Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

О чем молятся перед иконой святого арсения. Имя Арсений в православном календаре (Святцах) Церковная форма имени и ее происхождение

Родился в 354 г. в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки, однако оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег еллинским любомудрием, посвящая себя на служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий (379–395 гг.), правивший в то время Восточной половиной Римской империи, искал для своих сыновей Аркадия и Гонория учителя, который научил бы их и философии, и божественной мудрости не только словом, но и примером своей добродетельной жизни. Услышав об образованности и благочестии диакона Арсения, он поручил ему воспитание своих сыновей. Против воли, но с усердием занялся преподобный образованием юношей. Однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. Преподобный Арсений стал со слезами молиться Богу, чтобы Он направил его на путь спасительный. И однажды услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню.

Проходя послушание под руководством преподобного аввы Иоанна Колова (память 9/22 ноября), преподобный Арсений вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов-пустынников. Когда он опять молился, чтобы Господь научил его спастись, то в ответ на это был голос с неба, говоривший: «Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании, это корень добродетели». С тех пор преподобный Арсений поселился вне скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия, приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание. Когда иноки, подвизавшиеся в скитской пустыне, спрашивали его, почему он скрывается даже от них, святой отвечал «Знает Бог, как я люблю вас, но я не могу пребывать одновременно и с Богом, и с людьми, потому что на небе, хотя и очень много вышних сил – тысячи тысяч или десятков тысяч, но все они имеют одну волю и потому единодушно славят Бога, но на земле много воль человеческих, и у каждого человека свои мысли; каждый из нас имеет различные намерения и мысли, и потому я не могу, оставив Бога, жить с людьми». Преподобный Арсений говорил о себе, что он ни в чем не нуждается, потому что он умер для мира; пусть никто не считает его более живым (то есть живущим для мира).

Один странствующий инок, посетив преподобного, не услышал от него ни одного слова, а когда пришел к преподобному Моисею (память 28 августа/10 сентября), то тот принял его с радостью, предложил отдохнуть и подкрепиться пищею, и инок признал лучшим преподобного Моисея, оказавшим ему большую любовь. Другой инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря так: «Господи! Скажи мне, кто из них более совершен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли, кто скрывается от людей ради Тебя, или тот, кто принимает всех также ради Тебя?» И в ответ на молитву свою этот любомудрый инок имел следующее видение. Ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке, в одном корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине, в другом был преподобный Моисей, кораблем же его управляли Ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея. Об этом видении инок тот рассказал другим, более опытным подвижникам, и все нашли, что более совершен преподобный Арсений, пребывающий в молчании, нежели преподобный Моисей, принимающий странников, потому что с первым пребывал Сам Бог, а со вторым же были только святые Ангелы.

Преподобный Арсений продолжал пребывать в безмолвии, все более и более углубляясь в богомыслии. Он пылал столь сильной любовью к Богу, что постоянно был как бы в огне по причине своих пламенных молитв. Преподобный не всегда подвизался на одном и том же месте, но иногда переселялся из скитской пустыни в более уединенные и безмолвные места, удаляясь от приходящих для беседы людей, так как они нарушали покой его душевный.

Преподобный Арсений учил: «Есть много таких людей, которые всячески стараются соблюдать чистоту телесную и для этого умерщвляют тело свое постом, бдением и многими трудами; но мало таких, которые ревниво оберегают душу свою от греха тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, братоненавидения, гнева, памятозлобия, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна, они подобны гробам, снаружи разукрашенным, внутри же полным костей смердящих. Блажен тот, кто старается сохранить от скверны как тело, так и душу свою, истинно блаженны чистые сердцем (а не только телом), потому что они Бога узрят».

О себе великий авва часто говорил такие слова: «Арсений! Для чего ты сюда пришел? Ты пришел сюда не для отдыха а для трудов, не для лености, а для подвига. Подвизайся же, трудись и не ленись». Часто говорил также преподобный и такие слова: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда». Стяжал блаженный Арсений и дар благодатных слез.

Великий подвижник и безмолвник провел 50 лет в иноческих трудах и подвигах, постом и молитвой благоугождая Богу. В ските пробыл сорок лет, десять лет жил на месте, называвшемся Трогин, около Вавилона, напротив города Мемфиса; затем преподобный пробыл три года в Канопе, близ Александрии и в некоторых других пустынных местах, так что никто не знал его образа жизни, потом снова возвратился в Трогин, прожил там два года и там же почил о Господе в возрасте 95 лет в 449 г. или в начале 450 г., заслужив от современников название Великого.

См. также: "Житие преподобного отца нашего Арсения Великого " в изложении свт. Димитрия Ростовского.


Тропарь преподобного Арсения

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Житие преподобного Арсения Великого

Ро-дил-ся в 354 г. в Ри-ме, в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье, дав-шей ему хо-ро-шее вос-пи-та-ние и об-ра-зо-ва-ние. Изу-чил со-чи-не-ния всех ри-то-ров и фило-со-фов и хо-ро-шо знал как гре-че-ский, так и ла-тин-ский язы-ки, од-на-ко оста-вил су-ет-ную жизнь мир-скую и пре-не-брег ел-лин-ским лю-бо-муд-ри-ем, по-свя-щая се-бя на слу-же-ние Бо-гу. Ко-гда он всту-пил в чис-ло кли-ри-ков од-ной из рим-ских церк-вей, то был воз-ве-ден в сан диа-ко-на.

Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий (379-395 гг.), пра-вив-ший в то вре-мя Во-сточ-ной по-ло-ви-ной Рим-ской им-пе-рии, ис-кал для сво-их сы-но-вей Ар-ка-дия и Го-но-рия учи-те-ля, ко-то-рый на-учил бы их и фило-со-фии, и бо-же-ствен-ной муд-ро-сти не толь-ко сло-вом, но и при-ме-ром сво-ей доб-ро-де-тель-ной жиз-ни. Услы-шав об об-ра-зо-ван-но-сти и бла-го-че-стии диа-ко-на Ар-се-ния, он по-ру-чил ему вос-пи-та-ние сво-их сы-но-вей. Про-тив во-ли, но с усер-ди-ем за-нял-ся пре-по-доб-ный об-ра-зо-ва-ни-ем юно-шей. Од-на-ко вы-со-кий по-чет, ко-то-рым он был окру-жен, тя-го-тил его дух, стре-мив-ший-ся к слу-же-нию Бо-гу в без-мол-вии ино-че-ской жиз-ни. Пре-по-доб-ный Ар-се-ний стал со сле-за-ми мо-лить-ся Бо-гу, чтобы Он на-пра-вил его на путь спа-си-тель-ный. И од-на-жды услы-шал свы-ше го-лос, го-во-рив-ший: «Ар-се-ний! Бе-ги от лю-дей, и ты спа-сешь-ся». То-гда, сняв с се-бя рос-кош-ные одеж-ды и на-дев стран-ни-че-скую, он тай-но ушел из двор-ца, сел на ко-рабль и от-плыл в Алек-сан-дрию, от-ку-да немед-лен-но по-спе-шил в скит-скую пу-сты-ню.

