Что такое морфемика и морфема? Что изучает морфемика
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение (состав) слова и те значимые части, из которых оно состоит.
При описании состава слова используется понятие морфемы. Морфема - наименьшая значимая часть слов и грамматических форм слов. Например, в глагольной форме стою [Стою один среди равнины голой... (Ее.)] можно выделить две морфемы: 1) сто]- со значением "находиться на определенном месте, не перемещаясь"; ср. другие слова с той же морфемой: простоять, устоять, стойкий, застой, стойбище, стоянка; 2) -у с грамматическим значением 1-го лица ед. ч.; ср. другие глагольные формы с той же морфемой: ид-у, говор"-у и др.
Значит, этот глагол членится на морфемы (является членимым), при этом глагольную форму стою можно разбить только на две морфемы. Дальнейшее морфемное членение глагола стою (например, выделение в его составе частей cm- и -о/"-) невозможно, так как это привело бы к разрушению смысловых связей данного слова с родственными словами.
Помимо членимых, в русском языке есть и слова нечленимые. Это многие неизменяемые слова: несклоняемые существительные (кино, кофе., пианино), наречия (очень, весьма, где), служебные части речи - предлоги (на, из, через), союзы (как, что, хотя), частицы (не, разве, лишь), а также междометия (ах, ой!, ура!). Каждое из таких слов состоит из одной морфемы.
Итак, все слова можно разбить на два класса - слова членимые и нечленимые.
Типы морфем
Различаются морфемы двух типов: корневые морфе-м ы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).
Корень - это морфема, являющаяся центральным элементом в составе слова, основным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой общую часть родственных по лексическому значению слов (стол, столик, столовая, застолье и т. п.), называемых однокоренны-м и словами.
Аффикс - это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические (стол-ы, стол-ами) или словообразовательные (стол-ик, на-столь-н-ый) значения.
Установлен целый ряд различий между корнями и аффиксами.
1. Корень - центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова, аффикс - периферийный и факультативный элемент в слове (нет слов без корня, зато множество слов не имеет аффиксов: метро, мини, как, или, эй! и т. п.).
2. Корень всегда имеет значение, используется для обозначения того или иного предмета (книг-а), признака (син"-ий), действия (пе-тъ) и т. п., а аффиксы могут и не иметь значения в этом смысле (например, не обозначают никаких предметов, признаков или явлений действительности соединительные морфемы в словах типа пил-о-материалы, шест-и-дневка и т. д.).
3. Корневые морфемы обычно не закреплены за определенными частями речи (ср. принадлежащие разным частям речи однокоренные слова пила и пилить). Аффиксы же обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи (например, -им - это глагольное окончание, ср.: слышим, пилим; суффикс -от- характеризует только существительные типа темнота, длинноты).
4. Корней в языке значительно больше, чем аффиксов; в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой (М., 1986) отмечено около 5000 морфем, из них корней - более 4400, а аффиксальных морфем - около 600; при этом перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт.
5. В нашей речи (особенно в разговорной) корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные; так, в отрывке из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» Травка зеленеет, солнышко блестит... 4 корня (трав-, зелен"-, солн-, блеет"-) и 7 аффиксов (-к-, -а, -ей-, -эт, -ышк-, -о, -ит).
6. Корневые морфемы в среднем длиннее, чем аффиксальные, состоят из большего количества букв (звуков), аффиксальные же нередко представлены только одной буквой (звуком), ср.: нес"-и, дорог-а и т. п.
7. Аффиксы могут быть нулевыми (стол-\^\), корни - никогда.
132. Отделите членимые на морфемы слова от нечленимых.
Кино, яблоко 1 , одинокий, четвертый, кенгуру, весна, думающий, весело, по-новому, пальто, из-за, весна, под, синий, хаки, через, прочитанный, куда.
133.
Выделите корни в словах. Подберите к ним однокоренные
слова.
Радость 1 , радуга, хороший, хорист, смельчак, смех, смести.
________________ :_________________________________ &
Морфемика и словообразование.
МОРФЕМИКА
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.
Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).
Слово состоит из основы и окончания. Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:
1)приставка,
2)корень
3)суффикс.
Познакомимся с новыми морфемами!
4)постфикс (ся/сь): беречь- ся, береги- сь;
5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
! Неизменяемые слова окончаний не имеют:
- Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
- Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
- Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
- Наречия: вблизи, влево, горячо.
Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):
- Определите, к какой части речи относится слово.
- У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
- Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
- Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
- Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Пример: Повредит - глагол, обозначает действие - причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по - неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.
Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.
Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:
- Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
- Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
- Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)
Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:
- Приставочный : бес порядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
- Суффиксальный : проситель ниц а ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
- Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
- Приставочно-суффиксальный: под бород ок ←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый )
- Сложение - образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пеш е ход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный
Правило №1 . Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).
Правило №2 . Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка ! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).
Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
При подборе однокоренного слова помни следующее:
часть речи | от какой части речи может быть образовано | каким способом |
существительное | существительное | приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
Прилагательное глагол | суффиксальный, бессуффиксный |
|
прилагательное | существительное | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
прилагательное | приставочный |
|
глагол | суффиксальный |
|
глагол | глагол | приставочный, суффиксальный |
существительное | суффиксальный, |
|
прилагательное | приставочно-суффиксальный |
|
наречие | существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
причастие | суффиксальный |
|
причастие, деепричастие | только глагол | только суффиксальный |
Алгоритм действий:
- Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов).
- Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
- Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
- Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Образец словообразовательного анализа слова:
- Загородный . Лексическое значение: находящийся за городом.
