Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Как женщине совершать молитву тарауих в своем доме? Как совершается молитва таравих? Восхваление аллаха во время таравих намаза

Таравих намаз является сунной муаккада. Единогласным мнением (иджма’) сахабов, таби’инов и 4 имамов мазхабов является то, что таравих намаз состоит минимально из двадцати рака’атов.

Тот, кто оставляет молитву таравих в месяц Рамазан или сокращает ее, выполняя менее 20 рака’атов — совершает действие, противоречащие единогласному мнению сахабов и осуществляет поступок, от которого следует максимально отстраниться.

С началом Рамадана опять начались споры по вопросам, которые давно разъяснили праведные предшественники. Тема споров: какое количество рака’атов содержит намаз таравих: 20 или 8? Ученые написали несметное количество книг по этому вопросу с убедительными доказательствами в пользу 20 рака’атов, однако наши братья и сестры, не следующие мазхабу, пытаются настоять на том, что намаз таравих должен совершаться в 8 рака’атов.

Сначала нужно понять, что такое таравих. Это молитва, которая состоит из 20 рака’атов и совершается по 2 рака’ата во время Рамадана, после ночного (‘иша) намаза и перед витр намазом. Этот намаз совершается с джама’атом.

Шейх Джамиль Ахмад Сакрадви в «Ашрафуль-Хидая фи шархиль-Хидая» объясняет:
«Намаз таравих - это сунна муаккада (строгая сунна) и для мужчин, и для женщин, и это мнение верное. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи) также считал, что таравих является сунной муаккада».

Многие ученые приводят хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анху), в котором он сообщает:

7692 — عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، «أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُصَلِّي فِي رَمَضَانَ عِشْرِينَ رَكْعَةً وَالْوِتْرَ»

«В течение Рамадана Посланник Аллаха ﷺ совершал 20 рака’атов намаза, так же, как и намаз витр, без джама’ата».

Этот хадис приводят следующие ученые:

Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф»;
- Имам Байхакы в «Сунан»;
- Табрани в «аль-Кабир»;
- Ибн ‘Ади в «Муснад»;
- Багави в «Маджма’ус-Сахаба».

Те, кто не следует мазхабу, пытаются утверждать, что данный хадис не является достоверным. Они подвергают сомнению надежность одного человека в иснаде (цепочке передатчиков) хадиса, которого зовут Ибрахим ибн ‘Усман.

Шейх ‘Алляма Мухаммад ‘Али объясняет:

«Имам аль-Байхакы считал этот хадис да’иф (слабым), но не мауду’ (ложным, выдуманным). Кроме того, мнение о слабости передатчика Ибрахима ибн ‘Усмана не является единогласным мнением. В «Тахзиб ат-Тахзиб» утверждается: «’Аббас ад-Дурри передает слова Яхьи ибн Му’ина, который передал слова Язида ибн Харуна, который говорил, что не было человека более ‘адиль (справедливого) в свое время, чем Ибрахим ибн ‘Усман».

Далее шейх Мухаммад ‘Али сравнивает его с Ибрахимом ибн Хайя и цитирует «Лисануль-мизан»: «’Усман ибн Са’ид ад-Дарми передает от Яхьи ибн Му’ина, что Ибрахим ибн Хайя был правдивым человеком, шейхом большой величины».

Кроме этого, он пишет: «Из этого видно, что Яхья ибн Му’ин называл Ибрахима ибн ‘Усмана большим и правдивым человеком и называл Ибрахима ибн Хайя правдивым и надежным шейхом. Ибн ‘Ади утверждал, что Ибрахим ибн ‘Усман был более афдаль (большим/превосходящим) чем Ибрахим ибн Хайя».

Затем шейх Мухаммад ‘Али заключает: «Этот хадис не может быть назван слабым по причине слабости передатчика Ибрахима ибн ‘Усмана. Наоборот, это сообщение сильное и правдивое, как показано с помощью доказательств выше».

Исключение данного хадиса ни на что не влияет. Даже если мы согласимся с тем, что этот хадис совершенно не достоверен, это нисколько не повлияет на утверждение, что намаз-таравих состоит из 20 рака’атов.

Шейх ‘Азизур-Рахман в «’Азизуль-фатава» утверждает: «Даже если хадис явлется слабым, это не будет иметь значения, потому что текст хадиса установлен многочисленными асарами (известиями сахабов) (радыяллаху ‘анхум)». Таким образом, даже если не брать этот хадис, действия и высказывания сподвижников могут быть подтверждением действий и высказываний Пророка Мухаммада ﷺ.

Муфтий Абдуррахим Ладжбури в «Фатаваур-рахимия» пишет: «Они не в состоянии понять, что необходимость в сильной цепочке передатчиков существует тогда, когда есть расхождения во мнениях по какому-то вопросу (как в случае с тем, как говорить «амин»: тихо или громко. Однако факыхи, мухадиссы и вся умма на протяжении столетий всегда принимали и совершали 20 рака’атов таравиха, и это единогласие само по себе является сильным доказательством».

В «Фатаваур-рахимийя» муфтий Абдуррахим Ладжбури приводит убедительные доводы, которые показывают, что 20 рака’атов таравиха были приняты всеми.

Они приводятся ниже: «Здесь мы приведем несколько подборок цитат, показывающих, что 20 рака’атов таравиха были приняты уммой повсюду во все времена:

وَأَكْثَرُ أَهْلِ العِلْمِ عَلَى مَا رُوِيَ عَنْ عُمَرَ، وَعَلِيٍّ، وَغَيْرِهِمَا مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِشْرِينَ رَكْعَةً، وَهُوَ قَوْلُ الثَّوْرِيِّ، وَابْنِ الْمُبَارَكِ، وَالشَّافِعِيِّ. وقَالَ الشَّافِعِيُّ: وَهَكَذَا أَدْرَكْتُ بِبَلَدِنَا بِمَكَّةَ يُصَلُّونَ عِشْرِينَ رَكْعَةً

1. Имам Тирмизи утверждает, что ‘Умар, ‘Али, Суфьян ас-Саури (радыяллаху ‘анхум), ибн аль-Мубарак и имам аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим)- все совершали намаз таравих в 20 рака’атов. Он цитирует имама аш-Шафи’и, который говорил, что видел, как люди Мекки совершали 20 рака’атов.

أَنَّ عُمَرَ، — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — لَمَّا جَمَعَ النَّاسَ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، وَكَانَ يُصَلِّي لَهُمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً

2. В известном сборнике хадисов «Канзуль-‘Уммаль» сообщается, что ‘Умар поручил ‘Убай ибн Ка’абу (радыяллаху ‘анхум) возглавить намаз таравих в 20 рака’атов. ‘Убай (радыяллаху ‘анху) затем руководил молитвой, которая совершалась в 20 рака’атов.

عن: السائب بن يزيد، قال: كُنَّا نَقُومُ مِنْ زَمَنِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ بِعِشْرِينَ رَكَعَةً وَالْوِتْرَ

3. Имам аль-Байхакы передает сообщение, где Саиб ибн Язид (радыяллаху ‘анху) сообщает, что они совершали 20 рака’атов таравих-намаза во время правления ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али (радыяллаху ‘анхум).

