Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Подвиг танкиста. Один против трех. Подвиги героев-танкистов во времена великой отечественной войны

Много славных подвигов совершили советские танкисты в дни Великой Отечественной войны. Но особенно отличились командир танка Т-34 лейтенант Дмитрий Евлампиевич Комаров и механик–водитель Михаил Артемьевич Бухтуев, когда вступили в схватку с целым бронепоездом.

Судьба свела танкистов в 1944 году. Уже бывалый боец, лейтенант Комаров вернулся в 15- ю гвардейскую танковую бригаду, подлечившись после тяжелого ранения в ногу. Сержанта Бухтуева, после обучения в Челябинской танковой школе, направили механиком водителем в ту же часть.
Летом 1944 года войска 1-го Белорусского фронта наступали на врага. При поддержке авиации и артиллерии 65-я армия прорвала оборону противника. В жестоких боях участвовал 1-й танковый корпус и в том числе - 15-я танковая бригада, где служили лейтенант Комаров и сержант Бухтуев.

Утром 25 июня 1944 года советские танки вышли к станции Черные Броды, однако еще на подступах к железнодорожному узлу по красноармейцам открыл плотный артиллерийский огонь вражеский бронепоезд. Тем не менее танкисты не отступили, понемногу продвигаясь вперед и отвечая врагу пушечным огнем.
Один из выпущенных бронепоездом снарядов попал в башню тридцатьчетверки под командованием Комарова и тяжело ранил наводчика, а также заряжающего. Выгрузив и передав санитарам своих истекающих кровью товарищей, лейтенант и механик-водитель продолжили бой.
На подступах к станции Бухтуев, управляя танком, раздавил несколько орудий и пулеметных точек врага. Комаров стрелял из пушки и израсходовал практически весь боекомплект. Экипаж уничтожил целый взвод пехоты противника. Ворвавшись на станцию, Т-34 получил еще одно попадание, танк загорелся, а лейтенанта ранило осколками.
Немецкий бронепоезд тронулся с места, собираясь отступить на более удобную позицию и продолжить обстрел. Командир танка лейтенант Дмитрий Комаров принял решение во что бы то ни стало остановить врага и отдал приказ механику-водителю таранить бронепоезд.
Горящая машина на полном ходу ударила в тяжелый железнодорожный состав, полностью сбросила с рельсов две платформы и повредила колесную ось у третьей. Бронепоезд был обездвижен, фашисты бросили его.
Гвардейская 15-я танковая бригада захватила Черные Броды.
При таране погиб механик-водитель сержант Михаил Артемьевич Бухтуев. Его похоронили неподалеку от того места, где он свершил свой бессмертный подвиг. Два месяца спустя, 22 августа 1944 года, Бухтуеву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Командир танка лейтенант Комаров сумел покинуть искореженную машину, отполз к лесополосе и потерял сознание, там его и нашли товарищи однополчане. Оправившись от ран, он вернулся в свою часть, а 26 сентября 1944 года, за мужество и героизм при взятии станции Черные Броды боец был представлен к званию Героя Советского Союза.
К сожалению, Дмитрий Евлампиевич Комаров так и не узнал об оказанной ему чести, он погиб 5 сентября 1944 года в жестоком бою за Наревский плацдарм, не дожив три недели до своего награждения.

Даже самые страшные для Красной Армии первые месяцы Великой Отечественной войны явили нам большое количество подвигов советских солдат и офицеров. Подвиги эти навсегда будут вписаны в нашей страны. Если говорить о танкистах, то немалая доля заслуги в их подвигах была заключена и в их боевых машинах. К примеру, известный бой командира танковой роты старшего лейтенанта Колобанова закончился уничтожением немецкой танковой колонны из 22-х вражеских машин не только из-за профессионального выбора места для засады и слаженной работы всего экипажа танка, но и благодаря выдающимся характеристикам тяжелого танка КВ-1, который не подвел свой экипаж в том бою. Все, что ему смогли сделать немцы, - это разбить приборы наблюдения и заклинить механизм поворота башни.

