Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Образ русской женщины в поэзии некрасова. Женские образы в произведениях Н.А. Некрасова

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», – с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться.
Вторая – быть матерью сына-раба,
И третья – до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины – наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки – «отцветать, не успевая расцвесть» – поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны – героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
Матрена Тимофеевна – женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная.
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью.
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза – значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото

Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

…я только не послушалась.
Судила я по-своему.
Коли терпеть, так матери.
Я перед богом грешница.
А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

Содержание некрасовской лирики весьма многообразно: долг гражданина, поэт и поэзия, петербургские «углы», любовь, душевные драмы, народные заступники и народные враги, судьба народа и судьбы людей из народа. Но особое место в поэзии Некрасова занимает тема женской доли. Хотелось бы отметить, что образ женщины - один из самых трогательных в некрасовской лирике.
По-моему, если в других случаях любовь к народу у поэта двойственна (сопро-вождается и сочувствием поэта и его негодованием по поводу бездейственности народа относительно собственной участи), то женские образы сливаются у Некрасова в единый образ - прекрасной, но поставленной судьбою в невыносимые условия, женщины.

Обратившись к стихотворениям Некрасова, мы видим, что автор, создавая женские образы, неизменно сопрягал их с суровой долей, горькой участью. Некрасов глубоко сочувствовал трудному положению женщин в современной ему России:

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил...

В стихотворении «Вечерний день, часу в шестом...» предметом внимания поэта стала сцена истязания молодой крестьянки. Некрасов одновременно и глубоко возмущен картиной увиденного и в то же время восхищен мужеством простой женщины, которая не издала не единого стона. Поэт призывает Музу не быть безучастной наблюдательницей унижения женщины. В последних строках стихотворения автор обращается к Музе:

И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Тема женской доли в творчестве Некрасова представлена широко: поэт охватывает разные стороны жизни женщины, рисует различные женские образы. Неизменным остается одно - жестокость и несправедливость общества по отношению к женской судьбе. Так, в стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт говорит о великом горе несчастной матери, единственного сына которой забрали в солдаты здоровым, крепким парнем «богатырского сложения», а вернули назад калекой. Ваня медленно умирает на руках матери, горе которой неисчерпаемо:

Мало слов, а горя реченька. Горя реченька бездонная!...

Орина - обычная крепостная женщина, она абсолютна бесправна, и все, что ей остается - до конца своих дней скорбеть о сыне. Такое положение женщины не может не волновать Некрасова, и он неустанно поднимает в своей лирике тему страдания простой женщины, униженной и оскорбленной. Обратившись к стихотворению «Забытая деревня», мы видим обездоленную бабушку Ненилу, напрасно ожидающую милости барина, девку Наташу, которая не может выйти замуж за любимого без позволения помещика. Один барин умирает, его сменяет другой, но никаких изменений эти перемены в народной жизни не приносят:

Умерла Ненила...
И сама Наташа свадьбой уж не бредит...

Полное бесправие может не только лишить женщину любимых людей. Крепостная женщина оказывается в полной зависимости от хозяев, и только в их власти ее судьба. В стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает о том, как по барской прихоти ломается судьба двух людей: Груши, воспитанной вместе с барышней и как барышня, и женившегося на ней ямщика. Грушу, как надоевшую забаву, вернули на «свое место», выдав замуж за простого мужика. Она же не привыкла к тяжелой работе и крестьянской жизни. Груша, видимо, долго не выдержит, и ее ждет скорая смерть. Таким образом, крепостное право не дает женщине право выбора, и Некрасов гневно осуждает рабство.

Однако не только крепостная зависимость становится причиной изломанных женских судеб. На хрупкие женские плечи сваливается и вся тяжелая работа по дому, и забота о детях. Сопровождается все это побоями мужа и измывательствами свекрови. При этом такая судьба предопределена крестьянке с рождения. В стихотворении «Тройка» Некрасов именно об этом говорит молодой девушке, мечтательно засмотревшейся на проезжающего мимо корнета. Он говорит, что красота девушки от тяжелой и непосильной работы «отцветет, не успевши расцвесть», что будет ее бить «муж-привередник», а свекровь гнуть «в три погибели».

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов говорит о том, что главной героине поэмы Дарье, как и любой крестьянке, выпали в жизни три доли:

И первая доля: с рабом повенчаться. Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гробу рабу покоряться...

Похоронив мужа, героиня не может себе позволить предаваться горю - на ее плечах лежит вся работа, которая без мужа стала более непосильной. Дарья едет в лес за дровами, так как дома у нее сидят замерзшие дети. Ей суждено замерзнуть в зимнем лесу, и только перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой.

