Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Перечень вежливых слов в русском языке. Классный час: "Вежливые слова"Цели: • Расширять запас «вежливых слов. Вежливые формы отказа

Цель — закрепить знания учащихся о разных формах речевого этикета, учить выражать

участие, утешение, вежливо отказывать в просьбе.

Ход занятия

  1. Сообщение цели — мы продолжим путешествие по городу Вежливости .

(звучит песня В. Добрынина на слова Танича «Волшебные слова».

  1. Чтение учащимися стихотворения «Петрусь».

Обещал отцу Потрусь: Вот Петрусь догнал Ярину

Я за вежливость возьмусь Да как дернет за косынку:

Буду всех благодарить, — Ты куда, Яринка, стой,

Первым «здравствуй» говорить. Я здороваюсь с тобой!

Вот мальчишка со стараньем Та отпрянула в сторонку —

Выполняет обещанье. Как невежлива девчонка…

Видит — утром у сторожки Нес вожатый стопку книг

Дремлет сторож за дорожкой. А Петрусь с ограды — прыг!

На посту всю ночь не спал. Чуть не сел ему на плечи:

Только-только задремал. — Извините, добрый вечер!

А Петрусь как заорёт: — Ты, — вожатый закричал, —

— С добрым утром, дед Федот! И невежа, и нахал!

Дед ругнул его спросонок: Петя очень удивлён:

— Убирайся, пострелёнок! Разве был невежлив он?

— Вежлив ли был Петя? Почему? Вот ведь, оказывается, как все-таки трудно быть вежливым.

  1. Игра «Рифма»

(пояснить детям: рифма — одинаковое звучание окончания последнего слова в поэти-

ческой строке: от Вити — извините, кошке — ложке)

Прослушать стихи и дополнить в них строку недостающими по смыслу вежливыми

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя — славная девчонка.

Настя - ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

я не слышу слова… (хором: здравствуйте)

А слово - то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… (хором извините}

А слово — то какое —

очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада.

Но нельзя же молчать, как рыба.

Ну сказала бы … (хором спасибо)

Слово-то какое-очень дорогое!

  1. Инсценировка по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

— Посмотрите инсценировку по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Почему у

бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое «волшебное»

слово будет нам лучшим спутником в жизни?

  1. Игра «Волшебное слово».

(по кругу, или же за партами передаётся какой-то символический предмет: воздушный

шарик, цветок и каждый должен, передавая другому, назвать вежливое слово.

Очень много вежливых слов, но сегодня мы узнаем о новых:

(Молодцы, ребята!)

6. Слова утешения (сочувствия).

а) — Вспомните, случалось ли вам утешать кого-нибудь. Как это было?

б) — А вас кто-нибудь утешал? В каких случаях?

в) — Можно сказать: Всякое бывает! Всё пройдёт! Всё будет хорошо!

(главное — быть рядом и побольше тепла в отношении к человеку).

г) — Вы помните, как плохо было Незнайке, когда все узнали, что воздушный шар придумал Знайка, а Незнайка — обыкновенный хвастун и лгунишка. Малыши и малышки

смеялись над ним. Незнайка не знал, что ему делать, куда идти, а слезы всё лились, лились

и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что кто-то трогает его за плечо и

ласково говорит: «Не плачь, Незнайка!» Он обернулся и увидел синеглазку. «Не надо

плакать», — повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

— Ну, не надо, не надо быть таким злым! — ласково говорила она. — Ведь вы добрый,

хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете так делать?.. О старом больше не будем вспоминать. Теперь вы постараетесь быть честными, смелыми и умными, будете совершать хорошие поступки и вам не придётся больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Правда?

— Правда, — тихо ответил Незнайка.

Он грустно взглянул на Синеглазку и улыбнулся сквозь слезы, синеглазка взяла его за руку:

— Пойдёмте туда, где все (можно диалог проинсценировать).

— Какие слова утешения нашла Синеглазка?

(не плачь, вам хотелось быть лучше; вы добрый, хороший малыш.)

