Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Основные преимущества прямой демократии. Плюсы и минусы каждой формы демократии Демократия плюсы и минусы таблица

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

демократия политический режим

Важной составной частью формы любого государства является государственный режим. Наряду с формами правления и государственного устройства, а также принадлежностью к тому или иному типу он позволяет провести четкую грань между различными государствами.

Государственный режим представляет собой совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина "демократия" значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ

В более узком значении под демократией понимается:

1) принцип устройства любых негосударственных (в том числе международных) организаций; в этом смысле можно говорить о демократии партийной, профсоюзной, производственной, спортивной и т.п.;

2) демократический мировоззренческий идеал и деятельность различных демократических организаций (политических партий, социальных движений), добивающихся его осуществления;

3) как политическая форма организации общества, основу которой составляет определенная система институтов, способов формирования и методов осуществления власти.

В последнем значении демократию обычно называют политической, и именно она является основным предметом политологического анализа.

В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.

Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего. Подобная трактовка демократии берет начало в теории Ж.-Ж. Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в социалистической практике. Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), сведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех.

Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии. Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.

Слабым моментом этой теории является изначальное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.

Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений. Остановимся на основных положениях теории:

1) вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления;

2) распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);

3) децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;

4) упрощение процедуры выборов. Так, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право "отозвать" депутата.

Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Эта теория включает в себя следующие положения:

1) общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;

2) группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть;

3) признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;

4) в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.;

5) политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;

6) государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.

Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия, как политический режим, включает в себя:

1) политическую конкуренцию и участие;

2) политический плюрализм;

3) право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;

4) политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;

5) право оппозиции оспаривать решения правительства;

6) свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

Теория консенсуальной демократии. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа:

1) максимальная автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов;

2) пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов;

3) коалиционное правительство;

4) принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

Теория элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.

Основу демократии как политического режима, отличающего ее от других режимов, составляют семь реально функционирующих институтов:

1) Выборные должностные лица. Контроль за решениями правительства относительно политического курса конституционально закреплен за избираемыми должностными лицами.

2) Свободные и честные выборы, исключающие применение методов принуждения.

4) Право претендовать на выборные должности в правительстве всего взрослого населения.

5) Свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социально-экономического строя и идеологии правительства.

6) Существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом.

7) Свобода самоорганизации, т.е. право граждан создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими.

2. «ПЛЮСЫ» И«МИНУСЫ» ДЕМОКРАТИИ

Демократия - это политический режим, который во многом считается режимом будущего, он обеспечивает гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

1) на сложность принятия согласованных решений;

2) на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

3) на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

4) на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

1) отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

2) приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

3) отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

4) на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Выделим плюсы демократии:

1 признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности;

2 равноправие граждан

3 поощрение активного участия народа в политической жизни

4 формирование механизмов общественного контроля

5 ограничение всевластия государства

6 существование условий для постоянного обновления властных структур

7 стимулирование многообразия общественной жизни

8 отказ от диктатуры

9 отказ от насилия

10 отказ от применения всевозможных видов силы как способов решения вопросов

11 четкое распределение функций.

Минусы демократии:

1 отсутствие реального равенства между возможностями политических партий и граждан, хотя это и оформлено юридически;

2 зависимость политиков от финансово- промышленных групп;

3 слабы механизмы контроля общества за выдвижением кандидатов в представительные и исполнительные органы власти;

4 возможность коррупции;

5 возможность дезорганизации всей общественной жизни.

3. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Различают две формы демократии. Ровная демократия предполагает, что все граждане конкретно участвуют в принятии и выполнении решений. В публичных организациях и остальных коллективах ровная (непосредственная) демократия реализуется на общих собраниях их членов. В современных государствах активно работают два института непосредственной демократии: референдум и выборы.

Референдум - это всенародное голосование по какому-или вопросу. Посредством референдума могут приниматься конституции, законы, а также выявляться мировоззрение народа (к примеру, выхода той либо другой местности из состава страны). Референдумы проводятся по инициативе главы страны, парламента, правительства, а также людей, если в поддержку данного предложения будет собрано нужное (установленное законом) количество подписей. Поэтому конкретно референдум дозволяет каждому гражданину выразить свое отношение к определенной проблеме.

