Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Литература 2 половины 19 века обзор презентация. Презентация на тему: Литература второй половины XIX века. Историческая ситуация.общественные течения

Перов «Тройка». Боярыня Морозова. Обзор времени в живописи. Ярошенко «Курсистка». Перов «Проводы покойника». Писатель. Приезд гувернантки в купеческий дом. Обращение к истории. 3 этапа общественного движения. Главный герой русской литературы. Литература. Формы словесного искусства. Шишкин «Рожь». Обзор времени. Утро стрелецкой казни. Исторические границы. Театр. Музыка.

«Тест по рассказам Чехова» - Особенности диалога в пьесе «Вишнёвый сад». Характерное для чеховских пьес развитие действия. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад». Роль буржуазии. Пьеса «Вишнёвый сад». А.П.Чехов окончил Московский университет. Найдите соответствующие героям речевые характеристики. Высказывание Фирса. Укажите внесценических персонажей. Кто был главным героем произведений А.П.Чехова. «Крыжовник». Судьба России. Назовите рассказ, первым напечатавший рассказы.

«Герои «Преступления и наказания»» - Предложенные позиции. Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лизавета. Преступление и наказание. «Домашняя проба пера». Лужин Пётр Петрович. «Дебаты». Дуня Раскольникова. Катерина Ивановна. Пульхерия Александровна Раскольникова. Мармеладов. Алёна Ивановна. Разумихин. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Свидригайлов Аркадий Иванович. Эпиграф урока.

«Композиция «Ионыча»» - Роль композиционного анализа художественного текста. План рассказа. Ионыч. Тематические повторы. Деловая жизнь. Роль эпизода в тексте. Учимся анализировать прозаический текст. Роль композиционных единиц. Составить хронологическую схему. Авторские позиции. Композиционные формы прозаической речи. Приёмы композиционного анализа. Композиция художественного произведения. Типы композиции. Составить простой план рассказа.

«Жанр молитвы у Лермонтова» - Скучные песни земли. Молитва «Отче наш». Варвара Александровна Бахметева. Благодарность. Прозрачный сумрак. Воскресенье. Не обвиняй меня, всесильный. Ветка Палестины. Ландыш серебристый. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Комический пафос стихотворения. Задания к стихотворению "Благодарность". Молодость. В минуту жизни трудную. Мир земной. Стихотворение. Ангел. Лирический герой. Задания к стихотворению "Молитва".

«Мой любимый поэт» - Чужая страна. Мой любимый национальный поэт. Рубайят. Встречай рассвет и закат. Принципы художественного перевода. Стихотворный размер. Цель всего творенья – мы. Герман Плисецкий. Стиль Блока. Армянский поэт и прозаик. Хайям. Светоч мысли. Поэт Исаакян. Мировая слава поэта. Пятистопный ямб. Свет и тьма. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Рубаи. Величественный мавзолей. Сборник стихов «Песни и раны».




















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Русская литература XIX века представляет собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлении, – сказал В.И.Ленин, – в этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели прогрессивной идейности».

№ слайда 3

Описание слайда:

Основная проблематика и ведущие идеи Между освободительным движением и отечественной литературой с самого начала XIX века установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои человеческие права, за национальную независимость и социальную свободу стала неиссякаемым источником, питательной почвой прогрессивной литературы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прогрессивные писатели настойчиво стремились осмыслить и зарисовать отечественный национальный характер. В образах людей из народа ими выделяются наиболее существенный признаки русского характера.Передовые писатели проявили свои огромные возможности в постановке и решении социально-философской проблематики.

№ слайда 5

Описание слайда:

Литературные направления Во второй половине XIX века романтизм утрачивает влияние как главенствующее направление. Торжествует критический реализм, получивший широкое распространение в «натуральной школе». Реализм как тип творчества, опираясь на понимание мира в качестве объективно существующего и развивающегося в свойственных его закономерностях, отличается стремлением к верному отображению действительности в присущих ей противоречиях.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

И.С.Тургенев (1818-1883) С одной стороны, Тургенев в своих произведениях обращает внимание на обсуждение актуальных социально-политических проблем, с другой стороны, Тургенев – тонкий лирик.Записки охотника – цикл рассказов, в котором чередуется поэтическое описание природы с изображением мира крепостных крестьян.В центре нескольких романов Тургенева (Отцы и дети, Дворянское гнездо) всегда стоит конфликт героя, представляющего новые взгляды на мир и общество (герои из демократической молодежи), с носителями консервативных идей.

