эту манеру причесываться, она пригодится, когда вы будете делать укладку. Часто мужские прически консервативно добавляются небольшими дополнениями в виде изменения косых окантовок висков на прямые и т.д. Кардинально менять имидж наше мужское население по большей части не готово. И нужно это помнить всегда, усаживая на стрижку очередного клиента. Выполняя последовательно заказанную стрижку, обращайтесь к клиенту: «Я правильно поняла? Вы хотели такую длину или чуть короче?» Чаще смотрите на него в зеркало, проверяйте в горизонтали свою стрижку – мужчины ценят симметричность вашей работы. Только не стесняйтесь смотреть на их лица – вы же работаете, смотрите на то, что вы проверяете или сравниваете, должен получиться «взгляд сквозь лицо», а выражение вашего лица будет отражать вашу глубокую внутреннюю сосредоточенность. И если все так, мужчина извинит вашу не слишком большую скорость его стрижки, он оценит тщательность работы.

Парикмахер — один из немногих людей, которым мы позволяем вторгаться в свое личное пространство.Именно поэтому его работа требует особой деликатности и профессионализма. Об особенностях общения парикмахера и его клиента мы беседуем с мастером-технологом Аллой Лосевой.

Каковы правила общения парикмахера с клиентом?

Таких правил довольно много, и в основном они связаны с психологией общения. В идеале каждый мастер должен пройти курсы психологической подготовки. Ведь установление контакта — залог его успеха.

Перед началом работы нужно несколько минут поговорить с клиентом, чтобы расположить к себе. Если это удастся, гость станет доверять мастеру, прислушается к его советам и, возможно, придет в ваш салон снова. И даже если клиенту что-то не понравится, постоянный посетитель не будет устраивать скандал.

Как добиться такой лояльности клиента? Ведь общение должно быть весьма интенсивным, но ненавязчивым?

Да, можно научиться стричь, но если не научиться правильно контактировать с посетителем и быть дружелюбным, то успеха не добиться! Если говорить о составляющих эффективной коммуникации успешного парикмахера, то в первую очередь вспомним об улыбке, обязательно искренней. Кроме того, нельзя отвечать клиенту односложно .

Если он спрашивает: «У меня сухие волосы?», то недостаточно ответить просто «да» или «нет». Необходимо рассказать подробно о типе волос, об улучшении их внешнего вида, о необходимости лечения и т. д. Грамотный мастер знает, что нельзя взмахивать защитной накидкой перед лицом клиента. Накидывать ее на посетителя нужно очень деликатно.

Более того, многие парикмахеры даже спрашивают у клиента позволения потрогать его волосы — это ведь тоже не всем нравится. Важно и то, как стоит парикмахер, обслуживающий клиента. Ни в коем случае нельзя горбиться, низко склоняться над клиентом, махать руками. В идеале мастер во время стрижки должен походить на рисующего художника, а в процессе создания прически — на скульптора за работой…

Получается, что список правил в основном состоит из запретов……

А еще нельзя говорить о религии, политике и своих личных проблемах, обсуждать работу другого мастера, разговаривать по телефону.

И при этом поддерживать беседу?

Именно поддерживать. Я могу начать разговор первой только на тему ухода за волосами. Все остальные темы — прерогатива гостя. Старайтесь следить за реакцией собеседника на ту или иную тему. Если вы видите, что он реагирует отрицательно— меняйте предмет разговора! Хотя лучше всего — внимательно и заинтересованно слушать, а не говорить самому. И быть вежливым. Это самое надежное средство в общении с людьми любого возраста, характера и темперамента.

«Гость», «клиент»…Как же все-таки парикмахер должен правильно называть своего визави?

Для начала — просто на «вы», разумеется. Если человек захочет, то представится, и тогда уже можно звать его по имени или имени и отчеству… Инициатива здесь также на его стороне.

Это относится и к выбору прически? Что делает парикмахер, если видит, что прическа, которую просит сделать клиент, мягко говоря, не совсем ему подходит?

