Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что дает звание магистра. Чем отличается степень бакалавра от магистра - сколько лет учиться, как получают диплом. Что такое магистратура

После внедрения Болонской системы абитуриенты и их родители находятся в растерянности, потому что появилось много новых терминов. Запутаться довольно просто, даже сами студенты не до конца понимают особенности образовательной программы. Попробуем разобраться, что такое бакалавриат, и чем он отличается от магистратуры.

Вконтакте

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура — это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр — это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной , и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по , которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр — это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая — на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве.

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства.

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Нужно ли продолжать обучение

Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.

Степень магистра необходима в двух случаях:

  • для дальнейшего поступления в аспирантуру и занятий научной деятельностью;
  • для получения возможности преподавания в вузе.

От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.

Несмотря на длительность обучения в целом (чтобы получить степень магистра нужно потратить 6 лет), эта степень имеет множество преимуществ:

  • большинство работодателей отдают предпочтение выпускникам магистратуры;
  • большое количество семинаров, стажировок;
  • участие в научных конференциях и написание исследовательских работ;
  • возможность продолжить научную деятельность и поступить в аспирантуру, а затем в докторантуру.

Важно! Кроме того, в России отмечается такая тенденция: средняя заработная плата у выпускников магистратуры выше в среднем на 20%.

Не стоит забывать, что степень бакалавра также довольно хороша, диплом уже свидетельствует о наличии высшего образования. Но если целью студента становится наука и исследования предмета, то необходимо серьезно задуматься о дальнейшем поступлении на высшую образовательную ступень.

Каждый студент может сделать осмысленный выбор и решить, нужно ли ему продолжать обучение на протяжении еще двух лет.

Высшее образование

Чем бакалавр отличается от магистра

Вузовская подготовка – это не тренд, а серьезный инструмент целеустремленного молодого человека, намеренного выстраивать будущее на престижном посту зарекомендованной компании. И как любым инструментом, ей надо уметь управлять.

Студент должен четко понимать, зачем он выбирает ступень обучения в магистратуре, чем будет заниматься и каким должен быть результат. По данным за 2015–2017 гг. магистратами 30% магистратов – выпускники бакалавриата. Вторая треть – работающие молодые специалисты, которые решили сменить профиль или дополнить спецификацию новыми навыками.

Еще 30% – люди, желающие продлить славные студенческие годы, получить отсрочку от армии или нацеленные на работу научной сферы. В последнем случае степень магистра становится трамплином для аспирантуры.

Что собой представляет обучение в магистратуре

Второй уровень профессиональной подготовки – серьезное научно-исследовательское поле. Если бакалавры изучают теорию, усваивая ее через разовое применение на практике, то магистр учится самостоятельно решать возникающие проблемы.

Он работает под присмотром собственного научного руководителя и сосредоточен:

  • на отработке навыка делать собственные выводы;
  • проведении исследований;
  • поиске способов разработки уникальных решений, выстраивания авторских моделей.

Как правило, выпускник магистратуры – это готовый исследователь, аналитик с навыками преподавания профильного предмета. Российский работодатель пока уделяет этому моменту внимание не всегда. Но если магистр идет на международное поле занятости, его позиции значительно сильнее, чем у бакалавра.

Практическая составляющая в период обучения в магистратуре

До 80% времени учебы – практика. Эта ступень является платформой, на которой молодой специалист применяет и оттачивает приобретенные навыки, воспитывает необходимые качества, анализирует результат.

Углубленное знание нюансов выбранного направления наши студенты «прикладывают» не в лекционных комнатах или лабораториях вуза, но на опыте реальных компаний. Это очень важный аспект магистратуры – самостоятельные исследования действующего московского бизнеса.

Итоговая работа и ее защита

Учитывая серьезную практическую составляющую обучения, несложно догадаться, что пишут по окончании магистратуры. До перехода на Болонскую систему данная работа была де-факто идентичной дипломному труду специалиста. Сейчас это магистерский диссертационный квалификационный труд.

Готовится диссертация магистра в течение всего срока обучения. Данные специалист собирает сам (полевые, лабораторные, аналитические исследования, собственные авторские эксперименты, обмен опытом на конференциях). Весь накопленный материал, грамотно скомпонованный и изложенный в работе, что защищают в магистратуре, может стать обоснованием актуальности будущей кандидатской диссертации или научной базой для нее.

