Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Окружающий мир как живут растения. Тема урока: «Как живут растения?». (1 класс). Мотивация. Создание проблемной ситуации

Конспект открытого урока

Учитель: Кузнецова Елена Викторовна

Класс: 1

Урок: окружающий мир

Дата: 15.12.2019г.

Тема: Как живут растения?

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы).

Наглядный материал: «ромашка» из бумаги с надписью «Растение - живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся : кружки (красный, зелёный, жёлтый), карточки «Что общего у разных растений?», смайлики.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке! Давайте поприветствуем друг друга (хлопки).

II . Подготовка к работе на основном этапе.

Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

Что мы будем изучать на уроке?

Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1)

Как вы считаете, растения живые?

Нужно ухаживать за растениями?

Какие цели мы поставим перед собой?

Цели: узнать, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле.

Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны.

III . Актуализация знаний.

Вспомните, что вы уже знаете о растениях?(Слайд.)

Что общего у всех растений?

Сажаем первое зёрнышко.

Работа в парах. (У детей на партах карточки : иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

Задание:

Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).

Вот и проросло наше зёрнышко.(1 росток)

Прочтём главные слова.

Вывод: Что же общего у всех растений?

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 2)

IV . Усвоение новых знаний.

Создание проблемной ситуации:

1) (На доске изображение ромашки . В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.)

Отгадайте загадку:

На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)

Одна сестричка-ромашка у нас на уроке.(открываю ромашку)

Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Как же всё-таки доказать, что растения живые?

Вот и второе зёрнышко упало в землю. Поможем ему прорасти.

- Что нам нужно сделать?

Вспомнить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

Что вы узнали, исследуя рисунки?

Посмотрите, вот и второе зёрнышко дало свой росток!

Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо.

Молодцы!

2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни?

Сажаем третье зёрнышко. Ему тоже очень нужны ваши знания, умения и старание.

Кто знает, как начинается жизнь растений?

Посмотрите, вы принесли пророщенные семена пшеницы и гороха.

Какие произошли изменения?

В тарелочке семена проросли.

Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло)

Откуда в природе растения получают воду и тепло? (воду от дождей, тепло от солнца.)

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет).

Почему? Что необходимо сделать с проросшими семенами? (Семена нужно посадить в землю.)

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?

Почему? Что ещё нужно растениям? (свет, воздух)

Что же необходимо для жизни растений?

Третий росток с вашей помощью тянется к свету.

Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва.

Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека.

V . Фикультминутка для глаз.(слайд)

VI . Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба)

Как развивается растение?

Какое растение видите? (слайд)

Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

Работа по учебнику на с.70.

Работа в парах.

Рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба. (молча, просто продемонстрировать посадку 4-го зёрнышка)

А теперь посмотрите на слайд .

Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом.

С чего начинается жизнь дуба? (Росток 4: «семя – взрослое растение»)

2. Практическая работа.

1) Беседа.

Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают.

У кого дома есть комнатные растения?

Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

А вы помогаете? Что вы делаете?

Как правильно ухаживать за растениями? (5 росток)

Ещё одно зёрнышко просит нашей помощи? Поможем?

2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.

Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.

  1. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Цветы любят водные процедуры.

  1. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.

Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Многие цветы очень любят опрыскивание.

Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)

  1. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие - нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.

(Раздаю детям памятки)

3) Работа в группе.

- Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 2 человека – протирают листья, 2 человека – рыхлят землю, а 1 человек - поливает цветок. Соблюдайте все правила.

Молодцы! Своим старанием вы помогли стольким семенам дать новый росток, подарили жизнь новым растениям.

IX . Информация о домашнем задании.

А дома вы их приклеите.

X . Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы.

Как вы считаете, мы смогли найти ответы на вопросы?

XI . Рефлексия.

У вас на столах лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие смайлики и поднимают их)

Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!

Кому на уроке было интересно?

Кому урок подарил хорошее настроение?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: Как живут растения?

