Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Каким должен быть будущий первоклассник по фгос? Консультация (1 класс) на тему: что должен знать будущий первоклассник

Что должен знать и уметь первоклассник при поступлении в 1 класс школы.

Будущий первоклассник должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40…), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (<), равно (=), уметь пользоваться ими.

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.
Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».
На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Подготовка к школе. Что должен уметь первоклассник до и после первого класса.

Через год вы можете стать родителями первоклассника. Для вашего малыша это первый серьезный переломный момент в жизни. И задача родителей заранее правильно подготовить его к этому. Сейчас мы рассмотрим не психологическую, а образовательную составляющую. Многие родители не до оценивают значение должной подготовки к школе, считая, что в школе всему научат, или зачем у ребенка забирать детство, или ему потом в школе не будет интересно... Для того, чтобы правильно оценить ситуацию, нужно не только знать, что ваш ребенок должен уметь перед поступлением в первый класс, но и то, что ему предстоит изучить за его первый школьный год. Рекомендую родителям будущих первоклашек посмотреть не только "зону ближайшего, но и дальнего развития", а именно, учебники за первый класс и основные требования школьной программы на конец первого класса.

Начало начал - когда идут в первый класс?

Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не спешить и до 8. В школе вам предложат сдать тест, чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 лет. Если педагоги вынесут вердикт ЗПР (задержка психического развития), то вероятнее всего, вас направят на дополнительное медицинское обследование, которое необходимо будет пройти. Обычно, родители знают об этом заранее, со слов воспитателей. Обратите внимание, что чтение и счет не являются доказательством достаточного интеллектуального и психического развития ребенка . Хотя многие родители и видят в этом главное достижение домашних уроков.

Что должен уметь будущий первоклассник.

Окружающий мир

Ребенок к семи годам помнит свое имя, фамилию, ФИО родителей, имена близких родственников, адрес, название страны, в которой он живет. Из общественных навыков - правила дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома и в саду.

В том, что должен уметь ребёнок в 7 лет, — большая доля интеллектуальных знаний. Малышу уже известны все популярные животные (звери, птицы, насекомые и т.д.), природные явления и их свойства, строение растений, животных и людей (основные сведения). Будущий первоклашка имеет понятие о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, садовых, комнатных, полевых и лесных растениях (травянистых, кустах и деревьях) и умеет их отличать визуально (всего до 12 единиц).

Шести-семилетки знают названия основных профессий и то, чем занимаются их представители. Малыши называют различные виды транспорта и имеют сведения, чем они отличаются, а также различают пассажирский, легковой, грузовой и служебный транспорт.

Ребенок 6-7 лет должен уметь называть бытовые приборы и знать, что ими делают. Это же относится к музыкальным инструментам, зданиям, овощам и фруктам, посуде, одежде и так далее. То есть, дошкольник хорошо разбирается в тонкостях окружающего мира, и его сведения во многом совпадают со знаниями взрослых.

Логика и математика

Математические навыки очень легко усваиваются, если родители применяли в обучении ребенка правильный подход.

Будущий школьник умеет классифицировать группы предметов (мебель, посуда и т.д.), сравнивать предметы, объясняя, в чем их сходство и различие. Он легко выстраивает логический ряд из предметов, цифр, фигур; находит лишнее и определяет недостающее, решает простые логические задачки.

Он знает времена суток, времена года, месяцы, называет их характерные приметы. Ребенок различает основные цвета (семь цветов радуги), цифры от 0 до 10, знает прямой счет от 1 до 20 и обратный от 10 до 1. Кроме того, малыш может быть в курсе состава чисел - если заниматься с ним в игровой форме.

Кроме того, вот что еще должен уметь делать ребенок в 7 лет:

  • верно пользоваться порядковыми и количественными числительными
  • сравнивать числа-соседей в пределах 10;
  • размещать до 10 предметов по порядку, сравнивая их ширину, высоту, размер;
  • знать геометрические фигуры;
  • решать простые устные задачки и до 10 простых примеров подряд;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (левая и правая стороны, верх и низ, верхние и нижние углы, центр листа).

