Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Почему щенок алабай боится собак. Дрессировка и самостоятельное воспитание алабая. Специальная дрессировка собак Алабай

Мой сад (2 гектара) огорожен сеткой. В последний месяц алабай (1,3 месяца) рвёт сетку и убегает. Не пойму причину, подскажите?

Ответ

Причина единственная – неугомонная энергия не даёт спокойно сидеть за забором. Возможно, выбегая за участок, щенок ищет самку для спаривания. Год и 3 месяца – время поиска и интереса. Варианты содержания пса:

  • Вольер.

Подойдёт для временного содержания. Необходим для собак, живущих на улице. Днём собаку держат в вольере, ночью – выпускают, чтобы гулял по участку. Либо допустимо содержать собаку в просторном вольере постоянно. В случае незваных гостей питомец оповестит хозяев громким лаем.

  • Дрессировка.

Автору сообщения требуется кинолог, специализирующийся на работе с собаками крупных пород. С алабаями подобное происходит нередко – псы теряют чувство границ. Сегодня активно позиционируется методика работы с собаками, называемая «виртуальная изгородь». Способ позволяет собаке учиться понимать границы участка, за который нельзя убегать. Цена за курс коррекции вполне приемлемая.

Стоит выделить коррекцию поведения с помощью электронного ошейника. В специальную программу заносятся границы разрешённого для передвижения собаки участка. Убегая за пределы, ошейник действует по схеме, аналогичной «Антилаю». Когда собака научится понимать, где гулять разрешено, ошейник снимают.

  • Выгул и характер.

Собака молода, энергична, слегка агрессивна, стремится проявлять себя. Сетка ограничивает питомца. Старайтесь чаще гулять с псом вне участка, чтобы собака чувствовала, что её выгуливает хозяин!

Никуда не деть прыткую энергию годовалого алабая. Аккуратно ставьте в рамки, но не будьте предельно строги с ним.

  • Смена забора.

Если идеи кажутся недостаточными либо чрезмерными, стоит попросту заменить забор. Конечно, внешне забор выглядит менее привлекательным, чем сетка-рабица, но справиться с каменным или металлопрофильным забором собаке сложнее.

Появление в доме первой собаки навсегда меняет человеческую жизнь. Появление в доме среднеазиатской овчарки способно поставить мир её хозяев с головы на ноги. Именно так, поскольку человек давно забыл о многих важных вещах, подаренных ему природой и потерял с нею связь. Азиат неотвратимо возвращает ощущение причастности ко всему, что происходит в живом мире, напоминая о ценности жизни, дружбе и самоотверженности.

Размышляя над особенностями воспитания щенка среднеазиатской овчарки, приходишь к выводу, что он не дрессируется в привычном смысле этого слова при помощи постоянных повторений одного и того же навыка, не стремится угодить хозяину, не желает совершать бессмысленных действий. Для него человек – скорее партнер, а вожак – это тот, кто в состоянии доказать свое превосходство без применения силы.

Появление щенка в вашем доме лучше приурочить к отпуску. В этом случае у вам будет целый месяц на то, чтобы наладить с ним контакт. Среди азиатов есть собаки с различной степенью потребности в человеке и от этого зависти то, как вы будете воспитывать щенка среднеазиатской овчарки. Не следует по приезду тискать щенка, однако не стоит и запирать его в вольер в первый же день. Он должен иметь достаточную степень свободы и возможность из укромного места понаблюдать за своей новой стаей. Контактные щенки, выращенные под ногами у заводчика, уже имеют все необходимые навыки. Они подзываются сигналом, о котором вам обязательно скажет заводчик, приучены к миске и ошейнику и точно знают, для чего им человек. Такие щенки быстро идут на контакт, начинают обследовать территорию, особое внимание уделяя дверям, калиткам, укромным местечкам и местам с хорошим обзором территории. Если же щенок забивается в труднодоступное место и рычит на вас, оставьте его в покое. Такие малыши в юном возрасте не имели контактов с людьми, за ними ухаживала только сука и необходимые навыки общения вам придется прививать им самостоятельно. Предоставленный сам себе, азиатеныш успокоится и вскоре выйдет, чтобы найти еду или сделать лужу.

Воспитание и дрессировка среднеазиатской овчарки – это не одно и то же. Семейное воспитание – это приобретение щенком навыков, делающих его удобным для владельца. Оно начинается с первого дня его появления в доме, а набор навыков выбирается владельцем исходя из его собственных представлений о комфортной жизни с собакой. Дрессировка же предполагает выработку специальных навыков, выходящих за рамки повседневной жизни и связанных с выполнением собакой рабочих функций, в частности охраняя вверенной территории или сопровождения.