Выборы - форма прямого волеизъявления людей, осуществляемого в согласовании законами, в целях формировании органа гос власти, органа местного самоуправлении либо наделения возможностями должностного лица. Граждане участвуют в выборах на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом роль является свободным и добровольным. Выборы обязаны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

Непосредственная демократия постоянно дополняется представительной, при которой граждане перепоручают принятие и реализацию решений своим избранным представителям.

Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, гуманистический и либерально-демократический режимы. Из них более современный - либерально-демократический режим. Он отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. В экономической сфере человек владеет собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен. Либеральный режим обусловливается, до этого всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Правительство провозглашает формальное равенство всех людей, свободу слова, мнений, форм принадлежности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не лишь закрепляются в конституции, но и стают осуществимыми на практике.

Таковым образом, экономическую базу либерализма составляет частная собственность. Правительство высвобождает производителей от собственной опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а лишь устанавливает общие рамки свободной конкуренции меж производителями. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении меж ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма правительство воспринимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, беря во внимание эти интересы, создает особые процедуры учета этих интересов. Не считая того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, компаний, публичных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Появляются организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности.

При либерализме государственная власть формируется методом выборов, исход которых зависит не лишь от представления, народа, но и от денежных возможностей тех либо других партий, нужных для проведения избирательных компаний. Воплощение государственного управления делается на базе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме, а в государственном управлении употребляется децентрализация: центральная власть берет на себя решение лишь тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Очевидно, либеральный режим имеет свои трудности, главные посреди них - социальная защита неких категорий людей, расслоение общества, фактическое неравенство возможностей. Внедрение этого режима более эффективно становиться вероятным лишь в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и общественного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если оценивать политические режимы по соотношению работающих сил, разных по основным принципам собственного существования, то, естественно, хорошим является демократический режим. Потому что в условиях этого режима люд, будучи источником власти, прямо и конкретно сформировывает представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Правительство не лишь провозглашает, но и практически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус разных форм принадлежности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония.

При тоталитарном же режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Стираются различия меж личным и публичным, личным и общественным, так как тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на контроле всех сфер жизни, включая образование, здравоохранение, средства массовой информации.

В демократическом государстве люд является источником власти, в то время как в тоталитарном власть принадлежит одной правящей партии либо политическому фавориту, в большинстве случаев харизматическому. При демократии есть разные партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения. Народные инициативы, обсуждения, демонстрации стают необходимыми атрибутами публичной жизни. Тоталитарный режим допускает только лишь одну правящую партию, остальные же стремиться запретить, используя в собственных целях полицейский сыск.

Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем остальные типы политических режимов. Она выступает массивным средством преодоления разных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом обществе свидетельствует, что тоталитарный режим исторически и политически изжил себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. Таковым образом, демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на базе понятных и принятых обществом принципов, имеет главные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Политология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2001.-288с.

2. Политология: Учебник - 2-е издание, испр. и доп.- М.: Дело,2003.-424с.

3. Политология: Учебник / под ред. С.Г. Киселева.- М.: ТК Велби, издательство Проспект,2008-480с.

4. Политология: учебник для студентов ВУЗов/ под ред.В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 591с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы и перспективы демократического развития России. Демократия как одна из форм государственной власти (типов политического режима) и ее основные признаки. Национальная политическая модель демократии. Ближайшие перспективы российской демократии.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Основные типы политический режимов. Характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов. Основные теории и модели демократии. Сравнительная характеристика политической системы и политического режима.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. Сущность демократического политического режима. Основные формы демократии и ее теоретические модели.

