Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что такое спарта в древней греции определение. Спарта древней греции

В то время, когда в могущественной Греции вырастали города, философы размышляли над природой вещей, воинственная Спарта жила своей повседневной жизнью. Основным занятием жителей города всегда была подготовка к нападениям. Призрак войны неустанно витал над Спартой. Жители не собирались совершать новые походы, они желали мира, но при этом в случае возникновения опасности со стороны других городов и стран они хотели быть подготовленными. Все силы спартанцев уходили на защиту завоеванных земель: равнины Мессении и долины Эврота. Причем охраняли они эти участки не от своих соседей, у которых отняли их, а от рабов, проживающих на этих территориях и всегда готовых к восстанию.

Древняя Спарта численностью в 9000 человек имела 200000 рабов-илотов, которые склонили головы к земле, но никогда не теряли надежды на освобождение. Так, например в 464 году, когда город был разрушен землетрясением, илоты бросились туда, но не для того, чтобы спасать жизни своим господам, а для того чтобы убивать их. Но, благодаря дальновидности царя Архидама, который выстроил фалангу из уцелевших воинов, рабы отступили. После этого потребовалось больше 10 лет кровавой войны, для того чтобы вновь привести илотов к покорности.

После подчинения рабов Древняя Спарта, имевшая дорийские родственные общины, Мегару и Коринф, была вовлечена в войну с Афинами. После длительных боев, долгих сражений воинственное государство одержало победу над государством мыслителей и философов. Однако это принесло не только громкую славу, но и большие хлопоты. Дело в том, что сразу после победы к власти в Спарте пришли гоплиты, которые презирали «чернь» и признавали лишь себе подобных. Это очень не нравилось крупным торговцам и представителям низших сословий, они постоянно предпринимали попытки сменить власть. Поэтому правительство Спарты вынуждено было защищаться от народа.

Древняя Спарта, история которой хранит множество военных побед, была впервые разгромлена в 371 году фиванцами. В этой битве была применена новая система построения фаланг («косой строй»). Во время сражения погиб царь спартанцев Клеомброт, и некогда бесстрашное войско поддалось панике и бежало с поля боя. Но на этом фиванцы не остановились. Они двинулись на Спарту и показали спартанцам свою боевую мощь. В результате фиванцы отвоевали Мессенскую равнину.

Можно сказать, что после этой битвы Древняя Спарта стала терять свое могущество. Среди некогда «равных» спартанцев стали появляться «меньшие». Многие граждане стали продавать свои земли, т.к. оказывались в нужде. В то время как мужчины старались поддерживать боевое могущество Спарты, женщины стали заниматься ростовщичеством. Они скупали земли за долги. Таким образом, началось расслоение общества, появилась зажиточная аристократия. Все меньшее значение уделялось военной подготовке молодого поколения.

Лишь спустя сто лет вожди Спарты поняли, что город защищать некому, и приняли попытки вернуть порядки былых времен. Земля была переделена, долги отменены, ряды воинов были пополнены сильными илотами и пэриеками. Но аристократия города испугалась новых порядков, началась революция, которая призвала македонян. Так в 221 году спартанцы потерпели очередное поражение, но уже не от рук фиванцев.

Спартанская система воспитания

В воинственном государстве большое внимание уделялось защите города от внутренних и внешних врагов. Для этого была разработана система воспитания, состоявшая из 3 ступеней:

Обучение мальчиков с 7 до 12 лет. На этом этапе дети были объединены в группы. Они играли, учились. Но постоянно наставники делали так, чтобы дети дрались между собой. Так они выявляли сильные и слабые стороны своих подопечных.

С 12 до 20 лет мальчики были объединены в отряды, где ими руководили старшие юноши. На этом этапе не было игр, все внимание уделялось военной подготовке.

С 20 до 30 лет спартанцы объединялись в сисситии - группы, включавшие обычно около 15 человек. Они продолжали заниматься военной подготовкой в своем кругу, однако теперь могли заводить семью, заниматься некоторыми домашними делами.

Как видно, Древняя Спарта уделяла большое внимание подготовке настоящих воинов для защиты своего государства.

В противоположность демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. В ХП-Х1 веках до н.э. в небольшую область на полуострове Пелопоннес - Лаконику вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами. После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз, образовали совместную общину. Возглавлялась она двумя царями - дорийским и ахейским.
Маленькая Лаконика (300 км") оказалась тесной для новой общины. Началась война за овладение соседней Мессенией. Она продолжалась целое столетие и окончилась победой Спарты.
Земли Мессении стали общей собственностью победителей. Ее население было обращено в рабов - илотов. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой Общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Их занятие -.военная служба. Свободное же время посвящалось "хороводам, пирам, празднествам," охоте, гимнастике".

Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства.

Обрабатывали землю илоты. Они имели семьи, наделялись двором и земельным наделом. Обязанности их ограничивались определенной податью.

На эту подать существовали вся община и каждый ее участник в отдельности. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своего дохода.

Основателем спартанских порядков считался Ликург. Ему приписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее основные законы. Одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери только пилой. Законодатель рассчитывал, что это простое жилище никто не пожелает украсить ложами на серебряных ножках или роскошными покрывалами.

Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены.

Существенную часть деятельности государства составляло воспитание молодежи: оно вырабатывало в юноше смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение.

С семилетнего возраста и до 20-летнего мальчики и юноши жили вне своих семей, вместе ели и спали, вместе занимались физическими упражнениями и военным делом. Им давали грубую одежду, заставляли ходить босиком зимой и летом, поручали трудные работы. Их плохо кормили, чтобы возбудить сметливость, и строго наказывали за обнаруженное воровство. Малейшее недовольство сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд. Говорить кратко, а больше молчать считалось непременной добродетелью.

Юношам стремились привить восхищение спартанскими порядками, выработать у них высокомерное презрение к илотам.

Илоты отдавали своим господам половину урожая. Остальное было их собственностью. Этим они отличаются от рабов в строгом значении этого понятия и приближаются к крепостным. Илоты считались собственностью государства так же, как и земля.

Каждый год Спарта объявляла илотам войну. За этим следовали криптии: молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, убивали всякого илота, попадавшегося на дороге, в лесу, в поле.

В отличие от прочих рабов Греции илоты были коренным населением своей страны. Земля, которую они обрабатывали, была некогда их землей, жили они в своих домах, в своих старинных поселках. Управлялись своими людьми.

Илотов в Спарте было около 200 тысяч, в несколько раз больше числа спартиатов. Но каждый раз поднятое ими восстание терпело неудачу. Тем не менее Спарта постоянно чувствовала грозящую ей опасность.

"По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой.

От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание, совет старейшин и, как уже говорилось, два царя.

Первый из этих органов - народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть.

Голосование в собрании было примитивным: граждане расходились в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. Избрание должностных лиц производилось криком: за кого громче кричали, тот и считался избранным.

Герусия рассматривала и подготовляла законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам.
Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год.
Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин и предлагали им вопросы для обсуждения. Они руководили всей внутренней и внешней политикой. Они следили за неуклонным исполнением законов. Они могли предавать суду не только граждан, но и должностных лиц. Судебные тяжбы по гражданским делам были их непосредственной компетенцией

Вопрос №25

Боги Древней Греции.

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм (многобожие).При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс - главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть

Гера - жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен

Посейдон - брат Зевса. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней

Афина - богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении

Афродита - идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены

Арес - бог войны

Артемида - В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью

Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка

Гермес - бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида - бога подземного царства

Гефест - бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов

Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия

Гестия - богиня домашнего очага

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев - полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии являетсяантропоморфизм- человекоподобие богов.

Вопрос №26

Конфуций и его учение.

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Учение. Конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Спарта – древнее государство в Греции, известное ныне во всем мире. Такие понятия как «спартанец», «спартанский» пошли именно от Спарты. Всем известен также обычай спартанцев убивать слабых детей, для поддержания генофонда нации.

Сейчас Спарта это небольшой городок в Греции, центр нома Лакония, расположенного в области Пелопоннес. А раньше Спартанское государство было одним из основных претендентов на главенство в древнегреческом мире. Некоторые вехи истории Спарты воспеты в произведениях Гомера, среди которых выдающаяся «Илиада». Кроме того, все мы знаем фильмы «300 спартанцев» и «Троя», сюжет которых также затрагивает некоторые исторические события с участием Спарты.

Официально Спарта называлась Лакедемон, отсюда и пошло название нома Лакония. Возникновение Спарты относят к 11 веку до нашей эры. Спустя некоторое время местность, в которой располагался город-государство, была завоевана дорийскими племенами, которые, ассимилировавшись с местными ахейцами, и стали спартакиатами в известном нам смысле. Прежние жители города были превращены в рабов-илотов.

Одной из ключевых фигур становления Спарты как сильного государства является Ликург, правивший городом в 9-м веке до нашей эры. До появления Ликурга Спарта, Греция мало чем отличалась от других древнегреческих городов-государств, здесь также было развито искусство, торговля, ремесла. О высокой культуре спартанского государство говорит и поэзия его поэтов. Однако с приходом к власти Ликурга ситуация в корне поменялась, приоритет в развитии получило военное искусство. С этого момента Лакедемон преобразился в могущественное военное государство.