Про-хо-дя по-слу-ша-ние под ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го ав-вы Иоан-на Ко-ло-ва (па-мять 9/22 но-яб-ря), пре-по-доб-ный Ар-се-ний вско-ре пре-взо-шел в по-движ-ни-че-стве мно-гих от-цов-пу-стын-ни-ков. Ко-гда он опять мо-лил-ся, чтобы Гос-подь на-учил его спа-стись, то в от-вет на это был го-лос с неба, го-во-рив-ший: «Ар-се-ний! Скры-вай-ся от лю-дей и пре-бы-вай в мол-ча-нии, это ко-рень доб-ро-де-те-ли». С тех пор пре-по-доб-ный Ар-се-ний по-се-лил-ся вне ски-та, в уеди-нен-ной кел-лии, при-няв по-двиг без-мол-вия, при-хо-дя в цер-ковь толь-ко в празд-нич-ные и вос-крес-ные дни, ни с кем не бе-се-до-вал, со-блю-дая пол-ное мол-ча-ние. Ко-гда ино-ки, под-ви-зав-ши-е-ся в скит-ской пу-стыне, спра-ши-ва-ли его, по-че-му он скры-ва-ет-ся да-же от них, свя-той от-ве-чал «Зна-ет Бог, как я люб-лю вас, но я не мо-гу пре-бы-вать од-новре-мен-но и с Бо-гом, и с людь-ми, по-то-му что на небе, хо-тя и очень мно-го выш-них сил - ты-ся-чи ты-сяч или де-сят-ков ты-сяч, но все они име-ют од-ну во-лю и по-то-му еди-но-душ-но сла-вят Бо-га, но на зем-ле мно-го воль че-ло-ве-че-ских, и у каж-до-го че-ло-ве-ка свои мыс-ли; каж-дый из нас име-ет раз-лич-ные на-ме-ре-ния и мыс-ли, и по-то-му я не мо-гу, оста-вив Бо-га, жить с людь-ми». Пре-по-доб-ный Ар-се-ний го-во-рил о се-бе, что он ни в чем не нуж-да-ет-ся, по-то-му что он умер для ми-ра; пусть ни-кто не счи-та-ет его бо-лее жи-вым (то есть жи-ву-щим для ми-ра).

Один стран-ству-ю-щий инок, по-се-тив пре-по-доб-но-го, не услы-шал от него ни од-но-го сло-ва, а ко-гда при-шел к пре-по-доб-но-му Мо-и-сею (па-мять 28 ав-гу-ста/10 сен-тяб-ря), то тот при-нял его с ра-до-стью, пред-ло-жил от-дох-нуть и под-кре-пить-ся пи-щею, и инок при-знал луч-шим пре-по-доб-но-го Мо-и-сея, ока-зав-шим ему боль-шую лю-бовь. Дру-гой инок, узнав об этом, стал мо-лить-ся к Бо-гу, го-во-ря так: «Гос-по-ди! Ска-жи мне, кто из них бо-лее со-вер-шен и за-слу-жи-ва-ет боль-шей бла-го-да-ти Тво-ей: тот ли, кто скры-ва-ет-ся от лю-дей ра-ди Те-бя, или тот, кто при-ни-ма-ет всех так-же ра-ди Те-бя?» И в от-вет на мо-лит-ву свою этот лю-бо-муд-рый инок имел сле-ду-ю-щее ви-де-ние. Ему пред-ста-ви-лись два ко-раб-ля, плыв-шие по ка-кой-то очень боль-шой ре-ке, в од-ном ко-раб-ле на-хо-дил-ся пре-по-доб-ный Ар-се-ний, и Дух Бо-жий управ-лял ко-раб-лем его, со-блю-дая его в ве-ли-кой ти-шине, в дру-гом был пре-по-доб-ный Мо-и-сей, ко-раб-лем же его управ-ля-ли Ан-ге-лы Бо-жии, вла-гав-шие мед в уста Мо-и-сея. Об этом ви-де-нии инок тот рас-ска-зал дру-гим, бо-лее опыт-ным по-движ-ни-кам, и все на-шли, что бо-лее со-вер-шен пре-по-доб-ный Ар-се-ний, пре-бы-ва-ю-щий в мол-ча-нии, неже-ли пре-по-доб-ный Мо-и-сей, при-ни-ма-ю-щий стран-ни-ков, по-то-му что с пер-вым пре-бы-вал Сам Бог, а со вто-рым же бы-ли толь-ко свя-тые Ан-ге-лы.

Пре-по-доб-ный Ар-се-ний про-дол-жал пре-бы-вать в без-мол-вии, все бо-лее и бо-лее углуб-ля-ясь в бо-го-мыс-лии. Он пы-лал столь силь-ной лю-бо-вью к Бо-гу, что по-сто-ян-но был как бы в огне по при-чине сво-их пла-мен-ных мо-литв. Пре-по-доб-ный не все-гда под-ви-зал-ся на од-ном и том же ме-сте, но ино-гда пе-ре-се-лял-ся из скит-ской пу-сты-ни в бо-лее уеди-нен-ные и без-молв-ные ме-ста, уда-ля-ясь от при-хо-дя-щих для бе-се-ды лю-дей, так как они на-ру-ша-ли по-кой его ду-шев-ный.

Пре-по-доб-ный Ар-се-ний учил: «Есть мно-го та-ких лю-дей, ко-то-рые вся-че-ски ста-ра-ют-ся со-блю-дать чи-сто-ту те-лес-ную и для это-го умерщ-вля-ют те-ло свое по-стом, бде-ни-ем и мно-ги-ми тру-да-ми; но ма-ло та-ких, ко-то-рые рев-ни-во обе-ре-га-ют ду-шу свою от гре-ха тще-сла-вия, гор-до-сти, среб-ро-лю-бия, за-ви-сти, бра-то-не-на-ви-де-ния, гне-ва, па-мя-то-зло-бия, осуж-де-ния. Та-ко-вые сна-ру-жи чи-сты те-лом, но ду-ша их гряз-на, они по-доб-ны гро-бам, сна-ру-жи разу-кра-шен-ным, внут-ри же пол-ным ко-стей смер-дя-щих. Бла-жен тот, кто ста-ра-ет-ся со-хра-нить от сквер-ны как те-ло, так и ду-шу свою, ис-тин-но бла-жен-ны чи-стые серд-цем (а не толь-ко те-лом), по-то-му что они Бо-га узрят».

