Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Оприходование кассовой выручки. В данном случае организация вправе самостоятельно установить порядок признания выручки

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2012, N 7

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ <1> и п. 1 ст. 7 Закона РФ N 943-1 <2> на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля и надзора за полнотой оприходования выручки организациями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ. Заметим, что мероприятия, проводимые налоговыми органами в рамках исполнения указанной функции, не относятся к налоговым проверкам и, соответственно, не регулируются положениями НК РФ. Порядок осуществления такого контроля и надзора регламентирован Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (далее - Административный регламент).

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
<2> Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Общие положения

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем Федеральным законом N 54-ФЗ и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359), предусмотрено, что государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять расчеты и без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на БСО, который приравнивается к кассовому чеку. Такие БСО (квитанции, билеты, абонементы и др.) в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения N 359):

  • наименование документа, шестизначный номер и серию;
  • наименование и организационно-правовую форму учреждения;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • ИНН учреждения;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами;
  • дату осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ.

Предметом осуществления контроля и надзора за полнотой оприходования выручки является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Напомним, что 01.01.2012 вступило в силу Положение ЦБ РФ N 373-П <3>, определяющее порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ на территории РФ в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения.

<3> Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ на территории РФ, утв. ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П.

Для справки. К проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, или их уполномоченные представители. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения тоже могут быть проверены налоговыми органами.

Осуществление контроля регламентируется:

  • КоАП РФ;
  • Законом РФ N 943-1;
  • Федеральным законом N 54-ФЗ;
  • Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами";
  • Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями";
  • Положением N 359;
  • Приказом ФНС России от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
  • Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы";
  • Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 351 "Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники";
  • Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 352 "Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники";
  • Приказом Минфина России от 18.12.2007 N 135н "Об утверждении образца знака "Сервисное обслуживание";
  • Приказом Минфина России от 18.12.2007 N 136н "Об утверждении образца знака "Государственный реестр";
  • Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники".

Порядок проведения контроля

В соответствии с п. 20 Административного регламента при осуществлении контроля и надзора за полнотой оприходования выручки учреждениями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ, налоговыми органами проводятся следующие процедуры.

Предъявление поручения на исполнение государственной функции. Основанием для начала проведения контрольного мероприятия является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств учреждением.

Обратите внимание! Срок осуществления контрольного мероприятия в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Однако он не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому учреждению поручения на проведение проверки (п. 19 Административного регламента).

Сотрудники налогового органа, проводящие проверку, по прибытии в проверяемое учреждение предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения. Данный факт должен быть зафиксирован подписью руководителя проверяемого учреждения (лицом, им уполномоченным) с указанием должности и даты предъявления в поручении на проведение проверки. Необходимо отметить, что неознакомление либо уклонение от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения также отражается проверяющими в поручении.

Рассмотрение необходимых документов. После предъявления проверяемому учреждению поручения на проведение проверки сотрудники налогового органа переходят к рассмотрению документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия. В частности, к таким документам относятся (п. 29 Административного регламента):

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показании суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
  • приходные и расходные кассовые ордера;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • авансовые отчеты;
  • кассовая книга;
  • справка-отчет кассира-операциониста;
  • сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
  • бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
  • информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности;
  • книга учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
  • иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для проверки.

Указанные документы должны представляться в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения указанных копий документов.

Обратите внимание! Административный регламент не возлагает на проверяющих обязанности по предоставлению письменного требования на представление необходимых документов, то есть указанные документы могут быть запрошены и в устной форме. Однако, по мнению автора, проверяемому учреждению все-таки целесообразнее запросить у проверяющих список необходимых документов.

Согласно п. 31 Административного регламента максимальный срок для рассмотрения должностными лицами налогового органа документов не может превышать одного рабочего дня с момента предъявления проверяемому учреждению поручения на проведение проверки. Результаты проверки отражаются в акте.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов должностные лица налоговых органов переходят непосредственно к проверке полноты учета выручки денежных средств. Указанными лицами определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы их проведения.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым учреждением в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого учреждения, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, выборочный способ - в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланках строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку), документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций, и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В ходе проверки должностные лица налоговых органов получают необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

Обратите внимание! В ходе проведения контрольного мероприятия в обязательном порядке проверяются наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, и составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах. Перед началом проверки кассиром дается расписка об отсутствии или о наличии в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег, о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 37 Административного регламента проверка полноты учета выручки денежных средств осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений должностными лицами проверяемого учреждения должны даваться объяснения.

В случае если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным учреждения, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

Если же учреждение осуществляет расчеты без применения контрольно-кассовой техники, проводится проверка фактического наличия бланков строгой отчетности, по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков. Кроме того, в ходе проверки определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов). Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

В случае если учреждение является плательщиком ЕНВД и осуществляет наличные денежные расчеты также без применения контрольно-кассовой техники, проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом проведения данного этапа проверки является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов проверки. В соответствии с п. 46 Административного регламента по результатам проверки полноты учета выручки денежных средств составляется акт проверки в двух экземплярах, которые подписываются как проверяющими, так и проверяемым учреждением. Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, и проверяемого учреждения.

