Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Эдвард Радзинский: Историей с «Матильдой» власть развлекает себя. Бедная «Матильда». Есть ли правда в скандальной истории любви Николая II О роли шпионов в развитии революции

Тема Матильды Ксешинской - выдающееся достижение современных политтехнологий. Использовать для киносценария роман цесаревича с балериной - это замечательная мысль! Я был просто в восторге от этого скандала! Поглядите - сегодня все умы в России который месяц обсуждают: что делал молодой человек Николай, который написал в своем дневнике: «Ушел утром от маленькой К.» Что он у нее делал? Ну, конечно же, он всю ночь рассуждал с ней о судьбах России, что же еще?!

Вообще, отношения с балеринами у людей высшего сословия в царской России были некой «гусарской традицией». Если составить список великих князей, которые жили с балеринами, то этот список получится очень длинным. Но Николай Второй - конечно, он же святой, поэтому он, естественно, с балеринами не жил.

На мой взгляд, тема «Матильды» уже умерла, и обществу нужно что-то новое - например, президентство Ксении Собчак. Главное, чтобы не было паузы в темах.

Когда я вижу скандал вокруг «Матильды», мне, вот честное слово, хочется смеяться. Ну, господа, нельзя же вот так - в стране произошла великая революция, которая абсолютно не описана! Исторические источники о ней до конца не опубликованы, непонятен до конца даже момент с отречением Николая Второго от престола - все версии об этом крайне спорны. Крайне запутана и непонятна история Февральской революции, равно как и то, почему в предреволюционной России была фактически парализована власть. А мы, вместо того чтобы все это исследовать, занимаемся какой-то чушью - только потому, что кому-то понравилось нас сводить с ума вот таким способом!

Кому-то, видимо, очень понравилось, что вместо всех этих серьезнейших для истории вопросов мы занимаемся юношеским романом Николая и великой балерины! Я понимаю: сегодня у нас возник правящий класс, и ему хочется развлекаться, ему хочется веселиться. И Алексей Учитель, с точки зрения киношника, все сделал очень правильно - он избрал самую милую, веселую тему - Матильда, балет, юный царь… Возможно, все это будет невероятно приятно зрителям и почитателям его таланта.

Но главная беда, на мой взгляд, в том, что нынешний правящий класс просто не хочет беспокоиться. А ему беспокоиться надо, причем срочно - потому что «не все в порядке в датском королевстве». Абсолютно не все в порядке в стране!

Поэтому на месте сегодняшних власть предержащих я бы все-таки не развлекался с «Матильдой», а занялся бы делом. Например, я бы тщательно исследовал и обстоятельно обсудил истинные причины русской революции - вместо того, чтобы заниматься ерундовыми расследованиями.

Именно для сегодняшней власти принципиально, на мой взгляд, выяснить то, почему и как в какие-то три дня рухнула гигантская машина - с полицией, с сотнями тысяч патриотически настроенных граждан, с огромной боеспособной армией? Я бы пристально изучил и то, почему империя погибла буквально накануне победы - все документы говорят о том, что уже в конце 1917-го на всех фронтах намечался перелом, и Германия потерпела бы разгромное поражение. Все это можно прочитать даже в записках Черчилля.

Нынешней власти было бы очень полезно знать, почему весь этот ужас так быстро и неотвратимо произошел. И как вышло, что власть в огромной стране оказалась буквально брошенной на землю - за нее в какой-то момент решительно никто не держался. И почему оказалась настолько бездарной русская буржуазия, пришедшая к власти - та самая, которая находится у власти и сейчас. Только те люди еще и поголовно заканчивали Оксфорд, Кембридж, а многие из них говорили на четырех-пяти языках.

Понимаете, изучая прошлое, я изучаю не только настоящее, но еще и будущее. И каждый год в декабре я делаю свои прогнозы событий в государстве на следующий год - и эти прогнозы почти всегда сбываются! Это - главная причина, по которой я никому никогда их не показываю!

