Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Какое событие произошло в 6 веке. VI век в Грузии. Хронология важнейших событий мировой истории

2. Третий - шестой века нашей эры

Длительный кризис, потрясший империю в III в., приносит с собою полное запустение в области художественной литературы на латинском языке. Она возрождается лишь с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются уже резко изменившимися. Абсолютная монархия, создающаяся в конце III в., переносит центр из Рима в Константинополь, господствующей религией вскоре становится христианство. В литературном развитии ведущая роль тоже принадлежит христианской литературе. «Поздняя империя» IV - V вв. - время зарождения средневековой латинской литературы. Античная литература находится в процессе замирания.

Старые литературные формы все же продолжают существовать вплоть до окончательного распада западной части империи и уничтожения ее «варварами». Консервативной силой, поддерживавшей старую литературную культуру, была школа, грамматическое и реторическое обучение. Школа учила владению старым «классическим» языком, от которого живое языковое развитие уже далеко отошло; она учила старому стихосложению, основанному на различении долгих и кратких слогов, исчезнувшем уже в живом языке. Старый язык остается классовым языком верхушки, независимо от ее религиозной принадлежности; христианские прозаики [Минуций Феликс (II - III вв.), Лактанций (III - IV вв.), Иероним (около 348 - 420 гг.), Августин (354 - 430)] пользуются тем же реторическим стилем, что и язычники, а христианские поэты пересказывают библейские сюжеты на манер Вергилия или следуют в своей лирике горацианским формам (видный поэт - Пруденций, около 348 - 410).

Христианская литература, подготовляющая дальнейшее средневековое развитие, лежит вне пределов нашего рассмотрения. Здесь мы ограничимся кратким указанием на несколько важнейших явлений, связанных со старой литературой.

Так, задачу возрождения римской литературы ставит себе во второй половине IV в. кружок аристократов, группирующийся вокруг оратора Симмаха (около 350 - 410 гг.). Кружо"к этот, остающийся «верным древней религии, противопоставляет традиции старой римской культуры христианству, с одной стороны, и «варварству», - с другой. Сохранение тщательно выверенных текстов многих римских писателей, создание комментариев к ним, - один из результатов деятельности этого кружка. Но собственное литературное творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью. Речи и письма самого Симмаха, прекрасно отделанные стилистически, чрезвычайно бедны содержанием. Пересказы старых авторов, вычурная форма и стиховые фокусы, школьный педантизм и символико-аллегорическая фантастика - характерные признаки этой литературы. Особый вид литературного кунстштюка представляют собой «центоны» (лоскутные платья): новое произведение создается с помощью объединения стихов, надерганных из разных мест какого-либо поэта (чаще всего Вергилия).

Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний (около 310 - 395 гг.), преподаватель грамматики и реторики в Бурдигале (современный Бордо) и воспитатель императора Грациана. Этот мастер поэтической игрушки, любивший сочинять на одну и ту же тему «одностишия» и «двустишия» (или «четверостишия»), оставил несколько произведений, представляющих не один только формально-стилистический интерес. К числу их относится Моse11а, описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы, и «Эфемерида», - описание дневного времяпрепровождения. Римский патриотизм соединяется у Авсония с любовью к родной провинции, и в его многочисленных стихотворениях культурная жизнь верхушки галло-римского общества IV в. получает разнообразное отражение. Поэту удается изображение семейных чувств, дружеских отношений, светских добродетелей; более глубоко его интересы не проникают. Авсоний - христианин, но взоры его обращены преимущественно к прошлому, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической «ученостью». Он хорошо знает классическую поэзию и старается непосредственно примкнуть к поэтическим традициям I - II вв. н. э. (Марциал, поэты времени Адриана).

Выделение западной части империи в конце IV в. вернуло Италии ее утраченное было политическое значение. Вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с «варварами». Самый талантливый представитель этой поэзии на грани IV и V вв. - Клавдий Клавдиан (умер в 404 г.), по происхождению александрийский грек, блестящий мастер стиха, писавший стихотворения на обоих языках. Клавдиан составляет стихотворения в честь западного императора Гонория и фактического правителя Запада, Стилихона, и обрушивается с резкой насмешкой против фаворитов восточного императора; страстная инвектива против евнухов и интриганов константинопольского двора чередуется с чрезмерными похвалами по адресу покровителей поэта. Единство латинского мира в его противопоставлении греческой империи нашло в лице Клавдиана красноречивого и патетического выразителя: он прославляет римское прошлое и возвещает вечность Рима. По живописному лиризму и богатству использования мифологического аппарата Клавдиан часто приближается к манере Стация. Большим изяществом отличается его мифологический эпос «Похищение Прозерпины». Восторженную хвалу Риму, как центру мирового владычества, содержит поэма Рутилия Наматиана, описывающая в элегических стихах возвращение автора из Рима в Галлию в 416 г.