О се-бе ве-ли-кий ав-ва ча-сто го-во-рил та-кие сло-ва: «Ар-се-ний! Для че-го ты сю-да при-шел? Ты при-шел сю-да не для от-ды-ха а для тру-дов, не для ле-но-сти, а для по-дви-га. Под-ви-зай-ся же, тру-дись и не ле-нись». Ча-сто го-во-рил так-же пре-по-доб-ный и та-кие сло-ва: «Мно-го раз я со-жа-лел о сло-вах, ко-то-рые про-из-но-си-ли уста мои, но о мол-ча-нии я не жа-лел ни-ко-гда». Стя-жал бла-жен-ный Ар-се-ний и дар бла-го-дат-ных слез.

Ве-ли-кий по-движ-ник и без-молв-ник про-вел 50 лет в ино-че-ских тру-дах и по-дви-гах, по-стом и мо-лит-вой бла-го-уго-ждая Бо-гу. В ски-те про-был со-рок лет, де-сять лет жил на ме-сте, на-зы-вав-шем-ся Тро-гин, око-ло Ва-ви-ло-на, на-про-тив го-ро-да Мем-фи-са; за-тем пре-по-доб-ный про-был три го-да в Ка-но-пе, близ Алек-сан-дрии и в неко-то-рых дру-гих пу-стын-ных ме-стах, так что ни-кто не знал его об-ра-за жиз-ни, по-том сно-ва воз-вра-тил-ся в Тро-гин, про-жил там два го-да и там же по-чил о Гос-по-де в воз-расте 95 лет в 449 г. или в на-ча-ле 450 г., за-слу-жив от совре-мен-ни-ков на-зва-ние Ве-ли-ко-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Арсению Великому, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Арсению Великому, глас 3

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Перевод: Из Рима воссиял ты, как великое солнце и достиг Царского города (Константинополя), преблаженный, словами твоими и делами просвещая его, всякий мрак неразумия разгоняя. Потому почитаем тебя, слава отцов, Арсений .

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Избранный угодниче Божий, пресветлый путыни светильниче, и богомудрый монахов наставниче, преподобне отче наш Арсение! Со ангелы предстояй триипостасному Богу, и стяжавый к нему дерзновение многое, молися выну о спасении нас грешных, и молитвами твоими от всяких бед свобождай зовущих ти:

Икос 1

Ангела во плоти и человека небеснаго вемы тя, преподобне отче Арсение. Ты бо чистотою и святостию жития твоего, безплотным силам поревновал еси, и земнородных удивил еси, являя всем дивный образ в себе совершенства духовнаго. Темже восхваляем тя и глаголем:

Радуйся, ветхаго Рима святое прозябение:

радуйся, родителей благочестивых пречестная отрасль.

Радуйся, от младости на подвиги духовныя предъизбранный:

радуйся, от юности единаго Бога всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, премудрости земной добре обученный:

радуйся, премудростию небесною одаренный.

Радуйся, закон Христов на скрижалехъ сердца твоего начертавый:

радуйся, во всех оправданиих господних непорочно ходивый.

Радуйся, страхом Божиим огражденный:

радуйся, ритор и богослов изрядный бывый.

Радуйся, целомудрие души и тела невредимо сохранивый:

радуйся, свято и богоугодно на земли поживый.

Радуйся, Арсение великий пустынножителю.

Кондак 2

Видев сердцеведец Господь, непорочную чистоту души твоея, отче Арсение, во диакона святыя римския церкве тя постави, да служиши пречистым и животворящим Христовым тайнам, и, яко достойный сосуд Божией благодати, возносиши молитвы соборныя за вся люди, воспевая пресвятей троице: Аллилуия.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполнен был еси, Арсение богомудре, яко не быти равному тебе в премудрости и благочестии во всем царствии римстем. Темже царь Феодосий в наставника сыновом своим аркадию и онорию тя избра, сим подвизая и нас звати тебе:

Радуйся, от запада к востоку пришедый светити людем богомудрием твоим:

радуйся, от ветхаго Рима в новый Рим преселивыйся на новыя подвиги духовныя.

Радуйся, царей наставниче и учителю:

радуйся, владык земных к царствию горнему руководителю.

Радуйся, при дворе царстем подвижничеству о Христе прилежавый:

радуйся, дни на учение, нощи же на молитву посвящавый.

Радуйся, от царя Феодосия зело любим и почитаем бывый:

радуйся, отцем царя и сыновей его нареченный.

Радуйся, саном сенаторским почтенный:

радуйся, во славе царствия земнаго смирения святаго преисполенный.

Радуйся, молитвы усердныя к Богу возсылавый:

радуйся, коленопреклонения многия совершавый.

Кондак 3

Силою Божиею укреплен, отче преподобне, возжелал еси в безмолвии пустыннем работати Господеви, вину же восприем гнев на тя царевича аркадия, умыслил еси тайно оставити двор царский, и скрытися в пустыни, да невозбранно возможеши воспевати Богу серафимскую песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имея желание велие спасти душу твою, отче Арсение, молился еси Богу, да укажет тебе путь правый ко спаcению, и услышал еси глас небесный, глаголющь тебе: "Арсение, бегай от человеков, и спасешися!" Темже от двора царскаго тайно изшел еси, в худыя ризы облеченный, и в пустыню скитскую пришел еси, прося отцев пустынных, да сотворят тя иноком. О сем тя славяще зовем:

Радуйся, от Самого Господа тайно наученный подвижничеству духовному:

радуйся, гласом небесным наставленный безмолвствовати душеспасительно.

Радуйся, дом царский оставивый, да царствие горнее унаследиши:

радуйся, всю славу мира сего презревый, да славу вечную небесную получиши.

Радуйся, един единому Христу в пустыни работати возжелавый:

радуйся, святый ангельский образ усердно себе просивый.

Радуйся, от великаго Иоанна Колова во смирении дивно искушенный:

радуйся, смирение нелицемерное во искушении том показавый.

Радуйся, пострижение во иночество от рук его святых восприявый:

радуйся, от него предъуведенный, яко инок благоискусен будеши.

Радуйся, в безмолвии пустыннем добре подвизавыйся:

радуйся, в посте и молитвах неослабно пребывавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Арсение, в пристань благодатнаго безстрастия достигл еси, и в пустыне скитстей равноангельно пожил еси, Богом наставляемь к безмолвию совершенному, дивным житием твоим удивлял еси вся отцы пустынныя, и подвизал еси их славити Бога и пети ему: Аллилуия.

Икос 4

Слышав паки глас небесный: «Арсение, бежи от человек и в молчании буди: ибо сие есть корень безгрешия», - в пустыню глубочайшую удалился еси, преподобне, и молчанием уста твоя заключил еси, избегая бесед человечестких, да выну беседуеши с Богом в сердце твоем. Сего ради и мы вопием к тебе:

Радуйся, высото безмолвия, удобовосходимая точию избранными из избранных:

радуйся, глубино смирения, удостоенная благоволения Божия.

