Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Басинский П.В. Почему не встретились Толстой и Достоевский? (из книги «Скрипач не нужен»). Друзья и близкие л. н, толстого Л.Н. Толстой общался с такими выдающимися людьми как

Тема: Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель.

Задачи: 1) повторить сведения о жизни и творчестве писателя; познакомиться с мировоззрением, его духовными исканиями;

2)прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;

3)формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать и систематизировать материал.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, репродукции картин, творческие работы писателя, учащихся.

ХОД УРОКА.

I. Проецирование высказывания на экран.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Слово учителя. Готовясь к сегодняшнему уроку, каждый из вас принял участие в проведении микроисследований, которые помогут сегодня всем вам еще раз ощутить великий талант русского писателя.

II. «Мысли вслух». Размышления учащихся над содержанием цитаты (учащиеся высказывают свое понимание смысла слов писателя о необходимости самовоспитания, самосовершенствования, духовного самоочищения каждого человека.)

III. Вступительное слово учителя.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоление своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовая смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Жизнь писателя – отражение его мировоззрения, его духовных исканий.

IV. Презентация «Жизненный и творческий путь », подготовленной группой учащихся (индивидуальные домашние задания)

V. Творческие отчеты группы учащихся.

а) отчет группы «Время».

3. С кем из выдающихся людей общался в России и за ее пределами?

1 ученик: используя хронологическую таблицу, ими составленную, учащиеся называют ряд дат и событий, служащих ответом на 1 вопрос.

1837 – годы смерти, (1841) – , (1852) – год смерти, 1853/56 – Крымская война, 1855 – смерть Николая I, 1861 – отмена крепостного права, 1866 – покушение на Александра II, 1876 – возникновение общества «Земля и воля», 1877 – 78 – русско-турецкая война; 1881 – смерть Александра II; 1887 – попытка покушения на Александра III; 1904 – 1905 – русско-японская война. (демонстрация наглядного пособия, приготовленного учащимися для урока, с отраженными историческими событиями)

2 ученик: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века» (краткий обзор – 1 уч-ся). Называются имена известных современников (писателей-классиков: русских и представителей других народов России; крупных поэтов литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров), которые внесли свой вклад в развитие искусства, литературы, живописи, театра.

(показ фотографий современников писателя)

3 ученик: Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы – время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ученик кратко рассказывает о встрече с деятелями культуры, литературы, о роли в судьбе Толстого, Тургенева.

Имя Толстого хорошо известно и за пределами России, о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Ромен Роллан. (Воспоминания Р. Роллана о том, что именно помог в выборе профессии тогда еще никому не известному юноше.)

Вывод - обобщение: (завершается записью в тетрадях) Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

б) Творческий отчет группы «Память».

Учитель: Итак, ребята, к своему отчету приступает группа «Память», подготовившая ответы на такие вопросы: каким предстает Толстой в воспоминаниях современников? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок вам?

Цитаты, подобранные учениками, зачитываются ими:

1. «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью…носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь…Едина была трагедия его искусства и его жизни»

Р. Роллан.

Комментарий ученика: «Правда искусства и правда жизни для Толстого - одно целое. Поиски правды – смысл всей его жизни»

2. «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся наша литература».

М. Горький

3. «Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер

Комментарий учеников. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия»

в) Творческий отчет группы «Любители русской словесности».

(выразительное чтение наизусть учениками отрывков из стихов с последующим выделением метафор, помогающих понять личность в её многообразии.)

Первый ученик:

Я. Полонский «Писатель, если только он…»

Писатель, если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода…

Вывод ученика: В 1-ом отрывке метафора «волна океана» отражает размах таланта писателя, «нерв народа» - его неразрывную связь.

Второй ученик:

А. Апухтин. « Графу ».

О вечной красоте напоминая миру,

Кто по земле ползет, шипя на всё змеёю,

Тот видит сор один…

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землею,

Вся даль безбрежная светла!

Вывод ученика: Во 2-ом отрывке метафора «орёл» отражает высокий уровень таланта, зоркость взгляда на жизнь, независимость суждений писателя.

Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками.

г) Творческий отчет группы «Искусствоведы».

