Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Где живут туареги. Зелёный Социализм. Паранджа у туарегов


Журнал Discovery (сентябрь 2012)

Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги.
И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно.
И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

У туарегов есть несколько легенд, объясняющих их происхождение и появление в Африке.
В соответствии с одной из легенд, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке.


Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов.
И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.

Туареги считаются потомками берберов – зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки.
Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.
Их предки занимались в основном земледелием на юге Аравийского полуострова, пока их в 8 веке не вытеснили оттуда арабы.
Они переселились в Северную Африку и перешли к кочевому образу жизни, сохранив язык и культуру.

Туареги – единственный в мире народ
, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом , из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала.
И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»).

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе.

Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма.
Оно передается от матери к дочери.
Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.

Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам.
В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак.

Согласно другой легенде, основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой.
От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».

И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи.
Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения. Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов.

А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди.
Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.


Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле.

В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути.
Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.

Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов.
Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу.

Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой.
В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.

Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.

В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе.
Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.

Объединение туарегов носило характер конфедерации.
Население было разделено на племена и кланы, подчинённые господствующему племени воинов – «имхар», название которого давало имя всей конфедерации. Кроме имхар, имелись вассальные племена и группы (общины, кланы, семьи) несвободного населения, низшие касты ремесленников и др.
Во главе конфедерации стоял «аменокал» – выборное лицо из состава аристократического имхарского племени.
При выборе аменокала учитывались как личные качества кандидата, так и происхождение по линии матери – старшей из сестёр аристократической семьи.
Мать аменокала пользовалась особым авторитетом и властью, имела право вето на любые решения сына.

Господствующий клан – воины «имхар», которые, собственно говоря, путём завоеваний и ассимиляции и образовали когда-то конфедерацию туарегов.

По своему антропологическому типу имхары – наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества.
Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе – письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.

Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды).
По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров.
Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов.
Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов.
Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов.

Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.

На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам.
По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов.
В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» – негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.

собняком от других групп стояли лично свободные, но почему–то всеми презираемые ремесленники – «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам.
Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми).
Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.

Хотя туареги и привыкли уже к европейской рубашке с длинными рукавами, однако они охотнее продолжают заворачиваться в тонкий шерстяной хаик или в доккали - просторную тунику темно-синего цвета, которую носят поверх широких штанов, завязанных на лодыжке.

Туареги не делают татуировки, не раскрашивают тела в отличие от своих слуг и чернокожих рабов.
И только женщины, тоже заворачиваясь в длинные куски хлопчатобумажной ткани темно-фиолетового цвета и в легкие покрывала, продолжают согласно арабскому обычаю подкрашиваться хной.

Туареги-мужчины и женщины - испытывают безудержную страсть к драгоценностям и разным украшениям. Воины привязывают их к единственной пряди волос, остающейся у них на голове после обязателыной стрижки.

Серьги, браслеты, подвески, амулеты из серебра или рога, хранящиеся в кожаных мешочках с серебряной гравировкой, представляют собой живописный набор как воинов, так и женщин.
Но если не считать этих «эксцентрических» привычек, вся одежда туарегов приспособлена к той кочевой жизни, которую они ведут в пустыне.

Длинные, удобные штаны, завязанные на лодыжке, как бы созданы для езды верхом; кожаный, обшитый белым холстом пояс стягивает талию; сандалии на широкой подошве и с загнутыми носами сделаны специально для ходьбы по песку и по каменистой почве, и, наконец, знаменитое покрывало-лисам - вот одежда, необходимая для жизни в пустыне.
Туарег не снимает свое синее или белое покрывало ни когда ложится спать, ни во время еды. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот.

Покрывалом служит кусок ткани вроде шарфа длиной 1,5 м. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до самых глаз.
Покрывало очень хорошо защищает органы дыхания от песка пустыни, а лицо и голову от солнечных лучей.
Обычай мужчин-туарегов носить покрывало - единственный в своем роде в Африке - отображается во многих легендах, которыми мы обязаны главным образом богатому воображению арабов.
На самом же деле его происхождение до сих пор остается неизвестным, и, поскольку ни финикийцы, ни египтяне, ни римляне не упоминают о нем, возможно, что,появление этого обычая датируется более поздним временем, чем грек римская эпоха. Некоторые этнографы высказывал предположение, что обычай носить покрывало - какой-то загадочный, магический обряд, очевидно, давно забытый.
Он предписывал закрывать рот покрывалом; возможно, это было своего рода «табу», касающееся рта.





