Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Аркона город и религиозный центр руян. Значение слова аркона. Аркона - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты

Поиск карты города, села, области или страны

Аркона. Карта Яндекс.

Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Аркона" и т.п.

Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Аркона или векторную карту от OpenStreetMap: Аркона .

Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.

Аркона - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты.

Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). .

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей) . Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами ,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» - Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси.

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.


Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. «Ругии - многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — .

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора , епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна , умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 год у. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов , калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux), который начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 год у святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» - «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» - «Видур в боях» («ВЕДУН» ); — из Перечня в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: * - «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны , которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla ).

АРКОНА - северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «уркан», что означало «на конце».
Здесь находился один из последних известных языческих пантеонов богов славян.
В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
АРКОНА - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД СЛАВЯН

Западнославянские прибалтийские племена (венды), расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли высокого развития к IX-Х векам нашей эры, построив на острове Ране (Рюген) священный город храмов Аркону, который выполнял для всех прибалтийских славян роль славянской Мекки и Дельфийского Оракула. Славянское племя ранов сформировало в своей среде жреческую касту (наподобие индийских браминов или вавилонских халдеев) и ни один серьезный военно-политический вопрос не решался другими славянскими племенами без совета с ранами.

Раны (руаны) владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун (вероятно и сам термин раны произошел от славянского ранить, то есть вырезать руны на деревянных дощечках).

Б.Ольшанский.Храм Святовита в Арконе.

Постройка города храмов и взлет языческой культуры вендского этноса был ответной мерой славянской жреческой элиты для идеологического сплочения прибалтийских славян против усилившейся экспансии сперва франкских, а затем германских и датских агрессоров, проводивших под знаменем христианизации планомерный геноцид славянского населения и изгнание его с занимаемых территорий. К XIII-XIV векам под интенсивным натиском датских и немецких крестоносцев славянские княжества Ранское, Мекленбургское, Бранденбургское и другие пали, и прибалтийский славянский вендский этнос прекратил свое существование.

Приведем сведения западных хронистов (Адама Бременского, Отгона Бамбергского, Титмара Мерзебургского) о язычестве прибалтийских славян.


Мыс Аркон


Мыс на котором стояла Аркона

Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов.


Альфонс Муха, Праздник Свентовита.1912

Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом). В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы.


Svantevit-statue made by Marius Grusas at the cape Arkona on the island Rügen

Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны).

В храме стояло священное знамя Святовита, называемое ста́ницей. Эту станицу раны чтили как самого Святовита и неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога (боевое знамя также можно атрибутировать как символ бога войны).

После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. По-видимому это происходило в сентябре, по-славянски - Рюен, откуда и второе название острова - Руян. Остров Руян упоминается во многих русских сказках, в которых из-за особенностей детского произношения его название превратилось в "остров Буян".

Накануне праздника жрец Святовита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой. Это значит, что ранские жрецы применяли сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего равноденствия).

На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Святовита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога, чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог. В заключение именем Святовита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше. Затем все пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за обиду божеству.

Аркону также посещали для гаданий. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.


«Световид», илл. из «Мифологии славянской и российской» А. С. Кайсарова, 1804 г.

Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою - это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий возможно символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных (3-х царств по русским сказкам).


Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита. Илья Глазунов. 1986

Таким образом, главным символом-оракулом Арконского культа являлся боевой богатырский конь Святовита белой масти - "яр конь", откуда возможно и произошло название священного города "Аркона", то есть ярый конь или город Ярого коня.

Помимо функций оракула-прорицателя конь Святовита выполнял еще и роль биологического индикатора состояния фазы жизненной силы на данный момент времени. Если конь был взмыленным, с перепутанными и взлохмаченными волосами, то фаза жизненной силы считалась отрицательной (депрессивной) и намеченный поход отменялся. Если конь был в отличном физическом состоянии (пассионарном), то намечаемый поход благословлялся.

К сожалению, литературные источники не дают однозначного ответа по методике этого гадания: по одним - конь всю ночь перед гаданием находится в храме, по другим - жрец (или сам Святовит) всю ночь скачет на нем верхом.

Арконский храм сделался главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы.

У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Рюген. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.

При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжелым рыцарским вооружением. Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.

Феномен арконского храма напоминает Дельфийский оракул у греков. Аналогия идет и дальше: как в Дельфы посылали дары и обращались за предсказаниями иноплеменники, так и в арконский храм посылали дары властители соседних народов. Например, датский король Свен пожертвовал храму золотую чашу.