В акте проверки указываются:

  • дата составления акта проверки;
  • полное наименование проверяемого учреждения, его ИНН и КПП;
  • фамилии, имена, отчества должностных лиц налогового органа, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа;
  • дата и номер поручения на проведение проверки;
  • перечень документов, полученных налоговым органом в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения проверяемого учреждения;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Должностные лица налоговых органов по фактам нарушений, отраженным в акте проверки, принимают от проверяемого учреждения письменные объяснения (замечания, возражения), сделав при этом запись в акте проверки.

В случае если учреждение уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения учреждения.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ налоговые органы возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Например , нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., а на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Вместе с тем, напомним, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В заключение отметим, что, к сожалению, Административный регламент не дает ответов на вопросы о периодичности проведения указанных проверок и о проверяемом периоде.

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

К нам за помощью обратилась наша читательница, описав следующую ситуацию. Организация торгует (выполняет работы, оказывает услуги населению) за наличные, часы ее работы - до 22.00. У кассира организации рабочее время с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00. Z-отчеты каждый вечер снимают продавцы и сразу заносят их данные в журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Деньги и Z-отчет кассир получает от продавцов утром каждого буднего дня. Читательница интересуется, как в этом случае записывать сведения о выручке в кассовую книгу.

Этот вопрос возникает и в ситуации, если выручка получена работником далеко от кассы и невозможно сдать ее в тот же день, например при продажах на выставке в другом городе. Рассмотрим применяемые на практике варианты и решим, какими можно пользоваться, а какими - не стоит. Часы работы кассира не совпадают с часами продаж за наличные ВАРИАНТ 1. Кассир составляет ПКО и регистрирует его в кассовой книге задним числом Утром, получив от продавцов выручку, кассир вчерашним днем составляет на нее ПКО, заносит его в кассовую книгу и выводит остаток. И затем начинает лист за новый день. Если до получения вчерашней выручки нужно принять или выдать деньги, кассир резервирует номер для ПКО на вечернюю выручку. При этом некоторые кассиры на конец своего рабочего дня выводят остаток в кассовой книге (тогда утром этот лист книги просто делают заново с учетом вечерней выручки), а некоторые - нет. В результате ПКО и записи в кассовой книге датированы днем получения наличных. Этот вариант основан на том, что в Положении о ведении кассовых операций нет прямого указания на то, что:
  • ПКО на выручку, пробитую по ККТ, нужно составить немедленно после окончания работы на ней;
  • кассовую книгу следует заполнять день в день.
Даже если инспекторы иного мнения, они вряд ли смогут обнаружить, что ПКО и книга заполняются задним числом. Ведь когда налоговики приходят с проверкой кассы, вы не обязаны сразу показывать им кассовые документы. Срок представления затребованных для проверки документов не установлен, но и обязанности отдать их немедленно нет. ВАРИАНТ 2. Кассир составляет ПКО и регистрирует его в кассовой книге датой получения денег от продавцов Перед уходом с работы кассир выводит в кассовой книге остаток по всем операциям с наличными, которые прошли за день к этому времени (в нашем примере - на 18.00). Для этого продавцы снимают сменный Z-отчет и вносят полученную к этому моменту выручку в кассу. Закончив свою работу, продавцы еще раз снимают Z-отчет - на вечернюю выручку. Ее кассир приходует утром следующего своего рабочего дня при получении от продавцов денег и Z-отчетов. На ПКО он ставит текущую дату и записывает его в лист кассовой книги за текущий день. Сразу скажем, что использовать этот вариант не стоит. (-) Из кассовых документов видно, что нарушены правила использования ККТ. В соответствии с ними тот, кто работал на ККТ, должен после снятия Z-отчета и заполнения журнала кассира-операциониста при закрытии организации сдать выручку в кассу организации (либо инкассатору). А этого сделано не было. (-) Налоговики могут оштрафовать за неоприходование (неполное оприходование) наличной выручки. Дело в том, что на сумму, полученную с использованием ККТ, должен быть составлен датированный тем же днем ПКО. В листе кассовой книги за тот же день на основании этого ПКО должна быть сделана запись. Это и называется оприходованием наличных. В нашей ситуации выручка оприходована, но с опозданием на день. ВАС однажды указал, что моментом начала и окончания совершения нарушения по неоприходованию является день получения выручки. Поэтому и налоговики, и многие суды приравнивают несвоевременное оприходование к неоприходованию. Внимание! Пробив сумму по ККТ, выручку вы еще не оприходовали. Нужно зарегистрировать ПКО на эту сумму в кассовой книге. Если вы попали в такую ситуацию, то все же попытайтесь оспорить штраф. Во-первых, прямого указания на