Конспект урока окружающего мира

1 класс

по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

учитель: ФИЛИППОВА

ЛАДА

АЛЕКСЕЕВНА

учитель

начальных классов

МБОУ «КСОШ №2»

Алтайский край

г. Рубцовск

Тема : Как живут растения?

Цель: Создание условий для формирования школьника как субъекта учебной деятельности.

Задачи: 1. Формировать представления у школьников о связи живой и неживой природы;

учить овладевать умением самостоятельно анализировать, сравнивать, делать

выводы по изучаемой теме; обучать применению полученных знаний;

2. Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь,

коммуникативные способности; умение ориентироваться в пространстве;

3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и бережное

отношение к природе.

Оборудование: набор геометрических фигур с напечатанными словами на обратной стороне «Жизнь растений», микроскопы и листья, лейки, комнатные растения

с широкими листьями, салфетки, лист алоэ; таблица «Лист растения

под микроскопом», схемы: «Окно», «Печка», «Лейка», «Солнце»; карточка «Устьице», фотография птицы (клюв должен быть хорошо виден); у каждого ученика в группе на груди прикреплена своя эмблема: «Листок», «Лейка», «Салфетка», «Солнце», «Печка»; в группе 5 человек.

Ход урока:

I . Организация класса.

Здравствуете! Повторяйте за мной!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Работать будем в группах. Назовите правила работы.

(выбрать спикера, каждый высказывают своё мнение, нет неправильного мнения, отвечать по очереди, спикер следит за этим, если мнение группы совпадает с мнением другой – не повторять его, если готовы отвечать, то взяться за руки)

II . Сообщение темы урока.

Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Цветы)

Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе задание. Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.

(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в группах выполняют)

Переверните фигуры. Прочитайте, что написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.

Что написано на обратной стороне? (Жизнь рас-те-ний)

Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.

III . Повторение изученного материала.

Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

Я на доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

(Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).

Для учителя:

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»;

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

Плод с семенами

Как называется растение, которое собрали? (мак)

Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

(вырастет новое растение)

IV . Новый материал

1. Самостоятельная работа учащихся в группе.

У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной

последовательности.

Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

Выскажите своё мнение.

2. Работа по учебнику (стр. 50)

Что за дерево изображено? (дуб)

Как называется плод дуба? (желудь)

Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

(Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

Скажите, какой же жизненный путь проходят все растения?

Сравните свои мысли с высказыванием Мудрой Черепахи? (стр. 51)

(Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?

3. Самостоятельная работа учащихся в группе.

Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло.

Что вы увидели? (сок, жидкость)

О чём это говорит? (растение состоит из воды)

Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет).

Почему? (вода испаряется)

Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать)

Учитель вывешивает схему.

Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».

Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?

Предложите от группы правило.

При поливе дети обычно допускают одни и те же ошибки: заливают или наоборот, наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья. На основе этих ошибок сформулировать правила.

V . Физминутка. (звучит медленная музыка)

А) - Представьте, что вы цветочек. Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Учитель делает руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.

Б) - Поднимите правую руку, коснитесь ею носа. Поднимите левую руку, возьмитесь ею за ухо. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

4. Проблемная ситуация.

Зачем человеку нос? (дышать)

Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать).

А у растений есть нос? (нет)

Обсудите в группе, как же они дышат?

Предположения детей от каждой группы.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом в группе по очереди. Что увидели?

Послушайте рассказ. (ученик)

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице . Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).

Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

Учитель вывешивает схему «Окно».

5. Самостоятельная работа учащихся в группе.

Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть левый нижний рисунок на стр.51)

Что делает девочка?

Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка» и передаёт другому тряпочку.

Каждый в группе вытирает один лист.

6. Работа по учебнику.

Рассмотрите правый верхний рисунок.

Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)

Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

Что необходимо ещё растению для жизни? (свет)

Учитель вывешивает схему.

7. Самостоятельная работа учащихся в группе.

Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.

Для чего это сделали?

8. Работа по учебнику.

Посмотрите на нижний правый рисунок.