Дрессировка среднеазиатской овчарки в домашних условиях – дело несложное, но требующее от владельца последовательности. Первые полтора-два месяца щенок должен буквально болтаться под ногами у всей семьи, впитывая в себя новые порядки и правила. Кормить его нужно всегда в своем присутствии, подкладывая новую еду в миску так, чтобы он это видел. К еде звать по имени, не лениться корректировать его взаимоотношения с детьми и пожилыми людьми в доме, помня о том, что установленные правила не должны меняться. И как только пройдет карантин после первой прививки, выводите его на улицу.

У щенка до 6 месяцев сохраняется врожденный рефлекс следования за большими движущимися предметами. Выведите его за ворота, пристегните поводок и бросьте его на пол. Уходите от щенка, а когда он бежит за вами, приседайте и хвалите его. Если щенка атаковали дворняги или бесповодочный пес, снова присядьте и успокойте малыша, окружив его кольцом из рук и разговаривая с ним. Продолжительность прогулок должна постоянно расти, а их направления – меняться. Так вы становитесь для своей собаки вожаком. Ведь слово «вожак» значит «тот, кто ведет», верно?

Частые прогулки с владельцами в этом возрасте, движение без поводка – прямой и бесконфликтный путь к статусу вожака. На прогулках постоянно подзывайте собаку. Если она увлечена чем-то, привлекайте её внимание и убегайте от неё. Это научит азиата никогда не выпускать вас из вида. Важность активного обучения в возрасте до 6 месяцев невозможно переоценить, второй раз такого шанса у владельца уже никогда не будет.

Манипуляции с миской – эффективный метод обучения среднеазиатской овчарки и они не должны прекращаться до полного формирования характера собаки. В случае суки это возраст 9-12 месяцев. В случае кобеля может затянуться до трех лет. Не стоит кормить собаку в месте, где постоянно суетятся члены семьи – для кормежки ей лучше выделить укромный уголок. При наличии явных конфликтов с кем-то из домочадцев необходимо привлекать этого человека к процессу кормежки, постепенно налаживая контакт. Перед кормежкой нужно обязательно усадить щенка и добиться, чтобы он какое-то время сохранял эту позу. Время выдержки в дальнейшем увеличивают. В случае если щенок пытается прыгать, требуя еды, миску нужно поднять и демонстративно от него отвернуться. Как только собака сядет, к ней возвращается любимая еда.

Для приучения к вольеру удобно кормить собаку там, закрывая на время кормежки и постепенно увеличивая время её пребывания взаперти. Если владелец много гуляет с азиатом, вольер не воспринимается собакой как приспособление для ограничения свободы её действий.

Большинство азиатов не пищевики. Но обязательно проверьте реакцию вашего щенка на лакомства во дворе и за пределами территории. Часто ориентированность на еду у них проходит по мере взросления. Научитесь правильно пользоваться голосом и его интонациями. Хвалить и подзывать щенка нужно весело и радостно, а ругать – низким голосом с большим количеством букв «р». Если вы не собираетесь сдавать с вашей собакой рабочий норматив, не стоит пользоваться стандартными словами. Лучше придумать собственные команды – это не позволит эффективно управлять вашей собакой посторонним.

Обучение и дрессировка среднеазиатской овчарки – постоянная работа ума для её владельца. Но только так к трех годам вы получите надежную собаку, за которой ваша семья будет как за каменной стеной.

Читайте также статью об особенностях воспитания взрослой среднеазиатской овчарки, в случае, когда вы взяли не щенка, а взрослую собаку - Особенности адаптации и обучение взрослой среднеазиатской овчарки .



Читайте также

Тяжелый взгляд, неторопливые движения, уверенность в себе, самостоятельность и сила – отличительные черты характера этих сильных и выносливых собак.

Размышляя над особенностями воспитания щенка алабая, приходишь к выводу, что он не дрессируется в привычном смысле этого слова при помощи постоянных повторений одного и того же навыка, не стремится угодить хозяину, не желает совершать бессмысленных действий.

Эффективная дрессировка собаки алабай основана на некоторых моментах: уровне ее обучаемости и интеллекте, терпении хозяина или дрессировщика.

Характер алабая

Подходить к дрессировке среднеазиата, не зная особенностей его характера, нельзя. Поэтому, прежде чем начинать дрессировку, необходимо немного познакомиться с историей породы. Изначально САО применялись для охраны отар овец от хищников, помогали собирать животных, защищали своего хозяина от неприятностей. О своем пропитании преимущественно заботились сами алабаи. Дрессировка собак никем и никогда не проводилась: они набирались необходимых знаний от старших особей в стае. Группой охранников руководил опытный вожак. Уступить свое место он мог только более умному и сильному псу, проиграв ему в единственном бою.