Tyaper не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие.
Его инстинктивно тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает. Теперь, правда, времена несколько изменились.
Научные экспедиции - этнографические, геологические и альпинистские - пользуются услугами проводников-туарегов и могут без риска вступать на их территорию.

Инстинктивная жажда приключений толкает туарега на кражу не только коз, верблюдов и овец, но и драгоценностей, одежды и оружия, принадлежащих другим племенам. Еще недавно поселения суданских негров подвергались молниеносным нападениям грабителей, предпринимавшихся с целью захватить рабов. В то время как грабежи совершаются обычно летом, лучшим сезоном для войны считается, напротив, зима, время, когда легче найти пастбища для верблюдов и гораздо больше дичи в пустыне.
Как грабежи, так и войны подготавливаются и проводятся очень четко. На каждую операцию назначается верховный вождь, требующий полного повиновения. Он распределяет добычу, причем доля каждого воина устанавливается заранее, в ходе разработки плана нападения, и зависит от возложенной на него задачи.

В одной старой песне туарегов говорится: «Дай мне мехари, седло и шатер - и я буду счастлив».
Действительно, туарег проводит большую часть жизни верхом на верблюде, который дает ему возможность жить в пустыне и, если это необходимо, быстро передвигаться. Коричневый верблюд обеспечивает его молоком (шесть - восемь литров в день), мясом, шерстью, лекарствами (моча, например, используется как дезинфицирующее средство).
Туарег перевозит на этом животном и свое имущество, ведь верблюд переносит до 250 кг груза.
Однако только мехари делает туарега счастливым и приносит ему ощущение свободы на просторах пустыни.
Мехари, которые находили прежде применение в военных подразделениях французов в Сахаре, а также англичан и итальянцев, сделали грозными неожиданные атаки туарегов. Этот верблюд поистине их неразлучный спутник: хозяин часто бывает обязан ему жизнью. Нередко от мехари зависит, спасется ли туарег от преследования врагов, от песчаной бури, доберется ли вовремя до колодца с водой, сумеет ли убить резвую антилопу или газель.

На мехари туарег нагружает все, что ему может понадобиться в пути. В большую квадратную сумку из ярко окрашенной кожи, привязанную к седлу, он кладет еду, одежду, жевательный табак, смешанный c cолью, бурдюки, наполненные маслом, пачки чая и и несколько кастрюлек для его приготовления.

При знакомстве с туарегами первое, что поражает больше всего, это частое использование ими христианского символа - креста. И верхушка седельной луки, и головка эфеса меча или кинжала имеют его форму.
Крестом же украшают сандалии (наил), и бурнус (шерстяной плащ), и щит; наконец, даже талисман из кусочка рога, который туарег носит на шее, сделан форме слегка намеченного треугольника, напоминающего этот христианский символ.

Туареги - мусульмане, однако еще и сегодня они сохраняют древние анимистические верования. Этнографы, конечно, были очень удивлены, встретив крест у туарегов, но не нашли никакого объяснения этому интересному явлению. Ученые полагают, что это отголоски христианской веры, которая была распространена в Африке до мусульманского вторжения.


Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты.
Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница.
Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки).
Финики толкут и едят с верблюжьим молоком.
Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них.
Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.
В качестве возбуждающего средства туареги используют табак, они его жуют и нюхают.

Сегодня большинство туарегов ведут осёдлый образ жизни в поселках и городах, и лишь немногие из них, следуя обычаям предков (в основном имхары по происхождению), кочуют по Сахаре.


И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов.
У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов.
Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты.

У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.
Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.
Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа.

Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.
Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации.
Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».
Среди туарегов вообще всегда было много поэтов и романтиков.
Женщины и после замужества могут дружить с другими мужчинами и женщинами (в европейском смысле).

Как показала история народа туарегов, ведущая роль женщин в обществе имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Это общество всегда отличалось некоторой анархичностью. Конфедерации туарегов жили обособленно друг от друга, объединяясь только в крайних случаях, например, для борьбы против общего врага. И поэтому они не устояли, когда появился грозный враг – арабы.