«История портрета» (портреты проецируются на экран).

1 ученик. , «Портрет, 1873 год»

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве.

Он хотел заказать портрет писателя для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться с Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой – для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «…граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии… На гения смахивает» Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте – углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

2 ученик. . «, 1887 год»

…Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведённые в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провёл это время. Какая мощь бессмертного духа сидит в нём!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему:

«Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального… человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых Репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза … глядят в даль и в глубину, словно прямо в твоё сердце и душу». Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимой им крестьянской работой, - на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но и тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину « на пашне». Цензура запретила это название, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «…после его, на первый взгляд, грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

Репин писал Толстого больше, чем кто – либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю – выразительных и виртуозных , изображающих его за шахматами, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

(На фоне «Вальса» Ф. Шопена)

Слово учителя: «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы»,- вспоминал Репин.

Но самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир художника. Дневник – правдивое зеркало жизни великого писателя.

д). Творческий отчет группы «Дневник – дверца души».

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», - пишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, закончены за 3 дня до смерти.

(строки из дневниковых записей проецируются на экран)

Из дневника:

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаи делать добро…

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка. Бойся лжи и тщеславия. Запоминать все полезные сведения и мысли. Не верить мыслям, родившимся в вере. Не повторять чужих мыслей.

1. Изучить весь курс юридических наук.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

5. Изучать историю, географию и статистику.

6. Изучать математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10. Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

Вывод учащихся группы:

1) Широта интересов, жажда познания отражают работу души, требовательность к себе, целеустремленность Толстого.

2) Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Благодаря им личность громады – писатели становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.

VI. Рефлексия.

1. Что нового о Толстом – человеке, писатели вы узнали на уроке? Светом каких идей, мыслей, поступков озарена жизнь великого русского писателя?

2. Нашел ли «зеленую палочку», в которую верил с детства, разгадал ли ее тайну? (Да, это – правда, красота, любовь к людям)

VII. Домашнее задание.

1) Сочинение-размышление (на выбор).

2) Какие ассоциации вызывает у Вас имя Толстого?

3) Чем близка мне личность?

2) Индивидуальные задания:

Выявить отношение наших современников к творчеству.

Вопросы анкеты.

1. Какие качества характера вам более близки:

1) самосовершенствование, 2) целеустремленность, 3) уважение к простым людям и простота в общении с ними.

2. Какие произведения вспоминаются вам при имени Толстого?

3. Назовите темы, затронутые в своих произведениях, актуальные для наших дней.

2 ученик: составить «Хит-парад» произведений, читаемых в наше время.

1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

3. С кем из выдающихся людей общался?

Архивная группа:

1. Проследить становление личности Толстого.

2. Чем интересны дневники для нас?

группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:

1. Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

2 Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

3 Чем он близок вам?

2. Учитель просит учащихся прокомментировать слова: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Иногда с удивлением спрашивают: а что, Достоевский и Толстой не были знакомы? Как? Почему? Ведь они жили в одно время и принадлежали примерно к одному поколению: Достоевский родился в 1821 году, а Толстой — в 1828-м. У них был общий товарищ — Н.Н. Страхов, критик и философ. Был общий, скажем так, литературный оппонент и конкурент, отношения с которым у обоих сразу не сложились, — И.С.Тургенев. Оба, хотя и в разное время, «окормлялись» возле издателя «Современника» Н.А. Некрасова.

Ну и, наконец, это было бы просто логично — познакомиться двум величайшим прозаикам мира, раз уж довелось им родиться в одной стране и в одно время. Правда, Толстой жил под Тулой, а Достоевский — в Петербурге и за границей. Но Толстой бывал в Петербурге по делам, а в Ясную Поляну к нему приезжали писатели и рангом помельче, и всех он охотно принимал. Неужели тому же Н.Н. Страхову не пришло в голову свести вместе двух наших равноапостольных гениев, Петра и Павла русской прозы? Неужели им самим ни разу не приходило в голову, что надо бы встретиться и поговорить? Тем более что оба читали и ценили друг друга. Красивая была бы встреча!

