Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что такое психология и психотерапия? Формы и методы психологической помощи. Психолог и его функцииЭтика психологаЭтика психодиагностики. Функции психолога в организации Профессиональные функции психолога

Профессия психолога предполагает решение профессиональных задач разного уровня. В зависимости от целей конкретной профессиональной деятельности, выполняемой психологом, в реестре профессий мы находим его в различных разделах: специальность психолога-исследователя относится к изыскательской, психодиагноста - к гностической, а психолога-консультанта - к преобразующей деятельности. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-"прикладник" - к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Общим для всех психологических специальностей является то, что все они:

  • - требуют высококвалифицированного труда, осуществляемого специалистами после длительной теоретической и практической подготовки;
  • - относятся к группе профессий "человек - человек";
  • - основными средствами в них выступают функциональные средства труда;
  • - предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.

Важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной деятельности является развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК). "ПВК - это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и другие деятельности".

Психолог в организации - явление в нашей стране очень молодое. Лишь в 90-х гг. XX в. стала постепенно вводиться в штатное расписание должность психолога: в школах, больницах, детских дошкольных учреждениях, спортивных школах и командах. Психологи обеспечивали оказание особого вида услуг клиентам этих организаций: психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию, сопровождение. Позже у психологов появилась задача участия в процессе управления и развития организации. Они стали советчиками-экспертами в вопросах приема на работу и обучения персонала, выполняя запросы руководства организации. Следующим этапом стало появление функции психологической помощи работникам различного ранга в решении личностных проблем и урегулирования межличностных отношений внутри организации. Постепенно психолог-консультант стал неотъемлемой частью организационной структуры во всех звеньях ее деятельности, обеспечивая три важнейших направления: личностное, межличностое и системное. Появилась специальность организационный консультант, профессиональная позиция которого "включает в себя не только систему используемых знаний о природе личности человека и образуемых людьми организаций. Прежде всего это определенное отношение к людям и социальным организациям".

Издревле умение создавать прибыльное предприятие считалось искусством его хозяина. Лишь после публикации Ф. Тейлором своей книги "Принципы научного управления" (1911) началась эпоха научного подхода к созданию и регуляции процессов бизнес-деятельности. Появление других школ научного управления обусловливало получение все новых показателей, влияющих на прибыльность предприятий. Среди них можно выделить классические школы, которые делали акцепт па объективные исследования, неоклассические, обратившие внимание на "человеческий фактор" и взаимоотношения, и количественные, использующие исследование и моделирование процессов управления с применением самой современной техники". Так постепенно формировалось новое направление, которое к 40-м гг. XX в. получило название "бизнес-психология".

Социолог Дуглас Мак-Грегор перевернул представление об управлении, как чисто объективном процессе, предложив так называемые теории "X" и "У" для описания двух видов мотивации работников в своей работе "Человеческая сторона предприятия" (1960). Основываясь на этих его теориях, оказалось возможным создать континуум особенностей личности руководителя, располагающегося между двумя крайними типами. Руководители авторитарного типа "X" считают своих подчиненных ленивыми и требующими его постоянной опеки и принуждения к работе. Руководитель демократичного типа "У" видит своих подчиненных творческими людьми, которым необходимо лишь создать условия для реализации их личностного потенциала. Попытка соединить эти две противоположности вылилась в создание теории "", которую после смерти Ф. Тейлора завершил Уильям Оучи, выпустив в 1981 г. книгу "Теория Ъ: Как американский менеджмент в состоянии удовлетворить японскую задачу".

В сфере бизнес-психологии теории Мак-Грегора трансформировались в такие направления работы с персоналом, как обучающие группы и тренинги. Фокусирование на взаимодействии людей между собой и в группах нашло свое отражение в работах многих авторов, которые участвовали в создании нового витка исследований, давших начало собственно организационному консультированию. Среди них важно отметить теорию поля и изучение групповой динамики Курта Левина, а также Лесли Уайта, анализировавшего поведение людей в различных организациях.

С середины XX в. развитие всех наук находилось под влиянием общей теории систем, которая была предложена Л. фон Берталанфи в 1930-е гг. как идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов. Он также ввел и исследовал понятие "открытые системы" - системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой. К открытым системам относятся в том числе человек и все создаваемые им отношения и структуры: семьи, сообщества, организации и др.

Объединяя в себе достижения всех наук, современное организационное консультирование продолжает их развитие путем практического применения и исследования процессов рабочих отношений. "В его основе лежит представление об организации как о социотехнической системе. Люди - элементы системы, однако система не сводится к сумме устремлений, способностей, желаний людей. Руководитель в этой системе предстает как фигура, занимающая особое место в организации и во многом определяющая ее жизнь".