№ слайда 8

Описание слайда:

И.А.Гончаров (1812-1891) Обломов – роман о лишнем человеке, барине Обломове, и его напрасной жизни. Главный герой живет в деревне Обломовка, привык ничего не делать, лениться, лежать на диване, дремать и только мечтать. За всю свою жизнь он не принимает ни одного значительного решения.

№ слайда 9

Описание слайда:

1870-80 гг В 70-80 гг. литература реагирует на изменения в обществе. Реализм приобретает философско-религиозный или эстетико-психологический характер. Это время „проклятых вопросов“ - литература ищет решения проблем, связанных со смыслом жизни, человеческой честью и совестью, жизненными ценностями, старается найти выход для всего человечества.

№ слайда 10

Описание слайда:

Н.С.Лесков (1831-1895) Произведения Лескова представляют прямую противоположность общественному роману с социальным конфликтом. Он выбирает интересных, талантливых героев, „мастеров своего дела“ со сложной, курьезной и почти приключенческой судьбой. Лесков оживляет некоторые старые литературные формы (жития, легенды).Левша – повесть о том, как тульский мастер сумел подковать английскую стальную блоху.

№ слайда 11

Описание слайда:

Ф.М.Достоевский (1821-1881) Достоевский – писатель-гений, оказывающий огромное влияние на европейскую литературу 20 века (символизм, экспрессионизм, экзистенциализм).Сам Достоевский пережил страшное психическое состояние - был приговорен к смертной казни, только на эшафоте ему сообщили, что наказание заменяется ссылкой на каторгу.Первым из натуральной школы он перенес внимание из среды на человека, на его психику, заглядывает на самое дно человеческой души. В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и видения, бред, демонические фигуры.Достоевский выражает сочувствие к страданию человека, гуманистический пафос. Однако он автор первых антиутопий: мечтает о „золотом веке для человека“, но не верит, что человек способен создать идеал.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Романы Достоевского Преступление и наказание - Бедность ожесточила студента Раскольникова, и он убивает старуху, опираясь на свою теорию, что преступление позволительно для „необыкновенных людей“. После убийства его терзают муки совести. Он знакомится с Соней (олицетворение христианского смирения), которая должна ради денег заниматься проституцией. Наконец Раскольников признается в своем преступлении, и Соня с ним отправляется на каторгу в Сибирь.Идиот - князь Мышкин, добрый и чистый человек, в обществе бессилен.Братья Карамазовы – история отца и сыновей. Отец убит, что принуждает сыновей решать этические, философские, религиозные вопросы.

№ слайда 14

Описание слайда:

Л.Н.Толстой (1828-1910) По происхождению Лев Толстой – аристократ, граф. В своей усадьбе в Ясной Поляне хотел стать гуманным помещиком, ставил здесь свои педагогические эксперименты, организовал школу для детей крестьян.Толстой, как и Достоевский, – тонкий психолог. Изображает человеческие чувства в их движении. Психологического мастерства достигает уже в ранней трилогии Детство, Отрочество, Юность, где отсутствует сюжет как основа повествования, и доминантой становится смысловое восприятие событий рассказчиком.Толстой – критик современных ему нравственных норм и утилитарного рационализма. В своем творчестве выражает необходимость нравственного усовершенствования человека и непротивления злу насилием.

№ слайда 15

Описание слайда:

Романы Толстого Война и мир – роман-эпопея, широкая картина русской жизни первых двух десятилетий 19 века, первый русский исторический роман. В произведение вошло несколько сюжетных линий, десятки и сотни действительных (Наполеон) и вымышленных лиц – Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов. Значительная часть романа написана на французском языке.Анна Каренина – история поисков истин жизни, изображение разных пониманий супружества.Несчастная в своем супружестве героиня влюбляется в офицера Вронского, уходит от мужа, теряет своего сына, но любовник не способен наполнить ее надежды. Она хочет сохранить любовь, но не находит выхода из своего положения и наконец бросается под поезд.