то, что запись в кассовой книге о полученных через ККТ деньгах следует делать непременно датой их получения, в Положении нет. Поэтому некоторые суды не признают несвоевременное оприходование наличной выручки нарушением. Во-вторых, это нарушение малозначительно, так как наличные все равно оприходованы, пусть и с небольшим опозданием. На этом основании суд может освободить от штрафа . Может помочь и внутренний приказ об особом порядке оприходования выручки ККТ в кассу, связанном с графиком работы организации. ВАРИАНТ 3. Руководитель назначает одного из продавцов кассиром Тогда у вас будет основной кассир, который ведет кассу в свое рабочее время, и еще один, который отвечает за кассу только в отсутствие основного. Он сам будет составлять ПКО на вечернюю выручку сразу после снятия Z-отчета и в тот же день вносить его в кассовую книгу. (+) ПКО составлен сразу и отражает действительную дату получения наличных. (+) Наличные вовремя попадают в кассовую книгу, и нет повода для штрафа. Есть два способа деления ответственности за дневные и вечерние операции между двумя кассирами. СПОСОБ 1. Организовать отдельную "вечернюю" кассу со своими сейфом и кассовой книгой. В нее второй кассир будет сразу же записывать выручку, полученную после окончания рабочего дня основного кассира. Утром, при сдаче денег из "вечерней" кассы в основную, в "вечерней" оформляют на их сумму РКО, а в основной - ПКО. СПОСОБ 2. Два кассира ведут одну основную кассу: один - днем, другой - вечером и в выходные. Тогда придется дважды в день передавать кассу от одного кассира другому по акту, из которого следовало бы, сколько наличных и прочих хранящихся в кассе ценностей один кассир сдал, а второй - принял. Проводить ежедневные инвентаризации кассы и составлять акты по форме N ИНВ-15 вы не должны (инвентаризация обязательна только при полной смене материально-ответственного лица, например увольнении работника и приеме на его место другого). Наличные получены далеко, и работник не может привезти их в кассу ни в тот же день, ни на следующий Как мы уже сказали, эта ситуация может возникнуть при продажах в другом городе, когда работники в командировке продают за наличные продукцию фирмы, при прочей выездной торговле. То есть когда деньги попадают к кассиру только через несколько дней после их получения. ВАРИАНТ 1. Кассир приходует выручку задним числом То есть составляет ПКО и записывает их в кассовую книгу тем днем, когда им были получены деньги. Для этого кассир заранее резервирует номера ПКО на каждый день. Если за каждый из этих дней уже был выведен остаток, листы книги приходится переделывать. А если работник, находясь в другом городе, положил вырученные деньги на корпоративную карту через банкомат? Тогда на дату зачисления нужно составить еще и РКО на сдачу денег в банк. Этот РКО работник не подписывает. Основание его составления - чек банкомата. (+) Даты кассовых документов и записей в кассовой книге совпадают с проведением кассовых операций. Примечание. Если приходовать эти деньги не задним числом, а днем возвращения работника, то, как и в рассмотренном выше варианте 2, вы рискуете получить от инспекции штраф. Однако риск этот не так велик. Суды учитывали техническую невозможность доставить полученные деньги в офис в тот же день и в штрафе отказывали. ВАРИАНТ 2. Кассир составляет ПКО уже в день получения выручки работником Он делает это на основании информации, полученной от работника по телефону, факсу, электронной почте и т.п. ПКО кассир записывает в кассовую книгу за этот день. Документы, служащие основанием для составления ПКО (Z-отчет, БСО), работник отдает кассиру по возвращении в офис (а в день их оформления при возможности пересылает по факсу или электронной почте). (-) Кассир расписывается за деньги, которых не получал и которых в кассе нет. А ведь всегда есть риск, что наличные до кассы по какой-то причине не доедут. Так что использовать этот вариант нельзя. ВАРИАНТ 3. Руководитель издает приказ о создании временной кассы на период продаж вдалеке от офиса А работника, принимающего наличные, назначает временным кассиром и дает ему право подписи кассовых документов. Выдаем ему бланки ПКО и новенькую кассовую книгу и объясняем, как и когда все это заполнять. То есть он сам будет ежедневно составлять ПКО (а если сдаст деньги в банк - еще и РКО) и делать записи в своей кассовой книге. Пересылать листы "выездной" кассовой книги в головное подразделение не нужно. Это обязаны делать только обособленные подразделения. По возвращении работник вместе с деньгами сдает свою "выездную" кассовую книгу. Последним в ней будет зарегистрирован РКО на сдачу наличных в основную кассу. После этого с работника снимаются обязанности кассира. А привезенная им выручка текущим днем приходуется по отдельному ПКО в основной кассовой книге. *** Какой бы вариант вы ни выбрали, продумайте, как отслеживать соблюдение лимита остатка наличных в кассе. Например, кассир перед уходом может сообщать продавцам, сколько еще осталось до лимита, чтобы излишек они могли вовремя сдать в банк. Работник, который принимает наличные в поездке, может ежедневно сообщать кассиру (по телефону, факсу, электронной почте) сумму полученной выручки. И помните, что с любого дня вы можете установить новый лимит, пересчитав его, исходя из вашей максимальной дневной выручки.