Нет, им не удалось познакомиться. Хотя такая возможность была, и даже дважды... 10 марта 1878 года, находясь в Петербурге, где он заключал купчую крепость на покупку у барона Бистрома самарской земли, Толстой посетил публичную лекцию 24-летнего входящего в моду философа, магистра Петербургского университета Владимира Соловьева, будущего «отца» русского символизма. На этой лекции были Страхов и Достоевский. Казалось, всё говорило за то, чтобы близко знакомый и с Толстым, и с Достоевским Страхов познакомил двух главных прозаиков современности, которые давно желали встретиться друг с другом. Но Страхов этого не сделал. В воспоминаниях вдовы Достоевского Анны Григорьевны это объясняется тем, что Толстой просил Страхова ни с кем его не знакомить. И это очень похоже на поведение Толстого в ненавистном ему Петербурге, где он чувствовал себя совершенно чужим.

Интересной была реакция Достоевского на так называемый «духовный переворот» Толстого. Она интересна еще и тем, что очень точно отражает мнение литературных кругов вообще о том, что происходило с Толстым в начале восьмидесятых годов. В мае 1880 года во время торжественного открытия памятника Пушкину в Москве, когда Достоевский произносил свою знаменитую «пушкинскую» речь, среди собравшихся писателей Толстого не было. Зато циркулировал слух, что Толстой в Ясной Поляне... сошел с ума. 27 мая 1880 года Достоевский писал жене: «Сегодня Григорович сообщил, что Тургенев, воротившийся от Льва Толстого, болен, а Толстой почти с ума сошел и даже, может быть, совсем сошел». Это означает, что, возможно, слух о «сумасшествии» Толстого пустил в Москве именно Тургенев. Перед этим он посетил Толстого в Ясной Поляне, они помирились, и Толстой рассказал ему о своих новых взглядах. Но насколько же легко приняли братья-писатели этот слух, если уже на следующий день в письме к жене Достоевский сообщает: «О Льве Толстом и Катков подтвердил, что, слышно, он совсем помешался. Юрьев (Сергей Андреевич Юрьев - писатель и переводчик, председатель Общества любителей российской словесности, знакомый Толстого. - П.Б .) подбивал меня съездить к нему в Ясную Поляну: всего туда, там и обратно менее двух суток. Но я не поеду, хотя очень бы любопытно было».

То есть Достоевский, смущенный слухами о «сумасшествии» Толстого, решил не рисковать. Таким образом, еще одна возможность знакомства двух писателей была потеряна... едва ли не из-за обычного писательского злословия.

Но у Толстого с Достоевским был и еще один общий знакомый - графиня А.А. Толстая, тетка Льва Николаевича и его духовный корреспондент. Зимой 1881 года, незадолго до кончины Достоевского, она близко сошлась с ним. «Он любит вас, — писала она Толстому, — много расспрашивал меня, много слышал об вашем настоящем направлении и, наконец, спросил меня, нет ли у меня чего-либо писанного, где бы он мог лучше ознакомиться с этим направлением, которое его чрезвычайно интересует». Alexandrine, как называли ее в светских кругах, дала Достоевскому прочесть письма к ней Толстого 1880 года, написанные в то время, когда Толстой, по общему мнению, «сошел с ума». В «Воспоминаниях» она писала:

«Вижу еще теперь перед собой Достоевского, как он хватался за голову и отчаянным голосом повторял: "Не то, не то!.." Он не сочувствовал ни единой мысли Льва Николаевича...»

Такова была реакция Достоевского на духовный кризис Толстого.

Совсем другой был отклик Толстого на смерть Достоевского.

5 февраля 1881 года (Достоевский умер 28 января старого стиля) Толстой писал Страхову в ответ на его письмо: «Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый близкий, дорогой, нужный мне человек... И никогда мне в голову не приходило меряться с ним — никогда. Всё, что он делал (хорошее, настоящее, что он делал), было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше. Искусство вызывает во мне зависть, ум тоже, но дело сердца — только радость. Я его так и считал своим другом, и иначе не думал, как то, что мы увидимся, и что теперь только не пришлось, но что это мое. И вдруг за обедом — я один обедал, опоздал - читаю: умер. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал, и теперь плачу».