Образ Дарьи очень близок другому образу некрасовской лирики - Матрене Тимофеевне. Кажется, что судьба героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сло-жилась более счастливо, чем у Дарьи. Однако дальнейшее повествование являет нам всю ту же картину беспросветной жизни. Вначале - недолгая радость детских лет, короткое девичество, затем замужество и печальная участь младшей невестки в доме свекрови. Горе словно идет по пятам Матрены Тимофеевны - смерть первенца, голодный год, рекрутчина, отнявшая мужа, - все это пришлось пережить героине. Остается одно - терпеть:

Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правды не найти.

Автор показывает величие этой женщины, силу ее характера и души. Матрена Тимофеевна не желает мириться с несправедливостью и поэтому борется за своего мужа, спасая его от солдатчины. И все же она глубоко несчастна, так же, как и Дарья, и как Орина, так же несчастна, как и все остальные женщины, которых изображает в своих стихотворениях Некрасов.

Женщина в поэзии Некрасова предстает во всем многообразии переживаний, с удивительной душевной красотой. Изображаемая поэтом женская участь - это обвинение существующему строю и жизненному укладу России.

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное. Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях.

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая, - княгине Волконской.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Введение

Образ женщины всегда привлекал внимание читателей и ценителей русской классической литературы.

Героини Николая Алексеевича Некрасова обладают самыми разнообразными характерами со всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно, украшающие её. Это и практичные женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть их. Это и готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им слово любви, это кокетки, играющие чужой любовью, это страдалицы, безропотно угасающие под гнетом, и сильные натуры. Кто-то из них способен преодолеть все тягости и невзгоды, а кто-то уже не находит сил для дальнейшей жизни.

Каждый раз, создавая образ женщины, Некрасов пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества, и каждый раз открывал для себя что-то новое. Его героини всегда колоритны и как нельзя более естественны. Они не просто существуют в литературе, они живут на страницах написанных им произведений.

Проблематика: почему образ русской женщины в лирике Николая Алексеевича Некрасова - это всегда трагический образ женщины сильной, волевой, но глубоко несчастной?

Объект исследования: стихотворения и поэмы Н.А. Некрасова.

Предмет исследования: женскиеобразы в лирике Н.А. Некрасова

Цель работы: выявление особенностей изображения русской женщины в лирике Николая Алексеевича Некрасова

Задачи:

1. ознакомиться с биографией Н.А. Некрасова;

2. проанализировать отдельные эпизоды поэм и стихотворения Николая Алексеевича Некрасова;

3. охарактеризовать каждый из женских образов;

4. выявить средства художественной выразительности в обрисовке женских образов.

Данное исследование может расширить представление современного читателя о судьбе русской женщины XIX века.

1. Теоретическая часть

1.1 Николай Алексеевич Некрасов - поэт женской судьбы

Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. О ней он пишет всегда с глубоким искреннем чувством. Это подтверждают такие произведения поэта, как стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…», эпизоды из поэм «Кома на Руси жить хорошо» и «Мороз, красный нос».

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины. Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, отдохнуть и повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна, собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентяям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадание к людям. Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает её способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью переселить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» «из сил выбивается», чтобы был сыт её ребенок. Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна Корчагина, «многострадальная мать».

Чтобы лучше раскрыть образ русской женщины-страдалицы, любящей матери и влюбленной особы необходимо раскрыть несколько образов женщин в лирике Н.А. Некрасова.

1.2 Образ матери в лирике Николая Алексеевича Некрасова

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не часто, и до Н.А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью.

До нас дошло немного свидетельств о взаимоотношениях поэта с матерью, которые говорят о том, что Некрасова связывало с ней чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой».

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.

В произведениях Некрасова нашли отражение образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская - жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, - отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но, в конечном счете, она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Образы матерей-крестьянок отражены во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее, поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны…», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

1.3 Образ крестьянки в лирике Николая Алексеевича Некрасова

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное. Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях.

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая, - княгине Волконской.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

1.4 Образ возлюбленной в лирике Николая Алексеевича Некрасова («Панаевский цикл»)

Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются «Крестьянские дети», «Женщины в Русских селеньях» и прочие произведения гражданской лирики. Тем не менее, при пристальном изучении любовной лирики Некрасова, а также его жизненного пути, выясняется, что Николай Алексеевич, как и многие другие поэты и творческие люди, был очень любвеобилен. Страстная натура, постоянно находящаяся в творческом поиске, нуждающаяся в музе, соратнице и друге - таким был поэт и, соответственно, в этом же русле развивалась и любовная лирика Некрасова.