Порядок проверки полноты учета выручки определен Административным регламентом, утвержденным приказом от 17 октября 2011 г. № 133н (далее - Регламент). Для проведения такой проверки или замруководителя налоговой инспекции должен принять соответствующее решение. Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить поручение и служебные удостоверения. Проверка проводится на территории компании (у предпринимателя). Инспекторы имеют право:

  • беспрепятственного доступа к кассовой технике;
  • запрашивать документы, связанные с применением ККТ и учетом денег;
  • проверять наличные деньги в кассе и бланки строгой отчетности;
  • получать информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;
  • получать необходимые объяснения, справки и сведения;
  • получать пароли ККТ, необходимые для снятия показаний фискальной памяти и контрольной ленты;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • привлекать к административной

Максимальный срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Какие документы проверяют инспекторы

Перечень проверяемых документов Регламентом. Сюда входят:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • авансовые отчеты, кассовая книга и др.

Инспекторы сравнивают сумму «налички», находящейся в денежном ящике кассового аппарата, с фискальным отчетом, контрольной лентой и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектор вправе получить письменное объяснение. Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов сверяются заводские и регистрационные номера кассовых машин, а также ИНН организации (предпринимателя) с данными в карточке регистрации ККТ.

Инспекторы сверяют кассовые чеки, распечатанные на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся чеков.

Когда компании обвиняются в нарушениях

Проследим по материалам арбитражной практики, в каких случаях инспекторы делают вывод о допущенном нарушении.

Неоприходование наличных денег

В организации провели проверку полноты учета выручки. Представленные фирмой листы кассовой книги не соответствовали установленным требованиям. Судьи разъяснили, что, если в кассовую книгу не внесены все записи, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров, это означает неоприходование (неполное оприходование) наличных денег в кассу (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 г. № А69-272/2013). Штраф составил 40 000 руб.

В другом случае инспекторы установили факт неоприходования «налички» при сверке фискальных отчетов с кассовыми документами. Было установлено, что суммы наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, в кассовую книгу не оприходованы. Инспекторы составили протокол об административном правонарушении. Размер штрафа также равен 40 000 руб. (определение ВАС РФ от 11 июля 2013 г. № ВАС-8675/13). В этом деле интересно то, что судьи не сразу пришли к единому мнению. Суд первой инстанции поддержал компанию и отменил постановление инспекции, но налоговики подали апелляционную жалобу и выиграли спор в суде. Точку в этом деле поставил ВАС.

В следующем деле судьи встали на сторону компании. Инспекторы оштрафовали организацию за то, что выручка была оприходована на основании приходных ордеров, но без подтверждающих документов (контрольно-кассовых лент (Z-отчетов), изъятых из ККТ). Арбитры решили, что здесь нет нарушения порядка ведения кассовых операций (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2013 г. № 15АП-15020/2013).

Применение ККТ с нарушениями

Инспекторы при проверке кассовых чеков на специализированном сайте установили, что значения криптографического проверочного кода (КПК) указаны неверно. Информация о данных чеках на контрольной ленте отсутствует. Налоговики решили, что это говорит о несанкционированном вмешательстве в ККТ для уменьшения выручки. То есть кассовый аппарат не защищает фискальные данные, не обеспечивает долговременное хранение информации о проведенных операциях. Фирму привлекли к ответственности по пункту 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составил 30 000 руб. (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2012 г. № А33-2096/2012). Определением ВАС РФ от 13 ноября 2012 г. № ВАС-14289/12 высшие арбитры поддержали это решение.

Какое время должно быть в кассовом чеке

Контролирующие органы иногда дают противоречивые разъяснения. Рассмотрим такой пример. Кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. В частности, одними из таких реквизитов являются дата и время покупки. Указанное на пробитом кассовом чеке время покупки не должно отличаться от реального времени наличных Расхождение не может превышать 5 минут (письмо от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@). То есть выдавать покупателю кассовый чек, пробитый заранее, нельзя. Налоговики разъяснили, что в таком порядке выдают чеки и организации, торгующие дистанционно (в том числе через интернет-магазины).

Однако заметим, что чуть раньше ФНС России придерживалась иной позиции, согласно которой покупателю можно было передавать кассовый чек, пробитый заранее (письма ФНС России от 6 мая 2013 г. № АС-4-2/8265, от 1 февраля 2012 г. № АС-4-2/1503). Главное - чтобы в тот же день. Специалисты Минфина России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769 разъяснили, что отсутствие на чеке времени (или же расхождение времени покупки с реальным временем) является нарушением требований законодательства. Во избежание споров следует указывать в чеке реальное время. В противном случае свою правоту придется доказывать в суде.

Что происходит по окончании проверки

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В акте инспекторы указывают перечень полученных документов, а также отражают выявленные нарушения. Или же делают запись об их отсутствии. В письме ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ-6-06/458@ приведена форма акта. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления.

Если в ходе проверки выявлены нарушения, налоговики возбуждают административное производство. Для этого инспектор составляет протокол и направляет его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Копия постановления о назначении штрафа вручается под расписку сразу после рассмотрения дела. Или же ее могут выслать по почте в течение трех дней (п. 2 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

За какие нарушения могут оштрафовать

Напомним, за какие именно кассовые нарушения организацию или могут наказать.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью

Налоговики штрафуют за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (п. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). То есть прежде всего за неисполнение требований Порядка, утвержденного Указанием Банком России от 11.03.2014 № 3210-У (далее - Указания № 3210-У). К таким нарушениям относятся:

  • расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе «налички» свыше установленных лимитов.

Размер штрафа в таких случаях составит (п. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

  • для фирм - от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.

Нарушение использования ККТ

Кроме того, предупреждение или штраф можно получить за (п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

  • неприменение контрольно-кассовой техники;
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушениями;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег за товар (работу, услугу).

Размер штрафа составит от 30 000 до 40 000 руб. - для организации, от 3000 до 4000 руб. - для должностного лица, от 1500 до 2000 руб. - для граждан.

