Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что означает благовещение пресвятой богородицы. Что означает праздник Благовещение? Кто принес благую весть Деве Марии

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни . Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение - праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение - «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы - подснежники и фиалки; ночью - голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.

По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников - Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.

Назарет: город Благой вести

Назарет расположен среди невысоких (до 500 м) гор Галилеи. Он находится в лощине между двух горных хребтов, ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый. Население его главным образом арабское. Евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин (т.н. Верхний Назарет)… дальше

История установления праздника

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя - между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.


Источник, возле которого произошло Благовещение

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.


Видео-сюжет Ивана Дьяченко:

Смысл праздника

Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Молитвословие Благовещению Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднству
Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают: се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою

Припевы
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.

Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Ирмос 9-й песни
Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!

Св. отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

Святитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь ».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греческий Ε?αγγ?λιον; латинский Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.

Праздник Благовещения установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в грузинских рукописных лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима 7 века. Поскольку сведения о богослужении 5-6 века в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; в конце 7 века - это уже один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники 8 века и последующих веков называют Благовещением среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам 5 века. О литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 век) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четверть 7 века) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники римской традиции относят празднование Благовещения именно к этому дню. Однако в неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Благовещения как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Благовещение во время Великого поста.

День 25 марта как праздник Благовещения, принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря - дня, который не позднее 4 века, сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Благовещения с исторической датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила название «Кириопасха» [Κ?ριον Π?σχα - Господственная (т. е. исконная) Пасха]. Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991 году.

В богослужении на день Благовещения излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Благовещении и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греческого χα?ρω - радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Благовещение традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» - за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Благовещения считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Благовещение в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.

Иконография . Ранние изображения Благовещения встречаются в росписях римских катакомб 2-4 века (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку. В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Благовещение представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной римский матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь - символическое изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиепископа Максимиана (Равенна, 546-556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил - с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125; церковь Святого Николая Каснитского в Кастории, 1160-1180, и др.). Другой вариант иконографии - Благовещение у источника (кладезя) - представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я половина 5 века). Благовещение у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037-1045), соборе Святого Марка в Венеции (13 век), церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316-21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 век). Ещё один иконографический вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 век): Богоматерь стоит перед престолом; ангел - слева от неё. Такая композиция получила распространение в искусстве 9-12 века; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге - символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11-12 века из монастыря Святой Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон монастыря Ватопед на Афоне, конец 10 - начало 11 века; Софийский собор в Киеве, 1037-45; кафоликон монастыря Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, около 1146-51, и др.).

Распространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографического извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 века (фрагмент створки триптиха в монастыре Святой Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (начало 12 века, ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Благовещения Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на русских иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425-27, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографический тип Благовещения в византийских миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084-1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в западноевропейском искусстве, в 17-18 веках встречается в русских иконах (икона 17 века из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).

Особое место Благовещения в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизантийский период - на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6-7 века); позднее сцена Благовещения размещалась на западных гранях восточных столбов. В древнерусских церквах Благовещение изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах - в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).

В искусстве западноевропейского Средневековья варьируются типы изображений Благовещения с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Святой Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готическом пластике. В соответствии со схоластическим богословием сцена Благовещения заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов западных порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче - Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, около 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430-40). В искусстве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Благовещение из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенъя, 1308-11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1-я половина 1430-х годов). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, около 1446). Стремление передать мистическое содержание Благовещения сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия - здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304-06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394-99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символическое значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света - символ приснодевства, аналой - символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи - знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, около 1474, галерея Уффици) или мистического света, заливающего помещение (Эль Греко, конец 16 в., Музей изобразительных искусств, Будапешт). В европейском искусстве 18-19 века тема Благовещения встречается редко (например, у прерафаэлитов - картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).

Лит.: Хойнацкий А., священный Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // Православное обозрение. 1873, № 6; Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 1892 (переизд.: М., 2001); Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996. Т. 1; Mille G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux 14е, 15е et 16е siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Monts Athos. Р., 1916. Р., 1960; Lafontaine Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 5. № 1-2; Grabat А. Christian iconography: а study of its origins //Bollingen Ser. Princeton, 1968. Vol. 35. № 10; Weitzmann К. Studies in the arts at Sinai. Princeton, 1982; Corrado М. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. Roma, 1991; Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2002.Т. 5; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира: XII век. СПб., 2002.

