Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

По мнению автора если человек. "человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет". С2. В каких четырёх аспектах, по словам В.И. Вернадского, человек может и должен мыслить? На основании текста и знания курса укажите, при решении каких пробле

ицЩС). 1 ошпши». ~ .....

Ответы к заданиям с выбором ответа


№ задания

Ответ


задания

Ответ


Ответы к заданиям с кратким ответом


№ задания

Ответ

2314;3214;3241; 2341


№ задания


Примечание к оцениванию заданий части 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Примечание к оцениванию заданий части 2

Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, если сообразуются с реалиями современных ему общественных отношений.

Нравственные нормы имеют общие черты. Они поддерживаются силой общественного мнения, то есть непосредственным поощрением и одобрением со стороны ближайшего окружения или, наоборот, резким осуждением тех, кто отступает от этих норм в своем поведении. В этом проявляется отличие морали от политики и права, где главным основанием для выбора того или иного пути является сила (или слабость) государства; от научного сознания, которое опирается на логические доказательства. Аргументация морали опирается на зна­чение нравственных требований и необходимость следовать им<...>

Юноши и девушки, взрослые люди испытывают, как правило, напряжение, растерянность, тревогу, чувствуя, что они могут перейти некую незримую черту. Так дает о себе знать внутренний голос нравственного сознания - то, что принято называть совестью. Человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания. Он может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.

Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания <... >

Смысл нравственной регуляции отношений людей в обществе состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и поддерживать известный уровень гармоничности во взаимодействии и взаимопонимании между людьми.

Мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям. В то же время, мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам.

(ЮМ. Аверьянов)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) особенности моральных норм;

2) совесть - внутренний контролер;

3) роль моральной регуляции.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

1) условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»;

2) отличие, например: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства.

Условие и отличие могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Баллы

Названо условие и отличие.

Названо только условие, ИЛИ приведено только отличие.

Ответ неверный.

Максимальный балл


Могут быть указаны следующие этапы:

1) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность,

тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту);

3) обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.)

Этапы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Баллы

Указаны три этапа.

Указаны два этапа.

Указан один этап, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

В правильном ответе могут быть приведены и проиллюстрированы следующие авторские характеристики:

1) «мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т. п.);

2) «мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).

Могут быть приведены и проиллюстрированы другие авторские характеристики, приведены другие примеры.

Баллы

Приведены и проиллюстрированы примерами две характеристики.

Приведены одна-две характеристики, одна из которых проиллюстрирована примером, ИЛИ приведена и проиллюстрирована одна характеристика, вторая понятна по контексту приведенного примера.

Приведены только две характеристики, ИЛИ только два примера.

Приведена только одна характеристика, ИЛИ только один пример, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

С5 А. получил сведения о том, что его коллега К. использует свое служебное положение в корыстных целях. Увидев, что после его предупреждения поведение коллеги не изменилось, А. разгласил эти сведения, и коллега вынужден был уволиться. Часть сотрудников одобрила поступок А., часть - осудила. Объясните поступок А. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение, допустим: А. поступил в соответствии со своими
нравственными убеждениями и принципами, но не все коллеги смогли
правильно оценить его поступок.

(Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) приведен фрагмент текста, например: «Высшей инстанцией в
принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а
решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь,
предмет ом общественного одобрения или общественного порицания»

Баллы

Дано объяснение, приведен фрагмент текста.

Дано только объяснение, ИЛИ приведен фрагмент текста.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С6. Существует мнение, что моральные нормы лишают человека свободы выбора. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением;

2) два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что:

Моральные нормы ограничивают действия человека, бывают
ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь
только требованиям морали;

Человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами.

в случае несогласия может быть указано, что:

Свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и
злом;

Нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора;

Иногда внутренние побуждения человека противоречат принятым в обществе моральным принципам, и тогда человек свободен в принятии решения: следовать социальным нормам или собственным представлениям.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения), _________________

Выражена позиция учащегося, приведены два аргумента. ___________ 2

Выражена позиция учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ позиция учащегося не выражена, но понятна из контекста, 1

приведены два аргумента. _________________________________________

Выражена позиция учащегося, аргументы не приведены,
ИЛИ позиция учащегося не выражена, но понятна из О
контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный. _______________

Максимальный балл


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

(Н. Смелзер )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходства:

Определённое влияние обучения на поведение;

Наличие рефлексов;

Наличие побуждений как внутренних биологических потребностей;

Для удовлетворения потребностей человек и животные должны выполнять ряд сложных действий;

2) уникальность людей:

Их поведение лишь частично обусловлено инстинктами.