Для улучшения психологической обстановки в организации могут использоваться два варианта получения ее персоналом, в том числе руководящим составом, психологической помощи. Первый - это приглашение внешнего психолога, который либо является сотрудником консалтинговой фирмы, либо частнопрактикующим специалистом. В последнем случае для заключения договора с организацией он должен иметь регистрацию как индивидуальный предприниматель. Тогда психолог сам обсуждает с руководством организации те задачи, которые стоят перед организацией, и оговаривает те функции, которые он берется осуществить для их решения. Все права и полномочия, результаты, риски и возможности оговариваются непосредственно с психологом, и он сам несет ответственность за процесс и итоговые результаты оказания помощи организации. Если же психолог является сотрудником консалтинговой службы, то договор о его обязанностях, правах и функциях осуществляется между руководством службы и организации-заказчика. В этом случае ответственность за результаты работы психолога перед заказчиком несет консалтинговая служба, которой он сам представляет отчеты - как промежуточные, так и итоговые. Значительным плюсом приглашения внешнего психолога является то, что он не включен в структуру и отношения между сотрудниками и подразделениями организации, и поэтому может работать в позиции независимого эксперта. Очевидным преимуществом внешнего психолога является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Естественный минус его деятельности состоит в том, что он имеет меньше доверия со стороны сотрудников в силу восприятия его как "чужого".

Второй вариант - это включение психолога в штатное расписание организации. Возможности внутреннего психолога ограничиваются тем, что он сам является частью системы отношений организации. Поэтому главным и ведущим фактором в его работе будет соответствие той структурной роли, которая обеспечивает ему принадлежность к организации и лояльность руководства и коллег. Из этого проистекает ограниченность степеней свободы деятельности психолога внутри своей организации, которая зависит от его места в ее иерархии (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

Внутренний психолог должен учитывать средовые, т.е. контекстуальные факторы. Он в первую очередь сотрудник организации, а уж затем специалист, который помогает конкретным людям. Интересы организации приоритетны.

Однако в реальности это часто оказывается иначе. В зависимости от того, какой категории и уровню иерархии организационной системы подчиняется психолог, соответствующие интересы он в первую очередь и представляет, и отстаивает.

Так, если психолог единственный в организации и подчиняется непосредственно ее руководителю, а именно - первому лицу, то он и выполняет его задания, решает все задачи так, чтобы это удовлетворяло и обслуживало его цели - как личные, так и относительно развития организации.

Если первому лицу подчиняется не один психолог, а психологическая служба со своей собственной структурой, то уже лишь ее руководитель обслуживает интересы этого первого лица. Остальные сотрудники подчиняются, выполняют распоряжения, ставят и решают задачи таким образом, чтобы удовлетворять требования своего непосредственного руководителя, т.е. не первого лица организации, а руководителя психологической службы. В этом случае удовлетворение требований первого лица является прерогативой руководителя психологической службы, а не ее исполнителей. Именно он должен так распределить задания между ними, чтобы совокупный итог работы службы в целом обслуживал интересы первого лица организации.

Иная картина наблюдается, когда психолог является сотрудником одного из подразделений организации. Чаще всего это отдел по подготовке персонала или отдел кадров. В этом случае психолог действует в интересах и рамках деятельности своего подразделения, обслуживая задачи ее руководителя. Он часто не соприкасается с сотрудниками других подразделений иначе, чем как представитель своего подразделения. В этом случае он не может решать задачи организации в целом или других подразделений, в том числе оказывать помощь в разрешении конфликтов внутри других подразделений, между ними, их руководителями или представителями. Лишь в случае получения специального задания от первого лица организации, которое должно поступать к нему через руководителя службы, которому он непосредственно подчиняется, психолог на время изымается из иерархии организации, чтобы действовать как внешний психолог. Это очень сложная ситуация для личности самого психолога. Он изымается из своего коллектива, куда потом после выполнения задания ему придется возвращаться. Если такое задание является уникальным, не характерным в этой организации, то психолог тем более будет трудно успешно его выполнить. И еще труднее вернуться на свое место в иерархии организации и своего подразделения. Ведь на время выполнения такого задания он как бы поднимается над всеми в организации, став поверенным ее первого лица. Он оказывается на время и вне подчинения своего непосредственного руководителя, и вне своего коллектива.

Если психологическая служба, состоящая из несколько человек, является составной частью какого-либо подразделения организации, она также обслуживает в первую очередь интересы этого подразделения и его руководителя и лишь опосредованно через него - интересы организации и ее первого липа.