М. С. Желтов; Н. В. Квливидзе (иконография).

Среди немалого количества церковных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы считается особенным. По важности оно уступает, возможно, только Рождеству, которое отмечают все христиане, независимо от конфессии. Еще до дня Благовещения Пресвятой Богородицы расписание служб в храмах вывешивается на сайтах и входных дверях, чтобы каждый верующий смог найти в своем плотном графике время для радости посещения церкви. Тем более что в этот праздник визит в храм невозможно пропустить. Подобный поступок считается непростительной ошибкой, которая принесет в дом неприятности и беды. Благовещение имеет ряд правил и ограничений, однако многие верующие с ними не знакомы. Поэтому и допускают в подготовке к празднику досадные просчеты, которых в старые времена на Руси не могли сделать даже дети. Мы максимально подробно расскажем читателям об этом радостном для сердца каждого христианина дне: когда Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется, откуда пошла традиция отмечать праздник, какова история его возникновения и еще много другого интересного. Но давайте говорить обо всем по порядку.

Краткая историческая справка

Благовещение Пресвятой Богородицы имеет четко определенную дату празднования. Его и Рождество разделяют девять месяцев, несмотря на то что Благовещение укоренилось в церковных традициях гораздо позже Рождества. Известно, что католики и православные пользуются разными видами календарей. Неудивительно, что и даты праздников у них разнятся. Католическая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы службы в храме начинает утром двадцать пятого марта. А у православных праздник отмечается седьмого апреля.

Многие верующие среди двенадцати основных праздников христианской церкви этот считают буквально началом становления религии. Ведь суть его заключается в благой вести, которую Мария получила от ангелов. Некоторые богословы еще в давние времена утверждали, что именно во время этого разговора и произошло непорочное зачатие юной девушки. Поэтому долгое время праздник носил массу названий, характеризующих именно эту его сторону.

Интересно, что все события, касающиеся данной темы, были описаны только одним апостолом. Лука в своем Евангелии очень подробно рассказал о том, что происходило в этот великий день. По сегодняшний день все христиане ссылаются именно на данный письменный источник, рассказывая историю Девы Марии и зачатия Христа.

История праздника

Рассказ о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы необходимо начинать с краткого описания жизни Девы Марии.

Не каждый знает о том, что от рождения девочка, ставшая Богоматерью, была обещана храму. Ее жизнью должно было стать служение Господу, к чему и готовили малышку. Свое детство она провела в Иерусалимском храме и воспитывалась его настоятелями. Но к четырнадцати годам юная Мария по иудейским законам должна была выйти замуж. Это очень смущало святых отцов, молившихся день и ночь о нахождении самого лучшего решения для определения судьбы девочки. После тщетных молитв на одного из старцев снизошло озарение, и он приступил к поиску мужа для Марии, который смог бы защищать ее на протяжении всей жизни, но тем не менее не предъявлять на нее прав, как делает это муж на свою жену. Поиски были недолгими, и вскоре Мария стала женой Иосифа, которому к моменту бракосочетания уже исполнилось восемьдесят лет. Нареченный муж слыл настоящим праведником и провел всю свою жизнь в трудах и молитвах. До встречи с Марией Иосиф ни разу не был женат.

В один из дней перед смущенной девушкой предстал архангел Гавриил. Согласно Евангелию от Луки он и возвестил Марии благую весть о том, что она выбрана в матери Сыну Божьему. Однако важным было не только рассказать девушке о том, что ее ожидает, но и получить ее согласие. Без него Господь не смог бы исполнить свою волю.

Услышав такие вести, Мария усомнилась в возможностях непорочного зачатия. Однако Гавриил пристыдил ее, напомнив о том, как зачала, выносила и родила младенца ее родственница, до преклонного возраста считающая себя бесплодной. Этим ангел хотел доказать безграничные возможности Господа и успокоить Марию. Будучи послушной и праведной, девушка согласилась с Божьей волей и зачала ребенка.

Интересно, что, узнав о беременности своей жены, Иосиф подумал о ее неверности. Он решил, что девушка нарушила обет невинности, и предложил ей покинуть его тайно, под покровом ночи. Однако во сне к нему явился ангел, рассказавший всю правду о зачатии Сына Божьего, и повелел мужчине охранять свою жену и заботиться о ней.