— Какие ещё средства использовала девочка?

(добрые слова, похвала, выражение уверенности в том, что он изменится, погладила

по плечу.)

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…» или сказки «Курочка ряба». Анализ речевых ситуаций.

— Перестанет ли Таня плакать? С какими добрыми словами утешения обратились к

Вежливые формы отказа.

Дети, вспомните, какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-то

с просьбой? (пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т.д.)

Всегда ли просьбу можно выполнять?

а) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ?

2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это же время

просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с

мамой? Какой — с ребятами?

б) — к сожалению, не могу. — Не могу.

Я занят. Иду с братом в кино.

— После уроков никак не могу: — Я занят.

иду с братом в кино.

— Извини, после уроков я очень занят. — Позови Антошку. Он пойдёт.

— Спасибо? Мне очень хочется, но я — Не пойду!

обещал брату пойти с ним в кино.

— Я, конечно, с удовольствием пошёл — Нет?

бы, но после уроков очень занят.

Послушайте: оба мальчика отклоняют предложение или отказывают, но делают это

по-разному.

Чей отказ не обидит того, кто выражал просьбу?

Давайте отметим, как лучше выразить отказ, анализируя слова Саши:

  1. Объяснение причины отказа.
  2. Извинение.
  3. Благодарность за приглашение, сожаление, что не можем воспользоваться приглашением или выполнить просьбу.

Вывод:

— Не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

  1. Упражнение — размышление.

Подарите Крокодила!

Мошковская Э.

Игрушки, конфеты Я бы кормил его

Мне не дарите- И лечил…

Все это, все это Пусть бы жил у меня крокодил!

Вы заберите. Я бы в ванну его посадил,

Мне крокодила И там у него

Такого живого, Была бы вода,

Не очень большого И он бы плавал

Лучше купите… Туда-сюда,

Я бы тогда бы Он бы плескался! Купался!

Его приручил. И я б на него любовался …

— Выполнима ли просьба мальчика?

— Она реальная? (В каких условиях.)

— Каким может быть отказ? (Давайте поразмышляем, как помочь родителям мальчика

выразить отказ).

Итог занятия.

О каких правилах вежливого человека мы сегодня узнали?

(о словах утешения; о формах отказа).

Дополнительный материал.

Последующие занятия нужно посвятить выработке практических навыков употребления речевых этикетных форм в зависимости от ситуации: упражнения, анализ ситуаций, инсценирование и т.д..

  1. Вежливый.

Вот кто вежливость у нас — Что с тобой?! —

Проявил на деле — Вскочила мать.

Он в полночный тихий час — Заболел, сыночек?

Поднял мать с постели. -Я забыл тебе сказать

Мама, доброй ночи!

С. Погореловский.

— Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

— Что значит «быть вежливым?»

  1. а) игра «Волшебные слова». Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое «волшебное» слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
  2. б) игра «Это я». Произнести хором слова «Это я, это я, это все мои друзья» (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? и т.д.

  1. Ситуации.

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их:

— Что вы скажете детям, которые разоряют птичьи гнезда, рвут цветы с клумбы в парке, разбрасывают мусор, громко кричат в общественном месте, помогают старушке сойти с автобуса, утешают плачущего малыша?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо? А

кто из вас может показать, как надо правильно здороваться? Какие речевые формулы вы

употребляете при прощании?

  1. Разыгрывание ситуации.

1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете бабушку с днём рожденья.

  1. Вопросы — задания.

Вопрос I. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед

сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов .)

С какими словами обращаешься утром (днём, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку, если вошёл в комнату?

(Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте .)

Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по

классу? (Здравствуйте, доброе утро .)

Вопрос 3 . С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал

кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пробил компостером в транспорте билет,

пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передай…

Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позвоните… Будьте добры, пропустите…

Будьте любезны, пробейте мне билет …)

Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его,

чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете

ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти. ..}

Вопрос 5 . Что надо сказать, когда тебя что-то попросят, а ты не можешь выполнить

просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю …)

  1. Что нужно сказать, когда тебе что-то дарят, оказывают услугу? (благодарю, спасибо).
  2. 1) С какими словами девочка обратится с просьбой к стоящим рядом?

