Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

09 размножение и развитие растений. Конспект урока на тему "размножение и развитие растений". Подготовка к усвоению нового материала

Размножение и развитие растений Окружающий мир 3 класс Плешаков Школа России

Власенкова Татьяна Михайловна

МБОУ СОШ №1 п. Озёрный

Учитель начальных классов

01.11.2014г.


Группы растений

Какие растения являются высшими?

мхи

водоросли

цветковые

папоротники

хвойные


Цветковые растения

Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины известных видов растений. Их около 250 000 видов.


Что ты узнаешь на уроке?

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит .

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день в трудах

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг,

Тот всегда с медком,

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски, словно у осы,

На брюшке – капельки росы.

Объясни экологические связи «насекомые – растения».


На каком из растений образуются плоды? Почему?


Опыление цветковых растений

Основными опылителями цветковых растений являются бабочки, пчелы, шмели. Когда насекомые садятся на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, они невольно переносят на него пыльцу – опыляют этот цветок.


Образование плода и семян


Плоды и семена

Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя дает жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохранятся и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.


Приспособление к распространению плодов и семян

Животными и человеком

Приспособления:

Ветром

Саморазбрасывание

  • сухие плоды с прицепками
  • съедобные плоды

Приспособления:

  • крылышки
  • парашютики
  • хохолки

Приспособления:

Водой

  • семена активно разбрасываемые из плодов

Приспособления:

  • семена водных и прибрежных растений имеют приспособления для плавания

Условия для прорастания семени

тепло

вода

воздух

почва


Развитие растения из семени


Проверь себя

  • Назови необходимое условие для образования плодов.
  • Как происходит опыление у растений?
  • Как распространяются плоды?
  • Какие условия нужны для прорастания семян?
  • Как развивается растение из семени?


Информационные ресурсы:

  • А.А.Плешаков. Учебник «Окружающий мир»

3 класс.

  • Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России».3 класс.
  • http://www.yandex.ru/ (30 - 31.10.2014г.)

У р о к 16. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я: Образовательная: создать условия для формирования представлений о размножении и развитии растений из семени; установления последовательности развития растения из семени; определения, из чего образовалась каждая часть взрослого растения. Развивающая: способствовать развитию наблюдательности и логического мышления. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, стремления охранять её. Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2 см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени»; кроссворд «Цветок»; аудиозапись звуков жужжания пчёл, шмелей; магнитофон. С ц е н а р и й у р о к а I. Сообщение темы урока. – Послушайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.) – Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях. II. Повторение пройденного и проверка знаний. 1. Признаки жизни растений. – Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме (на доске): Ученик должен заполнить схему недостающими сведениями. – Что нужно растению для роста и развития? (Воздух, солнце (свет, тепло), вода.)

2. Части (органы) растения. На доске: рисунки с изображением дерева, кустарника, травянистого растения. – Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений. На доске: рисунок с изображением растения – фасоли. – Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их. (Корень, стебель, листья, цветок, плод – стручок с семенами.) – Вспомните, что вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд: 1. Группа растений, которые имеют все органы: корень, листья, цветок, плод с семенами. (Цветковые.) стебель, 2. Лист хвойного дерева. (Хвоя.) 3. Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень.) 4. Стебель деревьев. (Ствол.) 5. Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод.) 6. Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал.) – Прочитайте получившееся слово. (Цветок.) – Что образуется на месте цветков? – Какую часть растения используют для размножения? (Семена.) Спор органов растения. (Сценка, в роли органов растений – заранее подготовленные учащиеся.) Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю. Стебель (с обидой). Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы

растения. Лист (с возмущением). Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас, корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Учитель вмешивается в спор. – Что могут сказать эксперты об этой удивительной «кухне» с научной точки зрения? Учащиеся высказывают свои предположения. Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. В о п р о с ы для обсуждения: – Для чего цветет цветок? – Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена? III. Изучение нового материала. 1. Опыление растений. Научная лаборатория (исследование). – Итак, объектом исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов… Звучит аудиозапись. – Что услышали? (Жужжание пчёл, шмелей.) – Почему их так много? (Питаются цветочным соком – нектаром.) – Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Как вы думаете, почему так произошло? – Оказывается, насекомые не только кормятся, но и выполняют важную работу – опыление. – Что же такое опыление? Разобраться в этом нам поможет модель цветка. У цветков есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки – пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда пчела или другое насекомое садится на

цветок, пыльца остаётся на какой­нибудь части тела – на спинке, крыльях или брюшке – прилипает. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения, и пыльца попадает на это растение. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Такой цветок называют пустоцветом. Таким образом, пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые­ опылители. Они помогают растениям размножаться. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микроптички и переносится ею с цветка на цветок. – После опыления из цветков появляются плоды, а в них – семена. В нашу научную лабораторию попали семена нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить, как же путешествуют, то есть распространяются эти семена. Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать! 1­я группа – клён; 2­я группа – череда; – Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который 3­я группа – одуванчик; 4­я группа – репейник. раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе. Физкультминутка (Вправо­влево.) (Вперёд­назад.) (Руки вверх, потянуться.) (Руками – вправо­влево.) Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружится, вьётся. 2. Распространение семян. Рассказ учителя с элементами беседы. – Плоды и семена растений – настоящие путешественники. Почти всегда (Покружиться.) плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик.)