3) Объяснение смысла понятия, например:

Деятельность - активность человека, которая характеризуется сознательным характером, орудийностью, целеполаганием, направленная на преобразование окружающего мира с целью удовлетворения своих и общественных потребностей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек это свобода... Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь... Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить отрицательно, а не положительно... Человек - это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста»

Ответьте на вопросы:

1. Если человек предшествует сущности, то сначала человек является

А) профессионалом Б) философом В) индивидом Г) личностью

3. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, а не положительно, по мнению автора, являются... Укажите не менее двух вариантов ответа

А) действие Б) надежда В) ожидание Г) свобода Д) мечта

4. К какой из антропологических концепция модно отнести данный текст:

А) социологизаторской Б) биологизаторской

В) грека-античной концепции разумности Г) естественно-научной Д) ценностной

5. Антропология марксизма является социологизаторской и трактует сущность человека как совокупность общественных отношений. Что, судя поэтому фрагменту, отличает экзистенциализм от марксизма, а что в них сходно?


Контрольная работа по курсу «Философия» Вариант 5

Тестовое задание

1 Основной вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении А) бытия и познания Б) жизни и смерти В) человека и мира 6 "Назад к природе!" призывал: А) Руссо Б) Вольтер В) Дидро Г) Ламетри Д) Гельвеций
2 Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного физического бытия... А) субъективизм Б) идеализм В) материализм Г) махизм 7 Этическое учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений - ... А) Гедонизм Б) эвдемонизм В) аскетизм Г) альтруизм Д) Гуманизм Е) прагматизм
3 Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира 8 Если поведение человека называют стоическим, значит он демонстрирует А) господство над своими страстями Б) противостояние ударам судьбы В) борьбу с опасностями и лишениями Г) отказ от активной общественной деятельности
4 Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономиерностей природы и общества, называется... А) нигилизмом Б) утилитаризмом В) агностицизмом Г) сенсуализмом 9 Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной и духовной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы был... А Маркс Б Бердяев В Ясперс
5 Высказывание "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить, значит дать ответ на основной вопрос философии" принадлежит... А) А.Камю Б) С.Кьеркегору В) Ф.Кафке Г) Ж.-П. Сартру Д) Г.Марселю Е)М.Хайдеггеру 10 Понятие культура в философском смысле

Аналитическое задание

Прочтите фрагмент из знаменитой работы Г.В.Плеханова (1856–1918)

«О роли личности в истории» и ответьте на вопросы:

1) как объясняет концепция диалектического материализма взаимодействие личности и общества?

2) что, согласно концепции Г.В.Плеханова, определяет появление выдающихся деятелей на исторической арене?

4) Не является ли концепция Плеханова фаталистической?

5) как, используя методологию Г.В.Плеханова, следует построить описание и объяснение появления исторических персонажей и их поступков?

«... Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию события и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами...

Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приоб­рел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблю­дение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграж­дать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и по­лезную как раз в это время... Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и все­гда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений»

Какого человека можно считать нравственным? Можно ли назвать нравственным того, кто не совершает преступления из-за страха перед законом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста армянского философа и общественного деятеля М. Л. Налбандяна.

Раскрывая проблему нравственности, автор опирается на собственные рассуждения, приводит много примеров из жизни. По мнению писателя, если человек не крадёт и не убивает только потому, что боится правосудия, он – безнравственный человек. Нельзя считать нравственным и того, кто подаёт милостыню, надеясь на вознаграждение.

Нравственен тот, кто в своих поступках руководствуется долгом. Философ подчёркивает, что если мы оказываем помощь кому-либо в виде жертвы, то нарушаем прямой человеческий долг.

Приведу литературный аргумент. Нравственным человеком можно назвать помощника кузнеца Ефима Григорьевича из рассказа А. П. Платонова «Юшка». Этого сорокалетнего человека, слабого и немощного, рано состарившегося от болезни, в посёлке зовут Юшкой и относятся к нему с презрением, не считая за человека, достойного себя. А между тем Юшка отказывает себе во всём, даже в чае с сахаром, каждое лето он уходит в город, чтобы отдать все заработанные деньги на воспитание сироты. Он не ждёт награды за свою доброту и не считает, что приносит себя в жертву.