Любовь безумную, страстную, всесжигающую, воплощением которой в жизни Некрасова стала непревзойденная, томная и знающая себе цену, Авдотья Панаева, которой он посвятил целый цикл своих стихотворений. Она была его единственной музой. Любовная лирика Некрасова, написанная для Авдотьи и об Авдотье, не знает себе равных среди любовной лирики других мастеров пера. Он безумно любил ее, был готов ради нее на все. Любовная лирика Некрасова, посвященная Панаевой, целиком и полностью автобиографична - поэт просто переносит на бумагу то, что бушует и бесится в его душе.

Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…». Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева.

Обращенные к Панаевой стихи - это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.

Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.

Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

В некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности.

2. Практическая часть

2.1 Своеобразие Некрасовского метода в обрисовке женских образов

Основным мотивом скорбной по общему тону поэзии Некрасова является любовь. Это гуманное чувство впервые сказывается в обрисовке образа родной матери поэта; трагедия ее жизни заставила Некрасова особенно чутко отнестись вообще к судьбе русской женщины.

Содержанию стихов соответствовала и особая творческая манера Некрасова. В его стихах - сочетание прозаической, разговорной лексики с фольклорно-песенной. Очень часто встречается интонация плача, которая и явилась тем новым, что внес Некрасов в русскую поэзию. Протяжности и певучести стиха Некрасов добивался использованием трехсложных размеров - дактиля, амфибрахия и анапеста.

Для стихотворений Некрасова характерно многоголосье, когда стихотворения пишутся от лица разных героев. В зависимости от социального происхождения персонажа стиль, язык и интонация стиха меняется. Это позволяет говорить о наличии речевой характеристики героев в лирике Некрасова, не менее выразительной, чем в русском реалистическом романе.

русский женщина мать некрасов

2.2 Афористичность языка, лиризм, патетика

Многие строки Некрасова стали крылатыми выражениями: «Бывали хуже времена, но не было подлей», «Вот приедет барин - барин нас рассудит», «Сейте разумное, доброе, вечное».

Произведения, изученные для создания данного проекта, так же отличаются особой афористичностью. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», разлетевшаяся на цитаты, наиболее точно раскрывает образ крестьянки: «Осанистая женщина, широкая и плотная…», «По мне обиды смертны Прошли неотплаченные», «Ключи от счастья женского…У бога самого!». В наши дни данные выражения используются для описания женщин с сильным характером, которые выдерживают все жизненные испытания.

В каждой строчке любого стихотворения, описывая образ героини и события, происходящие вокруг неё, Некрасов использовал огромное количество тропов. Самыми популярными из них являются сравнения, метафоры и эпитеты. Если говорить о художественных приемах, использованных для создания этого образа, то достаточно большое внимание Некрасов уделил инверсии, градации и портрету. Важно заметить, что образ возлюбленной - это прототип действительной любви поэта. Поэтому Некрасов не просто наделил всевозможными приемами и тропами свой образ, а вложил в него душу. Именно поэтому он является одним из самых лиричных женских образов, созданных Николаем Алексеевичем.

Эмоциональная окрашенность - третья характеристика, используемая Некрасовым для описания женских образов. Но степень её выразительности различна. Наиболее ярким женским образом явился образ матери. Душевное состояния поэта помогло сделать этот образ таковым.

Патетичность данного образа поэт передает при помощи различных художественных приемов: в конце предложений употребляет большое количество многоточий и восклицательных знаков - автор дает читателю возможность проникнуться и почувствовать то, что, в первую очередь, чувствует мать.

Ни мать, ни крестьянка не считаются образами, наделенными лиризмом. Автор заставляет думать над их судьбой и жизнью, а не показывает её только со стороны душевных переживаний.

2.3 Сравнение образов

Для сравнения были изучены самые яркие произведения, дающие полное представление в раскрытии женских образов.

2. использование фольклора играет одну из основных ролей в раскрытие образов, так как элементы устного народного творчества присутствуют в каждом проанализированном произведении;

Для того чтобы установить какой из образов содержит в себе больше афористичности, лиризма и патетики, был проведен анализ использования автором тропов, художественных приемов, фольклора. Получены следующие данные:

1. наибольшее количество эпитетов и метафор встречается в раскрытии образа крестьянки и возлюбленной;

3. фольклорные жанры имеют значение в раскрытии образов крестьянки и матери; в раскрытии образа возлюбленной они не имеют большого значения;

4. каждый из образов имеет свои детали, свой портрет, различное количество восклицаний и многоточий, что значительно отражается на раскрытии читателем какого-либо образа;

5. Использование различных тропов, не повторяющих друг друга в описании образов, указывает на своеобразие обрисовки женских образов поэтом.