Таким образом, при воспитании алабая необходимо учитывать, что подчиняться он будет только вожаку. И если для маленько щенка вы априори являетесь главным, то по мере взросления эта уверенность может пошатнуться, и алабай сам захочет стать лидером. Поэтому необходимо постоянно ставить щенка в такие условия, чтобы он чувствовал растерянность, неуверенность - возить его на различных гулять в разных местах и т. п. Ваше спокойствие во всех ситуациях будет доказательством силы и смелости, а значит, щенок будет уверен, что вы - вожак.

Особенности дрессировки алабая

Дрессировка алабаев существенно отличается от обучения собак других пород. Основываясь на характере туркменского алабая, необходимо соблюдать такие правила:

Не требовать от животного безусловного выполнения всех команд. Алабай - собака думающая, она не будет выполнять все подряд команды просто так.

Абсолютное большинство САО не имеет аппортировочного рефлекса, поэтому нельзя ставить перед ними заведомо невыполнимые задачи.

Выполнять будет при условии, что она видит их необходимость.

Алабаи, дрессировка которых выполняется с нарушением этих правил, теряют доверие к хозяину.

При воспитании и дрессировке необходимо иметь огромное терпение, настойчивость и способность думать. Силовые этой породы ведут к провалу.

Воспитание алабая

В первую очередь, еще до основных тренировок, собаку нужно научить отличать хозяина от чужих людей. По этой причине нельзя разрешать посторонним гладить щенка, тем более кормить его. Давать пищу питомцу может только хозяин. Даже членам семьи не стоит этим заниматься, пока собака полностью не признает одного владельца.

Алабаи, дрессировка которых начата не так давно, четко должны выполнять основные команды: "Рядом!", "Стоять!", "Нельзя!", "Место!", "Ко мне!", "Зубы!" Обязательно спокойное отношение к надеванию намордника.

Дрессировка щенка

Начинать дрессировать щенка нужно сразу, как только он попал к вам в дом - чаще всего это происходит примерно в 2 месяца. Главное качество, которое необходимо проявить владельцу во время дрессировки алабая - спокойствие. Крики, физические наказания щенок воспринимает как слабость. А слабый человек в принципе не может быть вожаком. Если животное необходимо наказать, достаточно его тряхнуть за холку, подражая собаке-матери. При этом нужно сказать «нельзя» или «фу».

До 7-8 месяцев постепенно собака должна научиться командам: "Ко мне!", "Лежать!", "Сидеть!", "Рядом!", "Гулять!", "Стоять!", "Нельзя!", "Место!" Команды не должны изучаться одновременно. К тому же времени для понимания каждой команды алабаю нужно больше, чем другим породам. алабая - долгая и трудная задача, но зато все усвоенное он запомнит на всю жизнь, демонстрируя в дальнейшем безукоризненное выполнение команд.

Дрессировка дома

Большую часть команд лучше отрабатывать в спокойной домашней обстановке. В помещении не должно быть отвлекающих предметов вроде телевизора или игрушек, а также домашних животных или членов семьи. Таким образом удастся добиться наибольшей концентрации животного на упражнении.

Дрессировка алабая дома должна основываться на запрещении, методе принуждения и способе поощрения. Принуждение необходимо тогда, когда сама собака не хочет исполнять команду. То есть в этом случае животное станет выполнять команду не за подачку, а в надежде избежать наказания. Поощрение - похвала или угощение. Метод запрета - прекращение негативных действий по команде. Часто применять запрет не рекомендуется, так как в этом случае собака может перестать проявлять инициативу.

Социальные навыки

Обязательно нужно научить питомца ходить на поводке рядом, спокойно реагировать на намордник, показывать зубы. Это может пригодиться не только на выставках, но и при посещении ветеринара.

Даже если собака приобреталась для проживания в вольере в деревне, ее нужно научить адекватно реагировать на шумные улицы, большое количество людей, машины и других животных.

Дрессировка на улице

Существует ряд команд, научить которым можно только на улице. Например, собаку нужно научить команде «Дорога!», которая поможет в дальнейшем останавливать ее перед движущимся транспортом. Чтобы научить щенка этой команде, нужно перед пересечением дороги останавливаться и четко проговаривать команду. Повторять ее нужно даже в том случае, если движения на дороге нет.

Во время прогулок можно научить собаку команде «Барьер!» С 3-4 месяцев желательно начать учить питомца преодолевать бум или лестницу.

На улице же продолжают отработку команд «Фу!» и «Ко мне!» Это самые главные команды, которые животное должно выполнять при любых условиях и в любых ситуациях.

По возможности нужно научить щенка плавать. Приучение к воде ни в коем случае не должно быть насильственным: нельзя бросать собаку в воду или тащить силой. Если же она боится воды, приучать нужно постепенно, уговорами или игрой заводя малыша все глубже.

