Культурные и исторические предпосылки возникновения философии. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Востока (Индия, Китай). Философия и наука
Термин "философия" от слова phileo-любовь, sofia-мудрость. С древнеиндийского "философия"-видение истинного.
Философия-это форма духовной деят-ти людей, направленная на постановку, анализ решения коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чел-ка в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деят-ти относится примерно к 1 тысячелетию до н.э. Сам термин "философия" ввел в оборот древнегреч. математик Пифагор (употребил впервые слово "философ" по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни 6в.до н.э.).Первое достаточно развернутое объяснение содержания смысла понятия "философия" принадлежит Платону (427-347гг до н.э.). Также существенную роль в осмыслении этого понятия сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудростью, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремиться стать развернутым последовательным учением, опирающемся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире в целом, в котором осуществляется её жизнедеятельность.Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначало вечного и неизменного бытия, или как говорил один из первых греч. философов Гераклит: "Познание самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни". Истинное знание обо всём даёт только разум, а не чувство человека, поэтому философия выступала как "наука о всеобщем", которая "исследует сущее само по себе, первые начала и причины" (Аристотель).
Сначала всё теоретическое знание, которое имелось у человека называлось "философия", постепенно от неё стали отделяться будущие науки: математика, астрономия, физика(до 18-19вв). Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Всё это привело к конфронтации. Современная же философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимопонимание.
Философия даёт ответ на многие смысло-жизненные вопросы:
Что представляет собой окружающий мир?
Каково место и роль в нем человека?
В чем заключается смысл и цель жизни?
Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом и т.д.?
Эти и подобные вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом и составляют главное содержание философии.
Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)
1. Возможности человека:
Выделение умственного труда;
Появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
Возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
Постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
2. Потребности человека:
Интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII - V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н. э.).
В Древней Греции философия формируется тогда , когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой . Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность , свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин . Важны условия социально-экономического и политического порядка , определяющие рождение идей .
В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии , способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX-VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний , увеличение богатства и его перераспределение , рост народонаселения и прилив его в города .
Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами , открытие прежде незнакомых грекам обычаев , нравов и верований , что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения : не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя , таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков - с VII по IV век до н. э. - наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.
Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей . С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой - пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.
Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона.
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания , прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта . Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование.
Впервые философия возникает в Греции . Другие народы пусть и стояли выше греков по уровню развития в других областях, но философия является конкретно эллинистическим изобретением. При этом греки пользовались знаниями других народов (египтян, халдеев) в области астрономии, математики и других наук для построения своих учений. Однако это не значит, что истоки философии нужно искать в других странах. Там это было практическое знание, у греков же они были перенесены в область чистого познания.
1. Поэзия Гомера и гномических поэтов. В них присутствует гармония, чувство меры , то, что потом особенно ценилось в философии. У каждого действия присутствует четкая мотивация , всегда можно сказать «зачем». В поэмах Гомера действительность представала во всей полноте (добро-зло, небо-земля, люди-боги), хотя и в форме мифа. В них задается вопрос о месте человека в мире, который потом станет важной частью философии . (Авторы: Гесиод, Гомер, лирические поэты)
2. «Общественная религия» и религиозные мистерии греков. Общественная религия - форма натурализма , в которой в богах воплощались природные силы , а все сущее происходило по воле богов. Следовательно все сущее имело своей первопричиной природу - один из будущих постулатов философии. Орфические мистерии - понятие о душе как о некой части божественного , заключенной в смертное тело, и обреченной на перерождение . Цель «посвященных» в мистерии - остановить перерождение. Впервые возникает дуалистическое мировоззрение (человек=душа+тело).
3. Политическая свобода греков. Свобода была относительной , но несравнимо больше, чем у других народов . Прежде всего она появилась в азиатских колониях (Милет) и там же впервые появляется философия. Формирование республиканского строя в Греции при этом связано с экономическими преобразованиями. Переход от доминирования аграрной сферы к ремесленной , рост городов, демографический подъем.
4. Образовывались полисы, города-государства . Грек связывал понятия себя и государства воедино. Человек был равен гражданину. Таким образом, благо общественное являлось благом собственным. Это способствовало развитию общественной мысли и философии.
5. Естественная потребность в чистом знании. На определенной стадии развития человеческого мышления, перед людьми встает ряд вопросов : Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Почему есть человек? Почему я существую? Это главные вопросы философии.
Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки (философия и мировоззрение)
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo(phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др. греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:
Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации , когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).
Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)
- 1. Возможности человека
:
- - выделение умственного труда;
- - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания) ;
- - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
- - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
- 2. Потребности человека:
- - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
Философия и мировоззрение
Философия возникла как особый тип мировоззрения.
Мировоззрение – система взглядов (воззрений) на мир и место человека в нем.
Типы мировоззрения : отличаются по уровню (низший и высший ) и по способу отражения человеком действительности.
Низший уровень:
Обыденное – повседневный взгляд на окружающий мир под влиянием практики, обыденной жизни.Передается на основе опыта из поколения в поколение.
