Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Отрочество толстого краткое содержание. Отрочество, толстой лев николаевич

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: "Что с тобой делается?" - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: "Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил... "

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство...

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

  1. Николай Иртеньев — подросток, который является рассказчиком. Тонко чувствующий юноша, эмоционально переживающий свое отрочество.
  2. Володя — старший брат главного героя. Импульсивный и ветреный молодой человек.
  3. Бабушка братьев по материнской линии — в ее московском доме жили Иртеньевы.

Другие герои

  1. Отец Николая и Володи .
  2. Катенька — 16-летняя девушка, дочь гувернантки. Первая любовь Николеньки.
  3. Любочка — сестра Иртеньевых.
  4. Карл Иванович — немец, домашний учитель братьев. Позже уволен их бабушкой.
  5. Сен-Жером — француз, заменивший на должности наставника Карла Ивановича.
  6. Маша — 25-летняя горничная, нравилась Николаю.
  7. Василий — портной, возлюбленный молодой горничной.
  8. Дмитрий Нехлюдов — приятель Володи, позже становится близким другом Николая.

По дороге в Москву

Семейство Иртеньевых отправляется в Москву. За 4 дня пути Николенька видит множество красивых и живописных мест. Извозчик разрешает мальчику некоторое время править лошадьми, что приводит главного героя в восторг.

Однажды жарким и душным вечером начинается гроза. Николенька одновременно ощущает и восторг и страх перед буйством стихии. Он чувствует, как его душа постепенно становится такой же обновленной и свежей как природа после грозы. Главный герой и Катенька ведут разговор о том, что теперь они будут жить у бабушки. Николай замечает, что она постепенно отдаляется от них. Катя не видит в этом ничего странного и говорит, что всем людям свойственно меняться. Мальчик впервые понимает, что на свете есть люди, которые живут своей жизнью и даже не знают о семье Иртеньевых.

В Москве семейство встречает бабушка, которая за то, время, что они не видели ее сильно постарела. Это вызывает у Николеньки чувство сострадания к ней. Отец поселяется во флигеле и не занимается воспитанием детей. Володя был всего лишь на год и несколько месяцев старше брата, но главный герой чувствует, что он его во всем превосходит. Братья становятся не так близки как раньше. Николаю нравится 25-летняя Маша, но он считает себя некрасивым и потому так и не подходит к ней.

История Карла Ивановича

Бабушке становится известно, что братья баловались порохом. Ей кажется, что это все от недостатка воспитания, поэтому она решает уволить Карла Ивановича. На его место нанимают молодого щеголя-француза.

Перед тем, как уехать, Карл Иванович рассказывает историю своей жизни Николаю. Он был внебрачным сыном, поэтому его никогда не любил отчим. В 14 лет мальчик стал учеником сапожника, а потом пошел в армию вместо брата. Его взяли в плен, из которого Карлу Ивановичу удалось сбежать. Долгое время он работал на фабрике, а потом один генерал помог переехать в Россию, где его наняла гувернером мать Николая. За годы, которые учитель провел в семье Иртеньевых, очень к ним привязался.

Последствия полученной единицы

В тот день, когда у Любочки было день рождения, Николенька получает единицу по истории. Отец просит принести сына коробку конфет для именинницы. Мальчик случайно ломает ключик от портфеля отца. Новому учителю Сен-Жерому становится известно о плохой оценке воспитанника. Между Николенькой и гувернером вспыхивает ссора, во время которой француз обещает, что тот получит наказание в виде розг. Главный герой ударил его. Сен-Жером закрывает воспитанника в чулане.

Николенька всю ночь был в чулане. В это время у него возникают грустные мысли и мальчик чувствует себя очень несчастным. На следующий день его переводят в другую комнату, а позже бабушка говорит внуку, чтобы тот извинился перед гувернером. Николай, расплакавшись, отказывается приносить извинения, что расстраивает бабушку до слез.

Главный герой начинает жаловаться на учителя своему отцу. Но с Николенькой случается приступ, во время которого он теряет сознание. Перепуганные домашние прощают мальчика, но после этого он возненавидел Сен-Жерома.

«Взрослые» размышления Николая

Главный герой наблюдает за трогательным романом Маши и Василия. Ее дядя не разрешает им жениться. И хотя он не в состоянии понять, как девушка могла полюбить портного, искренне сочувствует Маше. Николенька много думает о том, в чем заключается предназначение человека, вопросе жизни и смерти, размышляет о бессмертии души и в чем заключается счастье.

Старший брат на «отлично» сдает вступительные экзамены в университет и становится студентом. Николай завидует тому, что Володя стал взрослым. Главный герой замечает, что Катя и Любочка очень изменились. Мальчик замечает, что она стала очень похожа на мать, когда играет за роялем. Отец выигрывает большую сумму денег и чаще приходит к бабушке.

Николенька становится взрослым

Через некоторое время умирает бабушка Иртеньевых. Она завещала имение Любочке, а опекуном оставила не отца, а князя Ивана Ивановича. Николаю остается несколько месяцев до поступления в университет на факультет математики. Главный герой становится старше, начинает уважать своего учителя. Он решает попросить у своего отца позволения на свадьбу Маши и Василия, и они женятся.

Николай любит общаться со знакомыми старшего брата. Особенно близкие отношения у него устанавливаются с князем Дмитрием Нехлюдовым. Они обещают, что никогда не будут обсуждать друг друга с другими. Николай становится приверженцем взглядов идеализма Нехлюдова и верит, что они смогут сделать общество лучше.

Тест по повести Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь. После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство… До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Название произведения: Отрочество
Лев Николаевич Толстой
Год написания: 1854
Жанр: повесть
Главные герои: Николай , его бабушка , брат , отец , Дмитрий Нехлюдов

Сюжет

Приехав в Москву в дом бабушки, повзрослевший после смерти матери Николай начинает осознавать и лучше понимать чувства окружающих: бабушки, брата, отца. Эту перемену в себе он связывает с процессом взросления. И в то же время это еще непредсказуемый подросток, который всеми силами отстаивает свою самостоятельность.

Он может грубо поссориться с учителем - гувернером, надерзить отцу, поссориться из-за ерунды с братом. Его волнует красота горничной и в то же время, он, наблюдая за ухаживаниями лакея Василия, не может понять, как такие простые и грубые отношения могут называться любовью.

Подросток постоянно размышляет, его много волнует и многое он хочет понять. Он завидует старшему брату, что тот уже студент и почти самостоятельная личность. Он отмечает старение отца и бабушки, глубоко переживает ее смерть и его оскорбляют до глубины души разговоры о деньгах и наследстве.

Под влиянием друга Дмитрия Николай приходит к выводу, что главное для человека - это самосовершенствоваться и постараться исправить свое окружение.

Вывод (мое мнение)

Эта повесть вторая в трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой автор рассматривает сложный процесс взросления, перехода из одного состояния в другое, изменение чувств и убеждений в душе вначале ребенка, затем подростка, и, наконец, юноши.

Похожие публикации