Józef Ryszkiewicz.Historical painting.1890

Почтение, которое питали племена балтийских славян к арконской святыне, невольно переносилось и на ранов, которые так близко стояли к этой святыне.

Адам Бременский писал, что у балтийских славян закон: в делах общих ничего не решать и не предпринимать наперекор мнению ранского народа, до такой степени боялись ранов за связь их с богами.

Святилища, подобные Арконскому, существовали также в Щетине, где стоял идол Триглава, в Волегоще, где стоял идол Яровита и в других городах. Святилище Триглава находилось на самом высоком из трех холмов, на которых располагался город Щетин. Стены святилища изнутри и снаружи были покрыты цветною резьбою с изображением людей и животных. Статуя бога трехглавая была убрана золотом. Жрецы утверждали, что три главы - символ власти бога над тремя царствами - небом, землею и пеклом. В храме складывалось оружие, добытое в войнах, и предписанная законом десятая часть добычи, взятой в битвах на море и на суше. Там же хранились золотые и серебряные чаши, которые выносились лишь в праздничные дни, из которых пили и гадали вельможи и знатные люди, позолоченные и украшенные дорогими камнями рога, мечи, ножи и разные предметы культа.


Bishop Absalon topples the god Svantevit at Arkona

1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Святовита в Арконе.
После принятия христианства на Руси тоже повелось уничтожать все прежние памятники.
Эти уничтожения продолжаются и в нынешней России.

Славянская мифология.
Боги




















































































Западнославянские прибалтийские племена (венды), расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли высокого развития к IX-X векам нашей эры, построив на острове Ране (Рюген) священный город храмов Аркону, который выполнял для всех прибалтийских славян роль славянской Мекки и Дельфийского Оракула. Славянское племя ранов сформировало в своей среде жреческую касту (наподобие индийских браминов или вавилонских халдеев) и ни один серьезный военно-политический вопрос не решался другими славянскими племенами без совета с ранами.

Раны (руаны) владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун (вероятно и сам термин раны произошел от славянского ранить, то есть вырезать руны на деревянных дощечках).

Постройка города храмов и взлет языческой культуры вендского этноса был ответной мерой славянской жреческой элиты для идеологического сплочения прибалтийских славян против усилившейся экспансии сперва франкских, а затем германских и датских агрессоров, проводивших под знаменем христианизации планомерный геноцид славянского населения и изгнание его с занимаемых территорий. К XIII-XIV векам под интенсивным натиском датских и немецких крестоносцев славянские княжества Райское, Мекленбургское, Бранденбургское и другие пали, и прибалтийский славянский вендский этнос прекратил свое существование.

Приведем сведения западных хронистов (Адама Бременского, Отгона Бамбергского, Титмара Мерзебургского) о язычестве прибалтийских славян.

Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов.

Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами.

Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом). В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок.

Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы. Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны). В храме стояло священное знамя Святовита, называемое станицей. Эту станицу раны чтили как самого Святовита и неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога (боевое знамя также можно атрибутировать как символ бога войны).


Расселение западных славян к концу I тыс. н.э. Карта А.Белова. Вверху - план священного города Арконы, реконструкция храма Святовита.


После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. По-видимому это происходило в сентябре, по-славянски - Рюен, откуда и второе название острова Руян. Накануне праздника жрец Святовита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой.

Это значит, что райские жрецы применяли сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего равноденствия). На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Святовита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога, чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог. В заключение именем Святовита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше. Затем все пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за обиду божеству.

Аркону также посещали для гаданий. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.

Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою -это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий возможно символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных (3-х царств по русским сказкам).

Таким образом, главным символом-оракулом Арконского культа являлся боевой богатырский конь Святовита белой масти - "яр конь", откуда возможно и произошло название священного города "Ар-кона", то есть ярый конь или город Ярого коня.

Помимо функций оракула-прорицателя конь Святовита выполнял еще и роль биологического индикатора состояния фазы жизненной силы на данный момент времени. Если конь был взмыленным, с перепутанными и взлохмаченными волосами, то фаза жизненной силы считалась отрицательной (депрессивной) и намеченный поход отменялся. Если конь был в отличном физическом состоянии (пассионарном), то намечаемый поход благословлялся.