Многие стихотворения позднего времени дошли до нас в сборнике, обычно называемом «Латинская антология». Сборник составлен, по-видимому, в Африке в VI в., но содержит произведения разного времени. Среди них выделяется по художественным достоинствам «Всенощная Венеры»: наступление весны и праздник рождения Венеры прославляются автором, для которого личная» весна не наступила. Стихотворение разделено на неравные части, окаймленные рефреном: «Завтра да любит, кто никогда не любил, а кто любил, да любит завтра». Ни автор, ни время стихотворения. неизвестны (может быть IV в.).

Старыми традициями питается также и внецерковная проза. Составляются «панегирики» по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония. Из прозаиков позднего времени, кроме уже названного Симмаха, наибольший интерес представляют Аммиан Марцеллин (около 330 - 400 гг.), последний крупный римский историк, продолжатель Тацита, и казненный в 524 г. Теодорихом философ Боэтий, автор трактата «Об утешении, доставляемом философией».

Характерно развитие повествовательной литературы. «Деяния Александра», «Диктис», «Дарет» получают латинскую обработку, которая стала источником знакомства средневековой Европы с этими произведениями. Огромным распространением в Средние века пользовался еще и другой латинский роман приключений - «История Аполлония, царя Тирского», разрабатывающий сюжет о разбросанной по всему миру и воссоединяющейся семье. Аполлония преследуют несчастья. Ему приходится спасаться от царя Антиоха, кровосмесительную связь которого с дочерью он разгадал по ее загадкам; жена Аполлония, киренская царевна, умирает во время морского путешествия, и ящик с ее телом погружается в воду; новорожденная дочь, оставленная на воспитание недостойным людям, подвергается смертельной опасности и считается погибшей, но в действительности попадает в дом сводника. Все оканчивается, конечно, благополучно. Царство Антиоха переходит после его смерти к Аполлонию; ящик с телом жены прибило на сушу, смерть ее оказалась мнимой, и врач вернул ее к жизни; дочь осталась чиста, и Аполлоний, дошедший уже до состояния полного отчаяния, узнает дочь в грубо оттолкнутой им было певице и находит затем жену в должности жрицы Дианы Эфесской. Порок наказан, и все добродетельные персонажи вознаграждаются. Сюжет «Истории Аполлония» послужил материалом для приписываемой Шекспиру трагедии «Перикл, принц Тирский».

Распад Западной империи, варварские завоевания и переход античного общества в феодальное довершают процесс замирания старой римской литературы. На грани VI - VII вв. она уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы Но потребности школы и техники требовали сохранения древних памятников. В монастырях, cтaновящихся отныне центрами просвещения, идет работа по переписыванию текстов старых римских писателей; особенно значительна в этом отношении инициатива Кассиодора (родился около 480 г.), видного государственного деятеля времен Теодориха. Войдя в обиход школьно-монастырской жизни, особенно со времени Каролингов, переписка римских текстов сохранила их до того времени, когда они снова стали мощными факторами культурной жизни Европы, до эпохи Возрождения.

Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:

"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

VI век фактически начался в 502 году, когда в Уджарме умер Вахтанг Горгасал. Этим событием завершилась грузинская античность и началось грустное раннее средневековье. Мало что известно нам об этой эпохе. Государство почти исчезло, остались только личности. Начиналась эпоха зависимостей и оккупаций, которая растянулась примерно на 400 лет. Эпоха началась с такого необычного события, как церковный Двинский собор, о сути которого спорят уже полторы тысячи лет.

Уход в монофизитство

В период условного правления царя Фарсмана VI (542-557) в Грузию из Антиохии прибыла группа монахов, которые вошли в историю под именем Ассирийских отцов. Иногда их называют «сирийскими отцами». Это были Иоанн (Известный как Иоанн Зедазенский) и его ученики. Они поселились на Зедазенской горе и основали там монастырь Зедазени . Иоанн Зедазенский был похоронен в этом же монастыре и над его могилой позже возвели храм Иоанна Крестителя. Его ученик Шио (-559) основал Шио-Мгвимский монастырь западнее Мцхеты . Первый храм монастыря возвели уже после его смерти, в 560 - 580 годах.