    реферат , добавлен 19.02.2008

    Возможные модели и основные формы перехода к демократии. Первые однолинейные теории модернизации и их приверженцы. Необходимые предпосылки и факторы утверждения демократии. Этапы демократического процесса, возможные уровни политического консенсуса.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Понятие, определение, принципы и основные черты демократии - такой формы государства, его политического режима, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Классическая, протективная, народная демократия.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2011

    Изучение признаков политического режима как способа общественной власти, системы методов и средств осуществления политической власти. Анализ теории плюралистической и плебисцитарной демократии, проблем перехода от одного политического режима к другому.

    реферат , добавлен 04.03.2012

    Эволюция значения и термина "демократия". Основные трактовки демократии. Современные теории демократии. Теория рыночной демократии. Теория социалистической демократии. Теория прямой (или идентитарной) демократии.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Понятие, истоки и содержание демократии. Описание ее современных моделей - коллективистской (идентарной) и представительской (либеральная, элитарная, партиципаторная концепции). История становления демократического правового режима в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

Здесь буду говорить о прямой демократии через референдум, так как выборная власть никакого отношения к прямой демократии не имеет.

  1. Ответственность. В обществе прямой демократии ответственность перелагается на каждого члена общества. В итоге мы выстраиваем общество ответственных людей, чего нельзя достичь при любой другой власти.
  2. Отсутствие бюрократии. Только в обществе прямой демократии мы перейдём от вертикальной власти к горизонтальной власти, при которой исчезнут бюрократические слои иерархии. А, как известно, бюрократия – это тормоз прогресса и благодатная почва для коррупции.
  3. Продвижение научных идей. Власть референдума – это общество соревнования лучших идей, что при отсутствии бюрократии станет основой бурного развития науки и медицины.
  4. Здравомыслие. Власть меньшинства всегда больше озабочена личными интересами в ущерб интересам большинства. При прямой демократии общество движется напрямую к всеобщему процветанию.
  5. Победа добра. Уничтожение иерархической верхушки приведёт к власти большинства, а большинство всегда находится на стороне добра и справедливости. К тому же большинство, в отличие от меньшинства, всегда способно одобрить интересы любого меньшинства, если это меньшинство не призывает к насилию.
  6. Думающее общество. Благодаря частым общефедеральным, региональным и различным местным референдумам каждому человеку придётся задействовать свои мозги, что неминуемо приведёт к росту интеллектуального уровня общества. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек имел право голосовать и предлагать свои вопросы на референдум.
  7. Уничтожение преступности и коррупции. Только прямая демократия способна уничтожить корни преступности, так как прямая демократия наделяет правами хозяина страны каждого человека. В обществе, в котором каждый хозяин своей страны у заблудшего преступника просто не будет никаких шансов для своих злодеяний.
  8. Исчезновение равнодушия в обществе. Каждый гражданин будет включён в активное управление своей страной, что неминуемо приведёт к резкому росту сознательности в обществе.
  9. Благосостояние граждан. Отсутствие бюрократии и преступности на фоне быстрого развития науки неминуемо приведёт к резкому увеличению благосостояния каждого члена общества.

«Можно одурачить всех на некоторое время, можно одурачить некоторых навсегда, но всех навсегда одурачить невозможно». Авраам Линкольн.

Будущее за прямой демократией, сайт Rossia.PRO , ибо она и только она способна вывести человечество из трясины несправедливости к созданию высокоразвитого цивилизованного общества.

Что такое демократия? В переводе с греческого, данный термин означает «власть народа». Демократия — это политический режим, которому свойственное коллективное принятие решений с равным воздействием участников на весь исход процесса, или воздействие на той стадии на котором он находиться. Правда говоря, данный метод воздействия применим практически к любым общественным структурам, но на сегодняшний день его самым важным органом является государство, потому как именно государство обладает наибольшим количеством власти.

Чтобы понять, что такое демократия, ознакомьтесь со следующими признаками, где она применима, если говорить обо всем государстве:

  1. Народ назначает лидеров , которые будут управлять населением и страной в целом путем честных и состязательных выборов.
  2. Именно народ есть и будет единственным легитимным источником власти.
  3. Народ осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Именно при демократии принято считать, что власть не может быть захвачена силой, и она не дана высшими силами, например Богом, а принадлежит если одному источнику — народу. Данный политический режим, берет начало еще с древней Греции и древнего Рима, но по-настоящему его применили ко всей стране только в 1776 году в США.