Не рекомендуется проводить занятия в группах с другими собаками, так как алабаи довольно злобно реагируют на чужих животных. Если у вас алабай, дрессировка в домашних условиях которого для вас невозможна, предоставьте процесс специалисту. Конечно, придется потратить много времени на поиск грамотного дрессировщика, но это необходимо сделать. Ни в коем случае не оставляйте среднеазиата без обучения. Дело в том, что алабаи, дрессировка которых не закончена, могут стать неуправляемыми и будут представлять опасность для других людей.

Дрессировка на охрану

Основная функция этой породы - охрана. Охраняют они практически всегда и все. Поэтому большой популярностью пользуется дрессировка алабая на охрану. Тренировки в ЗКС начинают с 6 месяцев. Курс включает в себя усвоение следующих навыков:

Недоверчивое и злобное отношение к посторонним;

Защита хозяина;

Охрана территории;

Преследование и задержание врага;

Охрана предметов;

Патрулирование территории.

Найти тренера для обучения именно алабая будет сложно. Во-первых, многие профессиональные дрессировщики не учитывают особенностей характера среднеазиата. Во-вторых, те, которые знакомы с породой, опасаются обучать собаку именно потому, что подход к выполнению команд у САО уникальный. К примеру, при отработке нападения на врага собака не станет кидаться на подставленную ей руку, защищенную снаряжением. Она бросится на обнаженное горло или вцепится в голую кисть.

Преследование врага алабаям также не свойственно - они не считают убегающее существо достойным врагом. Большинство из охранных навыков собаки понимают по-своему, поэтому их нельзя, например, привязывать у магазина, забежав за хлебом. Собака решит, что ее посадили охранять вход, и будет как минимум облаивать всех, пытающихся войти внутрь.

При этом важно помнить, что в процессе дрессировки (как и в жизни) собака будет тем менее послушной, чем более обстановка напоминает реальную. Причина этого в том, что алабай считает себя более компетентным в вопросах охраны и защиты, чем вас. И в большей части ситуаций он оказывается прав.

Самостоятельность собаки

Какие бы команды и методы дрессировки вы ни выбрали, нельзя «ломать» собаку и лишать ее самостоятельности. в этой породе достаточно сильна для того, чтобы в охране алабай мог полагаться только на свой опыт, знания и понимание ситуации.

Самостоятельность пригодится и в тех случаях, когда собака в ночное время остается одна охранять периметр участка. Алабай, дрессировка которого проходила правильно, сможет самостоятельно справиться даже с ситуациями, не отработанными во время тренировок. Доверять собаке в вопросах охраны можно абсолютно, так как она имеет врожденное чутье и точно знает, что и когда нужно предпринимать.

Как и другие породы, алабай, воспитание и дрессировка которого легли на ваши плечи, нуждается в терпении и регулярных занятий. Для достижения хороших результатов можно воспользоваться стадным чувством собаки, дав ей в пару опытного охранного пса, за которым она сможет повторять все действия.

Прежде всего щенка учат отличать хозяина от посторонних людей и подходить по команде. Каждый раз, когда щенок нужен, его окликают по кличке и в ласковой интонации произносят коман-ду «""""Ко мне!». Подбежавшего щенка нужно приласкать и дать кусочек лакомства. На улице, если щенок побежит за посторонним человеком, его также окликают и подзывают к себе. Постепенно щенок станет отличать хозяина по виду и запаху от посторонних, привыкнет к его"""" голосу. Если щенок не подходит на команду «Ко мне!», нужно не бежать за ним, а, наоборот, присесть или сде-лать вид, что от него убегают. Вид убегающего хозяина вызывает у щенка стремление догнать, а присевший хозяин пробуждает любопытство. В том и другом случае подбежавшего щенка гладят и поощряют лакомством

Если щенок во время прогулки на привязи, то необходимо брать с собой длинный поводок, чтобы дать ему возможность свободно побегать. Во время прогулки щенка следует время от времени подзывать, каждый раз давая лакомство и поглаживая. Очень важно, чтобы команда «Ко мне!» была связана у щенка не с окончанием прогулки, а лишьф с приятными ощущениями — лаской хозяина и получением лакомства.

Запрещается наказывать подошедшего по команде щенка, даже если он был виноват. В следующий раз щенок не подойдет, а, услышав команду «Ко мне!», убежит. Нельзя ударять щенка по-водком. Иначе при виде поводка в руках он будет бояться по-дойти.

Если щенок упорно не подходит по команде «Ко мне!», то надо сделать так. Отпустив щенка на длинном поводке и произнеся команду «Ко мне!», подтянуть его за поводок, приласкать и дать лакомство. После нескольких повторений щенок начнет выполнять команду. Гулять на длинном поводке нужно до тех пор, пока щенок не будет безотказно подходить по первой команде.