- Основа слова – загородн
- Ближайшее родственное слово – город , его основа – город
- Сравним основы: загородн и город . В основе слова за город н выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
- Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.
| словарь терминов
Что такое морфемика и морфема?
Морфемика
(от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике
решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.
В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).
Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение (состав) слова и те значимые части, из которых оно состоит.
При описании состава слова используется понятие морфемы. Морфема - наименьшая значимая часть слов и грамматических форм слов. Например, в глагольной форме стою [Стою один среди равнины голой... (Ее.)] можно выделить две морфемы: 1) сто]- со значением "находиться на определенном месте, не перемещаясь"; ср. другие слова с той же морфемой: простоять, устоять, стойкий, застой, стойбище, стоянка; 2) -у с грамматическим значением 1-го лица ед. ч.; ср. другие глагольные формы с той же морфемой: ид-у, говор"-у и др.
Значит, этот глагол членится на морфемы (является членимым), при этом глагольную форму стою можно разбить только на две морфемы. Дальнейшее морфемное членение глагола стою (например, выделение в его составе частей cm- и -о/"-) невозможно, так как это привело бы к разрушению смысловых связей данного слова с родственными словами.
Помимо членимых, в русском языке есть и слова нечленимые. Это многие неизменяемые слова: несклоняемые существительные (кино, кофе., пианино), наречия (очень, весьма, где), служебные части речи - предлоги (на, из, через), союзы (как, что, хотя), частицы (не, разве, лишь), а также междометия (ах, ой!, ура!). Каждое из таких слов состоит из одной морфемы.
Итак, все слова можно разбить на два класса - слова членимые и нечленимые.
Типы морфем
Различаются морфемы двух типов: корневые морфе-м ы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).
Корень - это морфема, являющаяся центральным элементом в составе слова, основным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой общую часть родственных по лексическому значению слов (стол, столик, столовая, застолье и т. п.), называемых однокоренны-м и словами.
Аффикс - это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические (стол-ы, стол-ами) или словообразовательные (стол-ик, на-столь-н-ый) значения.
Установлен целый ряд различий между корнями и аффиксами.
1. Корень - центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова, аффикс - периферийный и факультативный элемент в слове (нет слов без корня, зато множество слов не имеет аффиксов: метро, мини, как, или, эй! и т. п.).
2. Корень всегда имеет значение, используется для обозначения того или иного предмета (книг-а), признака (син"-ий), действия (пе-тъ) и т. п., а аффиксы могут и не иметь значения в этом смысле (например, не обозначают никаких предметов, признаков или явлений действительности соединительные морфемы в словах типа пил-о-материалы, шест-и-дневка и т. д.).
3. Корневые морфемы обычно не закреплены за определенными частями речи (ср. принадлежащие разным частям речи однокоренные слова пила и пилить). Аффиксы же обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи (например, -им - это глагольное окончание, ср.: слышим, пилим; суффикс -от- характеризует только существительные типа темнота, длинноты).
4. Корней в языке значительно больше, чем аффиксов; в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой (М., 1986) отмечено около 5000 морфем, из них корней - более 4400, а аффиксальных морфем - около 600; при этом перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт.
5. В нашей речи (особенно в разговорной) корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные; так, в отрывке из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» Травка зеленеет, солнышко блестит... 4 корня (трав-, зелен"-, солн-, блеет"-) и 7 аффиксов (-к-, -а, -ей-, -эт, -ышк-, -о, -ит).
6. Корневые морфемы в среднем длиннее, чем аффиксальные, состоят из большего количества букв (звуков), аффиксальные же нередко представлены только одной буквой (звуком), ср.: нес"-и, дорог-а и т. п.
7. Аффиксы могут быть нулевыми (стол-\^\), корни - никогда.
132. Отделите членимые на морфемы слова от нечленимых.
Кино, яблоко 1 , одинокий, четвертый, кенгуру, весна, думающий, весело, по-новому, пальто, из-за, весна, под, синий, хаки, через, прочитанный, куда.
133.
Выделите корни в словах. Подберите к ним однокоренные
слова.
Радость 1 , радуга, хороший, хорист, смельчак, смех, смести.
________________ :_________________________________ &
Что изучает морфемика?
Морфемика - это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?
Что такое морфема?
Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.
Какие есть части слова (виды морфем)?
К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:
Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?
Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
См. План разбора слова по составу.
Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?
Примечание.
В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο
», база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в
лингвистике).
Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной - к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.
Что такое корень слова?
Основная морфема в слове - корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.
Какие слова именуются однокоренными (схожими)?
Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).
К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, потому что содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».
Что такое словообразовательное гнездо?
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо - это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Начальное слово «губерния».
губерн(и-я) [ губерниj-а ]
губерн-атор
губернатор-ш -а
губернатор-ств -о
губернатор-ск -ий
губернатор-ствова -ть
вице-губернатор
вице-губернатор-ск -ий
генерал-губернатор ср. генеральный
генерал-губернатор-ств -о
генерал-губернатор-ск -ий
губерн-ск -ий
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. - М., 1990. - Т. 1. - С. 262)
Как отыскать корень в слове?
К примеру,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень - вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).
К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.
К примеру, кор пункт - кор (респондентский) пункт, университет - в (ысшее) у (чебное) з (аведение).
Какие корешки именуются омонимичными?
Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.
К примеру,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица - тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их - омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?
При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.
К примеру,
1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;
2) в словах рот - рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .
Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :
аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м - слова, схожие слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м - слова, схожие слову пылать.
Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?
Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .
Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно:
Дополнительно на сайт: