Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

«Избранник Божий – Сергий Радонежский» (сочинение в жанре эссе). Сочинение по литературе о преподобном сергие радонежском

Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке и принадлежал к чину святых монахов. Родители его – Кирилл и Мария – были весьма благочестивы. Еще до рождения Сергия произошло невиданное чудо: во время церковной литургии младенец трижды закричал из чрева матери. Мария решила посвятить новорожденного Богу. При крещении младенцу дали имя Варфоломей. И уже во младенчестве продолжились чудеса: в постные дни (среда и пятница) дитя отказывалось вкушать материнское молоко.

Шло время, ребенок подрастал, нужно было учиться грамоте – но Варфоломей никак не мог одолеть это искусство и очень переживал из-за этого. Однажды лошади отца паслись и где-то затерялись. Отец послал мальчика искать лошадей. Под дубом мальчику явился старый священник, дал ему просфору и предсказал, что теперь отрок будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Так оно и случилось: отрок стал бойко читать псалтирь.

Старик же предсказал родителям мальчика, что он будет велик перед Богом и людьми.

Повзрослев, Варфоломей строго постился и молился по ночам. Сверстников он сторонился, желая посвятить

себя служению церкви.

Обедневшая семья поселилась в Радонеже у Рождественской церкви. Братья Варфоломея, Стефан и Петр, женились. Он же просил родителей благословить его на монашество.

Однако Кирилл и Мария просили сначала дождаться их ухода в мир иной, а потом уже монашествовать. Сами же родители святого приняли постриг и разошлись по своим монастырям, где и скончались через несколько лет. С помощью брата Стефана в пустынном месте в чаще леса срубил Варфоломей небольшую церковь и поставил монашеский скит. Церковь освятили во имя Святой Троицы.

Варфоломей пригласил к себе игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Во время пострижения по церкви разлился чудный аромат. Сначала Сергий жил в своем скиту один, а потом к нему стали присоединяться другие монахи, которые жаждали праведной уединенной жизни.

Сергий не желал брать на себя ответственных званий игумена и священства, а только неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил. Ночи же проводил в молитвах. В конце концов Переяславский епископ Афанасий повелел святому Сергию стать священником и игуменом.

Игумен Сергий был чрезвычайно скромен, монахов он тоже учил смирению. Если вдруг заканчивалось в монастыре пропитание, то монахи должны были терпеть, а не просить у мирян хлеба. Однажды сам Сергий не ел три дня, а потом отправился к старцу Даниилу ладить сенцы за решето гнилого хлеба. И тут в монастырь неизвестный благодетель прислал множество еды, причем присланный издалека хлеб чудесным образом оказался еще теплым.
Монахов в монастыре становилось все больше, каждый строил себе отдельную келью. Однажды братия возроптала, что поблизости монастыря нет воды. Тогда по молитве святого Сергия возник источник, который исцелял больных.

Однажды некий благочестивый человек пришел в монастырь с просьбой об исцелении больного сына. Но в келье святого Сергия мальчик умер. Отец, заплакав, отправился искать гроб, а святой Сергий силой своей молитвы оживил мальчика. Преподобный Сергий просил сохранить чудо в тайне, однако ученик его поведал об этом всем. Исцелял отец Сергий слепых и поучал нечестивых, всегда был готов раскаявшегося простить.

Неоднократно Сергий изгонял бесов из одержимых, однако был далек от греха гордыни, вознаграждения не принимал и ходил в самых скромных и даже ветхих одеждах.

Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос поясдал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц. И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается “общежительство” – то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге. Кроме того, монахи помогают мирянам – больным, бедным, увечным.

Святость Сергия так высока, что – как свидетельствует “житие” – рядом с ним служил ангел.

Когда ордынский князь Мамай двинул свои войска на Русь, великий князь Дмитрий попросил у Сергия Радонежского благословения – и получил его. Благодаря молитвенной поддержке Сергия русские войска на Куликовом поле победили. Находясь в монастыре, он знал все, что происходило на поле битвы, и мог назвать по именам павших.

