Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

О пользе почвы детям. Перевернутый класс селезневой елены: почва. Загрязнение окружающей среды почвы

Конспект занятия на тему «Почва»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о почве, как о среде обитания организмов и необходимом условии жизни растений.

Закрепить знания детей о видах почв: песчаная, глинистая, чернозем и ее основном свойстве – плодородие.

Дать детям понятие о том, что почва явилась результатом превращения тепла и света, формировать основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее обитателям.

Развивать познавательный интерес у детей, смысловую деятельность, рассуждать, делать выводы.

Словарная работа: песчаная, глинистая, чернозем, плодородие, лаборатория.

Предшествующая работа: Игры с песком, лепка из глины, чтение сказки “Лежач-Камень”; “Волшебная кладовая”. Посев овса в разные виды почв, наблюдения. Уход за комнатными растениями. Опыт на выявление воздуха в почве.

Оборудование: фартуки, клеенка, совки воронки, лейки, лупы.

Ход занятий

Сегодня мы с вами поиграем в игру, научных сотрудников (ученых). Мы проведем научный совет (это когда ученые люди собираются и все вместе обсуждают одну тему), по итогам, проведенной работы, т.е. о почве.

Что такое почва? Почва – это вертикальный слой земной коры, главное свойство –плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений, снабжать водой и минеральными слоями.

У нас с вами три лаборатории, мы уже в них работали.

Лаборатория – занималась с песчаной почвой, (больше песка в почве).

Лаборатория – с глинистой (глины).

Лаборатория – с черноземом (больше перегноя). Попросим 1 лабораторию рассказать о своих наблюдениях, о результатах посева овса.

2 лаб. и 3 лаб.

На какой день пророс овес?

Как ухаживали?

Почему результат ростков не одинаков?

От чего это зависит? (от почвы)

Сделаем небольшой перерыв. Физкультминутка.

Возвращаемся в лабораторию и переходим к практической работе. Теперь необходимо выяснить, почему в почвах в разное время взошли ростки.

Что необходимо для роста растения? (тепло, влага, свет). Давайте проведем опыт.

Три стеклянные банки в каждой одинаковое количество почвы. Налить одинаковое количество воды и засечь время (песочные часы). Сделать вывод: почему вода быстро прошла через песчаную почву и не прошла через глиненную и медленно через чернозем. Чернозем – это комочки земли (больше перегноя). Песок – мелкие песчинки. Глина – плотная, пластичная. Взять комочки почв и бросить в воду, в какой баночке больше пузырьков. Что это?

Воздух. А сейчас с помощью волшебной палочки мы превращаемся в гномов, и посмотрим каких обитателей можно встретить.

Загадка: Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живет

Когда ползет

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(дождевой червяк).

Красивый темный жук -

Помощник он и друг.

(жужелица).

Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.

Жужелица – рыхлит почву.

Бактерии – это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются – показать.

А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.

Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель – растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.

На огороде сажаем овощи в черноземную почву – так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.

В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.

Черноземная почва – самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)

Нужно беречь и ценить чистоту земли – матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.

Вспомним народные изречения.

Земля – заботу любит.

Без хозяина земля – сирота.

Возвращая земле долг – будет толк.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Накорми землю – она покормит тебя.

В поле свез навоз – с поля хлеба воз.

Посмотрите, вы узнали это дерево! (плакат)

Береза. Она сейчас одинокая. Давайте совершим небольшое волшебство.

У меня есть листочки каждый, кто возьмет их в руки сразу придумает доброе слово и пожелает березке (полить, окопать, обрезать сухие ветки…)

Сухое деревце (береза) от заботы и доброты стало “счастливым” зазеленело, повеселело.

Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель : Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой .

Задачи :

Образовательная : Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений , рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Развивающие : развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная : воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа : Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки) . Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия .

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой . Что такое почва ?

Всезнайка : Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие . Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Ответы детей :

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу ?

Ответы детей : Да они рыхлят почву .

Всезнайка : Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода. Давайте проверим : бросаем в банку с водой комок почвы . Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка : Из чего состоит почва ?

Ответы детей :

В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет .

(Показ макета со слоями состава почвы .)

Всезнайка : Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ : детей : глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной - рыхлый

Практическая деятельность детей : воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка : В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей : (рыхлой мягкой)

Всезнайка : В плотной почве не хватает воздуха , воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка : А есть ли вода в почве ? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне , образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы , когда греет солнце.

Всезнайка : Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Физминутка :

Всезнайка : Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот , кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

(Собрать мусор)

Худ слово : Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы ?

Ответы детей : Нет

Всезнайка : Как почва нас кормит ?

Ответы детей :

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят :

Дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

Представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

Без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях - газообразном, твердом, жидком (вода)

Плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва )

Всезнайка : Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления) . Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.

