Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ниневия какая страна. Ниневия. Древняя столица Ассирии. Упоминания о Ниневии в Библии

Некогда величественный сегодня - это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц - десятки и десятки тысяч.

Древняя Ниневия, история происхождения

Кто построил Ниневию — вот вопрос, который и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии. Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул. Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах - Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение. Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни - государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар - богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.

Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев. Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 - около 635 г. до н. э.) — Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.


Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии. В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «…город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня»» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…» (Наум. 3:3)

В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается…» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии - последней столицы Ассирийского царства.

В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

Ниневия, город, занесенный песком

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 - не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.


В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.). Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний - пятый - представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э. Самый верхний - эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод. Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов - стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой - она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них. Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои - 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников - представителей различных народов.


Вокруг дворца Синаххериба - парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще - ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров. Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.




Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу - книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные - «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

Автор Алёна Таничева задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах

в какой древней стране существовал город Ниневия? и получил лучший ответ

Ответ от Condorita[гуру]
Ниневия (аккад. Ninwe; новоарам. ܢܸܢܘܵܐ; ивр. נינוה‎, Nīnewē; греч. Νινευη; лат. Nineve; араб. نينوى‎‎, Naīnuwa) - с VIII-VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул) , на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Древние греки считали основателем Ниневии некого Нина.
Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV-XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни. Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII-VII вв. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала. В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.
Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: в какой древней стране существовал город Ниневия?

Ответ от Ёветлана [гуру]
Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула (современные холмы Куюнджик и Тель Неби Юнус, Ирак) .


Ответ от My anghel [гуру]
Ассирия 100%


Ответ от Ўрий Винокуров [гуру]
Ниневия
Ниневия (ассир. Нинуа) .
А:
1) главный город и столица Ассирии. Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма - Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы) . При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса - дворец Асархаддона;
2) сев. -вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин) , где были обнаружены остатки дворца см. Саргона II, а южнее - развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена (Быт 10:12); юж. Нимруда лежал древний Калах с дворцами Ашшурбанипала 1, Салманасара 3, Саргона 2, Адад-нерари 3 и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара 3.
В:
Название "Н. " предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус) , а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховофир, к-рый, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н. , Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы "великим городом" .
С:
При раскопках в Н. , в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона 1 (23 в. до Р. Х.) . Начиная с царствования Салманасара 1, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром. Ашшурбанипал 2 (884-858 гг. до Р. Х.) и его преемник Салманасар 3 попеременно избирали своей резиденцией то Н. , то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705-681 гг. до Р. Х.) и Асархаддону (681- 669 гг. до Р. Х.) . Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум и Софония предсказали гибель. В 612 г. до Р. Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпич) . Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления

Ниневия (נִנְוֵה, Нинве; по-аккадски Нинуа, Нина), город в Ассирии (см. Месопотамия) на восточном берегу реки Тигр (напротив современного Мосула); начиная с правления Санхерива - столица Ассирийского царства. Ныне - Тель-Куюнджик и Тель-Неби-Юнис (где, согласно мусульманскому преданию, похоронен пророк Иона - на арабском Юнис).

Название Ниневия сохранилось в наименовании иракской провинции Найнава, центром которой является Мосул.

Археологические раскопки

Археологические раскопки, ведущиеся здесь (в основном в Куюнджике) около 150 лет, обнаружили существование поселения уже в начале 4 тысячелетия до н. э.

Одним из древнейших письменных упоминаний Ниневии является надпись Нарамсина (1-я половина 23 в. до н. э.).

В начале 14 в. до н. э. Ниневия принадлежала царству Митанни, однако уже в середине следующего столетия вернулась под власть ассирийских царей.

Ниневия была центром культа богини Иштар (см. Астарта). Вершины своего расцвета город достиг, когда Санхерив (705–681 гг. до н. э.), сделавший Ниневию столицей, почти полностью перестроил ее (площадь города внутри стен достигла при нем 15 кв. км).

На одной из окраин города был разбит ботанический сад с растениями, доставлявшимися со всех концов империи; были сооружены многочисленные роскошные здания, в том числе царский дворец, называвшийся «дворцом, не имеющим себе равных»; его стены были украшены барельефами, передающими сцены строительства, охоты и сражений, в том числе - осады Лахиша .

Другой дворец (в районе Неби Юниса) был построен сыном Санхерива, Асархаддоном (680–669 гг. до н. э.). Сын последнего Ашшурбанипал (669–627 гг. до н. э.) построил новый дворец и создал обширную царскую библиотеку (несколько тысяч клинописных текстов литературного, религиозного, лексикографического, астрономического и исторического содержания, а также деловые документы, письма и государственные договоры).