По примеру и с благословения Сергия было основано несколько монастырей: Андроников, Богоявленский, Зачатьевский. Когда святой Сергий служил литургию, Благодатный огонь блуждал по храму, озаряя алтарь. Перед причастием этот огонь снизошел в чашу.

О смерти своей Сергий знал за полгода до кончины, он препоручил игуменство своему любимцу Никону. Сам же начал безмолвствовать – и только перед смертью стал поучать братию. Скончался он 25 сентября. От тела его распространилось благоухание, лицо его было бело, как снег.
Чудеса исцеления больных у гроба удостоверяют его святость.


Другие работы по этой теме:

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье? Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые,...
  2. Михаил Васильевич Нестеров знаменитый религиозный художник. Религиозным его называют как, потому что он родился в такой семье, так и потому что именно благодаря картинам на...
  3. События, описанные в поэме, происходили в период доб­ровольного присоединения Грузии к России. Трагизм судьбы главного героя втом, что он был пленен (“ре­бенка пленного он (генерал)...

"Сергий Радонежский"

Выполнила:ученица 6 Б класса МБОУ СОШ№36

Кодочигова Арина Вадимовна

Руководитель: Семина Ольга Николаевна

Нижегородская область

г.Дзержинск 2015

«Поистине Богу не важно, кто ты, дева (монахиня) или

супруга, монах или мирянин, но ему важно, какой ты и

желает ли твое сердце творить добрые дела».

(Училище благочестия СПб; 1891г. стр.160).

Земля русская богата не только своими полезными ископаемыми, огромными просторами, но и людьми. Ведь именно они и являются главным достоянием любой страны. А сколько святых породила Русская земля! Кто не знает Тихона Задонского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского... Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Другие - всего сто-двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, святители Иннокентий Московский, Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов. С ними молились, беседовали, трудились, их учили: святой праведный Иоанн Кронштадтский, святейший Патриарх Тихон, святители митрополиты-мученики Владимир и Вениамин, миряне-мученики Юрий и Иоанн и многие другие. Среди русских святых - люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и нет. И каждый из нас может выбрать себе примеры для подражания. О русских святых написано множество статей, книг. Нам, живущим на русской земле, освященной их святыми мощами, созданными ими храмами и монастырями, надо знать и любить все то, что веками формировало духовный мир русского Православия.

Более 600 лет приходят люди поклониться игумену всея Руси святому преподобному Сергию Радонежскому («преподобные» - монахи, подобные ангелам). У каждого свои думы, мольбы, чаяния. Что уносят паломники с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надо вспомнить время, когда в народе жил страх и ужас от татарского нашествия.Именно Сергий Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее.Свято преподобный считал, что именно сила духа, нравственность и совестливость народа России способны устроить достойную человека жизнь. Сергий совершенно искоренил в себе порочные качества: гордое властолюбие, удовольствие от власти над другими. Человек, обладающий властью, забывает, что он в первую очередь не повелитель и начальник, а слуга подчиненных ему людей. Став игуменом, Сергий ничем не отличался от простых иноков: ни одеждой, ни поведением, ни кельей, только трудился больше других, совершенствуя свою высокую нравственность. «Желаю лучше учиться, нежели учить», - говорил Сергий Радонежский ученикам.

А как преподобный стал таким? Из какого рода произошёл? Бояре Кирилл и Мария, жившие на территории княжества Ростовского, были родителями Сергия Радонежского.Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей – Стефан, Варфоломей, Петр. Когда Ростов был разорен, семья переехала в город Радонеж, находившийся под властью московского князя.