Начиная с 8-го века до нашей эры, Спарта начала вести захватнические войны на Пелопоннесе, покоряя своих соседей один за другим. Так, до наших дней дошла слава о так называемых Мессенских войнах, 1-й и 2-й, по результатам которых победила Спарта. Граждане Мессении были превращены в рабов-илотов. Таким же образом были завоеваны Аргос и Аркадия.

После череды военных операций по захвату работ и новых территорий, Лакедемон перешел к установлению дипломатических отношений с соседями. Путем заключения договоров Лакедемон стал во главе союза Пелопонесских государств - могущественного образования Древней Греции.

Создание Спартой Пелопонесского союза государств послужило прообразом будущего альянса с Афинами для отпора угрозы персидского вторжения. Во время войны с Персией в 5-м веке до нашей эры произошло знаменитое Фермопильское сражение, которое послужило источником для сюжета знаменитого американского фильма «300 спартанцев». И хотя сюжет фильма далек от исторической действительности, благодаря нему миллионы людей во всем мире узнали об этом сражении.

Невзирая на совместную победу в войне с персами, союз Афин и Спарты долго не продержался. В 431-м году до нашей эры разразилась так называемая Пелопонесская война, в которой, спустя несколько десятилетий, победу одержало Спартанское государство.

Однако, не все в Древней Греции были довольны верховенством Лакедемона и через 50 лет после Пелопонесской войны разразилась новая война. На этот раз соперниками спартанцев стали Фивы с союзниками, которым удалось нанести серьезное поражение Спарте, после чего могущество государства спартанцев было утрачено. Стоит отметить, что между этими двумя кровопролитными и жестокими войнами за господство на полуострове спартанцы не сидели без дела, практически все это время велись войны против различных городов-государств Древней Греции, которые в конечном итоге подкосили силы Лакедемона.

После поражения от Фив, Лакедемон вел еще несколько войн. Среди которых война с Македонией в 4-м веке до нашей эры, принесшая поражение спартанцам, война с вторгшимися галатами в начале 3-го века до нашей эры. Также спартанцы боролись за господство на Пелопоннесе с вновь созданным Ахейским союзом, а несколько позже, уже в начале 2-го века до нашей эры, они были участниками Лаконской войны. Все эти сражения и войны наглядно показывали сильный упадок былого могущества Спартанского государства. В конце концов, Спарта, Греция была насильно включена в состав Древнего Рима, вместе с другими древнегреческими государствами. Так закончился самостоятельный период истории гордого и воинственного государства. Спарта - древнее государство в Греции прекратило свое существование, став одной из провинций Древнего Рима.

Устройство древнего Спартанского государства существенно отличалось от других древнегреческих городов-полисов. Так, правителями Лакедемона были два царя из двух династий - Агидов и Эврипонтидов. Они управляли государством вместе с советом старейшин, так называемой герусией, в которую входили 28 человек. Состав герусии был пожизненным. Кроме того, важные государственные решения принимались на всенародном собрании, называвшемся апелле. Участвовать в собрании принимали только свободные граждане, достигшие 30-ти лет и обладавшие достаточными денежными средствами. Несколько позже возник государственный орган эфоров, куда входили 5 чиновников от 5-ти спартанских областей, которые в совокупности власти имели больше чем цари.

Население Спартанского государства было классово неравноправным: спартанцы, периэки - вольные жители из близлежащих городов, не имеющие права голоса и илоты - государственные рабы. Спартанцы должны были заниматься исключительно войной, им нельзя было участвовать в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве, все это было отдано на откуп периэкам. Имения спартанцев обрабатывали арендованные у государства илоты. Во времена расцвета Спартанского государства спартанцев было в 5 раз меньше чем периэков и в 10 раз меньше чем илотов.

Такой была древняя Sparta, от которой ныне остались развалины ее сооружений, неувядаемая слава государства-воина и небольшой городов с одноименным названием на юге Пелопоннеса.

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.

В следующий, классический, период эллинской истории главными ведущими центрами греческого мира становятся области балканской Греции-Спарта и Афины. Спарта и Афины представляют два своеобразных типа греческих государств, во многом противоположных друг другу и в то же время отличных и от колониально-островной Греции. История классической Греции, главным образом, и сосредоточивается на истории Спарты и Афин, тем более что эта история полнее всего представлена в дошедшей до нас традиции. По этой причине в общих курсах истории этих обществ уделяется больше внимания, чем другим странам эллинского мира. Их социально-политические и культурные особенности выяснятся из дальнейшего изложения. Начнем со Спарты.