Нынешние властители должны четко знать, почему их предшественники век назад так глупо упустили страну. И почему они оказались абсолютно беспомощны перед большевиками, лишившись царских штыков. Они изо всех сил ругали власть, когда был порядок. Но, как только наступил беспорядок, они оказались никчемны, бездарны, и большевики просто подобрали власть - она же буквально валялась на земле! Все эти моменты сегодня намного важнее, чем мимолетный роман юного царя с балериной. Но власть сегодня, по-видимому, этого не понимает, и это потенциально очень опасно для страны.

Напомним, скандал вокруг фильма «Матильда» в ноябре 2016-го инициировала экс-прокурор Крыма, депутат Госдумы Наталья Поклонская. За прошедшее время она более 40 раз обращалась в надзорные органы с требованием проверить фильм Учителя на финансовую чистоту и не допустить его выхода в российский прокат. Ее поддержали несколько радикально настроенных патриотических организаций, которые организовали нападения на студию Алексея Учителя, офис его адвоката и кинотеатры. Однако Минкультуры РФ все же выдало фильму прокатное удостоверение, а Генпрокуратура РФ оставила за «Матильдой» право проката. Глава Владимир Мединский публично назвал шумиху вокруг ленты «намеренно нагнетаемой истерией».

В год 100-летия революции историки анализируют события вековой давности, строя догадки, как могла развиваться страна, не приди к власти большевики. Автор книг по истории России, ставших мировыми бестселлерами, Эдвард Радзинский посетил Петербург, чтобы рассказать о трагедии тех дней, роли главных исторических личностей и неминуемости тех или иных событий, содрогнувших страну в начале XX века.

О главном «революционере»

- Революция - это вселенский театр. Здесь вчерашний адвокат ведет на штурм, вчерашний художник руководит армиями, а ничтожество становится у власти. Многие слышали формулу, что «революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ею мерзавцы». Но здесь мудро опущено упоминание главного революционера. Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики и … власть! Главным революционером, как писал великий князь Александр Михайлович несчастному Николаю II, у нас является правительство, которое делает все, чтобы она состоялась.

Во время уже Февральских событий в Москве на лобном месте как-то собралась огромная группа слепых нищих. Они пели песни Смутного времени... В стране в то время только слепые понимали, что будет.

Самая умелая в добывании денег, самая хитрая, приспособленная годами жить нелегально, русская буржуазия была всегда отделена от власти. Получив эту власть, она не знала, что с ней делать. Троцкий замечательно сказал: после революции у нас не двоевластие, у нас двоебезвластие. Все занялись нормальной вещью: скупали дворцы, занялись деньгами, а надо было заниматься страной. У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита.

Эдвард Радзинский: « У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита». Фото: АиФ / Мария Соколова

О неизбежности отречения Николая II

Николай II понимал, что происходит. Атмосфера в стране была соответствующая. Даже глава монархистов Владимир Пуришкевич, выступая в Думе, говорил: нити от министров находятся в руках Распутина и царицы Александры Федоровны, которая «осталась немкой на русском престоле, чуждая стране и народу». А что говорил Александр Гучков и Павел Милюков? Слово «измена» ходило по всей армии. Царь отлично понимал, что у него два выхода - или царица, или отречение от престола. Другого выхода не было. Его называли «сумасшедший шофер, который ведет страну в пропасть»… Потом будет сказано, что великие князья ждали, что Дума инициирует действия, а Дума ждала нормального династического переворота. Поэтому рано или поздно, но отречение должно было состояться.

О роли Матильды Кшесинской

Одно из достижений современного политтехнолога - заставить страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, я готов аплодировать! Что делал молодой человек, записывая в дневнике: «Ушел утром от маленькой К»? Ясно, разговаривал с ней о судьбах России!

Если составить список, кто из великих князей жил с балеринами, то он будет длинный. Такая гусарская традиция.

О Великой Французской революции

У революций есть особенность - они все похожи. Большевики брали методы времен Великой французской революции. Они даже террор начали готовить раньше, потому что помнили, что это спасло дело во Франции. Художники повторяли стиль Жак-Луи Давида, делали гигантское полотно с Троцким, изображавшее заседание секции интернационала. Интересно, что Давид не мог выставить свою картину, потому что всех гильетинировали. То же самое произошло и с полотном, на котором был изображен Лев Давидович. Картина была экспонирована один раз и вскоре попала под запрет.