Видимо, только современное нам общество наконец нашло ключик к этой проблеме. Этот ключик – равноправие. Именно равноправие, а не равенство. Женщины и мужчины не могут быть равны по определению, потому что они – разные, у них есть в обществе специфические функции.
А вот равноправными они могут быть. И тогда общество будет призывать людей не по половому признаку, а по наибольшей пригодности для выполнения общественной функции.

И при этом женщины всегда останутся женщинами – лучшей частью человечества, а мужчины – мужчинами (тоже ничего себе люди).
И тогда не надо будет доказывать, кто лучше, а кто хуже: все хороши сами по себе.
Поэтому, люди, будьте добры и доброжелательны друг к другу.
И давайте жить дружно!









Volkswagen Touareg был представлен миру 26.09.2002 года на Парижском автосалоне. Туарег – внедорожник представительского класса, который олицетворяет принципиально новую концепцию Фольксваген, объединяя качества кроссовера, динамику спортивного автомобиля и комфорт седана.

Внедорожник Фольксваген Туарег успел быстро завоевать популярность и авторитет среди автолюбителей со всего мира. Кстати, в России Touareg дважды удостаивался престижного титула «Внедорожник года» и не один раз подтверждал свой уровень званием «Бренд года». Твердый характер автомобиля проявляется в любых условиях: он независим на бездорожье и темпераментен на асфальте.

Volkswagen Touareg: Откуда название

В поисках названия для новой модели Фольксваген разработчики добрались аж до Африки. Немцев восхитила выносливость племени «Туареги», которое когда-то проживало в пустыне Сахара. «Рыцари пустыни» способны выживать в условиях бесконечной жары, а также постоянной нехватки воды и пищи. Фольксваген Туарег оправдывает свое название. Мощный и выносливый, внедорожник будет преодолевать препятствия до последней капли топлива в баке.

Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги.
И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно.
И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

У туарегов есть несколько легенд, объясняющих их происхождение и появление в Африке.
В соответствии с одной из легенд, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке.

Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов.
И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.

Туареги считаются потомками берберов – зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки.
Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.
Их предки занимались в основном земледелием на юге Аравийского полуострова, пока их в 8 веке не вытеснили оттуда арабы.
Они переселились в Северную Африку и перешли к кочевому образу жизни, сохранив язык и культуру.

Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала.
И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»).

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе.

Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма.
Оно передается от матери к дочери.
Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.

Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам.
В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак.

Согласно другой легенде, основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой.
От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».

И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи.
Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения. Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов.

А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди.
Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.


Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле.

В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути.
Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.

Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов.
Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу.

Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой.
В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.

Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.

В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе.
Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.

Объединение туарегов носило характер конфедерации.
Население было разделено на племена и кланы, подчинённые господствующему племени воинов – «имхар», название которого давало имя всей конфедерации. Кроме имхар, имелись вассальные племена и группы (общины, кланы, семьи) несвободного населения, низшие касты ремесленников и др.
Во главе конфедерации стоял «аменокал» – выборное лицо из состава аристократического имхарского племени.
При выборе аменокала учитывались как личные качества кандидата, так и происхождение по линии матери – старшей из сестёр аристократической семьи.
Мать аменокала пользовалась особым авторитетом и властью, имела право вето на любые решения сына.

Господствующий клан – воины «имхар», которые, собственно говоря, путём завоеваний и ассимиляции и образовали когда-то конфедерацию туарегов.

По своему антропологическому типу имхары – наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества.
Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе – письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.

Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды).
По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров.
Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов.
Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов.
Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов.

Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.

На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам.
По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов.
В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» – негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.

Собняком от других групп стояли лично свободные, но почему–то всеми презираемые ремесленники – «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам.
Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми).
Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.

Хотя туареги и привыкли уже к европейской рубашке с длинными рукавами, однако они охотнее продолжают заворачиваться в тонкий шерстяной хаик или в доккали - просторную тунику темно-синего цвета, которую носят поверх широких штанов, завязанных на лодыжке.

Туареги не делают татуировки, не раскрашивают тела в отличие от своих слуг и чернокожих рабов.
И только женщины, тоже заворачиваясь в длинные куски хлопчатобумажной ткани темно-фиолетового цвета и в легкие покрывала, продолжают согласно арабскому обычаю подкрашиваться хной.