Если человек готов к диалогу, то можно советовать, предлагать варианты, показывать фото и таким образом пытаться его переубедить. Но «никогда не спорьте, если чувствуете, что переубедить его не удастся» — этот классический совет психолога относится и к нашей профессии. Ведь клиент, как известно, всегда прав.

А если этот, всегда правый, клиент все же в конце концов окажется недовольным?

Если речь идет об ошибке парикмахера, то он должен, сохраняя достоинство, извиниться. Не нужно этого стесняться. Да и действует признание своей вины почти безотказно. В этом случае о чаевых, разумеется, речь не идет.

А вообще, принято ли таким образом благодарить парикмахеров? И если да, то в каких размерах?

Так же, как в ресторане, стандартные чаевые — десять процентов от стоимости. Хотя многие оставляют и больше. Бывает, в качестве благодарности оставляют столько же, сколько заплатили за саму услугу.

Кого, с психологической точки зрения, сложнее стричь— мужчин или женщин?

Мужчины более консервативны и щепетильны. В моей практике был случай, когда клиенту показалось, что левый висок подстрижен на три миллиметра короче, чем правый. Они реагируют на внешность и возраст мастера, легче общаются с женщинами, чем с мужчинами, легче принимают решения, но чаще бывают нетерпеливыми. Женщины жене всегда доверяют мастеру, чаще выражают претензии.

Зато представительницы слабого пола, вероятно, обращают внимание на прическу и одежду самого мастера. Какими они должны быть?

Прическа —опрятной и уложенной. А одежда — закрывающей тело, чистой и не слишком вызывающей, яркой.

Деловая культура «Этика поведения в салоне»

Престиж салона зависит от мастерства и профессионального имиджа парикмахера. для клиента имидж парикмахера связан с качеством услуг. профессиональный имидж складывается из многих факторов. Он включает в себя внешний вид мастера, манеры поведения, навыки общения.

Корректность и аккуратность:

  • 1. Будьте пунктуальны.
  • 2. Не курите не ешьте и жуйте на виду у клиента. Следите за порядком на рабочем месте. Чтобы щетки и расчески были очищены от волос, с пола убраны остриженные волосы, на зеркалах не было пятен и пыли, а вокруг кресла и стола - мусора. Не держите личных вещей на рабочем месте.
  • 3. Оставляйте личные проблемы дома.
  • 4. В разговоре с клиентом избегайте острых тем. Не сплетничайте и не осуждайте других клиентов, коллег и конкурентов.
  • 5. не торопитесь, старайтесь всегда сохранять спокойствие.

Внешний вид:

  • 1. Носите чистую, опрятную одежду, которая подходит вашей фигуре по цвету и крою.
  • 2. Не одевайте вызывающее и провоцирующее.
  • 3. Избегайте крайностей: одежда не должна быть слишком экстравагантной, не домашней.
  • 4. Носите чистые, удобные туфли. Ваша обувь не должна выглядеть старой.
  • 5. Избегайте носить обувь с открытыми пальцами.
  • 6. Не надевайте слишком много украшений, особенно колец и браслетов.
  • 7. Макияж должен быть скромным и нанесен со вкусом. Не пользуйтесь тяжелыми духами.
  • 8. Укладка должна современной и аккуратной. для клиента Ваша прическа пример того, что Вы можете сделать с его собственными волосами.

Правила гигиены:

  • 1. Мойтесь каждый день.
  • 2. Следите за тем, чтобы волосы всегда были чисыми.
  • 3. Пользуйтесь дезодорантом -антиперсперантом.
  • 4. Нормально питайтесь и достаточно спите, чтобы всегда выглядеть свежей и бодрой, избегайте усталого виде.
  • 5. Следите, чтобы руки были чистыми, а ногти ухоженными и постриженными.
  • 6. Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды.

Психология. Навыки общения.

Общение- основное средство для установления доверительных отношений с клиентом. Развивая навыки общения, парикмахер начинает лучше понимать пожелания клиента и то, как их удовлетворить. Во время беседы смотрите клиенту в глаза, чтобы показать Вашу заинтересованность в том, что он говорит.

