Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Как привлечь детей к занятию спортом. Как привлечь ребенка к спорту! Итак, чтобы увлечь ребёнка спортом, вам надо

  • Обижают в школе
  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • «В здоровом теле - здоровый дух» - Ювенал.

    «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» - Виктор Гюго.

    Данная статья посвящена тому, как привить ребёнку любовь к спорту и физической культуре. Что делать, если ребёнок хочет бросить спорт? Нужно ли заставлять? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите из данной статьи.

    С чего начать?

    Самое первое, что нужно сделать перед тем, как отдать ребенка в какую-либо спортивную секцию, это посетить врача и выяснить, нет ли у крохи каких-либо противопоказаний.

    Во вторых, родителям необходимо решить, для чего они хотят отдать ребёнка в спорт.

    Здесь существует два варианта:

    • для укрепления здоровья и развития таких качеств, как ловкость, выносливость, гибкость;
    • для построения успешной карьеры профессионального спортсмена в будущем.

    Исходя из этого и требования к спортсмену будут различаться.

    Третьим этапом будет выбор вида спорта, и здесь снова есть варианты. Большинство родителей сами выбирают вид спорта для своих детей. В целом это неправильно. Лучше предоставить малышу несколько вариантов, среди которых он выберет наиболее понравившейся.

    Хорошей базой для любого вида спорта и для организма в целом будет плавание. Оно отлично развивает опорно-двигательный аппарат. Отдать ребёнка в эту спортивную секцию можно уже в 5 лет.

    Для чего детям спорт?

    Подростковый возраст – это период активного физического и психического развития, в это время завершается формирование многих органов организма, происходит становление характера взрослеющей личности. Занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному развитию подростка и с физиологической, и психологической точки зрения.

    Физическая культура и спорт способствуют формированию мышечной массы, делают связки более эластичными. Подростки, занимающиеся физкультурой, обладают более развитой координацией. При активных нагрузках у мальчиков быстрее происходит становление мужского типа конституции. Хорошая физическая форма подразумевает крепкое телосложение, выносливость, ловкость, предоставляет необходимые силы для учения и общения с друзьями.

    Спорт формирует сильную волю, целеустремленность, учит преодолению трудностей и движению к цели вопреки любым обстоятельствам. Нацеленность спортсмена на результат подталкивает его тренироваться с особым усилием, приносить в жертву многое ради достижения победы. Спорт – это искусство добывать победу, преодолевая неимоверные трудности.

    Во многих видах спорта предполагается командная работа, что способствует развитию коммуникативных навыков и духу товарищества. К тому же дети, занимающиеся спортом, будут далеки от вредных привычек.

    Почему дети не хотят заниматься спортом?

    • Подросток избегает трудностей, испытывает боязнь проиграть. Так бывает, когда ребёнок не уверен в себе, у него нет способности к концентрации и преодолению трудностей. Поражение или неудача - удар по их больному самолюбию. Иногда мамы и папы сами усугубляют ситуацию своими высказываниями о неоправданных ожиданиях.
    • Плохое самочувствие после тренировки. Как правило, дети быстро восстанавливаются после тренировок, но и утомляются они тоже быстро. Организм подростка подвергается большим нагрузкам, поэтому возможно, что он будет себя плохо чувствовать после занятий спортом. Тяжелее тем, кто пришёл к занятиям в более старшем возрасте из-за отсутствия физической подготовки.
    • Переутомление из-за учёбы. Уроки, домашние задания, а в старших классах и экзамены отнимают очень много сил.
    • Родители неправильно выбрали вид спорта, не прислушавшись к советам психологов и к мнению самого малыша. Представьте, что мальчик мечтает стать олимпийским чемпионом по боксу, а его отдали на плавание, или девочка, которая грезит карьерой фигуристки, записана на лёгкую атлетику. При выборе вида спорта для ребёнка важно учитывать его телосложение и тип нервной системы. Одни предпочитают командный спорт, другие – индивидуальный (одиночный).
    • В некоторых случаях дети не хотят ходить в спортивную секцию только потому, что не знают, зачем им это нужно. Здесь уже задача родителей - пробудить интерес ребенка к спорту.

    Как заставить ребёнка заниматься спортом?