(выберите правильный ответ)

а) Будьте добры, передайте деньги за билет.

б) Передайте деньги.

в) Бросьте деньги в кассу и передайте билет.

2) Маленький котёнок забрался на дерево и не может слезть. С какими словами девочка обратится к мальчику ровеснику, а с какими к прохожему мужчине?

а) Слушай, не можешь ли ты мне помочь снять котёнка? Он боится слезть с дерева:

видишь какой он маленький.

б) Извините, пожалуйста. Можно вас попросить снять котёночка?

Обращаясь ко взрослым, употребляйте вежливые формы обращения: разрешите

мне…, простите, вы не поможете /скажите/ мне…, извините, можно вас попросить, я не

понял ваш вопрос, повторите, пожалуйста.

Со своими ровесниками можно говорить более свободно, но и в разговоре с ними не следует забывать о таких словах, как пожалуйста, извините, простите.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей.

Лена подбежала к учительнице и сказала:

«Елена Петровна»…

— Какую ошибку вы заметили?

— Что бы вы посоветовали девочке?

Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они

добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

Какие ошибки в их поведении вы заметили?

  1. На перемене. (Разыгрывание ситуации).

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрастье? — ответил Игорь. И все засмеялись!

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Придумайте продолжение разговора.

  1. Придумаем продолжение сказки «Три медведя»…

Представим, что Машенька не убежала, что она могла бы сказать медведям?

Каким тоном?

Представим себе, что Машенька извиняется перед каждым из медведей.

Как она обратится к каждому из них? Что ответят ей Медведь, Медведица И Мишутка?

  1. Вставьте пропущенные слова.

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом,

Но одно из них пропало, Это слово говорят,

А оно-то, как на грех. Если вас… (благодарят).

Говорится чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

  1. Вежливый кролик.

(Мексиканская сказка.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шёл он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно?» И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

— Входите, входите, — ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха. До свидания? — и бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость ещё никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала? Ох, уж эти мне вежливые кролики. Нужно было ему

просить разрешения войти!

  1. Э. Мошковская «Вежливое слово».

Вежливое слово.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите, Ьжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне поближе: плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот моё Благодарю — доброе словечко.

— Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка «Доброе утро?».

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места,

Вот моё Пожалуйста!

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет!

— Ах, у вас такого нет,

— Не получите билет!

— Мне билет!

— Нет и нет?

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то…

Развернула, и стряхнула,

И чихнула и вздохнула:

— Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь…

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?…

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

— До свиданья? Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты — не один, а целых три?

— С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты — не один, а целых пять.

— Поздравляю с днём рожденья — приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!»

— Благодарен, извиняюсь!

— Славный парень!

— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт медведица,

И она волнуется и он счастья светится!

— Здравствуйте, медведица, знаете, медведица,

Славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!»

— Почему не верится? — говорит медведица.

— Мой сыночек молодец!

До свидания?

После чтения сказки учительница задала детям такие вопросы:

1) Почему кассир не дал вначале медвежонку билет? Как вёл себя мишка у кассы, каким

2) Как мама медведица помогла сыну? Что она сделала?

3) Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял? Как вёл он себя у кассы

4) Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй их встрече? Какими словами он характеризовал его матери? (Славный мишка ваги сынишка.)

5) Как ты понимаешь выражение «Вот идёт медведица… и от счастья светится»? (У нее

на мордочке радостное выражение. Она счастлива, что сын понял, как надо себя вести, не

только понял, но и изменил своё поведение в лучшую сторону.)

— А у вас бывает, что ваша мама светится от радости когда вы сделаете кому-то доброе дело или скажите человеку добрые, теплые слова?

  1. Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы И ежели вы

Вежливы Вежливы,

И к совести То вам, товарищ надо,

Не глухи, Всегда без опоздания

Вы место Ходить на сбор отряда.