وَرَوَى مَالِكٌ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ رُومَانَ، قَالَ: كَانَ النَّاسُ يَقُومُونَ فِي زَمَنِ عُمَرَ فِي رَمَضَانَ بِثَلَاثٍ وَعِشْرِينَ رَكْعَةً. وَعَنْ عَلِيٍّ، أَنَّهُ أَمَرَ رَجُلًا يُصَلِّي بِهِمْ فِي رَمَضَانَ عِشْرِينَ رَكْعَةً. وَهَذَا كَالْإِجْمَاعِ

4. В другом сообщении от Язида ибн Румана (радыяллаху ‘анху) в «Муватте» имама Малика (рахматуллахи ‘аляйхи), говорится, что во время правления ‘Умара (радыяллаху ‘анху) люди совершали 23 рака’ата таравих-намаза вместе с намазом витр.

‘Алляма ан-Навави (рахматуллахи ‘аляйхи), пишет в своих комментариях к «ас-Сахиху ли Муслим», что 20 рака’атов таравиха являются отличительным признаком Ислама, так же, как праздничные молитвы. Также в «Та’ликатуль-Хидайя» утверждается, что тот, кто будет совершать только 8 рака’атов таравих-намаза, будет виновен в оставлении Сунны.

Существует множество свидетельств, подтверждающих законность совершения 20-ти рака’атов таравих-намаза. Как видно из приведенных цитат, сподвижники всегда совершали таравих подобным образом. Ни один человек из сподвижников ни разу не вышел вперед и не сказал, что намаз-таравих должен состоять не из 20-ти рака’атов, а из 8-ми. На протяжении веков все были согласны, что таравих состоит из 20-ти рака’атов, но в наше время те, кто отрицает следование мазхабу, вдруг стали утверждать, что он должен состоять только из 8-ми рака’атов. Таким образом, они выступают против всех сахабов и поколения после них.

Дальше будут рассмотрены доказательства и аргументы, представленные теми, кто не следует мазхабу. Хотя они предъявляют пару хадисов, чтобы доказать свою правоту, будет видно, что эти так называемые доказательства есть ничто иное, как неправильное толкование и искажение. Ниже их претензии будут рассмотрены.

Хадис от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), где говорится об 11-ти рака’атах молитвы.

Имам, не следующий мазхабу, Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин в своей «Фатава Аркануль-Ислям» пишет: «Намаз таравих является Сунной, которая предписана Посланником Аллаха ﷺ. Что касается числа его рака’атов, их одиннадцать в соответствии с тем, что передается в «Сахихайн» со ссылкой на авторитет ‘Аиши (радыяллаху ‘анха).

Ее спросили, как совершал молитву Посланник Аллаха ﷺ во время Рамадана, и она сказала: «Он не совершал более, чем 11 рака’атов, ни в Рамадан, ни в другие месяцы» (передают аль-Бухари в «Книге тахаджуда», в главе «Ночная молитва Пророка » (1147) и Муслим в «Книге молитвы путешественников», в главе «Ночные молитвы» (125))».

Хотя ‘Усаймин утверждает, что этот хадис относится к намазу таравих, очевидно из текста полного хадиса, что ‘Аиша (радыяллаху ‘анха), имеет в виду молитву тахаджуд. Полный текст хадиса, как он записан в «Сахихе аль-Бухари», приводится ниже: Передал Абу Сальма ибн Абдуррахман:

عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ سَأَلَ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: كَيْفَ كَانَتْ صَلاَةُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي رَمَضَانَ؟ قَالَتْ: مَا كَانَ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلاَ فِي غَيْرِهِ عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً، يُصَلِّي أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ، فَلاَ تَسْأَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ، ثُمَّ يُصَلِّي أَرْبَعًا، فَلاَ تَسْأَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ، ثُمَّ يُصَلِّي ثَلاَثًا، فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ تَنَامُ قَبْلَ أَنْ تُوتِرَ؟ قَالَ: «تَنَامُ عَيْنِي وَلاَ يَنَامُ قَلْبِي»

«Я спросил ‘Аишу (радыяллаху ‘анха): «Как совершал молитву Посланник Аллаха ﷺ в течение месяца Рамадан?» Она сказала: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не совершал более 11-ти рака’атов ни в Рамадан, ни в другие месяцы, обычно он совершал 4 рака’ата - но не спрашивайте меня об их красоте и продолжительности! - затем 4 рака’ата, - но не спрашивайте меня об их красоте и длительности! - и затем еще 3 рака’ата». Далее ‘Аиша (радыяллаху ‘анха) говорит: «Я спросила: «О Посланник Аллаха ﷺ! Ты спишь, перед тем как совершать намаз витр?» Он ответил: «О ‘Аиша! Мои глаза спят, но мое сердце бодрствует!».

Объясняя этот хадис, муфтий Такы ‘Усмани в «’Инамуль-Бари» пишет: «Я утверждаю, что в этом хадисе говорится не о намазе таравих, а о намазе тахаджжуд. В пользу этого говорит то, что таравих совершается в первую часть ночи, а тахаджжуд - в последнюю часть ночи. Это видно из хадиса ‘Аиша (радыяллаху ‘анха) спрашивает Пророка ﷺ: «Ты спишь перед тем, как совершать намаз-витр?» Это показывает, что ‘Аиша (радыяллаху ‘анха) видела, как Посланник Аллаха ﷺ совершал его в последнюю часть ночи.

Посланник Аллаха ﷺ указывал совершать таравих в первую часть ночи. Сподвижники всегда совершали таравих в первую часть ночи.

Когда Посланник Аллаха ﷺ руководил молитвой в джама’ате на протяжении трех дней, она всегда совершалась в первой части ночи. Таким образом, очевидно, что если таравих совершается в первую часть ночи, а молитва в обсуждаемом хадисе совершалась в последней части ночи, то это означает, что обсуждаемый хадис относится к молитве тахаджжуд, а не к намазу таравих».

В книге «Каукабуд-Дурри» Шамсуддин Кирмани утверждает, что и вопрос, и ответ - оба касаются молитвы тахаджуд. Кроме того, если кто-то говорит, что этот хадис, как ему кажется, противоречит хадису, где Пророк ﷺ руководил джама’атом сподвижников в 20-ти рака’атах молитвы, то ‘Алляма Кирмани утверждает, что здесь нет противоречия, поскольку хадис о 20-ти рака’атах подтверждает действия Пророка ﷺ и, таким образом, имеет преимущества перед любым другим хадисом, которое, как может показаться, отрицает его. Он утверждает, что в соответствии с этим принципом надо действовать в случае очевидного противоречия.

Шейх Зафар Ахмад ‘Усамани в «Имдадуль-Ахкам» исследуя этот хадис, утверждает: «Те, кто не следует мазхабу, должны учесть все сообщения от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), относительно ночной молитвы, которые представлены в остальных сборников хадисов». Если бы они рассмотрели все сообщения, то они никогда бы не осмелились использовать этот хадис как доказательство, потому что хотя это сообщение и говорит об 11-ти рака’атах, в других хадисах у аль-Бухари говорится, что это были 13 рака’атов, в некоторые других сообщениях у Муслима говорится, что 2 рака’ата витра было совершено сидя, а в общей сложности было 15 рака’атов.

Другие хадисы говорят, что всего было (совершено) 17 рака’атов. Таким образом, имам аль-Куртуби в «Шархуль-Муслим» утверждает, что многие люди знания сомневаются относительно достоверности сообщения от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), и некоторые ученые говорят, что этот хадис «мудтараб».

Кто изучал усуль аль-хадис, знает, что неправильно использовать хадис «мудтараб» как доказательство, пока не устранены несоответствия в хадисе. Также нужно принять во внимание, что ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) утверждает в других повествованиях, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал намного больше поклонения в Рамадане по сравнению с другими днями. Так почему он совершал в Рамадане только 11 рака’атов, как в другие месяцы?