С малых лет Варфоломей слышал в церкви, дома молитвы и псалмы и запоминал их. Вот в каком благочестивом, дружном семействе посчастливилось расти мальчику. А вскоре его мать стала замечать, как не похож ее Варфуша на своих братьев и других детей. Он не любил шумных игр и детских забав, искал уединения и мог часами сидеть где-нибудь в саду, погруженный в глубокую задумчивость. Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его, по обычаю, отдали в учение к дьячку. Вместе с ним учились и его братья - старший Стефан и младший Петр, которому не было еще и шести лет. Каково же было огорчение родителей, когда вскоре Стефан и Петр выучились грамоте, а Варфоломей не только не умел складывать буквы, но и не знал их. Учитель жаловался, что много раз повторял отроку одно и то же, но тот как будто не слышал и не понимал, о чем ему говорят, хотя мальчик старался и усердно молился.

Однажды Варфоломею явился инок, который благословил мальчика. С тех пор Варфоломей без труда усваивал все науки. Когда родители состарились, то они ушли в монастырь. После их смерти Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру. Вместе со Стефаном решил принять монашеский постриг, к которому долго готовились. Братья срубили в Радонежском лесу келью, в которой горячо и усердно молились. Жили в постоянном труде и через некоторое время возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Но Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.

Варфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о Варфоломее разнеслась во все уголки земли русской. Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный Варфоломеем и Стефаном. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи и стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию, будто даже с медведем научился он ладить. Рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.

Молва о Сергии Радонежском приводила в лес много самых разных людей. Кто-то приезжал сюда ненадолго в поисках уединения и покоя, кто-то хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. И через некоторое время вокруг Троицкого собора появилось много домиков, в которых жили монахи. Они носили воду, кололи дрова, возделывали землю, молились.

Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли. Обитель росла. Вскоре Сергию Радонежскому предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным, но обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского стать игуменом своей обители.

Шли годы. Русь начала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы примером для всех стал Сергий Радонежский.

Преподобный сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества: благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой князя Дмитрия Донского, отправил в ряды русского войска двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, не последнюю роль сыграли в этой ратной битве благословление Сергия Радонежского и Божья помощь.

Вклад в дальнейшее развитие русского государства Сергия Радонежского огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, прекратить братоубийственные войны. Сергием Радонежским был разработан устав для монахов, который был принят с благословления митрополита Алексия. По этому уставу стали жить практически все монастыри России. Перед смертью Сергий Радонежский благословил на игуменство обители своего ученика Никона. На месте обители, построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра – одно из самых благодатных мест на русской земле.

Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших русских святых, канонизированных русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался. В 1452 году он был причислен к лику святых. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни. Святой преподобный в своей жизни ежечасно совершал добрые дела, из которых можно выделить следующие: им созданы и широко распространены монастыри нового типа, где были справедливые порядки, царил дух трудолюбия и высокой нравственности. В течение четырёх десятилетий «печальник Земли Русской» настойчиво внушал людям идею освобождения Руси от татаро-монгольского ига, став главным вдохновителем Куликовской битвы. Благодаря Сергию Радонежскому на Руси распространилось вероучение о Святой Троице, был создан уникальный духовно-нравственный и культурный центр Руси, России - Троице-Сергиева лавра, ставшая мощным национальным духовным центром.

Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа. Заветы его – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путём мужественного самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры. И сам Сергий – то явно, то сокровенно – живёт в ней и будет жить, «доколе стоит земля Русская».

Хотя Сергий Радонежский и не оставил после себя никаких писаний и будто бы ничему не учит, но его ученье дошло до нас благодаря ученикам. Епифаний Премудрый, написал «Житие Сергия Радонежского». Вот так безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере:

Вот Сергий – старец на исходе дней,

Остались в прошлом подвиги, затворы.

В нем ищут люди мудрости, опоры,

И жизнь его, окидывая взором,

Хотят постичь: что было главным в ней?

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

Он веры протянул живую нить,

Чтоб примирить князей, объединить

Вокруг Москвы, и нанести удар,

И сбросить иго тяжкое татар...

Рассказ о жизни Преподобного Сергия Радонежского

ученика 6 класса 1-Гавриловского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ

Породина Максима Михайловича

Руководитель – учитель русского языка и литературы

Породина Марина Викторовна

Жизнь во Христе

«Дивен Бог во святых Своих!