Без протеста Не тратить же

Уступите Товарищам,

Старухе. Явившимся заранее,

Ежели вы Минуты на собрание,

Вежливы Часы на ожидание!…

В душе, а не для виду, И ежели вы

В троллейбус Вежливы,

Вы поможете Тому, кто послабее,

Взобраться Вы будете защитником,

Инвалиду. Пред сильным не робея.

И ежели вы Знал одного ребёнка я.

Вежливы. Гулял он с важной нянею.

То, сидя на уроке. Она давала тонкое

Не будете Ребёнку

С товарищем Воспитание.

Трещать, как две сороки. Был вежлив

И ежели вы Это мальчик

Вежливы, И, право, очень мил:

Поможете Отняв у младших

Вы маме Мячик,

И помощь ей предложите Он их благодарил,

Без просьбы — «Спасибо», — говорил.

То есть сами. Нет, ежели вы

И ежели вы Вежливы,

Вежливы, То вы благодарите,

То в разговоре с тетей. Но мячика

И с дедушкой, У мальчика

И с бабушкой Без спросу

Вы их не перебьёте. Не берите!

  1. Правила приличия.

Медведя лет пяти-шести Хоть с виду стал он вежливым,

Учили, как себя вести: Остался он медвежливым.

— В гостях, медведь, Он кланялся соседям —

Нельзя реветь, Лисицам и медведям,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым место уступал,

Знакомым надо кланяться. Снимал пред ними шляпу,

Снимать пред ниму шляпу, А незнакомым наступал

Не наступать на лапу, Всей пяткою на лапу.

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх. Совал куда не надо нос,

Не надо чавкать и зевать, Топтал траву и мял овёс.

А кто зевает власть, Наваливался брюхом

Тот должен лапой прикрывать На публику в метро

Разинутую пасть. И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Послушен будь, и вежлив будь. Медведя лет пяти-шести

И уступай прохожим путь. Учили, как себя вести

И старых уважай. Но, видно, воспитатели

И бабушку-медведицу Напрасно время тратили!

В туман и гололедицу

До дома провожай. С. Маршак

Так Мишку лет пяти-шести Чему учили Мишку?

Учили, как себя вести… Как нельзя и как надо себя вести?


В наше время воспитать вежливого ребенка не так-то легко. Со всех сторон на него обрушивается ненормативная лексика, некорректное общение между взрослыми и обращение взрослых с детьми, элементарно неграмотная речь педагогов и всяческая другая «чернуха», противостоять которой очень сложно. Вежливость проявляется в общении с сильными мира сего, а остальные могут подождать – так рассуждают слишком многие.

И все же, если не мы, родители, то кто сделает наших детей культурными и воспитанными людьми? Кто привьет им навыки нормальной коммуникации и соблюдения этикета?

Оцените, насколько культурны вы, родители

Начните с себя. Оцените беспристрастно и объективно, насколько вы вежливы в семье, в общении с воспитателями в детском саду и учителями в школе, в транспортной толкучке, в пробке за рулем в присутствии ребенка. Есть даже специальные тесты для этого.

Результаты вашей самооценки и тестирования неутешительны? Возьмитесь за себя самым серьезным образом, иначе ваше дитя будет хамить вам точно так же, как вы сейчас хамите жене, прохожим, подрезавшим вас водителям. Личный пример – великая сила. Чем это чревато? А тем, что отношения между вами и ребенком будут на уровне «табуретки» – не отмечены чувством и культурой. Не говоря уже о вашей будущей старости и пресловутом «стакане воды».

Знать, как «Отче наш», и употреблять в общении

Пусть обязательным списком вежливых слов для вашего ребенка станут:
здравствуйте;
до свидания;
спасибо;
пожалуйста;
разрешите мне;
можно спросить;
доброе утро;
спокойной ночи;
приятного аппетита;
можно я помогу вам;
извините, пожалуйста;
будьте здоровы;
будьте добры;
угощайтесь;
приятно познакомиться

и им подобные. Существует множество игр, стихов, пособий, помогающих развивать вежливость у детей.