Муфтий Абдуррахим Ладжбури в «Фатаваур-рахимийя» пишет: «Суть всего этого - в том, что рассматриваемое повествование не может быть использовано для доказательства совершения 8-ми рака’атов таравих-намаза. Наоборот, сообщение от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса подтверждает практику 20-ти рака’атов, и это практикует умма. Рассмотрим следующие утверждения:

1. Имам Малик (рахматуллахи ‘аляйхи) говорил, что, когда существуют два противоречивых повествования о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ, и известно, что Абу Бакр и ‘Умар (радыяллаху ‘анхума) практиковали одно из них и оставляли другое, этого будет достаточно, чтобы доказать, что это правильный путь (тот, которому следовали праведные халифы).

3. Имам Абу Бакр Джасас (рахматуллахи ‘аляйхи) также сказал, что, когда существуют два противоречащих друг другу хадиса о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ, и известно, что наши праведные предшественники практиковали один из них, лучше следовать тому, что они делали.

4. Имам Байхакы (рахматуллахи ‘аляйхи) сообщает, что ‘Усман ад-Дарми (рахматуллахи ‘аляйхи) сказал: «Когда два хадиса противоречат друг другу и трудно определить самый достоверный из них, нужно посмотреть, что совершали праведные халифы после Посланника Аллаха ﷺ. Таким образом, мы будем в состоянии выбрать точку зрения».

Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин в «Фатава Аркануль-Ислям» продолжает в своей фетве: «Если некто совершает 13 рака’атов, на это нет никакого возражения, так как это соответствует словам Ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анху):

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: «كَانَتْ صَلاَةُ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثَلاَثَ عَشْرَةَ رَكْعَةً» يَعْنِي بِاللَّيْلِ

«Молитва Пророка ﷺ состояла из 13 рака’атов. Таким образом, это была ночная молитва».

Здесь ‘Усаймин использует хадис относительно числа рака’атов тахаджуда, который совершал Пророк ﷺ, чтобы доказать, что намаз таравих состоит из 8-ми рака’атов.

Другой шейх, не следующий мазхабу, Махмуд Ахмад Мирбури, в «Фатава Сырат-и-Мустакым» пишет: «Подтверждается достоверным хадисом, что тахаджуд и есть таравих. Как приводится у Тирмизи, хадис передается от Абу Зара (радыяллаху ‘анху), где говорится:

عن أبي ذر قال: صمنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فلم يصل بنا، حتى بقي سبع من الشهر، فقام بنا حتى ذهب ثلث الليل، ثم لم يقم بنا في السادسة، وقام بنا في الخامسة، حتى ذهب شطر الليل، فقلنا له: يا رسول الله، لو نفلتنا بقية ليلتنا هذه؟ فقال: «إنه من قام مع الإمام حتى ينصرف كتب له قيام ليلة»، ثم لم يصل بنا حتى بقي ثلاث من الشهر، وصلى بنا في الثالثة، ودعا أهله ونساءه، فقام بنا حتى تخوفنا الفلاح، قلت له: وما الفلاح، قال: «السحور»: «هذا حديث حسن صحيح»

«Однажды в Рамадан мы постились вместе с Пророком ﷺ, и он не молился с нами ночью. В последние 7 дней, Пророк ﷺ молился с нами одну треть ночи. На 25-ю ночь мы молились с ним половину ночи. Мы говорили, что было бы удовольствием для нас, если бы Пророк молился всю ночь с нами, но он ответил: «Если кто-то молится вместе с имамом и потом возвращается домой, считается, что он молился всю ночь». Затем на 27-ю ночь мы присоединились к членам семьи в молитве и молились до тех пор, пока не побоялись, что пропустим сухур».

Этот хадис показывает, что Пророк ﷺ молился со своими сподвижниками почти всю ночь. Так когда же он совершал отдельно молитву тахаджуд?»

Здесь нужно рассмотреть два вопроса. Первый - являются ли таравих и тахаджжуд одной и той же молитвой. Второй - была ли молитва тахаджуд обязательной для Пророка Мухаммада ﷺ или нет. Как только эти две точки зрения будут рассмотрены, шейхи не следующих мазхабу не будут в состоянии подтвердить свою точку зрения относительно числа рака’атов таравиха (с помощью своих так называемых доказательств).

Таравих и тахаджуд - это две отдельные молитвы. Как было сказано выше, таравих-намаз совершается в первую часть ночи, в то время как тахаджуд совершается в последнюю часть ночи. Далее, тахаджуд должен быть выполнен, после того как человек проснется после сна. Таравих выполняется до того, как лечь спать.

Муфтий Мухаммад Шарифульхак Амджади в «Нузхатуль-Кари» пишет: «Не следующие мазхабу утверждают, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал в Рамадан только намаз тахаджуд. Мы считаем, что и таравих, и тахаджжуд в Рамадане являются сунной. Доказательства этому - слова ‘Умара: «Молитва, которую он (кто-то) не совершил, но спали в ее время, лучше, чем та, которую он совершил».

Хадис в котором содержится это высказывание ‘Умара находится в «Сахих аль-Бухари».

Дальше он пишет: «Утверждение, что одна молитва лучше, чем другая, доказывает, что это две разные молитвы, а не одна и та же. Дальнейшие доказательства - в том, что для тахаджуда необходимо поспать после ‘Иша и затем встать, чтобы совершить его. Табарани в «Кабир» и «Аусат» передает от Хаджаджа ибн ‘Умара, что он сказал: «Вы думаете, если вы молитесь всю ночь, вы совершаете тахаджуд? Это неверно. Тахаджуд совершается только после сна». Это также очевидно из самого значения слова «тахаджуд».

Всевышний Аллах говорит в Благородном Куръане:

وَمِنَ اللَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَىٰ أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا
«Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни» (сура «аль-Исра», аят 79).

Ибн Касир в своем тафсире к вышеприведенным аятам пишет: «Аллах велит Своему Посланнику ﷺ совершать ночную молитву после предписанных молитв, и само слово «тахаджуд» означает молитву, которая совершается после сна. Эта точка зрения ‘Алькамы, аль-Асвада, Ибрахима ан-Наха’и и других. Это также известно из самого арабского языка. Многие хадисы сообщают, что Посланник Аллаха ﷺ имел обыкновение совершать тахаджуд после сна. К ним относятся сообщения от ибн ‘Аббаса, ‘Аиши и других (радыяллаху ‘анхум)».

Муфтий Мухаммад Шарифульхак Амджади пишет далее на странице 689: «Никто не спит перед таравих-намазом. Однако будет крайне неправильно считать, что таравих - это то же самое что и тахаджуд».

Чтобы оценить аргументы шейха Мухаммада Ахмада Мирбури, важно сначала понять, являлся ли тахаджжуд обязательным для Пророка Мухаммада ﷺ или нет.

Шейх, не следующий мазхабу мауляна Мирбури пишет в своей «Фатава Сыратуль-Мустакым»: «Тахаджжуд был обязательной молитвой для Пророка ﷺ, как упомянуто в суре «аль-Муззамиль», 2-4 аят.

قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«Проводи ночь в молитве, за исключением малой части её - половину ночи или немного меньше, до одной трети ночи, или больше половины ночи, до двух третей её - и читай Куръан не спеша, отчётливо, следуя правилам чтения».