Сколько времени требуется на подготовку и защиту итоговой работы в магистратуре

Сколько времени может занять квалификационная работа? Ответ полностью зависит от студента – его активности во время бакалавриата, накопленного теоретического материала, выбора темы. Немалое значение имеет квалификация научного руководителя.

Наш вуз ответственно подходит к воспитанию будущих исследователей и ученых. Курс магистратуры у нас ведут только доктора наук, профессора. Научные руководители каждый год выпускают успешных предпринимателей, руководителей высшего звена, топ-менеджеров, незаменимых специалистов.

Средний срок подготовки квалификационной работы – полгода. Еще до 2–3 месяцев – правки, утверждения, дополнения. Защита магистерской проводится перед членами квалификационной комиссии.

Понятие «магистр» появилось еще в Древнем Риме, но в то время этим термином объединялись все государственные должности. Проще говоря, быть министром было почетно и престижно – не каждому выпадала такая великая честь.

В современной системе образования магистратура – это вторая ступень высшего образования, взойти на которую могут только дипломированные специалисты.

Опять требуется пояснение: по окончанию магистратуры бакалавр или специалист получают гордое звание «магистр», как высшую академическую степень.

То есть окончание 5 курса в университете – это еще не предел; мало того, нет предела совершенству, и уже молодой специалист может заметно повысить уровень и качество полученных ранее знаний.

Из истории магистратуры

Магистратура, как учебная степень появилась еще в 1803 году по приказу императора России Александра I . Все магистры могли заведовать кафедрой, что являлось большой честью и высокооплачиваемой трудовой деятельностью.

Однако с приходом советской власти, а именно в 1917 году, были отменены все учебные степени, и система образования на много лет пришла в упадок.

Официально академическая степень «Магистр» была восстановлена лишь в 1993 году, при этом не особенно интересовала студентов.

Однако такие скептические настроения в скором времени резко изменились на противоположные, а актуальность магистратуры очевидна и в современной системе образования.

Мнение о том, что магистратура – это западное течение, так называемая «модная фишка» ошибочно.

Однако справедливо заметить, что западные страны действительно высоко ценят магистров, с удовольствием их трудоустраивают, да и заработная плата таких квалифицированных специалистов как минимум на порядок выше, чем у бакалавров.

Особенности магистратуры

Итак, магистратура – это высший уровень высшего образования, который предусматривает качественную подготовку к предстоящей аналитической, научно-исследовательской и консультативной деятельности.

Чаще всего дипломированные магистры посвящают свою жизнь исследованиям, развитию и продвижению своей сферы деятельности, то есть полностью отдают себя науке.

Для большего понимания необходимо провести параллель между магистрами и бакалаврами. В первом случае речь идет о колоссальной возможности занимать руководящие должности, самостоятельно вести аналитическую научную деятельность, хорошо зарабатывать.

И это далеко не все преимущества, которые предоставляет магистратура всем поступившим выпускникам.

Преимущества магистратуры

Среди основных преимуществ этой формы обучения следует выделить следующие моменты:

1. лучший педагогический состав;

2. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

3. богатый опыт преподавания;

4. возможность сдать кандидатские минимумы по философии и иностранному языку;

5. получение диплома магистра, признанного во всех европейских странах;

6. продолжение обучения в аспирантуре;

7. возможность вести научную и преподавательскую деятельность.

Подытожив все вышеописанные факты, становится очевидно, что окончание магистратуры – это «путевка в светлое будущее», где будет царить финансовый достаток и стабильность.

Кроме того, выпускник может найти работу не только на отечественной бирже труда, но также успешно трудоустроиться в Европе, где несколько иные оклады и условия работы. Так что результат того действительно стоит.

Правила поступления и обучения в магистратуре

Чтобы попасть в аспирантуру, требуется пройти первую ступень высшего образования и получить диплом бакалавра либо специалиста.

После этого необходимо вновь сдавать вступительные экзамены, но обучение в данном случае длится уже не 4 – 5 лет, а 1,5 – 2 года в зависимости от специальности. По выпуску можно рассчитывать на получение диплома европейского стандарта.