Важность Благовещения Пресвятой Богородицы заключается еще и в том, что до этого момента человечество не получало от Господа благих вестей. Последними слышали волю Творца Адам и Ева, но последующие поколения были лишены этой благости.

Становление праздника

Праздновать в храмах Благовещение Пресвятой Богородицы христиане стали в пятых-шестых веках, но и еще раньше встречались упоминания об этом дне в разных источниках.

Историки и археологи нашли изображения событий Благовещения в пещерах, где первые христиане прятались от своих преследователей. Подобными картинами были расписаны не только отдельные пещеры, но и катакомбы, в которых изгнанники находились неделями и месяцами, ведя службы и проповедуя. Такие росписи датируются вторым-третьим веками.

В четвертом веке свой неоценимый вклад в становление праздника внесла святая Елена. Она прошла по местам жизни Христа и везде старалась оставить след в виде базилики, храма, церкви или собора. О Благовещении Пресвятой Богородицы как о значимом событии она тоже заговорила одной из первых. Святая нашла то место, где произошло явление архангела Деве, и поставила там базилику.

Уже к пятому веку иконописцы стали уделять этому библейскому сюжету большое внимание. Они начали изображать события непорочного зачатия Иисуса на иконах и росписях в храмах. Приблизительно сто лет спустя богослужения в Благовещение Пресвятой Богородицы проводились в большинстве церквей. Считается, что окончательно установил его каноны и традиции святитель Кирилл Иерусалимский. Буквально через столетие праздник получил статус главного в Византии и распространился на Западе.

Кстати, на Руси Богоматерь была очень почитаема. Поэтому Благовещение праздновали очень торжественно и обязательно всей семьей. От этого, по мнению наших предков, зависело благополучие всех ее членов и изобилие в доме.

В восьмом веке были составлены праздничные каноны, которые поются во время службы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в церквях. Их авторами считаются митрополит Никейский и два святых старца - Феофан и Иоанн Дамаскин.

Поговорим о традициях

Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.

За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб. Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине. Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.

Так как Благовещение - это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.

Хочется заметить, что на Руси этот церковный праздник считался одновременно и днем, когда было принято звать весну. Считалось, что после Благовещения зима окончательно отступает и начинается новый виток жизни в природе. Для того чтобы избавиться от хвори, наши предки разводили костры. Вокруг них водили хороводы, пели песни и «зазывалки». Особо смелые даже прыгали через костер, тем самым очищаясь от всех болезней и нечистых помыслов.

Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.

В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.

Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.

Символы праздника

Мало кто из христиан осведомлен о том, что Благовещение имеет свою символику. Она является своеобразным графическим рассказом о сути праздника. Первый символ изображается как луч света. Он представляет собой эфемерную дорогу, по которой Святой Дух снизошел на Деву Марию. Именно так начиналась история о благой вести, изложенная в Евангелии.

Второй символ - это прялка. Согласно письменным источникам Дева Мария много времени проводила за этим инструментом. Спустившийся с небес архангел Гавриил застал ее за прядением и в этот момент сообщил о той миссии, которую нужно будет выполнить девушке.

Третьим символом стала пальмовая ветвь. С самых древних времен она означает духовную возвышенность. Некоторые богословы трактовали символ как единство подчинения мыслей и чувств божественному промыслу.

Особенности церковной службы: день и вечер накануне праздника

Кроме общих традиций празднования Благовещения, о которых мы уже рассказали, существуют и определенные нюансы проведения церковных богослужений. Верующие обычно узнают о них уже на службе, однако кое-что могут и выпустить из своего внимания. Мы расскажем читателям обо всех особенностях встречи праздника согласно церковным канонам.

Днем накануне праздника верующие посещают вечерню. Во время нее священнослужители читают стихиры и выдержки из Священного Писания, посвященные страданиям Христа, благой вести, принесенной Деве Марии архангелом, пророчества о Сыне Божьем, а также тексты о принятии им мучений ради спасения людских душ. На заключительном этапе службы поется тропарь Благовещения и канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После этого служба заканчивается и верующие расходятся на некоторое время.

