Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Личность царя алексея михайловича. Характер и личность царя алексея михайловича


Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С. М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо.

Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащекина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмно-русый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.

Окружение молодого царя

"Воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю; царь Михаил также очень любил и уважал Морозова и, умирая, поручил ему сына. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб подчинить свои частные интересы общему. В самом начале царствования можно было видеть, что правление находится в руках человека, умеющего распоряжаться умно и с достоинством: немедленно были решены два тяжелых дела, оставшихся от предшествовавшего царствования: королевич Вальдемар был с честью отпущен в Данию, Луба - в Польшу. Самое сильное влияние после Морозова оказывал думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле. Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела."

Здесь можно заметить, что первые годы царствования Алексей Михайлович не имел непосредственной власти, не распоряжался самостоятельно делами, но около него находились грамотные люди. в частности хороший управленец Морозов, к которому Алексей Михайлович был предан до смерти боярина в 1661 году. Кроме того, юный царь не оказался в положении Ивана Грозного, не был свидетелем борьбы за власть, а значит, его сердце не было ожесточено. Однако при таких обстоятельствах нашлось немало желающих нажиться, то были: И. Д. Милославский, судья земского приказа Леонтий Плещеев, пушкарского - Траханиотов. Это неизбежно вызвало волнения народа и "Соляной бунт", в ходе которого Алексею Михайловичу пришлось впервые себя проявить.

Ещё более царь проявил себя, когда не успокоился по прекращению бунта, а решил бороться с его причинами - вскоре появилось "Соборное Уложение".

Вскоре, после ухода Морозова на второй план, его место занял Никон - священник, на которого особое внимание обратил сам молодой царь, когда тот был в Москве. По своей молодости и религиозности Алексей Михайлович быстро подпал под сильное влияние Никона. В 1652 году Никон был избран в патриархи на своей правде, причём царь, лёжа на полу в Успенском соборе вместе с толпой и боярами, умолял Никона принять этот пост. Никон спрашивал: Будут ли почитать его как архипастыря и отца, и дадут ли ему устроить церковь?- Все клялись, что будут. Наверное здесь Никон впервые проявил перед всеми свой властный характер, что приведёт в дальнейшем к известному конфликту.

Сергей Михайлович Соловьёв определил первые девять лет царствования Алексея Михайловича - до тринадцатилетней войны, как молодость царя, время, когда его личность ещё не сформировалась, когда он был подвержен влиянию других людей. Он был аккуратен, скромен, предан, боялся обидеть кого-либо. Но многое изменится, когда его дух закалиться под стенами Смоленска, у границ польских земель.

Женитьба

В начале 1647 года царь задумал жениться; из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь Рафа, или Федора, Всеволожского; узнавши о своем счастье, избранная, от сильного потрясения, упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни, и несчастную вместе с родными сослали в Сибирь, откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю их деревню касимовского уезда. От первого брака, на Марье Ильиничне Милославской, царь имел шесть дочерей и пять сыновей; но все сыновья отличались болезненностию; двое царевичей - Димитрий и Алексей - умерли при жизни отца и матери; в марте 1669 года умерла царица Марья Ильинична; за нею в том же году последовал третий царевич, Симеон. 22 января 1672 года Алексей Михайлович женился в другой раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитаннице думного дворянина Артамона Сергеевича Матвеева.

Любопытно, что и здесь С. М. Соловьёв связывает "западничество" и склонность к преобразованиям Петра с личностью его деда по материнской линии - А. С. Матвеева: "В продолжение нашего рассказа мы часто встречались с Матвеевым, одним из самых приближенных людей к царю. Недостаточность источников неофициальных, именно записок (мемуаров), не дает нам возможности объяснить, каким образом дьячий сын Матвеев мог приблизиться к царю и сделаться его другом. Если можно догадываться, то, по всем вероятностям, это сближение произошло посредством Морозова. Матвеев, подобно Ордину-Нащокину, Ртищеву и другим видным лицам царствования Алексея Михайловича, отличался любовию к новизнам иностранным: дом его был убран по-европейски, картинами, часами; жена его не жила затворницею, сын получил европейское образование; из дворовых людей своих Матвеев составил труппу актеров, которые тешили великого государя театральными представлениями. "Это типично для великого историка, который определил поиск причин явлений в их связи главной задачей своего титанического труда.

