Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Бухгалтерские проводки казенного учреждения Особенности ведения бюджетного учета в казенных учреждениях

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ. Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание . Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

Внесены очередные поправки. Приказ вступил в силу 06.01.2018, в связи с чем все введенные новшества должны быть отражены в учете начиная с указанной даты. О том, что изменилось, расскажем в статье.

Изменения в Плане счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с Приказом № 212н из бухгалтерского плана счетов удалены счета:

  • 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;
  • 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Изменено название счета 0 206 63 000. В силу новой редакции он именуется «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».

Кроме того, внесены уточнения в п. 2.1 Инструкции № 174н. Согласно новой редакции некоторые счета бюджетного учета формируются в ином порядке:

1) по счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1 – 17-м разрядах номера счета отражаются нули;

2) по счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам»;

3) по счетам аналитического учета счета 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 1 – 17-м разрядах номера счета проставляются нули;

4) по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами»:

  • в 1 – 4-м разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы),
  • в 5 – 17-м разрядах номера счета – аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов»;

5) по счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;

6) в 5 – 14-м разрядах номера счета аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующим с ним счетам счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули.

Уточнения в отражении отдельных операций.

Операции по внутреннему перемещению нефинансовых активов. Приказом № 212н в п. 9, 16, 21 Инструкции № 174н внесены уточнения, касающиеся внутреннего перемещения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.

Так, в соответствии с п. 9 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Одновременно информация об объектах основных средств, находящихся в аренде, безвозмездном пользовании, доверительном управлении либо на хранении, отражается в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета.

В силу новой редакции п. 16 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов нематериальных активов, в том числе при предоставлении в пользование, доверительное управление, отражается записью:

  • Дебет счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»
  • Кредит счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

Одновременно делается запись на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета нематериальных активов, предоставленных в пользование, доверительное управление.

Аналогичные записи по внутреннему перемещению объектов делаются по счету 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (см. п. 21 Инструкции № 174н).

Операции по передаче произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями при передаче государственным и муниципальным организациям отражаются по дебету счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (норма введена в п. 53 Инструкции № 174н). Такая корреспонденция счетов б юджетного учета применяется при отражении операций по передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме произведенных затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Проводки в бюджетных учреждениях. Пример 1:

В декабре 2017 года бюджетное учреждение получило от учредителя объект незавершенного строительства стоимостью 435 600 800 руб. Учреждением самостоятельно были проведены завершающие работы по строительству объекта на сумму 2 525 000 руб. После приема выполненных работ здание было введено в эксплуатацию. Через месяц получены документы о государственной регистрации права оперативного управления на указанное здание.

Цифры в примере условные.

В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

Сумма, руб.

Отражена передача расходов на незавершенное строительство

Отражены расходы на строительство объекта

Введено в эксплуатацию здание

(435 600 800 + 2 525 000) руб.

Принято к учету нежилое здание по факту государственной регистрации прав на него

Одновременно отражено выбытие объекта с забалансового учета

Операции по учету финансовых вложений. Пункт 91 Инструкции № 174н дополнен абзацем следующего содержания. Операции по передаче финансовых вложений в доверительное управление отражаются внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения». Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, отражается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».

Операции по учету субсидий. Абзац 2 п. 93 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Из него следует, что начисление доходов в сумме увеличения в текущем финансовом году объема субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (при изменении условий соглашения по предоставлению указанной субсидии), отражается записью:

  • Дебет счета 4 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Обратите внимание:

В настоящее время Минфином подготовлен Приказ от 27.12.2017 № 255н (находится на регистрации в Минюсте), в соответствии с которым статья 130 КОСГУ детализирована подстатьями 131 – 136. В силу положений нового документа доходы от поступления субсидий на выполнение госзадания следует отражать по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; соответственно, в учете такие доходы будут отражаться по счету 0 401 10 131, а не 0 401 10 130.

Аналогичным текстом в отношении начисления доходов от полученных субсидий при изменении условий соглашения дополнен абз. 8 п. 150 Инструкции № 174н.