Чтобы щенок не мешал, его приучают к команде «Место!»,
Если щенок, наигравшись, засыпает среди комнаты или в дру-гом месте4, дают команду «Место!» и относят его на подстилку. Команда «Место!» дается строгим голосом. Если щенок мешает что-либо делать, например, гоняется за половой тряпкой, щеткой или веником, также следует скомандовать «Место!» и отнести щенка. Если щенок покинул его и опять мешает, команду повто-ряют с угрожающей интонацией, а щенка снова относят на место. Подходя к собаке после команды «Место!», нельзя подзывать ее к себе. Нужно подходить молча, иначе в следующий раз она под-бежит сама без команды.

Команда «Место!»"""" должна быть тщательно отработана. Соба-ку, не приученную к выполнению этой команды, практически не-возможно нигде ни на минуту оставить. Оставлять собаку, дав ей команду «Сидеть!» или «Лежать!», будет неправильно, так как эти команды требуют от нее строго определенного неподвижного по-ложения. Команда же «Место!» разрешает собаке лежать в лю-бой удобной для нее позе. Поэтому к команде «Место!» щенка следует приучать с раннего возраста и в различных местах, обо-значая «место» каким-либо предметом или вещью с вашим за-пахом.

Гуляя по улице, щенок иногда хватает пищевые и другие от-бросы, камни и пр. Неподобающим образом он может вести себя и дома. В этом случае дают строгим голосом команду «Фу!» и тут же отбирают взятое в рот. Например, если щенок тащит кни-гу или обувь, то строго произносят команду «Фу!». В случае когда щенок проявляет настойчивость и хватает вещь снова, команду «Фу!» повторяют с угр""""ожающей интонацией, а щенка легонько ударяют по морде отнятым.. Но злоупотреблять запрещающей командой нельзя. Ее следует применять лишь тогда, когда щенок пытается взять в рот что-либо или броситься на кого-либо.

Прекращение собакой нежелательных действий по первой за-прещающей команде очень важно для ее успешного применения на различных службах, для управления вообще. Поэтому нужно приучить щенка к безотказному выполнению команды «Фу!» в лкх бой обстановке: дома, на улице, в поезде, лесу и т. д.

Начиная с двух месяцев щенка приучают садиться по команде. Для этого подзывают щенка к себе и, давая спокойно отчетливым голосом команду «Сидеть!», поднимают, у него над головой руку с лакомством, занося его несколько назад. Желая получить ла-комство, щенок вскинет голову и, чтобы было удобнее смотреть, сядет Как только щенок примет нужную позу, сразу произносят восклицание «Хорошо!» и вновь повторяют команду «Сидеть!», одновременно отдавая лакомство. После не-скольких повторений этого приема щенок будет садиться по коман-де, даже не видя лакомства. Но выполнение команды нужно обя-зательно подкреплять лакомством. Повторять прием более 2—3 раз подряд нельзя. Щенок устанет и откажется выполнять команду.
Когда щенок усвоит команду «Сидеть!», его следует усаживать каждый раз перед прогулкой (для надевания шлейки) и перед кормлением (для того, чтобы поставить миску с едой).

Щенок должен выполнять команду «Сидеть!» как по голосу, так и по жесту В дальнейшем можно че-редовать команду голосом с командой жестом. Если щенок стар-ше 4 месяцев не выполнил команду «Сидеть!», то его можно за-ставить принять нужное положение, взяв правой рукой за пово-док вблизи от ошейника и левой рукой нажав на круп Когда щенок сядет, произносят «Хорошо!» и поощря-ют его лакомством.

Когда команда «Сидеть!» прочно усвоена и щенок выполняет ее не только дома, »о и на улице, его начинают приучать к коман-де «Лежать!»

Сидящему у левой ноги щенку показывают лакомство, протя-гивают правую руку с ним вперед и затем опускают вниз. Одно-временно с этим произносят команду «Лежать!». Желая достать лакомство, щенок ложится. Чтобы он не начал вставать, левой рукой щенка придерживают за ошейник Как только щенок полностью лег, ему отдают лакомство и поощ-ряют привычным словом «Хорошо!». Отработав прием, когда ще-нок сидит у ноги дрессировщика, начинают приучать его к выпол-нению команды, когда дрессировщик стоит перед ним. Команду «Лежать!» подают независимо от того, сидит щенок или стоит. В противном случае, если, например, команду «Лежать!» подавать только тогда, когда щенок находится в сидячем положении, у него выработается нежелательная связь и из других положений он ложиться не будет. Одновременно нужно приучать щенка ложиться и по жесту