– Похож на него козлобородник. Семена одуванчика, козлобородника распространяются ветром. – Какие приспособления есть у этих семян? (Парашютики.) – Найдите в гербарии семена, которые тоже распространяются с помощью ветра. Как догадались? (Плоды клёна имеют крылышки.) – У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро­быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву. – Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений. Выступления учащихся. Сообщение о перекати­поле. – Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати­поле» (джузгун). – Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»? Сообщение о подорожнике. – Есть растения­«зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». Сценка (разыгрывают заранее подготовленные ученики). – Иди, куманёк, по этой дорожке и придёшь в деревню. Там и курятник найдёшь. Одну­две курицы утащишь, вот тебе и ужин. – А если с дороги собьюсь? – Видишь листья подорожника? – Ну и что? – Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. – К человеку, значит, поближе захотел. – Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова? – Да как, кума, не понять?

В о п р о с ы для обсуждения: – Почему подорожник так назвали? – Как распространяются его семена? (С помощью человека и животных.) – Так же поступают семена некоторых водных растений. Работа по карточкам. – Прочитайте текст: Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… (По Н. Сладкову.) – Как переносятся семена некоторых водных растений? Назовите их. Работа по учебнику. – Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, Найдите семена­«наездники» в учебнике (с. 79) (череда, репейник), в гербарии (дурнишник). называются «наездники». цепляясь к ним, – Какие приспособления есть у этих семян? – Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогает» расселению дуба. Как? – Кто ещё помогает расселению дуба? (Белка, кабан, мышь.) Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов. Выступление учащегося. Сообщение о том, что растения путешествуют не только по суше, но и по воде. – Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну. Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадают в воду, не тонут. (Показ опыта.) Рассказ учителя с элементами беседы. – Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? Да, у них

самостоятельное разбрасывание. К ним относятся водосбор, герань, дрёма, бешеный огурец. В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение – бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто «бешеный» огурец стреляет своими семенами. IV. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам. – Сделайте в ы в о д о том, как распространяются семена. – На карточке напишите названия растений, которым принадлежат семена. Соедините стрелкой названия растений и способ их распространения. Беседа о связи между человеком и окружающей средой. – Какое значение имеет распространение семян? – Почему нельзя срывать цветы, цветущие ветки деревьев? Послушайте стихотворение: На Земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!», Нам казалось всё мало, всё мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из­под ног Молчаливо, дыша еле­еле, Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели. – Сохраним цветам жизнь. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям. V. Итог урока. Рефлексия. – А теперь каждая группа подводит итоги своей работы при помощи уже (Евгений Карасёв.) знакомых нам фраз: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…». Домашнее задание: учебник, с. 78–81 (читать); рабочая тетрадь, с. 27–28.

ГОУ СОШ № 603

Урок

по окружающему миру в 3 «Б» классе

Учитель: Магер Татьяна Валентиновна

Тема: Размножение и развитие растений

Цели: 1.Формирование знаний о развитии растений, знакомство с видами

Размножения растений

2. Развитие речи, логического мышления учащихся, мыслительных

Операций анализа и синтеза

3. Воспитание бережного отношения к природе, умения работать в

Коллективе.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: компьютер, слайды, гербарий,

Карточки для самостоятельной работы, рисунки органов

Растений, опытный материал (черенки смородины, листья фиалки, луковица).

1. Организационный момент

Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Размножение и развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема, т.к. появление растений способствовало появлению и развитию всех остальных живых организмов.

Люди разных профессий собрались на нашей пресс-конференции.

Итак, на конференции присутствуют:

Экологи

Агрономы

Врачи

Эксперты

Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.

2. Постановка цели урока

Сегодня мы работаем по научным группам и попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на проблему развития растений, познакомиться с видами размножения разных растений.

3. Актуализация опорных знаний учащихся

Что такое размножение?

Как вы думаете, на сколько актуальна проблема размножения растений и какое значение имеет размножение растений?

Назовите условия жизни растений (слайд 2,3)

Питательные вещества

Воздух вода

Условия жизни растений

Тепло свет

- Как влияет погода на развитие растений?

Что вы можете рассказать о прогнозе погоды на сегодня? Запишите с помощью условных обозначений.

- Какой вывод сделают эксперты? (Прогноз благоприятен для развития растений: есть тепло, свет, влага, почва насыщена питательными веществами)

Какие крупные группы растений вы знаете?

Выполнить задание 1 по карточкам

Какие это растения? (нисшие)

А какие группы растений относятся к высшим?

Ядовитые и лекарственные растения

На какие группы разделили бы растения врачи? (слайд 4)

Назовите ядовитые растения.

Какой вывод сделают эксперты о ядовитых растениях?