Кроме того, в п. 150 инструкции введен новый абзац. Так, начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков предоставленных бюджетным учреждениям субсидий на выполнение госзадания, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных учреждений, отражается записью:

  • Дебет счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»

Пункт 158 Инструкции № 174н дополнен новым абзацем. Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается записью:

  • Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

При наступлении даты предоставления субсидии на выполнение госзадания в соответствии с условиями соглашений, заключенных с учредителем, вне зависимости от факта ее перечисления на лицевой счет, признание доходов текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий отражается записью:

  • Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Заметим, что введенная в Инструкцию № 174н дополнительная корреспонденция счетов по учету субсидий, выделенных на выполнение госзадания, ранее была изложена в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, в связи с чем она не является новшеством для бухгалтеров.

Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 2:

Бюджетное учреждение 26.12.2017 заключило с учредителем соглашение о выделении учреждению суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2018 году в размере 5 000 000 руб.

По установленному графику суммы субсидии поступают в учреждение в 2018 году ежеквартально равными долями по 1 250 000 руб.

Цифры в примере условные.

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы на дату подписания соглашения о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания учредителя в 2017 году (26.12.2017)

Январь 2018 года

01.01.2018 сумма дохода, начисленного в форме субсидии, признана доходом текущего периода (операция отражается вне зависимости от факта поступления денежных средств на лицевой счет)

Поступили суммы субсидии на лицевой счет учреждения

Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 3:

Между бюджетным учреждением и учредителем на 2017 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 5 млн руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2018 году был выявлен факт невыполнения госзадания по отдельным показателям.

Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 500 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

Цифры в примере условные.

В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

Сумма, руб.

Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Отражено заимствование денежных средств по возврату части субсидии в связи с недостижением отдельных показателей

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

Операции по учету доходов. Абзац 2 п. 94 Инструкции № 174н также претерпел изменения. В соответствии с новой редакцией поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения отражается по дебету счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

При этом дополнено, что одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Абзац 5 п. 109 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Согласно изменениям суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанные на забалансовый учет, отражаются по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (в частности, добавлен счет 0 209 83 560) и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно восстанавливается задолженность с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Операции по учету НДС. Внесены коррективы в абз. 8 п. 112 и абз. 2 п. 113 Инструкции № 174н.

В соответствии с новой редакцией восстановление суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается записью:

  • Дебет счета 0 210 13 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным»
  • Кредит счета 0 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» (ранее был задействован счет 0 210 12 660)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в том числе по авансам, уплаченным учреждением, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ, отражается записью:

Дебет счета 0 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счетов 0 210 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», 0 210 13 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» (ранее данный счет в указанной корреспонденции не был использован)

Пример 4:

Бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные услуги, подлежащие обложению НДС. В месяце заключения договора (январь 2018 года) оно получило предоплату в сумме 180 000 руб. Общая сумма договора составляет 354 000 руб. (в том числе НДС (18%) –54 000 руб.). Срок исполнения договора – март 2018 года.

В целях оказания платных услуг в январе 2018 года был заключен договор с поставщиком на поставку материалов на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС (18%) – 5 400 руб.). Предварительно по договору о поставке учреждение перечислило аванс в сумме 10 620 руб. (в том числе НДС (18%) – 1 620 руб.). Поставка материалов осуществлена в начале февраля 2018 года.

Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Январь 2018 года

Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего заказа на оказание услуг

Начислен НДС с поступившей предоплаты

(180 000 руб. x 18/118)

Перечислен аванс поставщику за материалы

Начислена сумма НДС по перечисленному авансу

Февраль 2018 года

Приняты к учету материалы, закупленные у поставщиков

Отражены суммы НДС, предъявленные продавцом

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(35 400 - 10 620) руб.

