Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что будет с наркоконтролем. Путин передал фскн и фмс в подчинение мвд

№ 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

ФСКН слишком долго раскачивалась, обещая встать на путь исправления. Директор Виктор Иванов, в виду приближающегося краха, говорил, порой, правильные вещи, но происходило в наркоконтроле все то же безобразие. Единственный пример, приведенный директором недавно как образец борьбы с крупным наркобизнесом - это дело Шилова (о кондитерском маке), мало того, что насквозь сомнительное, но даже судом дважды возвращенное как непригодное для рассмотрения.

Отсюда и хорошо очищенный кондитерский мак, прошедший таможню, превращавшийся в тонны изъятых наркотиков.

Говорили об охоте на волков, а гонялись за зайчатами, представляя их волками в заячьих шкурах.

Устроили истерику со спайсами - "нация гибнет, а у нас руки связаны". При этом брали голыми руками и сажали иногда продавцов, но чаще покупателей этого самого якобы легального спайса - судили как за производные, за приобретенные миллиграммы как за тяжкое преступление. Добились включения расплывчатого понятия "производные" в перечень наркотиков. Одновременно с помпой провели закон о тех же самых ими придуманных производных, представляя их "легальными спайсами" - закон о новых потенциально опасных психоактивных веществах, застолбив за собой полномочия утверждать их реестр. Но за год с лишним ни одного "потенциально опасного" не обнаружилось, продолжали сажать за производные. Потому что оказалось выгоднее: за приобретение новых психоактивных не предусматривается ответственности, только за продажу, и то небольшая. А приобретение производных - тяжкое преступление.

Даже закон о себе самой ФСКН так и не родила, заложив в проект столько полномочий, что он не прошел через правительство. Не переживали - действовали без закона. Полиция - по закону, ФСБ - по закону, а наркоконтроль - помимо закона (лишь отдельные полномочия были прописаны в разных законах).

Подмяли под себя реабилитацию наркозависимых, назвав ее социальной (оказывается реабилитацией должна заниматься полиция!), и запросили на это столько денег, что Минфин только рот открыл. Но и с тем, что на реабилитацию получили, вышел конфуз под названием "братья Крупновы".

Это то, что на поверхности, за что ответственно руководство. О том, что происходило "на земле", за что, конечно, в нормальном государстве тоже ответственно руководство, надо писать отдельно. Достаточно сказать, что за хранение без цели сбыта сидит сейчас больше людей, чем за сбыт.

Да, было и полезное. Наркоконтроль ловил полицейских, торговавших наркотиками, а полиция - наркополицейских за то же самое. В этом плюс любой конкуренции. Но для плача по ФСКН этого мало, дурное перевешивает. И хотя с аппаратной точки зрения передача ФСКН и возвращение ФМС - это компенсация МВД за внутренние войска, ОМОН и вневедомственную охрану, - для простых людей, для общества ликвидация наркоконтроля как отдельного подчиненного непосредственно президенту ведомства - несомненное благо. Теперь за это отвечает министр внутренних дел.

http://hand-help.ru/doc3.html#nov227

«Медиазона» со ссылкой на источники рассказала, что происходит в ликвидированных президентом ФМС (Федеральная миграционная служба) и ФСКН (Федеральной служба по контролю за оборотом наркотиков ), какая там царит атмосфера и что могло стать причиной для переноса решения об упразднении ведомств, а потом всё-таки его принятия.

На прошлой недели в концу рабочего дня в коридорах Федеральной миграционной службы играла музыка, поднимался сигаретный дым, ходили нетрезвые люди, рассказывает источник «Медиазоны» в правоохранительных органах. Напомним, 5 апреля президент Владимир Путин упразднил ФСКН и ФМС, передав их функции Министерству внутренних дел.

Собеседник издания рассказывает, что директор миграционной службы Константин Ромодановский не появляется на работе с 31 марта - после обсуждения участи ведомства на заседании Совета безопасности - «по состоянию здоровья». Непосредственно на объявление о ликвидации ведомства 5 апреля на совещании у президента он не пришёл, была его заместитель.