Своеобразием своего социального строя и быта Спарта в немалой степени обязана природным условиям. Спарта находилась в южной части Балканского полуострова-в Пелопоннесе. Юг Пелопоннеса, где находилась древняя Спарта, занимают две равнины-Лаконская и Мессенская, разделяемые высоким горным хребтом Тайгетом. Восточная, Лаконская, долина, орошаемая рекой Эвротом, собственно и была основной территорией Спарты. С севера Лаконская долина замыкалась высокими горами, а на юге терялась в пространстве малярийных болот, тянувшихся до самого моря. В центре находилась долина в 30 километров в длину и 10 в ширину-это и есть территория древней Спарты,-местность плодородная, богатая пастбищами и удобная для посевов. Скаты Тайгета покрыты лесами, дикорастущими фруктовыми деревьями и виноградниками. Однако Лаконская долина невелика по своим размерам и не имеет удобных гаваней. Отрезанность от моря предрасполагала спартанцев к замкнутости, с одной стороны, и захватническим порывам в отношении их соседей, в особенности плодородной западной долины Мессенпи,-с другой.

Древнейшая история Спарты, или Лакедемона, мало известна. Произведенные на месте Спарты английскими археологами раскопки указывают на более тесную связь Спарты с Микенами, чем это предполагалось раньше. Додорийская Спарта-город микенской эпохи. В Спарте, по преданиям, жил басилей Менелай, брат Агамемнона, муж Елены. Как протекало оседание до- рян в завоеванной ими Лаконике и в каких первоначально отношениях они находились с туземным населением, при современном состоянии вопроса, сказать невозможно. Сохранился лишь смутный рассказ о походе Гераклидов (потомков героя Геракла) в Пелопоннес и о завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, как наследства их великого предка Геракла. Так, согласно легенде, утвердились доряне в Пелопоннесе.

Как в других общинах Греции, так и в Спарте рост производительных сил, частые столкновения с соседями и внутренняя борьба привели к разложению родовых отношений и образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте возникло очень

Долина Эврота. Вдали снежные вершины Тайгета.

рано, оно образовалось в результате завоевания и в нем удержалось гораздо больше родовых пережитков, чем в каком-либо другом полисе. В сочетании сильной государственности с родовыми учреждениями и заключается главная особенность спартанского, а частично и вообще дорийского строя.

Многие спартанские учреждения и обычаи связываются с именем полулегендарного спартанского законодателя-мудреца Ликурга , в образе которого слились черты человека и бога света Ликурга, культ которого справлялся в Спарте и в исторические времена. Лишь в V в. Ликург, деятельность которого относится приблизительно к VIII в., стал считаться создателем спартанского государственного строя и поэтому помещен был в одну из спартанских царских фамилий. Из густого тумана, окутывающего деятельность Ликурга, тем не менее просвечивают некоторые реальные черты законодателя. При ослаблении родовых союзов и освобождении индивида от кровных, локальных, племенных и прочих стеснений появление на исторической арене таких личностей, как Ликург, вполне правдоподобно. Это доказывается всей греческой историей. Легенда представляет Ликурга дядей и воспитателем молодого спартанского царя, фактически управлявшим всем государством. По совету дельфийского оракула Ликург в качестве исполнителя божественной воли обнародовал ретру. Ретрами назывались краткие изречения в виде формул, заключавшие в себе какие-либо важные постановления и законы.

Выраженная архаическим лапидарным языком Ликургова ретра заложила основу Спартанского государства.

Кроме того, Ликургу приписывали крупную земельную реформу, покончившую с существовавшим дотоле земельным неравенством и преобладанием аристократии. По преданию, Ликург всю занимаемую Спартой территорию разделил на девять или десять тысяч равных участков (клеров) по числу спартиатов- мужчин, составлявших ополчение.

После этого, рассказывает предание, Ликург, считая свою реформу законченной и цель своей жизни выполненной, покинул Спарту, предварительно обязав граждан клятвой не нарушать принятой ими-конституции.

После смерти Ликурга в Спарте был выстроен ему храм, а сам он объявлен героем и богом. Впоследствии имя Ликурга для спартанцев стало символом справедливости и идеального вождя, любящего свой народ и свою родину.

В течение всей своей истории Спарта оставалась земледельческой, аграрной страной. Захват соседних земель являлся движущей силой спартанской политики. В половине VIII в. это повело к длительной войне с соседней Мессенией (первая мессенская война), окончившейся покорением Мессении и порабощением ее населения. В VII-в. последовала новая, вторая мессенская война, вызванная тяжелым положением покоренного населения илотов, также окончившаяся победой Спарты. Своей победой спартанцы были обязаны новому государственному строю, сложившемуся в период мессенских войн.