- А лекарственные растения сами расскажут о себе.

Сценка «Цветочный переполох»

О питательных веществах

Какие питательные вещества образуются в растениях? (слайд 6)

Почему люди и животные не могли бы жить на земле без растений?

Какой вывод сделают эксперты? (В отличие от животных и человека, которые только потребляют питательные вещества, растения вырабатывают их для себя и других живых организмов.)

Групповая самостоятельная работа по карточкам

Выполните задание № 2: подпишите органы растений.

Какой орган главный?

Я предлагаю вам послушать,что об этом говорят сами органы растений: кто их них самый главный?

Спор органов (выступления подготовленных учащихся )

Корень

Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.

Стебель

Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.

Лист (с возмущением)

Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. (слайд 7)

Что могут сказать эксперты об этой удивительной кухне с научной точки зрения?

Цветок

Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света - все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. (слайд 8)

Послушаем мнение экспертов о строении цветка.

4.Физ.минутка.

Для чего цветет цветок?

Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?

Беседа об опылении (слайд 9)

Прочитайте в учебнике на стр.80

Как происходит опыление у растений?

Что образуется на месте цветков после опыления?

Семя

Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!

Выполните задание 3 по карточкам.

Сколько получилось звеньев?

Вывод (эксперты): Какой орган растений самый главный?

5. Размножение растений

1 ) Размножение семенами

– О чем можно сказать: по всему свету без билета?

Почему?

Как путешествуют семена? (учебник с.81, чтение вслух)

- Кто является помощником растений в распространении семян?

Какой вывод можно сделать? (Слайд 10)

Вывод (эксперты) : Это самый распространенный вид размножения. Именно благодаря этому виду размножению все пространство суши покрыто растениями.

2 ) Другие виды размножения

Как еще могут размножаться растения?

Опытный материал на столе: луковицы, клубни, черенки, побеги, усы, листья. Выводы

Слайд 11 . – Какие виды размножения увидели на слайдах?

(слайд 12)

3)Обобщение:

Как размножается большинство растений?

Как образуются семена?

Как распространяются семена?

6.Развитие растения из семени.

Как развивается растение из семени? (слайд 12)

Какие условия нужны для прорастания семян?

7. Домашнее задание: с.80-83читать, выполнить задание №3 8.Итог урока

1)Обобщение.

Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли еще раз посмотреть на развитие и размножение растений глазами людей разных профессий.

Скажите, уважаемые участники, есть ли в размножении более или менее важные пути?

Какой вывод сделали на уроке врачи? Агрономы? Экологи?

Что скажут наши эксперты?

2) Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Спасибо за работу. Урок окончен.

Приложение

Сценка «Цветочный переполох»

(По В. Брагину)

(У учащихся изображения растений)

Посмотрите! – закричал Иван-чай. – Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.

Но как лечить? Чем?

Как лечить? – раздался скрипучий и сухой голос. – Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!

Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.

Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! – Воскликнул Одуванчик. – Только этот настой улучшает аппетит!

Что за вздор! – закричали Цветы. – У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!

Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! – предложила Валерьяна. – Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. – Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

Терпение! Только витамины вылечат больную! – заговорил острым, колючим языком Шиповник. – Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.

Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.


Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

как размножаются и развиваются растения?

Задачи:

расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

Характеризовать стадии развития растений из семени;

Работать с терминологическим словариком.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников

Личностные результаты

Ценностное отношение к природному миру.

Основные понятия и определения

Опыление растений. Плод. Семя.Вегетативное размножение

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое опыление, как распростра-няются плоды и семена, как из семян разви-ваются растения. Будем учиться выдвигать ги-потезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цве-тов и бабочек. Какие условия нужны для про-растания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Изучение нового материала

Размножение и развитие растений

ОПЫЛЕНИЕ

Однажды учёные поставили опыт: на груше-вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчё-лы, образовалось 33 груши. А на ветке под мар-лей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта ра-бота — опыление цветков.

Что такое опыление?

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мель-чайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же ви-да растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и се-мян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабоч-ки — это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Осмысление и понимание полученных знаний

ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Практическая работа . Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Череда Репейник Одуванчик

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые кры-лышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путе-шествовать с помощью ветра. У плодиков ре-пейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчи-ками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Как же развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития расте-ния из семени. Проверь себя по тексту и ри-сунку учебника

Сначала появляется корешок, а потом стебе-лёк с листочками. Проросток растёт и со време-нем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

Обсудим!

1.Семя — это живое или неживое тело?

2.Семена растений обычно хранят в пакети-ках.

3.Почему семена при этом не прорастают?

4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Как происходит опыление у растений?

2. Что образуется на месте цветков после опыле-ния?

3. Как распространяются плоды растений?

4.Какие условия нужны для прорастания семян?

5.Как развивается растение из семени?

Вывод

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: опыление.

2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

3.Приготовь рассказ о том, как животные по-могают растениям размножаться (опыляют цвет-ки, распространяют плоды).

Опыление растений насекомым

Похожие публикации