Заключение

На основании практического анализа женских образов в лирике Николая Алексеевича Некрасова можно сделать следующие выводы:

· наиболее афористичным является образ крестьянки;

· образ возлюбленной является одним из самых лиричных женских образов, созданных Некрасовым;

· наибольшую патетичность содержит образ матери;

· образы крестьянки, возлюбленной и матери неразрывно связаны между собой, так как в совокупности составляют идеал русской женщины XIX века.

Образ крестьянки

Образ возлюбленной

Образ матери

Один из самых афористичных образов в русской литературе XIX века и самый афористичный образ у Николая Алексеевича Некрасова.

Наделен лиризмом, как никакой другой некрасовский образ.

Патетика-то, что определяет и раскрывает читателю образ матери Николая Алексеевича Некрасова.

Присутствует патетика, но не ярко выраженная, практически отсутствует лиризм в образе.

Менее афористичен, чем образ крестьянки - патетичней, но не более чем образ матери.

Более лиричен, чем образ крестьянки, но афористичность языка не прослеживается.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002

2. Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. - М.: АСТ, 2002

3. Г.А. Обернихина, И.А. Биккулова, И.М. Лейфман - профильный уровень литература. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011

Размещено на сайт

Подобные документы

    Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы "Дедушка Мазай и зайцы".

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

    реферат , добавлен 28.01.2007

    Изучение детства, годов учебы в гимназии и взаимоотношений в семье Николая Алексеевича Некрасова. Описания его нелегкого пути в литературу. Петербургские мытарства. Влияние детских и юношеских годов на поэзию. Поэтическое завещание. Лучшие стихотворения.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Творчество русского писателя, поэта, прозаика и драматурга Николая Алексеевича Некрасова. Учеба в Петербургском университете. Начало литературно-журнальной деятельности. Работа в журнале "Современник". Приобретение прав на издание "Отечественных записок".

    презентация , добавлен 21.02.2011

    Изучение жизненного пути русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Описание детских и юношеских годов, отношений между родителями, учебы в гимназии и университете. Первые пробы пера. Работа в журнале "Современник". Литературное наследие писателя.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала "Современник".

    презентация , добавлен 30.10.2013

    Некрасов - народный поэт. Поэт страдания. Краткие биографические сведения. Своеобразие лирики. Тема народных страданий. Образ женщин в лирике. Тема любви. Воспоминания современников о Некрасове. Вклад Некрасова в русскую литературу.

    реферат , добавлен 09.11.2006

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности Эдгара По. Анализ отношений писателя с женой и их влияния на его творчество. Женские образы в произведениях "Береника", "Морелла", "Лигейя", "Элеонора". Обзор фантастического мира лирики писателя.

Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём сочинении я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина.

Так, стихотворение «Я не люблю иронии твоей», написанное предположительно в 1850 году, посвящено Авдотье Панаевой, жене друга Некрасова Ивана Панаева. Отношения поэта и Авдотьи Панаевой длились почти двадцать лет, хотя так и не приобрели официального статуса. Связь между влюблёнными включала в себя как периоды безоблачного счастья, так и моменты бурного выяснения отношений и даже временного охлаждения. Одно можно сказать несомненно: Авдотья Панаева на долгие годы стала музой Некрасова. Только так называемый «Панаевский цикл» содержит одиннадцать произведений, но также существуют и неизданные стихотворения. Почти не сохранилось исторических данных об отношениях Некрасова и Панаевой, поэтому данный цикл представляет собой интерес как реальная история отношений двух людей, он отражение пережитого и выстраданного.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» можно назвать пророческим: отношения лирических героев – это проекция отношений самого Некрасова с Авдотьей Панаевой. Лирический герой, будучи влюблённым, уже предчувствует неизбежную разлуку с героиней:

Стихотворение наполнено трагизмом, хотя, как пишет автор, и героиня, и герой ещё полны любви. Она пока стремится продлить свиданье, а в нём кипят ревность и мечты, но за всем этим уже стоит призрак неминуемой «развязки». Несмотря на то, что перед нами признание героя, его чувства, мы вполне можем представить себе героиню. Первая строка стихотворения «Я не люблю иронии твоей» даёт нам повод думать, что героиня – женщина, знающая себе цену, которая позволяет в своём общении с мужчинами насмешку, игру. В стихотворении намечается образ загадочной женщины, любящей героя и одновременно терзающей его.

