Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Он был испечен в польской печке

Ответ:

Под именем Лжедмитрия I в русскую историю вошел знаменитый авантюрист и самозванец, сумевший продержаться на московском престоле почти год (с 20 мая 1605 по 17 мая 1606 г.). Он выдавал себя за царевича Димитрия, сына Ивана Грозного и его последней жены Марии Нагой; будто бы тот самый Димитрий не был убит в Угличе 15 мая 1591 г., в девятилетнем возрасте, а чудесным образом спасся.

Предполагается, что пострижение Григория было связано с тем, что тогда попали в опалу бояре Романовы. Вскоре после пострига чернец Григорий оказался в Москве, в кремлевском Чудовом монастыре, в стенах которого в кратчайший срок стал весьма заметной фигурой. Там же, по-видимому, и пришла к нему впервые дерзкая мысль выдать себя за Димитрия.

Задание 5

По мнению историков, главной причиной Смутного времени начала 17 века был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Ответ:

Может быть приведена следующая альтернативная точка зрения:

Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса, одним из отдаленных последствий опричнины и поражения в Ливонской войне. Повлекших за собой разорение экономики, рост социального брожения, широкое недовольство; кризис был усилен вмешательством внешних сил.

А . При выборе точки зрения, изложенной в задании:

Династия Рюриковичей пресеклась со смертью в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана4 Грозного, в которой многие обвиняли провозглашенного впоследствии царем Бориса Годунова

Началом Смуты послужило выступление самозванца, под именем спасшегося царевича Дмитрия захватившего московский престол

Идея возвращения к власти «чудом спасшегося» представителя законной династии была одной из популярных в период Смуты

Прекращением Смуты стало избрание Земским Собором, самым представительным в истории России, нового царя, основавшего новую династию.

Б. При выборе альтернативной точки зрения:

Смута началась в условиях тяжелого экономического кризиса, голода, вызванного неурожаем 1601- 1603гг.

Смута представляла собой сложное социальное явление, движущими силами которого были многообразные социальные конфликты между различными группами населения

В ходе Смуты решались вопросы. Связанные с завершением процесса централизации, формирования единого государства

Внутреннее противостояние переплеталось с вмешательством внешних сил, стоявших за противоборствующими сторонами, которое приобрело в конце концов форму иностранной интервенции.

Задание 6

В отечественной науке существует суждение, что причиной избрания на русский престол Михаила Романова было то, что бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613г., считали, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен».

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов. Положений суждений. Которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

Ответ:

О причинах выбора на русский престол Михаила Романова:

Романовы, имевшие родственные связи с предшествующей династией, в наибольшей степени устраивали все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия.

Аргументы:

-для боярства - Романовы- потомки старинного боярского рода;

- для казачества Михаил Романов- сын патриарха Филарета, долгое время находившегося в тушинском лагере и связанного с казаками;

- для крестьянства, посадских людей Михаил Романов был «природным царем», символом национальной независимости и православной веры.

Задание 7

Почему Василия Шуйского называли полуцарём?

Ответ:

Больше всех хотелось занять престол че­столюбивому князю Василию Шуйскому. Его происхождение по прямой линии от Александра Невского, отвага и смелость давали ему преимущество перед другими претендентами. 19 мая 1606 года Василий Шуйский венчался на царство. Он по­клялся боярам, что никого не будет пре­давать смерти, «не осудя истинным судом с бояры своими». Но народ в шутку про­звал Василия Шуйского «полуцарем».

Задание 8

1. Причинами смуты в России на рубеже XVI – XVII вв. были: … .

2. Годы правления Василия Шуйского... .

3. Годы правления Бориса Годунова … .

4. Назовите основные этапы закрепощения крестьян.