Для демократии характерны следующие признаки:

  • полное признание и провозглашение прав и свобод человека;
  • принятия решений коллективно;
  • возможность избрания органов власти и управления, должностных лиц своим избирателем;
  • гласность в деятельности государства.

Плюсы и достоинства демократии

Демократия — это такая форма политической организации, при которой народ и выдвигает, и принимает, и исполняет все законы, решения. Демократия обладает множеством достоинств:

1) Данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, а также предупреждает злоупотребление властью и не допускает отрыва правящей стороны от народа.

2) Демократия представляет из себя такую форму организации власти, при которой голос каждого человека будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений.

3) Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность.

4) Профессионализм власти.

5) При обсуждении того или другого вопроса в парламенте, это дает возможность достичь баланса интересов.

Минусы и недостатки демократии

1) Очень сложно привлечь каждого человека или общество к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как большинство граждан не желают принимать добровольное участие в политике.

2) Часто случается так, что власть попадает в руки не истинным лидерам, а демагомам.

3) Большое разнообразие лидеров, большое разнообразие мнений мешает выбрать единое решение.

4) Народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственных институтов.

5) Происходит своеобразное отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократическим видам власти.

6) Если рассматривать общество в целом, то мы понимаем, что при данной форме демократии, люди практически лишены реальной власти, за исключением того момента когда он выбирает лидеров.

Выходит, что сложная иерархическая система лишает народ власти, тогда про какую демократию можно говорить? Конечно же, если мы будем обсуждать «идеальную» демократию, пускай даже и представительную форму, то можем понять, что человек обладает, в принципе, голосом на выборах, референдумах, если задуматься то каждый человек этим влияет на политическую жизнь страны в которой он живет. Но давайте будем реалистами. В данном случае мы говорим о том, что подобного рода демократия, это всего лишь сказка для любого гражданина страны, под которой прячутся высшие должностные лица, которые в свою очередь, руководствуются не интересами своей родины, своего народа, а какими-то личными интересами и желаниями.

Подводя итог , мы видим, что такой политический режим, как демократия, имеет явный здравый смысл, он благоприятно влияет на народ и большинство граждан довольны тем, как они могут влиять на политическую ситуацию в стране, ну а с недостатками обязательно нужно бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.

Одной из наиболее распространенных в современном мире является политическая модель, при которой народ - носитель власти в государстве. И реализовываться такая модель может несколькими способами.

Власть народа

Если говорить о политическом режиме, где максимально ярко выражено народовластие, то есть смысл вспомнить о демократии. Именно в ней реализован принцип участия граждан государства в судьбе страны и ее устройстве.

Обращая внимание на определение такого государственного устройства, можно прийти к следующему тезису: демократия - это такой политический режим, при котором в качестве единственного легитимного источника власти в стране признается именно народ. Граждане могут осуществлять управление без посредников (прямая демократия), либо выбирая представителей, которые будут преследовать интересы населения страны В любом случае, формируются органы государственной власти, необходимые для грамотного управления ресурсами страны.

В принципе, основная цель демократии сводится к обеспечению свободы граждан и реализации стратегии, в основе которой лежат их интересы. В этом случае есть смысл вспомнить позицию Авраама Линкольна, который считал, что демократия - это управление именем народа, силами народа и для народа.

Где впервые была реализована власть народа

Такой вид как демократия, был сформирован в древней Греции. Именно в этой стране уделяли много внимания вопросу власти граждан и рассматривали различные грани подобной модели.

Но реализована эта идея греками была частично, поскольку как чужестранцы, так и рабы не могли быть причислены к категории граждан. Позднее, в различных средневековых государствах, применялась похожая избирательная модель, при которой не все наделялись равными правами. Другими словами, власть народа присутствовала, только не каждый имел честь быть причисленным к народу.

