Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что такое античность определение по истории. Что такое античность? Определение

(лат. antiquus - древний) - сохранившиеся ценности греч.-рим. древности, в особенности в обл. лит-ры и иск-ва, к-рые принято считать классич. Термин «А.» появился в начале XVIII в. во фр. языке и первоначально означал (что сохранилось и до сих пор) особый вид иск-ва, относящийся к ранним истор. периодам. Появление мн. исследований, связанных с историей иск-в, привело к сужению понятия «А» до греч.-рим. древности. А. как культ. наследие Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на полит. и религ. мышление, лит-ру и иск-во, на филос. и юрид. взгляды всех народов Европы и на весь совр. мир. При этом в романских странах в осн. получили развитие рим. традиции; в Германии с конца Средневековья все большее влияние оказывала греч. культура, а народы Вост. Европы, Закавказья и нек-рые области Бл. Востока испытали влияние византийской культуры. Гуманистич. начала антич. наследия не раз в истории становились идейным арсеналом прогрессивных сил, напр., в эпоху Ренессанса, в период Фр. революции и в эпоху нем. классицизма. Вследствие большого влияния антич. идей и традиций на чел. об-во история классич. древности и др. языки заняли особое сохранившееся в течение мн. веков место в европ. науке и образовании. В.И.Полищук

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИЧНОСТЬ

лат. - древность, старина) - цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемая как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность - средние века - Новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации - демократию, и в процессе ее формирования создала культуру, ставшую одним из существеннейших факторов последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета греческой демократии (V - IV века до н. э.) обычно оценивают как эпоху классической Греции. Время становления демократии (VП - VI века до н. э.) называют архаическим (т.е. начальным, древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины - доисторическим, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (ХI - VШ века до н. э.) или "гомеровским" (по имени создателя великих поэм) периодом. Истоком античности была крито-микенская цивилизация (3 - 2 тыс. до н. э.). Эпоху упадка греческих демократических государств, но в то же время распространения греческой цивилизации и культуры от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии (в результате завоеваний Александра Македонского), называют эпохой эллинизма (338 - 30 гг. до н. э.).

педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города-государства), в Риме - к концу 1 в. до н.э., когда рабовладельческую республику сменила империя. Древняя Греция. Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах и поэмах Гомера, из которых было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и достоинстве. Осн. методом воспитания было подражание образцам, в т.ч. мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становились образцами для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из осн. функций государства; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл.о. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитательным институтом в полисах 8-6 вв. до н.э. была система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения "мусическим искусствам": танцам, музыке, слову. Другим осн. элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т.н. спартанское воспитание). В начале 6 в. в Спарте было создано военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жестко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало 3 цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл - эфебия (юноши от 16 до 20 лет, т.н. ирены, или эйрены). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Девушки также занимались физкультурой. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям. Музыка, песни - все было направлено на мобилизацию воинов. Например, песни Тиртея (2-я половина 7 в. до н.э.) призывали пренебрегать любой славой, кроме воинской. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания, победы в которых поддерживали аристократический престиж юношей. Популярность общегреческих и местных соревнований свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков соревновательного духа, который проявился также в интеллектуальной сфере. К концу 6 в. до н.э. греки начали культивировать и интеллектуальные достоинства. Решающее значение оказало введение писаных законов (например, законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н.э. красноречие вошло элементом в систему обучения юношей. Ок. 560 до н.э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы и их изучение стало основой школьного образования. В то же время возникала историческая проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитывать грядущие поколения. В Аттике с 6 в. до н.э. распространились театральные представления. С 6 в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Появились первые школы: философская (пифагорейская) школа в Кротоне (ок. 532 до н.э.), медицинские школы в Кротоне и Кирее (конец 6 в. до н.э.). С конца 6 в. до н.э. в развитии греческой культуры и образования ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания сочетала умственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание. Мальчики с 7 лет в сопровождении рабов-педагогов посещали одновременно палестру (место занятий физической культурой), музыкальные и грамматические школы (преимущественно частные). К 5 в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет. Осн. идеи греческой педагогической мысли пытались сформулировать софисты (мудрецы, люди, сведущие в к.-л. области). Культивировались понятие "пайдейа" (всестороннее развитие), идеал "калокагатии" (физическое и нравственное совершенствование). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусство спора) и риторике (красноречие), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высшего образования. Однако релятивизм софистов (например, доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиционного благочестия и построенного на нем воспитания. Относительность нравственных норм софистов вызывала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистической школы представление о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм. К 4 в. до н.э. демократический полис вступил в эпоху упадка, однако именно в этот период создавались философские школы учениками Сократа - Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н.э. открыл риторскую школу Исократ. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам. Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. до н.э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр образования. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало 3 в. до н.э.) - знаменитый мусейон с Александрийской библиотекой и в Пергаме - Пергамская библиотека. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы. Характер начального образования по сравнению с классической эпохой практически не изменился. На более высокой ступени обучения в грамматической школе образование уже определялось новым характером эллинистической образованности. Мальчики 7-14 лет посещали школу кифариста, палестру, школу грамматиста. Под руководством грамматика в помещении гимнасия читали произведения Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского, Сапфо, Эсхила, Софокла, Еврипида, Менандра, Геродота, Демосфена и др. Чтение и толкование авторов сопровождалось упражнением в сочинительстве. Красноречию обучались в риторской школе. Система высшего образования эфебов включала физическую и военную подготовку, уроки, лекции, выступления. Изучались грамматика, философия и риторика, реже математика и медицина. Профессиональное образование приобреталось в частном порядке в наиболее известных учебных центрах. Древний Рим. В 3 в. до н.э. Рим стал ведущим в военном отношении государством, но находился на относительно низкой ступени культурного развития. В отличие от древних греков, считавших идеалом благородного героя, римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. Обучение грамоте в начальной школе носило элементарный характер. В 15-16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. Первый очевидный факт греческого влияния - вольный перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера, выполненный греком - вольноотпущенником Ливием Андроником (3 в. до н.э.). С тех пор "Одиссея" в течение почти 2 веков была осн. учебным пособием в латинской школе. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и т.п. Формировалось научное знание. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по литературе и языку. В 60-х гг. 2 в. до н.э. появились грамматические школы; греческие и латинские школы существовали параллельно. В 155 до н.э. в Риме читали лекции представители трех философских школ Афин (академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанимали педагогов из греков. Первая высшая риторская школа открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н.э. (закрыта как противная нравам предков). Однако риторы продолжали свою деятельность и в 85 до н.э. появилась знаменитая "Риторика Гереннию", ставшая классическим пособием вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н.э. приписывалась Цицерону). В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу. Ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон ("отец римской образованности") создал учебное пособие "Науки" (33 до н.э.), включавшее грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру. Первые семь предметов составили тривиум и квадривиум - т.н. семь свободных искусств. В это же время Цицерон (трактат "Об ораторе" и др.) ввел понятие "h Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27 до н.э. - 14 до н.э.) и в 1 в. н.э. - во всей империи. Достижением Рима стали правовые школы. К 1 в. н.э. система гуманитарного обучения включала элементарную (для детей 7-12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическую (12- 15 лет; чтение и толкование классических авторов) и риторскую (15-18 лет; упражнения в красноречии) школы. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вергилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и др., особенно Цицерона. О программе риторской школы можно судить по произведению Квинтилиана "Об образовании оратора". Первая латинская грамматика создана в 1 в. н.э. Реммием Палемоном (не сохранилась). В 4 в. н.э. Донат составил пособие по грамматике, сокращенный перевод которого был популярен в средние века. Наиболее обстоятельное изложение грамматики дал Присциан (начало 6 в. н.э.). В 1 в. н.э. римские императоры стали осуществлять контроль за школьным образованием, некоторые из них установили ряд привилегий для преподавателей и ввели ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 философские школы в Афинах и школу риторики. В 425 Феодосий и Валентиниан окончательно утвердили государственный характер школы и запретили частное преподавание. В начале 6 в. н.э. Юстиниан изгнал из школы учителей-язычников и в 529 закрыл языческие школы в Афинах. Античная система образования была усвоена средневековьем, а педагогические идеи легли в основу педагогики гуманизма (см.Возрождение). См. также Неогуманизм, Палестра,Риторика, Семь свободных искусств