Не следует:

  • 1. Делать отрицательные и критические замечания. Они ограничат беседу, вызвав у клиента недовольство и чувство дискомфорта.
  • 2. Навязывать разговор, поскольку это может смутить клиента.
  • 3. Прерывать клиента - это раздражает его, и он перестанет участвовать в беседе.
  • 4. Торопиться - это вызовет у клиента беспокойство и отчуждение.
  • 5. Настойчиво рассматривать клиента - это вызовет агрессию и подавленность.
  • 3. Техника безопасности в парикмахерской

Каждый работник парикмахерской должен знать правила по техники безопасности и руководствоваться ими в своей практике.

  • 1. После работы с каждым клиентом расчёска должна дезинфицироваться в ультрафиолетовом облучателе или в растворе(не менее 15 минут). По мере загрязнения расчёску необходимо промыть мыльным раствором.
  • 2. Необходимо следить, чтобы зубья расчёски были не очень острыми и не имели заусенцев.
  • 3. Нельзя хранить расчёску в кармане рабочей одежды и оставлять в волосах у клиента.
  • 4. При работе с химическими препаратами запрещается использовать железные расчёски.
  • 5. При работе с бритвой после каждого клиента необходимо продезинфицировать в ультрафиолетовом облучателе или денатурате. Кроме того необходимо поменять лезвие в станке.
  • 6. Бритва должна храниться в футляре.
  • 7. Передавать бритву стоит в закрытом виде в чехле.
  • 8. При работе необходимо следить за тем, чтобы головка бритвы была направлена к выступающим частям лица и головы.
  • 9. При бритье необходимо быть предельно внимательным, нельзя размахивать бритвой и разговаривать с клиентом.
  • 10. После обслуживания каждого клиента в филировочной бритве необходимо поменять лезвие, а её пластмассовые части продезинфицировать в ультрафиолетовом облучателе или выдержать в растворе не менее 15 минут.
  • 11. После дезинфекции бритву необходимо насухо вытереть, чтобы избежать попадания влаги в футляр.
  • 12. После обслуживания каждого клиента ножницы необходимо продезинфицировать в ультрафиолетовом облучателе или денатурате.
  • 13. Хранить ножницы в чехле.
  • 14. Передавать ножницы следует, держа их за рабочие полотна, кольцами вперёд.
  • 15. Использовать ножницы строго по назначению.
  • 16. При падении ножниц не надо их попытаться поймать во избежание травмирования.
  • 17. При включении в сеть необходимо проверить целостность шнуру машинки и соответствие питающего напряжения.
  • 18. Смену ножей следует производить только при выключенном двигателе машинки.
  • 19. нельзя брать машинку мокрыми руками и стричь мокрые волосы.
  • 20. Нельзя хранить машинку в ящике туалетного столика,она должна подвешиваться на рабочем месте во избежание повреждения целости шнура.
  • 21. Перед включением электрических аппаратов в сеть необходимо проверить исправность их проводов и наличие заземления.
  • 22. Запрещается включать все электрические аппараты мокрыми руками в разетку.
  • 23. Запрещается использовать электрические аппараты, не имеющие предохранительных сеточек.
  • 24. Перед тем как посадить клиента под сушуар, необходимо надеть на накрученные бигуди сеточку для волос.
  • 25. Не разрешается самостоятельно разбирать электрические аппараты.
  • 2. Подготовительные и заключительные работы при обслуживании клиентов.

Перед началом работы мастер-парикмахер должен подготовить рабочее место к приему клиентов:

ю разложить инструменты и приспособления,

ю проверить исправность необходимой для работы аппаратуры,

ю получить чистое белье, парфюмерию и другие материалы,

ю проверить остроту опасных бритв и, если необходимо, направить их, заменить лезвие в безопасной бритве.

Рациональное размещение инструментов и приспособлений на туалете имеет большое значение для правильной организации работы парикмахера.

