Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Энерго и ресурсосбережение в промышленности. Ресурсосберегающие технологии и ресурсы. на тему: Ресурсосберегающие технологии и ресурсы

Никитин Е.Е.

Учебное пособие

Санкт-Петербург

УДК 66.0:338(075.8)

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве учебного пособия по спец. 080502(5), 080502(н), 080500.

Рецензенты:

зав. кафедрой технологии нефтехимических и углехимических производств СПбГТИ (ТУ) д. хим. наук, проф. В.М. Потехин

зав. кафедрой современного естествознания и экологии СПбГИЭУ засл. деятель науки РФ, д. техн. наук, проф. И.С. Масленникова

засл. деятель науки РФ, д.э.н., проф. Ильинский А.А.

Обобщен научно-теоретический и практический опыт применения энерго- и ресурсосберегающих технологий в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающих отраслях. Рассмотрено состояние и перспективы развития сырьевой и энергетической базы отраслей химического комплекса, отражены важнейшие направления снижения материало- и энергоемкости химических производств.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060502/5 – Экономика и управление на предприятии химической промышленности, 080502(н) - Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности, 080500 - Менеджмент (бакалавры).

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502(5) - Экономика и управле­ние на предприятии химической промышленности, 080502(н) – Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности, и по направлению 080500 – Менеджмент (бакалавры) при изучении дисциплин «Ресурсосберегающие технологии в химической про­мышленности», «Ресурсосберегающие технологии в нефтегазохимическом комплексе» и «Ресурсосберегающие технологии». Оно мо­жет быть также полезно для работников предприятий, в первую очередь при переподготовке и повышении квалификации.

В учебном пособии сделана попытка обобщения состояния на­учного и практического опыта в области путей рационального ис­пользования природных минерально-сырьевых и топливно-энерге­тических ресурсов. Необходимость издания настоящего пособия можно объяснить первостепенным значением для экономистов-менеджеров знаний основ энерго- и ресурсосбережения (ЭиРС) с целью повышения эффективности химических производств и полу­чения конкурентоспособных химических продуктов. Кроме того, пособие преследует цель расширения и углубления уровня инже­нерно-технологической подготовки экономистов-менеджеров про­изводственной сферы. Важным обстоятельством является также от­сутствие единого учебника или пособия по основным проблемам ресурсосбережения для подготовки экономистов-менеджеров.

Пособие включает в себя семь разделов. В первом разделе дан краткий анализ состояния энерго- и ресурсосбережения в отечест­венной химической промышленности, рассмотрены критерии энер­го- и ресурсосбережения и принципы решения проблем ЭиРС.

Во втором разделе рассмотрены вопросы рационального ис­пользования сырья и материалов; в третьем разделе - вопросы пер­спектив химической переработки природного газа - альтернативно­го нефти сырья; в четвертом - вопросы энергосбережения в хими­ческой промышленности. Пятый и шестой разделы посвящены рас­смотрению состояния и перспектив наиболее приоритетных на­правлений ЭиРС - создания и совершенствования реакционно-массообменных аппаратов в химической технологии и каталитических технологий. Состоянию и проблемам ЭиРС в нефтеперерабаты­вающей промышленности посвящен седьмой раздел.

Основные задачи пособия следующие:

Анализ основных проблем минерально-сырьевого и топлив­но-энергетического секторов экономики;

Освоение путей решения проблемы полного использования
сырья;

Освоение направлений рационального использования энер­гии и энергоносителей в химической технологии;

Более подробное рассмотрение приоритетных путей реше­ния проблем энерго- и ресурсосбережения (каталитические техно­логии, энерготехнология и др.).

В основу настоящего учебного пособия положены материалы учебников, монографий, обзоров таких авторитетных ученых, как В. С. Бесков, 3. Н. Березина, А. М. Кутепов, И. Л. Лейтес, В. М. Потехин, Р. С. Соколов, П. Д. Саркисов, Г. А. Ягодин и др.

Введение……………………………………………………….
Глава 1 Состояние и пути решения проблем энерго- и ресурсосбережения……………………………………………...
Контрольные вопросы к главе 1……………………………..
Глава 2 Ресурсы. Рациональное использование сырья и материалов………………………………………………………..
2.1 Современные проблемы минерально-сырьевого комплекса………….……………………………………………….
2.2 Химическое сырье………………………………………...
2.3 Концепция полного использования сырья………………
Контрольные вопросы к главе 2……………………………..
Тестовые задания к главе 2…………………………………...
Глава 3 Природный газ как альтернатива нефти……………
Контрольные вопросы к главе 3……………………………..
Тестовые задания к главе 3…………………………………..
Глава 4 Состояние и пути энергосбережения в химической технологии……….……………………………………………
4.1 Характеристика топливно-энергетических ресурсов…..
4.2 Направления рационального использования энергии в химической технологии………………………………………
4.3 Энерготехнологическое комбинирование химических производств……………………………………………………
Контрольные вопросы к главе 4……………………………..
Тестовые задания к главе 4…………………………………..
Глава 5 Современные реакционно-массобменные процессы – важное направление в энерго- и ресурсосбережении...
Контрольные вопросы к главе 5……………………………..
Тестовые задания к главе 5…………………………………..
Глава 6 Каталитические технологии и энерго- и ресурсосбережение……………………………………………………..
6.1 Классификация гетерогенно-каталитических процессов. Основные свойства промышленных катализаторов…..
6.2 Современные каталитические технологии……………...
Контрольные вопросы к главе 6……………………………..
Тестовые задания к главе 6…………………………………...
Глава 7 Состояние и проблемы энерго- и ресурсосбережения в нефтеперерабатывающей промышленности…………
Контрольные вопросы к главе 7……………………………..
Тестовые задания к главе 7…………………………………..
Библиографический список………………………………….
Ответы к тестовым заданиям………………………………...
Терминологический словарь…………………………………

Введение

В середине XX столетия в российской и зарубежной литературе появился термин «ресурсология». К настоящему времени это уже сформировавшаяся наука, изучающая динамическое состояние (добыча, подготовка, переработка и т.д.) всех видов ресурсов с учетом временных, антропогенных, экологических, экономических, социальных и других факторов .