Марина Судовская
Занятие с детьми старшей группы по теме: «Удивительная почва»

Цели :

Продолжать знакомить детей с почвой , ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

Закреплять умения выделять свойства почвы , выяснять, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь (умение анализировать, обобщать, делать вывод) .

Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Предварительная работа :

Игры детей с песком, лепка из глины.

Труд на огороде, в цветнике.

Уход за растениями в уголке природы.

Чтение :

Н. Сладкова "Земля солнечного огня"".

Н. Рыжова "Почва - живая земля ".

Материал :

Комочки сухой почвы .

Емкости с песком, глиной, черноземом, водой. Семена фасоли.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, сковорода.

Таблица "Почва ".

Активизация словаря : почва , чернозем.

Литература :

1. М. Костюченко "Экспериментируем". - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2006, № 8. с. 27.

2. «Дети экспериментируют» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2004, № 8, с. 29;

2007, №6, с. 13.

3. «Опыты с почвой » . - Ж-л «Дошкольное воспитание» . 1998, № 4, с. 57.

4. «Знакомство с подземным царством» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» , 1997, № 7, с. 23.

5. «Опыты с песком и глиной» . - Ж-л «Обруч» , 1998, № 2, с. 18.

Ход занятия

В. - Отгадайте загадку :

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.

Д. - Это - земля.

В. - Сегодня на занятии мы будем говорить о почве .

В. - Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д. - Земля кормит и поит растения.

Д. - Земля нас кормит.

В. - Как она нас кормит?

Ответы детей.

В. - А как нас земля радует?

Д. - Земля нас радует цветами, зеленой травой.

В. - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой . Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной . В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва ? Д. - Почва называется глинистая.

В. - Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем ?

В. - Посмотрим на картинку "Строение почвы ".

В. - Какого цвета верхний слой земли?

Д. - Верхний слой земли темного (черного) цвета.

В. - Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

В. - Какого цвета следующий слой земли?

Д. - Желтого.

В. - Как вы думаете, что это? Д. - Это - песок.

В. - Каким цветом изображена вода?

Д. - Вода изображена голубым цветом.

В. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. - Глина изображена оранжевым цветом.

В. - На таблице еще изображены подземные жители.

В. - Кто живет в земле?

Д. - В земле живут черви, кроты, жуки.

В. - Мы с вами сейчас побудем жителями подземной страны.

Физкультминутка.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб растеньям на земле

Лучше всем рослось.

Под землею крот живет

Роет ямки, ищет ход.

Чтоб земля дышала

Пищу нам давала.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В. - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок - три мешочка волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей - матушкой.

Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли (чернозем, песок, глина) . Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек, который темнее.

В. - Какого она цвета?

Д. - Земля черная.

В. - Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В. - Скажите, что вы увидели?

Д. - В комочке есть трещинки.

В. - Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д. - Корешки, травинки, палочки, сухие листья, камешки и т. д.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

В. - В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Выразите свое мнение с тов : да - красный, нет - синий. Давайте проверим. Возьмите в руки комочек он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. - Что вы наблюдаете?

Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. - Это воздух поднимается из воды.

В. - Где же был воздух?

Д. - Воздух был в комочке земли.

В. - Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. - Ребята, сделайте вывод : что мы установили при проведении опыта.

Д. - В земле есть воздух.

В. - Обозначьте магнитом результат опыта. Многие ребята оказались правы, молодцы.

Опыт № 2. Есть ли в земле вода?

В. - Итак, мы убедились, что в земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

Выразите свое мнение с помощью магнитов.

В. - Предлагаю ваше мнение проверить с помощью опыта.

В. - В чистую сухую сковородку я положила комочек? Сейчас я зажгу свечку, и буду держать сковородку с землей на огне.

В. - Что происходит?

Д. - Она согревается.

В. - Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко. Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. - Что произошло со стеклышком?

Д. - Стеклышко запотело.

В. - Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

Д. - Это вода.

В. - Сделайте вывод - есть вода в земле или нет?

Д. - Вода в земле есть.

В. - Изменяется ли цвет земли после дождя?

Д. - Изменяется.

В. - Каким становится цвет?

Д. - Темным, черным.

В. - Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели? (чернозем) . Почему он нужен растениям? (в земле есть разные частички и вода, - это питательные вещества для растения, в земле есть воздух, чтобы растение дышало). Правильно, это мы увидели при проведении опытов.

А теперь отдохнем. Физкультминутка.

В. - Исполним хоровод "Земелюшка - чернозем".

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит более светлая земля. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите, из чего она состоит.

Д. - Из очень мелких зернышек-песчинок.

В. - Какие песчинки?

Д. - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (белые, желтые - в зависимости от разновидности песка) .

В. - Похожи ли песчинки друг на друга? Чем похожи или чем отличаются?

В. - Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. - Лежат отдельно.

В. - Пересыпьте землю в стаканчик. Легко ли она сыплется? О чем говорят «сыпучий» ? (о песке) . Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели?

