Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Двойной орарь. Награды русской православной церкви. Иерархия и облачения

Здравствуйте уважаемые!
Вчера мы с Вами начали говорить об институте диаконов в Русской Православной Церкви:
Сегодня предлагаю с этой темой закончить:-)
Итак...
3 атрибута, по которым можно узнать дьякона , и которые даются ему при хиротонии , это поручи, орарь и репиды.

Произошли от греческого слова ριπιδιον —веер и представляют собой особую церковную утварь в виде металлического или деревянного опахала на большой ручке и служат для определённых литургических действий. Форма бывает круглой, овальной или квадратной, обычно с изображением серафимов. Символически обозначают ангельские силы, о которых мы с Вами уже говорили вот тут вот, если интересно:

Поручи - это особого вида нарукавники, предназначенные для стягивания рукавов подрясника. Сделаны они в виде широких полос, которые стягиваются на внутренней стороне шнуром, а на внешней обязательно имею изображение креста. Аллегорически обозначают узы Христа.


Поручи

Наконец орарь - это длинная узкая лента, которая закрепляется диаконом на левом плече, так что один конец спускается на грудь или ниже, а другой на спину почти до самого пола. Символизирует орарь , как это не странно ангельские крылья.

Диакон с орарем

Часто можно видеть, что на диаконе надето 2 ораря особым способом - один, так как я описал выше, а второй от левого плеча к правому бедру. На таком двойном ораре вышито 7 крестов. Ну, так вот - это награда диаконам за беспорочную службу и обычно даруется через 5 лет служения. Но о наградах мы еще упомянем с вами чуть-чуть позднее.

Двойной орарь

Кроме вышеуказанных 3 атрибутов диакона нужно упомянуть и еще об одном виде одеяния, которое обязательно для всех священнослужителей (да и для многих церковнослужителей) при проведении священнодействий - о стихаре . Если ряса и подрясник, о которых мы с вами говорили ранее, одеваются в повседневной жизни, то стихарь обязателен для богослужений.

Стихарь диакона
диакона представляет собой длинную тунику с широкими рукавами и разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Он надевается поверх подрясника и символизирует одежду спасения, отчего и шьётся из материи светлых или ярких тонов. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют рану в ребре Иисуса Христа, а плечи, если они сделаны из материи другого цвета - язвы от его бичевания. носится поверх стихаря.

Иеродиакон Сретенского монастыря Серафим.

С диаконом вроде бы разобрались. А кто такие иеродиаконы и прочие чины, которых я упомянул ранее. Тут все просто. Иеродиакон (или черный диакон)- это монах в чине диакона, который также помогает священнику (иеромонаху), но в монастыре. Протодиакон - это главный диакон в епархии, титул который дается обычно за 10-15 лет беспорочной службы и (или) за особые заслуги перед Церковью. В армии дается медалька, а вот в церкви вариант награждения вот такой вот.

Протодиакон Николай Попович

В протодиаконы часто выбираются люди с хорошим голосом и идеальным слухом, так как пение оных должно услаждать слух, как клира, так и мирян. Отличает протодиакона особый орарь , отличающийся от двойного наличием девяти (а не семи) крестов и слов «Свят, свят, свят » и богатой вышивкой. К протодиакону следует обращаться «Ваше высокоблаговестие».

Протодиаконский орарь

Самым известным протодиаконом РПЦ ныне является небезызвестный Андрей Кураев, о котором я расскажу отдельно попозже (решил потом еще пост написать о ключевых фигурах современной Русской Православной Церкви).

Протодиакон Андрей Кураев в облачении

Аналогичная фигура в монастыре называется архидиакон . Это старший над иеродиаконами и главный помощник игумена (настоятеля монастыря). Это очень высокий сан для монаха и получит его можно не менее чем за 40 лет беспорочной службы указом Святейшего Патриарха. К таким монахам можно (и даже, наверное, нужно) обращаться «Ваше Высокопреподобие».

Но есть еще и так называемый Патриарший архидиакон , то есть диакон (или что гораздо чаще протодиакон ), служащий при Святейшем Патриархе. Он относится к белому духовенству, несмотря на свое название. В данный момент Патриаршим архидиаконом является заслуженный и уважаемый человек, участник ВОВ Андрей Лазаревич Мазур. О нем я также упомяну в посте о персоналиях РПЦ.

Патриарший архидиакон Андрей Мазур

Чуть-чуть предлагаю остановиться на головных уборах. Думаю, не раз вы наблюдали на службе, что помощники священников и епископов о коих, надеюсь, после прочтения моих скромных трудов, вы уже имеете некоторое представление, надевают особые головные уборы в виде цилиндра. Так вот этот головной убор называется камилавка . И если иеродиакон носит его во время богослужения и это самый головной убор всегда черного цвета, то вот представителям «белого духовенства» - диаконам и протодиаконам камилавка даруется как иерархическая награда, причем чаще всего фиолетового цвета (реже другого), но только не черного. Камилавка надевается по особым случаям, и порядок ее ношения урегулирован не хуже армейского устава. Для диакона существует 3 вида иерархических наград. Сначала - двойной орарь, затем сан протодиакона и наконец, фиолетовая камилавка.