Списана сумма НДС, выделенная ранее при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов

Принята сумма НДС при поставке материала

Март 2018 года

Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

Начислен НДС

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

Перечислен НДС в бюджет

(27 458 + 1 620 - 1 620 - 5 400 + 54 000 - 27 458) руб.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Изменения, внесенные Приказом № 212н в Инструкцию № 174н, вступили в силу 06.01.2018, в связи с чем они подлежат отражению в учете в 2018 году.
  2. Среди существенных поправок можно выделить следующие новшества:
  • из бухгалтерского плана счетов удалены счета 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях», 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании»;
  • установлен новый порядок формирования номеров отдельных счетов (0 201 00 000, 0 207 00 000, 0 209 81 000, 0 210 05 000, 0 301 00 000, 0 401 60 000);
  • добавлены бухгалтерские записи по оформлению внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов между материальными лицами, а также в случае их передачи аренду и в доверительное управление;
  • введены коррективы по учету НДС и субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год

  • 11:33

    Корректировка показателей государственного (муниципального) задания в IV квартале – важный этап работы как для главных распорядителей бюджетных средств, выдавших это задание, так и для выполняющих его учреждений (в том числе казенных). С помощью данной процедуры органы-учредители могут привести в соответствие объемы задания и его финансового обеспечения, а учреждения – избежать возврата в бюджет средств после завершения текущего финансового года и привлечения к административной ответственности. 2 595
  • 03 октября 2016
  • 12:40

    В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях. 11 339
  • 11 декабря 2015
  • 11:12

    В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье. 12 807
  • 13 ноября 2015
  • 14:17

    Сезон массовых отпусков подошёл к концу, однако тема эта не теряет актуальности для бухгалтера. Поскольку по новым правилам бюджетного учёта в государственных (муниципальных) учреждениях необходимо формировать резервы предстоящих расходов, в т. ч. на отпуска сотрудникам. Напомним основные правила этого процесса. 5 870
  • 21 октября 2015
  • 13:50

    В текущем году в связи с поправками в Инструкцию № 157н, а также вступлением в силу ряда «отложенных» норм Закона № 44-ФЗ, уточнены правила учёта обязательств казённых учреждений. С целью разъяснения этих правил Минфином России было сформировано несколько писем. Проанализируем основные новации, а также напомним утверждённые в Бюджетном кодексе РФ положения об обязательствах учреждения. 2 894
  • 20 августа 2015
  • 15:24

    Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Порядок расчёта утверждён Положением № 922. Однако он не распространяется на премии и вознаграждения, для которых предусмотрены специальные правила. 4 253
  • 29 июля 2015
  • 13:39

    Минфин России обновил весь пакет первичных документов и регистров бухгалтерского учета (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). Оказалось, что кардинальных новшеств не так уж много и большинство из них полезные – они оптимизирует документооборот. Например, инвентарные карточки «отвязали» от основных средств... 14 928
  • 16 июля 2015
  • 13:37

    В мае 2015 года были опубликованы поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым применение профессиональных стандартов для работодателей в ряде случаев станет обязательным. Новая норма вступает в силу лишь в июле 2016 года. Организациям даётся год, чтобы привести локальные акты, в т. ч. положения об оплате труда в соответствие с новыми нормами. 19 828
  • 15 мая 2015
  • 13:57

    Несколько лет в Минфине России находился на переработке Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н. В марте 2015 года процесс обновления порядка документального оформления бухгалтерских операций учреждениями госсектора наконец-то подошёл к завершению - Минфин России опубликовал совершенно новый Приказ об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). 12 855
  • 06 мая 2015
  • 13:03

    С 2015 года существенно упростилась процедура направления сотрудников в командировку. Учреждение не обязано оформлять для них командировочное удостоверение и служебное задание. А работники не должны представлять отчёт о том, что задание выполнено. Однако вести документооборот в целях внутреннего контроля учреждение обязано. Рассмотрим, на что стоит обратить особое внимание. 5 065
  • 09 сентября 2013
  • 13:29

    Чтобы развеять сомнения бухгалтеров о том, как правильно учитывать операции по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели Минфин России сформировал разъяснительное письмо, основные установки которого рассмотрим вместе с экспертом. 5 420
  • 13:27

    Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт. 1 12 132
  • 13:20

    Специфика деятельности медицинских учреждений предполагает ряд особенностей при составлении ими учетной политики. О том, какие разделы должны быть в нее внесены обязательно, что при этом необходимо учесть бухгалтеру, читайте далее. 6 982
  • 12:57

    Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт. 15 788
  • 11:37

    На официальном сайте Минфина России опубликован проект приказа, в соответствии с которым планируется внести изменения в Приказ № 173н. Проект содержит новые формы первичных учетных документов и учетных регистров. Рассмотрим формы первичных учетных документов нефинансовых активов. 9 836
  • 13 июня 2013
  • 11:09

    В прошлом году вступил в полную силу Порядок № 98н, которым регулируется учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. Для исполнения отдельных его положений Федеральным казначейством был запланирован ряд организационных мероприятий. Насколько успешно удалось реализовать их на практике, рассказывает Ю.В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. 2 849
  • 11:06

    Зачастую при выборе кода КОСГУ на оплату услуг, связанных с транспортировкой, бухгалтер ориентируется на название (предмет) заключенного договора. Между тем операции должны группироваться в зависимости от их экономического содержания, суть которого в названии либо предмете договора отображается не всегда корректно. И только внимательное изучение условий документа может пролить свет на истину. 8 737
  • 10 апреля 2013
  • 11:29

    В качестве антикоррупционных мер российскими законодателями был принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». О возможных последствиях принятия документа читайте далее. 2 518
  • 11:25

    С 1 января 2013 г. существенно изменились многие нормы, регулирующие обязательное страхование и социальное обеспечение в России. Это касается различных пособий, взносов в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ. Рассмотрим, что следует учитывать в работе в текущем году. 3 351
  • 09 апреля 2013
  • 12:05

    Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области. 1 590

Казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, отличаются от других видов организационно-правовых форм по ряду присущих им признаков:

Цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

Учредитель казенного учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

Закрепление имущества - на праве оперативного управления;

Источники финансирования - средства соответствующих бюджетов Российской Федерации на основании бюджетной сметы, объем которой устанавливается на основе государственного (муниципального) задания;

Высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы.

Подчиненность (ведомственность) казенного учреждения определяется государственным или муниципальным органом, который является главным распорядителем средств бюджета.

Казенные учреждения созданы путем преобразования бюджетного учреждения на основании решения органов власти до 2011 года, как и все участники бюджетного процесса, для организации бухгалтерского учета руководствовались Инструкцией № 148н. С января 2011 года основополагающими документами для организации бухгалтерского учета в казенных учреждениях являются:

Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту - Инструкция № 157н);

Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту - Инструкция № 162н).

Для учета объектов основных средств, используемых в процессе деятельности казенного учреждения, предназначен синтетический счет 010100000 «Основные средства», который включен в раздел II «Нефинансовые активы» Инструкции № 157н.

Счет 010100000 «Основные средства» предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением).

Соответствие счетов учета основных средств и амортизации, применяемых в 2010 и 2011 годах, приведены в приложении 3.

Согласно п. 4, 5 Инструкции № 162н для учета операций с основными средствами в казенных учреждениях применяются три группировочных счета. Подразделенных на несколько аналитических счетов. В данной таблице мы видим, что группировка основных средств в 2011 году стала осуществляться по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В результате, учет основных средств стал более структурированным по порядку их использования.

Отражаемые группы основных средств, в целом остались неизменными, кроме исключения из состава основных средств аналитического счета «Драгоценности и ювелирные изделия», в результате чего код аналитического счета «Прочие основные средства» изменился с 09 на 18, 38, 48.

Инструкция № 157н и Инструкция № 162н существенно ничего не изменили в порядке учета операций с основными средствами, кроме того, что с 2011 года казенные учреждения при учете основных средств должны выделять движимое и недвижимое имущество.

