Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Назначает ли Бог наказание за грехи? Наказывает Бога человека? Наказание за грехи! Как бог наказывает за грехи женщину

И во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. тела). Наказание попускается для исправления людей и духовного .

Священное Писание о наказании Божием:
; ; ; .

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

«Бог есть любовь» (). Эта истина никогда не ставилась Православною под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни и и Святого , так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека - человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения , а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его .
Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободного выбора Бога и достижения спасения.
«Наказание Божие», т.о. это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. относит к категории «более грубых». Наказание же человек получает, но с другой стороны – от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – ;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.
Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью»(). А преп. говорит: «Вина [причина] всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорбное… приключается нам за возношение наше»(с.379)».

проф. А.И. Осипов Из курса «Основное богословие», МДАиС.

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– А с другой?

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

– Безусловно.

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– Внутренней цельности?

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Но не оставляет?

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Зависть – наказание?

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Как?

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

РЕЛИГИОЗНЫЕ СТАТЬИ. ЧАСТЬ 24. КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ ЗА ГРЕХИ.

Этот вопрос на самом деле постоянно виден человеку, но, будучи нерелигиозным, человек все свои страдания видит, как следствие деятельности тех или иных людей, как следствие случайности или обстоятельств, как то, что непредвиденно и что можно было и предусмотреть и невозможно было бы предусмотреть. На самом деле в материальном мире нет и не может быть ничего случайного. Все страдания человеку на всех уровнях и во всех направлениях дает человеку только Бог. Также все страдания есть то, что Бог дает каждому человеку в строгом соответствии с его кармой, что есть те или иные заслуги и нет перед Богом и в соответствии также с Планом Бога на человека, как и в соответствии с его качествами и в некотором смысле желаниями из прошлой жизни, где человек желал любым путем быть великим, богатым, талантливым и никогда не беспокоился тем, какими путями и за счет кого может решать те или иные вопросы своего успеха. Бог наказывает за грехи, которые тянутся, как из прошлого рождения человека, так и в этой жизни. Все страдания уже включены в жизнь человека до его рождения, и даже те, которые он еще заработает в предстоящем рождении, ибо Бог Знает, как и в каких ситуациях себя человек проявит, и что или какая реакция неумолимо за этим последует.

Но какие страдания могут быть вообще? Прежде всего, связанные с телом человека. Это могут быть болезни, внешность человека, дефекты тела, особенности развития тела, умственные способности человека, отсутствие правильной реакции на окружающий мир, психические отклонения и пр. Также страдания непременно человека ожидают и от других живых существ. Это животные и сами люди, общество, закон. И непременно страдания могут быть от природы, природных катаклизмов или от температуры. На самом деле страдания человек терпит во всех этих направлениях, но считается самым большим страданием - это страдание от болезней и, собственно, от людей, где иногда просто может присутствовать человеческий фактор, ошибки других людей, их неразвитые качества или очень греховные качества, которые могут приносить человеку те или иные страдания.