Этот вопрос решается с помощью большого хадиса, приведенного в «Сахихе Муслим». В нем упоминается, что Са’ад ибн Хишам ибн ‘Амр спросил ‘Аишу (радыяллаху ‘анхум) о намазе тахаджуд Пророка Мухаммада ﷺ. Ниже приводится ответ ‘Аиши (радыяллаху ‘анха): Она сказала:

«Разве ты не читал (суры) «О ты, завернувшийся»? Он ответил: «Да». Она сказала: «Аллах, Свят Он и Велик, сделал в начале суры соблюдение ночной молитвы обязательным».

Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники совершали это (обязательную ночную молитву) в течение года. Аллах удерживал заключительную часть этой суры в течение 12 месяцев на небесах до (конца этого времени). Потом Аллах ниспослал заключительные аяты этой суры, которые облегчили (бремя этой молитвы), и ночная молитва из обязательной стала дополнительной.

Этот хадис ясно показывает, что намаз тахаджжуд не являлся фардом для Пророка Мухаммада ﷺ на протяжении всей его жизни. Тахаджуд был обязательным намазом для него только в особый период его жизни. После этого обязательность этой молитвы была отменена, и она стала нафль (желательной).

Имам Навави в «Шархе Сахих Муслим» пишет: «Правильное мнение - то, что тахаджуд стал позже нафль-намазом для Пророка ﷺ и для уммы. Есть некоторые расхождения во мнениях относительно отмены фарда тахаджуда для Пророка Мухаммада ﷺ. Для нас правильным мнением будет то, которое приведено в хадисе, что это (обязательность этой молитвы) была отменена, и она перестала быть обязательной».

‘Алляма Гулям Расуль Са’иди в «Тибьян аль-Куръан» цитирует имама Абу аль-‘Аббаса Ахмада ибн ‘Умара ибн Ибрахима Малики Куртуби, который сказал «Ясный текст, в котором приводятся слова ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) является доказательством, что первоначально тахаджуд был фардом для Пророка Мухаммада ﷺ и других мусульман, но позже это было отменено. В начальных аятах суры «аль-Муззаммиль» сказано: «Проводи ночь в молитве, за исключением малой части её - половину ночи или немного меньше, до одной трети ночи, или больше половины ночи, до двух третей её». Такие слова не указывают на обязательность чего-либо. Это только показывает, что оно (это действие) является мустахаб (желательным)».

Дальнейшие свидетельства об отмене этого предписания можно найти в суре «аль-Исра» говорится:

«Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни».

Муфтий Шафи’ ‘Усмани (рахматуллахи ‘аляйхи) в «Ма’арифуль-Куръан» пишет: «Однако существует разногласие относительно (отмены) ее обязательного характера. Была ли она отменена для Пророка ﷺ? Или она осталась обязательной для него как признак его особого положения - и в аяте выражение «нафилятан ляка» означает «молитва тахаджжуд является дополнительным обязательством для тебя».

Однако согласно тафсиру Куртуби, это мнение неправильно по множеству причин. Во-первых, нет никакого основания, чтобы взять нафиль в качестве фарда. Если это только оборот речи, тогда против этого нет никаких возражений. Во-вторых, только пять молитв были упомянуты как обязательные в достоверном хадисе. В конце другого хадиса было сказано, что во время ночного вознесения (Пророка ﷺ) первоначально 50 молитв были сделаны обязательными, но потом их число было уменьшено до пяти. Таким образом, хотя их количество было сокращено, но награда за их выполнение была обещана такая же, как и за пятьдесят. Ведь сказано:

مَا يُبَدَّلُ الْقَوْلُ لَدَيَّ وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«Мое Слово (данное Моим рабам) не меняется» (сура «Каф», 29 аят). Это означает, когда было приказано совершать пятьдесят молитв, то за их совершение была обещана награда, которая не уменьшилась, хотя количество обязательных молитв, которое нужно фактически выполнять, было уменьшено».

Далее он объясняет: «Слово «нафилян» используется здесь в смысле дополнительных обязанностей, так как после него стоит слово «ляк» (для вас), (если бы имелась в виду обязательность), то используемое слово должно быть «аляйк» (на вас), так как последнее слово подразумевает обязательство, в то время как слово «ляк» используется только для одобрения и разрешения».

Имам Рази в «Тафсир Кабир» пишет: «Подобно тому, как обязательность поста в день ‘Ашура была отменена обязательным постом в Рамадан, обязательность молитвы тахаджуд была отменена пятью обязательными молитвами».

Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в «Фатхуль-Бари» пишет: «Обязательность намаза тахаджуд была отменена обязательностью пяти ежедневных молитв».

Шейх не следующих мазхабу Махмуд Ахмад Мирбури после цитирования хадиса от Тирмизи спрашивает: «Этот хадис показывает, что Пророк ﷺ молился со сподвижниками почти всю ночь. Так, когда же он совершал отдельно намаз тахаджуд?»

Эта часть (его высказывания) повторена здесь, вся цитата присутствует выше.

Было установлено, что намаз тахаджуд не был фардом для Пророка Мухаммада ﷺ. Следовательно, даже если кто-то скажет, что он пропустил его, это совсем не то, как если бы он пропустил обязательную молитву (фард-намаз).

Во-вторых, из текста хадиса очевидно, что сподвижники присоединялись к своим семьям в молитве и молились. В нем не упоминается, что Пророк Мухаммад ﷺ молился с ними всю ночь.

Приведем еще раз текст хадиса: «Однажды в Рамадан мы постились вместе с Пророком ﷺ, и он не молился с нами ночью. В последние 7 дней Пророк ﷺ молился с нами одну треть ночи. На 25-ю ночь мы молились с ним половину ночи. Мы говорили, что это было бы удовольствием для нас, если бы Пророк ﷺ молился всю ночь с нами, но он ответил: «Если кто-то молится вместе с имамом и потом возвращается домой, считается, что он молился всю ночь». Затем, на 27-ю ночь, мы присоединились к членам семьи в молитве и молились до тех пор, пока не побоялись, что пропустим сухур».

Даже если мы возьмем хадис как он есть, шейх Махмуд Ахмад сделал предположение, что Пророк Мухаммад ﷺ никогда не пропускал тахаджуд.

В «Ма’арифуль-хадис» цитируется хадис от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) записанный в Сахихе Муслим:

«Передается от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) что Пророк ﷺ (иногда) пропускал намаз-тахаджуд из-за болезни или по какой-то другой причине, вместо этого он совершал 12 рака’атов молитвы в течение дня».

Во-вторых, в хадисе говорится, что сподвижники боялись пропустить сухур (показано опасение пропустить сухур). Это не является определенным утверждением, что они (в самом деле) пропустили сухур. Следовательно, смешно предполагать, что только потому что они боялись пропустить сухур, они действительно его пропустили. Это было только сомнение, так что существует еще вероятность, что Пророк ﷺ оставил сподвижников и совершил тахаджуд.

В другом хадисе также говорится, что «он вошел в свой дом и совершил молитву, которую он не совершал с нами». Об этом хадисе сообщается в «Сахихе Муслим», так же, как и в «Муснаде» имама Ахмада. Тот, который приведен в «Сахихе Муслим»:

«Анас (радыяллаху ‘анху) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву во время Рамадана. Я пришел и встал рядом с ним. Потом другой человек пришел и встал рядом, пока не образовалась группа. Когда Посланник Аллаха ﷺ понял, что мы молились за ним, он облегчил молитву. Затем он отправился к себе и совершил такую молитву, которую он никогда не совершал с нами. Когда настало утро, мы спросили у него: «Ты видел нас ночью?» Он сказал: «Да, именно это и побудило меня сделать то, что я сделал».

