Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Чем прославился лавра саввы освященного. Поход в монастырь Мар Саба - Лавра Саввы Освященного (19.10.2013) - Занимательный Израиль — LiveJournal. Пещерная церковь Николая Чудотворца

Путешествие в самую маленькую пустыню мира – в Иудейскую – к самому труднодоступному монастырю Израиля запоминается надолго.

Монастырь, действительно, находится в таком месте, куда дойдет нога не каждого путешественника. Если вы израильтянин, то путь сюда на машине вам заказан. Здесь Палестинская автономия. Если же вы путешественник другой страны, то есть сюда два пути – пешком и на такси.

Итак, обо всем по порядку. Мар Саба находится на земле Израиля в закрытой Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Расскажу об этих наименованиях по-подробнее.

Про Иудейскую пустыню вы все поняли, это самая маленькая пустыня в мире.

Иордан – река. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Долина Кедрон – пересекает с севера на юг значительную часть Восточного Иерусалима и проходит вдоль восточной стены Старого города. Затем по удалении от Иерусалима долина продолжается на расстояние 30 км на юго-восток через Иудейскую пустыню к Мёртвому морю. Над долиной расположено израильское поселениe Кедрон; арабский район поблизости носит название Вади-аль-Джоз, по арабскому названию долины. В долине протекает река Кедрон, которая берет свое начало у стен Старого Города, течет через Иудейскую пустыню и впадает в Мертвое море. В эту реку много веков сливаются нечистоты (канализация) восточного Иерусалима и окрестных селений. Поэтому сегодня она превратилась в сплошной грязный вонючий поток, который несет свои воды, читай грязь, в Мертвое море. Уж не знаю почему, но с этим ничего не делают. Возможно потому, что очень тяжело перестроить систему сброса в городе, первые постройки которого датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Допустим, вы решили отправиться сюда пешком. Путь неблизкий. В Интернете я вычитала, что маршрут начинается от поселения Кедар Даром, находящегося в Иудейской пустыне, недалеко от Маале Адумим, к востоку от Иерусалима. Идти километров 15.

Если вы решили отправиться пешком от Вифлеема, то это порядка 8км.

У нас было не так много времени, поэтому мы выбрали самый неспортивный способ – взяли такси.
Добраться из Иерусалима до Вифлеема довольно просто. Только не надо брать прокатскую машину, на ней вас не пустят в Палестину, да и опасное это дело. Ну а вы идете на автобусную станцию, расположенную недалеко от Дамасских ворот Старого города. Там садитесь на 21 автобус, стоит 7,5 шекелей (инфа от 2013 года). Доезжаете до КПП, там пересаживаетесь на маршрутку, которая едет в центр города или сразу берете такси и едите в Мар Сабу. Надо учесть, что не всякий таксист согласится туда везти, но и без машины не останетесь. Сразу договаривайтесь с таксистом, сколько он вас будет там ждать. Не введитесь на разводы, что ехать далеко, а бензин дорогой. Торгуйтесь долго и с удовольствием. И да, паспорт обязателен! Много информации о том, как добраться из Иерусалима до Вифлеема и обратно тут http://tripster.ru/questions/23434/

Ну а теперь о самом монастыре. Греческий православный монастырь, Мар-Саба, был основан около 484 года преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших общежительных монастырей. Его жизнедеятельность не прерывалась ни разу со дня основания. Тот вид, который мы видим сейчас, монастырь приобрел лишь в 1840- годах. Финансировала проект Россия.
А началось все вот с чего.
Родился Савва в деревне Муталаска в Каппадокии в 439 г. Когда ему исполнилось 8 лет, его отца отправили военноначальником в Александрию, с ним же уехала и мать. Савва ушел в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. Мальчик был умненький и сообразительный, с самого детства он решил стать монахом. В 18 лет он перебрался в Святую Землю, чтобы присоединиться к монастырю св. Евтимия, однако Евтимий не принял его из-за того, что тот слишком молодо выглядел. Тогда Савва присоединился к монастырю Теоктиста в ущелье Ог.
Для дальнейшего понимания объясню: Монастыри Иудейской пустыни делятся на два типа. Лавра – где монахи жили в отдельных кельях, зачастую отдаленных друг от друга часами ходьбы. Они занимались собственным делом, плели корзинки, например, и встречались, в основном, для совместной молитвы и трапезы в субботу и воскресенье. Название “лавра” по всей видимости, пошло от тропинок, соединяющих кельи монахов. Киновия – в таких монастырях монахи собирались для молитвы и совместной трапезы каждый день.
Стоит добавить, что существовал еще третий тип монашества – монахи анахореты. Эти жили сами по себе в различных норах, расселинах и пещерах и обычно отличались особенно крутым аскетическим образом жизни. Один такой до сих пор живет недалеко от монастыря Сент Джордж (о котором я буду писать чуть позже, он находится в Израиле, и тоже недалеко от Иерусалима).
Когда Савве исполнилось 30 лет, он решил бросить все и уйти жить одному. Он поселился в пещере и лишь раз в неделю приходил в монастырь Теоктиста за едой и пальмовыми ветками. Все остальное время он медитировал и вязал корзины.