Другой ученик, Давид, сперва жил в Тбилиси на горе Мтацминда , где сейчас находится Пантеон . Потом ушел в Гареджи и основал там знаменитый Давид-Гареджийский монастырь .

Ученик Иессей пришёл в Цилкани (в Мухранской долине), основал там Цилканский храм и был рукоположен в епископы. Так Цилкани стало одним из центров христианства в регионе.

Антоний Марткопский ушёл в восточную часть страны, поселился там в горах и позже основал Марткопский монастырь , где сейчас и похоронен.

Это все происходило фактически под иранской оккупацией, на фоне постоянных конфликтов с зороастрийцами. Например, Або, основатель монастыря Некреси , в результате был уведён в Мцхету и там казнён. Тело его увезли в Самтависи, а затем перезахоронили в городе Мцхета, в соборе Самтавро .

Фаддей Стефанцминдский построил храм в Урбниси . Другие ученики (Иосиф Алавердский, Пир Бретский, Стефан Хирсовский, Исидор Самтавнельский, Микаэль Улумбалельский и Зенон Икалтойский) основали монастыри в других местах Грузии. Так началось грузинское монастырское движение.

Вероятно это были отзвуки расцвета монастырского движения в Византии при Юстиниане.

Ликвидация грузинского царства

В 570-е годы прошло несколько небольших войн, в результате которых персы ушли из Западной Грузии.В 575 году византийцы вторглись в Сванети и захватили местного проиранского князя. В 582 году шах Ормизд IV совершил поход в Эгриси и Сванети.

В580 году в Иберии умирает Бакур III , и персы решают ликвидировать даже видимость царской власти. Потомки царя попрятались - кто в Кахети, кто на юге, в Джавахети. Среди них был человек, который вошел в историю, как Гурген I . Он был родственником Ваханга Горгасала и владел кое-чем в Кларджети . В 572 году он попробовал восстать против персов, но вынужден был бежать в Византию.

В 582 году императором Византии становится Маврикий, и за персов принимаются всерьёз. В 586 году персов разбивают в сражении при Салахоне, а ещё через пару лет персидский военачальник Бахрам Чубин поднимает восстание и в 590 году объявляет себя шахом. Интересно тут то, что Бахрам происходил из династии Михранидов и был, таким образом, дальним родственником царей Иберии.

Законный шах просит помощи у Византии, и в 591 заключается Ктесифонский мир, который оговоривает новую границу между Ираном и Византией в Закавказье. Византии достаётся вся Армения к западу от Еревана и большая часть Иберии - как минимум всё Боржомское ущелье и Горийская равнина до самой Мцхеты. Мцхета становится столицей византийской части Иберии, Тбилиси остаётся на иранской территории. Граница прошла где-то в районе современной Земо-Авчальской гидростанции.

На новоприобретённой территории греки создают Аванский католикосат (православный). На иранской территории остается Двинский католикосат (монофизитский). В эти годы в Армении строится Аванский собор , который породит целую эпоху в архитектуре Закавказья.

Очень интересный, хотя и не вполне ясный вопрос: вошла ли византийская часть Иберии (с Мцхетой) в состав Аванского католикосата? Именно в 591 году католикосом Картли стал Бартоломе. Может быть, визатийская часть страны таки стала частью Аванского католикосата, а Бартоломе управлял иранской частью. Этот вопрос важен, чтобы понять, кто именно построит храм Джвари через 10 лет.

Граница Византии и Ирана по Ктесифонскому миру. Тбилиси не обозначен - он около Мцхеты на иранской территории. Судя по этой карте, Мцхета относилась к аванскому католикосату.

Персы теряли позиции. Еще в 588 они ушли из Иберии, и грузинское население попросило императора Маврикия прислать им царя. Маврикий прислал Гургена, присвоив ему административное звание «куропалат» (κουροπαλάτη). В Грузии его называли эрисмтаваром. В итоге появилось то, что по-русски называют Картлийское Эрисмтаварство, а на английский это обычно переводят как Principate of Iberia.

Особенность тех лет - большое количество персов-зороастрийцев в Иберии, в частности - в Мцхете. Это наглядно видно по истории Святого Евстафия Мцхетского . Он был этническим персом по имени Бгробандав, переехал в Мцхету после 575 года, проникся христианской философией, а в 582 году католикос Самуил IV крестил его под именем Евстафия. Мцхетские персы выслали его в Тбилиси, к сатрапу Арванд-Гунабу, причем вместе с Евстафием уехало еще довольно много мцхетских персов-христиан. Их отправили в тюрьму на 6 месяцев, потом отпустили, а затем Евстафия снова арестовали и стали склонять к зороастризму. 29 июля 589 года Евстафий был обезглавлен по приказу сатрапа Бежан-Бузмила. Его тело было захорнено под престолом собора Светицховели, а 29 июля стало днем его поминовения.