№ слайда 16

Описание слайда:

А.П.Чехов (1860-1904) По своей гражданской профессии Чехов - врач.Его творчество завершает классический период русской литературы, в его драмах уже проявляются наступающие декадентство и символизм.Чехов демонстративно отказался от большой формы романа. В начале творчества пишет краткие рассказы, юморески о страданиях мелких людей от гнева или равнодушия „значительных лиц. После посещения Сахалина (автор исследовал мир заключенных) творчество Чехова становится более сложным, философичным, грустным.

№ слайда 17

Описание слайда:

Драмы Чехова Лирические драмы Чехова - Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад - наполнены психологизмом, переживаниями героев, мотивом напрасной жизни, русской тоской. Их действия происходят обычно в дворянских усадьбах, герои говорят, мечтают, но не действуют – они не приспособлены ни к какому труду. Традиционные большие конфликты превращаются в микроконфликты, недоразумения между персонажами. Важно невысказанное, психологический подтекст.

№ слайда 18

Описание слайда:

Благодаря своим особенностям, русский роман, повесть, рассказ, очерк стали для русского общества XIX в. подлинными учебниками жизни. В них нашли отзвук все философские и моральные искания, думы и социальные чаяния русского общества. Страстный гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», исключительная глубина психологического анализа, умение проникать в сложные процессы народной жизни и в то же время в самые скрытые и тонкие движения человеческой души и сердца, защита идеи равенства и братства народов, утверждение образа человека - активного искателя и борца - сделали русскую классическую литературу драгоценнейшим достоянием передовой культуры человечества, важнейшим явлением истории мирового художественного слова.

№ слайда 19

Описание слайда:

Новиков Илья

Речь идет о России второй половины 19 века: исторические события, общественная мысль, русская литература второй половины 19 века

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературный процесс второй половины XIX века Подготовил: ученик 10 А класса ГБОУ Школа № 1392 им.Д.В.Рябинкина Новиков Илья Руководитель: Калашникова Л.Н.

План: Вступление. Литература – властительница политических идей. Славянофилы. Западники. Сопоставление позиций славянофилов и западников. Почвенники. Спор о природе назначения художественной литературы. Развитие отечественной журналистики. «Современник» . «Отечественные записки» .

Вступление. Литература – властительница политических идей. С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность - отличительные черты литературы второй половины 19 века. Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений - современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои "вписываются" в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Именно поэтому ведущим литературным направлением и методом второй половины 19 века становится критический реализм, а ведущими жанрами - роман и драма. При этом, в отличие от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Славянофилы. Иван Киреевский Алексей Хомяков Юрий Самарин Славянофилы (наиболее известные среди них - Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал "Москвитянин".

Западники. Пётр Чаадаев Александр Герцен Николай Огарёв Иван Тургенев Виссарион Белинский Николай Добролюбов Западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности. В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н.В. Гоголя. Трибуной западников были журналы "Современник" и "Отечественные записки" в период их редактирования Н.А. Некрасовым.

Сопоставление позиций славянофилов и западников. Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые - дитя. Предлагаем для наглядности таблицу, составленную по данным "Википедии", где сопоставляются позиции славянофилов и западников.

Почвенники. Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому к журналу "Время" / "Эпоха". Идеологами почвенничества были Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию. Достоевский считал, что представители "просвещённого общества" должны слиться с "народной почвой", что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными. Фёдор Достоевский Аполлон Григорьев Николай Страхов

Спор о природе назначения художественной литературы. Предметом споров с середины 19 века становится вопрос о природе и назначении художественной литературы. В русской критике складываются три взгляда на этот вопрос. Александр Васильевич Дружинин Представители "эстетической критики" (Александр Дружинин, Павел Анненков, Василий Боткин) выдвинули теорию "чистого искусства", суть которой в том, что литература должна обращаться только к вечным темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры. Аполлон Александрович Григорьев Аполлон Григорьев сформулировал теорию "органической критики" , выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент в литературе предлагается делать на нравственных ценностях. Николай Александрович Добролюбов Принципы "реальной критики" были провозглашены Николаем Чернышевским и Николаем Добролюбовым. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература, по их мнению, должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы.