Обсудите в группе, почему это произошло? (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

Что ещё необходимо растениям? (тепло)

Учитель вывешивает схему.

9. Самостоятельная работа учащихся в группе.

Какое сейчас время года? (зима)

Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

Как им помочь? (поставить в теплое место)

Дети, у которых такая эмблема уберите цветок с подоконника.

10. Обобщение.

А сейчас подумайте в группе и скажите, что же необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)

Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 51)

Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше? (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

Как помочь дикорастущим?

Послушайте внимательно стихотворение (дети читают)

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!

Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!

Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем...

- Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.

11. Рефлексия.

Понравился ли урок? Что нового и полезного узнали?

Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли этим природе.

Источники информации

1. http://bioword.narod.ru/U/U061.htm устьице листа

2. http://bau-bai.livejournal.com/56445.html стихотворение

3. Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс

А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. М., Просвещение, 2006.


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Тема: Как живут растения?

Составила и провела

Кадчик Анна Петровна,

учитель начальных классов

с.Чугуевка 2016г.

Технологическая карта урока

Как живут растения?

Тип урока по целеполаганию:

Урок-открытие новых знаний

Цель урока:

Познакомить с условиями жизни растений

Задачи урока:

    Расширить представления о жизни и росте растений; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;

    Развивать зрительную память, логическое мышление. Устную речь, коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;

    Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

    Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    Предметные – освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

    Метапредметные – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.

Организация пространства

Парты в кабинете стоят в обычном порядке

Правила работы на уроке (если они существуют)

Правила работы в паре

Используемые виды оценивания

Сигналы трёх цветов

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Проектор, интерактивная доска

Используемые ресурсы:

-литература;

-дидактический материал;

Материал подготовленный в программе доски

Учебник «Окружающий мир» М.Плешаков 1 класс

Рабочая тетрадь по окружающему мируМ.Плешаков

Тесты

Приветствует учащихся, организует их внимание. Проверяет готовность к уроку.

Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

Все вместе «СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО, РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО»

С нами на уроке наши постоянные гости: Муравей Вопросик и мудрая Черепаха. Они для вас приготовили много интересных заданий.

У вас на парте лежат цветочки. На одном нарисуйте своё настроение. Цветочки отложите в сторону. Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя.

Желают успехов друг другу.

2.

Актуализация знаний

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДА-нет». Если согласны хлопаем в ладоши, если нет – качаем головой.

Игра «Да – нет»

    Снег при таянии превращается в воду. (Да)

    Если вода замерзает. Она превращается в лед. (Да)

    Снег бесцветный. (Нет)

    Лед прозрачный. (Да)

    У снежинки 5 лучей. (Нет)

    Снег рыхлый. (Да)

    Лед хрупкий. (Да)

    Снег непрозрачный. (Да)

    Все снежинки одинаковые. (Нет)

    Снег белый. (Да)

    Дети выполняют задание.

3.

4

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

(деревья, кустарники, травы, цветы)

Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Мудрая черепаха интересуется, а знаете ли вы названия цветов?

НА ДОСКЕ

Игра «угадай название цветка»

Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить растения?

Растут на подоконнике;

Растут на клумбе;

Деревья,

Кусты.

Давайте вспомним, что общего у всех растений.

НА ДОСКЕ

Собираем растение на доске. Проговариваем части растений.

ПРОВЕРКА

Называют растения.

О растениях.

Высказывают свои мнения.

Комнатные и уличные.

Комнатные

Читают в учебнике

Корень, стебель, листья, соцветие, плод.

Высказывают свои мнения.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

-Как вы считаете, растения живые?

(Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают)

Отгадайте загадку:

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета

Жёлудь – плод дуба. В нем спрятано семя.

ПОСЛУШАЙТЕ ИСТОРИЮ ОДНОГО СЕМЕНИ.

Упал желудь с дуба на землю. Зимой ему было холодно в почве, он сжимался, чтобы согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и желудь отогрелся, расправил свои плечи.

