Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Культурные и исторические предпосылки возникновения философии. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Востока (Индия, Китай). Философия и наука

Термин "философия" от слова phileo-любовь, sofia-мудрость. С древнеиндийского "философия"-видение истинного.

Философия-это форма духовной деят-ти людей, направленная на постановку, анализ решения коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чел-ка в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деят-ти относится примерно к 1 тысячелетию до н.э. Сам термин "философия" ввел в оборот древнегреч. математик Пифагор (употребил впервые слово "философ" по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни 6в.до н.э.).Первое достаточно развернутое объяснение содержания смысла понятия "философия" принадлежит Платону (427-347гг до н.э.). Также существенную роль в осмыслении этого понятия сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудростью, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремиться стать развернутым последовательным учением, опирающемся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире в целом, в котором осуществляется её жизнедеятельность.Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначало вечного и неизменного бытия, или как говорил один из первых греч. философов Гераклит: "Познание самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни". Истинное знание обо всём даёт только разум, а не чувство человека, поэтому философия выступала как "наука о всеобщем", которая "исследует сущее само по себе, первые начала и причины" (Аристотель).

Сначала всё теоретическое знание, которое имелось у человека называлось "философия", постепенно от неё стали отделяться будущие науки: математика, астрономия, физика(до 18-19вв). Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Всё это привело к конфронтации. Современная же философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимопонимание.

Философия даёт ответ на многие смысло-жизненные вопросы:

Что представляет собой окружающий мир?

Каково место и роль в нем человека?

В чем заключается смысл и цель жизни?

Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом и т.д.?

Эти и подобные вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом и составляют главное содержание философии.

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

Выделение умственного труда;

Появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

Возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

Постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека:

Интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII - V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда , когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой . Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность , свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин . Важны условия социально-экономического и политического порядка , определяющие рождение идей .

В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии , способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX-VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний , увеличение богатства и его перераспределе­ние , рост народонаселения и прилив его в города .

Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами , открытие прежде незнакомых грекам обычаев , нравов и верований , что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления : не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя , таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков - с VII по IV век до н. э. - наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей . С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой - пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) буквально означает «лю­бовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания , прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта . Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование.

Впервые философия возникает в Греции . Другие народы пусть и стояли выше греков по уровню развития в других областях, но философия является конкретно эллинистическим изобретением. При этом греки пользовались знаниями других народов (египтян, халдеев) в области астрономии, математики и других наук для построения своих учений. Однако это не значит, что истоки философии нужно искать в других странах. Там это было практическое знание, у греков же они были перенесены в область чистого познания.

1. Поэзия Гомера и гномических поэтов. В них присутствует гармония, чувство меры , то, что потом особенно ценилось в философии. У каждого действия присутствует четкая мотивация , всегда можно сказать «зачем». В поэмах Гомера действительность представала во всей полноте (добро-зло, небо-земля, люди-боги), хотя и в форме мифа. В них задается вопрос о месте человека в мире, который потом станет важной частью философии . (Авторы: Гесиод, Гомер, лирические поэты)

2. «Общественная религия» и религиозные мистерии греков. Общественная религия - форма натурализма , в которой в богах воплощались природные силы , а все сущее происходило по воле богов. Следовательно все сущее имело своей первопричиной природу - один из будущих постулатов философии. Орфические мистерии - понятие о душе как о некой части божественного , заключенной в смертное тело, и обреченной на перерождение . Цель «посвященных» в мистерии - остановить перерождение. Впервые возникает дуалистическое мировоззрение (человек=душа+тело).

3. Политическая свобода греков. Свобода была относительной , но несравнимо больше, чем у других народов . Прежде всего она появилась в азиатских колониях (Милет) и там же впервые появляется философия. Формирование республиканского строя в Греции при этом связано с экономическими преобразованиями. Переход от доминирования аграрной сферы к ремесленной , рост городов, демографический подъем.

4. Образовывались полисы, города-государства . Грек связывал понятия себя и государства воедино. Человек был равен гражданину. Таким образом, благо общественное являлось благом собственным. Это способствовало развитию общественной мысли и философии.

5. Естественная потребность в чистом знании. На определенной стадии развития человеческого мышления, перед людьми встает ряд вопросов : Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Почему есть человек? Почему я существую? Это главные вопросы философии.

Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки (философия и мировоззрение)

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo(phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др. греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации , когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

  • 1. Возможности человека :
    • - выделение умственного труда;
    • - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания) ;
    • - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
    • - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

  • 2. Потребности человека:
    • - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Философия и мировоззрение

Философия возникла как особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов (воззрений) на мир и место человека в нем.

Типы мировоззрения : отличаются по уровню (низший и высший ) и по способу отражения человеком действительности.

Низший уровень:

    Обыденное – повседневный взгляд на окружающий мир под влиянием практики, обыденной жизни.Передается на основе опыта из поколения в поколение.