Е. Шестакова ,
генеральный ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

Помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации. У нас в организации стоит парковочное оборудование, диспетчера снимают ежедневно Z-отчеты и приносят их в бухгалтерию вместе с денежными средствами в ящике- купюр приёмнике. В выходные же, например, бухгалтерия не работает, диспетчера приносят в понедельник в бухгалтерию Z-отчеты и деньги за субботу и воскресенье. То же самое и в новогодние праздники, например, бухгалтерия вышла 9-го числа и диспетчера принесли Z-отчеты за период с 1 января по 9 января и соответственно деньги. А мы в бухгалтерии отражаем выручку по каждому Z-отчету датой понедельника, если это касается выхода после выходных или 9-м января, если это выход после новогодних праздников, отдельными ПКО на каждый Z-отчет. Есть ли необходимость отражения выручки по каждому Z-отчету отдельным ПКО, или можно на несколько Z-отчетов составить один ПКО? Если это возможно, какими датами производить записи в кассовой книге?И еще вопрос бухгалтерия работает по пятидневке, но каждый день выручку приходовать не удобно, т.к.не всегда на это хватает времени, да и не такие большие суммы выручки. Возможно ли, чтобы диспетчера снимали Z-отчеты ежедневно, хранили их у себя, а в среду и пятницу например, установить сдачу выручки и Z-отчетов в бухгалтерию. Правомерно ли это? И как будут в таком случае, если это возможно, отражаться записи в кассовой книге, она храниться в бухгалтерии?И следующий вопрос – где должна по - хорошему храниться кассовая книга у диспетчеров, которые снимают Z-отчеты или в бухгалтерии, которая принимает выручку от диспетчеров вместе с Z-отчетами?

Где должна храниться кассовая книга у диспетчеров, которые снимают Z-отчеты или в бухгалтерии, которая принимает выручку от диспетчеров вместе с Z-отчетами?

Деньги, полученные от населения, нужно оприходовать в кассу организации не позднее окончания рабочего дня. Если средства поступят в главную кассу на следующий день после снятия Z-отчета, то такие просрочки будут противоречить порядку ведения кассовых операций.

То есть ПКО нужно составлять на каждый Z-отчет и в нем должна быть такая же дата.

В данном случае организация вправе самостоятельно установить порядок признания выручки.

, , ).

Северо-Кавказского округа , ).

Кассовую книгу, как правило, заполняет кассир, после этого ее заверяет бухгалтер. Если у вас нет кассира, и записи в книгу вносит бухгалтер, то храните кассовую книгу в бухгалтерии. Порядок вы можете закрепить внутренними документами.

Елены Поповой,

Как вести кассовую книгу (ф. КО-4)

Кто ведет кассовую книгу

Сведения о движении наличных отражайте в кассовой книге по форме № КО-4 . Поступать так должны все организации независимо от применяемой системы налогообложения или их организационно-правовой формы. Только предприниматели, которые ведут учет доходов и расходов или физических показателей согласно налоговому законодательству, вправе не заполнять кассовую книгу. Все это следует из пунктов и 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, а также из пункта 2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88, пункта 4 статьи 346.11 и пункта 5 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Если в кассовой книге несвоевременно или не полностью отражены операции с наличными, налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию.

Дело в том, что все поступившие в кассу деньги нужно оприходовать. Тот, кто этого не делает, нарушает кассовую дисциплину. При этом оприходовать деньги – значит отразить их в кассовой книге. Причем именно в том размере, который подтвержден кассовыми документами.* Такой порядок установлен пунктом 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, а о том, что нарушение его наказуемо, прямо сказано в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда налоговые инспекторы проверяют, все ли наличные оприходованы, они сверяют информацию в кассовой книге с первичными документами – Z-отчетами, ПКО, РКО и т. п. Если расхождение будет найдено, организацию оштрафуют. Такое право инспекторов подтверждают и суды (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2010 г. № А03-13078/2009 , Поволжского округа от 30 января 2008 г. № А12-11536/07-С59 , Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2007 г. № А74-3799/2006-Ф02-1166/2007).

Нарушением признают и несвоевременно внесенные в кассовую книгу записи о полученных деньгах. То есть когда записи в кассовой книге сделаны не в день, когда наличные поступили в кассу (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 19 июня 2009 г. № А12-20715/2008 , Северо-Кавказского округа от 9 июня 2009 г. № А32-11915/2008-70/75-20АЖ , от 10 октября 2007 г. № Ф08-6779/2007-2517А).*

Контролировать, правильно ли ведется кассовая книга, должен главный бухгалтер. А что делать, если он заболел или в отпуске? Тогда за эту работу отвечает руководитель. Если они отнесутся халатно к своим обязанностям, их тоже накажут за нарушение порядка ведения кассовой книги по Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вот какие штрафы предусмотрены для виновных:

  • от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций;
  • от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц. То есть для предпринимателей, главного бухгалтера, руководителя (когда он замещает отсутствующего главбуха).

Кстати, кассиры к должностным лицам не относятся. И несмотря на то что они материально ответственные лица, административного штрафа для них не предусмотрено. Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18. Поэтому так важно контролировать работу кассиров. Ведь из-за их ошибок накажут и главбуха и организацию.

Как вести форму № КО-4, когда у организации несколько операционных касс

Но как тогда оприходовать всю наличную выручку? Не стоит беспокоиться, все предусмотрено, процедура такова. Движение денег в операционных кассах в течение дня отражают в журнале кассира-операциониста по форме № КМ-4 . Ведут его по каждой ККТ. Затем наличную выручку из операционных передают в главную кассу. Там сотрудники и делают записи в кассовой книге. Основанием для них будут приходные кассовые ордера по форме № КО-1 , которые составлены согласно контрольным лентам ККТ операционных касс.*

Такой регламент предусмотрен пунктами 4.6 и 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указаниями , утвержденными .