Так прошло пять лет. Настало время сняться с насиженного места. И отправился Савва по пустыне, преодолевая все опасности, тяготы и самого себя. И пришел он на гору Мунтар, где встретил ангела. Ангел указал ему на долину Кедрон и на грот, где Савве предстояло жить. Здесь, прожив пять лет, Савва основал “Великую лавру”, на месте которой и находится монастырь Мар Саба.
Впоследствии Савва основал еще два монастыря, находившихся неподалеку. Но они просуществовали всего несколько веков, так как были слабо укреплены в отличие от Мар Сабы.

Слава о Савве пошла в народ, и вокруг него начали селиться ученики. Была построена первая пещерная церковь. В дальнейшем при поддержке императора Юстиниана были воздвигнуты укрепленные монастырские стены, дозорная башня, названная Юстиниановой.

Были времена, когда в монастыре и вокруг жили более 5000 монахов. Монастырь разросся и процветал. Это был целый город со своими зданиями, площадями, престижными районами и не очень. Кому интересно, то вот список основных зданий: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и три церкви – Пещерная церковь Николая Чудотворца, Церковь Собора святых Архангелов, Церковь Софии (матери Саввы Освященного). Так же 6 часовен: Часовня-усыпальница Саввы Освященного, Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Часовня Георгия Победоносца, Часовня Иоанна Крестителя, Часовня Симеона Столпника в Женской башне, Часовня Иоанна Златоуста. И еще 5 скитов: Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы), Скит Иоанна Молчальника, Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта), Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия), Скит Иоанна, сына Ксенофонта. Двор с Погребальными Локулами – посередине стоит Часовня Усыпальница Преподобного Саввы.
Сейчас Монастырь являет собой огромную крепость, “влитую” в гору, нисходящую к реке Кедрон. Она идеально вписывается в окружающий пейзаж. В связи с тем, что географическое положение монастыря не предполагает никакого земледелия, монахи трудились над обустройством и усовершенствованием монастыря, создав красивейший пустынный монастырский ансамбль.

В настоящее время здесь живет 15 монахов, возглавляемые игуменом в сане архимандрита, которого назначает настоятель обители – иерусалимский патриарх. Все монахи греки, один – русский.

Живут монахи на подаяния и пожертвования, питаются один раз в день. По праздникам и по воскресеньям устраивают две трапезы.

В Лавре никогда не было электричества, поэтому фотографам не портят картинку столбы и провода.

Монахи хранят все трупы и кости своих умерших собратьев. В полу центрального дворика сделана бетонная яма, в которую сбрасываются тела умерших монахов, после чего яму замуровывают. На крышке указывается дата последнего захоронения. Через пару лет ямы открывают и достают мумифицированные тела. Их раскладывают в шкафы в специальных комнатах, потом демонстрируют паломникам. В одной из таких комнат хранится мумия Саввы. Мумия одета в красивые одежды, а на его ногах сверкают мохнатые плюшевые фиолетовые тапочки.

Однажды было чудо. В средние века в монастырь пришли турки и перебили почти всех монахов. Они оставили лишь одного, но и ему выкололи глаза. Тот слепой, на ощупь, кое-как похоронил своих товарищей. Спустя годы туда пришли другие монахи. Они откопали захоронения и обнаружили, что на пяти черепах монахов было не три шва (как от долей мозга), а четыре, и они образовывали крест. Сейчас эти черепа также показываются паломникам.

По давней традиции монастырский устав запрещает вход в монастырь всем женщинам. Для своей матери Софии Савва, рядом с Лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с Лаврой. Насколько я поняла, сейчас эта башня закрыта.

С 2011 года изменились правила посещения Лавры. Монахи не принимают гостей по средам и пятницам в течение всего года. Исключения: Рождественские и крещенские праздничные дни (с 23 декабря по 7 января), дни Страстной и Светлой седьмиц (с пятницы перед Вербным Воскресеньем по Неделю (пятница) Фомы). В течение этих дней Лавра будет открыта.
В остальные дни паломники будут приниматься с 9.00 утра (с 10.00 в период летнего времени) до захода солнца. Монахи обращают внимание, что время захода солнца в течение года изменяется

После осмотра монастыря можно по лестнице перейти на другую сторону каньона, сначала спустившись вниз, перейдя через поток воды, потом поднявшись наверх. В окрестных скалах видны пещеры, в которых жили монахи-отшельники в старые времена.