Радуйся, прозорливче дивный, древним пророком уподобивыйся:

радуйся, дара предведения преисполненный.

Радуйся, бегавый от людей, да не разлучишися с Богом:

радуйся, молчавый устами, да не престанеши вопия ко Господу в сердце твоем.

Радуйся, истинный Христов угоданиче, вся заповеди Его верно совершивый:

радуйся, о Христе вся ближния твоя искренно любивый.

Радуйся, правило иноческаго безмолвнаго жития:

радуйся, образе совершенства духовнаго.

Радуйся, о нем же удивишася ангели:

радуйся, о нем же Бога славят человецы.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 5

Богоприятный источник слез молитвенных, очи твои источаху, преподобне отче, и толико умиления божественнаго преисполнен был еси, яко плакати тебе выну при молитвах твоих. Темже и нас поучаеши примером твоим со слезами молитися Богу, и пети Ему во умилении сердечнем: Аллилуия.

Икос 5

Виден был еси весь огнезрачен, на молитве предстоя, серафимскою любовию ко Господу объятый, и богомыслием высоким от земли к небесным возносимый, отче Арсение. Дивящеся убо сему начатку славы твоея, ублажаем тя благохвалении сими:

Радуйся, пустыни скитския духовное украшение:

радуйся, Египта славо и похвало.

Радуйся, державо безмолвия:

радуйся, мира Христова обитель.

Радуйся, слез источниче неоскудный:

радуйся, молитв благоухающее кадило.

Радуйся, псалмопения органе прекрасный:

радуйся, терпения столпе непоколебимый.

Радуйся, праздность душевредную возненавидевый:

радуйся, руками твоима кошницы сплетавый.

Радуйся, молитвою непрестанною с Богом выну беседовавый:

радуйся, видения небесныя тайно созерцавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 6

Проповедник был еси душеспасительный, отче Арсение, всем к тебе приходившим, молчанием твоим поучавый паче риторскаго благословения вся верныя, видевшыя в тебе совершеннаго о Христе подвижника, сильнаго пред Богом и людьми, егоже лице, яко лице ангела Божия, светом небесным сияше. Темже и вопияху прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсияв великими добродетельми твоими в пустыни скитстей, яко солнце пресветлое, отче Арсение, весь мир озарил еси славою твоих подвигов, и твоего безмолвнаго жития, иже во образ всем безмолником от Бога дадеся, и в правило известное ко спасению. Темже присно тя славяще вопием:

Радуйся, заповедей Христовых верный исполнителю:

радуйся, примером твоим богомудрию совершенному люди научивый.

Радуйся, ангельское житие на земли показавый:

радуйся, святую Христову церковь подвигами твоими благоукрасивый.

Радуйся, возшедый на верх добродетелей христианских:

радуйся, нисшедый во глубину смирения святаго.

Радуйся, добрый делателю винограда небеснаго:

радуйся, сладкия плоды Христу принесый.

Радуйся, разсуждение духовное стяжавый:

радуйся, богомыслие молитвенное возлюбивый.

Радуйся, пустыннолюбивая горлце, предтече подобящаяся:

радуйся, сосуде Господень, Дарами Святаго Духа преисполненный.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 7

Хотя Господь явити отцем пустынным твоего, отче Арсение, безмолвнаго жития совершенство, показа единому от них в видении, како корабль твой в велицем безмолвии не человеки и не ангелы, а Самим Господом управляется: и тако всем ведомо сотворися, яко бегая от человеков с Богом соединился еси, зовый Ему: Аллилуия.

Икос 7

Ново и дивно бысть житие твое, преподобне отче, в молчании и безмолвии крайнем проводимое тобою в пустыни скитстей: дивны бяху и бдения твоя всенощныя, в нихже, воздев горе руце твои на заходе солнца, стоял еси тако моляся, дондеже солнце восхождаше. О сем удивляющеся, вопием ти сице:

Радуйся, преподобне, пустыню безплодную духовно оплодотворивый:

радуйся, богоносе, от Египта добродетельми твоими всему миру возсиявый.

Радуйся, отче, отцев красото:

радуйся, пустынножителей богомудрая доброто.

Радуйся, нищеты рачителю:

радуйся, ангелов собеседниче.

Радуйся, видений божественных тайнозрителю:

радуйся, яко тебе безвестная и тайная Бог явил есть.

Радуйся, яко тобою мнози ко спасению наставлени быша:

радуйся, яко тобою заблуждающиися путь правый обретоша.

Радуйся, светилниче, сияющий богомудрия лучами:

радуйся, реко многоводная учения божественнаго.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 8

Странническое на земли житие возлюбил еси, отче Арсение, не имый зде пребывающаго града, но грядущаго, Иерусалима небеснаго, выну взыскуяй, преходил еси от места на место в пустыни скита египетскаго, и тако, яко безплотный, нищетно и безмолвно пребывал еси, взывая ко Господу: Аллилуия.

Икос 8

Весь ум свой в Бозе углублен имел еси, Арсение отче наш, и толико богомылию непрестанному прилежал еси, яко многажды забывати тебе о пищи и питии. Научи убо и нас ленивых и нерадивых бодрствовати в молитвах к Богу, да тебе благодарственно зовем:

Радуйся, освященный сосуде Божия благодати:

радуйся, сокровище пребогатое добродетелей.

Радуйся, яко час смертный присно поминал еси:

радуйся, яко дне суднаго в забвении не положил еси.

Радуйся, яко рыдал еси горце воспоминая мучения вечная:

радуйся, яко плакал еси во вся дни живота твоего, да избегнеши геенскаго пламене.

Радуйся, смирением совершенным низложивый вся искушения прегордаго велиара:

радуйся, неуязвим пребывавый его разжженными стрелами.

Радуйся, руце твои преподобныя со дерзновением горе воздевавый:

радуйся, от захода до восхода солнечнаго в молитвах Господеви предстоявый.

Радуйся, преисполненный божественныя любве:

радуйся, болий в лике преподобных.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 9

Вся заповеди Христовы верно исполнил еси, преподобне отче, и толико Богу угодил еси, яко дарова великий дар рассуждения духовом и познания помыслов человеческих, учеником же твоим глаголал еси, яко множицею о глаголе, егоже провещал еси, каялся еси, а о молчании никогдаже, сим поучая их избегати празднословия душевреднаго, да возмогут благоприятно пети создателю своему: Аллилуия.

Икос 9

Витий многовещанных превосходил еси даром слова, преподобне, молчанием же твоим паче слова поучал еси вся приходившыя к тебе пользы ради душевныя, наставляя их хранити уста от многословия и осуждения ближних, еже и нас сподоби улучити молитвами твоими, да зовем ти:

Радуйся, земный ангеле и небесный человече:

радуйся, верный последователю Христов.