Революции похожи концом - они все убивают своих детей в обязательном порядке. Поэтому весь торжествующий зал обычно отправляется к расстрельной стенке или прямой дорожкой на гильотину.

О роли шпионов в развитии революции

Какова цена империи, которую могут сбросить шпионы - английские, немецкие или японские? Так сложилось, что мы никогда не виноваты, у нас всегда виноваты другие, кто плохо к нам относится, кто живет за нашими пределами. А мы несчастные. Правда, возникает вопрос, кто все это делал? Кто сбивал кресты с колоколен, вешал красные ленты? Это не мы, это все шпионы нас надоумили.

О предсказаниях

Каждый год я пишу себе предсказания на ближайшие 12 месяцев и никому их не показываю. Меня очень радует и печалит одновременно, что они сбываются. Я рассказываю историю, чтобы читатели могли сами делать эти предсказания. К сожалению, говоря о прошлом, я рассказываю не только о настоящем, но иногда и о будущем. В этом беда. Поэтому я этот труд продолжаю.

О Распутине

После выхода книги о Николае II на меня давили, чтобы я сразу написал о Распутине. Но я не мог приступить к работе, так как понимал - никакого Распутина не существует, есть лишь политическая фигура, которую одевают в зависимости от необходимости.

В этот момент Мстислав Ростропович купил на Sotheby"s сборник документов - следственные дела о Распутине. Возможно, они ушли из России, потому что в них были показания тех, кто любил Григория, был его сторонником или фанатиком. Посмотрев их, я понял, что портрет может сложиться, что на страницах я могу показать его живого. И я взялся за книгу. Она стала бестселлером, но плохо читалась. Дело в том, что в умах уже существовал другой образ Распутина. И он был могущественнее, чем этот - настоящий.

Работая с документами, я пытался поймать его настоящего. Было удивительно, что люди не могли его одинаково описать. Одни говорили «у него хлебные зубы», другие, что у него выпали зубы и остались одни черные точки. Одни утверждали, что он огромный, другие - что он приземистый и горбится. И это люди, которые наблюдали Распутина каждый день. Он менялся как хамелеон. По мере того, как я писал эту книгу, странице на 300-ой я признался, что не могу его поймать, что я все время ловлю какую-то его личину.

Но вот он однажды сидел на кровати дочери своего издателя и сказал: «Почему ты меня с нее не прогонишь? Я же черт». Здесь он говорит правду. Он мучился. Это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола.

Эдвард Радзинский: « Распутин - это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола». Фото: АиФ / Мария Соколова

Все эти записи меня потрясли. Но даже потом, после выхода книги, Распутин меня не отпускал. С Украины мне прислали еще один том из того же дела. И это потрясающие вещи. В них рассказывается, как к нему ходили чиновники и их жены через черную лестницу, потому что он уже стал символом темных сил. Как жена Витте ходила к нему, как они договаривались вернуть Витте (что, возможно, спасло бы империю). Это ужасно интересно, но надо бежать из этого плена, потому что еще раз погрузиться туда на три года, это тяжело.

В год 100-летия революции историки анализируют события вековой давности, строя догадки, как могла развиваться страна, не приди к власти большевики. Автор книг по истории России, ставших мировыми бестселлерами, Эдвард Радзинский посетил Петербург, чтобы рассказать о трагедии тех дней, роли главных исторических личностей и неминуемости тех или иных событий, содрогнувших страну в начале XX века.

О главном «революционере»

- Революция - это вселенский театр. Здесь вчерашний адвокат ведет на штурм, вчерашний художник руководит армиями, а ничтожество становится у власти. Многие слышали формулу, что «революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ею мерзавцы». Но здесь мудро опущено упоминание главного революционера. Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики и … власть! Главным революционером, как писал великий князь Александр Михайлович несчастному Николаю II, у нас является правительство, которое делает все, чтобы она состоялась.

Во время уже Февральских событий в Москве на лобном месте как-то собралась огромная группа слепых нищих. Они пели песни Смутного времени... В стране в то время только слепые понимали, что будет.