Важнейшей задачей ресурсологии является разработка путей рационального использования всех видов ресурсов (природных, топливно-энергетических, материальных, финансовых). Под ресурсосбережением понимается комплекс мер, которые направлены на создание условий рационального использования всех видов ресурсов, удовлетворение прироста роста потребности в них народного хозяйства в целом, отдельных отраслей или предприятий, главным образом за счет экономии.

Базой ресурсосбережения является комплексное использование природных, материальных и энергетических ресурсов, максимальное устранение потерь и нерациональных расходов, наиболее полное вовлечение в производственный оборот вторичных материальных и энергетических ресурсов, попутных продуктов, отходов производства и, наконец, создание малоотходных или безотходных производств.

Объективная необходимость ресурсосбережения определяется переходом производства к рыночным отношениям и стремлением к снижению себестоимости производимой продукции для достижения максимальной прибыли.

Основными показателями, характеризующими ресурсосбережение являются материалоемкость и энергоемкость.

Материалоемкость производства характеризует уровень совокупных материальных затрат в денежном выражении на единицу продукции (работы). Энергоемкость – натуральный показатель суммарного расхода котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии, приведенный к единому эквиваленту – тонна условного топлива (т.у.т.).

Экономическая эффективность рационального использования материальных ресурсов определяет количественное значение годового эффекта от внедрения мероприятий по экономии сырья, материалов, топлива и энергии за вычетом затрат, непосредственно связанных с процессом реализации научно-технического прогресса, но не предусмотренных реконструкцией производства или заменой оборудования, выработавших свой моторесурс.

Экономия материальных ресурсов подразумевает повышение интенсивности их использования, т. е. снижение удельного расхода (фактического расхода в натуральных единицах измерения на единицу продукции или работы) по сравнению с расходом в предыдущем периоде.

Интенсивно развивающиеся отрасли химического комплекса в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям должны обеспечить не только планомерный прирост продукции (и тем самым увеличить энергетический потенциал народного хозяйства), но и добиваться, не снижая качества, удешевления ее производства за счет повышения эффективности использования сырья и материальных затрат. Актуальность ресурсосбережения и, в первую очередь, всесторонней экономии материальных ресурсов определяется не столько ограниченностью их в природе, а потому дефицитностью, сколько нерациональным использованием и бесхозяйственностью, увеличивающими рост материалоемкости и себестоимости конечной продукции, а также снижение рентабельности производства.

Защита окружающей среды от загрязнений промышленными выбросами – одно из важнейших требований, предъявляемых к современным химическим производствам. Решение проблем защиты окружающей среды возможно только на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрения малоотходных и безотходных производств.

В учебном пособии сделана попытка обобщения состояния научного и практического опыта в области путей рационального использования природных, топливно-энергетических и материальных ресурсов. Большое внимание в пособии уделено изучению принципов решения проблем энерго- и ресурсосбережения (ЭиРС), т.е. создания безотходных (малоотходных) технологий. При подготовке настоящего пособия были использованы материалы, изложенные в учебниках, учебных пособиях, монографиях, обзорах таких авторитетных авторов, как Бесков В.С., Березина З.Н., Кутепов А.М., Лейтес И.Л., Потехин В.М., Соколов Р.С., Саркисов П.Д., Ягодин Г.А. и др.

Пособие включает в себя семь разделов. Первый - краткий анализ состояния энерго- и ресурсосбережения в отечественной химической промышленности, рассмотрение критериев энерго- и ресурсосбережения и принципов решения проблем ЭиРС.

Во втором разделе рассмотрены вопросы рационального использования сырья и материалов. В третьем разделе – вопросы перспектив химической переработки природного газа – альтернативного нефти сырья. В четвертом – вопросы энергосбережения в химической промышленности. Пятый и шестой разделы посвящены рассмотрению состояния и перспектив наиболее приоритетных направлений ЭиРС - созданию и совершенствованию реакционно-массобменных аппаратов в химической технологии и каталитическим технологиям. Состоянию и проблемам ЭиРС в нефтеперерабатывающей промышленности посвящен седьмой раздел.

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ (ЭиРС)

Химическая промышленность наряду с энергетикой, металлургией, машино- и приборостроением определяет экономический потенциал государства. Россия, обладающая колоссальными запасами сырьевых и энергетических ресурсов, создала мощную многопрофильную химическую промышленность. В российской химической, нефтехимической и биохимической промышленности наметилась определенная оживленность производства, особенно по некоторым видам ВМС, кормовому белку и др. однако, эта положительная тенденция может не получить должного развития без обновления производственных фондов, создания высокотехнологических процессов с существенным снижением сырьевых и энергетических ресурсов. Только это позволит российской химической промышленности стать конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Как известно, продукция химического комплекса характеризуется повышенным сырьевым и энергетическим индексом. В частности, доля материального компонента (сырье, топливо, материалы и др.) в структуре затрат на производство достигает 70%. На период 1998-1999 г.г. в структуре себестоимости химической и нефтехимической продукции удельный вес сырья и материалов составил ~ 42%, а энергоресурсов более 20%.

Таким образом, становится очевидным, что существенного снижения себестоимости химической продукции невозможно добиться без воздействия на сырьевую и энергетическую составляющие.

Анализируя показатели сравнительных технико-экономических показателей по энерго- и ресурсосбережению некоторых производств базовых химических продуктов в России и Зарубежье, необходимо отметить, что энергопотребление в России превышает зарубежное от 20% (производство кальцинированной соды) до 60% (каталитический крекинг). Аналогичная ситуация и с использованием сырья (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Технико-экономические показатели по энерго-

Проблема снижения энергетических затрат, проблема энергосбережения становится все более актуальной в мировом аспекте. Особенно актуальна эта проблема для российской экономики, поскольку в России энергоемкость промышленного производства и социальных услуг оказывается во много раз выше общемировых показателей. Эта проблема еще более обостряется в связи с постоянным увеличением в нашей стране стоимости энергоносителей: природного газа, нефтепродуктов, электроэнергии и т.д. В себестоимости продукции в России доля энергозатрат часто становится доминирующей. В связи с этим конкурентоспособность отечественной продукции все больше зависит именно от экономного расходования энергетических ресурсов. Подавляющую часть энергоресурсов представляют в настоящее время так называемые невозобновляемые источники энергии в виде органических минеральных топлив. Это природный газ, нефть, уголь, торф и другие виды топлив.