Туареги-мужчины и женщины - испытывают безудержную страсть к драгоценностям и разным украшениям. Воины привязывают их к единственной пряди волос, остающейся у них на голове после обязателыной стрижки.

Серьги, браслеты, подвески, амулеты из серебра или рога, хранящиеся в кожаных мешочках с серебряной гравировкой, представляют собой живописный набор как воинов, так и женщин.
Но если не считать этих «эксцентрических» привычек, вся одежда туарегов приспособлена к той кочевой жизни, которую они ведут в пустыне.

Длинные, удобные штаны, завязанные на лодыжке, как бы созданы для езды верхом; кожаный, обшитый белым холстом пояс стягивает талию; сандалии на широкой подошве и с загнутыми носами сделаны специально для ходьбы по песку и по каменистой почве, и, наконец, знаменитое покрывало-лисам - вот одежда, необходимая для жизни в пустыне.
Туарег не снимает свое синее или белое покрывало ни когда ложится спать, ни во время еды. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот.

Покрывалом служит кусок ткани вроде шарфа длиной 1,5 м. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до самых глаз.
Покрывало очень хорошо защищает органы дыхания от песка пустыни, а лицо и голову от солнечных лучей.
Обычай мужчин-туарегов носить покрывало - единственный в своем роде в Африке - отображается во многих легендах, которыми мы обязаны главным образом богатому воображению арабов.
На самом же деле его происхождение до сих пор остается неизвестным, и, поскольку ни финикийцы, ни египтяне, ни римляне не упоминают о нем, возможно, что,появление этого обычая датируется более поздним временем, чем грек римская эпоха. Некоторые этнографы высказывал предположение, что обычай носить покрывало - какой-то загадочный, магический обряд, очевидно, давно забытый.
Он предписывал закрывать рот покрывалом; возможно, это было своего рода «табу», касающееся рта.









Tyaper не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие.
Его инстинктивно тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает. Теперь, правда, времена несколько изменились.
Научные экспедиции - этнографические, геологические и альпинистские - пользуются услугами проводников-туарегов и могут без риска вступать на их территорию.

Инстинктивная жажда приключений толкает туарега на кражу не только коз, верблюдов и овец, но и драгоценностей, одежды и оружия, принадлежащих другим племенам. Еще недавно поселения суданских негров подвергались молниеносным нападениям грабителей, предпринимавшихся с целью захватить рабов. В то время как грабежи совершаются обычно летом, лучшим сезоном для войны считается, напротив, зима, время, когда легче найти пастбища для верблюдов и гораздо больше дичи в пустыне.
Как грабежи, так и войны подготавливаются и проводятся очень четко. На каждую операцию назначается верховный вождь, требующий полного повиновения. Он распределяет добычу, причем доля каждого воина устанавливается заранее, в ходе разработки плана нападения, и зависит от возложенной на него задачи.

В одной старой песне туарегов говорится: «Дай мне мехари, седло и шатер - и я буду счастлив».
Действительно, туарег проводит большую часть жизни верхом на верблюде, который дает ему возможность жить в пустыне и, если это необходимо, быстро передвигаться. Коричневый верблюд обеспечивает его молоком (шесть - восемь литров в день), мясом, шерстью, лекарствами (моча, например, используется как дезинфицирующее средство).
Туарег перевозит на этом животном и свое имущество, ведь верблюд переносит до 250 кг груза.
Однако только мехари делает туарега счастливым и приносит ему ощущение свободы на просторах пустыни.
Мехари, поторые находили прежде применение в военных подразделениях французов в Сахаре, а также англичан и итальянцев, сделали грозными неожиданные атаки туарегов. Этот верблюд поистине их неразлучный спутник: хозяин часто бывает обязан ему жизнью. Нередко от мехари зависит, спасется ли туарег от преследования врагов, от песчаной бури, доберется ли вовремя до колодца с водой, сумеет ли убить резвую антилопу или газель.

На мехари туарег нагружает все, что ему может понадобиться в пути. В большую квадратную сумку из ярко окрашенной кожи, привязанную к седлу, он кладет еду, одежду, жевательный табак, смешанный c cолью, бурдюки, наполненные маслом, пачки чая и и несколько кастрюлек для его приготовления.