Похоже, что Евстафий погиб в поледний год персидского присутствия, немного не дожив до прихода курапалата Гургена. Интересно, был он монофизитом или православным?

С приходом Гургена в Иберии установилась новая династия, которую некоторый причисляют к Багратионам, а некоторые - нет. Гургениды (Гуарамиды) правили страной до её распада в 786 году.

Так закончился грузинский VI век. Единственым видимым его следом сейчас является храм Анчисхати, храм Иоанна в Шио-Мгвимском монастыре и базилика в Цандрипше. И еще немножко недатированных храмов.

Самым ценным памятником, который содержит сведения об образовании Русского государства, считается летопись «Повесть временных лет». Оттуда можно узнать о происхождении Русской земли и о том, кто был первым князем в Киеве. Летопись скорее всего составил киевский монах Нестор примерно в 1113 г. Нестором были использованы русские летописи, написанные ранее, памятники византийской и западнославянской письменности, а также народные сказания. Он занимался специальными поисками ответов, которые требуют вопросы русской истории.

Работа Нестора дошла до наших лет, но она имеет различного рода искажения и наслоения, так как позднее перерабатывалась, однако сохранился и первоначальный вариант рукописи «Повести временных лет», который свидетельствует об увлекательной попытке монаха XII в.ответить на вопрос: "Каким образом появилась Русская земля?". Его рассказ начинается, как и у всех средневековых историков, всемирным потопом.

Летописец рассказывает о том, как в древности расселялись западные и восточные славяне на территории Европы. В летописи восточнославянские племена разделены по уровню развития, который, в соответствии с описанием, был разным, на две группы. Одна из групп жила, как он выразился, «зверинским образом», при этом сохранялись особенности, присущие родовому строю: кровная месть, остатки матриархального строя, полностью отсутствовали брачные запреты, похищение жён. Таким племенам противопоставляются поляне, на земле которых был сооружён Киев. Поляне являлись «смысленными мужами», они уже имели патриархильные моногамные семьи, они обладали "кротким и тихим" характером.

Подтверждением слов Нестора может послужить археологическая карта тех земель II-V вв. н. э. Во-первых, погребальный обряд, который описан в документе: остатки сожжённого мертвеца хоронили в столпах-домовинах и в урнах, полностью соответствует обряду захоронения, так как были обнаружены поля, где находились погребальные урны. Во-вторых, древляне, радимичи и вятичи, которые заселяли лестные области правобережья Днепра, реки Сож и реки Ока, в действительности обладали более низким уровнем культуры. Территория полян в большой мере совпадают с местом, где приблизительно во II-V вв. распространилась черняховская культура, а её носители уже приблизились и почти переступили через самую последнюю границу первобытно-общинного строя,

Далее монах сообщает о том, как создавался город Киев. Князь Кий, который там правил, по повествованию Нестора, посещал в Константинополе императора Византии, всегда принимавшего киевского правителя со всеми почестями. Кий возвёл город на береге реки Дунай, надеясь на то, что останется здесь на длительный период, однако местные жители посчитали его своим врагом, и Кию пришлось возвратиться на берег Дуная.

Сочинение Прокопия Кесарийского, который является историком Византии VI в. повествует о том, что император Юстиниан I позвал к себе служить антского князя и поставил перед ним задачу: обеспечить защиту крепости на реке Дунай. Но окрестные племена вынудили пришедшего антского князя покинуть город. В летописях Прокопия и Нестора почти одинаково описана история России 6 век.

Первое событие истории на пути к созданию Древнерусского государства, по летописи Нестора, возникновение в Среднем Приднепровье княжества полян. Рассказ о Кии и его двух братьях получил распространение очень даже далеко на юг. Но всё же остаётся неизвестным, был ли в реальности князь Кий или это просто эпическое имя, которое образовалось от названия города Киева и относится к какому-либо князю, проживающему примерно во времена Юстиниана. Стоит отдать должное тому, что киевским летописцем была описана важнейшая граница в истории восточного славянства, он отметил, как складывались союзы племён, появлялись князья, правившие огромными массами людей, строились крепости - грады, которые со временем преобразовались в города и феодальные замки.