Приезжайте! Здесь есть на что посмотреть!
Еще больше фотографий тут
Много информации взято из интернета, так как на месте много информации не дают

Знаменитый монастырь был основан в Иудейской пустыне самим Саввой. Вначале, постройка представляла собой пещерную церковь, которая была построена, когда отшельника начали окружать ученики. Император Юстиниан I сам поддерживал монастырь, поэтому при нем были возведены дозорная башня и укрепленные монастырские стены. Отметим, что к концу жизни Саввы, здесь уже проживало около пяти тысяч иноков. Святой Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг в лавре в 8 веке. Также здесь он прожил приблизительно пятьдесят лет. До наших дней сохранилась гробница и усыпальница Святого. Туристы также любят посещать .

Еще в период жизни Саввы в монастыре был создан богослужебный устав, который потом распространился по православному Востоку. Даже сегодня он используется во время богослужений. Во время создания Иерусалимского устава, который, кроме богослужебных указаний, также содержал монашеские традиции местных монастырей 6 столетия. Святой Василий Великий и преподобный Пахомий оказали существенное влияние. Симеон Солунский сообщил, что оригинальный список этого устава в 614 году сгорел. В этот период персидский царь Хосров захватил Иерусалим. Интересным моментом является то, что даже сегодня в монастыре нет электричества.

Особенности Лавры Саввы Освященного

Отдельного внимания заслуживает собор Пресвятой Богородицы, который был в 494-501 годах братьями Феодулом и Геласием Исаврами. Император Юстиниан Великий завершил строительство собора. А реставрационные работы собора прошли при императоре Иоанне Шестом. Фресками были украшены внутренние стены собора, а для отделки пола использовался белый и черный мрамор. Мощи преподобного Ксенофонта, а также его детей хранятся на алтаре.

Часовня-усыпальница была построена в 7 веке, в ней хранились мощи основателя лавры. Отметим, что эти мощи несколько раз покидали лавру. В Благовещенском соборе она нашла свой последний покой всего в 1965 году. Часовня построена в шестигранной форме, а также она имеет купольный свод. Порталом и колоннами был украшен вход в часовню. При этом греческую надпись, гласящую "Гробница Святого Саввы" можно увидеть над самим порталом.

В естественной пещере расположен скит Саввы Освященного, который также называют первой кельей Саввы. Согласно летописям Саввы, он лично получил от ангела указания местоположения духовных подвигов. В этой пещере можно увидеть место для молитв и каменную скамью, они вырублены в полукруглой нише, это напоминает апсиду. Скит Иоанна Молчальника представляет собой пещерную келью, которая находится в северной части монастыря. Вначале шестого века здесь проживал святой Иоанн Молчальник. В апсиде можно увидеть фрески, на которых изображены три вавилонских отрока, при этом бедуины-мусульмане стерли их лица.

Сегодня Лавра Саввы Освященного является особой достопримечательностью Израиля, и этим местом гордятся местные жители. Туристы и паломники прибывают сюда, чтобы увидеть этот архитектурный комплекс или отдать дань уважения мощи Святых.

А теперь о самом монастыре.

Мар Саба, иными словами Лавра Саввы Освященного, - православный греческий мужской монастырь, расположенный в Иудейской пустыне. Основан он около 484 года преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших и самым строгим из всех православных монастырей.


Монастырь окружает пустыня и арабские поселения. Вдали виднеются одинокие башни монастыря:

Как только мы остановились у монастыря, нас с непонятными намерениями буквально сбили с ног арабские пацаны. Оказалось, намерения были самыми безобидными - они просто поздоровались с нами за руку и убежали (даже денег, как ни странно, не спросили), сопровождая все это возгласами. Как бы там ни было, как я уже говорила, монахи попросили нас отогнать машину поближе к стенам монастыря, чтобы ее не было видно с дороги.

Мишина фотография. На фото Леша:

Монастырь уже более полутора тысяч лет находится вне времени и пространства, он живет своей непростой и истинно аскетичной жизнью.

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг начали селиться ученики. Савва родился в Каппадокии и в возрасте 8 лет был принят в монастырь, там он и остался, а затем стал отшельником и ушел в пустыню, где и был построен этот монастырь. В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский или Палестинский. Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений - по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.