Что будет с сотрудниками ликвидированных ведомств. Численность аппарата ФМС должна сократиться на 30%, став Главным управлением МВД по вопросам миграции. Некоторых возьмут на работу в МВД, однако тысячи человек как из ФМС, так и из ФСКН всё ещё не знают ничего о своей судьбе. Кое-кто среди собеседников «Медиазоны» из обоих ведомств уже начал искать себе другую работу.

В отдельных подразделениях ФСКН ситуацию называют «разгоном» ведомства. Непонятно, что будет, например, с подразделениями спецназа и следственного управления ФСКН. В МВД им места нет: следствие у полиции выделено в отдельный департамент, а ОМОН и СОБР переданы в созданную параллельным указом Национальную гвардию.

Реформа стала полной неожиданностью. Причём в том чсиле для руководителей ведомств, говорят источники издания. В ФМС ждали почётной отставки Ромодановского после 60-летия, в ноябре 2016 года, а затем уже административных преобразований.

В ФСКН активно готовились к назначенной на 12 апреля третьей Московской антинаркотической конференции, которая была анонсирована как мероприятие под председательством главы ведомства Виктора Иванова с участием представителей иностранных правоохранительных ведомств. В результате мероприятие отменили, причём иностранным гостям об этом сообщили только 6 апреля - после обнародования указа Путина.

Почему затянулась ликвидация. Передача ФМС и ФСКН под контроль МВД стала обсуждаться в прессе ещё в феврале 2015 года. «Коммерсант» ссылался на письмо руководителя государственно-правового управления президента Ларисы Брычёвой руководителю аппарата правительства Сергею Приходько, где она просила подготовить заключение правительства на предложение о ликвидации ФСКН 1 марта и передать документы для согласования премьеру Дмитрию Медведеву. Причём тогда же говорилось, что Путин уже одобрил предложение ликвидировать ФСКН.

Глава ведомства Иванов говорил, что «слухи о смерти службы сильно преувеличены».

В результате, как писал РБК, решение о ликвидации ФСКН и ФМС в начале 2015 года, возможно, было отложено после встречи Иванова с президентом Владимиром Путиным. Она состоялась после первых сообщений об упразднении ведомства, говорил собеседник газеты.

Почему именно сейчас. Заседание Совбеза, на котором было принято окончательное решение о ликвидации ФСКН и ФМС, состоялось через год после появления первых разговоров - 31 марта 2016 года.

Случилось это на следующий день после ареста в Басманном суде влиятельного петербургского бизнесмена, совладельца группы «Форум» Дмитрия Михальченко, пишет «Медиазона». Бизнесмен был задержан 29 марта на входе в гостиницу «Украина». По данным источника «Медиазоны», в правоохранительных органах незадолго до задержания Михальченко побывал в ФМС на встрече с Ромодановским - специально для этого он и приехал в Москву.

Структуры Михальченко тесно сотрудничают с миграционным ведомством, а именно с ФГУП «Паспортно-визовый сервис». По подсчётам РБК, бизнес по оформлению миграционных документов в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области приносит десятки миллиардов рублей в год.

С этого года запустился ещё один совместный проект - Паспортно-визовый центр на Новослободской, 45. Здесь иностранцы, оформляющие вид на жительство в столице, платят до 40 тысяч рублей за возможность сутками не стоять в «бесплатной» очереди, пишет «Медиазона».

«Сейчас сам Михальченко обвиняется в контрабанде алкогольной продукции на 2 миллиона рублей. В марте в результате масштабной операции с обысками и задержаниями были арестованы топ-менеджеры компании „ БалтСтрой“ (входит в „ Форум“ Михальченко) Дмитрий Сергеев и Александр Коченов, а также замминистра культуры Григорий Пирумов. Всех их обвиняют в совершении хищений в ходе реставрационных работ, однако их аресты собеседники „ Медиазоны“ связывают с конфликтом Михальченко и спецслужб вокруг самого ценного актива „ Форума“ - запущенного в начале 2016 года порта Бронка», - пишет издание.

Порт строился несколько лет, объём инвестиций оценивается в 118 миллиардов рублей. Из-за санкций и кризиса, которые сократили импорт, в условиях конкуренции Бронка стала предлагать более выгодные тарифы. Однако влиятельные конкуренты могли найти более высоких покровителей, чем глава ФСО Евгений Муров, считавшийся гарантом бизнеса Михальченко, и деловой партнёр бизнесмена Николай Негодов, отставной генерал-майор ФСБ, пишет «Медиазона».