Инструменты и принадлежности должны быть разложены на правой стороне в строго определенном порядке, при этом каждому предмету нужно отвести постоянное место. Выбор постоянного места на туалете для того или иного инструмента или приспособления следует производить с учетом частоты пользования им в работе: чем чаще он применяется, тем ближе к мастеру должен быть расположен.

Принадлежности должны быть размещены на туалете в следующем порядке (справа налево): спиртовка, ватница с ватой, банка с дезинфицирующим раствором, флакон с перекисью водорода, пудреница, жидкое мыло и т. д.

Такие инструменты, как бритва, ножницы, ручные или электрические машинки, расчески и другие приборы, должны размещаться в верхнем ящике правой тумбочки туалета. Полки тумбочек предназначены

только для хранения чистого белья, поэтому размещать в них какие-либо инструменты и приспособления не рекомендуется.

Инструменты и приспособления мужского парикмахера очень удобно размещаются на туалете, так как их количество относительно невелико, и они занимают мало места. Женский парикмахер при работе использует большой ассортимент материалов и приспособлений. Все разместить на туалете, разумеется, невозможно. Поэтому в качестве подсобного приспособления для размещения инструментов и материалов применяют передвижные столики со съемными кассетами. В кассетах передвижных столиков размещают бигуди, коклюшки, красители и т. д. В верхние кассеты следует сложить бигуди, учитывая; что они используются в работе постоянно. В нижних кассетах - разместить остальные, реже применяемые приспособления.

Прежде чем пригласить посетителя занять кресло, парикмахер обязан, навести порядок на туалете. За чистоту рабочего места отвечает сам мастер. Затем, если в парикмахерской имеется электрическая сигнализация вызова клиентов, воспользуйтесь ею. Если такая сигнализация отсутствует, пригласить клиента занять место.

После приглашения клиента парикмахер должен стать у своего кресла. При приближении клиента к креслу необходимо; развернуть кресло. Так чтобы клиенту было удобно сесть в него. После того, как клиент сядет, в кресло, его следует развернуть лицом к зеркалу. Затем необходимо выяснить желание клиента. Услышав ответ, парикмахер обязан вымыть руки и продезинфицировать инструмент на глазах у клиента,

Затем укрыть клиента необходим бельем и приступить к работе.

Начав работу, парикмахер не имеет права отвлекаться какими-либо посторонними делами или разговаривать с другими посетителями или обслуживающим персоналом. Все внимание должно быть обращено только на выполнение работы по обслуживанию клиента.

Все конфликты, возникающие между парикмахером и клиентом, должны рассматриваться администрацией данной парикмахерской.

Одной из важнейших задач администрации и обслуживающего персонала парикмахерских является привлечение постоянных клиентов. Эта работа должна вестись в следующих направлениях:

  • - Содержание всех помещений парикмахерской в образцовой чистоте и порядке.
  • - Соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
  • - Культура поведения обслуживающего персонала.
  • - Качественное выполнение всех видов обслуживания посетителей.

Заключительные работы по обслуживанию посетителей в парикмахерских рассматриваются, как завершающие этапы основного технологического процесса.

После выполнения операции стрижки парикмахер обязан вычесать мелкой расческой остриженные волосы. Для этого необходимо взять расческу с чистыми зубьями и заложить в нее кусочек ваты, равномерно распределив ее по всей плоскости расчески. Затем, смочив заложенную в расческу вату водой, желательно расчесать весь волосяной покров головы. При этом состриженные волосы, задерживаясь в вате, будут вычесываться. Затем кусочком ваты или специальной кисточкой необходимо очистить от волос лицо и шею клиента.

Прежде чем снять пеньюар, нужно вытащить заложенный вокруг шеи жгут из ваты и взять салфетку. Снимая пеньюар, необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы находящиеся на пеньюаре волосы не попали на одежду клиента. Для этого, снимая пеньюар, следует подворачивать края его внутрь.

Учитывая, что после каждого вида обработки волос выполняются специфические и характерные только для этой операции заключительные работы" целесообразно рассматривать их более подробно непосредственно в единой технологической последовательности.

Похожие публикации