Использование этих топлив как энергетических источников приводит и к значительным выбросам как парниковых газов, так и вредных веществ (пыли, оксидов серы и азота и т.д.). Поэтому проблема энергосбережения тесно связана с решением ряда важных экологических проблем, в том числе и глобальных.

При решении проблем энергосбережения важно определить основные стратегические подходы и методы рационального использования энергоресурсов, которые могут быть как общими для всей экономики, так и специфичными для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Среди таких наиболее общих подходов в стратегии энергосбережения можно было бы назвать применение ресурсосберегающих технологий в сфере энерготехнологических объектов, использование методов математического моделирования и оптимизации при проектировании и реконструкции предприятий различных отраслей промышленности, замену дорогостоящих энергоемких видов энергоносителей, таких как электроэнергия, кокс на более дешевые, в частности, на природный газ, все более широкое использование возобновляемых источников энергии - ветра, солнца, биомассы и др.

Несмотря на имеющуюся литературу по проблемам энергосбережения, в том числе и выпускаемые периодические журналы, все же освещение этих вопросов остается недостаточным. Это затрудняет как принятие обоснованных решений в области энергосбережения, так и обеспечение соответствующего кадрового сопровождения.

Необходимо изучить блок вопросов, связанных с законодательно-правовой базой в энергосбережении, стандартами, лицензированием, паспортизацией, энергоаудитом, нормированием и тарифообразованием на энергоносители.

В курсе дисциплины “Энерго- и ресурсосбережение” отражены основные направления экономии энергоресурсов в топливо- и электропотребляющих установках. Существенное внимание уделено освещению теоретической базы энергосбережения, напрямую связанной с рациональным использованием энергоресурсов - обобщенной теории эффективностей процессов тепломассообмена и современным методам математического моделирования этих процессов.

В курсе лекций особое внимание уделено вопросам, связанным с определением энергоёмкости продукции, с оценкой основных факторов энергоемкости, что особенно важно для решения задач снижения энергозатрат в нашей стране и приближению к мировому уровню.

Полно и на достаточно современном уровне представлены также рекомендации по энергосбережению в самых различных сферах народного хозяйства – в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве.

В учебном процессе основное внимание уделяется именно российским проблемам энергосбережения, которые часто являются более острыми и злободневными, чем это имеет место на Западе.

Можно полагать, что представленный конспект лекций по полноте охвата и значимости проблем заметно восполнит тот пробел, который существует в настоящее время в области литературы по энерго- и ресурсобережению. Конспект может быть использован для решения актуальных задач рационального использования и экономии энергоресурсов, а также для повышения квалификации специалистов в области энергосбережения.

Одна из особенностей современной жизни в России - это формирование определенной системы и структуры по рациональному снабжению и потреблению энергии, которую можно назвать также проблемой энергосбережения. Такая проблема была всегда, но на протяжении десятилетий она оставалась инициативной и периодически директивной. В настоящее время ситуация изменяется коренным образом.

Государственной Думой 13 марта 1996 года принят Федеральный закон N228-Ф3 “Об энергосбережении”, который ставит своей целью регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Опыт освоения рыночных отношений последнее десятилетие показал, что Россия оказалась не готовой по своим показателям энергоэффективности быть достойным конкурентом в едином мировом экономическом пространстве.

В связи с этим, проблема энергосбережения стала остро актуальной в различных отраслях промышленности - определяя в немалой степени и конкурентоспособность нашей продукции, и устойчивость всей экономики.

Жизнь заставляет нас жить по правилу - расходовать как можно меньше энергии, используя ее рационально и эффективно.

За последние годы принято большое количество самых различных нормативных актов, напрямую или косвенно связанных с энергосбережением, накоплен определенный опыт, сложилось несколько конкретных направлений формирования энергосберегающей политики на региональном уровне.

Все это требует подготовки высококвалифицированных специалистов по проблемам энергосбережения, знающих законодательные и нормативные положения по рациональному использованию энергии, умеющих на практике предлагать конкретные рекомендации.

На наш взгляд, задача рационального и эффективного использования энергоресурсов в конечном счете должна стать одной из общенациональных идей, имеющей не только техническое, экономическое, но и политическое значение.

Таким образом, все более возрастающее внимание к проблемам энергосбережения вызывает необходимость изучения средств и методов решения данной проблемы, обеспечивающих исследование эффективности проводимых мероприятий, их обоснованный выбор, научный подход к анализу и оптимизации принятых решений.

Таким научным подходом является теория тепломассообменных эффективностей энерготехнологических процессов, включающая анализ органически сочетающихся тепловых и физико-химических (массообменных) процессов на базе термодинамических подходов.

В течение ряда десятилетий наша страна занимала ведущее место в мире в плане создания и применения математических моделей тепломассообменных процессов.

Особенно важны в настоящее время разработки по методам оценки энергоемкости продукции и про ведение анализа по ее снижению. В частности, российскими учеными впервые предложен сквозной (полный) энергетический анализ в рамках разработанного диссипационного метода оканчивается не только оценкой энергоемкости продукции, но, в соответствии с теорией тепломассообмена, определением глобального энергетического к.п.д. энерготехнологических процессов.

Этим проблемам уделяется все возрастающее внимание и за рубежом. Об этом свидетельствует, большой успех разработанной в Манчестере под руководством профессора Б. Линнхофа так называемая пинч-технология, направленная на оптимальное построение сложных систем теплообмена. Эта система широко внедрена в промышленности целого ряда стран. Несмотря на то, что эта методика часто имеет серьезные недостатки связанные с точностью решения.

На актуальность проблемы указывают также ежегодные международные конференции серии ECOS, регулярные международные круглые столы, Всемирный энергетический конгресс в Лас-Вегасе и так далее. Широко используются также эксергетический метод анализа энергетических потерь и другие методы, основанные на втором законе термодинамики. Этим методам также будет уделено определенное внимание в процессе обучения.

Данный курс органически сочетает представление нормативных материалов, теоретических подходов и конкретных рекомендаций по энергосбережению в отдельных отраслях производства и коммунального хозяйства. Следует все же отметить практическую невозможность ответить на все вопросы, касающиеся конкретных объектов и процессов промышленного производства в данном курсе, поэтому ряд вопросов выносится для самостоятельного изучения. Отдельные сферы производственной деятельности будем описывать достаточно схематично. Но при этом представление о наиболее общих подходах к энергосбережению на основе теории энергетического и эксергетического анализа, на базе теории обобщенных эффективностей тепломассообменных процессов постараемся рассмотреть более детально.