Умер преподобный в возрасте 94 лет. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. Мощи самого Саввы находятся в монастыре и считаются нетленными:

Мишины фотографии:

В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и более вместительный храм, так как первоначальный, устроенный в пещере, стал мал для монашеской братии, число которой превышало тысячу человек, а также дозорная башня, называемая Юстиниановой. Снаружи лавра представляет собой неприступную крепость, не раз спасавшую обитателей от набегов неверных. Несмотря на это, монастырь многократно разрушался и восстанавливался вновь, атаковывался и был ограблен окрестными бедуинами, однако за время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. Окончательно восстановлен Россией в 1840 г.

"Когда много насельников уже водворилось вокруг Преподобного и негде им было собираться на молитву, святой увидел неподалеку от себя огненный столп, поднимавшийся до небес; промолившись перед ним всю ночь, преподобный поутру нашел на его месте прекрасную пещеру, годную для храма; вход в нее был с юга, и она была полна солнечного света. Там и создал Преподобный церковь и туда собиралась братия в субботу и воскресенье на молитву. Сейчас это пещерный храм святит. Николая. Справа от входа старинный иконостас, на западной стене большое распятие, деревянное, найденное в песке в глухой пустыне; предполагают, что ему более 800 лет. В глубине этого пещерного храма в углублении сложены черепа и кости избиенных в 8 веке и в другие времена насельников лавры при вторжении в нее сарацын."
Взято отсюда

Мишина фотография:

В монастыре по сей день нет электричества. Трапеза же осуществляется один раз в день. Монастырь питается водою из цистерн, а также из источника, который со времен Преподобного основателя по его молитве чудесно истекает из каменной скалы. Вода в нем собирается медленно, так что в день можно собрать лишь с десяток кувшинов, но не иссякает никогда. А было это так:
Однажды Савва посетовал на то, что братьям приходится далеко ходить за водой и горячо молился, чтобы вода нашлась поблизости. По окончании молитвы он заметил внизу, у стен обители, осла, который рыл копытами землю. Вырыв ямку, осел опустил в нее голову и стал пить. Так открылся святой источник, который питает монастырь до сих пор.

Добирались мы к известному монастырю преподобного Саввы Освященного по каменистой Иудейской пустыне на машине.

6

8


Я люблю пустыни. Объять необъятное... xотя Иудейская пустыня — самая маленькая в мире. Для меня пустыни нескучны. И маленькие, и большие.

Этот монастырь — самый труднодоступный в Палестинах. Находится он в 14 км на юго-восток от Иерусалима.

Говорят, сейчас паломники (группы с гидом) ходят и пешком эти километры. Я не знала, или тогда такого не было, когда я была там, a то бы я пошла, долго не раздумывая.

Хотя, знаю, что дорога там, по пустыне, нелегкая. Дорога пролегает через арабские селения. Лежит монастырь в зоне Западного берега реки Иордан.

Монастырь святого Саввы расположен в котловане, в пустынном разломе

4


(сразу и не увидишь сами монастырские строения). Он — в глубине Иудейской пустыни, у Кедронского потока.

3

Кедронская долина со своим известным потоком тянется сюда от Старого города Иерусалима. И — к обители святого Саввы. А далее — к Мертвому морю.

Существует монастырь Саввы Освященного более 1500 лет. Известна точная дата его основания — 484-й год.

5


4


У укрепленных стен этого монастыря я была дважды. Но только у стен, которые не пускали меня внутрь. Внутрь, на территорию монастыря, женщинам вход закрыт. Сюда никогда не ступала женская нога.

По приезде мужчины пошли осматривать монастырь, а мы, женщины, остались их ждать у монастырских стен.

3

Монах, который нес послушание у ворот, вынес нам кофе, чай, монастырские сухарики (вку-у-у-сные!). Потом он вынес нам (поклониться-приложиться) ковчежец с частицами мощей святых,


12-ти святых подвижников, среди них — частицы мощей Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, святых целителей Иоанна и Кира.


Затем вынес масло от лампадки, что у мощей преподобного, и флакончики святой воды из источника преподобного Саввы.

А потом он вышел к нам еще раз, подошел ко мне и молча протянул два листочка от какого-то дерева, молитовку на русском языке и маленькую иконку преподобного Саввы. Глаза у монаха были такие теплые, добрые и ласковые. Никогда не забуду их…

Я растерялась, не понимая, почему мне он дает все это, а не кому другому. Вопросительно обвела людей взглядом и тут одна женщина из нашей группы сказала мне:

«Бери. Эти листики — с финикового дерева, которое растет на месте дерева cв. Саввы, его дерево. Это — чтобы детки были».