К сожалению, литературные источники не дают однозначного ответа по методике этого гадания: по одним - конь всю ночь перед гаданием находится в храме, по другим - жрец (или сам Святовит) всю ночь скачет на нем верхом.

Арконский храм сделался главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Рюген. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжелым рыцарским вооружением. Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.

Феномен арконского храма напоминает Дельфийский оракул у греков. Аналогия идет и дальше: как в Дельфы посылали дары и обращались за предсказаниями иноплеменники, так и в арконский храм посылали дары властители соседних народов. Например, датский король Свен пожертвовал храму золотую чашу.

Почтение, которое питали племена балтийских славян к арконской святыне, невольно переносилось и на ранов, которые так близко стояли к этой святыне.

Адам Бременский писал, что у балтийских славян закон: в делах общих ничего не решать и не предпринимать наперекор мнению райского народа, до такой степени боялись ранов за связь их с богами.

Святилища, подобные Арконскому, существовали также в Щетине, где стоял идол Триглава, в Волегоще, где стоял идол Яровита и в других городах. Святилище Триглава находилось на самом высоком из трех холмов, на которых располагался город Щетин. Стены святилища изнутри и снаружи были покрыты цветною резьбою с изображением людей и животных. Статуя бога трехглавая была убрана золотом. Жрецы утверждали, что три главы - символ власти бога над тремя царствами - небом, землею и пеклом. В храме складывалось оружие, добытое в войнах, и предписанная законом десятая часть добычи, взятой в битвах на море и на суше. Там же хранились золотые и серебряные чаши, которые выносились лишь в праздничные дни, из которых пили и гадали вельможи и знатные люди, позолоченные и украшенные дорогими камнями рога, мечи, ножи и разные предметы культа.

В Щетине был и святой конь, посвященный Триглаву. Никто не мог садиться на него. Ухаживал за ним один из жрецов. При помощи этого коня совершались гадания перед походами, для чего втыкали в землю копья и заставляли коня переступать через них.

Третьим центром язычества у балтийских славян был город Радигощ в земле ратарей. По описанию Титмара Мерзебургского город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Лес этот считался священным и неприкосновенным. Внутри города, куда вели трое ворот, стояло только одно деревянное святилище, стены которого были украшены снаружи рогами зверей, а изнутри резьбою с изображением богов и богинь. В святилище стояли грозные статуи богов, одетые в шлемы и панцири, и первое место среди них занимал идол Сварожича, почитаемого всеми славянами.

Видным святилищем был также и храм Руевита или Яровита в Волегоще (городе бога Велеса) на Поморье. Значение этого бога ясно определяется словами, которые по рассказу жития святого Отгона Бамбергс-кого произносил от имени бога его жрец: "Я бог твой, я тот, который одевает поля хлебами и леса листьями, плодами нивы и сады. Плоды живущих и все, что служит к пользе человека, - в моей власти".

Руевит изображался с семью лицами на одной голове, семь мечей в ножнах были привязаны к его поясу, а восьмой держал он в правой руке.

Изображение, функции и название Руевита указывают на то, что он был календарным богом отсчета биоритмов жизненной силы как днями недели, так и семидневными отрезками, начиная со дня осеннего равноденствия (Рюен). Каждый день недели по представлениям древних имеет свою эмоциональную и физиологическую окраску и характеристику (свой меч и свое лицо). Отсчет биоритмов жизненной силы начинается с момента рождения человека, по женскому счету слева направо семидневными неделями и кончается смертью - меч в правой руке и череп (символы смерти).

В восточнославянской традиции такие функции выполняет Велес, бог подземной (хтонической) жизненной силы.

Идолу Руевита был посвящен щит, к которому никто не смел прикасаться и который выносился из храма только во время войны, причем народ либо отходил, либо падал ниц на землю. Вынос щита из храма (равнозначно раскрытию храмовых ворот) условно означал размыкание земли и излучение ею благодатных жизненных сил, способствующих победе над врагами (щит - условный символ земли).

Идол Руевита вместе с идолами Поревита и Поренута стоял в княжеской резиденции ранов Карентии. По известию жития святого Отгона этого же бога под именем Яровита (Геровита) чтили гаволяне, справляя в честь его особый праздник. По сведениям Титмара Мерзебургского у балтийских славян было множество храмов и богов, равное числу их волостей.

В 1166 году король датский Вальдемар со своим войском и вспомогательными отрядами бодритского и поморского князей (своих вассалов) окончательно покорил остров Рюген, бывший оплотом славянского язычества и морских разбоев. Все языческие храмы и святыни были разрушены.