Из последних отечественных изданий, касающихся вопросов энергосбережения в промышленности с большим количеством справочных материалов, следует отметить справочно-методическое пособие В.Г. Лисиенко, Г.Я. Вагина, Л.В. Дудникова, Е.А. Зенютича и др. Эти материалы представляют большой интерес в области промышленности.

Все представленные в курсе материалы тесно связаны между собой единой идеологией и неразрывны по своему содержанию. Большое внимание уделено рассмотрению стратегических проблем энергопотребления, законодательно-правовой базе, методикам энергоаудита, тепломассообменного и энергетического анализа, моделирования и расчета процессов тепломассообмена и оценки показателей эффективности.


Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предусматривается повышение урожайности зерновых культур в среднем по Российской Федерации до 21,3 ц/га. Это на 14% больше, чем в предшествующем (2002-2006 гг.) периоде.

Достижение прогнозируемых темпов роста социально- экономического развития села возможно при условии ускоренного перехода к применению новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий с учетом их зональных особенностей, улучшения финансового положения сельхозпроизводителей и материально-технической базы сельского хозяйства. Применение ресурсосберегающих технологий должно сопровождаться постоянным повышением плодородия почвы, учетом биологических особенностей районированных высокопродуктивных сортов интенсивного типа, использованием интегрированной защиты растений от сорняков, вредителей и болезней, формированием оптимального состава машинно-тракторного парка при высокопроизводительном его использовании, высокой квалификацией кадров, безукоризненным соблюдением технологической дисциплины. Что же такое ресурсосбережение и ресурсосберегающие технологии?

Ресурсосбережение- совокупность мер по бережливому и эффективному использованию фактов производства (капитала, земли, труда).

Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; снижения фондоёмкости и материалоемкости продукции; повышения производительности труда; сокращения затрат живого и овеществленного труда; повышения качества продукции; рационального применения труда менеджеров и маркетологов; использования выгод международного разделения труда и др. Способствует росту эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Р есурсосберегающие технологии- технологии, обеспечивающие производство продукции с минимально возможным потреблением топлива и других источников энергии, а также сырья, материалов, воздуха, воды и прочих ресурсов для технологических целей.

Ресурсосберегающие технологии включают в себя использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, а также рекуперацию энергии, замкнутую систему водообеспечения и т. п. Позволяют экономить природные ресурсы и избегать загрязнения окружающей среды.

Сегодня ресурсосбережение - одна из главных задач при разработке новых технологий в развитии любого производства. Для наглядности, составлен перечень современных ресурсосберегающих технологий .

Таблица 4 – Ресурсосберегающие технологии в зерновом производстве

Направление внедрения

Виды технологий

Эффект от внедрения

Стратегическое направление

Минимальные (Mini-Till) и нулевые (No-Till) технологии обработки почвы

Экономия затратной части технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Улучшение параметров использования влаги.

Увеличение сельскохозяйственного цикла.

Защита почвы от эрозии.

Технологии «точного земледелия» на основе системы ГЛОНАС

Экономия затрат при обработке почвы

Выдерживание экологических норм и ограничения без обусловленных потерь качества и прибыли

Повышение эффективности взаимодействия со службами защиты потребителя

Повышение эффективности применения минеральных удобрений

Включение в севооборот культур, предназначенных для использования в качестве биотоплива

Повышение экологических характеристик производства

Снижение энергоемкости производства

Экономическое направление

Технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур

Повышение эффективности процесса планирования производства

Сокращение временных потерь

Повышение обоснованности управленческих решений

Внедрение технологических регламентов по внедрению технологий

Применение современных методов планирования (дорожные карты)

Техническое направление

Использование унифицированной техники по направлениям производства

Снижение энерго-топливоемкости производства

Снижение потерь при возделывании

Повышение урожайности

В настоящее время внедрение представленных данных РСТ в зерновом производстве Красноярского края ограниченно по ряду следующих причин:

    Нехватка финансовых средств.

    Низкая активность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Неотработанный механизм внедрения технологий.

    Низкая информационная осведомленность производителей

    Недостаточный уровень квалификации производственного персонала организаций

Обеспечение эффективного внедрения ресурсосберегающих технологий возможно при наличии эффективного экономического механизма. Экономический механизм внедрения ресурсосберегающих технологий – это система форм и методов воздействия на поведение товаропроизводителей в сфере экономии ресурсов в зерновом производстве.

Таблица 4.Ресурсосбергающие мероприятия.

Мероприятия

Описание

Технические

Улучшение технических параметров новой и модернизируемой техники, направленное на снижение потребления ресурсов, топлива и энергии и улучшение их использования в сельском хозяйстве; технологический

– создание и внедрение новых ресурсо- и энер- госберегающих технологий и технологических процессов; организационный

– разработка и внедрение новых способов организации производства, направленных на экономию ресурсов;

Экономические

Анализ и выявление тенденций по затратам ресурсов; экономическая оценка имеющихся и перспективных технических средств, технологий и способов производства; стимулирование за разработку и внедрение техники и технологий и реализацию имеющихся резервов.

Организационно-экономические

Это система взаимосвязанных организационных и экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и стимулирование экономии материально- технических ресурсов, в том числе и ТЭР, внедрение ресурсосберегающих мероприятий, а также производство сельскохозяйственной продукции с минимальными затратами всех ресурсов в денежном и натуральном выражении.

ОЭМР включает в себя: систему показателей учета потребления, анализ использования и выявление основных тенденций развития; изучение передового отечественного и зарубежного опыта по ОЭМР; совершенствование методов экономической оценки ресурсосберегающей техники, технологий и способов производства и экономическое обоснование новых ресурсов, ресурсосберегающих техники, технологий и способов производства; методы планирования и прогнозирования ресурсосбережения на разных уровнях управления;

Современные ресурсосберегающие технологии внедряемые в зерновом комплексе позволяют добиться колосальных результатов, например, применения влаго- и ресурсосберегающих технологий в основных зонах возделывания сельхозкультур показал, что данные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными. Рассмотрим основные преимущества применяемых технологий в России (Таб.5)

Таблица 5 – Преимущества ресурсосберегающих технологий.

Преимущества

Экономические

Экономия ГСМ в 2-3 раза.