Команду «Покажи зубы!» нужно отработать к четырем месяцам. С 4-месячного возвраста щенок может быть вызван на выводку молодняка, где нужно будет показать его зубы, чтобы определить правильность прикуса, своевременность смены зубов и их состояние. Если щенка не приучать показывать зубы дома, то в чужом месте, в присутствии незнакомых людей и собак, за-ставить его сделать это будет очень трудно. Усадив щенка около левой ноги, спокойным голосом дают команду «Покажи зубы!». Одновременно правую руку кладут снизу, а левую сверху морды и большими пальцами обеих рук раздвигают губы спереди, плотно сжимая челюсти, чтобы щенок не смог открыть рот. Осмотрев зубы, щенка поощряют лакомством. Этот прием следует повторять ежедневно, тогда щенок не будет бояться и спокойно даст осмот-реть зубы на выводке.

Закрепляя отработанное, команды «Ко мне!», «Сидеть!», «Ле-жать!» и «Покажи зубы!» дают сначала в своем дворе, а затем и других местах во время прогулок. Последовательность команд каждый раз меняют.

Служебная собака должна уметь преодолевать различные пре-пятствия. Этому ее нужно учить со щенячьего возраста.

Во время прогулок, начиная с 3-месячного возраста, со.щен-1 ком поднимаются на лестницы. При этом учат» его не бояться высоты. При подъеме на лестницу,на щенке должна" быть шлей-ка. Если он потеряет равновесие, его удерживают на поводке, одновременно подбадривая командой «Вперед!». Щенка учат хо-дить по разным лестницам, иначе, научившись ходить по одной, он будет бояться подниматься по другим, незнакомым. Спуск для щенка более труден, чем подъем, поэтому при спуске с ним идут рядом, командой «Тихо!» предостерегая его от поспешных движений и "подстраховывая поводком на шлейке. Когда щенок научится быстро преодолевать лестницу вместе с хозяином, пере-ходят к следующему этапу — приучают его подниматься само-стоятельно.

Нельзя разрешать щенку бегать по лестнице скачками. Во-первых, эта привычка часто сохраняется и у взрослых собак, во-вторых, это может привести к неприятностям: бегущая быстро собака может сбить ребенка или испугать идущих.навстречу. Поэтому на лестнице, когда щенок забегает вперед или отстает, дают команду «Рядом!» и подтягивают""""его поводком к левой ноге. Как только щенок поравняется с левой ногой, его поощряют восклицанием «Хорошо!».

Одновременно с преодолением лестницы щенка учат ходить по буму и прыгать через барьер. Вместо бума можно использо-вать скамейки с сиденьем в виде доски. Поставив щенка на ска-мейку, дают команду «Вперед!» Правой рукой при этом держат за шлейку, а левой поддерживают под живот. В конце бума дают лакомство. Так повторяют до тех пор, пока щенок не начнет хо-дить по буму самостоятельно. С возрастом высоту и длину бума нужно увеличивать.

Гуляя со щенком, его также учат прыгать по команде.«Барьер!» через маленькие преграды, вспрыгивать на крыльцо, парапеты и т. п. Высота препятствий первоначально не должна превышать роста щенка. Чтобы щенок понял, что от него хотят, по команде «Барьер!» дрессировщик сам перешагивает через препятствие и, как только щенок перелезет вслед за ним, дает ему лакомство. Не нужно спешить увеличивать высоту препятствий, прежде все* го следует добиться безотказного выполнения команды «Барьер!». Увеличивать же высоту барьера больше роста собаки можно у мелких пород после 5 месяцев, у средних и крупных — после 7 месяцев.

Когда щенок усвоил несколько команд, их начинают чередо-вать и постепенно усложнять. Например, усадив щенка, хозяин отходит на 1—2 шага, предварительно дав команду «Сидеть!». Если щенок попытается идти за ним, команду повторяют, щенка усаживают и опять от него отходят. Этот прием, как и все другие новые приемы, нужно отрабатывать в привычной для щенка об-становке. Время, в течение которого щенок должен сидеть, когда от него отходит хозяин, сначала должно быть незначительным — 15—20 секунд. С ростом щенка постепенно увеличивают и эту

выдержку и расстояние, на которое отходит хозяин. Меняют так-же и направление отхода. После отхода нужно иногда подходить к щенку и поощрять его лакомством или подзывать его по команде и тоже подкреплять подход лакомством.