    Сначала нужно установить причину нежелания, затем попытаться устранить её.

    Отсутствие веры в свои силы можно исправить, обращая внимание на хоть и маленькие, но всё же достижения и победы, обязательно хваля за это. Запрещены любые сравнения подростка с другими детьми и вообще с кем-либо. При неудачном выступлении на соревновании поддержите его, найдите положительные моменты, будьте искренне горды за своего ребёнка, ведь самая великая победа - победа над самим собой. Обязательно скажите об этом сыну или дочери. Убедите его, что в следующий раз он выступит лучше, а сегодня спортсмен получил бесценный опыт.

    Не забывайте проходить ежегодное обследование, а при возникновении недомоганий обязательно обращайтесь к специалистам.

    Если ребёнок очень сильно загружен в школе и других кружках, то нужно либо сократить количество занятий, либо вместо профессионального спорта заниматься более легкими видами, не затрачивая при этом слишком много времени. Например, делать утреннюю гимнастику или заниматься дома на шведской стенке будет достаточно для постепенного вовлечения ребёнка в физкультуру.

    Само собой, родителям нужно знать, как уговорить ребёнка и как его стимулировать на занятия спортом. Обратите его внимание на то, что представителям противоположного пола больше нравится спортивная фигура, объясните, что успешные спортсмены - очень уважаемые люди. Сообщите также, что в вузе, где подросток будет учиться, у спортсменов большие привилегии.

    Мотивация к занятиям

    Различные подарки - это не выход для «заманивания» ребёнка в спорт. Это абсолютно неправильно и чревато последствиями. Результатом такого подкупа станет дальнейший шантаж со стороны малыша. Само занятие не будет доставлять ему радости, и он будет "отбывать" тренировки лишь ради подарка. Ждать выдающихся результатов в таком случае не стоит. Можно лишь надеяться, что со временем, проводя много времени на тренировках, ребенок втянется в них и начнет серьезно относиться к спорту.

    Крики и наказания - это не мотивация. Вам нужно терпеливо и умело вдохновлять ребёнка на движение вперёд к поставленным целям.

    Самое трудное - это справиться с начальным этапом. Нужно особенно сильно поддерживать ребёнка, когда он только начал ходить в спортивную секцию, в дальнейшем станет проще. Первый успех воодушевит подростка, у него появится горячее желание заниматься усерднее, чтобы улучшить свой результат.

    Будет здорово, если ребёнок станет заниматься спортом совместно с товарищами по школе или двору. Желание не показаться слабее своих знакомых – серьёзный мотив для ребёнка от 7 до 10 лет.

    Внимательное отношение к ребёнку позволит вам понять его правильно и выбрать вид спорта, полностью подходящий подростку. Ничего страшного, если со спортом дело сразу не пойдёт. Некоторые ребята приходят в него не сразу, а в более старшем возрасте. Возможно, и ваше чадо начнёт заниматься, став взрослее.

    Здравствуйте.
    Хочу услышать мнения и советы по поводу мотивации ребенка к занятиям спортом.
    Я сама спортсменка в прошлом, и хочу привлечь детей к спорту. Вопрос о дочке, ей 6 лет. Уже год она ходит на карате.

    Перед тем, как записаться в секцию, я нашла для нее ролики на ютьюбе, показала, как занимаются детки, рассказала о единоборствах, о том, что ей дадут занятия. В общем, шла она с удовольствием.
    Через некоторое время она стала отказываться. Причина - тяжело. Но в той группе занимаются другие дети такого же возраста, и для них программа более облегченная. И я не знаю ни одного вида спорта, в котором можно развиваться, не преодолевая напряжение, усталость, потерю интереса. Я разговаривала каждый раз с дочкой, объясняла, рассказывала о своих занятиях и достижениях. О том, что для результата должно пройти время. Еще боялась, что если она начнет и бросит, то этот алгоритм запишется в подсознании: начинаю - становится тяжело - бросаю.

    Прозанималась дочка год. Тренер ее хвалит. У них для деток распечатывают такие интересные бланки для оценок - где по итогу занятия выставляются оценки-значки, особое поощрение - наклейки. Это выглядит мило и красочно, и в некоторой мере тоже мотивирует детей. У дочки обычно высокие оценки, мы дома всегда интересуемся, вместе радуемся.