Решение проблемы дефицита механизаторских кадров за счет снижения трудоемкости выполнения сельскохозяйственных работ в 2 – 2,5 раза.

Улучшение финансово-экономического положения сельхозпроизводителей и повышение их конкурентоспособности в результате снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства.

Снижение металлоемкости производства сельскохозяйственных машин в 2,5 раза.

Агроэкологические

Снижение зависимости от погодных условий и стабилизация сельскохозяйственного производства в результате эффективного влагосбережения при использовании ресурсосберегающих технологий;

Улучшение структуры почвы, уменьшение давления на почву, предотвращение ее деформации и уплотнения подпочвенных горизонтов;

Улучшение экологического состояния водоемов, сокращение затрат на очистку воды. Улучшение инфильтрации воды позволяет влаге проникать в глубокие слои почвы, снижается сток воды с поверхности почвы;

Предотвращение ветровой и водной эрозии;

Восполнение плодородия почв и повышение урожайности за счет сокращения темпов минерализации гумуса.

Возвращение почвеннойбиоты. При использовании системы мульчированного и прямого посева повышается микробиологическая активность почвы. Это помогает почве быстрее переводить растительные материалы в питательные вещества, а также помогает разложению загрязняющих химических соединений.

Таким образом, использование ресурсосберегающих технологий способствует увеличению стабильности и эффективности аграрного производства в различных экологических и экономических условиях, что способствует обеспечению продовольственной безопасности страны.

Комплекс мер по внедрению современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур включает систему агротехнических, технических, организационных и экономических мероприятий.

К агротехническим мероприятиям относятся: применение новых высокоурожайных, низкостебельных сортов с разными сроками созревания; повышение плодородия почвы за счет применения системы органических и минеральных удобрений, использования пожнивных остатков; применение современных высокоэффективных средств защиты растений на уровне экологического порога вредности.

Техническое переоснащение заключается в создании и применении новой техники, позволяющей повысить производительность труда в 2-4 раза. Это изложено в стратегии машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции России на период до 2010 г. и включает:

    внедрение высокопроизводительных тракторов и комбайнов с мощностью двигателей от 200 до 450-500 л.с. и с низким удельным расходом топлива;

    применение широкозахватных и комбинированных агрегатов, совмещающих выполнение 3-5 технологических операций (обработку почвы; внесение минеральных удобрений, посев, прикатывание и т.д.);

    применение машин, обеспечивающих снижение удельного расхода топлива, семян, удобрений, средств защиты растений, а также потерь продукции и повышение её качества (особенно в животноводстве);

    переход на газовое и биологическое моторное топливо;

    повышение качества и надежности производимой сельскохозяйственной техники;

    улучшение технического сервиса и повышение экономической ответственности промышленности за обслуживание в гарантийный и послегарантийный период.

Техническое обеспечение применения ресурсосберегающих технологий. Очевидно, что задача интенсификации производства в сельском хозяйстве с использованием новых ресурсосберегающих технологий требует резкого в 3-4 раза повышения производительности труда путем перевода сельскохозяйственного производства на использование сельскохозяйственной техники, высокоточно исполняющей заданные технологии производства продукции. Базой для этого должно стать повышение единичной мощности агрегата через увеличение многофункциональности, ширины захвата, рабочей скорости до 14 и более км/час.

Машинно-тракторный парк необходимо оснащать техникой четвертого и даже пятого поколения: это тракторы с повышенной единичной мощностью, агрегаты комбинированные многооперационные, блочно-модульного построения машины, обеспечивающие увеличение энерговооруженности труда в растениеводстве с 70-80 л.с./чел. до 180-200 л.с./чел. с существенным ростом надежности поставляемой техники.

Такой подход подтверждается и мировыми тенденциями. Это актуально еще и потому, что площади полей и длины гонов позволяют в условиях России более эффективно использовать энергонасыщенную технику в производстве зерна, кормовых и пропашных культур.

Такая техника должна стать основной для введения высокопродуктивных технологий производства сельскохозяйственной продукции, как стратегического фактора для достижения конкурентоспособности отечественного продовольственного комплекса.

Применение ресурсосберегающих технологий позволяет существенно сократить требуемый комплекс машин, например, при производстве зерна до 5-6 наименований.

При таком подходе для полного цикла выращивания и уборки зерновых по минимальным технологиям будут необходимы:

    Универсальное почвообрабатывающее орудие (культиватор);

    Сеялка для мульчированного посева;

    Опрыскиватель;

    Зерноуборочный комбайн.

Для реализации технологии прямого посева необходим следующий набор машин:

    Базовый универсальный трактор;

    Посевной почвообрабатывающий агрегат (сеялка для прямого посева)

    Опрыскиватель;

    Разбрасыватель минеральных удобрений

    Зерноуборочный комбайн.

Такие наборы техники позволяют по ресурсосберегающим технологиям (с минимальным числом операций) осуществлять:

    Осенне-весеннюю обработку почвы.

    Посев сеялками, оборудованными рабочими органами культиваторов (при этом выполняется одновременно до пяти операций).

    Обработку гербицидами и внекорневую подкормку.

    Внесение минеральных удобрений

Сочетание сортов зерновых различных сроков созревания в хозяйстве позволяет минимизировать потери и более равномерно загрузить уборочную технику.

Такая техника обеспечивает ее интенсивное использование с доведением нагрузки на оператора в растениеводстве до 250 – 300 га. И, как показывает опыт работы передовых ведущих хозяйств в регионах, - это далеко не предел.

Рациональное использование ресурсов машинно-технологической системы сельскохозяйственного производства является важнейшим и приоритетным фактором повышения его эффективности, прежде всего, ввиду высокой капиталоемкости машинно-тракторного парка.

В машинно-технологической сфере занято почти 60 % всех работников отрасли; этот сегмент аграрного производства формирует до 40-60 % издержек на конечную продукцию. Поэтому для сельского хозяйства страны ресурсосберегающая стратегия машиноиспользования имеет жизненно важное значение, как одна из основ обеспечения конкурентоспособности аграрной отрасли национальной экономики.

К организационным мерам относится создание в каждом регионе двух-трех пилотных хозяйств или машинно-технологических станций для внедрения ресурсосберегающих технологий с финансированием затрат на приобретение комплекса техники, семян, удобрений и средств защиты растений за счет предприятий и поддержки из федерального и региональных бюджетов. Преимущество следует отдавать МТС, которые позволяют эффективно использовать технику и уменьшать потребность в капитальных вложениях в технику: особенно по мобильным машинам, работающим в нескольких регионах.