Вежливость – часть нормальной человеческой морали

Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество.

Возможно, кто-то спросит: а так ли уж это важно, ведь современный мир так жесток? Но ведь никто не хочет, чтобы его дитя выросло быдлом и хамом, которое не будет уважаемым окружающими и в жизни ничего не добьется.

Вежливость – часть нормального (что бы вокруг ни творилось) повседневного поведения, часть речевого этикета, по которому судят о человеке. Поэтому, если не хватает знаний, учитесь всей семьей. Скажите ребенку: «Знаешь, я хочу измениться, отшлифовать свое поведение! Давай вместе» – и повесьте список вежливых слов на видном месте. Назначьте награды и штрафы (разумеется, не денежные). Постепенно из веселой игры это станет семейной традицией и войдет в плоть и кровь не только ребенка, но и все семьи.

1

- Классный час: "Вежливые слова"

Расширять запас «вежливых слов».

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Учитель:– Ребята, давайте поговорим сегодня о словах. Это обычные, добрые, простые и полезные слова , .ещё их называют волшебными. Соберите в группах слово из рассыпанных слогов /веж-ли-вость/

Кто догадался о каких словах мы будем говорить?

Правильно, тема нашего классного часа «Вежливые слова»

А вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Вы закончите школу, выберите профессию по душе. Но прежде всего вы должны стать настоящими людьми: воспитанными, вежливыми ,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: ...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице – маме понурый пришёл:

…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

К классному часу вы подготовили пословицы и поговорки о вежливости и доброте. Познакомьте нас с ними , подумаем, о чем они говорят.

Хочу познакомить вас с другими пословицами, которые необходимо составить.

Игра «Составь пословицу»

- Соедините части пословиц:

Учись доброму - на добрые дела

Ласковое слово так и прослывёшь.

Жизнь дана дурное на ум не пойдет.

Как проживёшь, лучше мягкого пирога.

Про доброе дело говори смело.

Физминутка

Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки

· Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

·Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

· Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)

Как бы мы не общались – словами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.

Песня» Если добрый ты»

Вежливые слова и любезности

Очень близкими к комплиментам по воздействию на человека являются вежливые и любезные слова, поэтому поговорим о них. Мы отвыкли говорить друг другу приятное «просто так», каждый внутренне готов услышать грубость. Поэтому доброе слово мы всегда связываем либо с лестью, либо с желанием, что-то получить.

Доброе слово - это просто поддержка, выражение добрых чувств.

Вежливость - это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.

Любезность - это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.

«Вежливый человек должен относиться к своей жене так же, как к незнакомой женщине, только в десять раз вежливее», - сказал Бернард Шоу.

Быть вежливым еще не значит быть интеллигентным, но подлинная интеллигентность без вежливости, культуры поведения и культуры речи невозможна.

Стали уже хрестоматийными слова Дмитрия Лихачева: «Интеллигентом нельзя притвориться».

Психологи создали «теорию ролей и масок». Надел, например, на себя маску смелого человека - то есть стал заставлять себя совершать смелые поступки, - глядишь, и действительно, стал смелым человеком, роль стала частью характера, «маска приросла». Стал говорить вежливые слова и улучшил свою воспитанность.

Воспитывая в ребенке вежливость, одновременно воспитывают и нравственное начало, формируют моральное сознание, вырабатывают привычку говорить вежливые слова.

Маленькому мальчику подарили игрушку, он так обрадовался, что обо всем забыл.

Что надо сказать? - возвращает его на землю мама.

Спасибо.

Молодец, в следующий раз говори спасибо без напоминания.

Человек может быть недостаточно образованным, но достаточно вежливым. Наличие диплома и вежливость - не одно и то же.