С 4 месяцев щенка приуч.ают к команде «Апорт!». Для этого используют одну из игрушек, например резиновый мячик или деревянную палочку. Щенок старается поймать и схватить все двигающиеся предметы. Помахав перед щенком мячом, его отбра-сывают на 3—4-м,""""-но лишь тогда, когда щенок следит за ним. Веселым, призывным голосом произносят команду «Апорт!». Как только щенок догонит и схватит мяч, отбегают и подзывают щен-ка, например «Джек, ко мне!». Подбежавшему щенку протягИ"""" вают на ладони кусочек лакомства, одновременно подавая коман^ ду «Дай!». Стремясь взять лакомство, щенок бросит мяч. Его прощ< ряют лакомством и восклицанием «Хорошо!».

Посылать щенка за апортировочным предметом следует 1—2 раза подряд, не больше, чтобы ему не надоело. Неправильно го-ворить «Дай апорт!», так как слово «апорт» значит «принеси» — это не название вещи.

Постепенно нужно приучить щенка подавать любой брошенный предмет независимо от того, где и куда он брошен (в траву, ку-старник, в воду).

Если щенок почему-либо на апортировочный предмет не реа-гирует, предмет привязывают к шнурку и подразнивают им щенка. Возбудившись, щенок попытается его схватить. Как только он это сделает, его следует поощрить восклицанием «Хорошо!» и лакомст-вом. Через некоторое время, когда щенок начнет хорошо хватать предмет, ему перестают за это давать лакомство, а поощряют только тогда, когда он подойдет и отдаст.вещь по команде «Дай!». Если щенок убегает с вещью, его пристегивают на удлиненный поводок; в момент схватывания апортировочного предмета щенка поощря-ют восклицанием «Хорошо!», затем в ласково-призывной интонации дают команду «Ко мне!», одновременно осторожно подтягивая его за поводок. Произнеся команду «Дай!», берут предмет и поощряют щенка лакомством.

Чем крупнее щенок, тем раньше приходится приучать его к спокойному движению на поводке. Приблизительно в 4,5—5 меся-цев нужно заменить шлейку на обыкновенный ошейник. Первые несколько дней, надев ошейник, им не пользуются, а продолжа-ют водить щенка на шлейке.

Каждая собака должна быть приучена к наморднику. При-учать к наморднику нужно, еще в щенячьем возрасте. Подбирают его по голове щенка, чтобы он не был велик. Самый удобный на-мордник — глухой, из сплошного куска кожи с отверстиями для воздуха. Такой намордник дает возможность щенку держать рот открытым. Надевая намордник впервые, в него кладут кусо-чек лакомства. Первое время намордник надевают на несколько минут, а сняв, дают лакомство. Попытку сбросить намордник прекращают- командой «Фу!» или отвлекающими командами

«Рядом!», «Сидеть!». Если намордник надевать перед прогулкой, то щенок быстро привыкнет к нему и не будет его снимать.

Сетчатые металлические намордники очень удобны в теплое время.

С каждым днем длительность! прогулок щенка следует уве-личивать. Если щенок пугается чего-либо, нужно подойти с ним к этому предмету, дать его обнюхать, а щенка приласкать, успо-коить.

На прогулке щенок не может длительное время идти спокойно у ноги. Пусть он периодически бегает. Если вокруг безопасно (нет транспорта и посторонних людей), его можно отпустить с по-водка и поиграть с ним. Через несколько минут щенка подзыва-ют командой «Ко мне!». Подбежавшему щенку дают лакомство, пристегивают поводок и, взяв его за спину вблизи ошейника и дав команду «Рядом!», заставляют стать у левой ноги. Затем щенка поощряют лакомством и восклицанием «Хорошо!». После полуминутной выдержки щенка опять отпускают побегать. Этот прием повторяют 2—3 раза. В течение нескольких дней мож-но добиться, чтобы щенок по команде «Ко мне!» без дополнитель-ных команд «Рядом!» подходил и останавливался у левой ноги. Постепенно прием усложняется: подозвав щенка, его отпускают играть не сразу, а пройдя после команды «Рядом!» 10—20 шагов. Нужно добиться, чтобы щенок безотказно выполнял команду «Ко мне!» и ходил рядом с хозяином в людных местах. Кроме того, при прогулках со щенком на поводке следует периодически менять темп движения, приучать его садиться, когда хозяин останавли-вается.

Гуляя со щенком, следует бывать и в людных местах. Если щенок лает на прохожих, то дают команду «Фу!» и быстро идут дальше. Такие выходы необходимы до тех пор, пока собака не станет безразлично относиться к окружающим. Если, очутившись в людном месте, щенок очень боится и жмется, то нужно добиться, чтобы он освоился: погладить его, успокоить, а затем походить среди людей.

В городе щенка приучают двигаться только по тротуарам. Если он сойдет на мостовую, произносят команду «Ко мне!» и рез-ким рывком поводка приказывают вернуться на тротуар. Перед пе-реходом улицы щенка зовут командой «Ко мне!», а затем по коман-де «Рядом!» заставляют идти у левой ноги. Переходить улицу со щенком можно только на перекрестках. С возрастом щенок при-выкает следить за движением машин.