Значение царствования Алексея Михайловича

Царствование Алексея Михайловича продолжалось тридцать один год (1645-1676). С. М. Соловьёв называет его знаменитым: "Издание Уложения, присоединение Малороссии, подвиги русских людей в Северной Азии, расширение дипломатических сношений от Западного океана до Восточного, от Мадрида до Пекина, Никоново дело, раскол, Разинское и Соловецкое возмущения - вот крупные явления, которые должны оправдать употребленное нами выражение знаменитое царствование. Но знаменитость была дорого куплена; Алексей Михайлович получил от отца тяжелое наследство". О каком же наследстве говорил историк? - В 1634 году был потерян Смоленск, что неотвратимо предопределяло новую войну с Речью Посполитой. Малочисленное население России находилось в бедственном положении, посему неудивительно, что бунт произошёл уже через три года после воцарения Алексея Михайловича, "когда появилась возможность обвинять в народных бедствиях не царя, но боярина-правителя." Огромные размеры земли русской делали собственно землю не слишком ценным ресурсом, в сравнении с людскими. Землёй жаловали за службу, но для её использования нужен был мужик. Учитывая уровень экономического развития России 17 века, можно сказать, что правительство могло только прикрепить работника к земле. Это обстоятельство и есть причина окончательного закрепощения крестьян в царствование Алексея Михайловича.

Впрочем, развитие права и экономики не стояло на месте. В отношении первого появилось Соборное Уложение, немевшее замены почти 200 лет, в отношении второго был принят протекционистский торговый устав, развивались мануфактуры, образовался всероссийский рынок, появился купеческий приказ. но и на мануфактурах использовался труд крепостных и ссыльных. Торговые люди были неграмотны, но появлялись на русской земле уже учителя - довольно образованные люди: Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич.

Многое, пришедшее из старины спокойно доживало свой век при Алексее Михайловиче, поэтому Соловьёв считает конец его царствования концом Древней Руси: "здесь мы заканчиваем историю Древней России". Так, Россия при Алексее Михайловиче была ещё страной сословно-представительной монархии, поскольку созывались земские соборы, существовала сильная боярская дума, родовая знать, вотчины. Но в Сборном Уложении царь определялся как самодержавный и наследственный монарх. На примере раскола и конфликта патриарха с царём мы можем убедиться в том, что церковь уже не могла быть на первом месте в государстве. Это в будущем дало возможность приглашать у европейских учёных-иноверцев. Но уже во времена Алексея Михайловича происходил конфликт поколений, уже тогда имелись желавшие образования молодые люди, как, например, знаменитый при Петре Феофан Прокопович.

Смена эпохи охарактеризовалось "бунташным веком" - много крови пролилось во время царствования второго Романова. Перерождавшейся России нужно было бороться, как с внутренними опасностями, так и с внешними. Так описывает С. М. Соловьёв сложность положения России в то неспокойное время: "Бедное государство истощило свои средства, чтобы приготовиться к войне, и сначала успех оправдал пожертвования; но скоро за тем язва, шведская война, малороссийские волнения, на востоке поднимаются варварские народцы. Казна истощена вконец, ратные люди бегут от голоду и холоду; попробовали прибегнуть к кредиту, но медные деньги упали в цене и московская чернь опять подняла бунт. Андрусовское перемирие прекратило бедствия тринадцатилетней войны; но надолго ли успокоилось государство? В 1667 году заключено Андрусовское перемирие и в 1667 же году поднимается Разин, а в 1668-м поднимается Брюховецкий, в малороссийских городах козаки режут московских воевод и ратных людей, а на севере вспыхивает Соловецкое возмущение. В 1671 году задавлен был Разинский бунт, а в 1672-м турки взяли Каменец и держали Москву в постоянной тревоге до конца царствования. После этого мы не будем удивляться медленности, нерешительности правительственных распоряжений относительно движения войск, малочисленности последних, их дурного состояния, вследствие которого большая цифра была только на бумаге, а не на деле; надобно удивляться, как бедное государство могло выдержать такой ряд ударов, ряд войн?

Действительно, иностранцы удивлялись, как могло Московское государство так скоро оправляться после поражений, подобных конотопскому, чудновскому? Дело объяснялось сосредоточенностью власти, единством, правильностию, непрерывностию в распоряжениях. Медлили, уклонялись от исполнения, не умели что-нибудь исполнить; но жалоба на эту медленность, уклонение и неуменье шла в Москву, и отсюда повторялся указ великого государя однолично сделать не измотчав; отвечали, что негде взять чего-нибудь: шел указ искать там и там; опять медлили - шел указ с угрозою опалы и жестокого наказанья, и дело наконец делалось. Начали строить корабль, ничего не приготовивши; мы видели, как строили; но выстроили же!