Высшие уровни:

    Мифологическое – система взглядов на основе веры человека в наличие мифических существ (Боги, духи, герои, животные), наделенных человеческими чертами (это – антропоморфизм ). (См. - мифы, сказания, легенды народов – Зевс, Геракл, Баба Яга, Медуза Горгона).

Природа очеловечивается, она и человек нераздельны.

Возникло на ранних стадиях развития общества как способ объяснения непознанных явлений действительности.

    Религиозное – система взглядов на основе веры в существование сверхъестественных сил (Бога) и их решающую роль в мироздании и в жизни людей.

Разделение мира на земной (естественный) и небесный (сверхъестественный).

Основной принцип:«Верую, чтобы понять!».

Вере придается огромное значение.

Но есть вера не только в сверхъестественное (н-р, мать верит в гениальные способности своего ребенка!).

    Философское – система взглядов на мир на основе знаний, доказательности, опоры на разум и рациональное объяснение мира (а не на веру),(стремление теоретически обосновать свои положения и принципы). Положения философии не просто утверждаются (как, например, в религии), а выводятся, доказываются в систематизированной, логически упорядоченной форме.

Основной принцип: «Изучаю, чтобы понять».

Возникновение философии - это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир", то вся история развития философской мысли - это процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Любое значимое, уж слишком общественное, явление имеет для своего возникновения определенную совокупность предпосылок, которые вызвали его к жизни. Итак, к предпосылкам возникновения философии можно отнести следующие:

1. Социально-экономические, т. е. такие, которые характеризуются соответствующим уровнем развития производительных сил и социальных отношений древнего общества. В результате таких процессов происходит окончательное разделение труда на физическую и умственную, к которой относится и труд (ремесло) философа. Параллельно с этим осуществлялись: а) централизация городов; б)развитие торговли, в том числе с соседними странами, что способствовало заимствованию знаний и опыта. Все это обеспечивало для определенной части граждан возможность постановки вопросов и поиска ответов о сущности мира и человека.

2. Духовно-культурные: а)произведенная определенным народом, а также заимствована у других народов совокупность знаний, соответствующий уровень общей культуры, в том числе культуры диалога, обмена мыслями; б)завершение формирования письменности и на основе этого в)наличие развитой литературы (поэзия, драма, трагедия), насыщенной рассказами и сюжетами, действующими лицами которых являются боги, природные стихии, герои и тому подобное; г)нарушены и решении художественно-образными и символическими средствами мировоззренческие (смысложизненные) проблемы.

3. Обусловлено предыдущими факторами выделения количественно незначительного слоя людей, одна часть которых требует ответов на вопрос о том, "что есть мир?" и "как правильно жить?", а другая - делает поиски ответов на них своим ремеслом, профессией, получает название "любовь к мудрости", или "философия"". Эти люди в основном не относились к политической или военной аристократии, а были от рождения (или становились) "аристократами духа", то есть бескорыстными искателями истины, охотниками за истиной, мыслителями.

4. Источниками философии были также имеющиеся мифологические сказания и первобытные религиозные верования, в недрах которых уже поднимались и решались в соответствующий образ указанные вопросы о сущности мира и человека и смысла жизни. Мифологически-религиозные сказания, сюжеты и образы, а также события, участником которых рассказчик в большей или меньшей степени себя чувствовал, должны были предварительно стать предметом размышлений и логического анализа, и именно так предстать перед мудрецом в форме мысли. Следовательно, задачей

первых философов был перевод смысложизненных проблем и руководств по их чувственно-образного, жизненно-практического и мифологически-религиозного уровня на уровень рационально-теоретический, то есть рассудочный, понятийный.

Структура философского знания.

Исследование различных групп философских проблем непосредственно и составляют структуру философского знания.

1.Учение о бытии или онтология. Она включает в себя вопросы систематизируют первоначала бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его першопринципи. Античная философия начиналась с онтологии, древние искали основу мироздания: Фалес - в воде, Анаксімен - в воздухе, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Анексимандр - в "апейроні"...и тому подобное

2. Учение о познании - гносеология (Эпистемология) или теория познания (от "гнозис" - знания). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологии интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам - главная проблема гносеологии.

3.Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что такое общество и человек, и какое место занимает в нем человек.

4.Философская антропология - Направление, задачей которого является системное изучение и обоснование сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.

5. Этика - философия морали и нравственности. Мораль - совокупность норм, правил, предписаний и соответствии с высшими нравственными ценностями(добро, справедливость). А с другой стороны, мораль - это практика существующих отношений между людьми(заботливость и пренебрежение, и др)

6.Эстетика - учение о прекрасном, о критерии, пути создания и восприятия прекрасного

7.Аксиология - учение о ценности, ценностное ориентированную деятельность

8.Философия религии - учение о религиозное отношение к миру, соответствующие принципы поведения.

9.История философии изучает пути, перспективы, цели развития философии. Это же своеобразное осмысление философии

10.Праксиология - учение о превращении, как существенный момент общечеловеческих отношений

Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.

2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.

3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.

4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.

5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.

Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:

1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.

2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Похожие публикации