Он (передатчик) сказал: «Посланник Аллаха стал соблюдать саум висаль (непрерывный пост) в конце месяца, и несколько человек из его сподвижников тоже стали соблюдать этот непрерывный пост. После чего Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что сказать о тех людях, которые соблюдают непрерывные посты? Вы не подобны мне. Клянусь Аллахом, если бы месяц был удлинен для меня, я стал бы соблюдать саум висаль, так что те люди, которые проявляли чрезмерность, должны были (были бы обязаны) отказаться от своей чрезмерности».

Это поясняет нам, что намаз, который Посланник Аллаха ﷺ совершал без сподвижников был другим намазом, и это был тахаджуд. Такое различие было также сделано ‘Умаром, как мы отметили выше.

В «Фатава Аркануль-Ислям» шейх не следующих мазхабу Мухаммад Салих ибн аль-Усаймин пишет: «Что говорится (в хадисе) об ‘Умаре - то, что он совершал 11 рака’атов, так как он приказал Убаю ибн Ка’бу и Тамиму ад-Дари встать впереди людей и совершить 11 рака’атов».

Этот хадис был записан имамом Маликом, он передан через Са’ида ибн Язида. Этот Са’ид ибн Язид был тем же человеком, который сообщил следующий хадис, как записано у Байхакы (т. 2, с. 496)»: Са’ид ибн Язид сказал, что во время правления ‘Умара люди совершали 20 рака’атов в месяце Рамадан. Человек, руководящий молитвой, читал суры, которые содержали около сотни аятов. Во время правления ‘Усмана люди (были вынуждены) опираться на палки, так как им приходилось стоять очень долго.

Более того, хафиз Абдуль-Бирр пишет в «Ат-Тамхид» (т. 8, с. 114-115): «Имам Малик, рахимахуллах, записал этот хадис от Мухаммада ибн Юсуфа, который слышал его от Са’ида ибн Язида. Этот хадис сообщает о таравихе, который состоял из 11 рака’атов. Другие мухаддисы записали хадисы с тем же иснадом, которые упоминают 21 рака’атов (20 рака’атов таравиха и 1 рака’ат витр-намаз). Харис ибн Абдуррахман ибн Аби аз-Забаб передает от Са’ида ибн Язида, что во время правления ‘Умара, р.а. мы обыкновенно завершали таравих, когда почти рассветало. В его правление таравих составлял 23 рака’ата (включая 3 рака’ата витр-намаза)».

Это сообщение может быть пояснено тем, что с тем же иснадом, с которым имам Малик сообщает об 11-ти рака’атах, другие мухаддисы сообщают о 21-м рака’ате. Кроме того, от того же Са’ида ибн Язида передается также о 23-х рака’атах таравиха.

Имам Малик после хадиса об 11-ти рака’атах, приводит следующий хадис в своей «Муватта» (т. 1, с. 98): «Язид ибн Руман говорит, что в течение правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба люди совершали 23 рака’ата таравих-намаза в Рамадан (включая 3 рака’ата витр-намаза)».

‘Алляма Гулям Расуль Саиди в «Шарх Муслим» (т. 2, с. 498) пишет: «Имам Малик от Мухаммада ибн Юсуфа и от Са’ида ибн Язида передает об 11-ти рака’атах. Однако хафиз Абдурраззак и другие от Мухаммада ибн Юсуфа и от Са’ида ибн Язида передают о 20-ти рака’атах, и Ибн Наср также сообщает про 20 рака’атов от Са’ида ибн Язида. Это поясняет, что сообщение записанное имамом Маликом, не достоверно».

Однако, даже если мы признаем, что хадис, записанный имамом Маликом об 11-ти рака’атах достоверный, единственное объяснение, которое может быть предложено, - это то, что сподвижники сначала совершали 11 рака’атов, но потом стали совершать 20 рака’атов.

Имам Байхакы в «Ас-Сунан аль-Кубра» (т. 2, с. 496) пишет: «Согласовать эти сообщения можно таким образом: что сподвижники вначале совершали 11 рака’атов, но позже стали совершать 20 рака’атов таравиха и 3 рака’ата витр-намаза».

Доказательства этому объяснению видны из практики ‘Усмана и ‘Али (радыяллаху ‘анхума). См. доказательства, приведенные выше о 20 рака’атах таравиха.

Мулла ‘Али аль-Кари в «Миркат Шарх аль-Мишкат» (т. 3, с. 123) после цитирования хадиса пишет: «И таким образом, (понятно), что 11 рака’атов совершались вначале, потому что ‘Абдуль-Бирр сказал, что сообщение об 11-ти рака’атах является сомнительным, и сообщением сахих является то, что во время правления ‘Умара, р.а. совершалось 20 рака’атов таравиха».

Таким образом, сообщение об 11-ти рака’атах от Са’ида ибн Язида не может быть принято как доказательство из-за расхождения в числе рака’атов, которое передается через одного и того же человека. В лучшем случае, можно сказать, что по причине сомнений, возникших у него, он упомянул про 11 рака’атов таравиха, однако он также упомянул 21 и 23 рака’ата (включающих 1 рака’ат витра и 3 соответственно).

Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, упоминающий о 8-ми рака’атах

В «Фатхуль-Бари» (т. 1, с. 597) упоминается хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, где он говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал только 8 рака’атов таравих-намаза в Рамадан. Не следующие мазхабу используют этот хадис как довод для подтверждения своей позиции:

Муфтий Кифайятуллах в «Кифайтуль-Муфти» (т. 3, с. 399) комментирует этот хадис: «Хадис от Джабира, который записан у Табрани, Марази, Ибн Хузаймы и Ибн Хиббана, имеет в иснаде (цепочке передатчиков) человека по имени ‘Иса ибн Джарийя. Этот передатчик назван мункар хадиса имамом Абу Даудом, и имам Насаи называл его хадисы матрук и мункар (хадисы от него не принимаются и отвергаются)».

Муфтий Абдуррахим Ладжбури в «Фатава Рахимийя» (т. 2, с. 280) приводит подробный анализ цепочки передатчиков этого хадиса. Он пишет: «Странно то, что цепочке рассказчиков нет никакого доверия вообще. Один из передатчиков хадиса - это человек по имени Ибн Хумайд Химьяри. Вот что исследователи передатчиков сказали о нем (Мизануль-и’тидаль, т. 3, с. 49-50):

1. «Он слабый» - хафиз Захаби, рахимахуллах.
2. «Он рассказывает много неприемлемых (мункар) повествований» - Я’куб ибн Шейба, рахимахуллах.
3. «Против него выдвигаются возражения» - имам Бухари, рахимахуллах.
4. «Он лжет» - Абу Зура, рахимахуллах.
5. «Я могу засвидетельствовать, что он лжец» - Исхак Каусадж, рахимахуллах.

«Он передавал хадисы обо всем. Я никогда не видел, чтобы кто-то так не боялся Аллаха, как он, потому что он брал хадисы от других и полностью искажал их», - утверждает Салих Джазра.

1. «Я клянусь Аллахом, что он лжец» - Ибн Хараш, рахимахуллах.
2. «Он не надежен» - имам Насаи, рахимахуллах.
В цепочке передатчиков также находится человек, называемый Я’куб ибн ‘Абдуллах Ашари Альками, о котором исследователи говорили следующее:

«Он вовсе не надежен» - имам Даракутни, рахимахуллах (Мизануль-и’тидаль, т. 3, с. 324).