Камилавка

Под конец я решил упомянуть еще и титул, который не относится к священнослужителям, но очень близок к этому. Это иподиакон (или подьячий). Это церковнослужитель, но помогающий непосредственно епископу (архиерею) во время священнодействий, над которым епископ произвел особый обряд - хиротесию (мы с вами о ней говорили). Этакий укороченный вариант хиротонии , совершенный не в алтаре, а в самом храме и при котором служитель церкви не получает дара священства.
Иподиакона можно узнать по особым образом надетому орарю - он надевается крестообразно через оба плеча. Часто из иподиаконов переходят в диаконы .


Иподиакон

Вот, собственно говоря, все, что я хотел рассказать о первой степени священства РПЦ. Надеюсь, не утомил Вас.
Продолжение следует на следующей неделе….
Приятного времени суток!

Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. Награждение богослужебно-иерархическими наградами регулируется «Положением о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском соборе 4 февраля 2011 года. «Положение об орденах, медалях и грамотах Русской Православной Церкви» в настоящий момент находится в разработке.

Богослужебно-иерархические награды, согласно регламентирующему их положению, – это «форма поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием - в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах». К ним относятся:

  • повышение в сане;
  • особые элементы литургического облачения;
  • отличия при совершении богослужения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ

1. Награды диаконов:

  • двойной орарь (не ранее чем через пять лет после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится на левом плече поверх стихаря. Также двойным орарем может быть награжден диакон, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протодиакона (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем; производится указом Патриарха Московского и всея Руси);
  • камилавка (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона; производится указом Патриарха Московского и всея Руси) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой протодиакон имеет право носить фиолетовую скуфью.

В сан архидиакона по должности возводят указом Патриарха старших иеродиаконов мужских монастырей (не ранее, чем через десять лет служения), а также протодиакона, возглавляющего диаконов при патриаршем служении.

2. Награды пресвитеров:

  • набедренник (не ранее чем через три года после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро. Также набедренником может быть награжден выпускник духовной семинарии или получивший степень бакалавра богословия при условии успешного окончания курса;
  • камилавка (для белого духовенства; не ранее чем через три года после награждения набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой священник имеет право носить фиолетовую скуфью. Также камилавкой может быть награжден выпускник духовной академии или получивший степень магистра богословия при условии успешного окончания курса;
  • наперсный крест (не ранее чем через три года после награждения камилавкой (монашествующих - набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей). Наперсным крестом также может быть награжден священник, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протоиерея (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или – в исключительных случаях – по должности и не ранее чем через десять лет после пресвитерской хиротонии). Эта и все последующие награды производятся указом Патриарха Московского и всея Руси;
  • палица (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея или через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера) – навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник - слева;
  • крест с украшениями (не ранее чем через пять лет после награждения палицей протоиереев или через семь лет – иеромонахов);
  • митра для протоиереев или сан архимандрита для монашествующих (не ранее чем через пять лет после награждения крестом с украшениями; при возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра) – носится исключительно во время богослужения;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (не ранее чем через пять лет после награждения митрой;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни). По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
  • патриарший наперсный крест (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград) – может носиться в качестве второго креста (в том числе и архиереями, награжденные патриаршим крестом до хиротонии). Награжденные патриаршим крестом имеют первенство чести перед клириками, не имеющими этой награды;
  • сан протопресвитера (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха).

Пресвитерской богослужебно-иерархической наградой, не входящей в последовательность награждения, является особый крест доктора богословия. Право ношения докторского креста предоставляется Святейшим Патриархом пресвитерам, защитившим диссертацию на соискание степени доктора богословия, а также докторов богословия, принимающим иерейский сан. Данный крест не может быть использован в качестве второго креста.

3. Награды епископата:

  • возведение в сан архиепископа (отличие – крест на клобуке);
  • возведение в сан митрополита (отличие – белый клобук с крестом).

Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются:

  • право ношения второй панагии в пределах своего канонического удела (правом ношения двух панагий обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины);
  • патриаршая панагия (независимо от выслуги лет и предшествующих наград);
  • право преднесения креста за богослужениями (для митрополитов, имеющи право ношения двух панагий; правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах своего удела).

Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха.

Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах.

Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей :

  • возведение монахини в игуменское достоинство сразу после назначения Священным Синодом на должность настоятельницы монастыря (сопровождается возложением наперсного креста и вручением посоха). В случае оставления должости игуменское достоинство в память о понесенных трудах оставляется, но теряется право ношения наперсного креста и посоха;
  • для монахинь или игумений: возложение наперсного креста или креста с украшениями в качестве пресональной награды (за особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; право ношения сохраняется за монахиней или игуменией пожизненно);
  • для игумений: патриарший крест (в исключительных случаях, по инициативе и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград).

В своей речи на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в феврале 2011 года в Москве, Патриарх Кирилл сказал: “нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней”.

Вот вам кусочек моей научной работы.

В качестве награды для диаконов, в нашей церкви используется двойной орарь, состоящий из двух орарей, которые закрепляются на плече следующим образом. Передняя половина "нижнего" ораря на правом боку фигуры диакона соединяется с половиной "верхнего" ораря, которая оказывается сзади. Существует два основных варианта этого соединения: "внахлест" - концы орарей имеют естественный вид (с лентой и бахромой) – этот вариант более каноничный и отвечающий самой идее двух орарей; и соединение "углом" – орари на боковой части сшиваются сразу после кроя, и отделываются галуном – получается "большой", а не "двойной" орарь.
На двойной орарь, как правило, нашивается 7 крестов, а не 14, как можно было бы предположить – вероятно, этим подчеркивается идея одного целого (единого) предмета облачения диакона. Кресты располагаются следующим образом: два на передней части ораря, два на задней, по одному на «диагональных» частях, и один крест на скрещении орарей (на правом боку).
Кроме того, существует большое количество вариантов украшения двойного ораря, которые несут как символически-смысловую (изображение херувимов, надписей «святъ, святъ, святъ»), так и чисто декоративную нагрузку (растительные или геометрические орнаменты), при соединении «углом» нередко к этому соединению пришивается кисть.
Поскольку двойной орарь иногда шьется отдельно от стихаря (нередко из более богатой, чем стихарь, ткани – чтобы подчеркнуть значение этого предмета, как награды) возможна проблема крепления ораря к стихарю – «петля и петля» или «пуговица и пуговица». Решить эту проблему с двойным орарем проще, чем с обычным – достаточно на плече, в месте будущего крепления орарей к стихарю пришить не по две петли (по две пуговицы), а на одной стороне - петлю, а на другой пуговицу. Затем пуговица продевается в петлю, и орарь становится универсальным – если на стихаре петля, то продеваем в нее пуговицу, а если на стихаре пуговица – надеваем на нее петлю.

ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНА
(ОБЛАЧЕНИЕ ИЕРОДИАКОНА, ДЬЯКОНА, ДИАКОНСКОЕ, ДЬЯКОНСКОЕ)

Облачение дьякона (иеродиакона ) состоит из подрясника , поручей , стихаря и ораря .

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (диакона, иеродиакона ) с вышивкой .

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы . Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей . По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием . Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение , для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником , поверх которого надеваются прочие ризы . Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос , и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа , а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба , туника . Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий - alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

ОРАРЬ

Орарь (устар. - орарий ) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона . В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов , а также соответствующих им в черном духовенстве - иеродиаконов и архидиаконов . Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения . В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников .

ИСТОРИЯ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРАРЯ

Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю .

ОБЛАЧЕНИЕ В ОРАРЬ

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь . После облачения новопосвященного в стихарь , другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем . При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь , которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. - «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением. В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи ) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона .

ДВОЙНОЙ ОРАРЬ

В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду - право ношения двойного ораря . Один из двух орарей надет, как обычно у диакона , а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами. Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь , который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях , крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (облачения дьякона , диакона, иеродиакона , иподиакона, протодиакона, архидиакона ) с вышивкой , включая стихарь , орарь , поручи.

Ора́рь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная широкая лента.

В настоящее время двойной орарь является распространенной формой церковной награды для диаконов Русской Православной Церкви . Идея сделать его церковной наградой обсуждалась впервые в г. на страницах журнала "Руководство для сельских пастырей" известным историком и литургистом А.А.Дмитриевским . "К изменению нынешней обычной формы ораря "по подобию архидиаконского и протодиаконского" не может быть никакого препятствия, - писал он, отвечая па вопрос одного из заинтересованных читателей. - Наши епископы могут действительно награждать заслуженных диаконов этими орарями, которые почему-то присвоены у нас только архидиаконам и некоторым из протодиаконов. На Востоке вообще орарь диаконский доходит длиною до 7-ми аршин (почти 5 метров) и носится таким образом: диакон, возложив этот орарь на левое плечо, опускает его па правую сторону и, проведя под пряною рукою, снова возлагает па левое плечо и опускает конец до земли, причем смотрит, чтобы два крестика, находящиеся на ораре, лежали на его плече рядом" .

Похожие публикации