За два дня до этого Страхов писал Толстому: «Он один равнялся (по влиянию на читателей) нескольким журналам. Он стоял особняком среди литературы, почти сплошь враждебной, и смело говорил о том, что давно было признано за "соблазн и безумие"...» Но что было «соблазном и безумием» с точки зрения литературной среды того времени? А вот как раз проповедь христианства как последней истины.

На этом, по мнению писателей, помешался перед смертью Гоголь, это было пунктом «безумия» Достоевского, и от этого же самого «сошел с ума» Толстой. И Толстой, не медля, принимает эстафету «безумия». Случайно или нет, но именно после смерти Достоевского с маленького рассказа «Чем люди живы», написанного в 1881 году, начинается «поздний» Толстой, взгляды которого на жизнь, на религию, на искусство совершенно противоположны тем, которые приняты в «нормальном» обществе и которые сам же Толстой недавно принимал...

Публ. по изд.: Басинский П.В. Скрипач не нужен. М.: АСТ, 2014. С. 34—37.

9 октября 2014, 11:44

В комментариях к моему предыдущему посту несколько раз встречались фразы, мол "тут только Толстого не хватает!", "Толстого бы сюда - дал бы фору Лермонтову" и прочие. Я порыскала в интернете и ничего такого ужасающего, на мой взгляд, не нашла)) ну да, донжуан, бабник и даже женоненавистник, как мне показалось))) Но наша сестра в те времена часто недооценивались мужской частью общества... Обо всём по порядку. Во-первых, видели ли вы Толстого без бороды?))

↓↓↓

1848-1849, безусый)))

1856. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев (Сплетник ван лав ) , Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Усикииии!

он же (1856) - УСЫЫЫ!

1862 - это пока так... по Толстовским меркам - бороденка)))

От фото - к словам!

♦ Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки, невинную крестьянскую девушку Глашу, соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»). Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».

♦ Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». Когда Лев Николаевич сватался к своей будущей жене Софье Берс, он ещё сохранял связь с Аксиньей, которая забеременела.
♦ Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых откровенно описывал все свои любовные увлечения, чем вызвал у неискушённой девушки шок. Она помнила об этом всю жизнь. Восемнадцатилетняя жена Соня в интимных отношениях была неопытна и холодна, чем огорчала своего опытного тридцатичетырёхлетнего мужа. Во время брачной ночи ему даже показалось, что он обнимает не жену, а фарфоровую куклу.

♦ Лев Толстой не был ангелом. Он изменял жене даже во время её беременности. Оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

♦ В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: «Главная причина семейных несчастий – та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание».

♦ Александр Гольденвейзер писал: «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».

– Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой. – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.
– Зачем же ты женился? – спросила графиня.
– А не знал тогда этого.
– Ты, значит, постоянно меняешь свои убеждения.
– Сходятся два чужих между собою человека, и они на всю жизнь остаются чужими. … Конечно, кто хочет жениться, пусть женится. Может быть, ему удастся устроить свою жизнь хорошо. Но пусть только он смотрит на этот шаг, как на падение, и всю заботу приложит лишь к тому, чтобы сделать совместное существование возможно счастливым».

♦ В конце жизни Толстой пережил крах. Рухнули его представления о семейном счастье. Лев Толстой не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами. В соответствии со своим учением, Толстой старался избавиться от привязанности к близким, пытался быть ровным доброжелательным ко всем. Софья Андреевна, напротив, сохраняла тёплое отношение к мужу, но учение Толстого ненавидела всеми силами души.

Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! – пугала Софья Андреевна.
– Этого мне только и надо, – невозмутимо отвечал Лев Николаевич.

♦ Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве. Под влиянием единомышленников Лев Толстойотказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой сформулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал Толстой, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжёлым для меня делом жизни". Все свои права на имущество Толстой передал жене. Софья Андреевна хотела стать наследницей всего созданного её великим мужем. А это были большие деньги по тем временам. Именно из-за этого и разгорелся семейный конфликт. Душевной близости и взаимопонимания между супругами уже не было. Интересы и ценности семьи были для Софьи Андреевны на первом месте. Она заботилась о материальном обеспечении своих детей. А Толстой мечтал всё раздать и стать странником.