Таким образом, внутренний психолог может быть независимым, а значит, и максимально продуктивным как индивидуальный консультант только в том случае, если он один в организации и подчиняется непосредственно ее первому лицу. Для оказания персональной помощи кому-либо из сотрудников психолог должен быть от него организационно, административно и финансово независим. Главное правило для результативной и эффективной работы психолога в организации: консультант не подчиняется клиенту.

Следующий уровень, дающий несколько меньше свободы выбора стратегий помощи отдельным сотрудникам и подразделениям организации, занимают сотрудники психологической службы, которая находится в непосредственном подчинении первому лицу организации. Их действия ограничиваются, стимулируются и направляются руководителем этой психологической службы, который только и осуществляет прямую связь как с первым лицом, так и с руководителями других подразделений организации. Сотрудники же имеют выход на конкретных людей и потом на внедрение полученных с ними результатов не непосредственно, а через своего руководителя и под его руководством. Ответственность за все результаты, полученные каждым сотрудником психологической службы, возлагается на руководителя этой службы, а не ее исполнителей.

Третий уровень, с еще меньшим числом степеней свободы, занимает психолог, который является единственным в организации и находится в подчинении какого-либо из ее подразделений. Он ограничен как мнением своего непосредственного руководителя, так и задачами своего подразделения.

Уникальный вариант представляет собой случай, когда независимого консультанта, подчиненного первому лицу, или даже внешнего консультанта вводят в штатное расписание какого-либо подразделения организации, но по решаемым задачам он оказывается вне его. Это особый способ искажения иерархии организации, который оправдан только в особых ситуациях, когда нужна независимая помощь первому лицу организации или решается вопрос о его замене.

Последний уровень, с минимальной свободой выбора решаемых задач, занимают психологи службы, которая является частью какого-либо подразделения организации. У них оказывается тройная (тройственная, трехуровневая) граница: от своего руководителя, от предназначения подразделения, к которому относится их служба, и от руководителя этого подразделения.

В организации психолог выполняет следующие функции:

  • 1) оказание психологической помощи по запросу клиента (для себя или для других); без запроса от клиента (запрос есть от других лиц либо исходя из мнения самого психолога);
  • 2) обучение психологическим методам и приемам первого лица организации, руководителей подразделений, сотрудников/персонала;
  • 3) профессиональное участие в трудных для организации ситуациях подбора, прием па работу и увольнения персонала; реструктурализации организации; конфликтов (внутренних или внешних); кризиса; форс-мажорных обстоятельств.

Работая в организации, психолог чаще всего осуществляет сразу несколько функций. Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены несколькими категориями:

  • 1) оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
  • 2) профессиональная ориентация;
  • 3) психологическая помощь сотрудникам в их личных запросах и межличностных отношениях;
  • 4) социально-психологическое обучение;
  • 5) ускорение процессов адаптации работников в организации, взаимодействия руководителя с подчиненными;
  • 6) психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
  • 7) формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
  • 8) профилактика и разрешение конфликтов;
  • 9) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
  • 10) участие в создании команд.

Выполнение такого спектра разнообразных задач требует владения различными видами деятельности: консультированием, сопровождением, исследованием и анализом, психодиагностикой, созданием и ведением тренингов, супервизий, переговоров и др. Каждый психолог в силу своей квалификации может владеть навыками исполнения нескольких видов деятельности. Однако выполнять все их он обычно не может, так как занимает конкретное место в иерархии организации. Именно поэтому в крупных организациях создаются психологические службы с распределением обязанностей и функций между их сотрудниками. Для организаций, осуществляющих услуги, характерно создание психологических служб, сочетающих два направления деятельности:

  • 1) с клиентами организации (ученики и студенты в учебных заведениях, пациенты в медицинских учреждениях, отдельные лица и семьи в социально-психологических центрах);
  • 2) с персоналом организации (исполнители, менеджеры и руководители, а также коллективы, службы, команды и подразделения).

Практический психолог по отношению к организации может занимать две позиции:

  • «Внешняя» – это приходящий психолог, который обычно привлекается для выполнения пакета работ в области бизнес-психологии;
  • «Внутренняя» – это практикующий психолог, работающий в организации непосредственно.

Такое деление разделяет работу и подход к ней, как по содержанию, и по роду деятельности. Обычно «приходящий» психолог в организации, более нейтрален при решении многих задач, однако при этом минусом является тот факт, что он недостаточно хорошо знает компании изнутри, не может моментально вникнуть в ее организационные и управленческие процессы. На это требуется время. Практический психолог же, работающий в штате, хотя и избавлен от этих недостатков, но имеет и свои значительные минусы – постоянная работа в организации делает его членом коллектива, а это, в свою очередь, часто не позволяет объективно взглянуть, дать оценку многим вещам, просто умолчать о чем то, руководствуясь личной выгодой - это значительно снижает эффективность его работы.

