Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Образовательная программа дополнительного образования доу. Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования. Требования и уровень

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Семинар - практикум «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» Цель: Систематизировать знания воспитателей об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС. Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ. Задачи: 1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС 2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ 3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы. Оборудование: Интерактивная доска I. 1.Теоретическая часть: 1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет

2 углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает: интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий; возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях; необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность; нормы нагрузки на ребенка. Дополнительное образование детей в детском саду одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности лепка из пластилина,

3 нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников. Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ; Кружок это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога). Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества. Кружки в детском саду выполняют несколько функций: - образовательную каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности; - социально-адаптивную занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться; - коррекционно-развивающую воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

4 - воспитательную содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями: 1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии). 2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми). 3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций. Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами: - Уставом ДОУ; - Образовательной программой ДОУ; - Положением о кружке; - Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат); - Планом работы кружка на год; - Списком детей; - Расписанием деятельности; - Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты). Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии): 1. Изучение нормативно-правовой базы. 2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

5 3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования. 4. Разработка (подбор) программы кружка. 5. Разработка плана кружка на учебный год. 6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ. 7. Реализация плана работы кружка на практике. 8. Анализ результативности работы кружка. 9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.) Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий: организация рабочего пространства; возможность детей заниматься по своим силам и интересам. игровой характер подачи любого материала; Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм: С детьми: - Фронтальные занятия (групповые) - Экскурсии - Тематические прогулки - Развлечения, досуги

6 - Участие в различного уровня конкурсах С педагогами: - Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ С родителями: - Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте. Кружки могут быть различной направленности: 1) Физическое развитие 2) Социально - личностное развитие 3) Познавательно-речевое развитие 4) Художественно-эстетическое развитие Тематика кружков может быть разнообразна. При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать: - интересы детей и добровольность выбора ими кружка; - возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях; - необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; - понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; - необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

7 - нормы нагрузки на ребенка. Схема разработки программы кружковой работы 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи) 3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) 4. Учебно-тематическое планирование 5. Диагностические карты, методы проведения диагностики 6. Список литературы 2.Практическая часть: 2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции). Ожидаемый результат семинара-практикума: 1) Повышение эффективности педагогической деятельности. 2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг. 3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий. 4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства.


Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС Пояснительная записка Моделирование широко применяется в различных сферах профессиональной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану по дополнительному образованию на бюджетной основе ГБОУ СОШ 1100 на 2013-2014 учебный год Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ детского сада «Теремок» Программа направлена на создание условий развития для детей раннего и дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной

Х лет. Аннотация к рабочей программе воспитателей ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (1,5 до 3 лет) Рабочая программа предназначена для работы с детьми от 1, 5 до 3- Программа

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 23 «СВЕТЛЯЧОК» за 2016 2017 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23«Светлячок» является новостройкой, он начал функционировать

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная

Принято Утверждаю на Педагогическом Совете Заведующая МДОУ Протокол 1 от 25.08.2016 г. «Детский сад 12» Г.В.Волкогон Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 12

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ ДОУ Подготовила: Изотова И.А. Наука, техника, производство постоянно развиваются и совершенствуются. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного обучения, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Совместные задачи

Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МДОУ ИРМО «Усть-Кудинский детский сад» на 2016 2017 учебный год разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 45» Особенности организации дополнительного образования дошкольной организации в контексте требований ФГОС ДО заведующий: Потапова Н.П. Детский сад первая ступень

Аналитическая справка по результатам введения ФГОС ДО В течение 2014-2016 года методическая работа в ДОУ была направлена на реализацию плана поэтапного введения ФГОС ДО, утверждённого приказом заведующей

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ МБДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД 3 «БЕРЁЗКА» Г. НОВОПАВЛОВСКА за 2015 2016 учебный год В 2015-2016 учебном году перед коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Обеспечивать