Вот некоторые вежливые слова: «Будьте добры…». «Будьте любезны…». «Извините». «Благодарю вас». «Спасибо». «Пожалуйста». «Вы очень любезны». «Вы не могли бы…». «Мое почтение». «Не сочтите за труд…». «Простите за беспокойство». «Если вас не затруднит…». «Чем могу быть вам полезен?». «Не откажите в любезности…». «Будьте так любезны…». «Вы очень любезны». «Вы очень вежливо со мной поговорили». «Я рад за вас». «Спасибо. Вы меня очень хорошо обслужили». «Вы все для меня сделали, что могли». «Вы славно потрудились». «Не могу ли я чем-то быть вам полезным?». «Честь имею откланяться».

Как видите, эти не умирающие старомодная учтивость и вежливость не требуют затрат денег. И еще одно преимущество вежливого обращения: оно вызывает ответную вежливость. «Как аукнется, так и откликнется». Отсюда следует, что вежливым быть выгодно. Вспомните национальную черту японцев - отменная вежливость и улыбки. Мы не очень-то избалованы вежливостью. Когда мне звонят по телефону, я, сняв трубку, сразу говорю либо «Здравствуйте», либо «Доброе утро, день или вечер». Бывает, мой абонент впадает в легкий шок, долго не может прийти в себя, а потом либо вешает трубку, либо говорит, что ошибся номером.

Однако не всё так просто - вежливость должна быть искренней. Подчеркнуто вежливое поведение может быть оскорбительным. Еще Демокрит говорил: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Так, вежливость без нравственного основания может принять вид лицемерия, ханжества, манерности. Источником хороших манер и «внешнего изящного поведения» (Н. Шелгунов) служит любовь к людям, доброжелательность, которая и составляет богатство духовного мира человека и основу его нравственности. А при отсутствии хороших манер, чувства меры и умения проявить свои нравственные чувства в соответствующей форме и добродетель может обернуться оскорблением, чрезмерная учтивость может оказаться навязчивостью, добродушие - лестью, а остроумие - шутовством.

Обратное вежливости и любезности - это грубость, неотесанность, хамство. К несчастью, хваленые «крутые» - волевые, смелые и сильные люди - часто просто грубые хамы. Вы не замечали, что грубый человек элементарно некрасив и внешне.

Существуют удивительные по воздействию слова - это заговоры, наговоры (напраслина), клевета, заклинания… Эти слова обладают или колдовской, или целебной силой, если их говорит колдун или врач, и если в них, конечно, верить. Вот замечательный «Заговор на любовь», проникнутый трогательной надеждой.

«Я зажгу свечу в ночной темени, поклонюся ей трижды покорно я и скажу слова заговорные: «Ой, вы духи великие, светлые, зло-напасть от любви отводящие, вы услышьте меня, вас молящую, не гасите свечу, мной зажженную, зажигала ее с чистым помыслом: не чужого мужа приманивала, но зажгла ради мужа (жениха) любимого, мне самою судьбою сулимого.

И молю я вас, духи светлые, наделите огонь вашей силою, силой доброю, всепроникающей, от погибели любовь защищающей. Вы зажгите огонь в сердце милого, осветите в нем все излучины, посветите до самого донышка - чую там лежит льдинка стылая - ревность лютая злой разлучницы. Растопите ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею.

И еще вас молю, духи добрые, разожгите огонь в крови милого, чтоб в любви он был нежен-яростен и, как глоток воды в самый знойный зной, поцелуй ему был бы сладостен.

И в третий раз вас молю, духи светлые, защитите любовь мою чистую, сохраните мне мужа (жениха) любимого с сердцем верным, ни с кем не делимого».

Это же поэзия души! А почему, собственно, молодая красивая женщина хоть на какое-то время не может быть счастливой лакомкой? Больше получают те люди, которые много требуют и много дают. Если вести себя как королева, как «бесценная» и «желанная», то и мужчины будут считать тебя бесценной и желанной. Кто ведет себя по-королевски, с теми и поступают по-королевски.