♦ Далее – своими словами: Софья Андреевна практически помешалась, врачи поставили диагноз: «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой». А 82-летний Толстой страдал по своим причинам, не выдержал (даже стал опасаться за свою жизнь) и среди ночи при помощи дочери сбежал: хотел на Каказ, но по пути заболел, сошел на станции Астапово и через некоторое время умер в квартире начальника станции. Будучи при смерти, он просил не пускать к нему жену. В бреду ему чудилось, что жена его преследует и хочет забрать домой, куда Толстому ужасно не хотелось возвращаться. А Софья Андреевна тяжело переживала смерть мужа и даже хотела покончить с собой. В конце жизни Софья Андреевна призналась дочери: «Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек...»

Это, что касается любви и любовных вещей. Теперь же более привычные и многим знакомые факты:

♦ С юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения - усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея.

♦ Великий писатель Лев Николаевич Толстой имел огромный интерес к Индии и к Ведической философии, гораздо более глубокий, чем это принято современниками. Идеи Толстого непротивления злу насилием, изложенные в работах писателя, оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.

♦ Толстой общался с Чеховым и Горьким. Он также был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями - после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.

♦ В октябре 1885 года при беседе с Вильчмом Фреем Л.Н. Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства и сразу же принял это учение. После осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери - Татьяна и Мария Толстые.

♦ Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя и был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться оккультизмом. Когда Толстой умер, в России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон)

♦ Лев Толстой вместо нательного крестика носил портрет французского просветителя Ж.Ж. Руссо.

♦ Считается, что движение толстовцев (приверженцем которого ялялся, например, Булгаков) основал сам Лев Толстой. Это не так. Лев Николевич с осторожностью, а то и с брезгливостью относился к многочисленным организациям людей, считавших себя его последователями.

И еще чуть-чуть похоти:

♦ Впервые Толстой познал радости плотской любви в 14 лет с роскошной, пышной 25-летней горничной. Потом двадцать лет мечтал Толстой о любви и семейной идиллии и боролся с искушениями плоти. Рассказывают, что однажды Лев Николаевич спросил у Чехова: «Вы сильно распутничали в молодости?» Пока Антон Павлович что-то мямлил, Толстой произнес сокрушенно: «Я был неутомим». До сих пор появляются публикации о внебрачных потомках писателя.

♦ Говорят, в день венчания Лев Толстой умудрился остаться без рубашки. Все вещи упаковали по случаю отъезда молодых, лавки в воскресенье не работали. Жениха с нетерпением ждали в церкви, а он метался по дому, искал рубашку и с ужасом представлял себе, что подумает о нем невеста.

P.S. С моим мужем в день свадьбы приключилась похожая история - рубашку он не потерял, но обнаружил испачканной, ибо накануне мыл машину на мойке и вода как-то просочилась в салон, где на вешалке висел костюм и рубашка. Наша свадьба была в маленьком, мало знакомом ему городе, и всё утро они с друзьями провели в поисках магазина и новой белой рубашки) В итоге, купили какую-то за 400 руб)))) костюм за тыщщщи-мильёны, а рубашка за копейки)

Безмятежным утром 26 мая 1861 года в гости к Фету в его имение Степанково в одной коляске приехали Тургенев и Толстой . День прошел как обычно: совместная прогулка в ближайшую рощицу, неспешный обмен новостями, легкий ужин.
Все началось на следующий день. Вот как об этом рассказывает Фет:
«Утром в наше обыкновенное время, то есть в 8 часов, гости вышли в столовую, в которой жена моя занимала верхний конец стола за самоваром, а я в ожидании кофея поместился на другом конце. Тургенев сел по правую руку хозяйки, а Толстой по левую. Зная важность, которую в это время Тургенев придавал воспитанию своей дочери, жена моя спросила его, доволен ли он своей английской гувернанткой. Тургенев стал изливаться в похвалах гувернантке и, между прочим, рассказал, что гувернантка с английской пунктуальностью просила Тургенева определить сумму, которою его дочь может располагать для благотворительных целей.
- Теперь, - сказал Тургенев, - англичанка требует, чтобы моя дочь забирала на руки худую одежду бедняков и, собственноручно вычинив оную, возвращала по принадлежности.
- И это вы считаете хорошим? - спросил Толстой.
- Конечно, это сближает благотворительницу с насущною нуждой.
- А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену.
- Я вас прошу этого не говорить! - воскликнул Тургенев с раздувающимися ноздрями.
- Отчего же мне не говорить того, в чем я убежден? - отвечал Толстой.
Не успел я крикнуть Тургеневу: „Перестаньте!" - как, бледный от злобы, он сказал: „Так я вас заставлю молчать оскорблением".
С этими словами он вскочил из-за стола и, схватившись руками за голову, взволнованно зашагал в другую комнату. Через секунду он вернулся к нам и сказал, обращаясь к жене моей: „Ради бога, извините мой безобразный поступок, в котором я глубоко раскаиваюсь". С этим вместе он снова ушел».