Сразу стоит отметить, что магистратура – это не только бюджетная, но и контрактная форма обучения, но поступить могут только те квалифицированные специалисты, которые по глубине и диапазону знаний обойдут всех своих конкурентов.

Так что здесь однозначно требуется качественная подготовка, и знаний в рамках пройденного учебного плана, увы, недостаточно.
При поступлении в магистратуру можно рассчитывать только на очную форму обучения без отрыва от трудовой деятельности. Не стоит переживать: в данном вопросе все нюансы можно всегда лично обсудить с деканом.

После того как выпускник вуза зачислен в магистратуру, обязательным документом является индивидуальный план предстоящей работы, утвержденный деканатом.

Именно в нем указан срок обучения, тема будущей диссертации магистра, научное направление студента и объем положенных работ, форма аттестации.

План находится на руках у обучающегося, чтобы тот наглядно понимал, какие цели поставлены, и определены сроки их реализации.

Каждый будущий магистр закрепляется за преподавателем, который в дальнейшем называется научным руководителем.

Именно этот специалист широкого профиля помогает в написании магистерской диссертации, расширяет познания своего подопечного и является так называемым «связующим звеном» между студентом и деканатом.

Как поступить в магистратуру?

Если бакалавр или специалист решил связать свою дальнейшую судьбу с наукой, либо попробовать себя на преподавательском поприще, то обязательно стоит поступать в магистратуру для расширения полученных в стенах вуза и рамках учебной программы знаний.

Обязательным документом является диплом о получении высшего образования по той или иной специальности.

Если таков присутствует в наличии, то не что не помешает стать в скором времени студентом магистратуры.

Дополнительными документами являются:

заявление установленного образца;

4 фотографии (матовые);

Паспорт гражданина РФ и ксерокс всех заполненных страниц.

Также придется сделать копию диплома о высшем образовании, которую приложить ко всем заявленным документам и направить в приемную комиссию вуза.

Прием документов, как правило, стартует в двадцатых числах июня, и до 10 августа времени предостаточно, чтобы определить свою дальнейшую судьбу.

Дополнительно стоит отметить, что при наличии также требуется представить гарантийное письмо, если оплата обучения возложена на юридическое лицо, и документ о присвоении льгот по той или иной категории.

Последняя справка заметно упрощает процесс поступления в магистратуру, хотя в большинстве своем у всех абитуриентов шансы примерно одинаковые.

Проблемы современной магистратуры

Несмотря на яркие перспективы, современная магистратура имеет ряд злободневных проблем, решение которых на государственном уровне пока что замерло в немом вопросе.

Но о чем речь?

1. Понятие «бакалавр» на отечественном рынке труда воспринимается с особой подозрительностью , поскольку такие специалисты, по мнению многих работодателей, имеют неоконченное высшее образование, а значит – недостойны высокооплачиваемых должностей.

Именно поэтому современные студенты предпочитают получить статус «специалист», а о дальнейшем обучении в магистратуре даже не думают – не видят перспектив на будущее.

2. Когда в магистратуру поступает выпускник в статусе «Специалист» , то на выходе получает потерю времени , которая могла судьбоносно отразиться в его будущей карьере.

Да и магистры на отечественной бирже труда не так уж и востребованы, работодатели чаще всего приглашают к сотрудничеству готовых специалистов.

3. Определенные сложности возникают при обучении магистров за рубежом , поскольку в нашей стране понятие «академическая мобильность» мало знакомо, а для кого-то и вовсе чуждо.

Да и привыкать к новой системе образования, быстро адаптироваться тоже непросто.

4. За границей к российским магистрам отношение двойственное : с одной стороны это компетентные сотрудники с дипломами европейского образца, но с другой стороны качество их знаний порой оставляет желать лучшего.

Так что предпочтение отдается местным специалистам, которые и по духу ближе, и по менталитету роднее, и по знаниям соответствуют установленным нормам.

5. На отечественном рынке труда сложно удивить дипломом магистра, поскольку этот статус сегодня чрезмерно популярен . В один прекрасный момент предложение превысило спрос, поэтому молодым гениям и дарованиям приходится трудоустраиваться не по качеству своих знаний, а по знакомству и не всегда по специальности.

Вывод напрашивается сам собой: магистратура в России – понятие шаткое, но в любом случае эта ступень высшего образования постоянно прогрессирует и развивается, очень популярна среди выпускников, предоставляет нереальные возможности в недалеком будущем.