Самая умелая в добывании денег, самая хитрая, приспособленная годами жить нелегально, русская буржуазия была всегда отделена от власти. Получив эту власть, она не знала, что с ней делать. Троцкий замечательно сказал: после революции у нас не двоевластие, у нас двоебезвластие. Все занялись нормальной вещью: скупали дворцы, занялись деньгами, а надо было заниматься страной. У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита.

Эдвард Радзинский: « У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита». Фото: АиФ / Мария Соколова

О неизбежности отречения Николая II

Николай II понимал, что происходит. Атмосфера в стране была соответствующая. Даже глава монархистов Владимир Пуришкевич, выступая в Думе, говорил: нити от министров находятся в руках Распутина и царицы Александры Федоровны, которая «осталась немкой на русском престоле, чуждая стране и народу». А что говорил Александр Гучков и Павел Милюков? Слово «измена» ходило по всей армии. Царь отлично понимал, что у него два выхода - или царица, или отречение от престола. Другого выхода не было. Его называли «сумасшедший шофер, который ведет страну в пропасть»… Потом будет сказано, что великие князья ждали, что Дума инициирует действия, а Дума ждала нормального династического переворота. Поэтому рано или поздно, но отречение должно было состояться.

О роли Матильды Кшесинской

Одно из достижений современного политтехнолога - заставить страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, я готов аплодировать! Что делал молодой человек, записывая в дневнике: «Ушел утром от маленькой К»? Ясно, разговаривал с ней о судьбах России!

Если составить список, кто из великих князей жил с балеринами, то он будет длинный. Такая гусарская традиция.

О Великой Французской революции

У революций есть особенность - они все похожи. Большевики брали методы времен Великой французской революции. Они даже террор начали готовить раньше, потому что помнили, что это спасло дело во Франции. Художники повторяли стиль Жак-Луи Давида, делали гигантское полотно с Троцким, изображавшее заседание секции интернационала. Интересно, что Давид не мог выставить свою картину, потому что всех гильетинировали. То же самое произошло и с полотном, на котором был изображен Лев Давидович. Картина была экспонирована один раз и вскоре попала под запрет.

Революции похожи концом - они все убивают своих детей в обязательном порядке. Поэтому весь торжествующий зал обычно отправляется к расстрельной стенке или прямой дорожкой на гильотину.

О роли шпионов в развитии революции

Какова цена империи, которую могут сбросить шпионы - английские, немецкие или японские? Так сложилось, что мы никогда не виноваты, у нас всегда виноваты другие, кто плохо к нам относится, кто живет за нашими пределами. А мы несчастные. Правда, возникает вопрос, кто все это делал? Кто сбивал кресты с колоколен, вешал красные ленты? Это не мы, это все шпионы нас надоумили.

О предсказаниях

Каждый год я пишу себе предсказания на ближайшие 12 месяцев и никому их не показываю. Меня очень радует и печалит одновременно, что они сбываются. Я рассказываю историю, чтобы читатели могли сами делать эти предсказания. К сожалению, говоря о прошлом, я рассказываю не только о настоящем, но иногда и о будущем. В этом беда. Поэтому я этот труд продолжаю.


О Распутине

После выхода книги о Николае II на меня давили, чтобы я сразу написал о Распутине. Но я не мог приступить к работе, так как понимал - никакого Распутина не существует, есть лишь политическая фигура, которую одевают в зависимости от необходимости.

В этот момент Мстислав Ростропович купил на Sotheby"s сборник документов - следственные дела о Распутине. Возможно, они ушли из России, потому что в них были показания тех, кто любил Григория, был его сторонником или фанатиком. Посмотрев их, я понял, что портрет может сложиться, что на страницах я могу показать его живого. И я взялся за книгу. Она стала бестселлером, но плохо читалась. Дело в том, что в умах уже существовал другой образ Распутина. И он был могущественнее, чем этот - настоящий.