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИЧНОСТЬ

педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города-государства), в Риме - к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч. республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. культуры, именно в античности сложились пед. идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, к-рого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спорт. состязаний, и на пиру («Всегда быть лучшим и превосходить других») требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

Осн. метод воспитания - подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитат. институтом в полисах 7-6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, слову. Чин праздника скреплял общину изнутри. Извне заставляли сплотиться постоянные усобицы. Поэтому другим осн. элементом воспитания юноши становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание).

Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой подчиненных периэков и покоренных илотов привела к созданию (нач. 6 в. до н. э.) и консервации на 3 столетия воен. гос-ва со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью к-рого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит, чертой являлась жесткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года - от 8 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки») и 5-летней «эфебии» - от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», - спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды - на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам.

Физич. упражнения предполагали развитие силы, ловкости, выносливости, но не телесной красоты. Постоянные стычки сверстников вырабатывали нечувствительность к боли, демонстрируемую во время обряда публичного бичевания; на празднике гимнопедий (с сер. 6 в. до н. э.) юноши, выступавшие нагими (что первоначально имело чисто ритуальный смысл), показывали способность переносить зной; во время криптий (тайных вылазок с целью устрашения и убийства илотов) зимой ходили босиком и спали на голой земле. Гимнастика, соревнования по бегу, строгий уклад жизни физически укрепляли девушек и должны были служить улучшению спартанской породы.

Интеллектуальное воспитание спартиа-тов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили ее способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в. до н. э.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской. Это, однако, не означало снижения роли спорта в системе воинской подготовки в Спарте. Чувство коллективизма поддерживалось также обществ. трапезами.

На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение.

Решающее влияние на формирование полисного быта оказали введение писаных законов (напр., законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н. э. красноречие вошло осн. элементом в систему воспитания юношей. Важное значение имело формирование письменной традиции в лит-ре. Ок. 560 до н. э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы; к 5 в. до н. э. их чтение и заучивание наизусть стали основой шк. образования. В то же время возникла ист. проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитать грядущие поколения, в Аттике с кон. 6 в. до н. э. распространялись театр, представления. Одновременно формировались науч. знания. С 6 в. до н. э. развивались арифметика, геометрия, география и астрономия. В первой филос. школе - пифагорейской (ок. 532 до н. э., в Кротоне), носившей еще характер релит, общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. до н. э. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).

Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. до н. э. ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где они приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, к-рые, как правило, были частными. К 5 в. до н. э. осуществлявшееся гос-вом обязат. воен. образование («эфебия») ограничивалось двумя годами (от 18 до 20 лет).

Интеллектуализация нравств. и гражд. идеала расшатывала традиц. убеждение в прирожденности добродетели. Еще в 1-й четв. 5 в. до н. э. Пиндар провозглашал: «Мудрый знает многое отроду, а кому потребно учение, те каркают болтливо и праздно», но уже в сер. 5 в. до н. э. т. н. старшие софисты (Горгий, Протагор) объявили своей задачей «воспитание людей».

Софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской пед. мысли. Культивировались понятие «найдена» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и иск-в, к-рые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высш. образования: появились соответствующие программы, учебники, но еще отсутствовали постоянные высш. школы.

Релятивизм софистов (напр., доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нем воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа. Не выходя из рамок софистич. рационализма в постановке и разрешении пед. проблем, Сократ противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят. значении добродетели, объективности нравств. норм.