Радуйся, положивый хранение устом твоим:

радуйся, молчаливый подражателю совершенств Иисусовых.

Радуйся, молчанием твоим ближних твоих поучавый:

радуйся, высотою добродетелей твоих человеки удивлявый.

Радуйся, нищету духовную стяжавый:

радуйся, кроткое и незлобивое сердце имевый.

Радуйся, всякое угождение плоти возненавидевый:

радуйся, пустынное озлобление сладце претерпевый.

Радуйся, гнилую воду яко ароматы обонявый:

радуйся, вместо мягкаго одра, рогозину себе постилавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 10

Спасения душевное стяжал еси вся дни живота твоего, преподобне отче, и сие благонадежно получил еси, в старости маститей кончиною святою преставился еси ко Господу, прияти от него мзду трудом твоим на небеси, на земли же оставил еси память с похвалами житием твоим благим, еже восхваляя, поем Богу, дивному во святых своих: Аллилуия.

Икос 10

Стена ограждения явился еси верным, отче Арсение, по честнем успении твоем, соблюдаяй их молитвами твоими от всяких искушений и озлоблений диавольских: приял бо еси благодать от Господа помогати земнородным, молитвенно тя призывающим:

Радуйся, победоносче, увенчанный от Христовой десницы:

радуйся, украшенный славою невечернею на небеси.

Радуйся, ублажаемый от рода в род на земли:

радуйся, радостный совсельниче ангелов.

Радуйся, блаженный сонаследниче всех святых:

радуйся, в лоне Авраамли упокоенный.

Радуйся, со избранными Божиими водворенный:

радуйся, лицезрения Христова сподобленный.

Радуйся, приявый блага, праведным от века уготованныя:

радуйся, получивый гражданство Иерусалима горняго.

Радуйся, вселивыйся, тамо, отнюдуже отбеже всяка болезнь:

радуйся, осиянный светом трисолнечнаго Божества.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 11

Пение со ангельскими воинствы приносиши горе Пресвятей Троицы, Арсение богоблаженне, и молишися выну за люди, верно почитающыя святую память твою. Молим тя, преподобне: помолися и за нас грешных ко Господу, славящих днесь имя твое и ублажающих подвиги твоя: да будем и мы подражатели добродетелем твоим, и вкупе с тобою сподобимся пети Триединому Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светоподательный светильник добродетелей евангельских был еси при жизни, отче Арсение, таковым являешися и по смерти, наставляя нас к богоугождению истинному душеспасительными изречениями твоими, в книгах святоотеческих записанными, от нихже почерпая назидание духовное, взываем ти:

Радуйся, зерцало чистое сокровеннаго в Бозе жития:

радуйся, свеще, горящая пламенем любве ко Господу.

Радуйся, совершенный о Христе подвижниче:

радуйся, добрый иноков наставниче.

Радуйся, Евангелия Христова последователю:

радуйся, апостольских преданий блюстителю.

Радуйся, богомудрия небеснаго преисполненный:

радуйся, богомыслием молитвенным удобренный.

Радуйся, уме, озаренный лучами божественнаго света:

радуйся, связавый язык свой молчанием во славу Божию.

Радуйся, в молчании твоем благоглаголивый учитель бывый:

радуйся, ученики твоя богоугождению истинному научивый

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 12

Благодать Господню испроси нам, преподобне угодyиче Христов, и буди нам руководитель в царствие небесное. Молимтися прилежно: помози нам немощным и грешным, твоим добродетелем подражати, Богу, а не миру благоугождати, да возможем благоприятно пети всех Творцу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще святое безмолвное житие твое, отче Арсение, дивимся богомыслию твоему молитвенному, яко выну с Богом пребывал еси умом твоим, ныне же, егда прешел еси от временных подвигов к вечному блаженству, тем паче с Богом неразлучно пребываеши, и Бог в тебе пребывает, егоже умоляти не престай за чтущыя тя и вопиющыя:

Радуйся, крине святости и чистоты:

радуйся, древо благоплодное сада Иисусова.

Радуйся, возрасший в удолиях святаго смирения:

радуйся, вознесенный даже до горы небесныя.

Радуйся, вышняго Сиона жителю:

радуйся, славы тройческия созерцателю.

Радуйся, всех святых присный друже:

радуйся, грешных с Богом примирителю.

Радуйся, подвижническаго безмолвнаго жития верный указателю:

радуйся, о всех чтущых тя усердный ко Господу предстателю.

Радуйся, души наша наставляяй во спасение:

радуйся, телеса нашя в подвизех укрепляяй.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, преподобне отче наш Арсение! Приими благоутробно сие малое моление наше в похвалу тебе приносимое с верою и любовию, и умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Господа: да спасет и помилует нас грешных, избавит муки вечныя, и сподобит во царствии небеснем со святыми пети ему: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем читается Икос 1 и Кондак 1

Молитва

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу, Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам грешным и недостойным рабом своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное, и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя: да будем подражатели твоего богоугоднаго жития, и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получити и царствие небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати, и блаженства райскаго удостоитися: да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки и владея в совершенстве латинским и греческим языками, преподобный Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с благочестивой и добродетельной жизнью. Глубокая вера побудила юношу оставить занятия науками и предпочесть служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий (379-395), правивший восточной половиной Римской Империи, услышал о его образованности и благочестии и поручил Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Против воли, повинуясь лишь повелению римского папы Димаса, преподобный Арсений был вынужден расстаться со служением святому алтарю, в то время ему было 29 лет.

Прибыв в Константинополь, Арсений был с большой честью встречен императором Феодосием, который дал ему повеление воспитать царевичей не только мудрыми, но и благочестивыми, охраняя их от увлечений юности. "Хотя они и царские сыновья, - сказал Феодосий, - но должны тебе во всем повиноваться, как отцу своему и учителю".

С усердием занялся преподобный образованием юношей, однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. В горячих молитвах просил Господа преподобный указать ему путь спасения. Господь внял его прошению и однажды он услышал Голос, говоривший ему: "Арсений, бегай людей и спасешься". Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала в нем не простого, а знатного человека. Братия отвели его к прославленному святой жизнью (память 9 ноября). Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: "Если хочешь, ешь". С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: "Он будет великим подвижником!" С любовью приняв Арсения, он совершил постриг в иночество начинающего подвижника.

С усердием начал преподобный Арсений проходить послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов пустынников. Однажды на молитве преподобный вновь услышал Голос: "Арсений, бегай людей и пребывай в безмолвии - это корень безгрешия". - С тех пор преподобный Арсений поселился вне Скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия, редко выходил из затвора, приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание. На вопрос одного инока - почему он так скрывается от людей, подвижник отвечал: "Бог видит, что я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми".