Порядки, сложившиеся в Спарте в период мессенских войн, сохранялись в течение трехсот лет (VII-IV вв.). Спартанская- конституция, как уже отмечалось выше, представляла соединение родовых пережитков с сильной государственностью. Все способные носить оружие и вооружаться на собственный счет спартанцы, члены боевой фаланги, составляли «общину равньш. По отношению к гражданам-спартиатам спартанская конституция была демократией, а по отношению к массе зависимого населения-олигархией.т. е. господством немногих. Число равноправных спартиатов исчислялось в девять или десять тысяч человек. Община равных представляла военную общину с коллективной собственностью и коллективной рабочей силой. Все члены общины считались равноправными. Материальную основу общины равных составляла земля, обрабатываемая покоренным населением-илотами.

Строй древней Спарты в главном представляется в таком виде. Издавна спартанцы делились на три дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат принадлежал к какой-либо филе. Но чем дальше, тем все больше родовой строй вытеснялся государственным и родовые деления сменялись территориальными. Спарта делилась на пять об. Каждая оба представляла собой деревню, а вся Спарта, по словам древних авторов, не была городом в собственном смысле, а представляла собой соединение пяти деревень.

Немало архаических черт сохраняла также и царская власть в Спарте. Спартанские цари происходили из двух влиятельных родов-Агиадов и Эврипонтидов. Цари (архагеты) командовали ополчением (причем в поход отправлялся один из царей), разбирали дела, касавшиеся, главным образом, семейного права и исполняли некоторые жреческие фупкпии. Высшим политическим органом в Спарте был Совет старейшин , или герусия. Герусия состояла из 30 человек-2 царей и 28 геронтов, избираемых народным собранием из влиятельных спартанских родов. Само народное собрание (апелла ) собиралось один раз в месяц, выносило решения по всем вопросам, касавшимся войны и мира, и выбирало членов герусии и эфоров. Институт эфоров (наблюдателей)- очень древний, восходящий еще к «долпкурговской Спарте». Первоначально эфорат был демократическим учреждением. Эфоры в количестве пяти человек выбирались народным собранием и были представителями всего народа-спар"тиатов. Впоследствии же (V-IV вв.) они выродились в олигархический орган, защищавший интересы верхнего слоя спартанского гражданства.

Функции спартанских эфоров были чрезвычайно обширны и разнообразны. От них зависел набор ополчения. Они сопровождали царей в поход и контролировали их действия. В их руках находилась вся высшая политика Спарты. Кроме того, эфоры обладали судебной властью и могли привлекать к ответственности даже царей, стремившихся расширить свои полномочия и выйти из-под контроля общины. Каждый шаг царей находился под контролем эфоров, выполнявших своеобразную роль царских опекунов.

Спартанская организация имеет много сходных черт с домами мужчин современных отсталых народов. Весь строй и вся жизш в Спарте имела своеобразный военный характер. Быт мирного времени спартанцев мало чем отличался от быта военного времени. Бблыпую часть своего времени спартанцы-воины проводили вместе в укрепленном лагере на горе.

Походная организация сохранялась и в мирное время. Как i походе, так.и во время мира спартанцы делились на эномотии- лагеря, занимались военными упражнениями, гимнастикой, фех тованием, борьбой, упражнениями в беге и т. д. и лишь на ноч) возвращались домой к своим семьям.

Каждый спартанец приносил из своего дома определенное количество продуктов для общих товарищеских обедов, носивших название сисситий, или фидитий. Дома обедали только жены и дети. Весь остальной распорядок жизни спартанцев также был целиком подчинен интересам всей общины. Чтобы затруднить возможность обогащения одних и разорения других свободных граждан, в Спарте был затруднен обмен. В ходу были только громоздкие и неудобные железные деньги. С. самого рождения и до конца


Гимнастические упражнения. Изображение на вазе из Ноли. В центре два кулачных бойца. Им дает указание , держа в руках длинный прут , руководитель. Слева юноша держит веревку , служащую для измерения

прыжка.

жизни спартанец не принадлежал самому себе. Отец новорожденного ребенка не мог его воспитывать без предварительного на то разрешения геронтов. Отец приносил своего ребенка геронтам, которые после освидетельствования ребенка либо оставляли его в"живых, либо отсылали в «апофеты», на кладбище в расщелине Тайгета. В живых оставляли только крепких и сильных, из которых могли выйти хорошие солдаты.

Военный отпечаток лежал и на всем воспитании спартанца. В основу этого воспитания был положен принцип: побеждать в сражении и повиноваться. Молодые спартанцы круглый год ходили без обуви и носили грубую одежду. Большую часть времени они проводили в школах (гимнасиях), где занимались физическими упражнениями, спортом и обучались грамоте. Спартанец должен был говорить просто, кратко, по-лаконски (лаконически).