Западнославянский арконский культ Святовита при завоевании восточнославянских земель прибалтийскими витязями получил новое название - культа Перуна или, по-простонародному, Белобога. Княжеская дружина как главный носитель дружинно-княжеского культа Перуна получила кастовое название русъ (русь - русый, светлый, белый - по цвету кастового бога войны Перуна-Белобога, являвшегося одновременно и космическим богом светлой части суток). Земли, контролируемые княжеской дружиной, собирающей оброк или дань с населения этих земель, получили название Русская земля. А княжеские дружинники назывались русинами.

Для восточнославянских племен, живших родовым строем, занимавшихся земледелием, скотоводством, рыбным промыслом, охотой, добыванием пушнины и меда, главным крестьянским кастовым богом был Велес (Чернобог) - покровитель сельскохозяйственных работ, скотоводства и плодородия, и существовала отдельная каста волхвов-жрецов Велеса.

Белобог (Перун) был знаком восточным славянам, но выполнял по сравнению с Велесом второстепенные функции как податель грозы и дождя, о чем его и молили в засушливое время.

В отличие от прибалтийских славян, занимавшихся морским разбоем (остров Рюген) и набегами на соседей, почему они и получили летописное название варяги-русь, восточные славяне в силу их крестьянского образа жизни меньше нуждались в боге войны.

При завоевании прибалтийскими славянскими князьями восточнославянских земель кастово-дружинный бог войны Перун-Белобог был провозглашен главенствующим, а крестьянский Велес-Чернобог второстепенным, что и было зафиксировано в текстах договоров русских князей с греками: "А Олек кляся по своему закону Перуном кумиром и Волосом скотиим богом".

Прежде, до организации дружинно-княжеского строя на восточнославянских землях, оба этих бога -Белобог и Чернобог - похоже были равны как бог Дня (добра) и бог Ночи (зла). Может быть, Черно бог-Велес по своим функциям бога плодородия и жизненной силы в крестьянской среде почитался выше.

То же самое мы наблюдаем и в христианскую эпоху: крестьянский Никола-Угодник (заместитель Велеса) почитается выше, чем Илья-Пророк (заместитель Перуна-Громовержца).

В связи с изложенным попробуем прояснить происхождение термина " Белая Русь", прежде всего связанного с возникновением Полоцкого княжества и продвижением на его территорию арконского культа Святовита. В русской летописи под 980 годом есть запись: "Бе бо Роговолод пришел з замория и имать власть в Полотьсце. А ины с ним выдие Тур, а тыи в Турове, от негоже и Туровци прозвашася".

Примерно к этому же периоду относится завоевание немецкими рыцарями славянских земель при Генрихе I и Отгоне I (919-973 гг.). Полабские и прибалтийские славянские земли были поделены на 18 немецких маркграфств с церковным подчинением епископу Магдебургскому. Н.М.Карамзин упоминает о кровнородственных связях между поморскими и полоцкими князьями. Сами имена-прозвища полоцкого князя Роговолод и его дочери Рогнеда указывают на возможную связь с арконским культом Святовита (держащему рог плодородия в руке).

Таким образом, можно предположить, что возникновение термина "Белая Русь" связано с вытеснением германцами из балтийского Поморья славянских поморских князей, привнесших арконский культ в Полоцк при его завоевании в 980 году.

Важным аргументом в пользу предположенной гипотезы является обнаружение збручского идола Святовита на территории Тернопольской области.

Продвижение Арконского культа на восточнославянские земли можно проследить по целому ряду персонажей и сюжетов восточнославянского фольклора:

  • боевой богатырский конь белой масти в былинах и сказках, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-прорицателя;
  • упоминаемый в сказках богатырский "меч-кладенец" ;
  • волшебная уздечка (коня Святовита), обладающая свойствами удержания нечистой силы;
  • подкова (условный символ коня Святовита), прибиваемая к дверям "на счастье" и для отпугивания нечистой силы;
  • персонаж белого коня (иногда конской головы на палке) в рождественском обряде Коляды;
  • святочные гадания сельских девушек о предстоящем замужестве посредством белого коня, переступающего через оглобли;
  • изображение резной конской головы на крыше жилища, конек.
В русских былинах иносказательным языком символов показана передача силы русскому Перуну (Илье Муромцу) от арконского Святовита (Святогора), а также от поморского Триглава (три чаши зелена вина).