В. - Рассмотрите третий комочек. Видны ли отдельные частички?

В, - Можно ли сказать, что частички прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

В, - Возьмите в руки комочек. Что с ним можно делать?

Д. - Лепить, похож на пластилин.

В. - Это - глина. Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели.

Практическая деятельность детей.

В. - Ребята, подойдите к столам (по три человека) . На каждом три стаканчика с разной землей. Что в стаканчиках?

Д. - В одном стаканчике - песок, в другом - глина, в третьем - чернозем.

В. - Вам нужно посадить фасоль в стаканчики. Как вы это будете делать? Аня, расскажи, как ты будешь сажать фасоль?

Д. - Я сделаю луночку с помощью палочки, положу фасоль в землю, закопаю, а потом полью.

В. - Приступайте к работе. Молодцы, все справились, полили фасоль. А кто из вас был внимательным и заметил, как проходит вода через песок, глину, чернозем.

В. - Где быстрее впиталась вода?

Д. - Песок сразу намок (хорошо пропускает воду, чернозем пропустил воду не сразу (хуже, чем песок, а глина совсем не пропустила воду.

В. - Значит, песок пропускает воду лучше. А почему? Кто может объяснить? Ответы детей.

В. - Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички чернозема и глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. - Теперь мы поставим стаканчики на окно и будем ухаживать за посадками. Что будем делать? (поливать, рыхлить) . А как будет расти фасоль в разной земле, мы с вами будем наблюдать и делать зарисовки. Я думаю, что результат будет разный.

В. - Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Вспомните их.

Дети называют :

Поле труд любит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю пахать не в бабки играть.

Земля любит навоз, а лошадь овес.

Земля не родит - никто не наградит.

В. - Да, ребята, а еще народ говорит «земля-матушка» , сравнивая с мамой - самым дорогим для каждого человеком.

Итог занятия . Вам понравилось сегодня заниматься? Что нового вы узнали на занятии ? О чем бы вы рассказали своим родителям?

Природа наградила наш мир почвой, которая является основополагающим критерием существования всего живого на Земле. Из почвы мир получает все жизненно необходимые элементы. Именно поэтому ее нужно оберегать, удобрять и избавлять от негативных факторов.

Почва в природе

Почва является одной из главных составляющих педосферы - геофизической оболочки планеты.

Основной функцией почвы, как отдельного элемента в природе, является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому - различным микроорганизмам, экосистемам, растениям, животным, человеку.

Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов - воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.

Пример: 1) растение в горшке с песком; 2) растение в горшке с глиной; 3) растение в горшке с почвой

Почва является не только необходимым условием для жизни на Земле, но и также следствием этой жизни.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира. Примером такой деятельности является использование человеком огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф - все это следствие фотосинтетических процессов.

Почва играет большую роль в природе. Она обеспечивает безостановочное взаимодействие геологического и малого биологического обмена веществ. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Почва регулирует различные процессы, происходящие в природе. Одним из них является биосферный процесс. Роль почвы в этом процессе - стабилизация плотности и продуктивности всего живого на Земле.

Земельные ресурсы в жизни человека

Земельные ресурсы - земли, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Земельные ресурсы определяются по нескольким критериям. Огромную роль играет рельеф определенной местности. Он может быть удобен, не удобен или непригоден для осуществления конкретной деятельности. Равнинные территории подходят для взращивания культурных пород или определенной обработки. Горная и бугристая местность не достаточно удобна для орошения или удобрения растительных пород. А есть территории, на которых невозможно заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью - расчлененные овраги, каменистые возвышенности, болота и другие.

Плодородие земельных ресурсов также важно для осуществления человеческой деятельности. Хороший почвенный покров сможет напитать все растения достаточным количеством необходимых веществ и элементов.

Почва и земельные ресурсы играют важную роль в жизни человека. Именно из почвы мы получаем все необходимое для жизни - пищевые ресурсы.

Земельные ресурсы помогают в осуществлении сельскохозяйственной деятельности и лесоводства. Также земля является источником строительных материалов, благодаря которым строятся современные сооружения.

Загрязнение окружающей среды почвы

Практически каждый вид деятельности человека наносит огромный вред почвенному покрову. Промышленные отходы черных и цветных металлов, отходы химической промышленности, органические химические соединения, продукты неорганической химии - все это сказывается на качестве почвы и земельных ресурсов.

Предприятие, не устанавливающие очистительные фильтры, выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, золу, дым, сульфаты и нитраты.

Предприятия, занимающиеся простым органическим синтезом, оставляют отпечаток на почве. Они выбрасывают технологические отходы, которые не перерабатываются в условиях естественной среды.

Производство высокомолекулярных соединений сказывается на состоянии почвы. При осуществлении подобной деятельности в природу попадают мономеры, катализаторы, растворители, стабилизаторы, пластмасса, резина и другие вещества, загрязняющие окружающую среду почвы.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Похожие публикации