Согласовано Директор МБОУ СОШ п. Васильково Максимова М.О. Согласовано Заведующий МБДОУ «Детский сад 5 «Ручеёк» О.Н.Колесниченко Дополнения к Программе единого образовательного пространства «Ступени роста»

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет деятельность кружковой работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 26». 1.2. Настоящее Положение разработано

ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад 37«Журавлик» Протокол от УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад 37 «Журавлик» /Е.О. Калашникова/ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ АДАПТИРОВАНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ для детей с тяжелыми нарушениями речи Цель реализации Программы: обеспечение гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста с учетом

ПОЛОЖЕНИЕ О КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ПРИНЯТО на педагогическом совете МДОУ «Детский сад 13» Протокол 1 от 02.09.2014г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель первичной профсоюзной организации Заведующая МДОУ «Детский сад 10 Хасиева О.А. «Солнышко» 2015г.. "с Молоткбва Т.А. 2015г. ПОЛОЖЕНИЕ О КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ Муниципального

1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение определяет деятельность кружковой работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад 3 «Буратино» (далее Учреждение). 1.2.Настоящее положение

4.1. Краткая презентация Программы Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

Раздел 4. Краткая презентация Программы 4.1. Возрастные категории детей, на которые ориентирована Программа. МБДОУ д/с 10 обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление

Пояснительная записка Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 110»», разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми

П/п МДК 01.01. Медикобиологические и социальные основы здоровья ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование ПМ 01.Организация мероприятий, направленных

МОУ «СЕРТОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ 2 ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Цель: обеспечение преемственности и

Аннотации к рабочим программам воспитателей Рабочие программы нормативно управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи: Согласовать цели и задачи

«Утверждаю» Заведующая «Тогучинский детский сад 2» И.А.Шиповалова От 2016г. Перспективно-календарный план работы На 2016-2017 учебный год Педагога-психолога Жуковой И.В. Цель: Создание условий, направленных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОЗЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН Протокол

Пояснительная записка. Нормативно - правовой статус учреждения - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

4. Краткая презентация основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС КВ 25 4.1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа организации МБДОУ ДС КВ 25 пгт. Афипского МО Северский

Учебный план Дошкольного отделения «Энергия» ЧОУ СОШ «Светлые Горы» по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с общеразвивающего вида 68 Забродина Э. А. Приказ 44-0 от 02.09. 2013 г. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация возрастные особенности детей: ранний возраст (от 2-х до 3-х лет) -1 группа 18 детей младший дошкольный

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 1 города Белогорск» (далее - ДОУ). 1.2. Положение регламентировано:

План работы Консультационного центра на 2017-2018 учебный год Пояснительная записка. Работа консультационного центра МАДОУ г. Мурманска 139 строится в соответствии с инновационным проектом ДОУ «Эффективная

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ 86 А.Р.Хазиева 2015 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ 31 Р.Г.Галиахметов 2015г. План работы по преемственности «Детский сад начальная школа» 2015-2016 учебный год Цель: реализовать

1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом (далее

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад 41 комбинированного вида» Образовательная программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет деятельность кружковой работы МАДОУ «Детский сад 39» и разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно - эпидемиологическими

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД 61» 156008, г. Кострома, улица Волжская, дом 8. Телефон 32-52-53 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад 61»

«Утверждаю» Приказ 87 от «28» августа 2015 г. заведующая МБДОУ «Детский сад 2» Т.Б. Андрецова УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ «Детский сад 2» на 2015-2016 уч. г Пояснительная записка Педагогический коллектив образовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 32», г. Майкоп Кононова Владлена Николаевна Заведующая МБДОУ 32 Актуальность В Концепции модернизации российского

Пермский край Краснокамский муниципальный район МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 49» ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА "Проектирование и внедрение развивающей кинезиологической

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение детский сад 6 «Дружные ребята» ст. Бесскорбной муниципального образования Новокубанский район Индивидуальный план самообразования воспитателя