    И вот сейчас я уехала на три недели, и дочка без меня посетила два занятия и бросила.
    Тут надо сделать отступление о нашем папе - он у нас очень добрый и хороший, и позволяет детям все, что они хотят. Мультики целый день, бутерброд вместо обеда, ложиться когда сами решат, и, конечно, зачем заставлять ребенка заниматься спортом, если он не хочет. Вместо тренировки дочка сидит перед телевизором с мультиками, а папа в соседней комнате за закрытой дверью сидит перед компьютером. Пока я с ним обсуждаю стратегию - он на словах соглашается, и не вмешивается, пока я занимаюсь всеми вопросами с детьми. Но без меня он просто позволяет все, что они хотят. Еще я с детьми делаю каждое утро зарядку, без меня сейчас они тоже ее не делают.

    Дополнительно скажу, что альтернативы пока нет. Для ее возраста у нас есть карате и бальные танцы. Но на танцах, во-первых, и так переполнено девочками и не хватает мальчиков, во-вторых, я тоже занималась танцами раньше, и там была неприятная конкурирующая и завистливая атмосфера, а на карате как раз очень сплоченная и дружная группа, они вместе ездят на отдых, сборы, соревнования, общаются вне занятий; в третьих - дочка сама не хочет на танцы, ее уговаривает на это занятие бабушка регулярно. И еще: я не ставлю целью профессиональный уровень в спорте. Моя цель - привычка к регулярным занятиям, чтобы они стали неотъемлемой частью жизни.

    И вот у меня некоторое сомнение. Я не сомневаюсь в том, что когда вернусь, то поговорю душевно с дочкой, с примерами, с объяснениями, и смогу уговорить заниматься дальше (в детстве меня мама просто заставляла что-то делать, и я принципиально сопротивлялась, а папа уговаривал и убеждал - и это работало, и я стараюсь делать так же, как папа). Но правильно ли это? Не проявляю ли я насилие? Но ведь ей скоро в школу, и это начнется продолжительный период сидячего образа жизни.. Кто как считает?

    От автора:
    Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

    Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

    Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

    Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

    И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

    Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

    Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

    Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

    Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

    Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

    Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

    Просто именно этому мальчику нужно время , чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

    Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

    Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

    Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

    «Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

    Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

    Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

    Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

    Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

    Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

    Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

    Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

    Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

    Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

    Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.

    Когда начинать заниматься?

    Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенных в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка - в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста.

    Когда и сколько заниматься?

    Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий(если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

    Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий - не более 10 минут.

    До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный, более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

    После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные - по возможности на открытом воздухе.

    Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных снарядах - желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

    Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет - 20-30 минут, с шестилетками - до 45 минут.

    После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

    Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе - чаще всего она предоставляется в выходные дни.

    Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду. Если ребенок в летнее время может проводить весь день не воздухе, это особенно благоприятно отражается на его физическом развитии. В некоторых детских учреждениях дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В результате они меньше болеют и больше двигаются.

    Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым требованием для него является возможность свободно побегать. Родители, как правило, торопятся и часто не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их темпом. Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов родители тоже переоценивают детские силы. Ребенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть - в этом случае он сам контролирует степень утомления.

    Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?

    Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в форме игры - тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения.

    Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет.

    Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

    Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительные объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.(№3)

    В экспериментальных группах всем детям нравилось заниматься. Они с удовольствием разучивали новые, особенно сложные упражнения; сами хотели позаниматься с кем-нибудь из родителей, лучше выполнить упражнение, так как знали, что их навыки родители оценят по заслугам. В дошкольнике следует пробуждать здоровое честолюбие.

    Чем и как заниматься?

    Прежде всего взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каждое упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение; в связи с этим они подразделяются на несколько групп.

    В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители прежде всего должны продемонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.

    Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.

    Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.

    К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того, чтобы эти естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.

    Таким образом ребенок учится соблюдать определенные правила, дисциплину, а также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами. В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, которая поможет в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивание и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.

    Дети преодолевают дорожку препятствий самостоятельно, стараясь сделать это как можно лучше. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям. Согласно результатам эксперимента, детям больше всего нравился этот вид упражнений.