Государственная поддержка включает:

    субсидирование процентных ставок за кредит для приобретения комплекса техники и материальных ресурсов (семян, удобрений и средств защиты растений);

    субсидирование части затрат (до 30 %) на приобретение комплексов новой высокопроизводительной техники;

    преимущественное выделение средств на лизинг такой техники (федеральный и региональный);

    освобождение сельскохозяйственных и обслуживающих (МТС) предприятий от налогов на прибыль, имущество и т.д. с величины средств, направленных на финансирование внедрения новых технологий;

    регулирование банковской ставки за кредит.

Исходя из вышесказанного целесообразно:

    обобщить опыт сельскохозяйственных предприятий разных регионов, уже внедривших новые технологии с минимальной обработкой почвы, подготовить и издать брошюры массовым тиражом;

    Министерству сельского хозяйства, Россельхозакадемии разработать нормативно-справочные материалы для внедрения новых технологий по:

    технологии возделывания сельскохозяйственных культур с минимальной обработкой почвы и для прямого посева;

    потребности в машинах и оборудовании в физическом и стоимостном выражении: по отдельным регионам и типам сельскохозяйственных предприятий;

    себестоимости производства сельскохозяйственной продукции;

    потерь урожая или продукции от невыполнения работ в оптимальные сроки;

    наработки машин за срок службы и год (в единицах работы часах, гектарах, тоннах и т.д.);

    затрат на техническое обслуживание и ремонт машин.

Рассмотрев сущность экономического механизма ресурсосбережения можно сделать вывод о том, что наличие и развитие таких механизмов должно стать ключевой задачей государственной аграрной политики. На основе проведенного нами исследования очевидно, что зерновой комплекс является одним из важнейших элементов системы обеспечения продовольственной безопасности страны.

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт - является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

Выбросы от автомобильного транспорта в России составляют около 22 млн.т в год. Отработанные газы двигателей содержат более 200 наименований вредных веществ, в т.ч. канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных колодок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.

Трудно представить себе сегодня человеческую цивилизацию без автомобиля. В развитых странах он стал не только основным транспортным средством, но и частью быта. Естественное стремление человека к свободе передвижения, усложнение функций в производственной деятельности и сфере услуг, наконец, сама жизнь в больших городах, городских агломерациях - все это обуславливает рост числа легковых автомобилей индивидуального пользования и увеличение объема грузовых перевозок. Уровень автомобилизации уже давно стал одним из основных показателей экономического раз­вития страны, качества жизни населения. При этом в понятие «автомобилизация» включают комплекс технических средств, обеспечивающих движение: автомобиль и дорогу.

Однако достижения научно-технического прогресса приносят людям не только пользу, но и вред. «За все надо платить», - говорит древняя мудрость. Плата за автомобиль - наше здоровье, наша жизнь. Это вероятность дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, неизбежность вреда от загрязнения окружающей среды выбросами отработавших газов, транспортного шума, иных физических воздействий. От них приходится страдать всем людям, даже тем, кто никогда не пользуется автомобилем. И не только людям - всей природе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование.

Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1. Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя.

В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей.

Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.

Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.

Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.

Исследований загрязнений почвы до сих пор выполнено немного: процесс выброса и распределения загрязняющих частиц на поверхности почти также сложен, как и в воздухе, а натурные измерения с использованием методов микроанализа не всем доступны и дороги. Поэтому данные натурных измерений представляют особую ценность.

Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях.

По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.

Согласно выполненных латвийскими учеными замеров концентрация металлов в почве на глубине 5-10 см вдвое меньше, чем в поверхностном слое до 5 см. Наибольшее количество отложений обнаружено на расстоянии 7-15 м от края проезжей части. Установлено, что через 25 м концентрация снижается примерно вдвое и через 100 м приближается к фоновой. Учитывая, однако, что до половины свинцовых частиц не выпадает сразу на землю, разносится с аэрозолями, выбросы свинца, хоть и в меньшей концентрации, могут откладываться на больших расстояниях от дороги.

По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25% остается до смыва на проезжей части, 75% распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дождевые или смывные воды попадает от 25% до 50% твердых частиц.

В странах с высоким уровнем автомобилизации озабоченность вызывает загрязнение придорожной полосы остатками аварий, выброшенными старыми автомобилями.

Наряду с уборкой придорожной полосы за счет эксплуатационного финансирования установлены высокие штрафы за покинутый автомобиль. Введение компьютерного учета всех транспортных средств сделало невозможным сокрытие их владельцев и проблема после этого потеряла актуальность. Очень жестко наказывается и выбрасывание на дорогах банок, бутылок и другого мусора. Конечно, результативность борьбы с загрязнением придорожных земель пользователями дороги зависит от общего порядка и качества содержания. Известно, например, что в США средние по штатам расходы на уборку дорог от мусора достигают 1 млн. долларов в год.

Загрязнение водных объектов происходит вследствие попадания транспортных выбросов на поверхность земли в бассейнах стока, в подземные воды и непосредственно в открытые водоемы. Вероятно, сбросы неочищенных стоков промышленных предприятий намного опаснее, но без учета дорожных воздействий на качество воды невозможно обеспечить должное качество среды обитания в целом.

Органы санитарного надзора обоснованно требуют от дорожных эксплуатационных организаций нормального содержания водоемов, находящихся в зоне непосредственного воздействия дороги. Из распространенных выбросов наибольшее беспокойство вызывает попадание в воду нефтепродуктов.

Естественно, в крупных городах, на охраняемых территориях бывает сложно найти место для локальных очистных сооружений упрощенного типа. В очистных сооружениях используются механические, физико-химические, электрохимические, биологические или комплексные методы. Для очистки ливневых дорожных стоков, не содержащих в значительном количестве растворов химических веществ, применяют обычно механические методы, включающие отстаивание и фильтрование. Как правило, их достаточно для первичной очистки, обеспечивающей санитарные показатели для производственных стоков, подлежащих дальнейшей более тонкой очистке или допускаемых к сбросу в многоводные водотоки.