Функции психолога в организации

Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.

Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.

Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.

Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

Функции организационного психолога практика можно разделить на три основные группы.

  1. Работа с персоналом:
  2. Психологическое консультирование и психологическая помощь, которую оказывает психолог практик

    • Работа в области организации деятельности компании:
    • Аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;
    • Выявление недостатков в организации рабочих мест;
    • Мониторинг удовлетворенности персонала , повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда .
    • Участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.
  3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие практический психолог:

    • Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;
    • Формирование организационной культуры компании ;
    • Управление конфликтами , участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;
    • Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе , его оздоровление;
    • Культивирование групповой сплоченности в организации ;
    • Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.

Разумеется это неполный список задач, которые приходится решать практическому психологу в организации – мы коснулись только основных. Но даже, если вы и не нашли ту проблему, которая беспокоит вас и мешает нормальному функционированию вашей компании – обращайтесь , мы выслушаем вас и постараемся помочь! Все услуги, оказываемые нами компаниям и организациям, вы можете найти на

Различные виды психологической помощи призваны устранить психологические проблемы, скорректировать нарушения поведения. Психологическая помощь может быть представлена в виде психологической коррекции, консультирования, тренинга или психотерапии.

Психологическая коррекция

С 70-х годов прошлого века психологической коррекцией называют определенное воздействие на элементы психологической структуры личности. Роль психолога сводится к достижению клиентом эффективной жизнедеятельности и стремления к развитию. Термин «психологическая коррекция» широко распространен в России и иногда употребляется, как синоним слова «психотерапия».

Специалисты, принимающие идентичность терминов, аргументируют свою точку зрения тем, что психологическая коррекция проявляется в разных отраслях деятельности человека. Например, в педагогике или в обычных житейских ситуациях. То есть, на бытовом уровне роль психолога , по сути, может выполнять преподаватель.

С другой стороны, психологическая коррекция широко применяется в медицине и требует от практикующего специалиста наличие высшего медицинского образования.

При лечении неврозов приводят к выводам от том, что оба термина являются этапами лечения пациента.

Сегодня особая роль отводится восстановительной медицине. Это своего рода комплекс мер, построенный на системе знаний из разных отраслей, который мобилизует внутренние ресурсы человека и улучшает качество его жизни. Применяются, как правило, приемы немедикаментозного лечения. в этом случае будет направлена на определение доли психологического фактора индивидуально для каждого случая. Методы психологической коррекции будут рассматриваться, как составляющие части психотерапии. Таким образом, психологическая коррекция представляет собой один из методов психологической профилактики и идентична понятию психологического вмешательства.

Психологическое консультирование

При психологическом консультировании основная деятельность психолога направленна на выявление незадействованных ресурсов, достижение состояния психологического комфорта преодоление тревожных состояний и помощь в самоорганизации. Обычно применяют проблемно-ориентированный или личностно-ориентированный подход, а также метод поиска скрытых ресурсов.

Роль психолога состоит в достижении следующих задач:

  • эмоциональная поддержка;
  • внимание к переживаниям;
  • расширение сознания;
  • выход тупика и решение проблем;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • творческий подход к освоению мира.

Выделяют несколько этапов психологического консультирования:

  1. Наличие проблемы, которая не осознается клиентом. Этап имеет место быть, когда на посещении психолога настаивает кто-то из окружения консультируемого.
  2. Появилось осознание проблемы. При этом нет желания проблему решать.
  3. Осознание необходимости посторонней профессиональной помощи.
  4. Активные действия пациента для решения проблемы.
  5. Сохранение результатов.

Особенности психологической помощи напрямую зависят от того, как именно протекают перечисленные выше этапы. Пациент может подолгу отрабатывать каждый этап или продвигаться быстро и целеустремленно. А может возвращаться к более ранним этапам.

Основная деятельность психолога технически проявляется следующим образом:
1) установить контакт;
2) дать возможность выговориться;
3) эмоционально поддержать;
4) отработать проблему совместно;
5) обозначить зоны ответственности каждой стороны;
6) сформулировать возможные решения;
7) выбрать оптимальный вариант;

8) подкрепить решение мотивацией.

Психологический тренинг

Тренинг открывает новые возможности личностного роста клиента, позволяет отработать новые навыки и схемы поведения. В ходе работы формируются навыки саморазвития и самокоррекции. Момент непосредственно лечения в тренинге отсутствует, поэтому его может проводить психолог или психотерапевт. Основная деятельность психолога на протяжении нескольких сеансов состоит в том, чтобы ускорить навыки саморазвития участников в комфортной и безопасной обстановке.