Проверить, правильно ли в кассовой книге отражено поступление наличных, а также их трата, можно по оборотам счета 50 «Касса». Это следует из Инструкции к плану счетов (счет 50) и абзаца 5 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Наличную выручку выходного дня нужно приходовать сразу, а сдавать в ближайший рабочий день

Аптеки нашей организации работают не только по будням, но и в выходные, а также по праздникам. Выручку выходных и праздничных дней мы приходуем в ближайший рабочий день. После чего мы сдаем сверхлимитную наличность в банк. То есть на второй рабочий день после выходного или праздника. Правильно ли мы поступаем?

Отвечает Виктория Овчинникова,

ведущий аудитор департамента аудита «КСК Групп»

Нет, приходовать наличную выручку нужно именно в тот день, когда совершается операция. Именно на эту дату следует оформить приходный кассовый ордер, а далее занести сведения в кассовую книгу.* Данный вывод следует из содержания глав и Положения, утвержденного Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П .

Обратите внимание: аптеки вашей компании являются обособленными подразделениями. Однако кассовую книгу в организации можно вести исключительно в единственном экземпляре. Следовательно, аптеки должны заполнять листы кассовой книги, ежедневно выводя остаток на конец рабочего дня, и передавать их в головной офис. Делать это следует не позднее следующего рабочего дня в качестве вложений в кассовую книгу. Причем передавать листы кассовой книги можно на бумаге либо в электронном виде.

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Какие документы оформлять при работе с ККТ

Конец рабочей смены

В конце рабочей смены кассир-операционист:*

  • на основании Z-отчета вносит записи в журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 ;
  • составляет справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6 . В этом документе также отражаются показания контрольных и суммирующих счетчиков, размер выручки за смену и сумма денег, возвращенная покупателям. Отчет составляется в одном экземпляре и вместе с выручкой передается в главную кассу.
  • возвращает старшему кассиру главной кассы сумму денег, полученную в начале смены для размена и первоначальных расчетов с покупателями. Данный возврат фиксируется в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме № КО-5 . В подтверждение возврата данной суммы старший кассир расписывается в графе 9.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 , пунктами , 4.5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указаниями по заполнению форм № КМ-4 и № КМ-6 , утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 , указаниями по заполнению формы № КО-5 , утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 .

На основании справок-отчетов кассиров-операционистов кассир (старший кассир) составляет сводный отчет по всем ККТ (форма № КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»). Он составляется в одном экземпляре. В графах 5–7 сводного отчета отражаются показания счетчиков каждой ККТ, в графе 8 – размер выручки. Отдельно указывается, сколько денег было выдано покупателям при возврате товаров и какие суммы были пробиты ошибочно. Сводный отчет подписывает старший кассир и руководитель организации. Его передают в бухгалтерию вместе с приходными и расходными ордерами и справками-отчетами кассиров-операционистов. Такой порядок предусмотрен указаниями , утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 .

Ситуация: в какой день нужно сделать запись в журнале кассира-операциониста и оприходовать выручку, если смена кассира длится с 11 часов утра текущего дня до 6 часов утра следующего дня

В данном случае организация вправе самостоятельно установить порядок признания выручки. Объясняется это следующим.*

Кассир-операционист обязан ежедневно в конце рабочей смены заполнять журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 . Журнал заполняется в хронологическом порядке. Основанием для записей в нем являются Z-отчеты, снятые с ККТ в конце каждой смены. Это следует из указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 .

На основании контрольной ленты, изъятой из ККТ, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег (п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).*

Сведения о движении наличных денежных средств и наличных расчетах кассир фиксирует в кассовой книге по форме № КО-4 . Ежедневно бухгалтер подтверждает сумму наличной выручки, оприходованной за день и отраженной кассиром в кассовой книге (на основании приходных и расходных кассовых ордеров). Это следует из пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

При этом время начала и конца работы различных отделов организации может не совпадать (например, смена кассира может не совпадать со временем работы бухгалтерии). Кроме того, начало (окончание) рабочей смены может не совпадать с началом (окончанием) календарных суток. Режим работы персонала должен быть прописан в Правилах трудового распорядка (ст. , ТК РФ).

В этом случае оприходовать выручку за смену можно так:*

1. Кассир-операционист снимает два Z-отчета: один на конец текущего дня, другой – на конец рабочей смены. Записи в журнале кассира-операциониста и кассовой книге делаются за соответствующие дни. Выручка приходуется в размере, указанном в каждом из Z-отчетов.

2. Кассир-операционист снимает один Z-отчет на конец смены и приходует всю сумму выручки днем окончания смены (это отражается в журнале кассира-операциониста и кассовой книге в один день).

Например, если смена кассира-операциониста длится с 11 часов утра текущего дня до 6 часов утра следующего дня, то выручку можно оприходовать:

  • в соответствующих суммах в текущем и следующем днях (на основании Z-отчетов, снятых на 00 ч текущего дня и на конец смены (6 ч утра), приходящейся на следующий день);
  • в полной сумме в следующем рабочем дне (на основании Z-отчета, снятого на конец смены (6 ч утра), приходящейся на следующий день).

Выбранный вариант утвердите приказом руководителя организации.