При этом, однако, не должно забыть и счастливой случайности. Мы видели, что в царствование Алексея Михайловича Московское государство было поражаемо рядом ударов, один за другим следовавших. Но это-то и важно, что удары следовали один за другим: бунты новгородский и псковской произошли через год после Московского, когда в столице все уже было тихо и совершены были важные перемены, успокоившие народонаселение центральных областей, следовательно, правительство имело возможность сосредоточить свое внимание на северо-западе. Разин поднялся, когда была окончена война с Польшею; он поднялся в 1669 году; в следующем году поднялся Брюховецкий; но Разин в это время ушел на Каспийское море, дал Москве досуг устроить малороссийские дела и поднял второй бунт, когда уже в Малороссии было все спокойно, когда, следовательно, большая часть военных сил могла быть двинута на восток. Турки начали грозить, когда уже все было кончено с восточным козачеством."

Царствование Алексея Михайловича твёрдо поставило Россию на ноги, провальной Ливонской войны и опричнины, Смутного времени, тяжёлого царствования Михаила Фёдоровича и, облачённое ещё в старину, указало ей новое направление развития, на реформы, науку, что было уже делом нового богатыря, как называл его историк - Петра Великого.



<...> История показала, что идеальных правителей не бывает. Не был таким и Алексей Михайлович. Но в историю России он вошел как человек и монарх, который, кажется, делал все необходимое для жизнеобеспечения страны и ее развития так, как это понимало большинство российского общества. Причем проводил свою политику осмотрительно, осторожно, не предпринимая резких движений, неподготовленных шагов.
К исходу жизни (а умер он на 47-м году) Алексей Михайлович - уже не тот порывистый, забавлявшийся охотой и прочими развлечениями человек. За его спиной война, крупные народные бунты, борьба с Никоном и раскол Церкви.
Это был высокий полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величавыми манерами правителя огромной и могучей страны, которую он привел в состояние стабильности, военных успехов, международного признания и процветания. <...>
Его основной чертой характера оставалась искренность и твердость в вере и огромное чувство долга по отношению к своей стране и ее народу. Кажется, этому он подчинил всю свою жизнь. Своим помощникам Алексей Михайлович любил повторять: "Идите путем средним, праведным, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево". Этот "средний путь", которого он придерживался всю жизнь, стал основой всей его внутренней и внешней политики. Вспыльчивый, но отходчивый, он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого удастся только так: он легко отступился от завоеваний в Прибалтике, учитывая, что сил у России в одновременной борьбе с Польшей и Швецией не хватит, все внимание перенес на войну с Речью Посполитой.
Так же Алексей Михайлович строил отношения с людьми. Обидев кого-либо резким словом, он готов был позднее загладить свою вину: действовал и по велению сердца, и по христианским заповедям. Вера для него - не формальный, пустой звук. Главная его забота заключалась в спасении души. Этим объяснялись многие его поступки и решения. Он неустанно повторял, что все люди смертны, что все из земли вышли и в землю уйдут. И человек призван на этом свете лишь выполнять Божью волю. И монархи, и последний нищий равны перед Всевышним.
Христианские заповеди он чтил свято и истово.
Но жизнь была сложна, противоречива и жестока, и Алексей Михайлович пытался в ее страшных хитросплетениях найти свою христианскую линию. Так, при подавлении восстания Степана Разина именно по указу царя казнили десятки тысяч повстанцев. И тем не менее расправы определялись не волей монарха, зверством воевод, а регламентировались тогдашними законами, в частности Уложением 1649 года. Государство и царь выступали за порядок, созданный с таким трудом в России в течение десятилетий XVII века. Правы те, кто утверждает, что Алексей Михайлович никогда не поступал более жестоко, чем требовал действующий закон.
В то же время во многих случаях он проявлял свою истинно христианскую сущность. Именно при нем в России широкую практику получила система выкупа воинов, захваченных в плен крымцами, турками, поляками. Если выкупленными были крепостные крестьяне и холопы, то они отпускались на волю. Во время русско-польской войны, когда ему сообщили об одном из сражений, в ходе которого лишь несколько человек было убито и ранено, а остальные бежали с поля боя, царь в ответном письме своему корреспонденту, сетовавшему на неудачу, заметил: "Радуйся, что люди целы".
Широко известна благотворительная деятельность царя. Он жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание деньгами нищих. Во дворце постоянно обитали разного рода неимущие люди, которые кормились милостью царя.