Насчет третьего передатчика исследователи говорили следующее:

1. «Он ответственен за многие неприемлемые (мункар) сообщения» - Ибн Ма’ин, рахимахуллах.
2. «Его сообщения неприемлемы (мункар)» - имам Наса’и, рахимахуллах.
3. «Его сообщения отвергаются (матрук)» - имам Наса’и, рахимахуллах.
4. «Его сообщения непримлемы (мункар)» - имам Абу Дауд, рахимахуллах.
5. «Он находится среди слабых передатчиков» - (Мизануль-и’тидаль, т. 2, с. 311)».

Действительно, очень странно, что не следующие мазхабу используют такой хадис как доказательство.

Совершенно ясно, что число рака’атов таравиха во время сподвижников было равно 20-ти. Это установлено множеством хадисов. Хотя четыре имама (Абу Ханифа, Шафи’и, Малик, Ханбаль) расходятся в общем числе рака’атов таравиха, никто из них не называет цифру меньше 20. Мнение о том, что таравих состоит из 8 рака’атов, не поддерживается никем из них. Иджма сподвижников - последнее слово в этом вопросе, ведь Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что после него мы должны держаться сунны праведных халифов.

А Аллах знает лучше

В 2020 году первый намаз-таравих выпадает на 23 апреля, последний - на 22 мая. Определить время наступления молитвы-таравих вам поможет наше , в котором представлены все города РФ и большинства мусульманских стран СНГ.

С наступлением священного для всех мусульман месяца Рамазан каждый вечер читается специальный намаз - таравих. Его выполнение обязательно в степени сунна-муаккада как для лиц мужского пола, так и женского. Сунна-муаккада означает, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) практически никогда не пропускал эту молитву.

Рамазан - это тот месяц, когда мусульмане должны прилагать ещё больше усилий по изменению самих себя в лучшую сторону. На это, в частности, направлена духовная практика, которую верующие совершают. Известно со слов Айши (р.а.), что Пророк Мухаммад (с.г.в.) стремился проявлять столько усердия в Рамазан, сколько не делал в предшествующие месяцы (хадис от Муслима).

В сводах имамов Бухари, Муслима, Тирмизи, Насаи и Абу Дауда приводится хадис, в котором Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) напутствовал: «Тот, кто сумеет выстоять все молитвы таравих в месяц Рамазан и будет надеяться на награду за это, ему будут прощены все доселе совершённые грехи». Это изречение прекрасно иллюстрирует, насколько высоко положение этой молитвы.

Условия молитвы таравих

Таравих обычно читается по завершении ночного намаза (иша) до наступления утренней зари. (Однако если ночь длинная, допустимо чтение в любой иной её отрезок). следует после таравиха.

Этот вид поклонения мусульмане совершают либо коллективно, либо индивидуально. Однако для укрепления связей с братьями и сёстрами по вере (пусть и опосредованно - ведь в рамках намаза верующие не могут напрямую общаться друг с другом) рекомендуется читать джамаатом, тем более обычно в мечеть на таравих в настоящее время приходит большое количество правоверных.

Многие современные учёные считают, что это касается также женщин, исповедующих ислам. Муж не имеет никакого права запрещать своей супруге ходить в мечеть, если только для этого нет объективных обстоятельств, как, например, болезнь ребёнка или его самого, необходимость ухода за тяжелобольными или пожилыми родственниками.

Порядок совершения таравих-намаза

Относительно количества ракаатов в этом намазе у богословов наблюдается консенсусное мнение, что их должно быть двадцать. Тем не менее, часто можно встретить в разных источниках сведения о том, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) практиковал чтение восьми ракаатов таравих намаза. Закрепление нормы о необходимости совершать 20 ракаатов произошло во времена второго праведного (р.а.). До этого верующие часто совершали этот намаз небольшими группами. Заслуга Умара (р.а.) в том, что он объединил мусульман в совершении молитвы, являющейся одним из олицетворений священного Рамазана.

В то же время в рамках маликитского мазхаба существует мнение о необходимости совершать таравих посредством 36 ракаатов. Причина этой особенности заключается в том, что жители Медины по вполне понятным причинам были лишены возможности совершать таваф вокруг Каабы после чтения каждых четырёх ракаатов таравиха, как это обычно делали мекканцы. Как известно, в рамках особый акцент делается на практике ансаров - сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) из числа мединцев.

Совершать намаз таравих можно как по два ракаата, так и по четыре. Однако большинство мусульманских богословов склоны считать, что салям надо давать после каждых двух ракаатов, тогда как после четырёх следует сделать дуа и прославлять Творца. Этот небольшой перерыв после четырёх ракаатов молящиеся могут использовать и для обновления состояния ритуальной чистоты (тахарат), и для , короткого отдыха.

В некоторых мечетях распространена практика полностью прочитывать Коран (араб. «Хатм уль-Кур’ан») в ходе таравих намазов всех ночей благословенного месяца ислама. После этой молитвы обычно и намаз витр так же читается вместе с джамаатом. Имам громко читает суры в кыяме (стоянии), при этом дуа-кунут не должна произноситься вслух.

Как было сказано выше, между каждыми четырьмя ракаатами верующие делают дуа и произносят слова восхваления Аллаха. Приведём здесь один из примеров с видео:

Субханя зиль-мульки уаль-малякуут. Субханя зиль-гыйззати уаль-газамати уаль-кудэрати уаль-кибрийааи уаль-джабаруут. Субханяль-маликиль-хайииль-лязи ля ямуут. Суббухун куддусун раббуль-маляя икяти уар-рух. Ляя иляяхэ илля-Ллааху, настагфируЛлаах, няс’элукяль-джаннятя уа нагуузу бикя минян-нар

Перевод: «Свят и пречист Обладатель земного и небесного могущества. Свят и Пречист Тот, кто обладает всем величием, силой и нескончаемой мощью. Свят и Пречист Тот, Кто является Господином всего живого и Кто никогда не познает смерть. Ему принадлежит вся похвала и святость. Он Властелин всех ангелов и святого Духа [ангела Джабраила]. Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Просим простить нас и помиловать, о Господь! Только у Тебя мы смеем просить Райской обители и к Тебе прибегаем, надеясь удалиться от Огненной Геенны»

Рамадан – щедрый месяц поста, молитв, добрых поступок, пожертвований и очищения от грехов. Краткое руководство по Рамадану мы писали ранее. Во время поста после ночной молитвы и до рассвета верующие читают Таравих-намаз – специальная молитва, которая совершается только в Рамадан и является сунной. Таравих нужно читать после ночного намаза Иша и до рассвета, с наступлением которого приходит время Фаджр. Обычно в Рамадан мусульмане ходят в мечеть для групповой молитвы, но это не обязательно, допустимо молиться обособленно.

Пророк Мухаммад ﷺ несколько раз в месяц совершал намаз Таравих вместе с первыми мусульманами, он говорил:

«Кто проводит Рамадан с верой (соблюдая пост и молясь) и в ожидании награды, тому будут прощены содеянные ранее небольшие грехи (кроме тяжких)».

Передал Абу Хурайра, хадисы Аль-Бухари 38, Муслим 760

Происхождение названия Таравих

Слово Таравих (تراويح‎) переводится с арабского языка, как «передышки». Оно образовано от единственного числа арабского слова аль-тарвих (الترويح), что значит «отдых». Намаз получил такое название, потому что он продолжается около 2 часов, но между каждыми четырьмя ракатами верующие делают перерывы по 2-3 минуты для отдыха во время которых читают тасбих (восхваляют Всевышнего) или истигфар (просят прощения и каются).