Вечером того же дня совершается утреня. На ней необходимо присутствовать всем православным, которые желают в полной мере проникнуться святостью момента. Начинается служба с песнопений, переходящих в шесть псалмов и тропари:

  • «Благообразный Иосиф»;
  • «Егда снизшел еси к смерти»;
  • «Мироносицам женам».

Далее служба продолжается чтением выдержек из Евангелия и праздничных канонов. Нельзя представить себе данную службу без канонов Благовещения и Великой субботы. Они считаются особенными, так как читаются только по большим праздникам и имеют необычную структуру. Канон Благовещения написан в виде беседы Девы Марии и архангела. А вот второй канон - это фактически философские рассуждения на тему процессов, происходящих от распятия до воскрешения Христа.

Утренняя праздничная служба

С самого утра служба мало чем напоминает праздничную. Она совершается в обычные часы, но после окончания сразу же продолжается вечерней с Литургией. Священнослужители поют воскресные стихиры и паремии. Обычно после этого оглашается список тех, кто желает принять крещение в этот праздничный день.

Утреня продолжается чтением Евангелия. Большое внимание уделяется текстам о деяниях Христа и его мучениях на кресте. Заключительным этапом службы является Литургия святителя Василия Великого.

Несколько слов о трапезе и облачении священников

Интересно, что службы в Благовещение предполагают особое облачение священнослужителей. Обычно цветом облачения во все праздники, посвященные Божьей Матери, является синий. Однако в Благовещение он переходит в фиолетовый. Кстати, это единственный день, когда служители церкви надевают одежды данного оттенка.

Что касается трапезы, то она всегда сопровождается вином. В зависимости от совпадения с другими праздниками священники выставляют ряд ограничений, касающихся блюд на столе верующих. Однако в любом случае православные получают благословение на красное вино.

Храмы в честь Богородицы

В России Богоматерь почиталась особо, а количество храмов в ее честь сложно подсчитать. Многие из них были забыты и заброшены в советские времена, но за последние годы они вновь стали действующими и полностью восстановились. О некоторых из них мы расскажем читателям.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге имеет долгую историю, связанную с именами многих известных деятелей российской науки и культуры.

Заложен храм был в середине восемнадцатого века и строился на протяжении тринадцати лет. В итоге верующие смогли увидеть красивейший семипрестольный храмовый комплекс. Освящен он был даже раньше, чем строители покинули территорию церкви. Процедуру освещения проводил сам Тихон Задонский.

В тридцать шестом году прошлого века храм был закрыт и возобновил богослужения только двадцать шесть лет назад. Сегодня он открыт для всех нуждающихся с девяти утра до семи часов вечера. В выходные дни церковь ждет верующих до восьми часов вечера.

По главным церковным праздникам, к которым относится Благовещение, Литургия проводится дважды в день: в семь и десять часов утра. За полчаса до службы можно исповедаться.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине

Данный храм расположен в Москве и был заложен в начале пятнадцатого века. В дальнейшем он не единожды перестраивался. Окончательный вариант датируется первой половиной девятнадцатого века.

Село Федосьево принадлежало Вознесенскому монастырю, который и поддерживал в трудные времена его жителей. Храм, выстроенный в пределах обители, поражает своей красотой и строгими формами. Он являлся действующим вплоть до тридцатых годов прошлого века, когда шла компания по массовому закрытию церквей. Примечательно, что сельчане не давали закрыть церковь. Они единым фронтом пытались отстоять свою веру, но все же долгие десятилетия храм использовался советской властью не по назначению.

Сегодня верующие могут узнать массу интересной и важной информации на сайте, посвященном храму Благовещения Пресвятой Богородицы. Расписание богослужений, к примеру, обновляется здесь один раз в месяц. Обычно в храме двери для верующих открыты до пяти часов вечера. Начинаются богослужения в половину девятого утра.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

В Москве расположено не менее пяти храмовых комплексов в честь Богоматери. Все они даже в самые тяжелые для христианства времена не пустовали. Верующие всегда шли сюда в надежде обрести утешение. И храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке имел очень важное значение для православных этой местности.

Инициатором и спонсором строительства церкви стала княгиня Нарышкина. По ее просьбе архитектор Рихтер создал уникальный проект, который не должен был противоречить ансамблю Петровского дворца. И ему удалось это воплотить.