Спартанские гимнасиасты пили, ели и спали вместе. Спали на жестких подстилках из тростника, приготовленных собственными руками без ножа. Для проверки физической выносливости подростков устраивались в храме Артемиды под религиозным предлогом настоящие бичевания. *3а экзекуцией наблюдала жрица, державшая в руках статуэтку бога, то наклоняя, то поднимая ее, указывая этим необходимость усиления или ослабления ударов.

На воспитание юношества в Спарте обращалось особое внимание. На них смотрели, как на главную силу спартанского строя как в настоящем, так и в будущем. С целью приучить юношество к выносливости, подросткам и юношам назначали трудные работы, которые они должны были /выполнять без всякого возражения и ропота. За поведением юношей вменялось следить не только властям, но и частным лицам под угрозой штрафа и бесчестия за нерадивость.

«Что касается юношества, то на него законодатель обратил особое внимание, считая, что для государственного благополучия имеет очень важное значение, если юношество будет воспитано надлежащим образом» .

Такому вниманию военному обучению, несомненно, способствовало и то обстоятельство, что Спарта являлась как бы военным лагерем среди порабощенного и всегда готового подняться на восстание населения окружающих областей, главным образом Мессении.

Вместе с тем крепкие физически и хорошо дисциплинированные спартанцы были прекрасно вооружены. Военная техника Спарты считалась образцовой во всей Элладе. Имевшиеся в Тай- гете большие запасы железа дали возможность широко развернуть производство железного оружия. Спартанское войско делилось на отряды (лохи, впоследствии моры) по пятисот человек. Мелкой боевой единицей была эномотия, состоявшая приблизительно из сорока человек. Тяжеловооруженные пехотинцы (гоплиты) составляли главную военную силу Спарты.

В поход спартанское войско отправлялось стройным маршем йод звуки флейт и хоровых песен. Спартанское хоровое пение пользовалось большой славой во всей Элладе. «В этих песнях было нечто, воспламенявшее мужество, возбуждавшее энтузиазм и призывавшее на подвиги. Слова их были просты, безыскусственны, но содержание их серьезно и поучительно».

В песнях прославлялись павшие в бою спартанцы и порицались «жалкие и нечестные трусы». Спартанские песни в поэтической обработке пользовались большой известностью во всей Греции. Образцом спартанских военных песен могут служить элегии и походные марши (эмбатерии) поэта Тиртея (VII в.), прибывшего в Спарту из Аттики и восторженно воспевавшего спартанский строй.

«Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха!

Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов.

Жизнь ненавистной считая и мрачных предвестников смерти Столько же милыми, сколь милы нам солнца лучи...»

«Славно ведь жизнь потерять, средь воинов доблестных павши,- Храброму мужу в бою ради отчизны своей...»

«Юноши, бейтесь же, стоя рядами, не будьте примером Бегства постыдного иль трусости жалкой другим!

Не покидайте старейших, # у коих уж слабы колена,

И не бегите, предав старцев врагам.

Страшный позор вам, когда среди воинов первый упавший Старец лежит впереди юных летами бойцов...»

«Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю,

Каждый на месте стоит, губы зубами прижав,

Бедра и голени снизу и грудь свою вместе с плечами Выпуклым кругом щита, крепкого медью, прикрыв;

Правой"рукой пусть он потрясает могучую пику,

Ногу с ногою поставив и щит свой о щит опирая,

Грозный султан-о султан, шлем-о товарища шлем,

Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть каждый дерется с врагами, Стиснув рукою копье или меча рукоять» 1 .

До самого конца греко-персидских войн спартанская фаланга гоплитов считалась образцовой и непобедимой армией.

Вооружение всех спартанцев было одинаково, что еще более подчеркивало равенство всех спартанцев перед общиной. Одеянием спартиатов служили багровые плащи, вооружение состояло из копья, щита и шлема.

Немалое внимание в Спарте уделялось также и воспитанию женщин, занимавших очень своеобразное положение в спартанском строе. Молодые спартанки до замужества занимались теми же самыми физическими упражнениями, что и мужчины,- бегали, боролись, бросали диск, бились в кулачном бою и т. д. Воспитание женщин рассматривалось как важнейшая государственная функция, ибо на их обязанности лежало рождение здоровых детей, будущих защитников родины. «Девушки-спартанки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко, .благодаря крепости своего тела» .