Издание сообщает, что бизнесмена уже полгода прослушивала ФСБ, поэтому не знать о цели визита Михальченко в столицу они не могли. Собеседник «Медиазоны» считает, что его намеренно задержали не сразу после приезда из Петербурга, а уже после встречи с высокопоставленным чиновником.

«Если итогом разработки Михальченко и его окружения стал арест замминистра культуры России, то собранные материалы о его сотрудничестве с ФМС могли стать серьёзным раздражителем для президента при принятии давно прорабатывавшегося решения о ликвидации ФМС и ФСКН, объясняет источник», - пишет издание.

Главе ФСКН Виктору Иванову могли припомнить его давние отношения с Ромодановским, который работал его замом ещё в службе собственной безопасности ФСБ. Помимо этого, именно он использовал своё влияние для спасения ФСКН и ФМС год назад. Кроме того, свою роль могло сыграть и объявление испанской полицией в международный розыск по делу тамбовско-малышевской ОПГ заместителя директора ФСКН, автора «Бандитского Петербурга» Николая Аулова, о чём стало известно также накануне заседания Совбеза 31 марта.

Ранее Medialeaks о функциях создаваемой президентом Национальной гвардии. Напомним, Владимир Путин о создании нового военного ведомства 5 апреля. По его словам, она будет заниматься борьбой с терроризмом и организованной преступностью. Нацгвардию, которая будет подчинена президенту, возглавил Виктор Золотов, главнокомандующий МВД России, а ранее охранник президента.

Источник РБК, близкий к руководству ФМС, ранее подчеркивал, что возражать будет и глава ФМС Константин Ромодановский. Собеседник РБК в Кремле отмечал, что никаких решений не принято.

Позднее в Кремле . Один из собеседников РБК в силовых структурах уточнял, что Путин поручил Совету безопасности дополнительно проработать предложение по упразднению ФМС. При этом, говорил источник, в СовбезеРомодановский может рассчитывать на поддержку своего сослуживца по управлению собственной безопасности ФСБ — нынешнего директора ФСКН Виктора Иванова, а также постоянного члена Совбеза Бориса Грызлова.

31 марта 2016 года о том, что Путин с Совбезом обсудит вопрос упразднения ФМС, . Собеседники издания рассказывали, что вопрос ликвидации ведомства был передан на доработку в Совбез в феврале 2016 года и на заседании может быть объявлено о его решении. Близкий к руководству ФМС источник сообщал, что основные функции ведомства могут передать ФСБ или МВД. Также он говорил, что предлагается установить для этих преобразований трехлетний переходный период. Собеседник отмечал, что главной причиной затеваемой реформы является необходимость экономии бюджетных средств.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

В компетенцию ФМС входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. «ФМС исчерпала себя и упала, как созревшее яблоко, в объятия МВД», — рассказал Поставнин.

Статс-секретарь, первый заместитель руководителя ФМС Екатерина Егорова в разговоре с РБК уточнила, что решение о слиянии ведомств было предсказуемо, поскольку вопрос обсуждался в течение некоторого времени. Егорова заметила, что обсуждать технические детали слияния можно будет после публикации указа президента, который станет «отправной точкой для организации работы».

Тогда же можно будет говорить о том, произойдут ли сокращения сотрудников ФМС, подчеркнула Егорова. Основное направление слияния, по ее словам, задаст министр внутренних дел Владимир Колокольцев, а детали будут решаться на рабочем уровне. Судьбу нынешнего главы ФМС Константина Ромодановского будет решать Владимир Путин, уверена Егорова.

Судьба ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД также обсуждался больше года. Как РБК со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. Бывший заместитель руководителя администрации президента, Иванов долгое время старался отстоять право на существование службы, пытаясь расширить сферу влияния ведомства и расширить специфику работы.

В частности, последние годы ФСКН хотела монополизировать сферу реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Ведомство настаивало на выделении средств для реализации программы по реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Программа предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров, которые, как планировалось, будут иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Владимира Путина.