Этап или действие Описание
8 или 20 ракатов Выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз
Периодичность совершения Ежедневно в течение всего месяца Рамадан
Характер выполнения Можно индивидуально, но предпочтительнее — в джамаате с другими верующими
Намерение Вознамериться выполнить сунна-намаз Таравих, состоящий из заданного количества ракатов
1 джуз за ночь Во время Таравиха рекомендуется прочитать 1/30 часть Корана
Перерыв Делается между 4-мя ракатами, в течение которого восхваляется и поминанается Аллахﷻ и читаются короткие проповеди
Награда «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения, тому будут прощены его предыдущие грехи» (Сахих Аль-Бухари, Хадис № 8901)
Другие молитвы Ночной намаз (Иша) делается перед Таравихом, намаз Витр — после него

Таравих. Сколько ракатов надо делать?

По поводу количества ракатов молитвы Таравих есть разные мнения и каждое мнение опирается на мнение учёных-передатчиков хадисов.

Первое мнение

У Айши, жены пророка Мухаммада ﷺ, спросили, как он молился в Рамадан. Она ответила:

«Посланник Аллаха не молился больше 11 ракатов ни в Рамадан, ни в другие месяцы, он делал четыре раката, и не спрашивайте, как прекрасно они продолжались, затем еще четыре, не спрашивайте, на сколько прекрасно длились, и после них еще три». Затем Айша спросила: «О Посланник Аллаха, спите ли Вы перед совершением витр?» и он ответил ей: «О Айша, мои глаза спят, но не спит мое сердце».

Сунан Аби Дауд 40/1341

Согласно этому хадису сунна – намаз Таравих из 8 ракатов (и 3 — витр), которые читаются по два с перерывами на отдых. После прочтения суры аль Фатиха в каждом ракате читают любую суру из Корана. Мусульмане, знающие Коран наизусть, за месяц поста прочитывают всю священную книгу Коран. Отдыхая между ракатами, произносят Зикр по 33 раза.

После последнего раката снова отдыхают, можно с закрытыми глазами, затем читают три раката намаза аль-Витр.

Второе мнение

Каждую ночь Рамадана согласно сунне от заката до рассвета выполняется 20 ракатов намазов. О том, что Пророк ﷺ и его сподвижники иногда совершали в мечети намаз Таравих из 20 ракатов вместо 8 , говорил Абдурахман ибн Абдуль-Кари. Он рассказал, что пришел в мечеть со вторым халифом Умаром. Там они увидели, что верующие молятся небольшими группами. Халиф Умар сказал:

«Было бы хорошо объединить их для совместной молитвы».

Он назначил имамом Убейя ибн Кияба, после чего верующие совершили совместную молитву 20 ракатов. Ритуал чтения в двадцать ракатов стал традицией во времена праведного халифа Умара и признан большинством современных богословов.

Несмотря на различия в точках зрения по поводу количества ракатов в намазе Таравих, строгих ограничений в этом отношении нет. Данная молитва является сунной муаккада и отступление от общепринятого количества не является наказуемым нарушением. Верующие делают столько ракатов, сколько считается общепринятым в джамаате. Согласно многочисленным хадисам, в религии ислам нет затруднения для верующих, соответственно, чрезмерная щепетильность и излишняя строгость не является благом.

Таравих-намаз. Видео из исламского культурного центра, г.Киев

Таравих для женщин

Намаз Таравих для женщин не отличается от мужского, они могут молиться дома или посещать совместные молитвы в мечети. Женщинам рекомендовано использовать меньше благовоний (духов), чтобы не отвлекать молящихся. Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Не запрещайте (женщинам) поклоняться Аллаху в мечети, но пусть не выходят слишком надушенными (набрызганными духами)».

Сунан Абу Дауд 155/565

Что делать, если пропущен Таравих?

Намаз Таравих не относится к обязательным молитвам, он является сунной. Если верующий пропустил его, возмещать ничего не нужно. Айша рассказала:

«Посланник Аллаха молился Таравих в мечети вместе с другими верующими. На второй и третий день там собралось много людей, но он не пошел в мечеть, а утром сказал, что видел, как люди собирались, но не пришел, чтобы они не считали это обязательным».

Таравих намаз (араб. تراويح‎ - перерыв, отдых, передышка) совершается после обязательного намаза Иша только в месяц Рамадан и известен как "молитва выстаивания Рамадана".

Таравих – это желательный намаз (намаз-сунна). Таравих намаз начинают совершать с первой ночи и завершают в последнюю ночь поста Рамадан.

Желательно также совершать после Таравих намаза, но допустимо совершать Витр и до Таравих намаза.

Пропущенный Таравих намаз не возмещается ни по отдельности, ни коллективно.

ВАЖНОСТЬ ТАРАВИХ НАМАЗА

Ученые-факихи едины во мнении, что Таравих намаз является сунной как для мужчин так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение, сам совершал Таравих намаз и при наступлении Рамадана говорил: "Аллах обязал вас поститься в Рамадан, а я наставляю вас его выстаивать (в молитвах)" (ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад).

В достоверном хадисе говорится:

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759)

Имам аль-Баджи сказал: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в месяце Рамадан, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается: “Однажды один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан верующий ведет два вида джихада против своего нафса! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

ТАРАВИХ НАМАЗ: ДЖАМААТОМ ИЛИ В ОДИНОЧКУ?

Коллективное совершение Таравих намаза является сунной для мужчины, а женщина совершает Таравих дома, но нет ничего предосудительного, если она исполнит эту молитву в мечети.

Достоверно передается что Пророк, мир ему и благословение, совершал Таравих намаз коллективно.

Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши, да будет доволен ею Аллах:

"Посланник Аллаха, мир ему и благословение, молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение, не вышел к ним. А вышел только на утро и сказал: "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам (как обязательная)".

После смерти Пророка, мир ему и благословение, Умар, да будет доволен им Аллах, постановил выполнять Таравих коллективно. Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад, да будет доволен ими Аллах, приводят следующие слова Пророка, мир ему и благословение: "Соблюдайте мою сунну и сунну праведных халифов после меня, держитесь за неё крепко" .

Абу Юусуф, да будет доволен им Аллах, рассказывает: "Я спросил Абу Ханифу о Таравихе и о том как поступил Умар, да будет доволен им Аллах. Он ответил: "Таравих – обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха, мир ему и благословение".

Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один Корана с тем, чтобы полностью прочитать Коран за месяц Рамадан, ведь не у всех мусульман есть возможность прочитать Коран самим в этот месяц.

Также, Таравих намаз совершают дома, вместе с семьей, соседями или в одиночку.

Известно, что некоторые сподвижники и табиины, такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг, да будет доволен ими Аллах, совершали Таравих намаз не коллективно, а поодиночке. Если бы совершение Таравиха джамаатом было обязательным, то все они совершали бы его коллективно.

Совершивший Таравих дома, выполняет сунну, но утрачивает воздаяние за посещение мечети и пребывание в ней.

8 РАКААТОВ ИЛИ 20 РАКААТОВ?

Обычно совершают восемь ракаатов Таравих намаза – четыре намаза по два ракаата. Но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал как двадцать ракаатов Таравих намаза, так и восемь.

По окончании Таравих намаза, совершают три ракаата (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).

То, что Таравих намаз состоит из 20 ракаатов – это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время Таравиха совершается десять приветствий: молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд, то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда ночь слишком короткая и остаётся мало времени между Таравихом и сухуром, допускается совершения Таравих намаза в четыре ракаата.

В подтверждение того, что Таравих исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой о том, что во времена Умара, да будет доволен им Аллах, люди в месяц Рамадан совершали двадцать ракаатов Таравих намаза. А Имам Малик, да будет доволен им Аллах, приводит следующее: "Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата", где три ракаата – это Витр намаз. Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов Таравих намаза исполняли праведные халифы: Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, за исключением Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара – это сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение.