Ему так стало интересно, что там. Наверху, что он потихоньку стал расти.

У него появились корешки и росток.

Солнышко так грело росточек, появившийся из желудя, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.

ДАВАЙТЕ ВОСТАНОВИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЯ.

НА ДОСКЕ

Что повлияло на семя дуба, что оно стало прорастать?

Что появилось из проростка?

Что потом происходит с ростком?

В чем нуждается росток?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ с.70

Посмотрите, почему одно из деревьев засохло?

Чем растение похоже на живое существо?

Можно самим вырастить растение из семени?

Какие растения вы выращиваете дома с мамой из семени?

КАК вы это делаете?

Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.

Корешок и росток

Он становится выше и больше.

В солнечном свете. Он тянется к солнышку.

Ствол дерева поврежден.

Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают. Значит они живые.

5.

Физкультурная минутка

Выполняют движения за учителем

6.

Продолжение работы по теме урока

НА ДОСКЕ

Мравей вопросик просит вас помочь разобраться, что же необходимо растениям для жизни?

ВЫВОД: ВОДА, СВЕТ, ТЕПЛО

УЧЕБНИК.с. 71
-Почему комнатные растения ставят близко к окну?

Что еще необходимо растению? (картинка)

Для чего нужна тряпочка при уходе за комнатными растениями?

Для чего надо вытирать пыль?

(листья – это легкие растений, они ими дышат)

Люди очень любят растения, ухаживают за ними. Комнатные растения дарят радость, чистый воздух. Но в спальне, где вы спите, растений не должно быть много, так как вместо кислорода-воздуха, они выделяют углекислый газ. А он вреден нашему организму.
-Что произошло с растением на последнем рисунке? Почему?

Вода. Воздух. Свет и тепло

нужна вода

Им нужен свет

Вытирать пыль.

Листьями растение дышит, а пыль мешает дыханию.

Вывод: растениям необходимы для жизни:вода, воздух,свет, тепло

Оно погибло из-за низкой температуры

ИГРА «Цветовод»

Повернитесь друг к другу. Выберите, кто будет цветочком, а кто хозяином. Возьмите ватный диск и представьте, что ладошка вашего соседа – это лист цветка. Как вы будете его протирать?

Поменяйтесь ролями.

Вы должны содержать свои растения в чистоте? А помогать родителям по дому? Протирать пыль, подметать пол?

ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ ВЫВОД.с.71

Практическая работа.

7

Физминутка

Рабочая тетрадь

С.48

Из приложения вырежи картинки и расположи и х в правильном порядке.

Проверь соседа по парте.

8

Подведение итогов урока

Растения живые?

Что необходимо растению для жизни?

Из чего развивается растение?

ВОЗЬМИТЕ ЦВЕТОЧКИ НА ПАРТЕ

Нарисуйте своё настроение.

Давайте составим цветочную полянку.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Высказывают свое мнение

Рисуют, крепят на доску.

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: карточки с заданиями, комнатные растения, рисунки деревьев, кустарников, трав, желуди, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки), школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)

Снег при таянии превращается в воду. (Да.)

Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да.)

Снег бесцветный. (Нет.)

Лед прозрачный. (Да.)

У снежинки пять лучей. (Нет.)

Снег рыхлый. (Да.)

Лед хрупкий. (Да.)

Снег непрозрачный. (Да.)

Все снежинки одинаковые. (Нет.)

Снег белый. (Да.)

(В результате у детей должен появиться рисунок.)

2. Работа по карточкам

Найди признаки снега и льда и соедини их стрелочками.

(Можно использовать КИМы (тест 20, с. 33).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки растений; деревьев, кустарников, трав, цветов.)

— Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка! Что вы на них видите?

(Учащиеся называют растения.)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)

Как вы считаете, растения живые? Докажите.

(Мнения учащихся могут разойтись.)

Как вы считаете, надо ли ухаживать за растениями? (Ответы детей.)

Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие растения вы знаете?

К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения.)