Казалось бы, ничего не значащая перебранка, даже - всего лишь словесная пикировка. И трудно поверить, что это могло стать причиной многолетней размолвки между двумя великими русскими писателями. Но об этих предположениях чуть позже. А пока о том, как развивались события в дальнейшем.
Возможно, для этой вспышки темпераментов имелись и более глубинные, личные мотивы. Так, во время ссыльной жизни Тургенева в Спасском-Лутовинове между ним и любимой сестрой Толстого Марией Николаевной, жившей по соседству, завязалась «опасная дружба». Но из-за особого тургеневского отношения к женщинам она распалась, оставив глубокий след в сердце Марии...
Итак, после этой кухонной ссоры бывшие друзья немедленно отбыли из Степановки: Иван Сергеевич отправился к себе в Спасское, а Толстой - в Новоселки, откуда сразу же, утром следующего дня, т. е. 27 мая, отправил Тургеневу записку с требованием письменных извинений: «... напишите мне такое письмо, которое я бы мог послать Фетам», - писал в ней Лев Николаевич.
Тургенев против мировой не возражал и в этот же день, 27 мая, ответил на послание Толстого. Правда, в нем он не только извинялся, но и ставил точку в их дружбе.

«1861. Май 27. Спасское.
Милостивый государь Лев Николаевич! В ответ на Ваше письмо я могу повторить только то, что сам почел своей обязанностью объявить Вам у Фета: увлеченный чувством невольной неприязни, в причины которой входить теперь не место, я оскорбил Вас безо всякого положительного повода с Вашей стороны и попросил у Вас извинения. Происшедшее сегодня поутру показало ясно, что всякие попытки сближения между такими противоположными натурами, каковы Ваша и моя, не могут повести ни к чему хорошему; а потому я тем охотнее исполняю мой долг перед Вами, что настоящее письмо есть, вероятно, последнее проявление каких бы то ни было отношений между нами...»

Казалось бы, инцидент исчерпан... Но тут, словно по велению злого рока, письмо, отправленное Тургеневым Толстому, вечером того же дня возвратилось к нему обратно. Иван Сергеевич это же письмо отсылает Толстому снова, предварительно сделав на нем приписку следующего содержания: «Иван Петрович (И.П. Борисов) сейчас привез мне письмо, которое мой человек по глупости отправил в Новоселки, вместо того, чтобы отослать его в Богуслав. Покорнейше прошу извинить эту неприятную оплошность. Надеюсь, что мой посыльный застанет Вас еще в Богуславе».
Но Толстой, не получивший ответа на свое письмо, отправленное сразу же после ссоры, был разгневан настолько, что на следующий же день послал нарочного в Спасское с вызовом Тургенева на дуэль. И сразу же вслед за этим посланием он отправил еще одно, в котором, по словам Софьи Андреевны, сообщал, что «не желает стреляться пошлым образом, т. е. что два литератора приехали с третьим литератором, с пистолетами, и дуэль бы кончилась шампанским, а желает стреляться по-настоящему и просит Тургенева приехать в Богуслав к опушке с ружьями».