До создания в 2003 году ФСКН борьба с наркотиками находилась в ведении МВД. Этим занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

У Александра Михайлова множество регалий. Собеседник РП является генерал-лейтенантом полиции в запасе и генерал-майором ФСБ в отставке. В настоящее время он занимается общественной работой в президиуме организации «Офицеры России», в Совете по внешней и оборонной политике и управляет Фондом по борьбе с терроризмом и наркотиками.

Михайлов стоял у истоков создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была создана 11 марта 2003 года и упразднена 5 апреля 2016 года. Он работал в должности заместителя директора ФСКН и покинул ведомство с приходом Виктора Иванова в 2008 году. Михайлов рассказал о причинах ликвидации ведомства, трудностях, с которыми столкнулись наркополицейские, а также о том, как можно победить наркомафию.

Александр Михайлов. Фото: из личного архива Александра Михайлова

МВД не принимает сотрудников ФСКН

В сфере борьбы с наркопреступностью сложилась не очень понятная ситуация. Согласно указу президента ФСКН распустили, однако уволенных сотрудников в структуры МВД до сих пор не перевели. Наркополицейские оказались в подвешенном состоянии. Более того, как сообщила Общественная палата, 16 тысяч бывших работников ФСКН перестали получать какие-либо деньги. При этом в ведущих СМИ об этом молчат. Что происходит? Чем можно объяснить такое пренебрежение к сотрудникам ликвидированной ФСКН?

Невозможно дать однозначную оценку ситуации. Я попробую рассказать о множестве факторов, которые привели к проблемам при приеме на службу наркополицейских. Начну с того, что ФСКН прожила короткую жизнь - всего 13 лет. Однако ее развал - это в первую очередь вина бездарной политики руководства ведомства. От осознания этого, конечно, никому не легче. Просто надо понимать, что Иванов завел ФСКН в тупик, и все вернулось на исходные позиции, на которых мы стояли до 2003 года.

Печально, что созданный за 13 лет работы ФСКН оперативный базис, скорее всего, частично будет потерян. Хотя это неизбежный и закономерный процесс, когда происходит ликвидация какого-либо ведомства. Половина сотрудников ФСКН написала рапорты об увольнении, другая половина согласилась перейти в МВД. И здесь возникли трудности, потому что Министерство внутренних дел не было готово к приему столь большого количества людей из ФСКН, тем более с ней нередко возникали серьезные конфликты.

К тому же само МВД неоднократно сокращали. Последний раз штат министерства урезали на 110 тысяч человек, и начальство было вынуждено, что называется, «резать по живому». Естественно, что после вынужденных увольнений своих людей брать чужаков руководителям не хочется. И потому сотрудники ФСКН оказались не у дел. Я оставляю за скобками тех, кто не участвовал в оперативной работе. Беда в том, что пока пропадают опытные оперативники ФСКН.

Мы недавно участвовали в заседании Общественной палаты, где присутствовали представители МВД и ФСКН. От дискуссии сложилось ощущение, что у Министерства внутренних дел нет большого желания брать в свои подразделения наркополицейских. Если говорить о регионах, то в ряде субъектов РФ на работу изначально приняли минимальное количество сотрудников ликвидированной структуры. Все это привело к провалу в оперативной работе, то есть заниматься поиском и ловлей преступников в переходный период оказалось практически некому. В этом году показатели борьбы с наркопреступностью сильно упадут.

Тем не менее не стоит воспринимать такой вывод как катастрофу: в 2003 году, когда создавалась ФСКН, была точно такая же ситуация. Затишье на антинаркотическом фронте - явление временное. МВД - структура ресурсная. Помимо собственной службы по борьбе с наркотиками, в оперативном процессе участвуют многие подразделения. А они кратно больше упраздненного ведомства.

Сейчас на поляне остался один хозяин. Главный вопрос: сколько времени пройдет, пока не будут утрясены все бюрократические и кадровые вопросы? На мой взгляд, полной интеграции наркополицейских в МВД стоит ожидать к концу года. Я уверен, что после этого прежние результаты ФСКН будут быстро достигнуты, а потом значительно улучшены.