Ответ:

1) обострение социальных отношений в связи с введением системы крепостного права; разногласия внутри господствующего класса; прекращение законной династии Рюриковичей;

2) 1606 – 1610;

3) 1598 – 1605;

4) 1497 год, «Судебник» Ивана III ограничивает право крестьянского перехода к другому феодалу неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября) при условии выплаты «платы за пожилое» - за проживание на земле прежнего феодала; 1550 год, «Судебник» Ивана IV подтверждает существующее положение, увеличивая размер «пожилого»; 1581 год, вводятся «заповедные лета» - годы, в которые крестьянские переходы запрещались вовсе; 1592 год, составление писцовых книг, где указаны крестьяне и их владельцы, тогда же издан указ о запрещении крестьянских переходов; 1597 год, указ о сыске беглых крестьян в течение 5 лет и возврате их прежнему владельцу; 1607 год, «Уложение» царя Василия Шуйского увеличивает срок сыска до 15 лет;

Явление самозванства трудно отнести к какой-либо стране. Во все времена, эпохи находились люди, которые выдавали себя за других людей по самым разным причинам: внешнее сходство с оригиналом, «туманные» обстоятельства исчезновения, гибели оригинала, политическая конъюнктура, и т.д. Но практически всегда появление каждого самозванца было связано с наличием сил, выполнявших роль опоры и поддержки.

1. Лжедмитрий I. Если посмотреть на список тех, кто в различные периоды российской истории являлся лидером государства, то среди череды царей, великих князей, императоров можно обнаружить Лжедмитрия I, который вошел в русскую историю именно под таким именем. Лжедмитриев было несколько (по меньшей мере, трое), но именно Лжедмитрий под порядковым первым номером смог почти на протяжении года (1605-1606 гг.) быть русским царем.


Загадочная смерть царевича Дмитрия породила большое число самозванцев

Трагические и не до конца выясненные обстоятельства смерти сына Ивана Грозного Дмитрия в Угличе в 1591 г. впоследствии привели к пресечению династии Рюриковичей, а затем и к эпохе смутного времени в Российском государстве. Образовавшийся вакуум власти пытался ликвидировать Борис Годунов, но в силу разных факторов сделать это ему не удалось, и появление самозванца, выдававшего себя за сына Ивана Грозного, произошло именно в правление Б. Годунова.

«Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (русский историк В.О. Ключевский о Лжедмитрии I)



Проект «Лжедмитрий» был разработан при самом активном участии клана Романовых, которые в свое время были не только отстранены Годуновым от государственных дел, но и подвергнуты репрессиям. Именно на церковной службе у одного из Романовых (Михаила Никитича) был замечен человек, который впоследствии получил в истории прозвище Лжедмитрий I (большинство историков склоняется к тому, что это был Григорий Отрепьев). В дальнейшем осуществление проекта переместилось на территорию Речи Посполитой, где он стал набирать все более масштабные обороты. Конечно, большое содействие проекту (особенно на начальной стадии) оказали олигархи того времени - братья Вишневецкие.


"Дмитрий Самозванцев у Вишневецкого". Картина Н. Неверова

Вишневецкие стали раскручивать Лжедмитрия как «чудесно спасшегося сына царя Ивана Грозного» и в результате проект получил поддержку римской церкви и разрешение от польского короля набирать добровольцев для похода на Москву. Взамен Лжедмитрий, перейдя в католичество, обещал посланникам римского папы введение католичества в России, а королю Сигизмунду III - передачу ряда спорных территорий - Смоленщину и Северскую территорию. Летом 1604 г. с четырьмя тысячами наемников (в основном поляков, русских дворян-эмигрантов, донских и запорожских казаков) перешел русскую границу. На фоне стремительного падения авторитета Б. Годунова и общей сложной социально-экономической обстановки в стране Лжедмитрий стал набирать висты, что отразилось и в увеличении численности его сторонников - целые города присягали самозванцу. После внезапной смерти Б. Годунова в апреле 1605 г. на сторону Лжедмитрия стало переходить и московские дворянство, что было последней преградой на пути к российскому престолу.

20 июня 1605 случилось фантастическое событие - Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву и вскоре стал русским царем (Лжедмитрий также принял титул императора).