    Пятую группу составляют музыкально - ритмические упражнения, которые воспитывают у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с музыкой. Родители должны уметь спеть детскую песенку, сыграть простую мелодию в нужном ритме на музыкальном инструменте. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер музыки, как бы вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку полезно в любом возрасте.

    Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость.

    Однако «вес» этих качеств в разных видах спорта различен. Вот почему для занятий тем или иным видом спорта необходим предварительный совет со спортивным педагогом и врачом. При этом учитывают состояние здоровья и характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий.

    Младшим школьникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.

    Занятиями теми видами спорта, которые связаны с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности и продолжительности (прыжки в длину, слалом) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.

    С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу(велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)

    Занятия, требующие больших силовых нагрузок(тяжелая атлетика, бокс) следует начинать с 14-15 лет.

    И еще одно замечание: занятия спортом должны проводиться под руководством тренера.

    Невозможно представить себе занятий физкультурой и спортом без соревнований. Но спортивные соревнования для подростков - это не только физическая, но и большая эмоциональная нагрузка. А слишком высокая нагрузка на нервную и эндокринную системы может привести к нежелательным, даже к тяжелым срывам. Вот почему специальными указаниями строго регламентируется возрастом, с которого подростки могут участвовать в соревнованиях различного масштаба.

    Но как же сделать правильный выбор: каким видом спорта будет заниматься ваш ребенок? Счастливчиков, которым удается сделать сразу правильный выбор, сравнительно немного. Большинство ребят проходят через трудное время колебаний, надежд и разочарований. Подростку нелегко сделать осознанный выбор. Но это вовсе не означает, что за него должны решать, руководствуясь исключительно собственными симпатиями и вкусами. Иногда родители уступают чисто случайному желанию подростка. Нужно посоветоваться со специалистом, насколько желание это соответствует личным данным этого спортсмена. Хорошо привлечь к такому обсуждению и школьного учителя физкультуры, который, как никто другой, знает вашего ребенка и по достоинству может оценить его спортивные возможности. Да и самим родителям, чтобы выступать в роли компетентного советчика, надо стать чуть-чуть «специалистами».

    Во всяком случае, минимум спортивных знаний им ничуть не повредят. Конечно, точно предугадать возможности будущего спортсмена - дело трудное. И поэтому желание самого ребенка надо учитывать прежде всего. Страстное желание иной раз в состоянии пробудить способности. И вообще надо всегда помнить, что эмоции в спорте играют большую стимулирующую роль. И все же, учитывая физическое развитие ребенка, можно предсказать, в каком виде спорта он может преуспеть. Один из самых элементарных критериев спортивной ориентации детей - рост. Удобнее всего в этом отношении ребятам среднего роста, им в принципе открыты пути во все виды спорта. Низкорослым лучше ориентироваться на виды спорта, имеющие весовые категории: бокс, акробатика и др.

    Немалую роль при выборе видов спорта играет масса человека. Здесь, правда, труднее всего что-либо предсказать на несколько лет вперед. И все - таки: если у мальчика или девочки « широкая кость» и они, как говорится, склонны к полноте, им очень трудно было бы добиться удачи в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание.

    Но самым главным критерием спорториентации остается характеристика двигательных особенностей. Способен ребенок бегать очень быстро, но без устали - ему всегда найдется в легкой атлетике занятие по душе. Также важна реакция.

    Словом, возможности приобщения детей к спорту велики. Они будут расти из года в год. Долг родителей - использовать эти возможности на благо воспитания всесторонне развитого человека.

    Как обеспечить безопасность занятий?

    Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданна и излишняя боязливость, которая мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные правила безопасности, которые следует соблюдать при воспитании у ребенка смелости.

    1. Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти - обязательно целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. При выполнении акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании возможностей вашего ребенка.

    2. Новое упражнение осваивайте медленно и постоянно поддерживайте ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности.

    При дальнейшем повторении можно ускорить темп упражнения и постепенно исключить всякую помощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоятельно. Постоянно подстраховывайте его.

    3. Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка.

    4. Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо. Лучше несколько раз повторить упражнение. 5. Вис только на руках в дошкольном возрасте опасен, поскольку он дает чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. 6. При обучении лазанью, не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. 7. Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражнения. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно. 8. Избегайте упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника.