Нельзя недооценивать возможности и профессионализм органов внутренних дел. Я анализировал статистику уголовных дел по фактам наркопреступлений. В некоторых субъектах (Москва, Петербург) 85% дел раскрывали сотрудники МВД, а в некоторых ситуация была в пользу ФСКН. Но важно понимать, что на сотруднике Министерства внутренних дел «висит» гораздо больше обязанностей. Полицейский не только выполняет свои прямые служебные обязанности, его привлекают к охране общественного порядка во время массовых мероприятий, к разного рода усилениям…

На этом фоне у сотрудников ФСКН был «льготный режим». Их практически не привлекали к мероприятиям, не связанным с борьбой с наркотиками. Так что им придется примерять на себя новую шинель, хотя в ФСКН было много выходцев из МВД. Но здесь возникает иная проблема. Все-таки ФСКН имела и некоторые в последнее время не используемые профилактические задачи. Не получится ли так, что мы продолжим «рубить хвосты», а не заниматься решением первопричин распространения наркотиков (отмечу, что это компетенция не только правоохранительных органов)?

Хотя именно профилактическая работа является ключевой проблемой, и на сегодняшний день я не вижу людей, в том числе в МВД, которые бы знали эту тему досконально. В результате ведомственных пертурбаций мы пока отошли на нулевую отметку и теперь будем заново выстраивать систему комплексной борьбы с наркопреступностью.

Вы отказываетесь называть сложившуюся хаотическую ситуацию катастрофой, и в ваших словах присутствуют нотки оптимизма. Но нет ли у вас опасений, что наркомафия воспользуется затянувшимся переходом наркополицейских в МВД? Не захлестнет ли Россию волна наркотиков, пока в Москве и на местах оформляются бумажки?

Любая структурная реформа сопряжена с потерей качества до какого-то этапа. Вопрос лишь том, в какой форме это происходит, в каких масштабах и как быстро будет наверстано упущенное. Касательно качества работы ФСКН повторю, что туда пришло множество сотрудников из МВД. Однако некоторые искали более комфортной службы, а некоторые не прошли или по каким-то причинам не захотели проходить переаттестацию. Я не хочу быть резким, но в ФСКН порой брали откровенный «мусор», и сегодня избавление от этой помойки только пойдет на пользу.

Опять же медлительность МВД объясняется, в том числе этими кадровыми проблемами, в которых, по сути, повинно руководство ФСКН. Уходить надо красиво. Также министерству необходимо пристраивать выпускников ведомственных вузов. Под них нужно держать должности и ставки. И это после сокращений! Несмотря на это, честным и профессиональным сотрудникам ФСКН должны быть выделены места. И тут мы сталкиваемся с субъективным фактором - проблемой предвзятости.

Очень часто наркополицейских не берут по различным мотивам. Например, формальными причинами отказа в приеме на службу становятся административные правонарушения - как правило, превышение скорости, случаи ДТП и прочее. И понятно, что это лишь повод. По линии организации «Офицеры России» мы пытаемся исправить ситуацию и заступаемся на уровне министра за тех, кому отказывают в службе без реальных оснований. При этом мы понимаем, что таким образом проблему, конечно же, не решить.

Надо понимать, что процесс перехода на службу в МВД для настоящих офицеров - это также вопрос чести. Если на порядочного человека начинают косо смотреть, придираться без причин, то он служить больше не будет. Один из моих знакомых, занимавший в ФСКН достаточно высокий пост, сказал, что после устройства в МВД уволится. Он решил добиться справедливости и потом самостоятельно уйти, а не ждать, пока его «съедят».

Представьте, в какой патовой ситуации оказались молодые ребята, у которых семьи, кредиты, ипотека… Их не берут в МВД, не выплачивают зарплат и пособий. Они рвутся служить, но вынуждены сидеть сложа руки, ожидая решения своей судьбы, не имея возможности на что-то повлиять. Это настоящая драма. На мой взгляд, мы наблюдаем далеко не последнюю реформу правоохранительных органов, которая будет сопровождаться кадровой перетряской. И здесь возникает неприятная ситуация в социальном да и просто человеческом плане.