В конце правления Ашшурбанипала царская резиденция была, по-видимому, перенесена в Харран (библейское Харан). В 612 г. до н. э. Ниневия была захвачена и разрушена войсками мидийцев и вавилонян. В период римской власти на месте Ниневии была основана военная колония Клавдия Нинус.

Небольшое поселение существовало здесь до монгольского завоевания (2-я половина 13 в.). Биньямин из Туделы упоминает Ниневию в своих путевых записях.

Библейские источники

Согласно библейскому списку народов, Ниневия (как и другие основные города Месопотамии) была построена в дни Нимрода (Быт. 10:10–12). В книге Ионы о Ниневии говорится как о «городе великом... на три дня ходьбы» (3:3), в котором одних лишь малых детей «более ста двадцати тысяч человек» (4:11).

В II Ц. 19:36–37 и Ис. 37:37–38 Ниневия упоми­нает­ся как город, куда Санхерив вернулся после неудачной попытки овладеть Иерусалимом и где он был убит своими сыновьями. Пророки Цфания (2:13–15) и Нахум (вся книга) предрекали гибель Ниневии.

Ниневия - столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до н. э., опередив город Аш-шур. Первое упоминание о ней - в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь, - царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия скоро достигла вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древние времена часто служила резиденцией ассирийских царей.

Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.

Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 - ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.

В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.

У пророка Ионы Ниневия называется "имеющей три дня пути"; это и понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные города Калах и Хорса-бад (Дур-Саргон) считались за одно целое. Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной. Пророчество о гибели Ниневии было дано Ионе в 862 г. до н. э. Примечательная история, случившаяся с пророком, стала притчей во языцех.

Иона жил после пророка Елисея и рано почувствовал в себе пророческий дар. Однажды Господь (с которым он телепатически общался) повелел ему идти в столицу ассирийского царства и возвестить жителям Ниневии, что Господь погубит их, если они не покаются.

Тут Иона проявляет неожиданную для пророка строптивость - он отказывается идти в город. С одной стороны, это было, в общем-то, небезопасно, с другой же, Иона ненавидел Ассирию - страну, которая уничтожила десять колен Израильских. Он хочет, чтобы город был наказан, хотя Бог и предоставил Ниневии возможность раскаяться. Пророк сел на корабль, отправлявшийся в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Иона же потихоньку удалился в трюм и улегся там спать. Однако жребий упорно показывал именно на него. Моряки отыскали Иону и потребовали объяснений. Иона признался в своем грехе и сказал: "Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет".

И действительно, когда его бросили в море, буря утихла. В тот же самый миг пророка, "по изволению Божию", проглотила огромная рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. "Здесь Господь явил особенную свою Славу, поскольку сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал".

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: "Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!" Тут происходит чудо, мало уступающее предыдущему: к словам Ионы прислушиваются. Сам царь "встал с престола своего, и снял с себя облачение свое, и покрылся врети-щем, и сел на пепел", повелев, чтобы "отвратился каждый от злого пути и от насилия рук своих". Происходит подлинное преображение народа. Жители поверили его словам. Они вместе с царем наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И когда "Бог увидел дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Однако Иона возроптал на такое милосердие Божие. Возможно, он решил, что это подорвет его авторитет, как пророка - раз через сорок дней его пророчество не исполнилось, то теперь грош ему цена. "…И просил себе смерти у Бога".

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткой, которую Иона соорудил себе в пригороде, в одну ночь выросло большое растение, которое защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: "Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

Жители Ниневии не обратились в иудейскую веру, но сила раскаяния, проявленная ассирийцами, настолько впечатлила еврейских мудрецов, что они выбрали эту короткую книгу для чтения в синагоге в день Йом-Кипур, день раскаяния.

Однако последующие поколения ниневийцев все же не взялись за ум и были за то крепко наказаны. В 713 г. до н. э. пророки Наум и Исайя, а в 630 г. Сафония, предсказывают Ниневии гибель. В пророческом видении они видят город, превращенный в пустыню. С 608 г. до н. э. Ниневию в течение двух лет осаждали мидииские и персидские войска в союзе с Набополассаром. В 606 г. мидяне штурмом завладели городом и превратили его в груду развалин.

С этих пор этот город был забыт. Когда Ксенофонт проходил мимо его развалин, он не знал, что это за город; имя Ниневии не упоминается и во времена римлян, основавших здесь военную колонию.

Ниневия – столица Ассирийского государства в VIII–VII веках до н. э. – находилась на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.

Название Ниневии, по преданию, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывалось изобретение искусства ведения войны. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида, с именем которой ошибочно связывают одно из чудес Древнего мира – висячие сады в Вавилоне.