Но далеко не все бои решались только превосходством огневой мощи и рекордного бронирования советских танков тех лет. Как справедливо отмечал польский писатель Станислав Ежи Лец: «Часто одной смелости мало, нужна еще и наглость». В годы войны этот афоризм не раз себя оправдывал. От военной наглости русских солдат и нетипичности их действий и поведения в боевых условиях у солдат и офицеров Вермахта часто происходил, как бы сейчас сказали, «разрыв шаблона». Уже после войны в мемуарах многие офицеры сокрушались, что не могут понять, как противник мог атаковать пехотный батальон на марше из засады силами всего пятерых солдат или как можно атаковать противника в городе силами всего одного танка. Именно последнее в октябре 1941 года совершил экипаж танка Т-34 Степана Горобца, который в одиночку ворвался в Калинин (теперь Тверь).


Жизнь Героя Советского Союза Степана Горобца оказалась неразрывно связана с Тверской областью, именно здесь, при обороне Калинина, танковый экипаж под его руководством совершил успешный одиночный танковый прорыв через весь город. Здесь же на этой земле, во время наступательных боев под Ржевом данный танкист сложил свою голову в 1942 году.

Степан Христофорович Горобец родился в небольшом селе Долинское 8 февраля 1913 года. Он вырос в Кировоградской области, по национальности был украинцем. Обыкновенный советский парень из крестьянской семьи перед войной трудился машинистом газодувной турбины на азотно-туковом заводе. Войну он встретил обыкновенным старшим сержантом, танкистом, только что окончившим учебку. Принимал участие в боях с сентября 1941 года. К моменту совершения танкового рейда, который сделал его имя бессмертным, весь боевой опыт Горобца составлял всего один месяц. Бой, который произошел 17 октября 1941 года, позднее назовут образцом настоящей смелости, военной наглости и находчивости.

17 октября 1941 года перед 21-й отдельной танковой бригадой была поставлена непростая задача: осуществить глубокий рейд в тыл противника по маршруту Большое Селище - Лебедево, разгромив силы немцев в Кривцево, Никулино, Мамулино, а также овладеть городом Калинин, освободив его от захватчиков. Бригаде нужно было осуществить разведку боем, прорвавшись через город и объединившись с частями, занявшими оборону на Московском шоссе. Танковый батальон бригады под командованием майора Агибалова выходит на Волоколамское шоссе. В авангарде батальона идут два средних танка Т-34: танк старшего сержанта Горобца и его командира взвода Киреева. Их задача выявлять и подавлять обнаруженные огневые точки гитлеровцев. На шоссе два наших танка настигают немецкую колонну из автомашин с пехотой и бронетехники. Немцы, заметив советские танки, успевают развернуть противотанковые орудия и завязывают бой. В ходе боя танк Т-34 Киреева был подбит и сполз с шоссе в кювет, а танк Горобца сумел проскочить вперед и раздавить позиции немецких орудий, после чего, не сбавляя скорости, он входит в деревню Ефремово, где вступает в бой с отходящей колонной. Обстреляв на ходу танки немцев, раздавив три грузовых автомобиля, танк под номером «03» пролетел по деревне и снова вышел на шоссе, путь на Калинин был открыт.

Однако в это же время танковый батальон Агибалова, идущий вслед за авангардом из двух Т-34, попадает под авиаудар юнкерсов противника, несколько танков подбиты и командир останавливает продвижение колонны. В то же время на танке старшего сержанта Горобца после боя в деревне вышла из строя рация, связи с ним нет. Оторвавшись от основной колонны батальона более чем на 500 метров, экипаж танка не знает, что колонна уже остановилась. Не зная о том, что остался один, старший сержант продолжает выполнение поставленной задачи, продолжает разведку боем в направлении Калинина. На шоссе к городу Т-34 нагоняет колонну немецких мотоциклистов и уничтожает ее.

Просто представьте себе ситуацию: оборонительные бои за Калинин к тому моменту уже завершены, немцы смогли занять город и закрепились в нем. Они оттеснили советские войска и заняли оборону вокруг города. Поставленная перед советской танковой бригадой задача - проведение разведки боем - это фактически танковый рейд в немецком тылу от Волоколамского до Московского шоссе. Прорваться в тыл, наделать там шуму, постараться отбить у противника Калинин и соединиться с другими советскими частями на другом участке фронта. Однако вместо танковой колонны к городу идет единственный танк - «тройка» старшего сержанта Степана Горобца.