Правомерность такой позиции подтверждает налоговое ведомство (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 3 мая 2005 г. № 09-24/31061 , УМНС России по г. Москве от 3 февраля 2003 г. № 29-12/6552).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации оприходовать всю выручку, полученную за смену (на основании Z-отчета, снятого на конец смены), предыдущим днем. Они заключаются в следующем.

Ежедневно бухгалтер фиксирует полученную организацией наличную выручку в кассовой книге (п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Эти данные являются основанием для отражения записей в бухучете. В соответствии с принципом рациональности ведения бухучета делать данные записи следующим днем (или распределять выручку за смены между разными днями) неудобно, это приводит к увеличению трудозатрат (п. 6 ПБУ 1/2008). Отражение выручки, полученной за смену, предыдущим днем, отвечает потребностям организации по определению товарных остатков на начало следующего дня. Поскольку применение такого варианта не приводит к искажению данных бухучета и нарушению кассовой дисциплины, руководитель организации вправе утвердить его приказом по организации.*

Из ситуации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

В каких случаях нужно выписывать приходные и расходные ордера при расчетах наличными

Приходный кассовый ордер

При получении наличных денег составьте приходный кассовый ордер по форме № КО-1 и выдайте вносителю денег квитанцию к приходному кассовому ордеру (п. , абз. 5 п. 5.1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Деньги, полученные от населения (с оформлением чеков ККТ), нужно оприходовать в кассу организации не позднее окончания рабочего дня или приезда инкассатора, если он приезжает раньше. В этом случае составьте один или несколько приходных кассовых ордеров на всю сумму выручки (

К нам за помощью обратилась наша читательница, описав следующую ситуацию. Организация торгует (выполняет работы, оказывает услуги населению) за наличные, часы ее работы - до 22.00. У кассира организации рабочее время с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00. Z-отчеты каждый вечер снимают продавцы и сразу заносят их данные в журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Деньги и Z-отчет кассир получает от продавцов утром каждого буднего дня. Читательница интересуется, как в этом случае записывать сведения о выручке в кассовую книгу.

Этот вопрос возникает и в ситуации, если выручка получена работником далеко от кассы и невозможно сдать ее в тот же день, например при продажах на выставке в другом городе.

Рассмотрим применяемые на практике варианты и решим, какими можно пользоваться, а какими - не стоит.

Часы работы кассира не совпадают с часами продаж за наличные

ВАРИАНТ 1. Кассир составляет ПКО и регистрирует его в кассовой книге задним числом

Утром, получив от продавцов выручку, кассир вчерашним днем составляет на нее ПКО, заносит его в кассовую книгу и выводит остаток. И затем начинает лист за новый день. Если до получения вчерашней выручки нужно принять или выдать деньги, кассир резервирует номер для ПКО на вечернюю выручку. При этом некоторые кассиры на конец своего рабочего дня выводят остаток в кассовой книге (тогда утром этот лист книги просто делают заново с учетом вечерней выручки), а некоторые - нет.

В результате ПКО и записи в кассовой книге датированы днем получения наличных.

Этот вариант основан на том, что в Положении о ведении кассовых операций нет прямого указания на то, что: ПКО на выручку, пробитую по ККТ, нужно составить немедленно после окончания работы на ней;

кассовую книгу следует заполнять день в день. Даже если инспекторы иного мнения, они вряд ли смогут обнаружить, что ПКО и книга заполняются задним числом. Ведь когда налоговики приходят с проверкой кассы, вы не обязаны сразу показывать им кассовые документы. Срок представления затребованных для проверки документов не установлен, но и обязанности отдать их немедленно нет.

ВАРИАНТ 2. Кассир составляет ПКО и регистрирует его в кассовой книге датой получения денег от продавцов

Перед уходом с работы кассир выводит в кассовой книге остаток по всем операциям с наличными, которые прошли за день к этому времени (в нашем примере - на 18.00). Для этого продавцы снимают сменный Z-отчет и вносят полученную к этому моменту выручку в кассу.

Закончив свою работу, продавцы еще раз снимают Z-отчет - на вечернюю выручку. Ее кассир приходует утром следующего своего рабочего дня при получении от продавцов денег и Z-отчетов. На ПКО он ставит текущую дату и записывает его в лист кассовой книги за текущий день.

Сразу скажем, что использовать этот вариант не стоит.

(-) Из кассовых документов видно, что нарушены правила использования ККТ. В соответствии с ними тот, кто работал на ККТ, должен после снятия Z-отчета и заполнения журнала кассира-операциониста при закрытии организации сдать выручку в кассу организации (либо инкассатору). А этого сделано не было.

(-) Налоговики могут оштрафовать за неоприходование (неполное оприходование) наличной выручки.

Дело в том, что на сумму, полученную с использованием ККТ, должен быть составлен датированный тем же днем ПКО. В листе кассовой книги за тот же день на основании этого ПКО должна быть сделана запись. Это и называется оприходованием наличных.

В нашей ситуации выручка оприходована, но с опозданием на день. ВАС однажды указал, что моментом начала и окончания совершения нарушения по неоприходованию является день получения выручки. Поэтому и налоговики, и многие суды приравнивают несвоевременное оприходование к неоприходованию.

Внимание! Пробив сумму по ККТ, выручку вы еще не оприходовали. Нужно зарегистрировать ПКО на эту сумму в кассовой книге.