Я удивилась уже вслух:

«Но у меня уже взрослые дети и не намечается других…»

И хватило у меня ума не передать все, что получила от монаха, кому другому. А желающие были.

Я тогда, стоя рано утром у ворот монастыря cвятого Саввы, не знала, что у меня той ночью умерла моя мамочка и через два года у меня (вернее, у моей дочери, а значит, у меня) родится долгожданный мальчик.

Я дочери тогда по приезде отдала все, что получила от монаха. И верю в то, что именно преподобный Савва помог нам обрести наше солнышко, нашего Левушку.

Тогда мы, помню, писали записочки-требы за здравие своих родных и близких и передали их тому монаху. Я заказала Сорокоуст о здравии моей мамы, чтобы 40 дней читали монахи на церковных службах в этом монастыре. Ее уже не было в живых, а я — о здравии…

Потом, когда узнала эту горькую весть, я спрашивала монахинь на Елеоне, где жила среди них 2 месяца, весь Великий пост, что я о здравии мамы подавала, а мамы уже не было тогда в живых… Они мне отвечали:

«У Бога все живы, Лена».

Никогда не забуду, как тяжело мне было, когда узнала о смерти моей мамочки. Очень плакала, сильно переживала, винила себя, что отключила мобильник в монастыре в дни Великого поста и узнала о ее смерти только на 9-й день, когда ее уже похоронили.

Монахини утешать умеют по-своему. Они мягко, сочувственно сказали:

«Лена, Господь знает, кого приставить к телу умершего, а кого — к его душе. Тебя Бог к душе твоей матушки определил. А значит, не лей слезы, а иди ко Гробу Божьей матери и молись там, читай кафизмы. Каждый день до ее 40 дней по смерти читай».

«Ты только подумай, как много людей хотели бы побывать на Святой земле и далеко не у всех получается приехать сюда. А ты вот и не мечтала, и не планировала, а оказалась здесь. Господь дал тебе это. Значит, это надо тебе и душе твоей покойной матушки. Благодари Бога.»

И еще в утешение мне монахини сказали тогда:

«Когда у нас умирают близкие, нас обычно не благословляют ехать на похороны в другую страну. Матушка говорит молиться здесь, на Святой земле, так больше пользы будет и душам умерших, и своей душе».

Матушка игуменья благословила меня ходить ко Гробу Божьей матери каждый день, пока я оставалась на Святой земле, и читать кафизмы в память о маме. Я так и делала. Ходила и читала. Каждый день. По 3-4 часа.

Монахи-греки, служители на Гробе, узнавали меня, подставляли мне низенькую скамеечку, чтобы хоть как-то помочь мне. Кафизмы можно читать сидя, их еще называют «сидальни».

По прошествии лет я поняла, что тогда это было не просто посещением новой страны, но серьезным путем к Богу. И путь этот мне дал Сам Господь. Я поняла, что тот приезд нужен был не только мне, но и моей маме.

Пусть паломничество, которое я совершила в Иерусалим земной, станет паломничеством, которое моя мама совершила в Иерусалим Небесный.

Я верю, что она тогда была со мной, ходила моими тропами, стояла со мной на службах в храмах. Всегда была там рядом со мной. И мы обе возрaстали с ней духовно. И у великих стен великого монастыря преподобного Саввы Освященного моя глубоковерующая, воцерковленная, православная мама стояла рядом.

6


Астрально, как сейчас говорят. Не люблю я, правда, это слово. Я просто верю, что она была там, на Святой земле, всегда со мной.

Мы с женщинами, ожидая мужчин из нашей группы, ушедших в монастырь, сидели у каменной стены и читали вслух Житие Саввы Освященного. Места там очень намоленые. Воздух пропитан молитвой. Каждое слово до Господа доносится.

Монастырь Саввы Освященного — самый строгий православный монастырь в мире, не только в Палестинах.

4


Один афонский монах из монастыря Зограф, отец Кирилл, с которым я познакомилась на Пасху на Елеонской горе и разговорилась, сказал мне, что даже на Афоне не так строго в монастырях, как здесь.

В Монастыре святого Саввы монахи в основном молчат. Молчальники.

Пищу здесь вкушают только один раз в сутки. Сухоядение. Сыроедение. В субботу и воскресенье — два раза.

По своему монастырскому уставу никогда не едят яблок (вот уже много веков такое правило), помня, что через этот плод враг-искуситель соблазнил первого человека, Адама.

Службы здесь совершаются ночью по 6-7 часов.