Основным отличительным признаком недвижимого имущества является необходимость его государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, указанных в Гражданском кодексе РФ. Наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодеком РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Закон № 122-ФЗ содержит определение недвижимого имущества, но для целей бюджетного учета оно неприменимо. К категории недвижимого имущества Закон № 122-ФЗ относит объекты непроизведенных активов, которые в бюджетном учете отражаются обособленно от объектов основных средств. В то же время необходимо иметь в виду, что общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются наравне с коммерческими организациями - без каких-либо исключений.

Необходимость выделения объектов недвижимого имущества (совместно с транспортными средствами) в отдельную группу объектов основных средств связана с особым порядком начисления амортизации. В соответствии с п. 92 Инструкции № 157н на объекты недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии объекта к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ. Выделение недвижимого имущества в отдельную подгруппу основных средств обусловило необходимость уточнения некоторых требований Инструкции № 157н, регулирующих аналитический учет и документооборот, опосредующие движение объектов основных средств.

Также Инструкцией № 157н с 2011 года введен ещё один новый объект учета основных средств - это основные средства, являющиеся предметами лизинга.

Отражение в бюджетном учете большинства операций, осуществляемых с объектами основных средств, производится по общим методологическим принципам, изложенным в Инструкции № 162н.

Задачами бюджетного учета основных средств являются:

Правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления, перемещения и выбытия основных средств;

Получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств.

Контроль наличия и сохранности объектов основных средств в местах их эксплуатации и по материально ответственным лицам;

Правильное, своевременное начисление амортизации основных средств;

Получение сведений для правильного расчета налоговых платежей;

Контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным их использованием, выявление излишних и неиспользуемых объектов.

Как отмечалось выше, у казенных учреждений все запланированные на текущий год расходы отражаются в бюджетной смете, в том числе и расходы по приобретению основных средств. Учреждения могут приобретать основные средства за счет выделенных этим учреждениям лимитов бюджетных обязательств, безвозмездных поступлений и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.

Приобретение основного средства за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств, как и любого иного нефинансового актива, происходит в казенном учреждении в несколько этапов:

1) санкционирование расходов;

2) расчеты с поставщиками и подрядчиками;

3) определение принадлежности объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому Плану счетов;

4) формирование первоначальной стоимости;

5) постановка на балансовый учет.

В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями раздела IV «Санкционирование расходов» Инструкции № 162н следующим образом:

От главного распорядителя бюджетных средств казенным учреждением получаются лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств;

Казенное учреждение заключает договора (контракты) с поставщиком на приобретение основных средств, согласно утвержденным лимитам;

Учреждением принимаются денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров.

Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ (100000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке, должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

Для отражения расчетов учреждениями используются счета 02063100 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 02083100 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств», 03023100 «Расчеты по приобретению основных средств».

В зависимости от условий договора (контракта) оплата может быть последующей или предварительной (авансовые платежи).

Авансовые платежи могут быть произведены в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Согласно п. 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, оформленного соответствующими учетными документами определяется принадлежность конкретного объекта основных средств к соответствующей классификационной группе.

В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

010110000 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения»;

010130000 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения»;

010140000 «Основные средства - предметы лизинга».

При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующим синтетическим счетом 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (по счетам аналитического учета 010611000, 010631000, 010641000).

Безвозмездно полученные основные средства принимаются к учету по сформированной стоимости, минуя счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Если основные средства были в эксплуатации ранее, учреждению передается и сумма начисленной амортизации.

Операции по поступлению основных средств, поступающие в казенные учреждения, как через бюджетное финансирование, так и безвозмездно полученные, приведены в приложении 4.

В момент принятия объекта основных средств к балансовому учету определяется срок полезного использования объекта, который необходим для исчисления нормы амортизации и определения годовой суммы амортизационных отчислений.

Амортизация не используемых в предпринимательской деятельности объектов основных средств представляет собой процесс потери вследствие изнашивания их стоимости, которая списывается за счет соответствующего источника в течение нормативного срока службы каждого объекта.

В соответствии с Инструкцией № 162н начисление амортизации в казенных учреждениях производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации. Этот способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

Начисление амортизации не приостанавливается, за исключением случаев, когда объекты основных средств переводятся на консервации продолжительностью свыше трех месяцев.