История России 6 век подобным образом описана и иными византийскими писателями. В их повествованиях переданы перемены, произошедшие в жизни славянских племенных имён, которые отразились на перегруппировке племени в промежуток времени, когда создавались их союзы. Также византийские историки говорят о том, как среди антов появлялись предводители типа Мезамира, сына Идарисия, которые были опасны для Византии возможностью их объединения и возглавлением «бесчисленных племён» антов. Известным фактом о славянских князьях является то, что византийцы старались звать их к себе служить и давали им роль начальников эскадр и пограничных районов, полководцев.

При царствовании Юстиниана I очень большое количество славян смогли продвинуться до северных рубежей Византийской империи. Они пересекали Дунай, переходили пограничные укрепления и занимались захватом плодородных балканских земель. Византийские историки очень ярко описывают то, как славянские войска вторгались в пределы империи, а затем забирали пленных и увозили богатства, а также про то, как славянские колонисты заселяли империю. Так как у славян были общинные отношения, их появление в Византии способствовало уничтожению здесь рабовладельческого строя и развитию феодализма.

Успешная борьба славян с Византией может сказать о том, что уровень развития славяне имели довольно высокий на те времена. Походы на дальние расстояния способствовали тому, что усиливалась власть князей на территориях коренных славян, это сопровождалось созданием племенных княжений.

Совершенно очевидным является то, что поляне возглавляли племенной союз, который образовался в Среднем Поднепровье, постепенно были вытеснены названия остальных племён и все они распространились практически по всей лесостепной полосе и заселили Восточную Европу, которая была занята славянами-земледельцами и прочими различными кочевыми племенами.

Государство полян-руси, рассказом про которое начинается повествование летописца, даёт начало истории государственности России.

Самое время вспомнить про уже случившуюся землетрясительно-вулканскую мегакатастрофу в 6-м веке н.э.

Загадочный "конец света" и закрытие Солнца черным облаком , о чем писали византийские хроники в 536 и 537 годах нашей эры , и последовавшая за ними чума Юстиниана, были связаны с извержениями вулканов, чьи следы ученые нашли во льдах Гренландии и Антарктики, говорится в статье, опубликованной в журнале Climatic Change.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года. Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонези и", — заявила Кирстин Крюгер (Kirstin Krueger) из университета Осло (Норвегия).

Крюгер и ее коллеги изучали одно из самых загадочных явлений в истории поздней античности и начала средневековья. В 536, 537 и 540 годах нашей эры Прокопий , другие византийские летописцы и их коллеги в других очагах цивилизации в иных регионах Европы писали о "конце света " - загадочном эпизоде затемнения Солнца, в ходе которого некое темное облако накрыло светило, заставив его почернеть, что продолжалось несколько месяцев.



С данными эпизодами хроники того времени связывали самые разные катаклизмы и события - голод в Византии из-за неурожаев, серию политических и социальных волнений, и эпидемию чумы 540 года, которая возникла в результате завоза в Константинополь крыс и чумных блох из Египта вместе с грузами зерна.

О причинах этого события ученые спорят довольно давно - часть климатологов и геологов считает, что в этом были виноваты вулканы, выбросившие большое количества пепла в атмосферу по аналогии со знаменитым взрывом горы Тамбора в 1815 году, которая тоже вызвала "вулканическую зиму", а другие приписывают эту роль иным природно-климатическим факторам.

Авторы статьи выяснили, что первая гипотеза, скорее всего, является верной, проанализировав несколько вариантов летописных описаний данного "конца света", а также изучив содержание образцов льда из Гренландии и Антарктики, сформировавшихся в то время.

Эти фрагменты льда, как показал анализ, содержали в себе большое количество соединений серы и других соединений, содержащихся в большом количестве в вулканических газах и пепле. Используя доли этих соединений в качестве ориентира, Крюгер и ее коллеги построили климатическую модель, описывающую события 536 и 540 годов.

Эта модель показала, что двойное "почернение Солнца" привело к гораздо более сильным последствиям, чем можно было ожидать от каждого извержения по отдельности - его сила была максимальной за последние 1200 лет. В среднем, температура на Земле понизилась на два градуса Цельсия на несколько лет, а больше всего этот феномен затронул северное полушарие Земли, и в особенности северные широты, в том числе Скандинавию во время зимы, а также побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северную Африку - во время лета.

Подобный "рисунок" климатических изменений хорошо соответствует тому, о чем нам говорят римские и константинопольские хроники, а также данные раскопок на севере Европы и Африки. Это, как считают Крюгер и ее коллеги, позволяет с уверенностью говорить о том, что "конец света" 536 и 540 годов были вызваны именно вулканами.

Похожие публикации