В этом монастыре никогда не было и сейчас нет проведенного электричества, а значит, и других «благ» (не удержалась, закавычила) цивилизации, как то мобильные телефоны, интернет.

Живут в этом монастыре по библейскому исчислению времени (день — от одного заката солнца до другого. День разделяется на 3 части: утро, полдень, вечер, как-то так).

Именно в этом монастыре был создан Иерусалимский богослужебный устав, который используется и по сей день и не только здесь, но и принят всеми палестинскими монастырями. Устав — Типикон.

Монастырь Саввы Освященного — самый крупный в Палестинах. Как он выглядит сейчас, так он выглядит с 40-х годов позапрошлого века, благодаря старанию и деньгам Царской России.

2


За монастырем св. Саввы следуют палестинские монастыри cв. Георгия Хозевита и Феодосия Великого.

3


По старшинству, что ли, по величине.

Монахи монастыря преподобного Саввы Освященного всегда участвуют в совершении литании (специального молитвословия) перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.

Настоятель монастыря святого Саввы — сам Иерусалимский патриарх Феофил 3-й (141-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона).


а управляет монастырем назначенный им архимандрит с 2-мя помощниками.

Монастырь относится к Иерусалимской православной церкви.

В монастыре подвизаются два десятка монахов. А когда-то, во времена преподобного Саввы, в 5-м веке, насельников было 5 тысяч… 5-й — 6-й века — золотые века монашества.

В этом монастыре духовно возросли более 20 святых, которые почитаемы православной церковью. Могу назвать здесь несколько известных насельников, подвизавшихся здесь в разное время, в разные века.

Это — cв. Иоанн Дамаскин, 8 век (составил свое нетленное творение — Пасхальный Канон, он 50 лет жил в этом монастыре), cв. Андрей Критский (составил Великий Канон, читаемый Великим постом), cв. Кирилл Скифопольский (биограф и историк монашествующего движения), cв. Савва Сербский, cв. Иоанн Молчальник, cв. Филумен Святогробец, cв. Феофан Затворник (переводил древние книги).

Здесь же жил полтора года в начале 12-го века русский игумен Даниил, паломничавший по Святой земле. Он оставил свои замечательные записи-воспоминания:

«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обеим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены».

Вот так красиво о страшном писал игумен Даниил.

Почему о страшном?

Во-первых, по преданию, когда наступит Страшный суд Господень, потечет здесь, в долине Кедронской, река Огненная.

А еще в том месте приготовляли сыны Израилевы «козла для отпущения»

«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Ветхий Завет, 3-я книга Моисеева, гл. 16, 21-22)

Уже ближе к нашему времени писатель Иван Бунин сказал: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской»

Снова звучит слово «страшная»…

Именно сюда пришел святой Савва и поселился здесь один в пещере, а потом уже на этом месте с собравшейся братией построили большую, великую лавру.

И боролись здесь Божьи люди веками против темных сил. Борятся и сейчас.

А теперь пора настала рассказать о самом святом Савве.

Основатель этой древнейшей лавры,

2


преподобный Савва, родился в 439 году в Каппадокии от благочестивых родителей — Иоанна и Софии. Когда ему исполнилось только 8 лет, ушел в монастырь. Господь призвал. Своя воля тут ни при чем. Своя воля в монастырь не ведет. Только Божья. Монашеский постриг св. Савва принял в 17 своих лет.

Наставником, духовным отцом его был Евфимий Великий, который называл его отроком-старцем. Наставник чувствовал быстрое духовное возрастание своего духовного чада. Старец Евфимий Великий заботливо воспитывал отрока в высших иноческих добродетелях.

Когда св. Савве исполнилось 30 лет, он получил благословение наставника быть в затворе 5 лет. Это значит, он покидал свою пещеру только по субботам, чтобы пойти в монастырскую церковь на службу. Только пещера, молитвы, возносящиеся к Богу, строгий постоянный пост и — ни души рядом. Tак — 5 лет.

Когда духовный отец монаха Саввы Евфимий Великий отошел ко Господу в 473-м году, монаху Савве было 34 года.

Простившись с почившим учителем, cв. Савва пошел в Иудейскую пустыню и встретил там Ангела, который указал ему пещеру, где ему быть. Он поселяется в отшельнической пещере у Кедронского потока.

3

Но долго быть одному ему не дали. К нему стал идти народ, иноки, которые искали учителя, наставника себе. Они выбрали Савву. И основали со временем Великую лавру.

Вообще чем отличается лавра от монастыря?

В лавре монахи жили уединенно в своих отшельнических пещерах, встречаясь вместе только на совместную церковную службу по субботам и воскресеньям. И в лаврах было гораздо больше иноков, нежели в монастырях. В лаврах иноков и монахов было от тысячи и до пяти тысяч, как было у преподобного Саввы Освященного к концу его жизни.