Проезжая по Москве, Алексей Михайлович мог остановиться около какого-нибудь убогого человека и распорядиться о покупке для него одежды и обуви. По его приказу по Москве регулярно развозили продовольствие, хлеб и бесплатно раздавали нуждающимся. В этом смысле он повторял христианские благотворительные традиции своего предка - Великого Киевского князя Владимира I Святославича.
Алексей Михайлович в еще большей степени, чем его отец, был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений. С отрочества и до конца дней любил чтение. Обладал хорошим для своего времени стилем письма и собственноручно создал историю русско-польской войны.
Он увлекался хоровым пением, и не только церковным, но и светским. Во дворце постоянно обитали певчие, совместно с другими музыкантами услаждавшие семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче в Москве начались театральные представления. Царь был до них большой охотник.
Как и в молодости, он увлекался охотой, особенно соколиной, с удовольствием играл в шахматы; его постоянным "хобби" было коллекционирование часов (как у отца) и зеркал.
В облике Алексея Михайловича все более определенно выступал тип человека, находившегося под влиянием общеевропейских культурных процессов. Он стал переходной фигурой от правителя старомосковской патриархальной, закрытой для остального мира Руси к монарху уже нового рождающегося европейского Российского государства. Здесь он проложил дорогу Петру I. Царь все шире открывал Россию западным обычаям и традициям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью и обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Своих детей, в том числе наследника престола Федора (1661-1682) и царевну Софью (1657-1704), сыгравших позднее заметную роль в истории России, он приказал обучать латыни и польскому языку. Их наставником стал один из выдающихся деятелей славянской культуры второй половины XVII века Симеон Полоцкий - писатель, мыслитель, педагог.
Близкими к царю людьми были широко образованный деятель боярин Ф. М. Ртищев, блестящий дипломат <...> А. Л. Ордин-Нащокин, а также А. С. Матвеев. Многие из тех, с кем проводил время в беседах царь, к чьим советам он прислушивался, - люди весьма скромного происхождения, но блестящих дарований и глубокого ума. В этом смысле Алексей Михайлович был настоящим предшественником своего сына Петра I, ценившего людей не за "породу", а за способности и труд во имя Российского государства.
Немало рядом с царем было выходцев из других стран - военных, переводчиков, врачей, торговцев. Алексей Михайлович широко открыл двери в Россию иностранным специалистам разных направлений и ценил их труд. <...> При нем расцвела на окраине Москвы так называемая Немецкая слобода - Кокуй, где жили немцы, голландцы, шведы, англичане, швейцарцы, шотландцы. Здесь позднее Петр I найдет своих преданных друзей и советчиков.
Алексей Михайлович был первым русским царем, который проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке, а суда переправлять по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат "Орел". Однако он сгорел во время восстания Степана Разина. Этот интерес отца к морю унаследовал его сын Петр - неистово, страстно влюбленный в мореходство, в кораблестроение, флот, добившийся выхода России в мировой океан.
Но в Алексее Михайловиче было и немало патриархального, старомосковского. Например, в конце жизни, видимо под влиянием церковников, он стал сворачивать контакты с Западом, ввел строгости в одежде и наказывал за коротко стриженные на западный манер волосы и за короткое платье. Не одобрял он и бритье бород.
В собственных царских селах он был рачительным и бережливым хозяином, скопидомом. Щедрый для других, он порой не решался купить приглянувшуюся ему вещь, так как считал ее дорогой. В этом смысле Петр I, скромный в своих личных потребностях, во многом повторил отца.
Алексей Михайлович не терпел пьянства и пьяниц. Это нашло отражение в строгих наказаниях за пьянство, отмеченных в Уложении 1649 года. В этом смысле отец и сын, часто и много пьющий, отличались полностью.
В личной жизни Алексей Михайлович испытал немало счастливых часов. Царская семья была большая, дружная. Но горе не обошло ее стороной - наследники умирали один за другим, похоронил он и одну из дочерей. А затем из жизни ушла и его верная спутница жизни - Мария Ильинична Милославская.
Через два года Алексей Михайлович женился вторично - на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 году она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Теперь вокруг стареющего и все чаще болеющего царя началась борьба двух мощных семейных кланов - Милославских и Нарышкиных. Пока царь был жив, он умел умиротворять страсти. Но после его смерти это противоречие очень скоро вылилось в драматические страницы российской истории.
Умер Алексей Михайлович в начале 1676 года. Предчувствуя кончину, он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить всех сосланных, заплатить из своей казны все частные долги и простить людям долги казенные. Затем он причастился, соборовался и отошел в мир иной.

Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С.М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо. Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащокина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмно-русый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того, Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.

Обладал незаурядными качествами характера. Он был самым привлекательным правителем для Руси.

В историографии личность Алексея Михайловича не так популярна, как личность его сына. После себя он оставил немного мемуаров, их писали иностранцы. Но Алексей, тем не менее, не ленился писать сам, он оставил различные письма и послания, исправлял сам тексты государственных документов. Так же он делал записи о польской войне, написал уложение по соколиной охоте. Сейчас мы имеем только то, что он писал в молодости, можно судить, что слогом обладал он легким, писал откровенно без всякой риторики.

Личность Алексея Михайловича

Алексей Михайлович в семье был третьим ребенком. Всего у и Евдокии Стрешневой выжили лишь четверо детей, Алексей и еще три сестры. Так он был единственным представителем мужского пола и являлся наследником престола, то его очень любили все родные. Родился Алексей согласно записи в Дворцовой книге 10 марта 1629 г. Все приближенные царя сразу же приносили множество подарков. Традиция велела не показывать царских детей посторонним. А родственники перед тем как навестить младенца обязаны были помолиться и посетить баню.

На первый год ребенку давали игрушки. А к пяти годам Алексей уже имел маленькие латы, сделанные немецким ремесленником, также был игрушечный конь с седлом и уздечкой. После пяти лет царевич поселился в другом помещении, вдали от «мамок», его воспитанием занимались Б.И. Морозов и В.И. Стрешнев. Так появились другие сверстники, с которыми он мог общаться. Самыми близкими друзьями стали для него Р.М. Стрешнев, А.И. Матюшкин, В.Я. Голохвастов и братья Плещеевы.
Обучение царевича началось с 1643 г. Его обучали чтению по букварю, он прочитал Псалтырь, Часослов. Так же Алексей учился письму, пению. Духовное образование было очень глубоким, ему говорили о власти данной Богом. В десять лет Алексей мог петь уже при помощи крючковых нот. Народу царевича представили только в четырнадцать лет. С этого времени он неотъемлемо сопровождал отца на разных торжествах.
Отец умер в день своего рождения. Алексей принял бремя власти в семнадцать лет, практически в таком же возрасте как в свое время и . Мать умерла 18 августа того же года, таким образом Алексей в начале своего правления остался сиротой. Первые три года правления Алексей не встречался с народом. Его аудиенции получали только иностранцы. При нем постоянно находились два человека - Морозов и Трубецкой.

Алексей Тишайший Михайлович и Борис Морозов

Морозов Борис был фигурой противоречивой, его то обвиняли во всех грехах, то восторгались им до умопомрачения. Но всем известно точно одно - он оказывал большое влияние на царя. Борис Иванович был человеком образованным, не понаслышке знал о Западной культуре. Алексей был очень привязан. Когда в 1648 г. случился Соляной бунт из-за высоких цен на соль, Алексей спас его от смерти. Бунтовщики обвиняли именно Морозова в повышении цен. Очевидцы утверждают, что царь плакал и просил оставить в живых его любимого дядьку.

Для того чтобы стать совершеннолетним нужно было жениться. Невесту выбирали публично, на родословную внимание не заострялось. Алексей Тишайший Михайлович выбрал в невесты Евфимию Всеволожскую, она была дочерью касимовского помещика. Ходили слухи, что Морозов приказал ей затянуть волосы сильно под венцом, и она упала в обморок. Было сразу же сказано, что у нее падучая болезнь, свадьба была расстроена. Морозов организовал Алексею случайную встречу с сестрами Милославским, дочерями бедного дворянина. Царю приглянулась старшая Мария, а Морозов женился на младшей. Таким образом она оказался в близких родственниках у государя. Брак Алексея удался, он очень любил жену, у них родилось 13 детей.
Государь получал много челобитных, и стало понятно, что необходимо провести реформы. Самой частой просьбой дворян была упорядочить сбор за крестьян, они просили платить за количество крестьян, а не за количество земли. Таким образом, дворянам не приходилось платить за пустые земли. Была проведена опись крестьян по дворам.