В основе тренинга лежит ряд общих принципов, таких как определение предмета анализа «здесь и сейчас»; искренности участников и их работы над самопознанием; активного участия; определенных форм обращения к членам группы. Роль психолога заключается в достижении клиентами взаимопонимания с окружающим миром, улучшения субъективного самочувствия и получения успеха.

Психотерапия

Психотерапевтическое воздействие при поэтапном рассмотрении во многом схоже с психологическим консультированием.

Особенности психологической помощи в психотерапии продиктованы общими факторами воздействия на клиента:
-сотрудничеством между обеими сторонами;
-уверенностью в реальности решения проблемы;
-применением информативных обучающих элементов;
-коррекцией поведения посредством одобрения врача;
-социализацией клиента;
-использованием методов убеждения.

Психотерапия за счет комплексного подхода имеет широкий спектр показаний и различается только объемом и направленностью. Комплекс лечебных психотерапевтических мероприятий определяется тем, насколько сильно выражен психогенный элемент в природе заболевания. Важным элементом основной деятельности психолога является недопущение повторной невротизации, то есть прогнозирование результатов болезни.

Неадекватная реакция клиента на болезнь также может быть показанием для психотерапии. Особенно, если заболевание усугубляется. В этом случае важно улучшить настроение больного и содействовать позитивному восприятию окружающей среды. Важно наблюдать за социально-психологическими последствиями болезни. Длительная болезнь может негативно повлиять на социальный статус и сделать невозможной реализацию определенных потребностей.

Это может привести к занижению самооценки, мнительности, снижению работоспособности. Как следствие, могут проявляться неадекватные поведенческие элементы. Ключ к решению проблем заключается в индивидуальном подходе с учетом психологических особенностей личности.

Задачи и функции дошкольного практического психолога.

Для того, чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно – психологических знаний, в системе образования создана и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании ВУЗа по специальности «Психология» или диплом спецфакультета по специальности «Практический психолог в системе образования» (как правило, уже на базе высшего образования).

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимальное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру от высших органов управления (Мин. Обр. РФ), до низших ее звеньев (конкретное образовательное учреждение). На уровне министерства создан специальный отдел ведающий работой психологической службы. Этот отдел занимается кадровым, программным, методическим и другим обеспечением психологической службы в общегосударственном масштабе.

Органами управления психологической службой на месте являются научно – методические центры психологической службы, создаваемые в республиках, краях, областях, крупных городах, районов этих городов. Данные центры обеспечивают научно – методическое руководство психологической службой в масштабах региона, они занимаются сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также проверкой деятельности и повышением квалификации практических психологов на местах.

Государственные региональные органы управления психологической службой сами непосредственно работой с детьми не занимаются, а работают лишь с практическими психологами дошкольных и других образовательных учреждений.

Нижестоящие подразделения психологической службы занимаются уже непосредственно работой с детьми и взрослыми, включенными в образовательную систему (учителя, родители, воспитатели). Это различные государственные и негосударственные психологические центры практической психологии, работающие в образовательных учреждениях (детский сад, школа, лицей, ВУЗ и т.д.), частнопрактикующие психологи.

Психолог в ДОУ – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен ориентироваться и в психологии взрослых, так как ребенок в ДОУ постоянно взаимодействует со взрослыми людьми.

Основные функции психолога в ДОУ – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В настоящее время сложилось 4 основных направления в работе практического психолога (задачи): психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

1. Психодиагностика имеет два аспекта – теоретическая и практическая.

Теоретическая – наука, изучающая методические вопросы измерения индивидуальных психологических особенностей детей, возрастных норм развития, построения и разработки психодиагностических методов и процедур.

Практическая – включает разработку и применение методов диагностики, способы обработки и интерпретации данных.

Основное отличие психодиагностики от общей и возрастной психологии в том, что общая и возрастная психология раскрывает общие закономерности психических явлений и возрастные особенности общих закономерностей, т.е. типичные для какой-либо группы людей психические проявления. Диагностика же ставит цель – раскрыть индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей какой-либо группы, т. е. различия в психических проявлениях. Индивидуальные данные соотносятся с возрастной нормой.

Методы психодиагностики:

1) Тест (англ. испытание, проба, задание) – задание, выполнение которого свидетельствует об уровне развития какого-либо качества.

2) Наблюдение – иногда основной метод.

3) Беседа – очень часто стандартизированная, очень похожа на тест и опросник.

4) Анкетирование.