Дело в том, что под сокращения в том числе попадают те сотрудники, которым осталось порой несколько месяцев до пенсии. Это совершенно негуманно. Понятно, что на рынке труда 50-летние офицеры в отставке будут никому не нужны. Мы бросаем офицеров на произвол судьбы, и потому законодатели должны продумать регулирование ситуации в случае подобного форс-мажора. Необходимо давать им возможность отслужить срок до пенсии. Поступать иначе неправильно и с политической точки зрения: преданный государству человек должен чувствовать защиту.

Меньшее из зол

Около двух лет назад в СМИ стали появляться сообщения о грядущем упразднении ФСКН. В ведомстве начались сокращения: ставки резали следователям, аналитикам и другим сотрудникам, не задействованным в оперативной работе. При этом Иванов упорно отрицал все слухи о возможной ликвидации структуры, а сокращения объяснял «оптимизацией». Есть ли у вас ощущение, что приговор ФСКН был вынесен задолго до апреля 2016 года?

Здесь есть два аспекта. Во-первых, я бы хотел заметить, что брать во внимание слухи и любую неподтвержденную информацию не всегда правильно. Когда я пришел в ФСКН, мне также говорили: «Вас скоро разгонят!». Но мы продолжали работать и, я думаю, доказали свою профпригодность. Другой момент в том, что произошло позже.

Иванов был кремлевским кадром. Он был, несомненно, «ресурсным» человеком, и, учитывая его влияние, казалось, что ведомство только обретет дополнительную динамику развития. Однако, как я полагаю, Иванов на должности главы ФСКН наделал кучу ошибок, в том числе и как бывший кадровик. Не знаю, кто ему внушил мнение, что он может заниматься политический деятельностью. Я говорю про то, что Иванов уделял повышенное внимание вопросам, далеким от реальной работы. Бесконечные поездки за рубеж, инициативы по экономическому развитию Средней Азии, конфликт с другими ведомствами, включая Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Минздрав... Это не мог не видеть Кремль.

Но самое отвратительное, что после 2008 года коренным образом изменилась внутренняя атмосфера ФСКН. Воцарившаяся морально-нравственная обстановка сделала невозможной службу для порядочных офицеров. В ФСКН возобладали чванливость и пренебрежение к коллегам (даже тем, у которых был колоссальный авторитет), а также принцип «я начальник - ты дурак». На высокие посты назначались люди с крайне сомнительной репутацией. Чем они занимались? Награды, многомиллионные субсидии…

Я, как и многие мои коллеги, ушел со службы в том самом 2008 году и с тех пор был последовательным критиком ФСКН. Потому что все перечисленные мною факторы в итоге затащили некогда эффективное ведомство в могилу. Взять хотя бы распространенную в МВД палочную систему, которая не направлена на выкорчевывание преступности как явления.

Думаю, что президент видел реальное положение дел в ФСКН. Но катализатором, скорее всего, стал возникший в России экономический кризис. Государство не в состоянии содержать такое количество оперативно-розыскного состава, особенно если правоохранители дублируют функции друг друга. Да, ликвидация ФСКН вызвала серьезные проблемы, о которых мы говорили выше. Но президент выбирал из двух зол меньшее.

Поэтому я соглашусь, что вердикт ФСКН был вынесен раньше апреля 2016 года. На этом фоне меня поражает, что ее руководство не ощущало скорого конца. До последнего момента звучали бравые заявления о том, что ведомство не будет распущено. На мой взгляд, глава ФСКН забыл, что такие решения принимает не он, а президент.

Ликвидировать рынок сбыта

Сложно рассматривать ситуацию в вакууме, но все-таки хочется внести ясность: наиболее эффективная борьба с наркотиками должна осуществляться с помощью какой-либо отдельной компактной структуры или же усилиями громоздкого ведомства наподобие МВД? Ведь на муниципальном уровне местные правоохранители нередко сращиваются с криминалом и теми же наркодельцами, покрывая притоны. В этом плане ФСКН воспринималась как относительно «чистое» ведомство, которое вступало в конфликты с погрязшими в коррупции сотрудниками МВД.