По выходе замуж спартанка всецело отдавалась семейным обязанностям-рождению и воспитанию детей. Формой брака в Спарте была моногамная семья. Но в то же время, как отмечает Энгельс, в Спарте сохранялось немало пережитков старинного группового брака. «В Спарте существует парный брак, видоизмененный государством в соответствии с местными воззрениями и во многих отношениях еще напоминающий групповой брак. Бездетные браки расторгаются: царь Анаксандрид (за 650 лет до н. э.), имевший бездетную жену, взял вторую и держал два хозяйства; около того же времени царь

Аристон, у которого были две бесплодные жены, взял третью, но зато отпустил одну из первых. С другой стороны, несколько братьев могли иметь общую жену; человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним... Действительное нарушение супружеской верности, неверность жен за спиною мужа, было поэтому неслыханным делом. С другой стороны, Спарта, по крайней

Девушка , состязающаяся в беге. Рим. Ватикан.

мере в лучшую свою эпоху, не знала домашних рабов, крепостные илоты жили обособленно в имениях, поэтому у спартиатов было меньше соблазна пользоваться их женщинами. Естественно поэтому, что в силу всех этих условий женщины в Спарте занимали гораздо более почетное положение, чем у остальных греков» .

Спартанская община создалась не только в результате длительной и упорной борьбы с соседями, но и вследствие своеобразного положения Спарты среди многочисленного порабощенного и союзного населения. Массу порабощенного населения составляли илоты , земледельцы, расписанные по клерам спартиатов группами по десять- пятнадцать человек. Илоты платили натуральный оброк (апофора) и несли различные повинности в отношении своих господ. В состав оброка входили ячмень, полба, свинина, вино и масло. Каждый спартанец получал 70 медимнов (мер), ячменя, спартанка-12 медимнов с соответствующим количеством плодов и вина. Не освобождались илоты и от несения военной службы. Сражения начинались обычно выступлением илотов, которые должны были расстраивать ряды и тыл противника.

Происхождение термина «илот» неясно. По мнению одних ученых, «илот» означает покоренный, захваченный в плен, а по мнению других, «илот» происходит от города Гелос, жители которого находились со Спартой в неравных, но союзных отношениях, обязывавших их к уплате дани. Но каково бы ни было происхождение илотов и к какой бы формально категории-рабов или крепостных-их ни относить, источники не оставляют сомнения,что фактическое положение илотов ничем не отличалось от положения рабов.

Как земля, так и илоты считались общинной собственностью, индивидуальная собственность в Спарте не была развита. Каждый полноправный спартиат, член общины равных и член боевой фаланги гоплитов получал от общины по жребию определенный надел (клер) с сидевшими на нем илотами. Ни клеры, ни плоты не могли быть отчуждаемы. Спартиат по своей воле не мог ни продать, ни освободить илота, ни изменить его взносы. Илоты находились в пользовании спартапца и его семьи до тех пор, пока он оставался в общине. Общее число клеров по числу полноправных спартиатов равнялось десяти тысячам.

Вторую группу зависимого населения составляли периэки, (или периойки)-«вокруг живущие»-жители союзных со Спартой областей. Среди периэков были земледельцы, ремесленники и торговые люди. По сравнению с абсолютно бесправными илотами периэки находились в лучшем положении, но они не имели политических прав и не входили в состав общины равных, но служили в ополчении и могли иметь земельную собственность.

«Община равных» жила на настоящем вулкане, кратер которого грозил постоянно разверзиться и поглотить всех на нем живущих. Ни в одном греческом государстве в такой резкой форме не проявлялся антагонизм между зависимым и господствующим населением, как в Спарте. «Все,-замечает Плутарх,- кто считает, что в Спарте свободный пользуется высшей свободой, а рабы суть рабы в полном смысле этого слова, совершенно правильно определяют положение» .

В этом причина вошедшей в поговорку консервативности спартанских порядков и исключительно жестокого отношения господствующего класса к бесправному населению. Обращение спартанцев с илотами было всегда сурово и жестоко. Между прочим илотов заставляли напиваться допьяна, и после того спартанцы показывали молодежи, до какого омерзения может довести пьянство. Нив одном греческом полисе антагонизм между зависимым населением и господами не проявлялся так резко, как в Спарте. Сплочению илотов и их организации не в малой степени способствовал самый характер их поселений. Илоты жнлп сплошными поселками на равнине, по берегам Эврота, сильно заросшим камышами, где они могли в случае надобности укрыться.

С целью предупреждения плотских восстаний спартанцы время от времени устраивали криптии , т. е. карательные экспедиции на илотов, уничтожая наиболее сильных и крепких из них. Сущность криптий состояла в следующем. Эфоры объявляли «священную войну» илотам, во время которой отряды спартанской молодежи, вооруженные короткими мечами, отправлялись за город. Днем эти отряды скрывались в глухих местах, ночью же выходили из засады и внезапно набрасывались на поселения илотов, создавали панику, убивали наиболее крепких и опасных из них и снова скрывались. Известны и иные способы расправы с илотами. Фукидид рассказывает, что во время пелопоннесской войны спартиаты собрали илотов, желавших получить за свои заслуги освобождение, надели им па головы венки в знак скорого освобождения, привели к храму, и после того эти илоты неизвестно куда исчезли. Таким образом сразу исчезло две тысячи илотов.