Утром пришло письмо от Тургенева, в котором он сообщал, что не желает стреляться, как предлагает Толстой, а желает дуэли по все правилам. На это Лев Николаевич написал Тургеневу: «Вы меня боитесь, а я вас презираю и никогда дела с вами иметь не хочу».
Миновало лето... В сентябре Тургенев уехал в Париж. Проживавший в это время в Москве Толстой как-то находясь в приятном расположении духа, отправил через книготорговца Давыдова Тургеневу письмо, в котором, жалея, что их отношения враждебны, в частности писал: «Если я оскорбил вас, простите меня, мне невыносимо грустно думать, что я имею врага».
Однако это письмо дошло до адресата с большим опозданием. И в то время, как Львом Николаевичем овладело смирение, Тургенев испытал очередной приступ неприязни к Толстому и под влиянием этих антипатичных чувств написал ему далеко не дружеское письмо.
«...Я узнал, что Вы... называете меня трусом, не пожелавшим драться с Вами и т. д. Но так как я считаю подобный Ваш поступок после того, что я сделал, чтобы загладить сорвавшиеся у меня слова, - и оскорбительным, и бесчестным, то предваряю Вас, что я на этот раз не оставлю его без внимания и, возвращаясь будущей весной в Россию, потребую от Вас удовлетворения...» - такое послание 26 сентября из Парижа отправил Толстому разгневанный Тургенев.
Итак, вместо мира - обострение вражды. Но Толстой на этот выпад в письме от 8 октября ответил отказом и одновременно просил извинения. Но это письмо не повлияло на неприязненные отношения между Толстым и Тургеневым...

Их размолвка продолжалась ни много ни мало целых семнадцать лет! Наконец 6 апреля 1878 года Толстой отправляет Тургеневу в Париж письмо, делая тем самым шаг к примирению.

«В последнее время, - писал Лев Николаевич, - вспоминая о моих с вами отношениях, я, к удивлению своему и радости, почувствовал, что я к вам никакой вражды не имею. Дай бог, чтобы в вас было то же самое. По правде сказать, зная, как вы добры, я почти уверен, что ваше враждебное чувство ко мне прошло еще прежде моего.
Если так, то, пожалуйста, подадимте друг другу руку, и, пожалуйста, совсем до конца простите мне все, чем я был виноват перед вами.
Мне так естественно помнить о вас только одно хорошее, потому что этого хорошего было так много в отношении меня. Я помню, что вам я обязан своей литературной известностью, и помню, как вы любили и мое писание и меня. Может быть, и вы найдете такие воспоминания обо мне, потому что было время, когда я искренне любил вас.
Искренно, если вы можете простить меня, предлагаю вам всю ту дружбу, на которую я способен. В наши года есть одно только благо - любовные отношения между людьми. И я буду очень рад, если между нами они установятся.
Гр. Л. Толстой».

По свидетельству Анненкова, Иван Сергеевич, читая это послание Толстого, плакал. И тут же, немедля, отозвался на эту первую за семнадцать лет весть своего бывшего друга.

«8 мая 1878. Париж.
Любезный Лев Николаевич, я только сегодня получил Ваше письмо... Оно меня очень обрадовало и тронуло.
С величайшей охотой готов возобновить нашу прежнюю дружбу и крепко жму протянутую мне Вами руку. Вы совершенно правы, не предполагая во мне враждебных чувств к Вам; если они и были, то давным-давно исчезли, и осталось одно воспоминание о Вас, как о человеке, к которому я был искренне привязан; и о писателе, первые шаги которого мне удалось приветствовать раньше других, каждое новое произведение которого возбуждало во мне живейший интерес. Душевно радуюсь прекращению возникших между нами недоразумений. Я надеюсь нынешним летом попасть в Орловскую губернию - и тогда мы, конечно, увидимся. А до тех пор желаю Вам всего хорошего - и еще раз дружески жму вам руку.
Ив. Тургенев».

Свидание Льва Николаевича с Тургеневым произошло 8 августа 1878 года: Толстой встретил Ивана Сергеевича в Туле. В Ясной Поляне Тургенев провел два дня...
2 сентября того же года Тургенев еще раз посетил яснополянское имение Толстого. На сей раз он находился там три дня.
Так завершилось семнадцатилетнее противостояние двух гигантов русской и мировой литературы.

Похожие публикации