Дистанционное обучение в магистратуре

На сегодняшний день дистанционное образование набирает обороты, и все больше и больше студентов выбирают именно эту прогрессивную форму получения знаний и образования.

Не стала исключением и магистратура, ведь теперь вполне реально получать знания магистра и магистерский диплом на расстоянии, например, удаленно обучаясь за границей.

Конечно, не все выпускники вузов доверяют такому техническому прогрессу, но факт остается фактом: магистратура через всемирную паутину – это реалии современности, доступна всем желающим.

Вывод : Если студент решил связать свое будущее с наукой, либо мечтается стать преподавателем кафедры одного из вузов страны, то начинать свой научный путь необходимо как раз с успешного поступления в магистратуру. А там два года пролетят одним днем, и светлое будущее, можно сказать, обеспечено!

А как вы относитесь к магистратуре? Считаете ли вы её необходимой для повышения своего уровня образования или для вас магистратура – это пустая трата времени. Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.

Теперь вы знаете о том, что такое магистратура .

Магистратура – это вторая ступень двухуровневой системы высшего образования, куда идут учиться те, кто уже точно определился со своей будущей профессией и достаточно четко представляет, какие знания хочет получить для этого. Да, именно так. Ведь очень многие студенты, получая первое высшее образование (4 или 5 лет), только в процессе обучения определяются со своими устремлениями. А некоторые и вовсе принимают решение кардинально изменить сферу своей деятельности.

Магистратура, пожалуй, первое место на образовательном пути человека, где учиться надо самому. Конечно, предполагается, что заставляют учиться нас только в школе, а поступая в университет, мы действуем полностью самостоятельно, выбираем ту сферу, которая нам близка, и действительно тратим на изучение предметов все те часы, которые в учебном плане обозначены словами «самостоятельная работа». Но мы с вами не путаем оптимизм с наивностью и прекрасно понимаем, как, к сожалению, далека эта идиллическая картина от студенческой действительности.

Особенности магистратуры

Первая особенность магистратуры в том, что «образование магистра – дело рук самого магистра». Как, впрочем, и диссертация магистра – и это вторая особенность.

Немного личного опыта: в середине сентября на научно-методическом семинаре нам между делом сообщили, что через три недели нужно будет представить на суд коллег предполагаемую тему работы, ее план и методы исследования, которые вы намерены использовать. (Напоминаю, обучение в магистратуре длится два года, а не два месяца. А тему, план и методы все равно нужно до 8 октября сдать на кафедру.)

По-хорошему, весь образовательный процесс должен быть с самого начала неразрывно связан с монументальным трудом, защитой которого этот самый процесс и закончится. Очень быстро большая часть предметов в учебном плане окажется курсами по выбору и факультативами, и их, очевидно, нужно выбирать с оглядкой на свое исследование. Изучая каждый предмет, будущий магистр должен задавать себе вопрос: «Как это пригодится мне для диссертации?».

Такой практичный подход окупится очень быстро: все-таки не зря выпускная квалификационная работа магистров называется диссертацией – труд это очень серьезный, и написать его за две недели, как курсовую, не получится при всем желании. В то же время на экзаменах никаких скидок в связи с тем, что вам «надо писать большой и страшный научный талмуд», делать не будут: наука отдельно, обучение отдельно. Так что выигрывает тот, кто список литературы диссертации составляет из уже упомянутых ранее списков литературы по предметам.

Третью особенность магистратуры мы обозначим фразой «магистр спит – учеба идет». За редким исключением, преподаватели в магистратуре не только не тратят время на разъяснение прописных истин, но и не требуют от студентов стопроцентной явки и домашнего задания в отдельных тетрадках. Цена такой свободы – рейтинг, кредитно-модульная система и все прочие прелести Болонского процесса. Нет проблем! Не ходите на семинары и не делайте домашние задания – должен же кто-то быть и в «хвосте» рейтинга, правильно?

Резюмируя сказанное: магистратура – вещь необязательная. Это инициатива самого бакалавра. Слово «инициатива» сразу заставляет нас вспомнить о слове «наказуема», но в данном случае уместно сказать и «вознаграждаема». Пока никто нас палкой в магистры не гонит, но если уж назвался таковым – полезай... в научную библиотеку, например.