Политика налогообложения заключалась в том, чтобы увеличить количество косвенных налогов. Именно они должны были приносить доход казне. Это привело к росту цен на соль. Во всем обвинили Морозова. Вспыхнул бунт, но царю удалось погасить его. Он поступил действительно мудро, угощал стрельцов вином, москвичей приглашал обедать сам Милославский. После 1648 г. царь сам увидел не совершенность государственного управления.

Отношения Алексея Михайловича и Никона


Алексей был очень религиозен. И свои поступки он совершал исходя из православия. Рассуждал обо всех вещах с точки зрения христианства. Главным считал, что человек должен хранить свою душу. Алексей старался не пропускать ни одного богослужения. Если замечал за духовенство какие-либо ошибки, то тут же поправлял их. При дворе проживали странники, юродивые и богомольцы. Царю нравилось слушать их рассказы.
Церковь находилась под контролем государства. Когда Никон начал проводить реформу, царь понимал, что она нужна, но его пугали ее крайности. В частности гонения на старообрядцев. Реформа помогла унифицировать порядки в церкви. Были переписаны книги, обряды стали похожи на греческие.

Несмотря на всю свою религиозность, он не стеснялся вводить в стране европейские порядки, не считал это грехом в отличие от своих предшественников. Царевичи учили латинский и польский, во дворце стояла заграничная мебель, царица ездила на охоту. Появилось по настоянию Алексея и новое развлечение при дворе - театр. Первый спектакль состоялся в 1674 г. по пьесе Симеона Полоцкого, учителя царских детей.

Брак Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

В конце правления можно отметить гонения на некоторые заграничные обычаи. Запретил стричь волосы коротко, был против бритья бороды. Некоторые утверждали, что идеальной схемой управления для Алексея была политическая монархия Ивана Грозного. Иван привлекал Алексея Михайловича как правитель, который стремился к самодержавию.

Но Алексей не использовал свою власть для личной выгоды. Конечно же, расправы происходили, казнили восставших крестьян и казаков. Но эти казни были законодательно закреплены. В принятие политических решений Алексей подходил неспешно. Он хорошо обдумывал пути реализации, предпочитал сдержанность в поступках. Отсюда многие оценивают его политическую деятельность отрицательно.

Его считали правителем пассивным, трусливым в труде. Но тем не менее нельзя отвергать тот факт, что человек он был одарённым. Принимал любые подношения, если они были сделаны от всего сердца. Он любил веселье и шутки, но удовольствие всегда должно приносить пользу. Самым тяжелым проступком было пьянство, за него сразу же ссылали в Сибирь.

Так же можно отметить то, что Алексей Михайлович был очень целомудрен. Любил свою жену, после ее кончины через 40 дней начались поиски новой невесты. Ей стала Наталья Нарышкина, она родила Алексею трое детей, среди них . Царь скончался 26 января 1676 г. Он благословил своего сына Федора на царствование, объявил об амнистии, простил казенные долги.

Алексей Михайлович видео

Русский царьАлексей Михайлович Романов , сын первого царя династии Романовых Михаила Федоровича от брака с Евдокией Стрешневой, родился 29 (19, по другим источникам 10 по старому стилю) марта 1629 года. Воспитывался под надзором «дядьки» боярина Бориса Морозова. В 11 12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди ее книг - лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, космография. Алексей отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы. Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, после избрания Земским собором. В 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол.По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище «Тишайший». Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям - соляному бунту в Москве в 1648 году. Восставший народ требовал «выдачи» боярина Бориса Морозова. Своего «дядьку» и родственника (Морозов был женат на сестре царицы) Алексею Михайловичу удалось спасти, отправив в Кириллов монастырь. Пошлина на соль была отменена. Во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам), которые подавили восстание.Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения - новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.
В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I. Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
По своему характеру молодой человек был весёлым, остроумным и живым. Он страстно любил соколиную охоту и завёл при дворе театр. При этом юноша отличался рассудительностью и совестливостью. Он почитал старших, был верен друзьям, не ломал «старину», а медленно и постепенно осваивал и внедрял опыт передовых европейских стран.

Похожие публикации