(Учитель обращает внимание детей на комнатные растения в классе. Можно несколько растений поставить на стол у доски.)

— Что вы уже знаете о растениях? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)

— Давайте еще раз повторим все части растений. Откройте учебник на с. 22.

(Учащиеся выполняют задание.)

— Догадайтесь, о чем идет речь в загадке.

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

Желудь — плод дуба. В нем спрятано семя.

(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)

Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.

(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)

Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)

Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)

В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется шея к солнышку.)

Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

— Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)

— Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 48).

— Найдите приложение к данному заданию. Вырежьте картинки и наклейте в правильном порядке.

— Кто помнит, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?

(Проверка.)

V. Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень!

А. Барто

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 71. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни. (Примерный ответ. На первом рисунке рядом с растениями нарисованы лейка и бутылка, значит, растениям необходима вода. Из второго рисунка видно, что растениям нужен солнечный свет. На третьем рисунке девочка протирает листья растения - наверное, ему трудно дышать и нужен воздух. На четвертом рисунке около растения открыли окно, и оно погибло, значит, ему необходимо тепло.)

— Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить? (Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.)

2. Практическая работа в парах

(Учитель показывает и рассказывает о приемах ухода за комнатными растениями.)

Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда ухаживают. Как можно поливать цветы? (Ответы детей.)

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Желательно поливать цветы отстоявшейся водой комнатной температуры один-два раза в неделю.

(Учитель показывает приготовленную воду для полива цветов в классе. Напоминает, что дежурные должны поливать цветы.)

Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, цветы следует рыхлить.

(Учитель демонстрирует приспособление для рыхления цветов. 1—2 ученика могут попробовать порыхлить землю в горшочках.)

Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, как у фикуса, то их можно протереть влажной тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.

(Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.)

— Для чего нужно протирать листья растений? (Так растения дышат.)

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике — поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят солнышко.

(Дети под наблюдением учителя сами поливают растения, рыхлят землю, опрыскивают и протирают листья. Далее рисуют предметы, которые использовали для ухода за растениями, в рабочей тетради (с. 48—49, № 2). Можно организовать работу со школьным словариком «Растения России».)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 3 (с. 49).

— У вас дома есть комнатные растения? Назовите их.

— Кто у вас дома ухаживает за ними? А вы помогаете? Что вы делаете?

~ Посмотрите на рисунки. На каком рисунке растение поливают правильно? Раскрасьте этот рисунок.

~ Почему нельзя высоко поднимать лейку при поливе комнатных растений?

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока.

Справились ли мы с этой задачей?

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).

Дополнительный материал

Как нужно ухаживать за кактусами?

Хоть кактусы и пустынные жители, неправильно поступает тот, кто поливает их редко в любое время года. Все лето земля в их горшках должна? быть влажной. Пересушите землю — засохнут тонкие волокнистые корешки, будет вода застаиваться — растение загниет. В теплую солнечную погоду кактусы нужно поливать два-три раза в неделю, в жаркую — чаще, а в дождливую и пасмурную - реже. Это правило нужно усвоить твердо. Поливать кактусы лучше подогретой до комнатной температуры водопроводной или дождевой водой. Летом полезно ежедневно опрыскивать их из пульверизатора теплой водой. Опрыскивать надо рано утром или вечером. А вот кактусы, густо окутанные волосками, опрыскивать нельзя. Вода, попавшая на волоски, спутает их, и растение потеряет свою привлекательность.

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: `Как живут растения?

Программа Школа России учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир. Часть 1.

Учитель: Преснова Г.В.

Тип урока : урок- исследование.

Цель урока:

Создать условия для:

Знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;

Задачи:

Ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, тепло, воздух, почва;

Продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;

Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы и методические приемы:

Исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), наглядный материал картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: уход за комнатными растениями, ИКТ

Планируемые результаты:

Дети учатся:

Выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к живым существам;

Определять условия, необходимые для жизни растений

Умения характеризующие эти достижения:

Описывать свойства растений;

Доказывать, что растение- это живое существо;

Выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.