Высшие уровни:
Мифологическое – система взглядов на основе веры человека в наличие мифических существ (Боги, духи, герои, животные), наделенных человеческими чертами (это – антропоморфизм ). (См. - мифы, сказания, легенды народов – Зевс, Геракл, Баба Яга, Медуза Горгона).
Природа очеловечивается, она и человек нераздельны.
Возникло на ранних стадиях развития общества как способ объяснения непознанных явлений действительности.
Религиозное – система взглядов на основе веры в существование сверхъестественных сил (Бога) и их решающую роль в мироздании и в жизни людей.
Разделение мира на земной (естественный) и небесный (сверхъестественный).
Основной принцип:«Верую, чтобы понять!».
Вере придается огромное значение.
Но есть вера не только в сверхъестественное (н-р, мать верит в гениальные способности своего ребенка!).
Философское – система взглядов на мир на основе знаний, доказательности, опоры на разум и рациональное объяснение мира (а не на веру),(стремление теоретически обосновать свои положения и принципы). Положения философии не просто утверждаются (как, например, в религии), а выводятся, доказываются в систематизированной, логически упорядоченной форме.
Основной принцип: «Изучаю, чтобы понять».
Возникновение философии - это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир", то вся история развития философской мысли - это процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Любое значимое, уж слишком общественное, явление имеет для своего возникновения определенную совокупность предпосылок, которые вызвали его к жизни. Итак, к предпосылкам возникновения философии можно отнести следующие:
1. Социально-экономические, т. е. такие, которые характеризуются соответствующим уровнем развития производительных сил и социальных отношений древнего общества. В результате таких процессов происходит окончательное разделение труда на физическую и умственную, к которой относится и труд (ремесло) философа. Параллельно с этим осуществлялись: а) централизация городов; б)развитие торговли, в том числе с соседними странами, что способствовало заимствованию знаний и опыта. Все это обеспечивало для определенной части граждан возможность постановки вопросов и поиска ответов о сущности мира и человека.
2. Духовно-культурные: а)произведенная определенным народом, а также заимствована у других народов совокупность знаний, соответствующий уровень общей культуры, в том числе культуры диалога, обмена мыслями; б)завершение формирования письменности и на основе этого в)наличие развитой литературы (поэзия, драма, трагедия), насыщенной рассказами и сюжетами, действующими лицами которых являются боги, природные стихии, герои и тому подобное; г)нарушены и решении художественно-образными и символическими средствами мировоззренческие (смысложизненные) проблемы.
3. Обусловлено предыдущими факторами выделения количественно незначительного слоя людей, одна часть которых требует ответов на вопрос о том, "что есть мир?" и "как правильно жить?", а другая - делает поиски ответов на них своим ремеслом, профессией, получает название "любовь к мудрости", или "философия"". Эти люди в основном не относились к политической или военной аристократии, а были от рождения (или становились) "аристократами духа", то есть бескорыстными искателями истины, охотниками за истиной, мыслителями.
4. Источниками философии были также имеющиеся мифологические сказания и первобытные религиозные верования, в недрах которых уже поднимались и решались в соответствующий образ указанные вопросы о сущности мира и человека и смысла жизни. Мифологически-религиозные сказания, сюжеты и образы, а также события, участником которых рассказчик в большей или меньшей степени себя чувствовал, должны были предварительно стать предметом размышлений и логического анализа, и именно так предстать перед мудрецом в форме мысли. Следовательно, задачей
первых философов был перевод смысложизненных проблем и руководств по их чувственно-образного, жизненно-практического и мифологически-религиозного уровня на уровень рационально-теоретический, то есть рассудочный, понятийный.
Структура философского знания.
Исследование различных групп философских проблем непосредственно и составляют структуру философского знания.
1.Учение о бытии или онтология. Она включает в себя вопросы систематизируют первоначала бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его першопринципи. Античная философия начиналась с онтологии, древние искали основу мироздания: Фалес - в воде, Анаксімен - в воздухе, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Анексимандр - в "апейроні"...и тому подобное
2. Учение о познании - гносеология (Эпистемология) или теория познания (от "гнозис" - знания). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологии интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам - главная проблема гносеологии.
3.Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что такое общество и человек, и какое место занимает в нем человек.
4.Философская антропология - Направление, задачей которого является системное изучение и обоснование сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.
5. Этика - философия морали и нравственности. Мораль - совокупность норм, правил, предписаний и соответствии с высшими нравственными ценностями(добро, справедливость). А с другой стороны, мораль - это практика существующих отношений между людьми(заботливость и пренебрежение, и др)
6.Эстетика - учение о прекрасном, о критерии, пути создания и восприятия прекрасного
7.Аксиология - учение о ценности, ценностное ориентированную деятельность
8.Философия религии - учение о религиозное отношение к миру, соответствующие принципы поведения.
9.История философии изучает пути, перспективы, цели развития философии. Это же своеобразное осмысление философии
10.Праксиология - учение о превращении, как существенный момент общечеловеческих отношений
Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.
Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.
Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.
Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.
Функции философии:
1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.
2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.
3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.
4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.
5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.
Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:
1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.
2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.
Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.