Простейшие отстойники горизонтального типа имеют устройства для механизированного удаления осадка, для отделения всплывающих в процессе отстоя нефтепродуктов. Грязевые ловушки имеют вид прямоугольных или круглых колодцев, размеры которых определяют расчетом. Отстойники для первичной очистки дорожных стоков также выполняются в виде колодцев, но входные и выходные оголовки разделены перегородками разной системы, что по­зволяет менять режим водного потока для сбора с поверхности всплывших нефтепродуктов, а со дна - твердых осадков. Отстойники подобного типа устраивают у открытых ремонтных эстакад» на автостоянках, АЗС.

Наряду с загрязнением воздуха шум стая не менее распространенным следствием технического прогресса и развития транспорта.

Физическая сущность звука заключается в возбужденном каким-либо источником колебании атмосферы (или иной проводящей среды). Ухо реагирует на колебательные процессы с частотой от 20 Гц до 20 кГц. За этими пределами возникает инфразвук и ультразвук, при определенной силе опасные для людей. Музыкальные тона для первой октавы имеют от 440 до 361 Гц. Сочетание чистых тонов создает музыку, а беспорядочная смесь звуков разной частоты - шум.

Сила звука - давление звуковых колебаний, как и любого другого физического действия может измеряться мощностью. Используя терминологию физики можно сказать, что большегрузный дизельный автомобиль с полезной мощностью более 200 кВт является источником акустического излучения мощностью примерно 10 Вт. Изменение уровня звука на 5 дБа соответствует звуковому давлению на 0,01 Па. Такое изменение достаточно резко ощущается дня низких звуков, меньше - для высоких.

Уровень шума измеряют в специальных единицах - децибелах (дБа), соответствующих логарифму отношения данной вели­чины звука к порогу слышимости. Это означает, что увеличение уровня шума на 10 дБа соответствует ощущению роста в два раза.

Существует шкала уровней шума от разных источников: 90 дБа - предел нормального физиологического восприятия человека, дальше уже начинаются болезнен­ные явления. Ведь 120 дБа - это избыточное давление в 20 Па.

Воздействие транспортного шума на окружающую среду, в первую очередь, на среду обитания человека, стало проблемой. Около 40 млн. населения России проживает в условиях шумового дискомфорта, причем половина из них испытывает воздействие шума более 65 дБа.

Общий уровень шума на наших дорогах выше, чем в западных странах. Это объясняется большим относительным числом грузовых автомобилей в составе транспортного потока, для которых уровень шума на 8-10 дБа (т.е. примерно в 2 раза) выше, чем легковых. Ниже у нас и нормативные требования к выпускаемым автомобилям. Но главная причина заключается в отсутствии контроля за уровнем шума на дорогах. Требование ограничения шума отсутствует даже в Правилах дорожного движения. Неудивительно, что неправильное обустройство грузовых машин, прицепов к ним, небрежная укладка и плохое крепление грузов стало массовым явлением на дорогах. Порой тяжелый грузовик с одноосным прицепом, везущий два десятка газовых труб, создает шума больше, чем самый крутой поп-оркестр, работающий на пороге болевых ощущений и психического расстройства.

Считается, что в городских условиях 60-80% шума создает движение транспортных средств.

Источниками шума в движущемся автомобиле являются поверхности силового агрегата, системы впуска и выпуска, агрегаты трансмиссий, колеса в контакте с дорожным покрытием, колебания подвеска и кузова, взаимодействие кузова с потоком воздуха. В шумовых характеристиках проявляется общий технический уровень и качество автомобиля и дороги.

Основными мероприятиями по снижению транспортного шума, которые следует сравнивать по затратам, являются:

Исключение пересечений транспортных потоков, обеспечение равномерного свободного движения;

Снижение интенсивности движения, запрет грузового движения в ночное время;

Удаление транзитных магистралей и дорог с грузовым движением из жилых зон;

Устройство шумозащитных сооружений и (или) зеленых насаждений;

Создание на придорожной территории защитных полос вдоль дорог, застройка которых допустима только для сооружений без санитарных ограничений шума.

Запрет грузового движения дает снижение уровня шума примерно на 10 дБа. Аналогичный эффект дает исключение дви­жения мотоциклов. Ограничение скорости движения ниже 50 км/час, как правило, не дает снижения шума.

Транспортные факторы: интенсивность, состав, скорость движения, эксплуатационное состояние автомобилей, вид перевозимых грузов оказывают наибольшее влияние на уровень шума. Немалое значение имеют и дорожные факторы. Для грузовых машин наибольший шум создает двигатель, особенно когда ему приходится работать на пониженных передачах. Но для легковых машин важнее шум качения. Конечно, вряд ли можно ожидать, что в целях сокращения шума будут ограничивать мощность грузовиков или снижать сцепление шин с покрытием, уменьшая этим безопасность движения на высоких скоростях. Проведенные в ФРГ исследования не выявили особого преимущества пористых или очень гладких покрытий, хотя по данным МАДИ шероховатые покрытия, особенно в мокром состоянии, могут увеличивать шум на 5-7,5 дБа.

СНиП 2-12-77 «Защита от шума» приводит допустимые величины эквивалентного звукового давления (уровни шума) в соответствии с действующими санитарными нормами. В рассматриваемых нами задачах имеют значение пре­дельные показатели для следующих условий:

Территории больниц, санаториев, непосредственно примыкающих к зданию 35 дБа.

Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, площадки отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадки детских дошкольных учреждений, участки школ - 45 дБа.

Для шума, создаваемого транспортными средствами, допускается принимать эквивалентный уровень звука на 10 дБа выше, 5 дБа допускается добавлять при прокладке дорог в существующей застройке. В дневное время суток с 7 до 23 часов предельная величина увеличивается еще на 10 дБа. К этому отрезку времени относится и расчетная максимальная интенсивность движения. Таким образом, расчетная величина допустимого уровня эквивалентного звука составляет 70 дБа для жилых территорий и 60 дБа для лечебных учреждений.

Физические модели, используемые при расчете распространения шума, значительно проще, чем для газовых выбросов, и дают достаточно достоверные, проверенные натурными замерами результаты.

Ранее было достаточно подробно описаны влияние на загрязнения транспортных факторов и указаны возможности их регулирования.

Каковы же способы инженерной защиты?

Наиболее распространенным и вполне логичным способом защиты является создание вдоль дорог полосы зеленых насаждений. Плотная зеленая стена лиственных деревьев с подростом и кустарником в нижнем ярусе изолирует транспортный коридор, дает дополнительную площадь озеленения, особенно полезную в городских и промышленных зонах.