Пребывая в непрестанной молитве, преподобный, однако, не отказывал приходящим инокам в советах и наставлении, давая краткие, но мудрые ответы на их вопросы. Однажды пришедший к великому старцу инок из Скита увидел его через оконце стоявшим на молитве, окруженного пламенем. Рукоделием преподобного Арсения было плетение корзин, для этого листья финиковых пальм, из которых плелись корзины, он размачивал в воде. По целому году преподобный Арсений не менял в сосуде воду, от которой исходил гнилостный запах. На вопрос - почему он так поступает, преподобный отвечал, что этим смиряет себя, так как, живя в миру, он был окружен благовонными запахами, а теперь терпит смрад, чтобы не ощущать после смерти смрадности ада.

Слава о великом подвижнике распространилась далеко, многие желали его видеть и тем нарушали безмолвие подвижника, вследствие чего преподобный вынужден был переходить с места на место. Однако, жаждавшие получить наставление и благословение находили его.

Преподобный Арсений учил: многие принимают на себя большие подвиги пощения и бдения, но мало кто соблюдает душу свою от ненависти, гнева, памятозлобия, осуждения и гордости, таковые подобны окрашенным гробам, наполненным внутри смрадными костями. Один инок спросил преподобного, что ему делать, когда он, читая псалмы, не понимает их значения. Старец ответил, что следует продолжать чтение псалмов, так как злые силы бегут от нас, не терпя силы Слова Божественных писаний. Инокам приходилось слышать, как преподобный часто понуждал себя самого к подвигам словами: "Трудись, Арсений, не ленись, ты пришел не на покой, но на труды". Также преподобный говорил: "Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании - никогда".

Великий подвижник и безмолвник стяжал дар благодатных слез, которыми постоянно были наполнены его глаза. В иноческих подвигах он провел 55 лет, заслужив от современников название Великого, и скончался в возрасте 95-ти лет в 449 или 450 году.

Иконописный подлинник

Новгород XV.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Афон. XV.

Прп. Арсений. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

На русской православной иконе святого Арсения мы видим благообразного седовласого и седобородого старца, с милосердным и добрым взглядом. В левой руке преподобный св Арсений держит Евангелие, а на некоторых списках — свиток, а правая рука поднята в благословляющем жесте. Был он римским гражданином, который получил безупречное для своего времени образование и, вместе с тем, отличался незаурядным умом и способностями, позволявшими ему иметь свое собственное суждение. Свою святость и звание Великий он заслужил еще при жизни своей тяжелым иноческим трудом и подвигами. 50 лет провел святой в удалении от людей, храня обет молчания.

Особое почитание православная икона получает в день памяти преподобного — 8 мая в православии, 19 июля — в католицизме. Существуют различные варианты написания христианской иконы Святого Арсения Великого: в полный рост и погрудно.

Кому и чем поможет икона св Арсений Великий

До наших дней дошло предание, что слезы святого Арсения имели могучую чудотворную силу. Памятуя об образе жизни святого и его подвигах во имя Господа, к православной иконе приходят просить смирения, укрепления в вере, о даровании душевного покоя и равновесия душам верующих, которые по какой-либо причине находятся в смятении. Подвиг молчания и отрешения от мирской суеты делает чудотворную икону свт Арсения неким символом, напоминающим православным христианам, что иногда для обретения твердости веры и ясности собственных мыслей просто необходимо, хотя бы на краткое время, остаться наедине с собой и в молчании погрузиться в собственные мысли дабы найти Бога внутри себя. Также святую икону дарят мужчинам, носящим это имя, поскольку святой считается их покровителем.

Где купить икону Святой Арсений Великий

В сегодняшний век технологического прогресса купить икону Святой Арсений Великий не представляет никакого труда. Это можно сделать в традиционной православной лавке при храме или церкви, а можно и через интернет. Множество православных интернет-магазинов предложат на выбор огромное количество икон, для создания которых использованы самые разнообразные материалы. Любой верующий сможет найти и купить икону св Арсения сообразно своему вкусу. Здесь представлены иконы на холсте, из дерева, из мельчайшей янтарной крошки, из меди с добавлением позолоты и серебра, вышитые на ткани бисером.

Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки и владея в совершенстве латинским и греческим языками, преподобный Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с благочестивой и добродетельной жизнью. Глубокая вера побудила юношу оставить занятия науками и предпочесть им служение Богу. Он вступил в причт одной из римских церквей и был возведен в сан диакона.
Император Феодосий (379-395), правивший восточной половиной Римской империи, услышал о его образованности и благочестии и поручил Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Против воли, повинуясь лишь повелению римского папы Дамаса, преподобный Арсений был вынужден расстаться со служением святому алтарю. В то время ему было 29 лет.
Прибыв в Константинополь, Арсений был с большой честью встречен императором Феодосием, который дал ему повеление воспитать царевичей не только мудрыми, но и благочестивыми, охраняя их от увлечений юности. «Хотя они и царские сыновья,- сказал Феодосий,- но должны тебе во всем повиноваться, как отцу своему и учителю».
С усердием занялся преподобный образованием юношей, однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. В горячих молитвах просил Господа преподобный указать ему путь спасения, и Господь внял его прошению. Однажды он услышал Голос: «Арсений, бегай людей и спасешься». Тогда, поменяв роскошную одежду на странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число братии, называя себя убогим странником. Однако внешность указывала в нем не простого, а знатного человека. Братия отвели его к прославленному святой жизнью преподобному авве Иоанну Колову (память 9 ноября). Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: «Если хочешь - ешь». С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: «Он будет великим подвижником!». С любовью приняв Арсения, он совершил постриг начинающего подвижника.
С усердием начал преподобный Арсений проходить послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов-пустынников. Однажды на молитве преподобный вновь услышал Голос: «Арсений, бегай людей и пребывай в безмолвии-это корень безгрешия».
С тех пор преподобный Арсений поселился вне Скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия, редко выходил из затвора, посещая церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание. На вопрос одного инока - почему он так скрывается от людей, подвижник отвечал: «Бог видит, что я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми».
Пребывая в непрестанной молитве, преподобный, однако, не отказывал приходящим инокам в советах и наставлении, давая краткие, но мудрые ответы на их вопросы. Однажды пришедший к великому старцу инок из Скита увидел его через оконце стоявшим на молитве, окруженного пламенем.
Рукоделием преподобного Арсения было плетение корзин. Для этого листья финиковых пальм, из которых плелись корзины, он размачивал в воде. По целому году преподобный Арсений не менял в сосуде воду, от которой исходил гнилостный запах. На вопрос, почему он так поступает, преподобный отвечал, что этим смиряет себя, так как, живя в миру, он был окружен благовонными запахами, а теперь терпит смрад, чтобы не ощущать после смерти смрадности ада.
Слава о великом подвижнике распространилась далеко, многие желали его видеть и тем нарушали безмолвие подвижника, вследствие чего преподобный вынужден был переходить с места на место. Однако жаждавшие получить наставление и благословение находили его.
Преподобный Арсений учил: многие принимают на себя большие подвиги пощения и бдения, но мало кто соблюдает душу свою от ненависти, гнева, памятозлобия, осуждения и гордости, таковые подобны окрашенным гробам, наполненным внутри смрадными костями. Один инок спросил преподобного, что ему делать, когда он, читая псалмы, не понимает их значения. Старец ответил, что следует продолжать чтение псалмов, так как злые силы бегут от нас, не терпя силы слова Божественных Писаний. Инокам приходилось слышать, как преподобный часто понуждал себя самого к подвигам словами: «Трудись, Арсений, не ленись, ты пришел не на покой, но на труды». Также преподобный говорил: «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании-никогда».
Великий подвижник и безмолвник стяжал дар благодатных слез, которыми постоянно были наполнены его глаза. В иноческих подвигах он провел 55 лет, заслужив от современников название Великого, и скончался в возрасте 95-ти лет в 449 или 450 году.