Развитие отечественной журналистики. Социально-политические и литературно-эстетические споры существенно повлияли на развитие отечественной журналистики. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли литературные журналы.

«Современник» Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 года продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв (1837-1846). В 1838-1847 годах в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа. С 1843 года журнал стал выходить ежемесячно. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 года продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Журнал учил русское общество бесстрашно исследовать жизнь, искореняя не только рабью привычку молчать, но и рабью привычку не думать.

Журнал «Отечественные записки» был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А. А. Краевскому. Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а в конце октября переселился из Москвы в Петербург и принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. В «Отечественных записках» появились лучшие произведения русской литературы, созданные в 1840-х годах. Благодаря Белинскому и тому направлению, которое он придал журналу, в «Отечественных записках» стали сотрудничать писатели, принадлежавшие к натуральной школе. Одним из наиболее активных авторов, вместе с Белинским определявшим направление журнала, был Герцен. Под псевдонимом «Искандер» он поместил в «Отечественных записках» несколько художественных произведений («Записки одного молодого человека», «Еще из записок одного молодого человека», первую часть романа «Кто виноват?»), а также философские работы («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») и публицистические статьи, в том числе три фельетона, направленных против журнала «Москвитянин». Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов. Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие. В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с крепостничеством и всеми его проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс.

Используемые источники http://mosliter.ru/ruslit/19vek/russkaya_literatura_vtoroj_poloviny_19_veka/literaturnyj_process_vtoroj_poloviny_19_veka / https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://superprazdnik.in.ua/spisok-uslug.html http://forum.motofan.ru/lofiversion/index.php/t1735539-20.html http://biblioparus.blogspot.com/2014/02/3.html

Cлайд 1

Cлайд 2

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа. Н. Н. Страхов

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Консерватизм (культурные ценности) Либерализм (право выбора) Радикализм (изменение форм правления ради исторического развития) Три течения политики Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Петрашевцы Народники

Cлайд 6

Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового. Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ. Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя. Словарная работа

Cлайд 7

Консерваторы Лесков Н. С.,Достоевский Ф.М. Русскому человеку присущи принципы византийской святости («Идиот», «Братья Карамазовы») Либералы Тургенев И. С. – ищет нового героя-деятеля, который был мог сделать правильный выбор и повести за собой, но… Радикалы Добролюбов Н. А., Чернышевский Н. Г., Писарев Д. И.

Cлайд 8

Чаадаев Петр Яковлевич – ключевая фигура для понимания ситуации этого периода. Его «философическое письмо»: у России нет своей истории в отличие от западного мира, а если нет истории, где смысл спора. Эта нигилистическая позиция активно опровергалась западниками и славянофилами, оттачивавшими на нем свои тезисы.

Cлайд 9

- направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) Славянофильство

Cлайд 10

считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. Были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuонно-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев). Западники

Cлайд 11

Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Cлайд 12

- литературно-общественное направление в России, зародившееся в 60-е годы 19 века. Возникло как отражение исканий пути развития России в условиях социального перелома после крестьянской реформы 1861 года. Характерно для представителей разночинной демократии, группировавшихся вокруг журналов М.М. и Ф.М.Достоевских – «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). «Почвенники» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I. «Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых и смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л.Н. Толстой, - писал Страхов, - и он совершенно прав». Почвенничество

Cлайд 13

В 40-х годах XIX в. в России складывается кружок петрашевцев, названный так по имени его основателя М.В.Буташевича-Петрашевского. Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности. Петрашевцы

Cлайд 14

«У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; всё разбилось и разбивается; и даже не на кучки, а уж на единицы». Ф.М.Достоевский

Cлайд 15

Артур Шопенгауэр Один из самых известных мыслителей. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма, Цицерона. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Cлайд 16

Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения. Сверхчеловек - символ философии Ницше. По его словам, сверхчеловек - это то, что надо достичь, человек же - это мост между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек должен смотреть на человека так же, как и человек смотрит на животное, то есть с презрением. Фридрих Ницше

Cлайд 17

Главной проблемой литературы стал поиск героя, носители идеи. 50 - 60-е гг. – конфликт: дворянские и разночинские тенденции в литературе. Литература взяла на себя ряд публицистических задач, поэтому она стала менее художественной. В 70-е годы литература поставила перед собой задачу стать учебником жизни. Акцент с социального перемещается на нравственное начало в человеке. Литература ищет универсальное оправдание человеческой жизни и деятельности.