В заключение сделаем главный вывод о том, что истоки русской языческой дохристианской культуры восходят к арконскому святилищу острова Рюген, который во всех русских заговорах называется островом Буяном.

- 3844

Ни одна другая славянская святыня не была в свое время так известна, как та, что была в Ругии (Руян). Благодаря своим святости и могуществу она бросала на колени европейских монархов и покоряла народы…

Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И не только славянства - датский король Свейн и многие другие жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов. Седая же древность спит на берегах Рюгена - она помнит друидов, уничтоженных Цезарем! Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской Чехии. Арконский храм стал главным религиозным центром славянского Поморья. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.

Более 350 лет Аркона была центром сопротивления славян против агрессии иудохристианской Германии-Дании-Польши. Именно благодаря ей был полностью разбит 4 крестовый поход, самый крупный в истории средневековья, (три армии общей численностью 200 000) поход против славян (ПРИЧЕМ ЭТО БЫЛ НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ!!!). Есть множество описаний как был разбит 4 крестовый поход. Немецкие рыцари, разделились на 3 колонны, к которыми присоединились датский король, войска папы, францзуские части из Бретани и другие (ну как обычно - вся Европа). Не буду описывать всю компанию, но факт - что Временно избранный военный князь всех славянских объединений Лютичей, Ободритов и др. поочередно разбил все 3 колонны очень хитрыми маневрами, а в это время флот Арконы разбил датский флот поддерживающий вторжение с моря. По этой теме есть литература, так что стоит поискать.

Все помнят о 300 спартнацах, но мало кто не знает,что у нас были свои 300 славянских "спартанцев"...

Священный город Аркона, явился в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».

Явление было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось у полабских славян священным. Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами.

Триста (!) витязей - золотопоясников (двидж,дваждырождённых), храмовых воинов Арконы, держали под своим контролем все окрестные племена и народы Балтики. С коих брали дань миром, а с иных мечом собирали.

Как и в Арконе, при континах других богов, в других племенных центрах, также, содержалось по 300 витязей, «рекрутируемых» из лучших семей полабских племен - ведь это были, по существу, необходимые охранные войска священных градов-крепостей. Поэтому в битвах, например, против германцев впереди полабских войск выступали по 300 витязей на конях, одноцветных с конем божества: например, на белых конях 300 витязей Святовита, на черных – 300 витязей Триглава.

О происхождении слова «витязь»:

Слово «витязь» состоит из корня «вит», местоимения «яз» и окончания «ь» (ерь), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть».
Земли полабских слявян были знамениты храмами языческих богов, которые имелись (помимо Арконы) в Радигоще, Ретре, Корбеле и др. городах. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. – свет, весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева истуканы были многоголовыми: Святовит имел 4 головы, Перевит – 5, Коревит – 5 лиц (четыре – под одним черепом, пятое – на груди), Яровит – 7. В немецких хрониках имена богов всячески перевраны, но славянское окончание «вит» писалось всюду верно: немецкое wiht, wicht означало некое лицо, персону и относилось к сверхъестественным силам: духам, демонам.

От полабских богов-«витов» - и более ниоткуда - произошло слово «витязь». Слово было в употреблении у чехов, наиболее близких этнически к полабским славянам, а «vitezky» означало у них – «победоносный». Тоесть «витязь» значит «я есть бог» (в смысле как проводник). Добавлю,аналогично считается,что казаки-характерники во время боя напрямую общаются с самим Родом.

И кстати,если вспомнить казаков,их обычай носить усы и чуб, ранее мы увидим Святослава Храброго (варяги-русь до крещения брили головы и бороды почти поголовно, как о том сообщают арабы и византийцы. Их Бог Перун изображался с "серебряными усами", а на миниатюрах Радзивилловской летописи - с воинским чубом на голове.), а еще ранее...

"Сами славяне, вопреки привычному нам образу "древнего славянина" с волосами до плеч и бородою лопатой, коротко стригли, а то и брили волосы и бороды. Знатные воины - лютичи!!! (по Титмару)- могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке, или на передней части черепа клок не сбритых волос. Арконский кумир Святовита имел обритые головы и бороды "сообразно народному обычаю", по словам Саксона Грамматика. Только жрецы носили длинные волосы и бороды "вопреки обыкновению".

Так что,скорее всего, легендарные казаки-характерники являются носителями традиций и знаний храмовых витязей Арконы...

Похожие публикации