Начисление амортизации по объектам основных средств в целях бюджетного учета происходит следующим образом:

На объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется;

На объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию;

Амортизация начисляется линейным способом на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей;

На объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 40000 рублей амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию.

Амортизационные отчисления отражаются на счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация». Начисление сумм амортизации отражается по кредиту счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета 010411000, 010413000, 010415000, 010418000, 010431000 - 010438000, 010440000) и дебету счетов: 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств при их реализации, выбытии, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций оформляется по дебету счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (по счетам аналитического учета).

Одной из особенностей учета основных средств казенных учреждений является их выбытие (списание). В отличие от коммерческих организаций, казенное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества. На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений. В случаях, предусмотренных порядком списания основных средств, который установлен главным распорядителем, учреждение должно согласовать документы на списание этого имущества:

С главным распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

С распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

Только с органами имущественных отношений.

Такое согласование необходимо и при передаче (реализации) основных средств, находящихся в оперативном управлении.

Основным документом, регулирующим особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за казенными учреждениями является Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее по тексту - Постановление № 834). Согласно Постановлению № 834, выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бюджетном учете казенного учреждения в порядке, установленном Инструкциями № 157н и № 162н.

Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение выбытия имущества в бухгалтерском учете осуществляется, в том числе в случаях:

Принятия решения о списании основных средств по основаниям хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

Завершения мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта по иным основаниям, прописанным в законодательстве РФ, в том числе по основаниям морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых осуществляется отражение операций по выбытию имущества казенных учреждений, приведен в п. 9 Инструкции № 162н.

Операции по списанию и выбытию имущества в казенном учреждении оформляется бухгалтерскими записями, приведенными в приложении 5.

Особый порядок списания установлен для объектов основных средств, стоимость которых не превышает 3000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 162н выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» и кредиту соответствующих счетов счета 010100000 «Основные средства» (010134000 - 010136000, 010138000).

Необходимо обратить внимание на то, что списываемые с баланса объекты продолжают учитываться на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» в течение всего срока их полезного использования. Данная мера позволяет обеспечить контроль за сохранностью основных средств, а также при необходимости определить размер нанесенного ущерба, если соответствующие объекты будут утрачены или испорчены виновными лицами. Система учета основных средств в учреждениях бюджетной сферы является весьма сложным механизмом управления и контроля за их использованием и сохранностью. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их перемещения и выбытия. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования объектов основных средств. В настоящее время Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению», утверждены унифицированные формы первичных документов и методические указания по их применению.

Первичные учетные документы, применяемые в бюджетном учете, разделены на группы:

Документы, относящиеся к классу 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД;

Документы класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД.

С 2011г. нормами п. п. 6 и 8 Инструкции № 162н проведено разделение форм первичных документов, используемых для оформления движения недвижимого имущества, движимого имущества, а также объектов основных средств стоимостью менее 3000 рублей. В приложении 6 приведена таблица с указанием форм первичных документов применяемых в казенных учреждениях при отражении операций с основными средствами.

В соответствии с п.54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества до 3000 рублей включительно) в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Карточка открывается на каждый объект основных средств. На группу идентичных объектов основных средств (например, хозяйственный инвентарь) открывается инвентарная карточка группового учета. Инвентарные карточки регистрируются в бухгалтерии в описи инвентарных карточек по учету основных средств. Материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств. Подводя итоги вышесказанному можно определить, что учет основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе казенных учреждениях имеет свою специфику. В казенных учреждениях, как и в других учреждениях, финансируемых из бюджета, применяется совершенно другой План счетов, в отличие от коммерческих организаций. Здесь нет счетов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности, получением прибыли. Отличие бухгалтерского учета основных средств учреждений бюджетной сферы и коммерческих организаций основано также на определении специфического состава и классификации основных средств. Однако основные требования к ведению бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» остаются одинаковыми для всех типов организаций и учреждений, независимо от их деятельности.

Похожие публикации