В общежительных монастырях (киновиях) монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали молитвы с ручным трудом (занимались разным ремеслом).

Были и анахореты, которые вели еще более строгий образ жизни, чем лаврские отшельники.

Они большую часть жизни жили в затворе в пещере, уйдя полностью от мира и истязая свою плоть постоянным, непрекращающимся постом и суровым воздержанием. Их кельи были кругом разбросаны в ущельях у Кедрона.

1

Во времена святого Саввы был расцвет монашества и устраивались в основном лавры. Было много анахоретов.

Немного сейчас отвлекусь от своего рассказа.

Посмотрите на это фото, на 3 машины там, наверху горы.

С той стороны открываются интересные виды на монастырь св. Саввы. Это — с другой стороны, не с той, где мы под"ехали к обители, к стене ее.

Нам, женщинам, не надо было отпускать нашего шофера внутрь монастыря вместе c мужчинами, а пусть бы поднял нас на машине в горы, по холмам. Мы, бедные женщины, хотя бы фото получили больше и радости глазам нашим. Но, как говорится, хорошая мысля… да-да, приходит опосля.

Продолжу свое повествование.

Первой постройкой в лавре Св. Саввы Освященного была пещерная церковь.

Сейчас на территории бывшей лавры, а ныне монастыря cв. Саввы стоит 9 церквей.

Я о них расскажу немного, но не подробно, потому что иллюстрировать эти церкви мне нечем. Фотографий у меня из монастыря нет. Как же плохо быть женщиной! Нас, греховных существ, в хорошие дома (то бишь, монастыри мужские) не пущают…

Итак, есть 9 монастырских храмов, но я здесь расскажу только о некоторых.

1. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон, т. е. главный храм).

Строили его в 494-501гг братья Геласий и Феодул Исавры.

Император Юстиниан 1-й поддерживал и много помогал лавре. При нем завершилось строительство кафоликона и построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня. Она так и называется «Юстинианова башня». Это — самая высокая точка монастыря.

1

2


Мы уже знаем, что ни одна женщина ни в какие века существования этой лавры не допускалась внутрь лавры, будь та женщина даже матерью самого преподобного Саввы.

Для своих матерей, сестер монахи со временем и построили эту Женскую башню,

Думаю, эти женщины были счастливы.

Видите, какая разница между нами, современными женщинами, и ими… Между нами — пропасть.

Хотя, знаете, я и до этого не раз думала, как бы вот я отнеслась к такому, если бы мой старший внук стал православным монахом.

Спокойно отнеслась бы, с пониманием и, думаю, даже с душевной радостью.

Грязь вокруг в нашем мире возрастает и возрастает, а молитвенников за этот мир и за нас, грешных, все меньше и меньше сейчас.

Знаю, что путь монашества мой внук не выберет, хотя… пути ведь Господни неисповедимы. И никто не знает, что будет завтра.

Слава Богу, что сегодня он искренно верит в Бога и живет по заповедям Божьим. Хороший он у нас мальчик. Добрый, честный, отзывчивый, надежный, верный. Слава Богу за все!

Но я отвлеклась. Продолжу рассказ о главном храме монастыря св. Саввы.

Собор Благовещения, кафоликон, был отремонтирован в 6-м веке.

Собор этот однонефный, с одним куполом, каменный. Собор перекрыт крестовыми сводами. Длина храма — 27 м. С западной части имеется притвор. Один-единственный купол опирается на 6 колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен франтоном с греческой надписью — «Святая лавра Саввы Освященного»

В этом главном соборе в стеклянной раке почивают святые нетленные мощи преподобного Саввы.

Он почил в 532-м году в возрасте 94-х лет.

В алтаре храма есть мощи других святых.

2. Церковь Софии (матери Св. Саввы).

3. Церковь собора святых Архангелов (ее построили недавно, в 1970-м, на месте бывшей древней церкви). Храм этот двухэтажный, однокупольный.

Есть здесь и скиты, и часовни.

Святые мощи преподобного Саввы почивали здесь, пока крестоносцы не взяли и не увезли их в 1256-м году в Венецию. Католики вернули святые мощи в монастырь только в 1965-м.

Мощи хорошо сохранились. Святые мощи преподобного, говорят, теплые…

Много чудес творит св. Савва и после своего упокоения. От мощей святого Саввы происходят и в наши дни исцеления больных, даже онкологических. Так здесь говорят.