"Вступление войск Лжедмитрия I в Москву". Картина К. Лебедева

Новый правитель старался активно заниматься государственными делами - решал достаточно запутанные вопросы, ежедневно бывал в Боярской думе, дважды в неделю принимал челобитные, лично тестировал новые образцы оружия. Была запланирована целая серия реформ. Вопреки обычаям прежних правителей, которые после обеда предпочитали поспать (это был один из аргументов его противников, что он действительно самозванец!) Лжедмитрий ходил пешком по Москве, заходил в мастерские, лавки, аптеки, разговаривал с людьми без особых царских церемониалов.


Печать Лжедмитрия I

Но вся эта креативность была бы хороша, если бы Лжедмитрий еще и имел систематическую и надежную поддержку внутри страны. Выполнение обещаний, данных различным слоям общества (судя по всему, Лжедмитрий и не собирался осуществлять те обязательства, взятые им еще на территории Речи Посполитой), требовали солидной материальной базы, которой он не имел. В итоге, очень быстро сложилась ситуация, при которой самозванец фактически оказался лишенным сколь-либо серьезной социальной опоры.

В мае 1606 г. во время празднований, связанных со свадьбой Лжедмитрия и Марины Мнишек (в Москву по этому поводу съехалось несколько тысяч поляков), был организован заговор, во главе которого стояли представители московского боярства (Шуйские, Голицыны, Татищевы). Выступив под маской сторонников царя, им удалось спровоцировать беспорядки против иноземцев. Лжедмитрий был убит, его тело был заложен в Царь-пушку, из которой выстрелили в западном направлении, откуда пришел Лжедмитрий.

2. Лжепетры III. Обстоятельства гибели императора Петра III (был убит во время дворцового переворота в 1762 году), привели к распространению слухов среди самых различных слоев общества о том, что император жив и находится, по некоторым сведениям, за границей, по другим, - в заключении в Шлиссельбургской крепости. Подобная неясность повлекла за собой новый поток самозванцев. Первопроходцем стал беглый солдат Г. Кремнев, который ездил по селам Воронежской губернии, приводил народ к присяге, оглашал указы об отмене подушной подати, рекрутских наборов. Он был схвачен властями, наказан кнутом, клеймен и сослан на вечную каторгу в Сибирь. Подобная участь постигла и его последователей, среди которых были А. Асланбеков, Л. Евдокимов, П. Чернышев. Наиболее известным Лжепетром III стал Е. И. Пугачев с именем, которого связано одно из крупнейших потрясений XVIII века в России. Начавшись как восстание яицких казаков, это явление переросло в крупномасштабную казацко-крестьянскую войну, охватившую территории Оренбуржья, Урала, Башкирии, Прикамья, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье.

Лжедимитрий I.

С прижизненного изображения Луки Килиена

Самозванство. Так подготовлялась и началась Смута. Как вы видите, она была вызвана двумя поводами: насильственным и таинственным пресечением старой династии и потом искусственным ее воскрешением в лице первого самозванца. Насильственное и таинственное пресечение династии было первым толчком к Смуте.

Пресечение династии есть, конечно, несчастье в истории монархического государства; нигде, однако, оно не сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас. Погаснет династия, выберут другую, и порядок восстанавливается; при этом обыкновенно не появляются самозванцы, или на появившихся не обращают внимания, и они исчезают сами собою. А у нас, с легкой руки первого Лжедимитрия, самозванство стало хронической болезнью государства: с тех пор чуть не до конца XVIII в. редкое царствование проходило без самозванца, а при Петре, за недостатком такового, народная молва настоящего царя превратила в самозванца. Итак, ни пресечение династии, ни появление самозванца не могли бы сами по себе послужить достаточными причинами Смуты; были какие-либо другие условия, которые сообщили этим событиям такую разрушительную силу. Этих настоящих причин Смуты надобно искать под внешними поводами, ее вызвавшими.

Скрытые причины Смуты открываются при обзоре событий Смутного времени в их последовательном развитии и внутренней связи. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лествице чинов. На вершине этой лествицы стояло боярство; оно и начало Смуту.