К 4 в. до н. э. демокр. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы - учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н. э. открыл риторскую школу Исократ. Софисты мл. поколения уже не играли ведущей роли в развитии пед. мысли Греции. Для Платона и Исократа, наиб. выдающихся педагогов 4 в. до н. э., характерно стремление достойными примерами и наставлениями воспитать граждан в духе древнего благородства. Критикуя софистов, они ограничивали компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счета или спора. Важнейшая роль в истории антич. педагогики принадлежит ученику Платона - Аристотелю, продолжавшему начатую софистами работу по развитию методов шк. образования. Еще в Академии (при Платоне), а впоследствии и в Ликее Аристотель читал курсы риторики, логики и др., в связи с чем создал ряд сочинений, к-рые спустя 3 века стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и др. наукам.

Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом кон. 4 в. до н. э. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистич. мира, идеал к-рой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы 18 - нач. 19 вв. В эпоху эллинизма создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. до н. э. был организован знаменитый Мусейон с б-кой, зверинцем и ботан. садом. В Александрийской б-ке собирались и изучались соч. по всем отраслям лит-ры, науки и культуры, здесь формировалась филол. традиция работы с текстами (прежде всего с используемыми в школах произведениями «классиков»). Другим науч. центром был Пергам; большими б-ками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы. Знаменитым центром риторики был Родос.

Появились уч. пособия по всем областям знания эпохи эллинизма. Ряд соч. по логике и языкознанию принадлежал представителям стоической философии. До нас дошел учебник александрийской традиции - грамматика Дионисия Фракийского, имевшего мн. последователей. Пособие Аристоксена «Начала гармонии» (2-я пол. 4 в. дон. э.) в Зв. до н. э. было приспособлено для нужд школы Клеони-дом, автором «Введения в гармонию». В нач. 3 в. до н. э. Евклид создал «Начала», ок. 100 н. э. Никомахом из Ге-расы было написано «Введение в арифметику». Астрономия по Евдоксу Книд-скому излагалась в гекзаметрах Аратом (сер. 3 в. до н. э.); разработка астрономии в 3-2 вв. до н. э. Аристархом Самосским и Гиппархом нашла популярное изложение у стоика 1 в. до н. э. Гемина Родосского.

Характер нач. образования в эпоху эллинизма по сравнению с классич. эпохой практически не изменился. В возрасте 7-14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифа-риста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги, слова и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счету (четыре ариф-метич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). В школе применялись телесные наказания.

Круг занятий на более высокой ступени - в грамматич. школе - уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались «авторы», прежде всего Гомер, Гесиод, позднее - Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид, а из комедиографов - Менандр. В меньшем объеме изучалась проза - Геродот, Фуки-дид, Ксенофонт и Гелланик. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме: текст читался вслух «с выражением», толковался слово за словом, нек-рые слова объяснялись через синонимы; затем следовали комментарии - грамматический, метрический, исторический. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причем были отработаны шк. жанры этих упражнений - прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы.

Система гос. высш. образования - воспитание эфебов - предполагала прежде всего воен. и физич. упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Заняхия проводились в гимнасии, в спец. помещении, обычно богато украшенном, - «эфебейоне»; изучались грамматика, философия и риторика, реже математика, иногда медицина. Широкая образоват. программа имела вводный характер и не была рассчитана на проф. подготовку, к-рая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиб. известных центрах эллинистич. образования.

Рим. Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Рим, к-рый стал к этому времени ведущим в воен. отношении гос-вом Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный - «богоравный» - герой, вития и воин, то «сельский Лациум» культивировал идеал независимого земледельца. Подчеркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние к-рой на воспитание ребенка было доминирующим. Рабы и дети равно были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, к-рая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в нач. школе (ludus littera-rius) носило элементарный характер. Под руководством наставника (magister ludi или litterator) учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали нек-рые сакральные формулы. В 15-16 лет юноши надевали мужскую гогу, занимались под руководством оратора практич. изучением гражд. права и в течение года находились на воен. службе (tirocinium fori и tirocinium militiae, что соответствовало греч. эфе-бии).

Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования - вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. С тех пор перевод «Одиссеи» в течение почти двух веков бьи осн. уч. пособием в лат. школе. Шк. преподаватель (grammaticus или literatus) и драматург Энний (кон. 3 в. до н. э.) поставил своей задачей перестроить рим. лит-ру и рим. образование по греч. образцам. В этом он был поддержан эллинофильским кружком рим. полководца Сципиона Старшего. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гим-насгика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по лит-ре и языку. В 60-х гг. 2 в. до н. э. в Риме стали появляться грамматич. школы (scholae), где обучали греч. яз., а программа лат. школ усложнялась. Греч, и лат. школы существовали параллельно. Греки начали преподавать философию и риторику. Влияние греч. риторики сказывалось в речах рим. политиков, а влияние греч. философии в особенности усилилось после лекций (155 до н. э. в Риме) представителей трех филос. школ Афин: академика Карнеада, перипатетика Критолая и стоика Диогена. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Против эллинизации рим. образа жизни выступил Марк Порций Катон, сам, однако, не избежавший влияния греков: по греч. образцам написано его руководство «О земледелии».

Первая высшая (риторская) школа была открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков. Однако «лат. риторы» продолжали свою преподавательскую деятельность. В 85 до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят. традиции высш. образования, в соответствии с к-рой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифол. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Однако завершалось высш. образование по греч. образцу.

Необходимость лат. уч. пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе деятельности ученого-энциклопедиста Марка Те-ренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» (Disciplinae; 33 до н. э.), в состав к-рых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия; медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квад-ривиум т. н. семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (в т. ч. в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. пайдейе. Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ. воздействия).

Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа (27 до н. э. - 14 н. э.) и в 1 в. н. э. распространились по всей империи. Обучение в рим. грамматич. и риторских школах теоретически включало в себя музыку, геометрию, астрономию, но практически этим занимались мало. Зато несомненным достижением римлян были правовые школы.

К 1 в. н. э. в Риме установилась 3-сте-пенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7- 12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическая (12-15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15-18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для средневековья значение самостоят. культурной традиции, гл. обр. потому, что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в, до н. э. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирота ввел в шк. обиход тексты Вергилия, еще не закончившего работу над «Энеидой» (при жизни авторов в школе изучали также соч. Овидия и Стация). Кроме того, в школе грамматиков обязательно изучали Теренция; из историков - Саллюстия. Исключит. место - как образец для подражания - занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1в. н. э. можно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика была создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохранилась). Среди комментариев в ср. века были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. В 4 в. н. э. Донат составил шк. пособие по грамматике, сокращенный вариант к-рого бьи особенно распространен в ср. века. наиб. обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. н. э. Присциан.

В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98-117) ввел пособие на обучение определенного числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138-161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361-363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).

Неполное определение ↓

Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) — это эпоха в историческом и культурном развитии человечества, связанная с греко-римской цивилизацией (ок. VII в. до н.э.—IV в. н.э.).

Цивилизация Древней Греции и Древнего Рима часто рассматривается как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: Античность — Средние века — Новое время. Эта точка зрения связана с тем, что Античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации — демократию, и в процессе ее формирования создала культуру, ставшую одним из существеннейших факторов последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета греческой демократии (V—IV века до н.э.) обычно оценивают как эпоху классической Греции.

В архитектуре периода Античности была создана ордерная система, введены арка и свод, сформировано здание как единое законченное композиционное целое и создана регулярная градостроительная система. В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

Также иногда античностью называют любые очень старые времена, используя понятие синонимично слову «древность».

Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, ее принято подразделять на эпохи и периоды.

Общая периодизация Античности

В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом:

  • ранняя Античность (VIII в. до н.э.—II в. до н.э.);
  • классическая Античность (I в. до н.э.—I в. н.э), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.
  • поздняя Античность (II—V н.э.). Распад Римской империи.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

Заключительный период Античности обозначают как эллинско-римский, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии — Египта (30 г. до н.э.) — более высокая греческая цивилизация и культура продолжали сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние. Кроме демократии среди достижений Античности следует отметить искусство, архитектуру, литературу, римское право, философию.

Многие элементы классической Античности (традиции, законы, обычаи и т.д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до нашествия турок-сельджуков.