Прославляя Своих избранников,

он через них устраивает и наше

спасение…»

Архиепископ Никон.

«Житие Сергия Радонежского».

Одним из таких великих избранников Божиих был Преподобный Сергий Радонежский. Ему суждено было обновить дух подвижничества на земле Русской, зажечь благодатный огонек во многих отдаленных пределах Русской земли и чрез то сделаться духовным родоначальником бесчисленного лика монашествующих.

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное.

Так что же мы знаем о жизни святого, и кем является Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа?

Верстах в четырех от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы – это благословенная родина великого печальника и заступника Русской земли, Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея Руси Чудотворца. Здесь было поместье его родителей, благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные.

Задолго до рождения святого младенца дивный Промысел Божий дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий. В один воскресный день во время Божественной литургии младенец вскрикнул во чреве матери три раза.

Благоговейный описатель жития Сергиева преподобный Епифаний сопровождает свое повествование об этом необыкновенном происшествии таким размышлением: «Достойно удивления, что младенец, будучи во чреве матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, в уединенном месте, где никого не было, но именно при народе, как бы для того, чтобы многие его услышали и сделались достоверными свидетелями сего обстоятельства. … как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о нем …, и сам он будет совершенной святыней Господа в страхе Божием.»

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии Бог дал сына. Во Святом Крещении нарекли младенцу имя Варфоломей. Это имя по своему значению - «сын радости». Мать, а потом и другие стали примечать в ребенке нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал сосцов ее, а по средам и пятницам вовсе оставался без пищи. Но на ребенке не было никаких признаков болезни. Блаженный Епифаний говорит: «…Будучи по естеству еще младенцем, он выше естества уже предначинал пощение.»

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Учение давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою и часто горько плакал о своей неспособности и молился Господу Богу.

Однажды отец послал его в поле искать жеребят. Там на поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца, приносящего молитвы Богу. Не желая прерывать беседы с Господом, Варфоломей дождался окончания молитвы и на вопрос старца: «Что тебе надобно, чадо?» попросил помолиться за него Богу об учении книжном. Молитва таинственного старца слилась с чистой детской молитвой блаженного Варфоломея и достигла Престола Всевышнего. Взяв благословение от старца, отрок начал читать Псалтирь. И сам он, и родители, и братья не могли надивиться, как хорошо он читает. А святой сказал родителям: «Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!»

В душе Варфоломея, рано воспитанной примерами и уроками благочестия, раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Он совершенно уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. «Поступь его, - пишет блаженный Епифаний, - была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду».

Благоговейное устроение юной души Варфоломея располагало его искать уединения, где бы наедине с Богом изливать слезные молитвы. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна. И так отрок становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии.

В 1328 году отец Кирилл со своим семейством переселился в Радонеж, где Варфоломей продолжал свои подвиги. Варфоломей стал просить у своих родителей благословения на избрание пути иноческой жизни. Но отец сказал: «Проводи нас в могилу, тогда уже и исполни свое заветное желание». И благодатный сын прилагал все свои старания.

В 1329 году после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Так сделан был решительный шаг, и святой юноша на 21-м году жизни бодро вступил на новый путь, полный скорбей и лишений, и устремился к подвигам духовным. У Варфоломея было одно заветное желание: укрыться навсегда от мира в глубине непроходимой чащи лесной, укрыться так, чтоб мир никогда не нашел его и совсем позабыл отшельника.

На избранном месте отшельники устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом убогую келийку; наконец подле келии поставили и малую церквушку. Все это сделали своими руками, потому что телесный труд был необходимым условием жизни подвижнической. Церковь по желанию братьев была освящена во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Так скромно было положено основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, столь прославленной впоследствии именем Преподобного Сергия!

Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. 7 октября 1342 года в убогой церквице пустынника совершилось пострижение двадцатитрехлетнего юноши. В сей день церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.

Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение. Стужу, голод, жажду, изнурительную работу – неизменных спутников суровой отшельнической жизни – сносил он с неизменной твердостью и смирением. Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в начале своего пустынного подвига. Невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Но Господь хранил его Своею благодатью, а он день и ночь прославлял Господа.

Через два-три года в соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему, сначала ради душевной беседы и совета духовного, а потом нашлись желающие и жить близ него. Жаль было Сергию расставаться со своим уединением, но, видя их благое произволение и крепкую веру в Бога, решился принять. Когда построено было 12 келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Тихо и безмятежно потекла жизнь пустынников. Сергий, по своему глубокому смиренномудрию, не хотел принять на себя ни игуменства, ни сана священного. Он управлял только посредством своего примера. Сам он работал больше всех: построил несколько келий, сам рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол на ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил воду. «Однажды не случилось хорошего сукна в его обители; была одна лишь половинка, гнилая, какая-то пестрая и плохо сотканная. Никто из братии не хотел ею пользоваться. Но Сергий взял ее, скроил из нее рясу и надел, не хотел уже расставаться с нею, пока в продолжение одного года вся не распалась от гнилости.».

Когда число монахов умножилось, сложилось желание поставить на игуменство Сергия, но он об этом и слушать не хотел. В 1354 году все же принужден был принять священство и был поставлен в игумены. Но и после этого продолжал учить не столько словом, а сколько своим примером.

В последующие годы обитель приняла вид благоустроенного монастыря. Сергий решился ввести в своей обители общежитие, что было большим новшеством по тем временам. Монахам запрещалось иметь личную собственность, все должны были трудиться на благо монастыря. Монахи нуждались во многом, уделом иноков была самая суровая бедность.

В это время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, во время сильного голода к монастырским воротам кто-то привез хлеба, рыбы и других припасов, вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, от воды этой случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. Епифаний рассказывает, как один человек принес ему тяжелобольного своего ребенка. Пока он просил Сергия помолиться за него и пока Преподобный готовился к молитве, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и вышел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, ребенок был жив. Епифаний передает еще о тяжелобольном, который три недели не мог спать и есть и которого исцелил святой Сергий, окропив святой водой.

Между тем известность распространилась далеко за пределы Радонежа. Теперь уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 году в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посетил Троицкую обитель и принял напутствие от Сергия. Воодушевленное пророческими словами старца, войско одержало победу в Куликовской битве. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения.

В 1385году, когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, Сергий принял роль миротворца. Он много беседовал с Олегом, и тот переменил свирепость свою на кротость и заключил с московским князем вечный мир.

Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу временной жизни. В последние годы жизни ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Однажды во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась Богородица.

За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Управление обителью передал своему ученику, преподобному Никону, а сам принял обет безмолвия. Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз вкусить от Чаши Христовой и промолвил: «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» Это было 25 сентября 1391 года. Похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы. В 1447 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован.

Своей жизнью, своими подвигами и своим непререкаемым авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая «искуса судить и назидать», он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси.

Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке и принадлежал к чину святых монахов. Родители его - Кирилл и Мария - были весьма благочестивы. Еще до рождения Сергия произошло невиданное чудо: во время церковной литургии младенец трижды закричал из чрева матери. Мария решила посвятить новорожденного Богу. При крещении младенцу дали имя Варфоломей. И уже во младенчестве продолжились чудеса: в постные дни (среда и пятница) дитя отказывалось вкушать материнское молоко.

Шло время, ребенок подрастал, нужно было учиться грамоте - но Варфоломей никак не мог одолеть это искусство и очень переживал из-за этого. Однажды лошади отца паслись и где-то затерялись. Отец послал мальчика искать лошадей. Под дубом мальчику явился старый священник, дал ему просфору и предсказал, что теперь отрок будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Так оно и случилось: отрок стал бойко читать псалтирь.

Старик же предсказал родителям мальчика, что он будет велик перед Богом и людьми.