Учитывая данные особенности, исследователями такой вид государственного строя был определен, как рабовладельческая демократия.

Особенности современного народовластия

Что касается нынешнего общества, то в нем принципы демократии реализуют различные органы государственной власти, которые являются наиболее подходящей концепцией для стран с рыночной экономикой (государства Западной Европы, США).

Это привело к формированию следующих особенностей современной демократии:

  • государственная власть разделяется на три ключевых сегмента: законодательная, исполнительная и судебная;
  • присутствует выборность органов власти;
  • меньшинство подчиняется большинству;
  • права меньшинства защищаются;
  • реализованы политические свободы и права.

Прямая демократия

Для того, чтобы разобраться, как выглядит государство, где реализована непосредственная власть народа, нужно обратить внимание на модель прямой демократии.

Основным отличием такого государственного строя является отсутствие посредников между моментом формирования воли народа и практической ее реализации. В современном обществе такое видение государства реализовано посредством выборов, в ходе которых стало возможным изъявление воли народа относительно того, кто будет представлять интересы граждан в органах государственной власти.

Некоторые страны действуют на основании законодательства, предусматривающего непосредственные формы участия народа в процессе законотворчества. Речь идет о различных инициативных решениях и референдумах.

Под референдумом стоит понимать выражение власти народапосредством прямого голосования, касающегося ключевых государственных вопросов. Причем это может быть как опрос, необходимый для корректировки решения правительства, так и процесс переизбрания власти или блокирования конкретного закона.

Что касается инициативы, в этом случае речь идет о процедуре, необходимой для того, чтобы на официальном уровне предложить гражданам или законодательным органам рассмотрение какого-либо вопроса. Как правило, для ее реализации используется сбор необходимого количества подписей, позволяющих начать проведение референдума.

Если говорить об альтернативных формах, посредством которых проявляется демократия, власть народа и свобода граждан как таковая, стоит упомянуть о шествиях, митингах, демонстрациях и обращениях к представителям власти независимо от их уровня. Часто в качестве инструмента реализации народовластия используются СМИ.

Представительная демократия

При этой форме управления государством нет прямого выражения воли народа. В таких странах используется институт посредников, и подобный строй называется делегируемой демократией.

По результатам выборов политические лидеры и депутаты получают так называемый мандат доверия от народа. Именно они впоследствии и являются инструментом, при помощи которого реализуется власть народа. Подобные действия имеют форму принимаемых решений и конкретных законопроектов, разработкой которых также занимаются политические структуры.

Такие отношения между самим народом и его представителями имеют в своей основе концепцию ответственности и полномочий власти перед гражданами.

Преимущества и недостатки различных моделей

Как можно заметить, при демократии, хотя власть принадлежит народу, реализоваться она может самыми различными способами, в том числе и посредством формирования прослойки посредников.

Для того, чтобы оценить каждую модель, стоит рассмотреть ее возможные недостатки и преимущества. Итак, какие минусы присутствуют в прямом народовластии:

  • по мнению противников данного вида демократии, народ часто бывает эмоционально неуравновешен и не имеет достаточной компетенции для принятия ключевых политических и экономических решений;
  • процесс принятия согласованных решений при достаточно большом количестве участников является сложным;
  • быстрому принятию решений мешает также значительный разброс во мнениях;
  • еще один аргумент против прямой власти народа - это возможность манипуляций гражданским мнением грамотными и не совсем добросовестными лидерами.

В качестве очевидных преимуществ прямой демократии озвучиваются следующие факторы:

  • при данной форме управления государством высшим выражением власти народа являются и референдумы, что позволяет предотвратить искажение воли жителей страны;

  • подобный строй значительно расширяет политический кругозор граждан.

Что касается минусов представительной демократии, то выглядят они следующим образом:

  • рядовые депутаты отстранены от принятия ключевых решений;
  • происходит отдаление депутатов от народа, избравшего их, что выражается в достаточно высоком уровне бюрократии;
  • мощные группы давления могут оказывать приоритетное влияние на принятие важных решений;
  • ощутимо ослабляется демократический контроль снизу.