География Античности

Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке — Миртойским, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) часть. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические о-ва у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция в основном — гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

Источники информации:

  • terme.ru — О. Богородская, Т. Котлова. Справочник: история и теория культуры;
  • terme.ru — П. Гуревич. Словарь по культурологии: Античность.
  • ru.wikipedia.org — материал из Википедии: Античность;
  • best-stroy.ru — Строительный словарь: Античность.

Дополнительно на Геноне об Античности:

ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………………………………..........

1 ПОНЯТИЕ АНТИЧНОСТИ. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА…..

2 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ ГОМЕРА ДО ПЛАТОНА:

а) ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ;….

б) РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)………………………………………………………………………...

в) АНТИЧНЫЙ ТЕАТР: ЗАРОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЕ (ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД, АРИСТОФАН)…………………………………………………………...

г) АРХИТЕКТУРА, ОСНОВНЫЕ АРХИТЕКТУРНВЕ СТИЛИ…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………

ВСТУПЛЕНИЕ

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием "цивилизация". Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания культуры.

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие:

дикость - "период преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс);

варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности);

цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

Цивилизация античности - один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции.

1 ПОНЯТИЕ АНТИЧНОСТИ.

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции, а также тех земель и народов, которые находились под её культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самого античного государства.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

Эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.),

Гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

Архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

Классический (V - IV вв. до н.э.),

Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

  1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ ГОМЕРА ДО ПЛАТОНА

а) ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

Теории народного эпоса;

Синтетические теории (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне производящую столь сильное впечатление на слушателя и читателя - высокая художественность и гуманизм образов.

б) РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)

Говоря о древнегреческой культуре нельзя не упомянуть философию, которая занимала важное и почетное место в системе древнегреческой культуры. Древнегреческая философия интересна не только тем, что она сформировала свой собственный подход к человеку и миру, создав тем самым мировоззренческий фундамент западноевропейской мысли вплоть до ХХ столетия, но и тем, что в ее недрах зародились многие отрасли науки и культуры, включая точную науку, естествознание, политическую мысль, логику, риторику, и даже музыку. Греческая философия касается многих религиозных проблем, она также воздействует на искусство, создавая различные каноны и своды эстетических правил. Философы Древней Греции в чем-то опередили свое время - многие их открытия были подтверждены многие столетия и даже тысячелетия спустя.

Вопрос о статусе личности, ее этических и социальных основаниях становится центральным в философии Сократа (470-399 до н.э.), имя которого является синонимом философии и мудрости. Человек, не оставивший после себя ни одной строчки и утверждающий “Я знаю только то, что ничего не знаю”, сегодня оценивается как ключевое явление не только в рамках античной культуры, но и всей истории западноевропейского мировоззрения. Главная заслуга Сократа заключалась в том, что он доказал самоценность человеческой личности и ее самодостаточность. Для полисного мышления тогдашней Греции это означало мировоззренческую революцию. Беседуя с людьми на рынках и улицах, Сократ учил их самостоятельно мыслить, относиться скептически к себе и к устоявшимся штампам сознания. “Познай самого себя!”. Это крылатое изречение было превращено философом в обширную систему взглядов. Мысль о том, что человек есть цель и одновременно ценность сама по себе перевернула представления греков о человеке, обществе, государстве.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) не только развил учение своего наставника, но и впервые в истории философии создал универсальную идеалистическую систему. Для того, чтобы познать вещь, необходимо раскрыть ее внутренний смысл, то есть идею. Идея вещи есть совокупность тех ее частей, которые сообщают ей новое качество. Идея вещи есть та целостность ее особенностей, которая является законом ее возникновения и существования. Идея вещи есть ее предельное обобщение. Платон увидел тот факт, что идея, в отличие от ее вещного аналога, совершенна, абсолютна и постоянна. Но из этого вполне корректного утверждения Платон делает неожиданный вывод: весь реальный мир - лишь копия, “тень” царства идеальных сущностей. Что же касается его социально-этической концепции, то Платона по праву можно считать первым теоретиком “научного коммунизма”.