Мотив разлуки главный и стихотворении «Прощание», где герой признаётся, что его разрыв с героиней была преждевременным. И хотя казалось, что не будет муки в «последнем роковом «прости»», это расставание оказалось смертельным для сердца героя:

Образ женщины, терзающей героя, получает развитие и в других произведениях «Панаевского цикла». Например, «Так это шутка? Милая моя…», где герой плачет над «рассчитанно-суровым», коротким и жестоким письмом героини.

Но одновременно в стихах, посвящённых А. Панаевой, мы видим: их героиня и глубоко несчастная женщина. Так, в произведении «Тяжёлый крест достался ей на долю» мы слышим признание героя о том, что его возлюбленной досталась непростая судьба: страдать, притворяться, молчать и не плакать. Тот, кому она отдала весь жар своих чувств, стал не только радостью, но и бесконечной болью, стал её палачом:

В стихотворении «Тяжёлый год - сломил меня недуг» герой также молит героиню выслушать его, не обвинять несправедливо, он уверяет её, что он не губитель, но друг:

Абсолютно другой образ женщины мы встречаем в стихотворении «Тройка». Главная героиня здесь – девушка-крестьянка. Произведение имеет двухчастную композицию. В первой части Некрасов описывает юную красавицу с «чёрными, как ночь» волосами, румяными щеками и лукавыми глазами. Один взгляд такой девушки способен «старика разорить на подарки», а в сердце юноши зажечь пожар любви. Девушка жадно смотрит на дорогу в надежде, что проезжающий молодой корнет влюбится в неё и увезёт с собой. Во второй же части автор описывает истинную судьбу молодой крестьянки. После привольной жизни у родителей её ожидает прозябание с «неряхой-мужиком», который будет её бить, а также с ненавистной свекровью, гнущей невестку в «три погибели». Удел крестьянской женщины – «нянчить, работать и есть». Всё стихотворение построено на контрасте:

Некрасов вполне реалистично изобразил судьбу крестьянской женщины, вся жизнь которой представляет собой череду бесконечных домашних дел, похожих не «непробудный сон», поэтому очень скоро вместо радости и движенья на лице появляется выражение постоянного испуга и «тупого терпенья». Заканчивается стихотворение печально: автор советует девушке заглушить в сердце тоскливую тревогу и не смотреть вслед мчащейся тройке, потому что не верит в счастливую судьбу молодой крестьянки.

Трагичной судьбе крестьянки также посвящено стихотворение «В дороге». Произведение представляет собой диалог между пассажиром и ямщиком, который рассказывает о своей жене, по воле случая воспитанной вместе с барскими детьми, знающей грамоту, иностранные языки, обученной пению и другим «дворянским манерам». Но после смерти старого хозяина новый хозяин отправил девушку обратно в деревню, где её выдали замуж за простого крестьянина. Ямщик жалуется, сколько он нажил забот с молодой женой:

Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого образованная женщина

Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему:

В другом произведении – поэме «Кому на Руси жить хорошо» – Некрасов также создаёт образ русской женщины, жизнь которой полна горя, страданий и несчастий, а «счастье» - лишь редкие моменты в её судьбе. Матрёна Тимофеевна Корчагина рассказывает странникам о бесконечной работе в семье мужа

трагической гибели первого ребёнка, голоде, заборе мужа в солдаты «не по очереди» и пр. Но, несмотря на всё это, люди считают её счастливой, потому что остальным живётся ещё хуже. Изображая тяжёлую судьбу русской крестьянки, Некрасов пишет о её жертвенности, красоте души, широкой натуре, силе духа и умении безгранично любить. Так, Матрёна, чтобы спасти мужа от несправедливого рекрутства, а детей от неминуемой голодной смерти, идёт за защитой к самому губернатору.

Мотив беспримерного самопожертвования и подвига женщины во имя любви и преданности показан и в поэме Некрасова «Русские женщины». Её героини – жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от дворянских титулов и всех благ, связанных с этим. Удивительно то, что, хотя социальные положения жён декабристов и Матрёны Корчагиной абсолютно разнятся, этих героинь многое связывает – горькая судьба и способность к жертвенной любви.

В заключение скажу, что, женские образы играют значимую роль в некрасовском творчестве. Как правило, повествуя о судьбе русской женщины, поэт рисует в своих произведениях судьбу несчастную. Но, вопреки этому, женщина у Некрасова – это воплощение русской души, готовой, как говорил В.Г. Белинский, к «всесочувствию» и «всесостраданию».

Похожие публикации