Очень важно выработать у щенка безразличное отношение к движущемуся мимо него автотранспорту. Всякую попытку лаять и бросаться на автомашины, а также бежать за ними, нужно пре-секать резкой командой- «Фу!», а если это не помогает, то рывком поводка.

В некоторых городах разрешается провоз собак в трамваях и автобусах. Приучать щенка к поездкам в трамвае и автобусе следует после того, как он научится спокойно относиться к

наморднику и посторонним людям, а также выполнять команды «Сидеть!» и «Лежать!». Щенка полагается заводить в трамвай с пе-редней площадки прицепного вагона (команда «Вперед!»). В слу-чае необходимости его подсаживают. В вагоне или салоне авто-буса щенок должен спокойно сидеть или лежать у левой ноги владельца. Таким же образом приучают щенка вести себя и в поезде.

Щенок должен спокойно реагировать на домашних животных-кошек, коз, кур, уток и др. Малейшие попытки щенка броситься на них, проявить агрессию должны немедленно пресекаться ре-шительным образом. Бывает, что щенок не трогает, например, кур в присутствии хозяина, но бросается на них, находясь во дворе один. Если щенок старше 4—5 месяцев, на него надевают строгий ошейник и, привязав к нему длинную веревку, выпускают во двор, спрятавшись так, чтобы можно было видеть или слышать, когда он на них бросится. В этот мс^мент дергают за веревку. Несколько таких «уроков» отобьют у щенка охоту нападать.

Служебные собаки должны спокойно реагировать на выстрелы и другие резкие звуковые раздражители. Приучать к ним щенка нужно осторожно, чтобы не напугать. В возрасте около 5 месяцев во время прогулки щенка, когда его внимание поглощено игрой, на расстоянии 10—""""15 м от него можно выстрелить из детского пистолета. Если щенок, испугавшись, прекратил игру, его нуЖШ приласкать, дать ему лакомство. Опыт повторяют не ранее чем через несколько дней и опять во время игры. Если щенок и в этот раз будет напуган выстрелом, то дней через десять повторяют эксперимент снова, но увеличив расстояние от выстрела до щенка. Если щенок на выстрел не среагирует, расстояние уменьшают, силу звука увеличивают, выстрел делают двойной. В дальнейшем, по мере роста щенка, можно применять стартовый пистолет, звук которого более громкий и резкий.

Очень важно следить, чтобы посторонние люди не кормили и не ласкали щенка, а также ни в коем случае не пугали или нака-зывали его. После того как щенок обнюхал вошедшего гостя, можно дать команду «Место!». Если щенок залаял на стук в дверь или на гостя, его следует похвалить и погладить, но ни в коем слу-чае не злить. Раннее развитие злобы вызывает у щенка нервоз-ность. Если он пристает к гостям, излишне ласкается, его следует отвлечь командой «Ко мне!», усадить около себя или отправить на место. Если щенок лает на людей, которые идут по лестнице мимо квартиры, и его за это не поощряют, то через некоторое время он станет лаять только на звонок или стук в свою дверь. Нельзя поощрять щенка и тогда, когда он отзывается на лай со-седних собак.

Если щенок живет во дворе, то прежде, чем пустить посторон-них людей во двор, убирают его в вольер. Лай же на стук в ка-литку и на входящих посторонних людей следует поощрять. Нель-зя, чтобы щенка дразнили дети. Он должен спокойно относится к посторонним детям.
В возрасте старше 3 месяцев можно начать развивать у щен-ка недоверие к посторонним. Для этого просят кого-либо из зна-комых подозвать щенка и предложить лакомство. Когда щенок подойдет и станет брать его, лакомство нужно зажать в руке и легонько ударить ею собаку по морде. Удар должен вызвать не страх, не злобу, а лишь нежелание подходить. Этот прием следует повторять не чаще чем раз в неделю, причем с разными людьми, как дома так и в других местах. После нескольких уроков щенок перестанет подходить к посторонним и брать у них корм. Но нель-зя стремиться к тому, чтобы щенок бросался на предлагающего корм, ведь его могут предлагать и без злого умысла. Это может быть, например, маленький ребенок, которому понравился щенок.

Лакомство, которое предлагал посторонний, нельзя давать"""" щенку даже потом.

Во время прогулок нужно следить, чтобы щенок не подбирал с земли кусочки корма. Нельзя приучать его ловить в воздухе брошенное лакомство. Его полагается давать только с руки, на-блюдая при этом, чтобы собака не брала упавшее на землю.

Не следует развивать у вашего щенка агрессивное отношение к другим щенкам.

Похожие публикации