Но представительная демократия имеет и значительные преимущества, которые однозначно заслуживают внимания:

  • депутаты, имеющие высокий уровень политической квалификации, заменяют неграмотных представителей народа, что повышает вероятность формирования и реализации наиболее актуальной стратегии развития государства;
  • становится возможным достижение баланса интересов во время принятия решений.

Цель конституции демократического государства

Говоря о таких понятиях, как "власть", "народ", "государство" и "свобода граждан", важно обратить внимание на причину создания конституции и ее основные задачи.

Речь идет о следующих целях:

  • выражение и закрепление согласия народа;
  • фиксирование определенных форм правления;
  • регламентирование полномочий правительственных структур.

Также конституция позволяет изначально осознать и лишь потом заниматься их реализацией.

Заключение

Изучая историю различных государств, можно прийти к очевидному выводу: демократия, которая имеет грамотную и честную форму воплощения в рамках конкретной страны, является одной из наиболее оптимальных политических моделей современного общества. Это означает, что свобода народа будет сохранена, а его интересы учтены и реализованы.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

o на сложность принятия согласованных решений;

o на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

o на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

o на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

o отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

o приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

o отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

o возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

o на ослабление демократического контроля снизу.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

64. Булатова А.Н. Политология: Учеб.пособие/ Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. - Алматы: Данекер, 2000

65. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов - 2-е изд., доп. - М.: ИТРК РСПП, 1997.

66. Политология: Учеб.пособие.-Алматы «Қазақ Университеті», 2000

67. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие М.Гардарики, 2000

68. Политология: Курс лекций. - Алматы: Творч.объед.»Журналист», 1994

69. Политология: учебник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России. - М.: ООО Изд-во "Проспект", 2005

70. Исмаилов А.И.Пак А.И.Тулебекова С.К.. Политология: Учебно-методическое пособие/ - Шымкент: ЮКГУ, 1999

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука

Политология как наука.. Содержание темы.. Объект и предмет политологии Политология как наука о власти политических системах процессах Основные подходы к..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет политологии
Приступая к рассмотрению первого вопроса, спросим себя, возможно ли научное осмысление и изучение политики? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Политологии по сей де

Законы и категории, методы и функции политологии
Для того, чтобы рассмотреть категории и законы политологии нужно знать, что вообще такое категория и закон, то есть дать им философское определение: Категория - это ос

Главные
Политика по масштабу приложения: 1) мировая; 2) международная; 3) внутренняя. Политика п

Место политологии в системе социально-гуманитарного знания
Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

Основные этапы становления и развития политической науки. История политической мысли Казахстана
Содержание темы: Политическая мысль Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, легизм). Каутилья как предтеча макиавеллизма. Политическая мысль Древней Греции и Др

Сравнительная политология
Содержание темы: Политика в системе общественной жизни Понятие политики и ее происхождение. Специфика политической сферы общества. Теоретические подходы и

Понятие политики и ее происхождение
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался по

Теоретические подходы и эмпирические парадигмы в исследовании политики
Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики: 1. Исторически пе

Функции и элементы политики
Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем: · политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; · политика призвана обеспечивать ур

Соотношение политики, морали и права
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственн

Социально-этнические общности и национальная политика
Содержание темы: Этнос и нация. Нация - высший тип этноса. Два подхода к понимание категории «нация»: этно-лингвистический и государственно-правовой. Национальные и

Этнос и нация. Нация - высший тип этноса
Что такое этнос? Это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а

Национальные и этнические отношения в обществе
Национальные отношения – это взаимоотношения людей, принадлежащих к различным этносам (этническим группам, нациям) по поводу удовлетворения своих интересов. Национальные отношения проявляю

Понятие власти. Концепции власти
Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность,


В этих, а также в других теориях нашли обоснование разные точки зрения и относительно природы власти - первоисточника власти. Остановимся на некоторых из них. Психологические трактовки в

Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти
Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях

Типы легитимности власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определи

Теоретические модели политических систем
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система - это целостная совокупность госуда

Поддержка система
Среда --- --- Среда В данной модели “вход” - это то, что питает систему, а “выход” - это то, что она производит. В соответствии с этой концепцией политическая сист

Структура политической системы
Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов): институциональная подсистема, состоящая из различных г

Функции политической системы
Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям, относятся следующие: политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических цел

Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. 1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы: o тоталитар

Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики
Осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие реш

Происхождение и сущность государства
Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и с

Теория завоевания
Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими. Конфликтная теория, приверженцами которой выступают американские политологи М.Фрид и Р.Ка

Социально-экономическая концепция возникновения государства
Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению

Признаки государства, его функции и цели
Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем: 1. Властные системы: органы законодательной власти;

Типология государства
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды г

Понятие политической партии
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований. По суще

Многопартийная система плюралистической ориентации
Для партий этой системы характерны: самостоятельность в определении и проведении своей политики; тенденции к блоковой политике; самостоятельность в организации и

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения
Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. Основными характерными чертами общественных организаций

Национальное движение
Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д. Кроме того, существуют: движение непр

Политические режимы. Демократизация и политическая модернизация общества
Содержание темы: Понятие политического режима. Типы политических режимов. Тоталитаризм как политический феномен. Тоталитаризм, его основные типы и разновидности.

Понятие политического режима
Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средс

Тоталитаризм, его основные типы и разновидности
Недемократические режимы представлены разными формами тоталитаризма и авторитаризма. В переводе с позднелатинского "тоталитарный" означает "относящийся к

Понятие демократии
В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано америка

Политическое сознание и политическая культура
Содержание темы: Сущность политического сознания. Пути формирования политического сознания. Формообразование политического сознания: политическая теория, государственно

Политика и культура. Понятие политической культуры
Развитие современной цивилизации, экономики, науки, техники предъявляет необычно высокие требования к профессионализму во всех сферах человеческой деятельности. Профессионализм подразумевает компет

Структурные элементы политической культуры
Структура политической культуры: 1. Культура политического сознания, которая включает в себя: o политические представления и убеждения; o политические ценности, традиции,

Функции политической культуры
В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеч

Типология политической культуры
Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие раз

Особенности современной казахстанской политической культуры
Рассматривая феномен политической культуры в целом, мы не можем пройти мимо особенностей казахстанской политической культуры, характер которой во многом предопределил и предопределяет направление р

Понятие политической элиты. Современные теории элит
Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества,

Способы рекрутирования политической элиты
Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило уще

Политическое лидерство
Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов. Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, в

Психологическая теория
Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. ("В мире ясно только т

Типология политического лидерства
Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них. По отношению руководителя к подчиненным: · авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидер

Политические технологии
Содержание темы: Понятие политических технологий. Политические технологии как неотъемлемая часть политологии. Развитие подходов к определению технологий в политическом

Сущность и особенности политического анализа
Потребность в политической стабильности, механизме госу­дарственного управления, способном эффективно адаптироваться к меняющимся политическим условиям, выдвигает на первый план проблему научного а

Избирательные системы
Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнит

Понятие мировой политики
Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства

Субъекты международных отношений
Все организации должны иметь собственный устав, международный статус и быть открытыми. Классифицировать международные организации можно следующим образом. 1

Понятие глобальных проблем современности
Современное политическое состояние международной среды определяется процессами глобализации. Хотя у иследователей нет единого определения этого явления и однозначной оценки его последствий, в литер

Политическое прогнозирование. Политические проблемы суверенного Казахстана
Содержание темы: Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования. Сферы применения и основные принципы политического прогнозирования. Цель, объективные ос

Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования
Люди всегда стремятся узнать, какое будущее их ожидает. Это знание стимулирует их деятельность. Практика управления социально-политическими процессами подтверждает, что чем выше уро

Этапы и типы прогнозирования. Методы и средства научного прогноза
Алгоритм проведения политического прогноза распадается на ряд взаимосвязанных последовательных этапов. Рассмотрим сущ­ность и содержание этих этапов. Первый этап - предпрогнозноя ориентаци

Похожие публикации