Речь будущего первоклассника

Речь человека - лицо его интеллекта. К 6-7 годам малыш разговаривает, как взрослый, выговаривает все звуки правильно. Он должен уметь объясняться так, чтобы его понимали и посторонние люди. Он строит простые и сложные предложения, поддерживает разговор. Малыш описывает картинку, составляет по ней рассказ, легко пересказывает короткие и простые произведения. У шестилетки уже достаточно сформирован фонематический слух - он находит нужный звук в слове, называет его место.

Тонкая моторика

Уровень развития тонкой координации рук определяется мастерством маленького художника и рукодельника. Хорошо подготовленный к школе ребенок рисует сложные сюжетные картинки с несколькими героями, владеет карандашами и кистью, раскрашивает, не нарушая контуры шаблона. Ребенок к 7 годам имеет опыт работы в тетрадях (в линию и клетку), знает, что должен быть аккуратным и умеет таковым быть. Малыш срисовывает картинки, передает пропорции предметов, располагает их части верно.

Что должен знать и уметь ребенок в конце первого класса.

Наиболее полный ответ на этот вопрос даст только школьная программа. Но, как известно, родителям некогда разбираться в сложных педагогических терминах. Поэтому в статье выложен перечень того, что должен уметь ребенок к 8 годам - основные требования школьной программы на конец первого класса.

Обзор школьных программ

Выбирая школу, Вы можете выбрать и программу, по которой будет обучаться ребенок. Условно, школьные программы делятся на традиционные и альтернативные, так называемые развивающие. У каждой разработки свои тонкости, поэтому и ответы на вопрос: «Что должен уметь ребёнок к 8 годам?» будут немного разными.

Традиционные программы обучения основаны на многолетних исследованиях, их основа заложена еще в советские времена. Это такие системы, как:

  • Начальная школа 21 века;
  • Школа 2100;
  • Гармония;
  • Перспектива;
  • Планета знаний и другие.

Мнение, что эти программы давно устарели, неверно. Они постоянно изменяются и дополняются новыми составляющими.

Чем же отличаются развивающие системы? - удивляются родители и ждут от педагогических ноу-хау чуда. На самом деле, эффективность обучения зависит больше от учителя. Обучение по альтернативным программам означает лишь то, что ребенок будет учиться по авторской методике педагога-экспериментатора, изобретателя новых методов или систематизатора известных. Наиболее популярны разработки Петерсон, Эльконина, Занкова.

Основные требования школьной программы на конец первого класса.

Для пользы ребенка, желательно идти на пару шагов впереди программы. Следует немного абстрагироваться от того, что должен уметь ребенок к 7-8 годам. То есть, в игровой непринужденной форме время от времени «заглядывать» во второй класс.

Математика

  • знать цифры и знаки математических действий;
  • владеть математической каллиграфией (записывать цифры и знаки корректно);
  • иметь понятия о натуральном ряде;
  • считать от 1 до 20;
  • считать десятками;
  • уметь читать и записывать числа от 1 до 20 и десятки (20, 30, 40 и т.д.);
  • сравнивать изученные числа и записывать неравенства (используя знаки <, >, =);
  • складывать и вычитать, понимать суть этих операций;
  • знать математическую терминологию (1-е слагаемое+2-е слагаемое = сумма; уменьшаемое - вычитаемое = разница; корень уравнения, уравнение);
  • свойства и законы вычитания и сложения;
  • взаимосвязь между сложением и вычитанием (сложение проверяется вычитанием, а вычитание сложением);
  • решать простейшие уравнения на сложение и вычитание различными способами;
  • усвоить состав чисел от 1 до 9;
  • вычитать и прибавлять в пределах 10 автоматически;
  • вычитать и прибавлять с переходом через десяток с использованием таблицы состава чисел;
  • решать задачи разных видов.

Развитие логики у детей 6-7 лет происходит либо параллельно курсу математики, либо на отдельном факультативе. Эти предметы всегда взаимосвязаны.

Геометрия

  • иметь понятия о линиях (прямой, ломаной, кривой, луче, отрезке; незамкнутых и замкнутых), чертить и называть их правильно;
  • знать что такое угол и его виды (прямой, острый, тупой);
  • что должен уметь делать ребенок в 7 лет, так это различать многоугольники по количеству их углов;
  • понимать суть объемных и плоских фигур, знать основные фигуры.

Единицы измерения

  • называть такие единицы измерения, как метр, сантиметр, дециметр, записывать их кратко (м, см, дм);
  • переводить сантиметры в дециметры и наоборот;
  • пользоваться линейкой.