Обрести больше преимуществ на профессиональном поприще в своей стране и за её пределами, забыть об ограничениях заработной платы, определять собственную траекторию развития – три основных преимущества, которые получают владельцы магистерских дипломов. Именно эта квалификация является хорошим стартом на пути к большим перспективам.

Действительно ли она нужна? Ответ прост.

Степень бакалавриата даёт выпускникам вузов фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Более высокий уровень, глубокие знания теоретических аспектов выбранного направления, возможность вести научно-исследовательскую деятельность и успешно трудоустроиться позволит степень магистра.

Чтобы поступить в магистратуру, необходимо иметь минимальный проходной балл по своему направлению, успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен и дождаться решения приёмной комиссии. Формы обучения (очные, заочные, дистанционные) можно избрать, опираясь на индивидуальные предпочтения.

Почему студенты выбирают продолжить обучение

Каждый имеет на то личные причины.

Среди основных сами студенты называют:

  • Получение качественных знаний и дополнительного квалификационного уровня, необходимого для развития карьеры.
  • Мужчинам призывного возраста важны перспективы прохождения военной службы без отрыва от обучения или двухлетняя отсрочка от армии.
  • Выпускники, владеющие хорошими педагогическими способностями, могут пробовать себя в роли преподавателей учебных заведений.
  • Немало перспектив открывается перед желающими трудоустроиться за границей, поскольку степень магистра за пределами Родины не требует подтверждения.
  • Магистратура – обязательный этап для активных дальновидным студентов, планирующих стать аспирантами, развиваться в науке, дополняя копилку собственных достижений.
  • Появляется шанс сменить привычную сферу деятельности. И всё это возможно всего за 2-2,5 года обучения.

Преимущества в профессиональной деятельности

Магистерские программы в значительной степени составляются таким образом, чтобы удовлетворить потребности работодателей. Сравнивая их с иными формами высшего образования, можно увидеть отведение максимального количества часов специальным дисциплинам, изучению исследовательских проектов, посещению производственной практики.

Пройдя такой сложный путь полного курса высшего образования, выпускники станут:

  • компетентными работниками, умеющими сразу взять на себя сложные должностные функции разработчиков, координаторов, аналитиков, экспертов;
  • получить высокую стартовую зарплату, которая в среднем выше обычной на 30%;
  • беспрепятственно строить карьеру, рассматривая вакансии руководителей.

Каждый наниматель знает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, поэтому новый сотрудник будет хорошим управленцем, способным принимать важные решения, осуществлять коммуникативные функции, нести ответственность и даже действовать в непредвиденных ситуациях.

Продолжение обучения по инициативе работодателя

Принимая на работу специалиста, который на практике сразу показывает свой большой потенциал, работодатель обязательно проявит желание удержать его. Однако бывают ситуации, когда перспективный работник имеет недостаточный уровень образования. Выход есть – предложить ему пройти дальнейшее обучение за свой счёт либо выделить бюджетные средства компании. Если первый вариант никого ни к чему не обязывает, то второй – подразумевает подписание двустороннего договора, где работник обязуется после окончания вуза несколько лет реализовывать новые знания на базе предприятия.

Принимая любое решение, важно помнить следующее.

Нужно учесть интересы компании. Вам могут предоставить финансирование только в том учебном заведении, которое выберет сам работодатель. Согласившись на такие условия, следует учесть один аспект – нужно правильно оценить собственные силы. Только целеустремлённость и самодисциплина позволят сочетать учёбу и трудовую деятельность. Качество работы при этом не должно страдать.

Поступление в магистратуру через год после бакалавриата

Иногда учебный процесс приходится прерывать по разным обстоятельствам. Оказавшись с дипломом бакалавра, выпускники на год или более откладывают учёбу. Но всегда возникает вопрос, можно ли после такого перерыва идти учиться вновь, если предыдущая специальность получена несколько лет назад? Ограничения исключены. Любой желающий сможет подготовиться к вступительному экзамену, успешно сдать его, выбрать направление, предоставить приёмной комиссии необходимые документы, подтвердить наличие диплома о прошлом образовании.

Стоит ли учиться? Высокий уровень образования всегда остаётся престижным. А от шанса продлить весёлые студенческие годы никто не откажется.

Похожие публикации