Надо также понимать, что человек дает себе отчет, что послужило причиной страдания, но меньше всего понимает то, что любое страдание никогда непременно не связано напрямую с источником страданий. Любой источник страданий есть всего лишь средство наказания Бога, не зависимо от того, что прямым участником видится или человек, или другой фактор. Только Бог собирает людей в один самолет, которому должно разбиться. Только Бог направляет человека в те места, где должно произойти землетрясение или цунами или наводнение или дает в этих местах рождение. Только Бог Знает, кто и в какой степени должны пострадать. Также только Бог указывает серийному убийце на жертву и дает желание совершить насилие или ограбление, или убийство. Только также Бог дает животному того, кого надо или покусать или растерзать, ибо Бог Знает, что этот человек был очень жесток или с животными или с другими людьми в прошлой своей жизни. Только Бог дает насилие над женщиной, ибо и она, будучи в теле мужчины, насиловала или того хуже. Только Бог дает ограбить и Указывает преступнику на ту жертву или выводит на того, кто это у Бога заслужил. Только Бог также дает в семью больного человека, и все в семье страдают и в своей мере помогают ему по карме и больного и каждого. Только Бог дает оправдательный приговор преступнику, потому что ему надо еще совершить преступления и наказать Волею Бога тех, кто это в свое время совершал сам в своем прошлом рождении. Только Волею Бога человек как бы невинно отсиживает срок за другого, и это происходит потому, что в его прошлой жизни кто-то отсидел срок за него самого. Только по Воле Бога ошибаются врачи и человек умирает, только по Воле Бога ошибается водитель, и машина попадает в аварию, только по Воле Бога в семье погибает молодой человек от передозировки наркотиком, и мать должна страдать потому, что в прошлой жизни или сама варила смертное зелье и давала другим или просто покрывала того, кто таким образом в семью зарабатывал деньги, не заботясь о том, чем это может закончиться для другой матери или жены, или для детей. Все страдания есть ни что иное, как наказание или возмездие Бога за прегрешение. Иногда страдания человека просто имеют отношение к тому, что член семьи имеет очень скверный или неуравновешенный характер, или семья может страдать от качеств ребенка или деспотизма одного из взрослых членов семьи, также люди могут страдать от общества, от неуживчивости в коллективе, от своей непонятливости, от слабой памяти, от неуважения или проявленного к человеку высокомерия. Страдать человек может просто от своей внешности, от бедности и невозможности хорошо одеваться, также может страдать от какого-то дефекта, например, речи или страдать от отсутствия некоторых возможностей, например, слеп, глух, нем. Страдают и полностью полноценные люди от отсутствия взаимности в любви, от того, что женщина не может родить, от постоянных конфликтов с мужем или родителями.

Все это есть только кармические плоды, и они непременно, будучи долгими, воспитывают в человеке те или иные качества и по-любому направленны на развитие человека. Все страдания в материальном мире непременно контролируются только Богом, имеют начало и конец и всегда сопровождаются и теми событиями, которые эти страдания могут и смягчать, давая человеку отдых или переход к другому типу страданий более слабого порядка. Но и невозможно сказать, что страдания полностью заполняют собой жизнь человека. Пока человек не очень сильно религиозен, Бог разрешает ему в пути преодолений и наслаждать себя и дает праздники, и дает некоторые и материальные блага, ибо многие страдания без денежных средств преодолеть и невозможно. Также надо знать, что страдания не могут быть беспричинными. Непременно в материальном мире Бог дает причины и как следствие сами страдания. Это необходимо потому, что человек - мыслящее живое существо, и он непременно должен понимать, что послужило причиной тех или иных страданий. Будучи материальным, человек всегда хочет знать эти причины и очень часто это знание как бы помогает человеку пережить страдание. Но такой человек, тем не менее, находится и в большом заблуждении и ему грозит совершить также то или иное греховное деяние, ибо он причиной может видеть другого человека и, не понимая и не видя стоящего за всем только Бога, может пожелать каким-то образом наказать того, кто ему видится виновным, и таким образом зарабатывает себе новые страдания. Надо всегда понимать, что за всем стоит только Бог, и на все только и единственно Воля Бога. Любое другое понимание неизменно ведет к страданиям и возвращает человека в круговорот сансары.

Наказание Божие за грех

Наступил вечер того дня, когда Адам и Ева согрешили, и вот они услыхали голос Господа Бога. От страха и стыда они скрылись за деревьями. Господь звал Адама: «Адам, Адам! Где ты?» Адам ответил: «Я услышал Твой голос в раю и от страха скрылся, потому что я наг».

Господь спросил у него: «Кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева познания добра и зла?» Адам, указывая на Еву, отвечал: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод с дерева, и я его ел».

Бог спросил у жены: «Что это ты сделала?» Она отвечала: «Змей соблазнил меня, и я ела».

Тогда Бог сказал змею: «За то, что ты сделал это, будь проклят между земными зверями, а некогда потомок жены раздавит твою голову».

Жене Бог сказал: «Ты будешь в болезнях рожать детей, и твой муж будет господином над тобой». Адаму Он сказал: «Проклята земля за тебя, до пота ты будешь трудиться, чтобы иметь пропитание. Ты – земля и в землю возвратишься».