Cлайд 18

Критика отмечает высокие художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общечеловеческих проблем, высокий уровень литературного языка.

Cлайд 19

Виды романов: Идеологический, социально-психологический роман (Достоевский); Социально-политический роман, «утопия» (Чернышевский); Социально-философский роман (Тургенев); Сатирический роман, «антиутопия» (Салтыков-Щедрин); Роман-эпопея (Толстой).

Cлайд 20

К концу века ситуация меняется. Идея обобщающего взгляда на жизнь и проблема героя времени утрачивает свою актуальность. В центре внимания писателей оказывается частная жизнь обыкновенного, «среднего» человека. На первое место в литературе выходят «малые» жанры. Повести и рассказы составляют большую часть творческого наследия В.Г. Короленко, А.П.Чехова, В.М. Гаршина.

Cлайд 21

Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления".

Cлайд 22

Русская литература обогащается драматическими произведениями самых разных жанров и направлений: А.А. Сухово-Кобылин пишет сатирические комедии, Л.А.Мей и А.К.Толстой - исторические драмы и трагедии, В.А.Крылов – водевили. Завершающая стадия этого процесса приходится на 1890 – 1900 годы. В творчестве А.П.Чехова классическая драма существенно преобразовывается, зарождается «новая драма».

Cлайд 23

Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интеллигенции.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Урок литературы в 10 классе

Общественно-политическую жизнь второй половины 19 века можно разделить на этапы До 1848 года Оживление демократических сил в эпоху царствования Николая 1 1848-1855 «мрачное семилетие», Николаевская реакция 1855-1858 Размежевание общественных сил 1859-1861 Напряжённая борьба между общественными силами 1862-1869 Резкий спад движения, завершившийся наступлением реакции 70-е годы Общественный подъём 80-е годы Консервативная идеология 90-е годы Эпоха либерального народничества и религиозно-философской мысли

Р е а к ц и я П о д ъ ё м 40 50 60 70 80 90

Партии Консерваторы Либералы Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Петрашевцы Народники

Словарная работа Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

В ходе беседы заполнить таблицу Вопросы сравнения Западники Славянофилы Взгляды 2. Деятели 3. Органы печати 4. Критика 5. Деятели критики

1836 год «Телескоп» П. Я. Чаадаев «Философические письма»

Анненский Герцен Грановский Тургенев Боткин Белинский

Органы печати западников

Положительное Обратили пристальное внимание на специфику литературы Боролись за язык художественной литературы и стремились отличать его от языка науки, публицистики, критики Отрицательное Стремились отвлечь писателя от житейских волнений, приглушить авторскую субъективность

А. С. Хомяков Иван Киреевский Пётр Киреевский К. С. Аксаков

Органы печати западников

Критики Аполлон Григорьев А. Н. Островский Погодин

«Натуральная школа» «нужно сокрушить романтизм бичом юмора» Романтизм – это «духовная золотуха» «Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

Самарин Битые Бьющие Кто виноват? обстоятельства человек Среда заела Ругаемые Ругающие

Черты реализма Изображение типов Предмет изображения – типичные лица в типичных обстоятельствах Прозаические жанры: романы, повести Герой – маленький человек

Подъём общественно-политической жизни

Революционеры-демократы

Несколько течений реализма Проблемы Борьба с крепостным правом и его остатками Личной ответственности Стили Социологический (исходили из социальных проблем) Психологический (исходили из внутренних человеческий проблем) Авторы Салтыков-Щедрин, Помяловский, Решетников, Слепцов, Успенский Лесков, Толстой, Достоевский, Тургенев Теории этические Разумного эгоизма Концепция долга, подвижничества, самоотвержения

В 60-е годы осуждается «лишний человек» «Такие, как он, по земле рыщут, дело себе исполинское ищут »

Реакция после 1861 года Арестованы Чернышевский и Писарев На 8 месяцев приостановлен выпуск журнала «Современник» Раскол внутри революционно-демократического движения

70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»

Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров

Домашнее задание: Выучить лекцию, подготовиться к проверочной работе Прочитать драму А. Н. Островского «Гроза»


Похожие публикации