Долгое время ученые не имели иных источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, поэтому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог повелел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, полагая, что жители ему не поверят. Понуждаемый Богом, он все же прибыл под стены города, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море разыгралась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на корабль. Понял Иона, что это он навлек гнев Создателя и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке животного, после чего взмолился Богу, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.

Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Создателя, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидев их раскаяние, Бог простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Лишь в XIX веке результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят приблизительно к 785 году до н. э. Спустя несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно лишь, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX века – 30-х годах XX века.

Экспедиция под руководством французкого исследователя П. Э. Бота в 1840 году работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 километрах к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученым удалось установить, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722–705 годах до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было воздвигнуто в 709 году до н. э. после победы, одержанной Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца было найдено множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.

Благодаря раскопкам в Хорсабаде были получены доказательства реального существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать только из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным ученые сделали вывод, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен десять колен Израиля.

Дворец Саргона II в Хорсабаде (реконструкция)

Другим исследователем, продолжившим раскопки Ниневии, стал О. Г. Лэйярд. В 1845 году он начал раскопки на холме Нимруд, где обнаружил развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Крылатые быки с человеческой головой из дворца Саргона II (высота 4,2 м). VIII в. до н. э.

В 1849 году Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Через несколько дней на глубине 20 метров были обнаружены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705–681 годах до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой ежедневно умирало множество воинов, и вскоре были разгромлены израильтянами.

Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею имеются в хрониках того времени, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Вероятно, это была тропическая лихорадка.

Раскопки царского дворца и многочисленные находки позволили воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Однако Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 году до н. э., захватив Вавилон, осмелившийся поднять восстание, он почти полностью истребил население непокорного города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а затем затопил то, что осталось от города.

Желая окончательно уничтожить саму память о мятежном городе, царь приказал развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.

Однако деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, игнорируя права старших, которые и убили царя. И все-таки трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам пришлось бежать из страны.

Царь Ашшурбанипал на колеснице. Известняк (высота 80 см). Фрагмент. VII в. до н. э.

Вот как говорится о конце Синахериба в Книге книг: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Именно в период правления Синахериба Ниневия стала столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Менее чем за сотню лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносились человеческие жертвы. Даже веселье ассирийских правителей зачастую переходило в череду казней. Существует предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год – около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.

Как удалось установить археологам, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла собой территорию, на которой располагались поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории находились царские дворцы.

Ниневея была разрушена в 612 году войсками Вавилонии и Мидии. При раскопках обнаружили огромное собрание глиняных табличек с клинописными текстами – библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.

Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава I Ниневия, ушедшая в легенду Долог и труден был путь археологов, ученых-дешифровщиков к открытию века. Много пришлось преодолеть им трудностей, прежде чем из холмов на берегах Тигра возникла некогда богатая и великая Ниневия. Понадобился научный подвиг нескольких

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Ниневия – древняя столица Ассирии Охота на львов. Рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии.VII до н. э.Многие народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов, сыгравших

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

О чем писали библейские пророки? Наследники шумеров: развратный Вавилон и страшная Ниневия На опустошенные земли пришел другой народ - ассирийцы. Они основали новые города - Ашшур, Арбелу и самые известные - Ниневию и Вавилон. По легенде, первым ниневийским царем был

автора Церен Эрих

Где была Ниневия? Приблизительно в конце VII века до н. э. рухнула грозная держава ассирийцев. В 643 году до н. э. индийские племена на востоке Месопотамии создали единое государство. Объединившись с этим государством, халдеи и вавилоняне - вековечные враги Ассирии -

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1.3. Ниневия Город Великий = Новгород Великий Запад-Библия говорит: «И возвратился Сеннахирим, царь АССИРИЙСКИЙ (русский? - Авт.), и жил в НИНЕВИИ» (4 Царств 19:36). См. церковно-славянскую цитату 103.Ниневия часто называется в Библии так - «НИНЕВИЯ, ГОРОД ВЕЛИКИЙ» (Иона 1:1; 3:2–3; 4:11;

Из книги Библейские холмы автора Церен Эрих

ГДЕ БЫЛА НИНЕВИЯ Приблизительно в конце VII века до н. э. рухнула грозная держава ассирийцев. В 643 году до н. э. мидийские племена на востоке Месопотамии создали единое государство. Объединившись с этим государством, халдеи и вавилоняне - вековечные враги Ассирии - ввергли

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древняя Ниневия Осенью 1849 г. учёный-историк Лэйярд приступил к раскопкам на куюнджикском холме, расположенном напротив Мосула, на другом берегу Тигра, и обнаружил один из самых замечательных дворцов Ниневии.Проделав вертикальный ход в холме, он наткнулся примерно на

Похожие публикации