5) Анализ результатов деятельности (рисунок).

6) Эксперимент (редко, используется обучающийся).

На основе психодиагностики осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход обучения и воспитания ребенка, вырабатываются рекомендации для воспитателей и родителей.

2. Психологическое консультирование включает в себя следующие виды работ:

1) Выработку и точную формулировку психолого – педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психологического обследования, при чем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практического применения.

2) Ведение консультативных бесед с теми, кто нуждается в психологической консультации. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми необходимых им психолого – педагогических советов.

3) Психологическое просвещение персонала ДОУ и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общение детей разного возраста между собой и т. д. Психологическое просвещение не может ограничиться передачей общих сведений из детской психологии оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификаций педагогического персонала, индивидуального стиля работы каждого педагога, национальностей, традиций, контингента родителей и детей и т. п.

3. Психопрофилактика – связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступления нежелательных психологических последствий в развитии ребенка (ЗПР), появления нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели служит и психологическая подготовка (просвещение и консультирование) воспитателей и родителей, в ходе которых обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

4. Психическая коррекция предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения.

Психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально – психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами в технике гипнотического внушения, быть способным оказать внушающее воздействие на клиента.

Психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетентности медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Начиная работу в ДОУ, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения (и даже педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывая психологу функции психиатра, психотерапевта, порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому нужно объяснить, что детский практический психолог работает с «психологической нормой», обеспечивает это нормальное развитие, предотвращает и, насколько возможно, исправляет возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих ребенка взрослых.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОРОЛЕВСКИИ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОИ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Введение в профессию»

На тему: «Функции психолога, психотерапевта, психиатра»

Выполнила: Вербенко Альмира

Проверила: Козловская Светлана Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

В наше время человек может обратиться за помощью ко множеству специалистов, в название профессии которых входит корень «псих» (греч. «психея» - душа). Чем же занимаются все эти знатоки душ человеческих?

Врач-психиатр - единственный из специалистов с корнем «псих», кто имеет право ставить диагноз и назначать лекарства. В арсенале лечебных стратегий психиатра - фармакотерапия (то есть лекарства) и психотерапия. Чаще всего эти два способа сочетаются.

Психотерапевтом может быть только доктор. Люди других специальностей, практикующие психотерапию, попадают под действие Уголовного кодекса за незаконное врачевание. По определению психотерапия - это метод лечебного немедикаментозного воздействия. Как хирургия, например. Только там скальпель, а тут - слово. А слово слову рознь, следовательно, человек без медицинского образования, занимаясь лечебной деятельностью, нарушает закон.

Сегодня согласно реестру специальностей существует четыре специализации психологов.

Патопсихолог помогает психиатру в диагностике психических расстройств. Если врач-психиатр ставит диагноз на основании клинических проявлений заболевания, то патопсихолог использует формальные методы обследования, то есть различные тесты и шкалы. Его задача - выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы и сообщить об этом психиатру.

Нейропсихолог - это помощник в диагностике для нейрохирурга и невролога. Его задача - с помощью специальных тестов указать точно, в какой области головного мозга имеется повреждение и какого оно рода. В нейропсихологических пробах исследуются нарушения двигательной, идеоторной (последовательность мышления) сфер, сфер восприятия и воспроизведения информации. Специалист знает, за какую функцию какой участок мозга отвечает. Соответственно, если пациент не может выполнить серию проб, нейропсихолог отмечает, на каком участке поражен мозг. Эта информация необходима нейрохирургу для проведения операции.

Нейропсихолог также может работать в команде с неврологом и психиатром. Благодаря многократному повторению сложных для ребенка проб нейропсихолог может добиться стимуляции пораженных участков мозга. Это станет частью коррекционной программы, которую разрабатывает данная тройка специалистов.

Социальный психолог на основании статистических данных изучает отношение общества к определенным общественным феноменам и дает общие рекомендации. Грубо говоря, он выясняет, нравится ли женщинам России то, что вчера президент надел красный галстук. Исходя из результатов опроса социальный психолог делает вывод типа: «Господин президент, не надевайте больше красный галстук, поскольку это не нравится значительной части вашего электората». Социальный психолог не имеет отношения ни к отдельной конкретной личности, ни к медицине.

Несколько лет назад появилась специальность клинический психолог. Эта модель взята из западного опыта. Там есть психологи, работающие в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, вич-инфицированным и т.п. Клинический психолог должен понимать, чем болен человек, отслеживать изменение его психических функций и подключать психиатра и невролога, чтобы они корректировали состояние тяжелобольного и обеспечивали ему приемлемый уровень существования.