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности молодых педагогов по организации психолого-педагогической работы с воспитанниками. Задачи: 1. Развивать способности самостоятельно планировать, организовывать,

ПРОТОКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА 2012-2013 учебный год Протокол 1 педагогического совета от 16.11.2012 г. Всего членов ПС: 4 Присутствовали: 4 ч. (явочный лист прилагается) Тема: «Компетентностный образования

ДО Мостова О. Н., заведующий кафедрой психологии и педагогики детства ГАОУ ДПО «ЛОИРО» ,к.п.н., научный руководитель ГБДОУ № 8 Центрального района Санкт-Петербурга


Литература А. В. Золотарева Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ.М, АРКТИ, 2008


Литература Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении Составители: Антонова Ю.В. , Липова И. В.Издательство: Учитель, 2013


дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.


развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре воспроизводство культуры нации Функции образования основное дополнительное «дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)»


Основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста соблюдение требований СанПиН использование здоровьесберегающих технологий


Система дополнительного образования в ДОУ организация кадры содержание Материально-техническое обеспечение Финансовое обеспечение Доступность образования для разных категорий детей Кадровый потенциал Система подготовки и переподготовки педагогов в сфере ДО Информационно-методическое обеспечение Программное обеспечение


Нормативно – правовая база ДО Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» см. раздел 4 пункты 4.2 и 4.3.1. (п.п.2,4) направление «Дошкольник» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (рег. Минюст России от 08 февраля 2010 г. N 16299) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 22 ИЮЛЯ 2010 Г. N 91 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.2660-10 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (РГПУ – 2005Г.)


Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от 03.06.2003


См. также " Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»


Литература "Как составить учебную программу" (методические рекомендации). ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", Й-Ола, 2005г. Автор: В. А. Красильникова Журнал "Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи", М.,№5 2006г. Автор: З. А. Каргина. "Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей" (для учреждений дополнительного образования детей системы образования), М., 2006г.


Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»


Дополнительное образование детей организованный устойчивый длительный процесс коммуникации, порождающий формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующий проявление активности в достижении избранного уровня образования (ЮНЕСКО)


Цели дополнительного образования детей дошкольного возраста включение ребенка в новую деятельность в новых условиях в новом коллективе создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья (М. Зацепина)


В 1996 году появилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах», а в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»


М. Зацепина чаще всего детские сады выбирают следующие направления: художественного цикла обучение иностранным языкам обучение чтению и письму


Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249 Комментарии к разделу II пункта 2.5. Реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствии с утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию).

Елена Тимченко
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования , главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ , которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом .

Дополнительное образование

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования , способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ )

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями :

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения ;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией) ;

соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг .

Дополнительное образование может быть направлено на :

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей .

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения , услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том , что оно усиливает вариативную составляющую общего образования , способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении , стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ :

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы .

Таким образом , закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности :

художественно-эстетического цикла,

этнокультурные,

культурологические,

интеллектуально-развивающие,

коммуникативно-речевые,

экологические,

физкультурно-оздоровительные,

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования .

Одной из форм дополнительного образования в нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями :

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ;

Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Схема разработки программы кружковой работы

Титульный лист.

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи) .

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) .

Учебно-тематическое планирование

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

Список литературы.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей :

1. Озорные ладошки - 1 младшая группа

2. Озорной каблучок - подготовительная группа

3. Тили-тили тесто - подготовительная группа

4. Кляксочка - средняя группа

5. Мастерская актеров - средняя группа

6. Юный эколог - подготовительная группа

1. Пояснительная записка.

3. Целевые ориентиры.

5. Учебно-тематический план.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.

7. Методическое обеспечение программы.

1. Пояснительная записка .

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значимость.

Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

        • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
  • Развитие речевого творчества.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Восприятие музыки.
  • Развитие продуктивной деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.

2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.

Цель программы : Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.

2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.

3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.