Из книги Как научиться говорить комплименты автора Тамберг Юрий

Есть слова дневные и слова вечерние, а есть еще ночные слова. Это самые нежные и чувственные (необязательно правдивые), но именно те, которых ждет от вас женщина. Спойте же ночные песни лично для нее. Например, стихи Афанасия Афанасиевича Фета.«Какое счастье: и ночь и мы

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Как выработать привычку говорить комплименты и вежливые слова? Специально в течение недели стремитесь сказать собеседнику что-нибудь приятное о нем, о его внешности, о его работе… Похвалите все, что вам в нем понравилось. Разрешите себе восхищаться всем, что хорошего

Из книги Провоцирующая риторика? Меткий ответ! автора Бредемайер Карстен

Тренинг привычки быть вежливым. Вежливые слова и любезности Вежливость - это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.Любезность - это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.Быть вежливым - еще не значит быть

Из книги Язык как инстинкт автора Пинкер Стивен

Обращенная мета-модель, или Слова, слова, слова Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Тютчев Когда-то, когда в НЛП практически ничего не было, мета-модель считалась моделью для создания моделей - поэтому она и называется мета-моделью. Основывалась она на том,

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА-НАПОМИНАНИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВА Ключевое слово-напоминание (или фраза) ? такое слово, которое способно «впитать» в себя широкий диапазон специфических образов; они и воссоздаются затем при активизации данного слова или фразы. Чаще всего в такой роли

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Слова. Слова? Слова! Секрет эвфемизмов Знаете ли вы, что такое эвфемизм? О! Это слово-фокус, слово-хитрость, слово-выручалочка. Эвфемизм – это более мягкое, завуалированное выражение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным. Так

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Происхождение слова. Путь от симпрактического к синсемантическому строению слова О рождении слова и праязыке в праистории можно только догадываться. Однако несмотря на то что существует значительное число теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова, мы

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Пустые слова Большинство людей, которым приходится близко общаться с психопатами, интуитивно замечают разницу между словами и поступками последних. «Он всегда говорил мне, как сильно меня любит, и сначала я верила ему. Даже после того, как я поймала его, когда он заигрывал

Из книги Я слышу, что вы думаете на самом деле [фрагмент] автора Иванова Светлана Владимировна

«Не откажите мне в любезности?» - как отказать Помогать окружающим - очень хороший способ укрепления человеческих отношений. Приятно сознавать, что мы можем сделать чью-то жизнь немного легче или приятнее и что другие могут сделать то же для нас самих. Какими бы

Из книги Я - женщина автора

Глава 3 Вежливые бои «Роб и Аманда были очень любящей парой, – рассказал нам их психолог. – Между ними не было той вражды, которою я наблюдал у многих пар. И тем не менее они не могли найти конструктивный способ для обсуждения проблем, которые буквально разрывали их на

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Слова Правильно говорят, что женщина любит ушами. Слова для женщины значат многое. Даже самые умные и интуитивные женщины в ответ на слова мужчины: «Ну ты же сама все знаешь!» – хотят услышать, на самом деле, слова любви. А вот для мужчин слова значат много меньше, они хотят

Из книги автора

Слова Для мужчин свойственна война на словах. Для этого они запасаются, как оружием, сложными словами и терминами. Использование такого оружия может дать возможность победить противника в разговоре.Для борьбы мужчины используют законченность мысли, формулировки и

Наталья Гордеева
Акция «Вежливые слова»

Цели :

Расширять запас «вежливых слов » .

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости .

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

Познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,

Показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов ;

Воспитывать культуру общения,

Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

Развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи,)

Предварительная работа : беседа о вежливости , о значение вежливых слов ; чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.

Оборудование : Цветы, солнышко, вежливые слова , фонограмма песни «Улыбка» .

Здравствуйте, ребята. Не смотря на то, что на улице мороз и ветер, мне хочется вам пожелать тепла и добра. Вы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

БУДЬТЕ ТАК ДОБРЫ

" Будьте так добры", "Будьте так любезны" -

Эти фразы будут очень вам полезны.

Если с вашей просьбой вместе их сказать,

То никто не сможет в просьбе отказать.