    Как подготовить место и инвентарь для занятий?

    Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице. Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте форточку или окно. Достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр.

    Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой и бетоне: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки. Для занятия бегом хорошо подходят тропинки в парке или поле.

    Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различных величины, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе и чем меньше избалуете его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

    Теперь, когда спорт в нашей стране стал действительно доступным, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни пробует свои силы в той или иной секции. Большинство родителей уверены, что спорт необходим их чаду для укрепления здоровья, для развития самодисциплины и чувства ответственности.

    Но дети есть дети, и даже если ваш сын или дочка были поначалу увлечены новым занятиям, очень скоро их энтузиазм пропадает. Мальчишка, радостно бежавший на самбо еще неделю назад, уже придумывает отговорки, чтобы пропустить очередную тренировку. А девочка утверждает, что заниматься танцами стало скучно. Что это: лень? А может быть, обычные детские капризы? Или же малышу лучше действительно попробовать себя в чем-то другом?

    Как поступить родителям в данном случае? Проявить настойчивость и заставить ребенка продолжать тренировки? Или избрать политику невмешательства: если не хочет, пусть не ходит?

    Вопросы не такие уж и простые. Несколько советов помогут вам ответить на них.

    Начните с себя

    Подумайте, а зачем вам нужно, чтобы ваш ребенок занимался спортом? Ответьте, только искренне, на этот вопрос. Если вы когда-то мечтали о спортивной карьере, но она по каким-то причинам не сложилась, не стоит «отыгрываться» на своем отпрыске. Особенно, если вы желаете ему добра. К сожалению, родители нередко пытаются сделать так, чтобы ребенок воплощал их нереализованные желания. Вот в этом случае заставлять малыша не нужно. У него своя жизнь, и ваша задача поддержать его в поиске собственного пути.

    Когда от тренировок нужно отказаться

    Если ваше желание привлечь малыша к спортивным занятием продиктовано только заботой о нем, присмотритесь нему. Какое действие оказывают на малыша тренировки? Может быть, он стал очень грустным в последнее время или быстро устает? Стал ли он чаще болеть? Любое неблагополучие ребенка, связанное с посещением секции должно стать для вас сигналом о том, что занятия нужно прекратить.

    Учимся преодолевать трудности

    Если же никаких негативных изменений не произошло, но малыш все равно отправляется на занятия с мученическим видом, подумайте, не склонен ли он бросать начатое на полпути.

    Если это так, то стоит проявить разумную настойчивость. Так или иначе, но ваш ребенок должен научиться преодолевать трудности и достигать намеченной цели.

    Поставьте цель

    В начале посещения секции определите вместе с ребенком, чего он хочет добиться с помощью тренировок. Например, он хочет стать сильным или ловким, научиться красиво двигаться или побеждать на соревнованиях. Четко поставлена цель будет помогать ему преодолевать трудности. Главное, она должна быть по-настоящему важной для него.

    Правильная мотивация

    Не стоит «заманивать» малыша в секцию обещанием различных подарков. Это будет совершенно неверно. В результате вы будете вынуждены постоянно выплачивать «дань», а ребенок начнет этим пользоваться. Сами тренировки не будут приносить ему никакого удовольствия, он не будет работать на них так, как нужно. Польза таких занятий весьма сомнительна.

    И помните, если вы вместе справитесь с трудностями первого этапа, дальше будет легче. Как только у вашего юного спортсмена появятся первые успехи, он приободрится и будет ходить на занятия с большей охотой.

    Кстати, очень хорошо, если малыш начнет посещать секцию вместе со своими друзьями. Нежелание показаться слабым перед своими знакомыми - это сильный мотивирующий фактор для спортсмена в возрасте 7-10 лет.

    Если вы будете внимательны к своему чаду, научитесь понимать его истинные чувства, вам не составит труда определить, стоит ли посещать ту или иную секцию. И не нужно расстраиваться, если все-таки со спортом ничего не получится. Некоторым нужно дорасти до понимания пользы регулярной физической активности. Скорее всего, ваш ребенок вернется к занятиям, но позже.

    Видео

    Похожие публикации