Русский язык

Что умеет первоклассник по русскому языку?

  • дети знают названия букв и звуков русского алфавита;
  • овладевают каллиграфией, ориентируются в тетради;
  • отличают звуки от букв;
  • различают ударные и безударные звуки;
  • …мягкие и твердые согласные, глухие и звонкие;
  • …буквы для обозначения мягкости согласных;
  • …правила переноса слов;
  • выполнять фонетический анализ слова;
  • писать ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН-ЩН правильно;
  • находить начало и конец предложения и обозначать все это на письме.

Литературное чтение

Основная задача урока литературного чтения — развитие речи учеников 6-7 лет. Дети должны:

  • отличать виды текстов (научный, литературный, фольклорный; прозу от поэзии; рассказ, сказку и стихотворение);
  • …фольклорные жанры;
  • …виды сказок;
  • называть авторов изученных произведений;
  • заучить от 6 до 8 стихотворений;
  • что должен знать и уметь ребенок в 7 лет? — сдавать технику чтения (скорость от 40 до 50 слов в минуту, читать плавно, вслух и про себя);
  • анализировать текст (герои, главная мысль, отвечать на вопросы и задавать их);
  • ориентироваться в книге;
  • пересказывать;
  • знать части текста (завязка, основная, развязка);
  • … понятия рифмы, монолога, диалога и находить примеры в тексте;
  • давать характеристику героям, определять характер произведения;
  • описывать, подбирать эпитеты, синонимы, антонимы;
  • читать выразительно.

Окружающий мир

Что должен уметь ребенок 6-7 лет согласно программе по окружающему миру?

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • … созданное руками человека и природные явления;
  • социальные знания (об устройстве семьи, классного и школьного коллектива);
  • называть особенности родной природы;
  • объяснять роль Солнца в жизни нашей планеты;
  • знать правила поведения в обществе и слова вежливости;
  • пояснять различия в строении растений разных видов;
  • пояснять различия в строении разных видов животных;
  • приводить примеры.

Таковы основные навыки из того, что должны уметь дети к концу первого класса. Кроме перечисленных предметов дети изучают технологию (труд), физкультуру, рисование, музыку, иногда английский и/или родной язык. Программа не покажется ребенку сложной, если строить фундамент последовательно, укладывая кирпичик за кирпичиком. Для этого достаточно поощрять успехи школьника, выполнять задания вовремя и тщательно, обращаться за помощью к педагогу в случае затруднений.

Не зря говорят, что, когда наши дети начинают ходить в школу, мы начинаем учиться во второй раз! Для ознакомления, что вам и вашему ребенку придется учить, выкладываю несколько учебников по основным предметам. Смотрите и сами делайте выводы.

1 апреля началась запись в школы будущих первоклашек. По закону никаким вступительным испытаниям их подвергать нельзя. Но администрации школ успешно обходят этот запрет, проводя вроде бы ничего не значащее «собеседование». Его единственная цель, по словам педагогов, - познакомиться с ребенком и укомплектовать классы в соответствии с уровнем подготовки будущих учеников.

Собеседование - это тоже испытание. А потому готовиться к нему очень даже нужно.

Вот какого багажа знаний ждет от будущих первоклашек отечественная система образования.

Общее развитие

Считается, что к шести с половиной - семи годам ребенок должен:

Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
. знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
. знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты - от ягод и овощей;
. ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
. иметь представления о природных и погодных явлениях;
. знать основные цвета;
. знать понятия «право-лево»;
. знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
. уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
. знать праздники;
. уметь рассказать, чем он любит заниматься;
. самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
. находить лишний предмет в группе;
. добавлять в группу недостающие предметы;
. рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
. группировать предметы по признаку и называть его;
. восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
. точно копировать простой узор;
. описывать по памяти картинку;
. запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
. писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
. прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
. пересказать услышанный рассказ;
. составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
. выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
. знать понятия «больше-меньше-поровну»;
. знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
. уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
. решать простые арифметические задачки;
. уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

Отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
. мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
. подбирал слова на заданную букву;
. делил слово на слоги;
. читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

Правильно держать ручку и карандаш в руке;
. проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
. обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
. уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
. копировать с образца геометрические фигуры;
. уметь продолжить штриховку рисунка;
. уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.

Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.

Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.

Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…

Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.

Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».

При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.

Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?

1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.
3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.
4. Ксерокопия медицинского полиса.
5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.
6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3x4.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше - решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.

Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное - это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Некоторые из них возмущены требованиями школ к малышам.

Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыков чтения. Психологическая готовность определяется его умением воспринимать и соблюдать определенную инструкцию.

Если в ответ на какое-либо поручение малыш его не слышит или сопротивляется воле взрослого, это может свидетельствовать о возможных сложностях в будущем обучении.

Самоорганизация и упорство

Понаблюдайте за ребенком, когда он собирается выполнять данное ему задание. Так выяснится, умеет ли он правильно планировать свою работу. Для выполнения задачи обычно требуется пройти несколько этапов:

  • Обдумывание предстоящей работы,
  • поиск путей решения,
  • преодоление трудностей при достижении результата.

Малыш должен уметь сконцентрироваться на выполнении задачи, признавать ошибки и самостоятельно их решать.

Способность общаться

Если ученик способен без скованности общаться со своими сверстниками и чувствовать коллектив, то ему будет легче в командной работе. Без этих навыков первокласснику придется сложно.

Вообще же считается, что в первом классе дети, прежде всего, должны:

  • знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;
  • знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;
  • считать до десяти;
  • увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
  • уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;
  • объединять предметы в группы по принципу родства;
  • находить в группе предметов лишний;
  • высказывать свое мнение, построив законченное предложение;
  • иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;
  • иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;
  • легко общаться с другими детьми;
  • выполнять распоряжения старших.

Чтение, счёт и письмо

Семилетний ребенок должен если не уметь читать слоги, то хотя бы знать все печатные буквы алфавита. Несмотря на любой уровень подготовки, все дети очень быстро устают от процесса чтения. Проведите небольшую переменку с ребенком: пусть малыш погримасничает перед зеркалом, произнося отдельные звуки четко и плавно. Это поможет развитию произношения.

Чтобы научиться писать , ребенок должен «подружиться» с ручкой. Брать её лучше, предварительно размяв пальчики. Займитесь обведением по трафарету, правильно и удобно держа ручку. Не забывайте делать разминки для кистей рук, ведь письмо - весьма утомительное занятие для детей.

Принадлежности для письма - ручки и тетради - должны быть удобными, но не слишком яркими. Иначе ребенок будет отвлекаться от письма.

Успех в математике зависит от умения ребёнка двигаться в трехмерном пространстве. Помогите ему свободно владеть такими понятиями, как «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «горизонтально-вертикально», «больше-меньше», «старше-моложе» и так далее. Малыш должен уметь объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Если первоклассник берет с собой в школу игрушку, не отбирайте ее - игровая деятельность все еще необходима ему в этом возрасте.

Подготовительные группы тоже требуют

Ольга Романова, Улан-Удэ:

Когда моему сыну еще не было шести лет, я отдала его в подготовительную группу. Но уже там получила упрек от учителей в том, что он не умеет правильно держать ручку, работать ножницами и не знает состав числа. При этом учителя давали детям невыполнимые домашние задания, по крайней мере, не по их возрасту. Мы перестали посещать эту группу. Разве не для того она существует, чтобы готовить детей к школе?

Для школы нужно «созреть»

Владимир Гамбаров, психолог:

Психологическая зрелость ребенка к школе во многом зависит и от уровня эмоционально-волевого развития и усвоения им правил поведения. Малыш должен хотеть идти в школу. Объясните ему, почему стоит пойти учиться, расскажите, как много нового и интересного его ждет. Обратите внимание и на тип учебного заведения, в которое пойдет первоклассник - будь то гимназия, лицей или обычная средняя школа. Далеко не каждый малыш может выдержать нагрузки, которые включает в себя программа гимназии. Также обязательно прививайте малышу умение дружить со сверстниками.

Ну и, конечно же, малыш должен быть физически готов к своему первому учебному году! Запишитесь в интересную ему спортивную секцию или на плавание , чтобы укрепить иммунитет в преддверии осени. Уже в августе постарайтесь постепенно построить «школьный» режим дня ребёнка. Пораньше будите его и немного раньше укладывайте спать.

Похожие публикации