Первый камень в основание храма был заложен в сорок четвертом году девятнадцатого века. Изначально он должен был иметь четыре престола. Первый освятили уже спустя три года после начала строительства.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском расписание богослужений выкладывает на сайте. Ресурс ведется им и некоторыми членами паствы. В храмовом комплексе Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, расписание богослужений которого интересует всех верующих, утренние службы обычно начинаются в восемь часов. Вечерние богослужения ведутся с пяти часов. Практически каждый день православные имеют возможность исповедаться. Делается это до утренней Литургии.

Благовещение Пресвятой Богородицы - православный праздник, который имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднует Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения описаны в Евангелии апостолом Лукой - в этот день вспоминают о том, как Архангел Гавриил Деве Марии возвестил благую весть о зачатии и рождении Ею Богомладенца — Иисуса Христа.

Божественная история знакома практически всем, но в канун Благовещения Пресвятой Богородицы предлагает Вам еще раз ее вспомнить, а также ознакомиться с историей, традициями и приметами праздника.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Дева Мария, которая была отдана Творцу начиная с рождения, на всей Вселенной бесспорно самая целомудренная — она жила и воспитывалась до 14 лет в Иерусалимском храме.

Марии, когда пришло время покинуть храм, нашли в мужья престарелого благочестивого плотника Иосифа, который должен был Ее чистоту и невинность оберегать.

Посему, Дева Мария, когда Архангел Гавриил возвестил ей, что Она у Бога обрела величайшую благодать — быть Материю Сына Божия, смущаясь, спросила у Ангела, каким образом это зачатие получится.

В пример Архангел привел бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, в преклонном возрасте шесть месяцев назад зачавшую ребенка, и тем самым уяснить, что нет предела возможностям у Господа.

Всемилостивую волю услышав в речах Архангела, Мария промолвила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Святое зачатье содеялось, как считают на сегодняшний день, в момент произнесения этой фразы Девой Марией.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Иосиф, узнав, что Мария носит ребенка, хотел тайно ее отпустить, но Ангел Господень явился во сне ему и сказал: "Иосиф, Сын Давидов! Не бойся Марию принять, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он людей Своих спасет от грехов их…"

Иосиф так поступил, как ему Ангел велел — принял жену свою. Все, как предсказывалось, так и случилось — у них родился сын, и его нарекли Иисусом.

История праздника

Предполагают, что праздник установили апостолы, так как изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками, имеются в росписях катакомб, где на молитву собирались первые христиане.

Однако праздновать стали Благовещение Пресвятой Богородицы особо — значительно позже. Способствовало этому открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Древние христиане праздник называли по-разному — Благовещение о Христе, Зачатие Христа, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Западе, так и на Востоке.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, и к концу VII века в Византии он был одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Востоке, так и на Западе считается 25 марта (по-старому стилю 7 апреля). Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество, поскольку праздник Рождества Христова исторически был установлен значительно раньше.

Число это также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха произошли в один и тот же день года, как исторические события.

Традиции

С давних времен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы особо почитался на Руси. В этот день, по древней традиции, люди выпускали на волю птиц из сетей и клеток. Обычай этот был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Крестьяне, на Благовещение Пресвятой Богородицы, по традиции, по числу домочадцев пекли в семье просфоры — пресный церковный хлеб, который затем освещали в храме.

© photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы "Благовещение (Устюжское)"

Съедали освещенный хлеб дома натощак, а крошки, по традиции — добавляли в семена и корм домашним животным. В народе считали, что урожай благодаря этому будет богатым, а скот — здоровым и плодовитым.

В народе Благовещение Пресвятой Богородицы воспринимали как праздник весны — начало нового сельскохозяйственного года. Зерно, по традиции, люди освящали перед посевом, ставя благовещенскую икону рядом с зерном.

В этот день в старину "закликали весну" — разводили костер и прыгали через огонь, водили хороводы, пели "веснянки". Благовещенский костер люди считали лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Люди били в колотушки, звонили в колокольчик, медную посуду, чтобы защитить скотину от волков. В народе бытовала примета, что волки держаться будут на том расстоянии, на которое распространится звук.

Приметы

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы в народе был окружен множеством примет. Главная примета гласит — все земельные работы и по дому запрещены. В старину люди говорили, что даже птица гнезда не вьет в этот день, потому что это грех.