На бумаге можно красиво расписать любую схему уничтожения наркопреступности. Но то, что будет происходить на самом деле, предсказать практически невозможно. Поэтому имеет смысл пользоваться теми ресурсами, которые находятся под руками. Сейчас в составе МВД чуть менее миллиона человек, и половина из них может принимать в разных долях участие в борьбе с наркопреступностью. Это те же оперативные службы, участковые, сотрудники ППС, инспекторы, сотрудники уголовного розыска и даже специалисты по делам несовершеннолетних.

Около 400 тысяч полицейских могут включиться в эту работу (если все будет грамотно организовано). И представьте, что против этой армии была лишь 30-тысячная группа (имеется в виду штат ФСКН до расформирования. - РП), в которой менее 20% занималось конкретной работой по борьбе с наркотиками (оперативный состав ФСКН. - РП). Это же несопоставимые величины!

Но для этого новый главк должен «нарезать» каждому подразделению на земле задачи, включить в план отчета соответствующие графы и спрашивать за них. В той или иной степени этим, думаю, будут заниматься. И совокупные результаты их работы значительно превзойдут показатели ФСКН.

Тем не менее и это не будет идеально работающей системой. Важно не забывать про главный принцип выкорчевывания наркопреступности: главные усилия должны быть направлены на снижение спроса на различные виды дурмана, у дилеров не должно быть рынка сбыта! До 2008 года мы пытались выстроить подобную работу, искали контакты, запускали проекты с привлечением молодежи.

Сейчас политикой противодействия распространению наркотиков занимается Государственный антинаркотический комитет (ГАК) под председательством министра МВД Владимира Колокольцева. В него также входят главы всех силовых ведомств. Однако в связи с роспуском ФСКН возникает вопрос: стоит ли наконец выводить профилактику потребления наркотиков на первый план? По-хорошему, конечно, стоит. Но кто этим конкретно будет заниматься?

У министра внутренних дел море проблем. И назначение его на должность председателя ГАК… Но решения комитета носят рекомендательный характер. Наиболее оптимальное решение было бы, если бы председателем ГАК стал вице-премьер, у которого есть полномочия, возможности, влияние, в том числе и на силовой блок. Важно понимать, что профилактика потребления наркотиков носит не столько уголовный, сколько социально-политический и культурный характер.

К примеру, один из способов профилактики - это активное вовлечение молодежи в позитивные занятия: спорт, искусство… Это инструмент поднятия давления. Чем выше давление изнутри, тем меньше негатива проникнет в среду молодежи. Снизим спрос - снизится и предложение (при условии активной борьбы). Необходимо укреплять наркологические службы, расширять их права, улучшать оснащение кабинетов, принять на работу дополнительные профессиональные кадры. Именно это является ключевым звеном борьбы с наркопреступностью. Если его поставят во главу угла - ситуация будет меняться на глазах. Невозможно полностью очистить наши города от наркотиков, реально лишь минимизировать спрос, изменив отношение к потреблению не только наркотиков, но и алкоголя. И здесь необходимы не только усилия полицейских, но и в первую очередь других сопричастных структур.

Лично я не испытываю большой радости от того, что каждый год нам рассказывают, как оперативники изъяли немыслимое количество тонн дурмана или ликвидировали такие-то бандгруппы. Да, нужно ловить преступников, но такие новости свидетельствуют о том, что у криминала есть питательная почва, и ситуация не улучшается…

В продолжение темы борьбы с первопричинами хочется отметить порочность палочной системы, которая господствует в МВД и перекочевала оттуда в ФСКН. К сожалению, полицейские заняты выполнением показателей и строят всю работу на этом. Эксперты и журналисты очень мало говорят на эту тему. Но ведь корень зла порой именно в палочной системе. К чему она приводит? Например, сотрудники ФСКН выполняли планы по «закрытию» наркодилеров и притонов, но не имели возможности дотянуться до тех, кто наверху мафиозной структуры.

За решетку часто попадали и, наверное, продолжают попадать слабохарактерные парни, которым иногда даже нет 20. Они первый раз оступились в жизни, решив получить легкие деньги, но наша система не дает шанса на ошибку и жестко карает за сбыт, смешно сказать, коробка марихуаны. При этом наркобароны, получающие миллионы, а может быть, и миллиарды, чувствуют себя спокойно, понимая, что палочная система не предполагает выделения ресурсов на то, чтобы посадить их в тюрьму. Есть ли надежда, что эта работа все-таки начнется?