В монастыре сейчас много нетленных мощей. Их так много, что невозможно всех канонизировать. Не знают, с кого начинать.

Почивших монахов здесь хоронят в специальных склепах. Там нет запаха тления.

Но вообще процесс захоронения монахов здесь сложный и непонятный современному человеку, и даже, может, страшный. Описывать это здесь я просто не хочу.

Лучше продолжу рассказ о лавре.

Больше всего разрушений досталось лавре от врагов — персов в 614-м году.

Придя сюда, несмотря на укрепленные стены лавры (она смотрится, как крепость),

Вода из монастырского источника только для питья. И монахам, и паломникам. Для других нужд здесь сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Святой Савва совершал подвиги и чудеса, но был крайне смиренного мнения о себе, не возвышался.

Перед своей смертью преподобный собрал все свои последние силы и пошел в Храм Гроба Господня попрощаться на Гробе.

Вернулся к себе в лавру и мирно почил, отошел кo Господу.

Я благодарю Господа, что Он дал мне Благодать побывать здесь, в этих святых местах, хотя бы около (не внутри) этой чудной обители, и обрести еще одного горячего заступника и молитвенника перед Господом нашим! Слава Богу за все!

За то, что стояла у ворот этого монастыря и молилась о моих родных, о моей маме. Молилась о ней, как о живой, не зная, что она тогда умерла уже несколько часов назад… У Бога все живы!

(Продолжение следует)

На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии).

Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви.

В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.

Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется “эрмитаж”. Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел.

Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей Иудейской пустыни – Великой Лавре Саввы Освященного.

Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения.

Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Пещера уже по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл Скифопольский называет ее “Церковью, построенной Богом”.

Первым строением Великой Лавры, была сторожевая башня. Построена она была на деньги, полученные в 531 году святым Саввой в дар от императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего». Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Кроме башни Юстиниана есть еще одна – “башня женщин”. Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать св. Саввы – София.

Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.

Вот в эту Великую Лавру и направлялась наша группа. Крутые спуски-подъемы и повороты мы преодолевали на двух изрядно потрудившихся, но еще внушающих доверие микроавтобусах-мерседесах. Доверие это подкрепляли водители-асы.

Проезжаем мимо арабского поселения. Из школы идут одни мальчишки, обучение здесь раздельное. Девочек мы увидели позже, идущих с другой стороны. Мальчишки бегут вдоль мерседесов, чуть не лезут под колеса, кричат в открытые окна: «Доллар! Доллар! Един доллар!». Водитель нарочито сердито покрикивает на них в окно, отгоняя от колес. Мы поднимаемся, по нашим меркам, круто вверх. Мальчишки начинают отставать, но тут машину догоняет камень, запущенный каким-то раздосадованным попрошайкой. Водитель резко останавливает автомобиль на подъеме и выскакивает наружу с такой скоростью, что в голове проносится противная мысль про тормоза и ручник и мгновенная оценка расстояния до педали тормоза водителя и выходной двери. А тем временем по-восточному эмоционально жестикулируя и крича, водитель на быстром непонятном языке так громко и гневно увещевает провинившихся, что они стоят, понурив головы, и даже доллара им уже не надо, отпустил бы дяденька.

Едем дальше, смотрим по сторонам. Очень красива и величественна Иудейская пустыня. Она каменистая, холмы имеют какой-то удивительный золотисто-розовый цвет. Изумрудные оттенки появляются только вблизи Иордана. Столько библейских имен и событий вспоминаются в этих местах! Очередной раз ощущается легкая печаль, что нет возможности пройти по этой земле пешком. И пожить, и помолиться у каждой святыни подольше.

Но вот прекрасная и опасная дорога заканчивается, пешком спускаемся к Лавре. По строгому древнему уставу в монастырь могут войти только мужчины. Женскую часть группы вне стен Лавры утешают рассказами о великом подвижнике Савве, о монастыре. Греческий монах вынес ковчежец с частицами мощей двенадцати святых подвижников, среди которых – Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Ксенофон, Иоанн Аркад, св.целители Иоанн и Кир, св. мученик Харлаам.

Паломницы с благоговением прикладываются к мощам. Потом тот же монах выносит всем иконки, крестики, масло и святую воду. А для подкрепления сил телесных принесены вода, кофе, рахат-лукум. Несмотря на палящий зной, нет желания отсюда уйти, поискать тень. В душе мир и радость.

Вот вышли из двери Лавры благостные паломники и, делясь впечатлениями, мы все пошли к автобусам. Какое это счастье – обрести еще одного заступника и молитвенника за нас перед Богом!

Преподобный отче наш Савва, моли Бога о нас!

Похожие публикации