По легенде, кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо, в наказание она больше не может вить гнезда, и вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Во многих домах, по традиции, накануне и в день Благовещения Пресвятой Богородицы старались не зажигать огонь, но, чтобы привлечь удачу в печи, по приметам, следовало сжечь несколько щепоток соли.

В праздник Благовещения люди считали, что радуются ангелы на небесах, и даже в аду грешников перестают мучить. От зимнего сна пробуждается земля и раскрывается навстречу весне. А с обитателями земли вместе пробуждается и всякая нечисть.

Посему в Благовещение Пресвятой Богородицы проводили обряды, которые защищали от болезней и зла. Хорошей приметой было умыться талой водой, окурить зимнюю одежду дымом и так далее.

Огонь считался лучшей защитой от змей, поэтому мусор, накопившийся за зиму было принято сжигать. По приметам, на Благовещение нельзя также уронить ни одной крошки, иначе спаса от насекомых не будет.

© photo: Sputnik /

На Благовещение Пресвятой Богородицы было принято гадать на счастье - запекали мелкую денежку в церковной просфоре и кому она достанется, тому счастье улыбаться будет весь год.

Под иконами ставили благовещенскую освященную воду, так как верили, что она поднимет на ноги и больного, отпаивали ею же и скотину.

В старину считали, что целый год освященная вода не портится, если только колдун или человек с темными помыслами к ней не прикоснется.

На Благовещение Пресвятой Богородицы плохой приметой является пересыпание зерна из мешка в мешок и давать взаймы, посему делать это категорически запрещалось.

В этот день хозяйка сгоняла кур помелом с насеста, чтобы они неслись к Пасхе.

© photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона "Благовещение" конца XVI века

Немало связано примет с урожаем и погодой. Так, по примете, курицы будут плохо нестись, если накануне ночью небо темное без звезд. Приметой к урожаю пшеницы является солнечный день на Благовещение.

По приметам, дождь в праздник - к грибной осени, к хорошей рыбалке. Гроза в праздник указывает на теплое лето и хороший урожай орехов. Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов.

По приметам, мороз на Благовещение Пресвятой Богородицы указывал на хороший урожай яровых и огурцов.

О чем молятся

Молятся перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить "благую" весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Благовещение Пресвятой Богородицы считается одним из главных церковных праздников. Православным известно, что именно в этот день перед Девой Марией явился Архангел Гавриил и сказал Ей о том, что в Ней зародится жизнь Спасителя рода человеческого.

Праздник этот всегда очень почитали на Руси, с особым трепетом вознося молитвы Богородице, взрастившей в душах веру в вечную жизнь и надежду на спасение.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона, посвященная светлому празднику Благовещения, очень интересна своим содержанием.

На ней мы видим Деву Марию, которая общается с Архангелом Гавриилом, принесшим Ей радостную новость о том, что именно Ей предстоит стать родительницей Сына Божьего. За основу взят сюжет одной из глав Евангелия от Луки.

Есть история, которая является неоспоримым фактом о помощи Заступницы. В годы правления Ивана Грозного одного воеводу заперли в башне Кремля. Несчастного обвиняли в преступлении, которого он не совершал.

По искренним молитвам мужчины на сооружении проявилась икона Благовещения. Храм, к сожалению, не дожил до современности, не осталось ничего от придела, но башня сегодня именуется Благовещенской, напоминая нам о событиях того времени.

Описание церковного праздника

Благовещение по традиции празднуют 7 апреля. По православным канонам человек появляется на свет в момент зачатия, поэтому Благовещение начинают отмечать заблаговременно — за девять месяцев до появления на свет Спасителя. Благовещение по-другому звучит как Евангелие — «благая весть».

В праздник православные верующие приходят в храм, чтобы побыть на службе, вознести молитву Господу Иисусу Христу и Деве Марии. На Литургии православные христиане исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, подают записки о здравии и упокоении близких, молятся.

История праздника Благовещение

Упоминания о Благовещении можно найти в древних летописях II века нашей эры. Этот день считали первым праздником в календаре: наступало долгожданное равноденствие, когда природа оживала и радовала своим пробуждением.

Радостная весть Архангела Гавриила возвещала и о других важных событиях - Рождестве Христовом и Светлом Воскресении. С Благовещения все начиналось, поэтому праздник особо почитают и стараются соблюсти все важные традиции.