При знакомстве с туарегами первое, что поражает больше всего, это частое использование ими христианского символа - креста. И верхушка седельной луки, иголовка эфеса меча или кинжала имеют его форму.
Крестом же украшают сандалии (наил), и бурнус (шерстяной плащ), и щит; наконец, даже талисман из кусочка рога, который туарег носит на шее, сделан форме слегка намеченного треугольника, напомнающего этот христианский символ.



Туареги - мусульмане, однако еще и сегодня они сохраняют древние анимистические верования. Этнографы, конечно, были очень удивлены, встретив крест у туарегов, но не нашли никакого объяснения этому интересному явлению. Ученые полагают, что это отголоски христианской веры, которая была распространена Африке до мусульманского вторжения.

Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты.
Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница.
Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки).
Финики толкут и едят с верблюжьим молоком.
Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них.
Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.
В качестве возбуждающего средства туареги используют табак, они его жуют и нюхают.

Сегодня большинство туарегов ведут осёдлый образ жизни в поселках и городах, и лишь немногие из них, следуя обычаям предков (в основном имхары по происхождению), кочуют по Сахаре.

И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов.
У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов.
Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты.

У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.
Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.
Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа.


Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.
Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации.
Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».
Среди туарегов вообще всегда было много поэтов и романтиков.
Женщины и после замужества могут дружить с другими мужчинами и женщинами (в европейском смысле).

Как показала история народа туарегов, ведущая роль женщин в обществе имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Это общество всегда отличалось некоторой анархичностью. Конфедерации туарегов жили обособленно друг от друга, объединяясь только в крайних случаях, например, для борьбы против общего врага. И поэтому они не устояли, когда появился грозный враг – арабы.


Видимо, только современное нам общество наконец нашло ключик к этой проблеме. Этот ключик – равноправие. Именно равноправие, а не равенство. Женщины и мужчины не могут быть равны по определению, потому что они – разные, у них есть в обществе специфические функции.
А вот равноправными они могут быть. И тогда общество будет призывать людей не по половому признаку, а по наибольшей пригодности для выполнения общественной функции.

И при этом женщины всегда останутся женщинами – лучшей частью человечества, а мужчины – мужчинами (тоже ничего себе люди).
И тогда не надо будет доказывать, кто лучше, а кто хуже: все хороши сами по себе.
Поэтому, люди, будьте добры и доброжелательны друг к другу.
И давайте жить дружно!

1,72 млн чел
Мали - 1,44 млн чел
Алжир - 1,025 млн чел
Буркина-Фасо - 600 тыс. чел
Ливия - 557 тыс. чел

Язык Религия

Туареги (самоназвание - имощаг , имошаг ) - народ группы берберов в Мали , Нигере , Буркина-Фасо , Марокко , Алжире и Ливии .

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье .

История

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане , и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара , здесь Тин-Хинан стала царицей. Многочисленные поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - племя вассалов . В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан .

Средние века

Основной район проживания туарегов

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле , создали несколько просуществовавших недолго государственных образований , такие как Султанат Агадес ; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда .

Колониальная эпоха

См. также: Туарегское восстание (1916-1917)

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку . В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере , в Алжире и в Мали . Туареги выступили за создание государства Азавад .

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году .

Язык

Одежда

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых - кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда - простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой .

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «тагельмуст » (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

  • Благородные или знать - владеют стадами верблюдов .
    • Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
      • вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз .
        • рабы - икланы.
          • кузнецы - инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение к их методам приспособления к пустынной среде. Они удачно воспользовались необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Ахаггарская конфедерация состояла из трех племен, и каждое возглавлял вождь наиболее знатного клана племени, а конфедерация в целом находилась под номинальным руководством самого старшего из трех племен - Кель-Рела.

Но чаще всего из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое существование, оберегала колодцы от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по её территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от её защиты. Общество было матрилинейным, женщины пользовались влиянием и свободой и не закрывали лица, как подлинные берберки. Их мужья, особенно среди аристократии, делали все, чтобы женам жилось хорошо, и у женщин было время на развлечения, поэзию и музыку. Слуги выполняли все домашние работы, а всю необходимую сельскохозяйственную продукцию туареги получали от оазисных земледельцев, находившихся под их покровительством.

Хотя набеги на караваны и их охрана ныне потеряли свое былое значение, туареги все ещё живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище - финикам и молочным продуктам. Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы - земледельцы-харатины, - это главным образом сорго.

Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни. Различные экологические факторы вынуждают туарегов придерживаться твердых сроков в этой торговле. Соль добывают в апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну - местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги продают и привезенные с севера финики, а также ослов и верблюдов. В январе они пускаются в обратный путь, опять останавливаются в Тамесне и к марту прибывают на свою северную родину .

Галерея

Влияние на европейскую культуру

Примечания

Ссылки

  • Туареги и тубу Ю. М. Кобищанов (из книги «Гарамантида (африканская Атлантида)»)
  • Генералы песчаных карьеров (рус.) . Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 10 октября 2011.

См. также

  • Туарегское восстание (1916-1917)
  • Туарегское восстание (1962-1964)
  • Туарегское восстание (1990-1995)
  • Туарегское восстание (2007-2009)

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» - М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 - 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113-118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим . Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988

Категории:

  • Кочевники
  • Берберы
  • Туареги
  • Народы Мали
  • Народы Нигера
  • Народы Алжира
  • Народы Ливии
  • Народы Буркина-Фасо
  • Народы Северной Африки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Туареги - один из самых уникальных народов мира, у представителей которого привычный уклад жизни совершенно иной: здесь особым почтением и правами в обществе пользуются представительницы прекрасного пола, а мужчины вынуждены прикрывать лицо и довольствоваться тем, что им позволено.

По достижении совершеннолетнего возраста юноши получают от отца острый меч и покрывало, за которым они всю жизнь будут скрывать свое лицо, снимая его лишь в присутствии супруги или любовницы.

У женщин этой народности жизнь сложилась куда лучше: они не просто не закрывают лица, но и могут иметь неограниченное количество любовников и сексуальных связей до того, как свяжут себя узами брака. При этом весьма тщательно хранится тайна личной жизни. Это означает, что зайти в дом к женщине и покинуть его любовник должен после заката солнца и до его восхода.

Кроме того, туарегские женщины являются собственницами семейного имущества, им принадлежит жилье и скот, а в случает развода это имущество жена делит на свое усмотрение. В общем, правам и свободе этих дам могут позавидовать даже гражданки многих европейских государств.

Туарегов еще называют «синим народом» из-за цвета их традиционных нарядов. А поскольку ткани окрашиваются в такой оттенок путем вбивания частичек цветного вещества в ткань камнями, то и кожа людей часто приобретает такой цвет.

Туареги - загадочная африканская народность.

Женщины в туарегском обществе пользуются большим уважением.


Мужчины закрывают лицо специальной повязкой.

После развода дети традиционно остаются с матерью. Этот снимок был сделан в декабре 1967 года.


Большая часть туарегского народа исповедует ислам.


У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы царицы Сахары Тин-Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего , называвшегося Тафилалет.

В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины.


Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.


Туареги носят огромное количество украшений.

Мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы.


Женщины - хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию.


Туареги более 1000 лет кочевали по Сахаре, перегоняя верблюдов на новые пастбища.


Верблюды крайне необходимы для выживания в Сахаре.


Часто верблюд - это единственное, что достается мужчине после развода.


Мнение женщин высоко ценится мужчинами, которые охотно советуются с женами или матерями.


Женщины, в отличие от мужчин, ходят с открытыми лицами, хотя часто покрывают волосы.


После развода женщине достается шатер и все имущество, в том числе домашний скот, за счет которого выживает племя.


В Африке проживают предположительно более миллиона туарегов, которые разделены на множество племен.


Туареги - единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой.


Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок.


Поэтому в Африке их называют «синими людьми».


Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод.


Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.


Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца два главных подарка: обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку.


Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.


Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным.


Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина рядом друг с другом глазами и сердцем, а не только постелью».


Значительную часть рациона питания туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда пшеница. Важную роль играют также сушеные финики с верблюжьим молоком.


Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях - на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы.


Для того, чтобы завоевать внимание девушки, мужчина должен обладать поэтическим талантом и посылать своей возлюбленной стихи, а девушка должна ответить своему избраннику. При этом письменность женщин и мужчин племени различна.


Туареги - это не единственный в мире народ, сохранивший матриархальный строй до наших времен. Подобный жизненный уклад является основным и у китайского племени мосо, однако там, помимо хозяйства, женщины занимаются также и земледелием, скотоводством, охотой и иногда даже военным делом, тогда как основным мужским занятием является игра в шашки.


Похожие публикации