1. ПСИХИАТР

Психиатр - профессия в области медицины, врач, специалист по психиатрии.

Психиатрия (нем. psychiatrie от греч. - душа и греч. - врач; греч. - врачебный, медицинский) - отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.

Психиатр - это врач, работающий с различными психическими расстройствами человека. Он может работать в медицинских учреждениях, частных кабинетах и центрах, иметь собственное дело.

Психиатр занимается профилактикой и лечением различных психических заболеваний человека путем осмотра пациентов, установления диагноза, назначения подходящих лекарственных препаратов, контроля над лечением. Психиатр также может заниматься психотерапией - лечением души.

Личные качества

Стрессоустойчивость

Самообладание

Коммуникабельность

Высокие профессиональные знания

Ответственность

Внимательность

Образование . Психиатр обязательно должен иметь высшее медицинское образование, иметь сертификат специалиста. Психиатр должен обладать такими качествами как ответственность, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, тактичность, доброжелательность, иметь навыки работы с людьми, знать основы психологии.

Профессию психиатра можно получить в Российском государственном медицинском университете и в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Места работы: государственные и частные клиники, медицинские центры.

Уровень заработной платы психиатра - средний, зависит от места и опыта работы. Более высокие доходы получает психиатр, занимающийся частной практикой.

2. ПСИХОЛОГ

Психологи - ученые, специалисты по психологии, тонкие, вдумчивые наблюдатели, знатоки человеческой психологии, душевных переживаний.

Главная задача психолога - адаптировать человека к нормальной жизни, избавить от негативных эмоций, сделать его счастливым и жизнерадостным, вселить надежду в прекрасное будущее.

Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году.

С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.

Обязанности психолога в компании/предприятии

Психолог изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Много психологов работает в сфере образования в должности педагог-психолог, который помогает детям адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.

Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога.

В тюрьме психолог помогает заключенным вернуться к нормальной жизни после выхода на свободу.

Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Личные качества

Оптимизм,

Уверенность в своих силах,

Умение выслушать человека, успокоить, посочувствовать и вселить веру в счастливое будущее, - доброжелательность,

Терпимость,

Коммуникабельность,

Внимательность,

Уравновешенность.

Квалификационные требования: высшее психологическое образование.

Места работы: психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения, компании и предприятия.

Психолог может работать в медицинских, учебных и других заведениях, психологических центрах, на телефонах доверия, быть политическим консультантом, проводить психологическую экспертизу при совершении преступлений, предоставлять частные консультации людям. Специалиста в данной сфере охотно возьмут на должность менеджера по персоналу, тренера в области психологии. Большинство психологов - женщины, однако в некоторых сферах деятельности, где необходимы более жесткие меры воздействия, например, в политике, преобладают мужчины.

Общественные функции психолога:

Своей профессиональной деятельностью психолог должен утверждать авторитет своей науки;

Психолог должен пресекать любые профессиональные или непрофессиональные действия, могущие привести к освещению психологии в неблагоприятном свете как в социальном, так и в профессиональном отношении, отвергать необоснованные или чрезмерные требования к ней;

Психолог не должен позволять связывать свое имя с психологической работой, за которую он не может взять на себя ответственность;

В случаях использования средств массовой информации (выступление по радио, телевидению, в прессе) следует уделять особое внимание соблюдению всех положений Кодекса.

Функции школьного психолога . Школьный психолог-консультант

Консультирует:

Учащихся по вопросам оптимизации процесса обучения, совместно анализируя учебную деятельность;

Родителей с целью оказания помощи детям в организации учебных занятий и обеспечения необходимых условий для их психологического комфорта в процессе обучения;

Сетевых преподавателей по способам и методам создания ситуации успешности для учащихся.

Для сетевых преподавателей по ведению учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

Для педагога-куратора по организации взаимодействия с учащимися.

Профессия психолога является очень актуальной и востребованной. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Более высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

3. ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевт - «Психотерапевтическая энциклопедия» под редакцией главного психотерапевта Минздрава Б.Д. Карвасарского, определяет его так: «это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, психодинамической психотерапии…»

Обратите внимание на то, что нигде в определении психотерапевта, даваемом таким легитимным изданием как «Психотерапевтическая энциклопедия», не упоминается, что психотерапевт - это врач или, например, врач-психиатр и что психотерапия - это раздел медицины. Наоборот, в определении делается упор на то, что психотерапевт применяет в качестве лечебного средства именно психологическое воздействие. С другой стороны, назначение лекарств никаким образом не относится к методам психологического воздействия, а значит и не является ни психотерапией, ни инструментом работы психотерапевта.