Творчество Аристотеля (384-322 до н.э.) совпало с переломным периодом в общественной жизни Греции. После битвы при Херонее, когда македонские войска Филиппа II разгромили объединенные силы греческих полисов, суверенные государства перестали существовать. Уровень научной мысли достиг значительного расчленения знания: появляются частные науки. Культурно-философская мысль ставит новые вопросы. Энциклопедический ум Аристотеля пытается по-своему рассмотреть эти явления в общественной и научной жизни; он разрабатывает масштабное учение о сущности, материи и форме, исследуя проблемы соотношения единичного и общего, материального и духовного, рационального и чувственного. Он раскрывает философский смысл таких понятий как бесконечность, пространство, время, движение, создавая всеобъемлющую систему категорий.

в) АНТИЧНЫЙ ТЕАТР: ЗАРОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЕ (ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД, АРИСТОФАН)

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII-VI вв. до н.э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса - Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Изображалось прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски, изображавшая сатиров - козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» - козел, которого приносили в жертву Дионису, и «оде» - песнь). Комедия родилась из веселой карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма - веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. По мере развития театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях - Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид. Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматургии отражали важные явления того времени. Комедию V в. до н.э. называют древней аттической комедией. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений - эти проблемы поднимались в комедиях. Острая карикатура, нападки на реальных лиц, полет фантазии - основные черты комедии. Расцвета театральное искусство достигло в V в. до н.э. в творчестве трех виликих трагических поэтов: Эсхила (525 - 456), Софокла (ок. 496 - 406), Еврипида (ок. 480 - 406) и комического поэта Аристофана (ок. 445 - ок. 385). Их практика была теоретически обобщена Аристотелем (384 - 322) в трактате «Поэтика». Театр был государственным учреждением, и организацией представлений заведовали специальные должностные лица - архонты. Они давали драматургу хор и назначали хорега - богатого гражданина, который соглашался нести расходы, связанные с подготовкой спектакля. Представления устраивались три раза в год во время праздников, посвященных богу Дионису. Представления приняли форму состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию - три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт - одну комедию. Имена победителей - актеров, драматургов и хорегов заносились в специальные документы. Театры сооружались открытыми и достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах, вмещал 17 тыс. человек, а театр в Мегалополе - 44 тыс. В первых трагедиях партии хора чередовались партией единственного актера. По мере роста интереса к человеку, его внутреннему миру возникает потребность показать героев с разными характерами, по-разному решающих жизненные проблемы. Это привело к введению второго, а затем третьего актера. Диалоги героев увеличились, а партии хора сократились. Число актеров не превышало трех. Действующих лиц же было больше, поэтому каждый актер исполнял несколько ролей. Женские роли играли мужчины. Актеры должны были владеть искусством слова, петь, танцевать. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами) и плаща - короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах была обувь на высокой (до 27 см.) подошве - котурны. Трагический хор состоял из 12-15 человек (комический - из 24) и выступал под предводительством корифея. Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не оставляла впечатления безысходности. Страдания и мужество героев вызывали восхищение зрителей, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы, вытаращенные глаза. Если поэт выводил в комедии своего современника, маска часть была его шаржированным портретом. Костюмы тоже должны были вызывать смех. О трагедии IV - III вв. до н.э. известно мало. Комедия этого времени называется новой аттической. Она изображала только семейно-бытовые отношения, конец ее всегда благополучен. Комедия стремилась глубже разрабатывать человеческие характеры, призывала быть внимательнее и добрее к людям, независимо от их сословного положения. Черты новой комедии нашли отражение в творчестве Менандра (ок. 343 - ок. 291 до н.э.). Были популярны зрелища народного театра - мимы. Мим - небольшая сценка бытового или пародийно-сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и женщины. Актеры играли без масок. В IV-I вв. до н.э. распространение получил пантомим - представление, напоминающее балет. Мим и пантомим постепенно оттесняют другие театральные жанры.