Оборудование:

Силуэт ромашки из бумаги, с надписью Растение живое существо, с обратной стороны на лепестках надписи: растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается; карточки со словами ВОДА, ТЕПЛО, СВЕТ, ВОЗДУХ; ПОЧВА

баночка с проросшими семенами, комнатное растение, тряпочка, лейка, опрыскиватель; диск Окружающий мир. 1 класс.

Литература для учителя:

Учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир. Часть 1.

Литература для учащихся:

Учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир.

СТРУКТУРА УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4.Мотивация. Создание проблемной ситуации.

5.Исследование в малых группах.

6.Физкультминутка.

7.Обмен информацией.

8.Связывание информации, обобщение.

9.Применение

10.Работа по учебнику.

11.Практическая работа.

12.Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Человек и время года –

Это все вокруг …природа

А что вы делали на предыдущих уроках? (Мы сравнивали воду пресную и солёную, наблюдали куда текут реки.)

Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний?

Сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)

2. Актуализация знаний.

На доске прикреплены картинки:

Ёж, медведь, голубика , змея.

Голубь, малина, воробей, сорока.

Комар, пчела, кузнечик, клён.

Посмотрите на картинки Назовите лишнюю в первой строке.

Назовите лишнюю во второй строке.

Назовите лишнюю в третьей строке.

Учитель вывешивает лишнии картинки отдельно.

Назовите предметы, изображённые на этих картинках одним словом. (Растения)

Какие растения вы знаете?

На какие группы можно разделить растения?

Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)

Давайте еще раз повторим все части растений.

Работа в парах

(У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

Прочтём главные слова.

3. Постановка учебной задачи.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)

Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Как вы считаете, растения живые?

Докажите. (Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться, умирает. Растение живое.)

На доске изображение ромашки. В центре надпись Растение живое существо. На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки подтверждающие, что растение живое.

4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Вы хорошо говори, но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?

Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

Исследование в малых группах (по иллюстрациям).

Обмен информацией.

Что вы узнали, исследуя рисунки?

Учитель переворачивает лепестки ромашки.

Сравните свойства растений, выделенные вами с теми, что записаны на лепестках.

Все ли факты вы обнаружили?

Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)

Физкультминутка

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)

Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?

Кто знает, как начинается жизнь растений? Мы с вами проращивали семена фасоли в 2-х баночках. В одной баночке у нас находились семена под мокрой тряпочкой, а в другой семена под сухой тряпочкой. Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей.)

Какие семена проросли?

Что повлияло на то, что семена стали прорастать?

Рассказ учащихся по наблюдениям.

Учитель вывешивает на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.

Откуда в природе растения получают воду и тепло?

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?

Что необходимо сделать с проросшими семенами?

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?

Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)

Что же необходимо для жизни растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)

Учащиеся делают вывод, используя опорные слова на доске

Ну ещё одно- бережное отношение со стороны человека.

Работа с учебником с. 70-71.

Какое растение видите? Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек.

Желудь - плод дуба. В нем спрятано семя.

(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)

Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.

(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)

Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)

Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)

В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется к солнышку.)

Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

С чего начинается жизнь дуба? При помощи компьютера расставьте рисунки в правильном порядке? Остальные проверяют по учебнику.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

1(с.48).

с. 71 в учебнике. Работа по рисункам.

Учитель. Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.

Чтение учащихся по учебнику.

Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)

Практическая работа.

У кого есть дома комнатные растения?

Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

А вы помогаете? Что вы делаете?

Как правильно ухаживать за растениями?

2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».

Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.

Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.

Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Цветы любят водные процедуры.

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.

Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Многие цветы очень любят опрыскивание.

Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)

Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.

Работа в группах.

Разделимся на 4 группы по 6 человек. Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 1 пара – протирает листья, 2 пара – рыхлит землю, и последняя 3 пара - поливает цветок. Соблюдайте все правила.

Итог урока. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?

Что необходимо для жизни растений?

Похожие публикации