И сделал Господь Бог Адаму и Еве кожаные одежды и одел их. Потом изгнал их из рая и поставил при нем херувима с огненным мечом, чтобы он охранял путь к дереву жизни. Адам и Ева поселились неподалеку от рая, чтобы всегда вспоминать о своем грехе и плакать о своей потере.

Почему же все случилось именно так? Не слишком ли жестоко обошелся Бог с Адамом и Евой? Подумаем. Бог всеведущ, а значит, когда Он звал Адама, то Он уже знал о том, что они с Евой согрешили. Зачем же Он их спрашивал тогда? Конечно же, Он давал им возможность честно признаться и повиниться в том, что с ними произошло. Но ответы их были уклончивы, и они все время старались не открыть всей правды, а после начали перекладывать вину друг на друга и на змея. Создатель увидел, как быстро освоили они науку лжи и как быстро закрылись их сердца. Бог понял, что не раскаются Его творения, пока не осознают того, что впустили в свою душу, и сами не изгонят злобу, ложь и страх из своих сердец.

До сих пор люди не смогли изжить в себе эти страшные пороки. Но все же те, кто стремится к добру, становятся лучше, хотя гораздо лучше было бы совсем не совершать дурных поступков. Как мы видим в жизни, это мало кому удается, поэтому все мы грешны. Но, поступая плохо, мы знаем, что неправы, и большинство из нас стыдятся этого.

Что имел в виду Бог, когда обещал змею, что его уничтожит потомок Адама? Всеведущий Создатель имел в виду Иисуса Христа, а также то, что когда-то люди все же победят зло в своем сердце. Если Тот, Кто знает все, так в этом уверен, то что нам остается? Идти по пути добра, воспитывая его в себе, с благодарностью к Тому, Кто дал нам эту надежду.

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

ГЛАВА 2 Грех ближнего - наш грех Вступление «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

Из книги Свидетельства о умерших, о бессмертии души и о загробной жизни автора Знаменский Георгий Александрович

Наказание Божие за сквернословие (РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА ПОРФИРИЯ АМФИТЕАТРОВА) «На первых порах своей сельской пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. И старые и

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

6. Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"? Вопрос: Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Смерть как наказание за грех Поскольку грех - это не только нарушение заповедей, но и прежде всего восстание против Творца как Личности, Он должен поступить с ним по справедливости. Хотя в какой–то степени верно утверждение, что грех уже несет в себе наказание и имеет

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

В. Смерть и наказание за грех Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы личное восстание против Бога и нарушение Его воли были наказаны. Нельзя допустить, чтобы грех существовал безнаказанно; виновных по справедливости необходимо наказать. Бог предупредил Адама и Еву,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Ангелы Божии. 2. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим "Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

Глава 19 1. Египет должно постичь наказание Божие 1. Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. 1-15. Так как и цари израильские и цари иудейские входили в сношение с

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

86. Попущение Божие обучительное, и божие отвращение наказательное Сам Господь говорит, что сатана спал с неба (Лк. 10, 18), чтоб не видел безобразный сей обиталищ святых Ангелов: как же он, неудостоиваемый общения с добрыми рабами Божиими, может иметь общим с Богом обиталищем

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Грех и наказание 4 - Скажи им: Так говорит Вечный:«Разве те, кто упал, не пытаются встать?Разве те, кто сбился с пути, не возвращаются?5 Почему же этот народ отвернулся от Меня?Почему же Иерусалим всегда отворачивается от Меня?Они крепко держатся за ложьи отказываются

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Грех и наказание Иудеи 1 - Грех Иудеи начертан железным резцом,вырезан алмазным остриёмна их окаменевших сердцахи на рогах их жертвенников.2 Даже их дети помнятэти жертвенники и столбы Ашеры aу тенистых деревьев,на высоких холмах3 и на горах страны.Ваши богатства и все

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Грех и наказание 4 - Скажи им: так говорит Господь:- Разве упав не встают?Разве сбившись с пути не возвращаются?5 Почему же этот народ отвернулся от Меня?Почему же Иерусалим всегда отворачивается от Меня?Они крепко держатся за ложьи отказываются вернуться.6 Я внимал и