От Эсхила дошло 7 трагедий, из которых выделяются “Прометей прикованный” (часть утерянной трилогии) и трилогия “Орестея” (“Агамемнон”, “Хоэфоры”, “Эвмениды”). Эсхил - создатель трагедии-оратории, где песнь хора, песни актера, так называемые монодии, совместные песни хора и актеров, так называемые коммос, занимали важнейшее место.

Софокл и Еврипид. В трагедиях этих драматургов (трилогии уже не писали) мировой порядок нарушен. После всех страданий и мучений героев хору остается только констатировать наличие высших сил, непонятных и неподвластных человеку, творящих свою справедливость. Слышится пессимизм и вера в неизбежность слепой судьбы. Трагедии Софокла: “Антигона”, “Эдип-царь”, “Эдип в Колонне” и др. Софокл - мастер перипетий, т.е. резких переходов от одной ситуации к другой, от счастья к несчастью, от незнания к знанию. В трагедиях Еврипида (“Медея”, “Ипполит”, “Гераклиды”, “Финикиянки”, “Ифигения в Авлиде”) патетика самопожертвования, человеческие страсти безграничны. Еврипида возмущает бесправие женщины. Хороший человек для него часто простой человек, честный, свободный земледелец (“Электра”), верный раб-воспитатель, педагог или рабыня-кормилица. В его попытке создания не трагических типов, а психологически углубленных характеров ощущается приближение эллинистической литературы.

Аристофан - создатель политически идейной, отвечающей на злобу дня комедии. Его герои - ремесленники и земледельцы, мелкий люд, ничуть не героические, но ловкие, хитрые, с недоверием относящиеся к продажным демагогам (“Всадники”) - вождям политических группировок, название которых со времени Аристофана получило отрицательный смысл. Это крестьяне, жаждущие мира (“Мир”, “Ахарняне”), горожане - мечтатели, искатели правды, устроившие птичье государство между небом и землей, откуда изгнаны легкомысленные поэты, продажные ученые и жрецы (“Птицы”). Мир комедий Аристофана - веселая буффонада, часто грубая и злая, так как в комедии все позволено и доступно. Здесь достается всем - незадачливому политику, посредственному поэту и новым философским и воспитательным теориям (“Облака”). Аристофан выступает то как литературный критик, выставляющий достоинства Эсхила и недостатки нелюбимого им Еврипида (“Лягушки”), то как утопист, жаждущий переделать мир и увидевший, что богатство и бедность, обменявшись местами, не принесли счастья людям (“Богатство”). В центре комедий - агон, т.е. соперничество, состязание.

г) АРХИТЕКТУРА, ОСНОВНЫЕ АРХИТЕКТУРНВЕ СТИЛИ

В VIII-VI вв. до н.э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи - стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи конца VII - начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. Были распространены статуи девушек - кор - в нарядных одеждах. Лица кор оживлены легкой улыбкой. Человечность характерна и для архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему - ордер - установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера - дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера - здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах - плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в. до н.э. был достигнут успех в этом отношении. Сражающиеся воины на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до н.э.) представлены в движении. Правда, скованность и застылость еще не преодолены полностью. Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах сохранились подписи мастеров. Крупным мастером второй половины VI в. до н.э. был Эксекий. Известна расписанная им чаша для питья - килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис. На амфоре - вазе для вина - работы Андокида изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера - стража подземного царства. В конце VI в. до н.э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, Евфроний на большой вазе - кратере - представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н.э.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографическом смыс-ле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, зако-нов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться катего-рии научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теорети-ческой математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важ-ную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История мировой культуры. Чернокозов А.И.

2. Детская Энциклопедия.

3. Ó÷åáíîå ïîñîáèå ïî êóëüòóðîëîãèè, èçäàòåëüñòâî Ðîññèéñêîé ýêîíîìè÷åñêîé àêàäåìèè èìåíè Ã.Â.Ïëåõàíîâà, Ìîñêâà, 1994.

4. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал.-1994.- N 2.

5. К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.- М: Высшая школа,1990.

Похожие публикации