Работая с документами, я пытался поймать его настоящего. Было удивительно, что люди не могли его одинаково описать. Одни говорили «у него хлебные зубы», другие, что у него выпали зубы и остались одни черные точки. Одни утверждали, что он огромный, другие - что он приземистый и горбится. И это люди, которые наблюдали Распутина каждый день. Он менялся как хамелеон. По мере того, как я писал эту книгу, странице на 300-ой я признался, что не могу его поймать, что я все время ловлю какую-то его личину.

Но вот он однажды сидел на кровати дочери своего издателя и сказал: «Почему ты меня с нее не прогонишь? Я же черт». Здесь он говорит правду. Он мучился. Это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола.


Эдвард Радзинский: « Распутин - это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола». Фото: АиФ / Мария Соколова

Все эти записи меня потрясли. Но даже потом, после выхода книги, Распутин меня не отпускал. С Украины мне прислали еще один том из того же дела. И это потрясающие вещи. В них рассказывается, как к нему ходили чиновники и их жены через черную лестницу, потому что он уже стал символом темных сил. Как жена Витте ходила к нему, как они договаривались вернуть Витте (что, возможно, спасло бы империю). Это ужасно интересно, но надо бежать из этого плена, потому что еще раз погрузиться туда на три года, это тяжело.

Известный писатель, историк, драматург Эдвард Радзинский назвал глупостью и безумием скандальные события вокруг еще не вышедшего на экраны фильма “Матильда ” , за и против которого развернулась масштабная информационная кампания. "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" , - сказал Радзинский в интервью Владимиру Познеру на Первом канале в программе “Познер ” .

Отвечая на вопрос Познера, писатель отметил: "Вы хотите, чтобы я сказал нашу любимую формулу: я этот фильм не видел, но хочу вам сказать..."

"Женщина, прелестная, красивая женщина - вы спрашиваете меня накануне Дня влюбленных, как я отношусь к красивой женщине по поводу фильма, который она не видела - я вам отвечаю: женщина-красавица всегда права, даже если она прокурор" , - не без иронии сказал Радзинский.

"Дальше наступает наша история, потому что она прелестна, - продолжил с улыбкой драматург. - Множество ревнителей веры почему-то вмешиваются в роман, который произошел сто лет назад, с полной яростью... Они тоже не видели фильм. Это же прелестно: они хотят заклеймить фильм, который они не видели" .

Радзинский также добавил, что хотел бы увидеть судебное заседание, где помимо прочего будет адвокат, который тоже не видел этот фильм. "Я готов быть свидетелем - фильм, который я тоже не видел тоже готов его защищать, или нападать" , - отметил он и уже серьезно добавил, что вся эта ситуация свидетельствует о том, что "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" .

"Вы понимаете, это безумие, которое постепенно овладевает..." , - подчеркнул Радзинский.

В этой связи он напомнил о скандале вокруг выставки Вадима Сидура , где молодые люди совершили погром. "Приходят мускулистые молодые люди и начинают рушить. Сидур, к сожалению, защитить свои работы не может. Он умер. Умер он немножко рано, потому что он воевал, и на войне был очень ранен... Он не может им объяснить, что Христос, которого он представил - этот тот Христос, который видел Освенцим, который видел Бабий Яр.. что он так ему мерещится" , - сказал Радзинский.

По его словам, совершенно все равно, что погромщики не вдаются в такие подробности, но его очень пугает, что это не интересно, похоже, никому.

Радзинский считает, что совершивших налет на ту выставку не нужно отправлять за решетку. "Вы просто возьмите с них деньги. Потому что мы живем в этом страшненьком мире, который называется мир денег. Возьмите у них деньги за скульптуру - она стоит немножко - 70 тысяч долларов, я узнавал. И уверяю вас, вдруг вера, тишина - все наступит, никого не нужно будет учить" , - сказал он.

"Заканчивая об этой глупости... первые уроки истории я получил, стоя за дверью. К отцу приходил Юрий Карлович Олеша, они разговаривали, а я тихо подслушивал. И там среди прочего Олеша сказал цитату, и я 14-ти лет ее к сожалению и ужасу запомнил. Он сказал: Хорошо было Ною, в его жизни был всего один потоп. Правда, потом пришел Хам, но ведь тоже всего один. У нас Хамов много" , - заключил Радзинский.

Похожие публикации