Приведём ещё один литературный аргумент. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» преуспевающий адвокат, нувориш, то есть неожиданно разбогатевший человек, собирается жениться на бедной Авдотье Романовне, сестре Раскольникова. Лужин представляет свою женитьбу как благодеяние: он «благородно» пренебрегает слухами, порочащими девушку после скандала в доме Свидригайловых, где Дуня работала гувернанткой. На самом деле Пётр Петрович рассчитывает, что бедная девушка, оказавшаяся в затруднительном положении, будет полностью в его власти. Он уверен в глубине души в чистоте и невинности Дуни и надеется, что красота и ум девушки помогут ему утвердиться в высшем обществе. Лужин – безнравственный и бесчестный человек, который во всём ищет выгоду для себя.

Таким образом, нравственный человек совершает благо бескорыстно, всегда следует чувству долга, а безнравственный человек не способен на благородство и бескорыстие, он во всём ищет выгоду.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

познание Задания по теме

В2. Ниже приведен перечень терминов… Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания». Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рациональное познание». Обобщенность, непосредственность, абстрактность, опосредовательность, отражение.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Если представление - это__________ (1) предмета, то понятие - это________ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде (4),которые можно вывести на основе________ (5), так и опосредованным путем - с помощью ______________(6)». А) концепция Е) наблюдение Б) мысль Ж) проблема В) ощущение 3) образ Г) умозаключение И) суждение Д) эксперимент

Проверяем: «Если представление - это_____ З __ (1) предмета, то понятие - это___ Б ___ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно ___ В ____ (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде___ И ____ (4), которые можно вывести на основе____ Е ____ (5) , так и опосредованным путем - с помощью _______ Г _______ (6) ». ЗБВИЕГ

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано. (1) По мнению древнегреческого философа Аристотель открытие начинается с удивления. (2) Там, где большинство людей видят обычные факты, исследователь замечает необычное. (3) Наука на каждом шагу рождает парадоксы - положения, которые противоречат обычным. сложившимся понятиям. (4) Представляется, что парадоксы позволяют по-новому формулировать вопрос, я самым способствуя научному познанию. Определите, какие положения текста носят А)фактический характер Б) характер оценочных суждений

С7. Нередко можно услышать мнение, что для изучения окружающего мира наибольшее значение имеет чувственное познание. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

В3.Установите соответствие между формой (видом) познания и ее особенностью: Вид познания особенность А) миф 1) знание является подобным продуктом практической деятельности Б) наука 2) знание существует в форме художественного образа В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной деятельности 3412

В3. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и «относительная истина» и их существенными признаками: СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ понятия А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение 1.абсолютная истина Б) характеризует ограниченность человеческого познания 2.относительная истина В) воплощается предел, к которому стремится знание Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения Д) не опровергается последующим развитием науки 22121

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Многообразны пути познания. (Б) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (В) С точки зрения сторонников интуитивизма, она является первопричиной творческого акта, единственным средства познания. (Г) Интуиция представляет собой знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Определите, какие положения текста носят фактический характер характер оценочных суждений 1221

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «относительная истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.

С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира»

Домашнее задание: С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира». С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка а, которые необходимо вставить на место пропусков. « Наука - (1) образования и накопления знания путем преимущественного использования рациональных_____ (2). При этом можно вспомнить и о неизбежно необходимой роли в ней иррационального, подсознательтельного - на примере, скажем, истории с_______ (З) Д. И. Менделеева. И хотя выработка научного знания сосредоточена на проблеме ______ (4), одновременно постоянно стимулируется стремлением к__________ (5) расширению сферы человеческого понимания. Поэтому образуется и накапливается научное знание не как угодно, а в ответ на человеческое ________ (6) ». А) творчество Е) недоумение Б) факт Ж) форма В) польза 3) процесс Г) изобретение И) открытие Д)способность ЗДИВАЕ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть А

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со циальных и психических черт

  1. Человек в. Личность
  2. Гражданин г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

  1. Цель в. Мотив
  2. Результат г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это

  1. Общение в творчество
  2. Понимание г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро вать свою деятельность.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про цесс его возникновения и развития, называется

  1. Социогенез в. Антропогенез
  2. Эгоцентризм г. Дуализм

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

  1. земля в. выращиваемая культура
  2. техника г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

  1. сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности
  2. должностные лица г. родители

Часть В

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен - это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______ (4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический , или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Часть С

(Дайте развернутый ответ на задания части С.)