Жестокость спартанцев, однако, не предохраняла их от восстаний илотов. История Спарты полна крупными и мелкими восстаниями илотов. Чаще всего восстания происходили во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями и не могли с обычной зоркостью следить за илотами. Особенно сильно было восстание илотов во время второй месеенской войны, о чем говорилось выше. Восстание грозило смести самую «общину равных». Со времени мессенских войн и возникли криптии.

«Мне кажется, что спартанцы такими бесчеловечными сделались с тех. пор, когда в Спарте произошло страшное землетрясение, во время которого илоты восстали» .

Спартанцы изобретали всевозможные меры и средства, чтобы удержать исторически сложившийся общественный порядок в равновесии. Отсюда происходила их боязнь всего нового, неизвестного и выходящего из рамок привычного, строя жизни, подозрительвое отношение к иностранцам и т. п. И тем не менее жизнь все-таки брала свое. Спартанский порядок при всей его несокрушимости разрушался как извне, так и изнутри.

После мессенских войн Спарта пыталась подчинить и другие области Пелопоннеса, прежде всего Аркадию, но сопротивление горных аркадских племен заставило Спарту отказаться от этого плапа. После этого Спарта стремится обеспечить свое могущество путем союзов. В VI в. путем войн и мирных договоров спартанцам удалось добиться организации Пелопоннесского союза, который охватывал все области Пелопоннеса, кроме Аргоса, Ахайи и северных округов Аркадии. Впоследствии в этот союз вошел и торговый город Коринф, соперник Афин.

До греко-персидских войн Пелопоннесский союз был самым крупным и сильным из всех греческих союзов. «Сам Лакедемон после заселения его дорянами, живущими теперь в этой области, очень долго, насколько мы знаем, страдал от внутренних волнений. Однако с давних уже пор он управлялся благими законами и никогда не был под властью тиранов. В течение четырехсот с небольшим лет, протекших до окончания этой [пелопоннесской] войны, лакедемоняне имеют одно и то же государственное устройство. Благодаря этому" они стали могущественны и организовывали дела в остальных государствах» .

Спартанская гегемония продолжалась до Саламинской битвы, т. е. до первой крупной морской битвы, выдвинувшей на первый план Афины и передвинувшей экономический центр Греции с материка на море. С этого времени начинается внутренний кризис Спарты, в конце концов приведший к разложению всех вышеописанных учреждений древнеспартанского строя.

Порядки, подобные тем, какие наблюдались в Спарте, существовали и в некоторых других греческих государствах. Это касалось прежде всего областей, завоеванных дорянами, особенно городов о. Крита. По свидетельству древних авторов, Ликург заимствовал многое у критян. И действительно, в критском строе, который сложился после дорийского завоевания, известного нам по надписи из Гортины, немало общих черт со Спартой. Сохраняются три дорийские филы, существуют общественные обеды, которые в отличие от Спарты устраиваются на счет государства. Свободные граждане пользуются трудом несвободных земледельцев (кларотов ), которые во многом напоминают спартанских илотов, но имеют по сравнению с последними больше прав. У них есть собственное имущество; усадьба, например, считалась их собственностью. Они имели даже право на имущество господина, если у того не было родственника. Наряду с кларотами на Крите существовали и «покупные рабы», служившие в городских домах и не отличавшиеся от рабов в развитых греческих полисах.

В Фессалии положение, подобное спартанским илотам и критским кларотам, занимали пенесты, платившие оброк фессалийцам. В одном источнике говорится, что «пенесты передали себя во власть фессалийцев на основании обоюдной клятвы, согласно которой они ничего дурного не будут терпеть при работе и не уйдут из страны». О положении пенестов-а это же можно отнести к илотам и кларотам-Энгельс писал следующее: «Несомненно, крепостное отношение не является специфической средневеково-феодальной формой, мы встречаем его всюду, где завоеватели заставляют старых жителей обрабатывать землю-так было, например, в Фессалии в очень раннее время. Этот факт затемнил мне и многим другим взгляд на средневековое крепостничество. Было очень соблазнительно обосновать его простым завоеванием, таким образом все выходило необыкновенно гладко» 2 .

Фукидид, I, 18. ! Маркс и Энгельс, Письма, Соцэкгиз, 1931, стр. 346.

Похожие публикации