В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца. Этот неведомый кто-то, воссевший на московский престол после Бориса, возбуждает большой анекдотический интерес.

Его личность доселе остается загадочной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее. Долго господствовало мнение, идущее от самого Бориса, что это был сын галицкого мелкого дворянина Юрий Отрепьев, в иночестве Григорий. Не буду рассказывать о похождениях этого человека. Упомяну только, что в Москве он служил холопом у бояр Романовых и у князя Черкасского, потом принял монашество, за книжность и составление похвалы московским чудотворцам взят был к патриарху в книгописцы и здесь вдруг с чего-то начал говорить, что он, пожалуй, будет и царем на Москве. Ему предстояло за это заглохнуть в дальнем монастыре; но какие-то сильные люди прикрыли его, и он бежал в Литву в то самое время, когда обрушились опалы на романовский кружок. Тот, кто в Польше назвался царевичем Димитрием, признавался, что ему покровительствовал В. Щелкалов, большой дьяк, тоже подвергавшийся гонению от Годунова. Трудно сказать, был ли первым самозванцем этот Григорий или кто другой, что, впрочем, менее вероятно.

Но для нас важна не личность самозванца, а его личина, роль, им сыгранная. На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы. Богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски.

Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданный его слуга П. Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь – не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти.

Но сам Лжедимитрий смотрел на себя совсем иначе: он держался как законный, природный царь, вполне уверенный в своем царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был убежден, что и вся земля смотрит на него точно так же. Дело о князьях Шуйских, распространявших слухи о его самозванстве, свое личное дело, он отдал на суд всей земли и для того созвал Земский собор, первый собор, приблизившийся к типу народно-представительского, с выборными от всех чинов или сословий. Смертный приговор, произнесенный этим собором, Лжедимитрий заменил ссылкой, но скоро вернул ссыльных и возвратил им боярство. Царь, сознававший себя обманщиком, укравшим власть, едва ли поступил бы так рискованно и доверчиво, а Борис Годунов в подобном случае, наверное, разделался бы с попавшимися келейно в застенке, а потом переморил бы их по тюрьмам. Но, как сложился в Лжедимитрии такой взгляд на себя, это остается загадкой столько же исторической, сколько и психологической.

К. Вениг. Последние минуты Григория Отрепьева. Самозванец и Басманов в утро 17 мая. 1879 г.

Как бы то ни было, но он не усидел на престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть орудием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. По временам он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видали, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно.

Всего досаднее было для великородных бояр приближение к престолу мнимой незнатной родни царя и его слабость к иноземцам, особенно к католикам. В Боярской думе, рядом с одним князем Мстиславским, двумя князьями Шуйскими и одним князем Голицыным, в звании бояр сидело целых пятеро каких-нибудь Нагих, а среди окольничих значились три бывших дьяка. Еще более возмущали не одних бояр, но и всех москвичей своевольные и разгульные поляки, которыми новый царь наводнил Москву. В записках польского гетмана Жолкевского, принимавшего деятельное участие в московских делах Смутного времени, рассказана одна небольшая сцена, разыгравшаяся в Кракове, выразительно изображающая положение дел в Москве.

В самом начале 1606 г. туда приехал от Лжедимитрия посол Безобразов известить короля о вступлении нового царя на московский престол. Справив посольство по чину, Безобразов мигнул канцлеру в знак того, что желает поговорить с ним наедине. Назначенному выслушать его пану сообщил данное ему князьями Шуйскими и Голицыными поручение – попенять королю за то, что он дал им в цари человека низкого и легкомысленного, жестокого, распутного мота, недостойного занимать московский престол и не умеющего прилично обращаться с боярами. Они-де не знают, как от него отделаться, и уж лучше готовы признать своим царем королевича Владислава. Очевидно, большая знать в Москве что-то затевала против Лжедимитрия и только боялась, как бы король не заступился за своего ставленника.

Похожие публикации