«Психические свойства - не изначальная данность; они форми руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока зательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности - ее способности и характе рологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками - весьма мно гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

(С. Рубинштейн)

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению С. Л. Рубинштейна, объективные ус ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

Часть А

А1. Человека как личность характеризует

  1. тип темперамента в. принадлежность к определенной расе
  2. черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо го направлена деятельность человека, называется

  1. Цель в. мотив
  2. Результат г. Потребность

А3. Самопознание направлено на

  1. познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей
  2. отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

  1. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

  1. Самосохранении в. самопознании
  2. Самореализации г. самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе ния ребенка в общество.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

  1. чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента
  2. наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек такль. Объектом этой деятельности являются

  1. Декорации в. музыкальные инструменты
  2. Исполнители г. зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

  1. близкие родственники в. учителя
  2. родители г. друзья

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

  1. Фантазия в. мотивация
  2. Интуиция г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

Часть В

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

В3 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки - _______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

  1. Талант Б) задатки
  2. Личность Г) человек

Д) гениальность Е) игра

Ж)интеллект 3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой , или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек - это животное, наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

(В. Грант)

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Ответы

С- 1 вариант

С1. А) Личностью не рождаются.

  1. личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать:
  2. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2. « В деятельности личность и формируется, и про является.»

«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3 . Психические свойства: способности, характерологические черты

Особенности процесса :

  1. Способности людей складываются в работе, учении и труде
  2. Характер формируется в поступках и действиях
  3. Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни
  4. Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

Человека.

Обоснование : …» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

В неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С- 2 вариант

С1.

  1. « при рождении наделен конституцией животного»
  2. «это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование:

  1. «процесс индивидуального развития,
  1. результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

  1. « Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле
  2. «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

С3.

  1. « В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»
  2. « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в

Человеческом организме.»

С4.предположения:

  1. позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…
  2. Способствует передачи суммы знаний
  3. Обеспечивает обновление и пополнение культуры

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и при рода

Вариант 1

ЧАСТЬ А

A1 Какой признак характеризует общество как систему?

А2 Один из признаков, характеризующих общество как дина мическую систему, -

A3 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними.

Б. Общество в широком смысле - это весь материальный мир, окружающий человека.

А4 Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А6 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс производства материальных благ, необ ходимых обществу?

А7 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Общество выступает творцом "второй природы", как бы

надстроенной над природой естественной.

Б. Общество возникло одновременно с природой.

А8 К какой к сфере жизни общества относится проведение оче редных выборов главы государства?

А9 Организация и проведение международного театрального фестиваля "Черешневый лес", на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Спад производства, как правило, вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может оказывать влияние на эко номическое развитие страны.

ЧАСТЬ В

В1 Установите соответствие между фактом и сферой обще ственной жизни: к каждой позиции, данной в первом столб це, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТ СФЕРА ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА

  1. изобретение радио А) экономическая
  2. оказание медицинских услуг Б) духовная
  3. рост инфляции
  4. выставка произведений искусства

В2.Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие экономическую (хозяйственную) деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и природа

Вариант2 ЧАСТЬА

А1 Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А2 | Природа и общество тесно связаны между собой. Приме ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

A3 | Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество в широком смысле - это определенный исто рический этап в развитии нации.

Б. Общество включает в себя всю совокупность взаимо связей и взаимодействий людей.

А4 | Общество, как динамическая самоорганизующаяся систе ма, характеризуется

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А 6 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Современное общество способно контролировать при родные процессы и регулировать силу землетрясений и цунами.

Б. Общество в процессе своего развития обособилось от природы.

А 7 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс регуляции общественных отношений?

А8. К какой сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности обществен ного труда?

I Д9 J В современном обществе основное место занимают "сред ние слои". Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за дея тельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Ошибочные политические решения способны прервать рост экономики и привести общество к кризису.

Б. Наиболее обездоленные и депрессивные слои населе ния, как правило, уклоняются от участия в политической жизни.

ЧастьВ

В1. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни:

Факт Сфера жизни общества

  1. принятие закона о выборах А) политическая
  1. обесценивание национальной валюты Б) экономическая
  2. учреждение нового общенационального движения
  1. продажа туристических путевок

В2. Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

А.Г.Спиркин

Часть С. Прочитайте текст и выполните задания.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…

А.Г.Спиркин

  1. Найдите в тексте два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
  2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.
  4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и пе ренесите в бланк ответов (без пробелов и других симво лов).

Ответ:

ЧАСТЬС

С1 Английский философ Г. Бокль писал: "Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обиль на; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наибо лее деятелен". Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Ка ковы, на ваш взгляд, основные ценности современного об щества? Укажите две любых ценности. Ответ запишите на отдельном листе или на обратной сто роне бланка.

Похожие публикации