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Грех и наказание Иудеи 1 - Грех Иудеи начертан железным резцом,вырезан алмазным остриемна их окаменевших сердцахи на рогах их жертвенников.2 Даже дети их помнятих жертвенники и столбы Ашеры aу тенистых деревьев,на высоких холмах3 и на горах страны.Твои богатства, и все

Из книги автора

Наказание за грех на каждое поколение В чем горечь греха? В том, что он изгнал первозданного Адама из рая и, зачав смерть от Богодарованной заповеди, принес ему плод. О, как он и до сих пор обманывает окружающих его, обвораживает, строит им ковы и увлекает их коротким

Из книги автора

Божие наказание для отступивших от обетов монахов Но вы, чада и братия, их примером умудритесь и познайте, яко удиви Господь милость Свою (Пс. 30:22) на вас в том, что вы не увлечены злодеем диаволом, но благодаря твердости своей веры непоколебимо устояли в преданном вам

Из книги автора

Наказание Божие за сквернословие Рассказ священникаНачав служить в одном сельском храме, я увидел, что мои прихожане не считали сквернословие тяжким грехом. И старые и молодые матерились без малейшего зазрения совести. И в храме, и в школе, и в домах прихожан я обличал и

Из книги автора

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех» Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех - извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не

Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего . И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости - это пренебрежение послушанием .

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали» .

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа .

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

Раздел сайта:

Наказывает Бога человека? Наказание за грехи!

Православный ответ на 6 «аргументов» сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»

1. «ЧЕЛОВЕК САМ СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ»

Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы - действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство - это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему - и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8).

2. «В БОГЕ НЕТ СТРАСТИ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ ГНЕВАТЬСЯ»

Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафеманствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5).

3. «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ НАКАЗЫВАТЬ»

Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в ||| веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог - только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).
Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. "Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием" (19).
Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. "Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь" (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12:18).

4. «НАКАЗАНИЯ БЫЛИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ТАМ БОГ ВОСПИТЫВАЛ НЕПОКОРНЫХ, А НОВОМ ЗАВЕТЕ НЕ ТАК: БОГ НИКОГО НЕ ОСУЖДАЕТ"

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28."И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне". Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: "Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело" (13). Св.прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). |Ин. 3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул» . |Мк.3:1-5. "И, воззрев на них с гневом" Господь обратился к человеку с иссохшей рукой.
Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).
Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: |Иак.4:12|2Пет.2:9|2 Пет.2:13|Рим.1:18|Рим.2:5-6|Рим. 12:18 |1 Кор.3:17|Кол.3:6|1 Фес.4:6|2 Фес.1:8-9|2 Фес, 2:12|Откр. 15:1|Откр. 11:18 |Откр.22:12| ДАННЫЕ ЦИТАТЫ в раскрытом виде.
Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.

2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: "Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) (Иак.1,17)" (12). И слова ярости к израильскому народу "Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог" (Иез.22:31) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример - покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающй за нарушение их, - и что Он неизменяем" (Св.прав.Иоанн Кронштадский) (11).

5. «О НАКАЗАНИИ БОЖИЕМ В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛИШЬ ЗАПУГАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ»

Ответ: Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» - справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.

6. «БОГ ЛЮБИТ ВСЕХ ОДИНАКОВО»

Ответ: Библия показывает обратное: "Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них" (Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: "Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие" (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп. Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16).
Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам.
О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: "Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак".(Рим.9:13).
Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Богослову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне - "которого любил Иисус", становятся бессмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим.3:16).
Если бы Бог любил всех одинаково, то, и наказание было равное. Но, мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два разных вида наказания - для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): "Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы.Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми"(10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает» делают подборки святых отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений о святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается слово «любовь». Но любовь «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:8.6). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь - величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая» (14).
В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: "Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников...". И в разделе "Правда Божия" он подробно отвечает на недоумения противников неискаженного православного учения. (ЧИТАТЬ -

Похожие публикации