Вот как излагается жизнеописание Арсения Великого в «Отечнике», составленном святителем Игнатием Брянчаниновым:

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Авва Арсений» (из «Отечника»)
1. Авва Арсений Великий приведен к монашеской жизни чудными судьбами Божиими. Он был наставником Аркадия и Гонория, сыновей Феодосия Великого, императора византийского, и назывался отцом их. По такому значению своему, по личным достоинствам, по учености своей Арсений пользовался особенным почетом между придворными. По положению мира он принадлежал к сенаторам, и вместе принадлежал к церковному клиру, имея сан диакона. Из дошедших до нас изречений его и событий из его жизни видна в его характере необыкновенная прямота и откровенность. Он действовал сообразно своей цели, своей решительной благонамеренности, не допуская себе соображений, которые могли бы отвлечь от такого действования. Однажды он нашел нужным наказать Аркадия за некоторое юношеское увлечение, и наказать так сильно, чтоб питомец не позволил себе снова этого увлечения. Злоба объяла Аркадия. Он задумал убить Арсения. Умысел царевича был открыт Арсению. Арсений ночью снял с себя одежду царедворца, облекся в рубища нищего, ушел из дворца, сел на корабль, отправлявшийся из Константинополя в Александрию. В окрестностях ее находилась дикая пустыня, Скит, в которой тысячи монахов проводили самое возвышенное жительство: туда направился Арсений. Он сопричислился к многочисленному лику святых подвижников, и вскоре, под руководством преподобного Иоанна Колова, достиг особенного духовного преуспеяния 1.
2. В характере Арсения Великого отмечена жизнеописателями еще особенная черта. Когда он находился при дворе императорском, - никто из придворных не окружал себя таким великолепием, как Арсений, а в Скиту никто не наблюдал так строго иноческой нищеты, никто не носил столь рубищного одеяния, как Арсений; обилие благовонных мастей он заменил смердящею водою, в которой намачивались пальмовые ветви для его рукоделия, и которая, постоянно непеременяемая, но только добавляемая, была в его келлии 2. И при дворе Арсений, сияя по наружности роскошию, проводил жительство подвижника, постоянно помышлял о монашеской жизни, стремился к ней всем желанием сердца.
[Подобная черта замечена в характере Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Этот святитель, строгий подвижник, был вполне нестяжателен, нестяжателен до совершенной нищеты; но во время богослужения он обставлял себя необыкновенным порядком и необыкновенным блеском. Что это за явление? явление ли тщеславия и суетности по обычаю и в духе мира? Нет! это было проявлением бескорыстного и высокого сочувствия к изящному. По этой причине пышность стояла возле нестяжания, блеск прикрывал строгое подвижничество, - и легко оставил преподобный Арсений тени и образы изящного, к которым сердце его не было пристрастным, - устремился всецело к существенно изящному. Единое, истинно-изящное – Бог].
3. Узнав о замысле Аркадия и находясь еще при царском дворе, Арсений молился Богу так: Господи! научи меня, как мне спастись? и был к нему глас: Арсений! бегай от человеков, и спасешься 3.
4. В Скиту Арсений опять молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как мне спастись? И услышал он голос, говоривший ему: Арсений! бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это - корни безгрешия 4.
[Так сердцеведец Бог призвал избранный сосуд Свой к отшельнической жизни, ведая его способность к ней].
5. Прибыв в Скит, святой Арсений объяснил о намерении своем принять монашество пресвитерам. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога пред Его Ангелами. Когда начали употреблять пищу, старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, обсудил поступок старца так: старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу: съем же я хлеб так, как едят его псы. После этого размышления, Арсений встал на руки и на ноги, в этом положении подошел к сухарю, взял его устами, отнес в угол и там употребил. Старец, увидев великое смирение его, сказал пресвитерам: из него будет искусный инок. По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келлию близ себя и научил его подвизаться о спасении своем 5.
6. Вопросил однажды авва Арсений одного из египетских старцев о своих помыслах. Это увидел некоторый брат и спросил его: авва Арсений! почему ты, будучи столько сведущ в учености Греции и Рима, вопрошаешь о твоих помыслах этого, чуждого всякой учености? Арсений отвечал: науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал алфавита, который преподается этим, ничего незнающим в учености мира.
[Познания, которые сообщал Египтянин, были доставлены ему исполнением евангельских заповедей. Эти познания приобретаются в самой душе, в ней имеют опытное, неоспоримое доказательство себе; они представляются поразительною новостию для ученого по стихиям мира, получившего все познания свои извне, лишенного правильного самовоззрения, которое открывается исключительно при свете учения Христова. Блажен авва Арсений, почтивший должным образом Премудрость, нисшедшую к человекам свыше, и уничиживший пред нею премудрость, возникшую из падения человеческого. Многие, весьма многие предпочли вторую первой, погубили себя и своих последователей, устранив от себя свет Христов, оставшись при своем собственном свете].
7. Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: отчего мы, при всей нашей учености и нашем развитии, не имеем ничего, а эти грубые Египтяне имеют такое возвышенное духовное делание? Авва Арсений отвечал: мы ничего не почерпаем для духовного жительства из учений мира, а они подвигами стяжали свое духовное жительство 6.
[Христианское преуспеяние доставляется исполнением евангельских заповедей в самоотвержении: очевидно, что земная ученость, имеющая своим началом падение человечества, не может принимать никакого участия в деле обновления человечества Искупителем. Она делается великим препятствием в этом деле, если не будет решительно подчинена Премудрости Божией, если в дело спасения человеков, в дело Божие, внесем свое тлетворное начало, свой дух гордыни и вражды на Бога].
8. Брат просил авву Арсения дать ему наставление. Старец сказал: всеусильно подвизайся, чтоб внутренним твоим деланием по Боге побеждено было все внешнее 7.
[Внутреннее делание есть тоже душевное делание. Оно состоит: во внимательной молитве устной и умной, в плаче сердца, в памятовании смерти, в самоукорении, в сознании и исповедании греховности своей, и в тому подобных деланиях, совершаемых подвижником внутри души, в самом себе].
9. Сказал авва Арсений: если взыщем Бога, то Он явится нам, - и если будем удерживать Его в себе, то Он пребудет с нами 8.
[Изречение - из возвышеннейшего иноческого подвига! оно знаменует, что истинным подвигом должно привлечь в себя благодать Божию, и получив ее, удерживать ее в себе истинным подвигом. Предавшиеся лености и беспечности по получении благодати утратили ее].
10. Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это - дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии 9.
11. Поведали о некотором брате, приходившем в Скит с целию увидеть авву Арсения, следующее: брат этот пришел в скитскую церковь и убедительно просил священнослужителей, чтоб доставили ему возможность видеть старца. Они сказали ему: побудь здесь некоторое время, и увидишь его. Брат отвечал: я не вкушу никакой пищи прежде, нежели увижу его. Тогда священнослужители послали одного из скитских братий проводить странного брата до келлии старца, которая находилась в весьма дальнем расстоянии от скитской церкви. Достигши келлии и постучавшись в двери, они вошли в келлию; приветствовав старца, сели, и сидели долго, пребывая в молчании. Наконец скитский брат сказал: я ухожу, - помолитесь о мне. Странный брат не осмелился начать разговора со старцем и сказал скитскому: и я иду с тобою. Они вышли оба вместе, и попросил странный брат скитского: отведи меня к авве Моисею, который вступил в монашество из разбойников. Когда они пришли к авве, то он принял их очень приветливо, преподал им мудрое и святое наставление, - отпустил, выразив великую любовь. Тогда скитский брат сказал страннику: вот! я водил тебя к чужестранцу и к Египтянину: который из двух тебе понравился более? Он отвечал: однако Египтянин мне пришелся более по сердцу. - Некоторый из Отцов, услышав это, помолился Богу, говоря: Господи! открой мне тайну дела: один убегает всех ради имени Твоего, а другой принимает всех ради Твоего имени. И вот! в видении явились ему два великие корабля на обширных водах. В одном корабле он видел авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия с ним, а в другом авву Моисея, плывущего в обществе Ангелов, которые питали его медом, истекавшим из сотов.
[Таково было свидетельство Божие о истинно безмолвствующем иноке].
12. Сказал авва Марк авве Арсению: по какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками.
[Когда иноку усвоится его делание, и соделается его существенною необходимостию, тогда он не имеет возможности перейти к другому деланию, хотя бы это другое делание имело свое духовное достоинство. Оставление усвоившегося делания - как бы оставление жизни].
13. Однажды некоторые Отцы пришли из Александрии к авве Арсению для свидания с ним. Один из них был дядя старшего Тимофея, архиепископа Александрийского, прозванного нестяжателем. Авва Арсений был тогда болен и отказался от свидания, опасаясь, чтоб и другие не начали приходить и беспокоить его; в то время он находился в каменистой горе Тройской. Отцы возвратились, огорченные. За этим последовал набег варваров; старец оставил гору и перешел для жительства в Нижний Египет. Услышав это, отцы опять пришли для свидания с ним. Старец принял их радушно. С отцами был брат. Этот брат сказал авве Арсению: известно ли тебе, авва, что мы приходили к тебе для посещения в Тройскую гору? Старец отвечал ему: вы после того, как я не принял вас, ели хлеб и пили воду, а я - поверь мне, сын мой - не вкусил ни хлеба, ни воды, даже не присел, но пребыл в молитвенном подвиге о вас, доколе мне не было открыто, что вы возвратились к себе благополучно. Так поступил я по той причине, что вы потрудились ради меня. Впрочем - простите меня. Посетители пошли от него утешенные 10.
[Чтоб исцелить плотское суждение о поступке духовного мужа, о поступке, который по наружности своей мог показаться резким нарушением заповеди Божией о любви к ближнему, святой Арсений поведал тайну своего поведения относительно непринятых им посетителей и бывшее ему о них Божественное откровение, из которого явствовала сила его молитвы и то исполнение заповеди, к которому способны одни Духоносцы].
14. Брат пришел к хижине аввы Арсения - это случилось в Скиту - и увидел сквозь дверную скважину старца всего как бы огненным. Брат достоин был видения. Он постучался в дверь; старец вышел и, заметив изменение в лице брата, спросил его, давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что ничего не видел. Старец, побеседовав с ним, отпустил его 11.
15. Поведал авва Арсений о некотором скитянине, великом по подвижничеству и славном по вере, но погрешавшем в ней по невежеству, следующее: Скитянин говорил, что в святом причащении мы приемлем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в святом причащении мы принимаем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию святой, соборной, апостольской Церкви. Мы веруем, что хлеб есть самое тело Христово, а в чаше - самая кровь Христова, - отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть телом, но так как Господь сказал о хлебе: сие есть тело Мое, то мы веруем, что хлеб есть истинное тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия. Также и старцы, пришедши в хижины свои, молили Бога в течение всей недели об этой тайне, и говорили: Господи Иисусе Христе! открой об этой тайне старцу, чтоб он не пребывал в неверии и не погубил труда своего. И послушал их Бог. По прошествии недели они пришли в церковь, сели все трое на одной циновке, и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал младенца; кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, - Ангел резал младенца на малые части. Когда приступили к принятию святых тайн, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что хлеб есть тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось хлебом по обычаю таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл тело Свое видом хлеба, а кровь видом вина. Два старца возблагодарили Бога, не попустившего подвигу третьего старца сделаться тщетным 12.
16. Когда настало для аввы Арсения время кончины, тогда братия, бывшие при нем, увидели, что он плачет. Братия сказали ему: отец! неужели и ты страшишься? Он отвечал: страшусь! Страх, ощущаемый мною в настоящий час, пребывал со мною с того времени, как я сделался монахом.
17. Сказывали об авве Арсении, что он постоянно имел платок на коленях в то время, как сидел за рукоделием, по причине слез, падавших из очей его.
18. Блаженной памяти архиепископ Феофил пред тем, как ему умереть, сказал: блажен, авва Арсений! ты всегда имел пред взорами твоими этот час 13.
__________________
1 Четьи Минеи, житие преподобного Арсения Великого, мая в 8-ой день.
2 Достопамятные Сказания, главы 4, 18 и 20.
3 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
4 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Алфавитный Патерик.
12 Алфавитный Патерик, Пролог, апреля в 3 день. - Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыне близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, Архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в чаше были тело и кровь Христовы. Когда ему преподаны были тайны, - он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему святые тайны.
13 Patrolog. pag. 861, cap. 5.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

(Минея май. Часть 1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002;
Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым).

Похожие публикации