Кто принес благую весть Деве Марии

Деве Марии едва исполнилось четырнадцать лет, когда Её обручили с плотником Иосифом, которому на тот момент было 80 лет. До замужества Мария была сиротой, находилась при Храме, трудилась, соблюдая пост и молитву. После обручения семье пришлось переехать в Назарет, где Мария вела такую же благопристойную христианскую жизнь, усердно молилась, а ее «настольной» книгой было пророчество Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…».

Однажды к ней спустился Архангел Гавриил, который обескуражил Деву, сообщив, что вскоре Она произведет на свет Божий Спасителя. С этими словами Ангел протянул белоснежные лилии - символ всего чистого и непорочного. Давшая девственный обет, Мария со смирением приняла пророчество Гавриила. В тот же миг произошло чудо - непорочное зарождение Сына Божьего.

Со временем внешность Марии претерпевала изменения, и Иосиф решил, что Она ему изменяет. Но во сне плотник увидел Ангела, который поведал ему о непорочном зачатии. С той поры Иосиф очень бережно относился к женщине, которая носила в чреве будущего Спасителя рода человеческого.

Как рассказать о Благовещении детям

Чтобы деткам был понятен праздник Благовещения, нужно говорить на понятном им языке. Образ девы Марии проще представить, если рассказать малышам о том, что Богородица была такой же маленькой девочкой, как и они, жила рядом с храмом, очень любила Господа и много молилась.

Дети должны понять, почему Мария была избрана Богом для непорочного зачатия. А, чтобы им был понятен смысл праздника, необходимо чаще бывать в церкви, учить простым молитвам, рассказывать о жизни святых, исповедовать и причащать.

Когда малыши видят, что в доме царит любовь и уважение, а взрослые встают и ложатся с молитвой в устах, они и сами приобщаются к такому образу жизни.

Стоит отметить: важно быть хорошим примером для своих чад, и тогда не нужно будет долго обучать их православным традициям - они впитают их с молоком матери.

Обычаи и традиции на Благовещенье

В старину большое значение придавали различным обычаям, хотя некоторые из них являются отголосками язычества. Люди верили, что на Благовещение даже грешников на время освобождают от мук. В этот день многое нельзя было делать.

Так, было табу на работу, а любое начинание было напрасным, а то и вовсе шло во вред. Даже свечей по вечерам не зажигали - боялись небесной кары.

Благовещение - символ пробуждения весны. В это время возвращались в родные места птицы, зимовавшие в дальних краях, и, чтобы задобрить природу, было принято выпускать в небо голубей. Такая добрая традиция эта живет и сегодня.

В предраздничный день также старались уничтожить старый ненужный хлам. Его сжигали в кострах, между которыми обычно прогоняли скот, чтобы избавить его от болезней и порчи.

На Благовещение брали соль и пережигали ее в печах. Соль добавляли в выпечку, которой потом лечили больных животных.

Утром выпекали просфоры , которые потом освящали на службе в церкви . Просфоры можно было хранить круглый год: когда кто-то заболевал, ему давали кусочек выпечки, смоченный в воде, и хворь отступала. Крошки подмешивали в корм скоту, добавляли в семена перед тем, как посеять, чтобы урожай был знатным, скармливали с медом пчелам и ждали, что соты будут полными.

Этот обычай является пережитком языческой веры, но из него мы видим то, что люди хотели всю свою жизнь освятить светом Христовой веры. Праздник дарил людям ощущение радости и надежды.

В чем помогает икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Стоя перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы молятся об отпущении грехов. Рядом с образом находят утешение люди, не способные самостоятельно избавиться от пагубных привычек, выйти из сект и отказаться от магии.

Женщины просят Божию Матерь о счастливом браке и рождении здоровых детишек. Немощные при усердной молитве исцеляются, страждущие находят утешение в скорбях.

Все, кто подходит к образу с верой, получают помощь, начинают смотреть на жизнь в новом ракурсе, учатся любить и прощать и обязательно получают «благую весть».

Благовещение - самый светлый праздник. Его нужно провести в молитве и с благодарностью. В нем - и яркое обновление природы, и надежда на спасение, и ожидание «благой вести», которая обязательно придет в тот дом, где живет вера и любовь.

Похожие публикации