Такие задачи - это прежде всего компетенция руководства управлений правоохранительных органов, и они могут выполняться даже при палочной системе, которая на первый взгляд не предполагает погоню за качеством. Я приведу пример Чечни. Рамзан Кадыров однажды заявил: «Не рассказывайте мне, сколько вы изъяли наркотиков. Не надо этим хвалиться! У нас в республике их быть вообще не должно!». И это совершенно правильный подход.

Результат оперативной деятельности - это отсутствие наркотиков. Уже давно сложилась идиотская ситуация, при которой наркополицейские обязаны отчитываться за изъятие. При этом регион действительно может быть «чистым». Но нет пресловутого АППГ (аналогичный период прошлого года). Снизились показатели - наказали. В итоге полицейские «затаскивают» к себе в город партию дурмана, потом «накрывают» ее и докладывают об «успехах». То есть ради показателей оперативники буквально затаскивали груз домой.

Вот такие вещи нужно полностью исключать из оперативной работы! Хотя перекрытие каналов внешних поставок сегодня не решит всей проблемы, потому что активизируется производство наркотиков на местах: начиная от выращивания конопли на садовых участках и заканчивая мини-лабораториями по производству синтетических препаратов.

Кажется, что это замкнутый круг, но это не так. Ситуация с наркотиками обязательно выправится, если полицейские перестанут спекулировать показателями, а социальные и медицинские институты будут заниматься профилактикой употребления наркотиков, пропагандировать как норму здоровый образ жизни. И, наконец, в России исчезнет культ получения удовольствия от уколов и таблеток.

Президент Владимир Путин подписал указ, которым упразднил Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС). В структуре МВД упраздненные ведомства будут именоваться как Главное управление по вопросам миграции и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.

Эксперты склоны полагать, что упразднение ФСКН неслучайно. Ранее 31 марта испанский суд принял решение о заочном аресте и объявлении в международный розыск замдиректора ФСКН России Николая Аулова. Его подозревают в сотрудничестве с организованной преступной группировкой, возглавляемой криминальным авторитетом Геннадием Петровым.

В ведомстве подчеркнули, что вывод испанского суда о причастности Аулова к ОПГ делался на основании телефонных переговоров и потому некорректен, так как надлежащая фоноскопическая экспертиза не проводилась.

Председатель Союза общественных организаций «Россия без наркотиков» Владимир Иванов заявил НСН , что упразднение ведомства ― вынужденная мера, направленная на сохранение авторитета службы.

«Это, скорее всего, вынужденный шаг. Несколько дней назад заместителя директора ФСКН объявили в международный розыск по подозрению в организации наркотрафика. Я думаю, что это правда. По мироустройству, после такого заявления директор службы должен был бы сразу подать в отставку, а ведомство должно быть сразу распущено. Думаю, это попытка сохранения лица. Кроме того, это доказательство того, что ФСКН вышел из доверия, служба не решает государственных вопросов, а занимается криминальными делами», ― сообщил в беседе с НСН Владимир Иванов.

По его словам, одной из причин, по которой в свое время была создана ФСКН, стал тот факт, что сотрудники МВД, занимавшиеся борьбой с распространением наркотиков, скатились к тем преступлениям, в которых сейчас обвиняют многих представителей ФСКН.

«Сейчас ФСКН утратила доверие. Множество сотрудников службы задержаны за распространение наркотиков. В прессе появились публикации, касающиеся того, что наркополицейские участвовали в пытках и избиениях задержанных», ― заметил Иванов.

Пять-шесть лет назад в России отмечался спад употребления наркотических веществ, однако сейчас, как отметил председатель «России без наркотиков», ситуация заметно ухудшилась: прекратилась профилактика, СМИ утратили интерес к данной проблеме.

Впрочем, Владимир Иванов выразил надежду, что МВД приведёт в порядок упразднённую службу и возьмёт под контроль ситуацию с оборотом наркотиков в государстве.

Напомним, Госнаркоконтроль был образован в 2003 году путем выведения Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ из состава МВД и передачи ему личного состава и материальной базы упраздняемой налоговой полиции.

Похожие публикации