Повзрослев, Варфоломей строго постился и молился по ночам. Сверстников он сторонился, желая посвятить себя служению церкви.

Обедневшая семья поселилась в Радонеже у Рождественской церкви. Братья Варфоломея, Стефан и Петр, женились. Он же просил родителей благословить его на монашество.

Однако Кирилл и Мария просили сначала дождаться их ухода в мир иной, а потом уже монашествовать. Сами же родители святого приняли постриг и разошлись по своим монастырям, где и скончались через несколько лет. С помощью брата Стефана в пустынном месте в чаще леса срубил Варфоломей небольшую церковь и поставил монашеский скит. Церковь освятили во имя Святой Троицы.

Варфоломей пригласил к себе игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Во время пострижения по церкви разлился чудный аромат. Сначала Сергий жил в своем скиту один, а потом к нему стали присоединяться другие монахи, которые жаждали праведной уединенной жизни.

Сергий не желал брать на себя ответственных званий игумена и священства, а только неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил. Ночи же проводил в молитвах. В конце концов Переяславский епископ Афанасий повелел святому Сергию стать священником и игуменом.

Игумен Сергий был чрезвычайно скромен, монахов он тоже учил смирению. Если вдруг заканчивалось в монастыре пропитание, то монахи должны были терпеть, а не просить у мирян хлеба. Однажды сам Сергий не ел три дня, а потом отправился к старцу Даниилу ладить сенцы за решето гнилого хлеба. И тут в монастырь неизвестный благодетель прислал множество еды, причем присланный издалека хлеб чудесным образом оказался еще теплым.
Монахов в монастыре становилось все больше, каждый строил себе отдельную келью. Однажды братия возроптала, что поблизости монастыря нет воды. Тогда по молитве святого Сергия возник источник, который исцелял больных.

Однажды некий благочестивый человек пришел в монастырь с просьбой об исцелении больного сына. Но в келье святого Сергия мальчик умер. Отец, заплакав, отправился искать гроб, а святой Сергий силой своей молитвы оживил мальчика. Преподобный Сергий просил сохранить чудо в тайне, однако ученик его поведал об этом всем. Исцелял отец Сергий слепых и поучал нечестивых, всегда был готов раскаявшегося простить.

Неоднократно Сергий изгонял бесов из одержимых, однако был далек от греха гордыни, вознаграждения не принимал и ходил в самых скромных и даже ветхих одеждах.

Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос поясдал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц. И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается «общежительство» - то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге. Кроме того, монахи помогают мирянам - больным, бедным, увечным.

Святость Сергия так высока, что - как свидетельствует «житие» - рядом с ним служил ангел.

Когда ордынский князь Мамай двинул свои войска на Русь, великий князь Дмитрий попросил у Сергия Радонежского благословения - и получил его. Благодаря молитвенной поддержке Сергия русские войска на Куликовом поле победили. Находясь в монастыре, он знал все, что происходило на поле битвы, и мог назвать по именам павших.

По примеру и с благословения Сергия было основано несколько монастырей: Андроников, Богоявленский, Зачатьевский. Когда святой Сергий служил литургию, Благодатный огонь блуждал по храму, озаряя алтарь. Перед причастием этот огонь снизошел в чашу.

О смерти своей Сергий знал за полгода до кончины, он препоручил игуменство своему любимцу Никону. Сам же начал безмолвствовать - и только перед смертью стал поучать братию. Скончался он 25 сентября. От тела его распространилось благоухание, лицо его было бело, как снег.
Чудеса исцеления больных у гроба удостоверяют его святость.

Житие Сергия Радонежского
XV в.
Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией.
Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийсяребёнок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.
Мария же, когда носила ребёнка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. Насороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.
Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата,Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.
Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья исверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.
Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобыон не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.
Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.
Кирилл поселился в Радонеже уРождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломейпохоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.
Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.
По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину исрубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжёлой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.
Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. Послепострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.
Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.
Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и...

Похожие публикации