Если вы попали в такую ситуацию, то все же попытайтесь оспорить штраф. Во-первых, прямого указания на то, что запись в кассовой книге о полученных через ККТ деньгах следует делать непременно датой их получения, в Положении нет. Поэтому некоторые суды не признают несвоевременное оприходование наличной выручки нарушением. Во-вторых, это нарушение малозначительно, так как наличные все равно оприходованы, пусть и с небольшим опозданием. На этом основании суд может освободить от штрафа (Статья 2.9 КОАП РФ ) (Статья 4.1 КОАП РФ ). Может помочь и внутренний приказ об особом порядке оприходования выручки ККТ в кассу, связанном с графиком работы организации.

ВАРИАНТ 3. Руководитель назначает одного из продавцов кассиром

Тогда у вас будет основной кассир, который ведет кассу в свое рабочее время, и еще один, который отвечает за кассу только в отсутствие основного ("ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" ). Он сам будет составлять ПКО на вечернюю выручку сразу после снятия Z-отчета и в тот же день вносить его в кассовую книгу.

(+) ПКО составлен сразу и отражает действительную дату получения наличных.

(+) Наличные вовремя попадают в кассовую книгу, и нет повода для штрафа.

Есть два способа деления ответственности за дневные и вечерние операции между двумя кассирами.

СПОСОБ 1. Организовать отдельную "вечернюю" кассу со своими сейфом и кассовой книгой. В нее второй кассир будет сразу же записывать выручку, полученную после окончания рабочего дня основного кассира. Утром, при сдаче денег из "вечерней" кассы в основную, в "вечерней" оформляют на их сумму РКО, а в основной - ПКО.

СПОСОБ 2. Два кассира ведут одну основную кассу: один - днем, другой - вечером и в выходные. Тогда придется дважды в день передавать кассу от одного кассира другому по акту, из которого следовало бы, сколько наличных и прочих хранящихся в кассе ценностей один кассир сдал, а второй - принял.

Проводить ежедневные инвентаризации кассы и составлять акты по форме N ИНВ-15 вы не должны (инвентаризация обязательна только при полной смене материально-ответственного лица, например увольнении работника и приеме на его место другого).

Наличные получены далеко, и работник не может привезти их в кассу ни в тот же день, ни на следующий

Как мы уже сказали, эта ситуация может возникнуть при продажах в другом городе, когда работники в командировке продают за наличные продукцию фирмы, при прочей выездной торговле. То есть когда деньги попадают к кассиру только через несколько дней после их получения.

ВАРИАНТ 1. Кассир приходует выручку задним числом

То есть составляет ПКО и записывает их в кассовую книгу тем днем, когда им были получены деньги. Для этого кассир заранее резервирует номера ПКО на каждый день. Если за каждый из этих дней уже был выведен остаток, листы книги приходится переделывать.

А если работник, находясь в другом городе, положил вырученные деньги на корпоративную карту через банкомат? Тогда на дату зачисления нужно составить еще и РКО на сдачу денег в банк. Этот РКО работник не подписывает. Основание его составления - чек банкомата.

(+) Даты кассовых документов и записей в кассовой книге совпадают с проведением кассовых операций.

Примечание. Если приходовать эти деньги не задним числом, а днем возвращения работника, то, как и в рассмотренном выше варианте 2, вы рискуете получить от инспекции штраф. Однако риск этот не так велик. Суды учитывали техническую невозможность доставить полученные деньги в офис в тот же день и в штрафе отказывали.

ВАРИАНТ 2. Кассир составляет ПКО уже в день получения выручки работником

Он делает это на основании информации, полученной от работника по телефону, факсу, электронной почте и т.п. ПКО кассир записывает в кассовую книгу за этот день. Документы, служащие основанием для составления ПКО (Z-отчет, БСО), работник отдает кассиру по возвращении в офис (а в день их оформления при возможности пересылает по факсу или электронной почте).

(-) Кассир расписывается за деньги, которых не получал и которых в кассе нет. А ведь всегда есть риск, что наличные до кассы по какой-то причине не доедут. Так что использовать этот вариант нельзя.

ВАРИАНТ 3. Руководитель издает приказ о создании временной кассы на период продаж вдалеке от офиса

А работника, принимающего наличные, назначает временным кассиром и дает ему право подписи кассовых документов. Выдаем ему бланки ПКО и новенькую кассовую книгу и объясняем, как и когда все это заполнять. То есть он сам будет ежедневно составлять ПКО (а если сдаст деньги в банк - еще и РКО) и делать записи в своей кассовой книге.

Пересылать листы "выездной" кассовой книги в головное подразделение не нужно. Это обязаны делать только обособленные подразделения.

По возвращении работник вместе с деньгами сдает свою "выездную" кассовую книгу. Последним в ней будет зарегистрирован РКО на сдачу наличных в основную кассу. После этого с работника снимаются обязанности кассира. А привезенная им выручка текущим днем приходуется по отдельному ПКО в основной кассовой книге.

Какой бы вариант вы ни выбрали, продумайте, как отслеживать соблюдение лимита остатка наличных в кассе. Например, кассир перед уходом может сообщать продавцам, сколько еще осталось до лимита, чтобы излишек они могли вовремя сдать в банк. Работник, который принимает наличные в поездке, может ежедневно сообщать кассиру (по телефону, факсу, электронной почте) сумму полученной выручки.

И помните, что с любого дня вы можете установить новый лимит, пересчитав его, исходя из вашей максимальной дневной выручки.

Узнать подробнее о журнале "Главная книга"

Похожие публикации