В то же время, сторонники 8 ракаатов намаза Таравих опираются на слова Аишы, да будет доволен ею Аллах. На вопрос: «Как молился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в ночи Рамадана?», она ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать ракаатов”. (аль-Бухари 1147, Муслим 738). То есть, 8 ракаатов Таравих намаза и 3 ракаата Витр намаза.

Однако, в этом хадисе нет явного запрета на совершение двадцати ракаатов. Большинство современных мусульманских ученых считают допустимым совершать Таравих намаз количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть. Ведь Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: "Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь" .

Ночное богослужение в Рамадан – прекрасная сунна, которая несет в себе много блага. Нельзя чтобы этот вопрос о количестве ракаатов становился предметом спора среди мусульман. Совершающему восемь ракаатов желательно молиться в мечети в последних рядах, чтобы, покидая мечеть, не становиться помехой для других и не вводить себя во грех.

ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ НАМАЗА

Как упоминалось выше, намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и, соответственно, 20 ракатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если мусульманин совершает намаз дома, то можно в это время совершать зикр или читать Коран.

Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё.

Как совершать 2 ракаата Таравих намаза?

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях...”.

4) Прочитайте наизусть суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы - хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.

5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку (поясной поклон) и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».

6) Поднимитесь из руку (поясного поклона) и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.

11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку (поясной поклон). Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, - вплоть до второго саджда (земного поклона).

12) После второго саджда сядьте и произнесите «Аттахийату...», «Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сидение в молитве Таравих

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше. При совершении Таравиха в 20 ракаатов получается 5 сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Коран или молчать, однако зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов Таравиха и Витр намаза.

Вознаграждение за совершение Таравих намаза

В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за совершение Таравих намаза в течении всего месяца Рамадан.

Кто совершит Таравих намаз в 1-ю ночь , тот очистится от грехов, подобно новорождённому.

Если совершит Таравих намаз и во 2-ю ночь – грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь совершит Таравих намаз – призовёт ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершённые грехи»!

Если и в 4-ю ночь – ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.

в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь исполнит намаз-таравих – он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана.

в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).

Если и в 9-ю ночь совершит намаз-таравих – ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.

Если и в 10-ю ночь – Аллах даст ему все благое этого и Того мира.

Кто совершит намаз-таравих и в 11-ю ночь – покинет этот мир, подобно ребёнку, покидающему утробу матери (безгрешным).

Если и в 12-ю ночь – он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.

Если и в 13-ю ночь совершит намаз-таравих – он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.

Если совершит намаз-таравих и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса.

Если и в 15-ю ночь совершит намаз-таравих – его будут благословлять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь – Аллах убережёт его от Ада и одарит его Раем.

Если исполнит намаз-таравих и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.

Если и в 18-ю ночь – Ангел воззовёт: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями».

Если и в 19-ю ночь исполнит намаз-таравих – Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс.

Если совершит намаз-таравих и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь – Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния).

Если совершит намаза-таравих и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.

Если и в 2З-ю ночь – Аллах построит ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если исполнит намаз-таравих и в 25-ю ночь – Аллах избавит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.

Если и в 27-ю ночь – он молниеносно пройдёт через мост Сират.

Если и в 28-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.

Если совершит намаз-таравих и в 30-ю ночь – Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб». («Нузхатуль Мажалис»).

Дорогие братья и сестры!
Порадуемся же месяцу Рамадан, как велит нам Всевышний Аллах. Совершим как можно больше благих дел, молитв, Таравих намазов. Удержим себя от греховных деяний, очистим сердце свое от вражды, зависти и других пороков. ИншааЛлах, Всвышний Аллах воздаст нам благом в обоих мирах!

При подготовке статьи использовались материалы с сайта:

06.05.2019

Порядок совершения намаза

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно совершают 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата.

Перед совершением таравих-намаза, после сунната ночного намаза, произносится намерение на пост в месяце Рамазан следующими словами:

Транскрипция: «Навайту ан асума савма гъадин аьан адаи фарзин рамазана hазиhи ссанати Лиллаhи Таала».

Перевод: «Поистине, я намереваюсь держать пост завтра, разрешенный фарз, в месяце Рамазан, этого года, ради Аллаhа (с.т.) Всевышнего».

Затем перед таравих-намазами читают следующее:

Транскрипция: «Халисан мухлисан ла илаhа иллаллаh садикьан му саддикьан Мугьаммадун Расулуллаh. Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь йа гьаййу йа кьййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин васаллим. Аллаhумма инна нас алукаль жанната ванаузубика минаннари вама фи hа».

Затем после каждых двух ракаатов тарвих-намаза и витру-намаза читается следующее:

Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь. Йа гьаййу йа кьаййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль жанната ва наузубика минаннар».

Затем после завершения витр-намаза трижды читают следующее (на третий раз во время чтения повыщают голос):

Транскрипция: «Субгьаналь маликиль кьуддус».

В завершении читается следующее дуа:

Транскрипция: «Аллаhумма инни аузубиризака сахатъика ва би муаьафатика мин аьукьубатика ва ааьузубика минка ла угьси санаан алейка анта кама аснайта ала нафсика фаинтаваллав факьул гьасбийаллаhу ла илаhа илла hува алейhи таваккалту ваhува раббуль аршиль азъим».

Затем совершаются два сажда (земной поклон), в которых читают по семь раз:

Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь».

Между сажда читают «Аят-аль Курси» и перед произнесением «салама» читают «Аттагьиййату».

Затем совершается Тасбигьат ночного намаза (33 раза субhаналлаh, 33 раза альхамдулилляh, 33 раза аллаhу акбар, и т.д.).

Ценности таравих намаза

Али бин Абу Талиб передает: «Однажды я спросил у Пророка (с.т.а.в.) о достоинстве молитвы Таравих». Пророк (с.т.а.в.) ответил:

«Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллаh (с.т.) простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь, то Аллаh (с.т.) простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: «Поистине Аллаh (с.т.), Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи».

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Кьуръан.

Если и в 5-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению Тьавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы).

И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаhа (с.т.) о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы (а.с.) и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрагьима (а.с.).

Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаhу (с.т.), как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь – Аллаh (с.т.) дает ему баракат в пропитании.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллаh (с.т.) в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь – Аллаh (с.т.) освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь – Аллаh (с.т.) воззовет: «О, Раб Аллаhа (с.т.)! Я доволен тобой и твоими родителями».

Если и в 19-ю ночь – Аллаh (с.т.) поднимет его степень до Рая Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - возведет Аллаh (с.т.) ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь – Аллаh (с.т.) возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь – Аллаh (с.т.) освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь – Аллаh (с.т.) возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь – Аллаh (с.т.) возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь – Аллаh (с.т.) скажет: «О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб».

Пророк (с.т.а.в.) сказал: «В месяц Рамазан каждый день и в каждую ночь у Аллаhа (с.т.) Всевышнего освобождаются обреченные (в Ад). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно дуа».

Абу Хурайра (р.а.) говорит, что Расулаллаh (с.т.а.в.) сказал: «У троих дуа не отвергается. Это держащий уразу во время ифтара, справедливый правитель и обиженный. Его дуа Аллаh (с.т.) поднимает выше облаков, и открывает небесные двери для нее. И говорится ему: «Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время».

Пусть Аллаh (с.т.), который охватывает все своей Милостью простит нас и примет наши молитвы. Аминь!

Похожие публикации