5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.

6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

7. Принцип учета личностных особенностей.

8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.

10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

3. Целевые ориентиры.

В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:

  • формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
  • формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
  • формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
  • формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Формы обучения:

  • экспериментирование;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • опыты;
  • исследовательская деятельность;
  • занятия;
  • групповая и индивидуальная работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
  • создание игровой ситуации;
  • проговаривание звуков;
  • беседа;
  • показ воспитателя;
  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • наблюдение.

График работы

5. Учебно-тематический план.

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя Темы занятий. Программное содержание Литература
Октябрь
I 1. «Песочная страна» с. 5.
2. «Почему песок хорошо сыплется?» с. 45.
II 3. «Глина, какая она?» с. 5.
4. «Волшебный материал» с. 45.
III 5. «Песок и глина – наши помощники» с. 5.
6. «Свойства мокрого песка» с. 5.
IV 7. «Ветер и песок» с. 5.
8. «Песочные часы» с. 5.
Ноябрь
I 9. «Упрямый воздух» с. 52.
10. «Поиск воздуха» с. 5.
II 11. «Ветер в комнате» с. 5.
12. «Что в пакете?» с. 35.
III 13. «Парусные гонки» с. 5.
14. «Надувание шарика» с. 30.
IV 15. «Сухой из воды» с. 52.
16. «Воздух при нагревании расширяется» с. 5.
Декабрь
I 17. «Как распространяется звук?» с. 54.
18. «Почему всё звучит?» с. 40.
II 19. «Где живет эхо?» с. 54.
20. «Откуда берётся голос?» с. 40.
III 21. «Кораблик» с. 41.
22. «Как сделать звук громче?» с. 54.
IV 23. «Коробочка с секретом» с. 54.
24. «Почему Мишутка пищал? с. 54.
Январь
III 25. «Откуда берется вода?» с. 51.
26. «Какие свойства?» с. 51.
IV 27. «Помощница вода» с. 51.
28. «Изготовление цветных льдинок» с. 28.
Февраль
I 29. «Сколько ушей» с. 55.
30. «Проверим слух» с. 55.
II 31. «Наши помощники – глаза» с. 55.
32. «Большой - маленький» с. 55.
III 33. «Чей глаз острее?» с. 55.
34. «Определи на вкус» с. 55.
IV 35. «Определи по запаху» с. 55.
36. «Узнай по голосу» с. 55.
Март
I 38. «Твердые - жидкие» с. 22.
39. «Как измерить тепло?» с. 54.
II 40. «Чем похожи?» с. 25.
41. «Вкусный опыт» с. 54.
III 42. «Куда делась вода? с. 4.
43. «Солнце высушивает предметы» с. 54.
IV 44. «Как работает термометр» с. 4.
45. « Круговорот воды в природе» с. 4.
Апрель
I 46. «Притягиваются - не притягиваются» с. 53.
47. «Магнитные силы» с. 53.
II 48. «Как увидеть магнитные силы?» с. 53.
49. «Два магнита» с. 53.
III 50. «Мы – фокусники» с. 39.
51. «Необычная скрепка» с. 53.
IV 52. «Рисует магнит или нет» с. 53.
53. «Парящий самолет» с. 53.
Май
I 54. «Древесина, ее качества и свойства» с. 55.
55. « Бумага, ее качества и свойства» с. 50.
II 56. «Ткань, ее качества и свойства» с. 52.
57. «Стекло, его качества и свойства» с. 47.
III 58. «Родственники стекла» с. 23.
59. «Металл, его качества и свойства» с. 48.
IV 60. «Резина, ее качества и свойства» с. 48.
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» с. 49.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:

  • выставка;
  • конкурс;
  • фестиваль художественно-прикладного творчества;
  • отчетные выставки;
  • отчетные концерты;
  • открытые уроки;
  • проведение мастер-класса среди педагогов.

7. Методическое обеспечение программы .

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.

Похожие публикации