Психотерапия (психотерапевтическая энциклопедия) - от греч. psyche - душа и therapeia - лечение. В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера…

Как мы видим, и здесь, в определении психотерапии, речь идёт о помощи при проблемах и затруднениях психического (а не медицинского, соматического или органического) характера, осуществляемую психологическими (а не лекарственными или, скажем, хирургическими, требующими наличия медицинского образования) средствами.

Психотерапевт, как и психиатр, занимается лечением психических расстройств, однако, если психиатры занимаются преимущественно «тяжёлыми» психическими заболеваниями, отдавая при этом предпочтение лекарственным методам лечения, то поле деятельности психотерапевта - более лёгкие расстройства, а также пограничные состояния - те случаи, когда человеку плохо, но болезнью это состояние назвать нельзя. Основное орудие психотерапевта - слово, беседа.

Психотерапевт также владеет специальными психологическими техниками, как-то гипноз, психологические игры, аутотренинг, толкование сновидений.

Психотерапия бурно развивалась в первой половине прошлого столетия. Создалось несколько направлений психотерапии, причём приверженцы каждого направления были полностью уверены в правильности своего пути, и слушать не хотели о том, что существуют альтернативные теории. На современном этапе развития психотерапии границы между разными направлениями стираются… Тем не менее, некоторые психотерапевты предпочитают идентифицировать себя с тем или иным историческим направлением.

Психотерапевт, как любой врач, вправе назначать лекарства, проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания.

Особое поле деятельности психотерапевта - это психосоматические расстройства - заболевания, при которых страдает тело, но причина страданий - душа. К психосоматическим расстройствам относятся гипертоническая болезнь, ожирение, вегетососудистая дистония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, синдром хронической усталости, неспецифический язвенный колит, некоторые формы остеохондроза, псориаза. Эти заболевания весьма распространены, и больные, ими страдающие, как правило, обращаются к терапевтам, невропатологам, дерматологам, кардиологам, гастроэнтерологам, проходят долгое, дорогостоящее лечение, и, как правило, безрезультатно.

РЕЗЮМЕ

Психиатр

Психотерапевт

Психолог

Образование

Медицинское

Медицинское

Не медицинское

Право на лечение

Право на диагностику заболевания

Преимущественный метод лечения воздействие

Медикаментозное лечение

Психологическое воздействие (беседа, психоанализ, гипноз, семейная психотерапия, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия и т.д.)

Психологическое воздействие

Преимущественная сфера компетенции

Психотические состояния, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы, алкоголизм, наркомании, неврозы, отставание в развитии и т.д.

Стрессы, последствия нервного напряжения, усталость, неврастения, нервный срыв, внутренние конфликты, депрессия, апатия, психосоматические заболевания, тревожные состояния и навязчивые страхи, панические расстройства, неудовлетворенность собой и своей жизнью, кризисные ситуации в личной жизни и на работе, энурез, тики, заикание и т.д.

Психологическое тестирование

Функции психиатра - не только лечение. Но и диагностика, и профилактика, и экспертиза психических болезней.

Психотерапия(система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это и метод лечения, и особый вид межличностного взаимодействия - пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами. Могут использоваться и лекарства).

Психолог исследует, изучает, классифицирует прежде всего здоровую человеческую личность, корректирует ее поведение, изучает взаимодействие разных личностей, но не занимается лечением. В детском дошкольном учреждении - создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

психиатр психолог психотерапевт

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.exat-edu.ru

2. http://grinvald.com

3. http://www.mentally.ru

4. Введение в профессию «Психолог», Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н.

5. http://psy-clinic.ru

6. Анастасия Иванова, журнал Куда пойти учиться, сайт www.ucheba.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Биография выдающегося немецкого врача-психиатра, психотерапевта еврейского происхождения Фрица Перлза. Личность в теории гештальт-терапии, подход к сопротивлению в ней. Основные приёмы работы и техники гештальт-терапии, подведение к осознаванию.

    реферат , добавлен 17.06.2016

    Общие стратегии психотерапевтического консультирования. Изучение основных этапов психотерапевтического процесса. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы. Этические принципы психотерапевта. Методические средства в групповой работе.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2015

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Ознакомление с основами проблемы определения профпригодности будущего психолога. Формулировка основных моделей личности психолога. Анализ профессионально важных качеств данной личности. Изучение умения общаться с клиентом как стержневой черты психолога.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Общая информация об этическом кодексе практического психолога. Общая характеристика принципов этического кодекса психолога. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами. О вмешательстве, исследовательских работах и образовании.

    реферат , добавлен 23.05.2012

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

Похожие публикации