Ребята, вы догадались о чем мы будем сегодня говорить? (ответы)

Правильно! Сегодня мы поговорим о вежливых словах . Что же это за слова ? (ответы)

Это добрые, простые и полезные слова .

А как вы считаете, почему это слова стали вежливыми словами (ответы)

Правильно! Потому, что без вежливых слов просто нельзя жить на свете.

Эти слова надо не только знать, но и уметь их произносить. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Когда мы произносим эти слова , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. А иногда доброе, ласковое слово может помочь поднять человеку хорошее настроение, так как эти слова не только добрые , но еще и волшебные. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами , от которых становиться теплее и радостнее на душе.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица : доброе слово и кошке приятно . Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему отно-сятся с добротой, доброту понимают даже животные.

А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете (Дети называют пословицы , которые они знают о доброте и вежливости )

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не мудрён привет, а сердце покоряет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Как проживёшь, так и прослывёшь.

– Молодцы! Знаете и пословицы и поговорки . Но, только помните, что длоброе слово и вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.

Для того чтобы стать вежливым , воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости .

Ппервое правило – важно запомнить главные вежливые слова , которые так необходимы в повседневной жизни. Сейчас я посмотрю, как вы их знаете.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините» .

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем.

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «Спасибо» -

Станет бабушка счастливой!

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть .

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

Если вы на именины

Друга Сашу пригласили,

Он принес цветок красивый –

Скажем мы ему «Спасибо» .

Угостил вдруг кто конфетой

Или что-то подарил,

«Спасибо» говори за это,

Чтобы вежливым ты был .

Молодцы! Вы знаете главные вежливые слова .

Как вы думаете, почему так получается, что люди знают эти вежливые слова , но не всегда их произносят (ответы)

Конечно. Но не надо бояться и стесняться произносить эти добрые, вежливые слова . А кроме того надо вовремя находить нужные слова , уметь употреблять их. И это второе правило, которое Вам надо запомнить.

– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать эти правила вежливости , но и стараться их выполнять.

Игра : «Весёлые загадки»

Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости , то в ответ на неё надо всем хором сказать : “Это я, это я, это все мои друзья!”

Загадки довольно хитрые, отгадывая их, надо ещё быть и очень внимательным. Ребята, слу-шайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите , а на загадку хитрую – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

“С добрым утром!” скажет твёрдо?

У кого из вас в порядке,

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас молчит, как рыба,

Вместо доброго “спасибо”? -Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Физминутка : «Солнце»

Солнце спит, ведь ночь настала, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево, в право.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)

Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Мы закончили разминку. (Потянулись)

Отдохнули ножки, спинки.

Игра : «Вежливо – невежливо »

Если вежливо хлопаем 2 раза , невежливо – 1 раз .

Сказать доброе утро…

Толкнуть друга, но не извиниться.

Поздороваться при встрече.

Перебивать взрослых во время разговора.

Уметь слушать воспитателя…

Не обижать девочек.

Уметь соблюдать тишину на занитиях.

Громко разговаривать.

Обижать животных…

-Сказать за обедом : «Приятного аппетита» .

Сказать, уходя из сада домой «До свидания»

Обозвать обидным словом друга .

Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова . Теперь вы сможете произносить эти добрые вежливые и волшебные слова и дома , и в детском саду, и в магазине, и в других местах где вы бываете.

Продуктивная деятельность детей (ручной труд) . Изготовление солнышка с лучиками. Звучит музыка В. Шаинского “Улыбка”.

А в завершении нашего занятия, предлагаю вам сделать солнышко с волшебными лучиками, которое будет радовать нас и наших гостей. (дети самостоятельно приклеивают лучики с вежливыми словами , дарят гостям маленькие солнышки, а большое- малышам)

МБДОУ-детский сад «Радуга» р. п. Лысые Горы Саратовской области

подготовительная группа «Капельки»

зам. зав. по УМР Гордеева Н. Г.

Похожие публикации