Конечно, у этого метода есть и свои недостатки. Специалисты по безопасности движения считают, что однообразные стены вдоль дороги, хотя и зеленые, утомляют водителя, закрывают окрестности. За зелеными насаждениями нужен постоянный уход. У нас, зачастую, он не выполняется, и защитная полоса превращается в свалку мусора или дикий бурелом.

Эффективность зеленых насаждений в защите от шума и газов часто переоценивают.

Экологически обоснованное решение представляют земляные валы. Их можно вписать в ландшафт, придать естественный вид. Однако из-за занимаемой территории валы могут иметь большую стоимость, чем защитные экраны. Исследования, проведённые в Германии, показали, что при небольшом расстоянии до защищаемых объектов выгоднее применять эстакады, чем выемки, поскольку на эстакаде проще размещаются защитные экраны, неприменимые для выемок из архитектурных соображений. Но на свободной территории выемки оказываются проще и дешевле.

Эффективность защитного экрана зависит от возвышения верхнего его края над линией, соединяющей источник шума и защищаемую точку. Наилучший результат, естественно, получается, если эстакада имеет высоту, сравнимую с высотой жилых домов.

В отечественной практике еще не накоплен опыт применения шумозащитных ограждений различных видов. Известны примеры использования типовых сборных конструкций из железобетона - конечно, это наименее эффективный вариант.

Приведем несколько примеров зарубежного опыта. Прозрачный экран, несмотря на значительную высоту, не создает впечатления замкнутого пространства, негативно влияющего на психологическое состояние водителей. Свободный обзор ландшафта - один из основных принципов архитектурного проектирования дороги.

Другой путь эстетического оформления ограждений - применение различных цветов, фактуры поверхности. Последнее дает возможность улучшить акустические показатели конструкции.

Негативное воздействие автомобильного транспорта характеризуется не только объемными физическими параметрами и процентными соотношениями, но и его суммарной величиной, а также наносимым ущербом.

Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие воздействия на нее негативных факторов. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды, и складывается из следующих затрат:

- дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

- затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

- дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

- затраты на снижение загрязнения;

- затраты на восстановление окружающей среды;

- рыночная цена;

- дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

- затраты ни компенсацию риска для здоровья людей;

- затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды отражается на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:

- население;

- объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;

- сельскохозяйственные угодья;

- водные ресурсы;

- лесные ресурсы.

Идея экономической оценки ущерба достаточно проста, однако значительные трудности вызывает ее практическое воплощение. Первая стадия оценки предполагает анализ объемов и структуры выбросов. Затем определяются концентрации загрязняющих атмосферу (водоемы, почву) веществ. При этом используется информация, полученная с помощью систем экологического мониторинга, или производится расчет рассеивания вредных примесей. Данные о концентрации вредных примесей позволяют оценить воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду и хозяйственную деятельность человека в натуральных показателях, которые впоследствии выражаются в денежных эквивалентах. Простая в идеальном плане схема определения ущерба сопряжена с большими трудностями, когда речь идет о ее реализации на практике. Это объясняется рядом причин, основные из которых следующие:

- как правило, невозможно определить степень «вклада» данного загрязнителя в нанесение ущерба (в силу множества участников и сложного взаимодействия компонентов в биосфере);

Невозможно отделить участников загрязнения данного региона от влияния, связанного с региональным, трансграничным и трансконтинентальным переносом загрязнителей;

Влияние загрязнителя проявляется не сразу, и сегодняшний ущерб может быть в немалой степени порожден загрязнением прошлых периодов;

Влияние загрязнения может выходить не только за горизонт периода экономических расчетов, но и за границы социальных оценок - продолжительности активной деятельности двух последующих поколений.

Кроме того, далеко не все отрицательные последствия загрязнения можно выразить в стоимостной форме. Поэтому расчетный экономический ущерб является заниженным по сравнению с реально существующим.

Как показывают оценки ущерба от загрязнения окружающей среды транспортными объектами, подавляющая доля (до 78%) ущерба обусловлена загрязнением атмосферы. Доля ущерба от загрязнения атмосферы, водных объектов, размещения отходов, связанная с деятельностью автотранспорта, составляет около 8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Правительством РФ, Минтрансом РФ, Гос. ком. природой России, Российскими транспортными инспекциями и др. организациями уделяется внимание и контроль за соблюдением экологических требований при эксплуатации транспортных средств и экологической обстановкой регионов.

Утверждены Законы РФ «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

На основании этих Законов утверждаются Временные экологические требования при эксплуатации автотранспортных средств, утверждается задание по оснащению автотранспорта и спецтехники на автомобильном шасси каталитическими нейтрализаторами и иными техническими устройствами снижения токсичности отработанных газов.

Правительством Российской Федерации издан Закон Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. В соответствии с этим Законом за несоблюдение экологических требований к реализации моторного топлива на нарушителей возлагается штраф, приостанавливается и аннулируется лицензия.

Проводится работа по изменению многолетней технологии снегоочистки с применением пескосоляных смесей. Проведен эксперимент по применению ХКМ (20-30 процентной раствор хлорида кальция с добавлением ингибитора), эксперимент по применению на ряде улиц г. Москвы реагента «Нордикс-П» на основе уксусно-кислого калия с добавками.

Несмотря на проведение различных мероприятий, автомобильный транспорт и дорожно-строительная техника продолжают оставаться наиболее крупным источником негативного воздействия на окружающую среду. Для ликвидации экологического беспорядка необходимо активизировать деятельность городских и районных комитетов по охране окружающей природной среды и служб охраны природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.В. Амбарцумян, В.Б. Носов ”Экологическая безопасность автомобильного транспорта” Научтехлитиздат - Москва, 2005 г.

2.”Экологическая безопасность транспортных потоков” под редакцией А.Б. Дьякова Москва Транспорт - 2015 г.

3. Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р. Автомобильные дороги и окружающая среда. Учеб. - Москва, 2016 г.

4. Экологические проблемы развития автомобильного транспорта. - Москва, 2017

5. Экологический вестник России №7, Информационно-справочный бюллетень

Москва, 2009 г.

6. В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов “Экология, здоровье и природопользование в России” Москва Финансы и статистика - 2017г.

7. Электронный ресурс - ECOPORTAL –

Похожие публикации