Выехав из деревни Лебедево, с правой стороны от шоссе экипаж танка выявил немецкий аэродром, на котором размещались самолеты и бензозаправщики. Танк Горобца вступил здесь в бой, уничтожив огнем два самолета Ju-87 и подорвав топливную цистерну. Через некоторое время немцы опомнились, они начали разворачивать зенитки, для того чтобы открыть огонь по танку прямой наводкой. В это же время старший сержант, понимая, что его атака не поддерживается другими танками его батальона, которые уже должны были догнать оторвавшийся авангард и просто разметать обнаруженный аэродром, принимает нестандартное, смелое и в какой-то мере наглое решение.

Радиостанция на танке молчит, о судьбе колонны батальона Горобец ничего не знает, как не знает и то, на какое расстояние оторвался от основных сил. В этих условиях, когда немцы уже бьют по танку из зенитных орудий, командир машины решает выйти из боя и прорываться в Калинин уже в одиночку. Уйдя из-под обстрела немецких зениток, наш танк на пути к Калинину снова встречает колонну немецких войск. Тридцатьчетверка таранит три немецких автомобиля и расстреливает разбегающуюся пехоту. Не снижая скорости, средний танк врывается в занятый противником город. В Калинине на улице Лермонтова танк поворачивает налево и проносится со стрельбой по улице Тракторной, а потом по 1-й Залинейной улице. В районе парка Текстильщиков Т-34 совершает поворот направо под виадук и заезжает во двор «Пролетарки»: горят цеха завода №510 и хлопчатобумажного комбината, здесь оборону держали местные рабочие. В этот момент Горобец замечает, что на его боевую машину наводится немецкое противотанковое орудие, но отреагировать не успевает. Немцы стреляют первыми, в танке начинается пожар.

Несмотря на пламя механик-водитель танка Т-34 Федор Литовченко ведет машину на таран и давит противотанковое орудие гусеницами, в это время три других члена экипажа борются с пожаром, применяя огнетушители, ватники, вещмешки и другие подручные средства. Благодаря их слаженным действиям пожар удалось потушить, а огневая позиция противника была уничтожена. Однако от прямого попадания в башню танка заклинило орудие, из в грозной машине остаются лишь пулеметы.

Далее танк Горобца следует по улице Большевиков, затем проезжает по правому берегу реки Тьмаки мимо расположенного здесь женского монастыря. Танкисты сходу форсируют речку по ветхому мосту, рискуя обрушить 30-тонную машину в реку, но все обошлось и они вышли на левый берег реки. Танк с номером три на броне входит в створ Головинского вала, откуда пытается выйти на улицу Софьи Перовской, но встречается с неожиданным препятствием. Здесь установлены глубоко врытые в землю рельсы, привет от оборонявших город рабочих. Рискуя быть обнаруженными противником, танкистам приходится использовать свою боевую машину как тягач, расшатывая установленные рельсы. В итоге их удалось сдвинуть в сторону, освободив проезд. После этого танк выходит на трамвайные пути, идущие по широкой улице.

Танк продолжает свой путь по занятому противником городу, но теперь он черный, закопченный от недавнего пожара. На нем уже практически не видно ни звезды, ни номера танка. Немцы даже не реагируют на танк, принимая его за свой. В этот момент с левой стороны улицы экипаж танка видит колонну трофейных грузовиков, ГАЗиков и ЗИСов с пехотой, машины перекрашены, в них сидят немцы. Помня о том, что стрельба из орудия невозможна, Степан Горобец приказывает механику-водителю давить колонну. Совершив резкий поворот, танк врезается в грузовые машины, а стрелок-радист Иван Пастушин поливает немцев из пулемета. Тогда немцы начинают спешно радировать о ворвавшихся в город советских танках, не зная, что в город вошла одна единственная тридцатьчетверка.

Выезжая на улицу Советскую, Т-34 встречает немецкий танк. Воспользовавшись эффектом внезапности, Горобец обходит врага и таранит немца в борт, сбрасывая его с улицы на тротуар. После удара тридцачетверка заглохла. Немцы, высунувшись из люков своей машины, орут «рус, сдавайся», а экипаж советского танка пытается завести двигатель. Удалось это не с первого раза, но в этот момент появилась и очень хорошая : заряжающий Григорий Коломиец смог оживить орудие. Оставив протараненный танк противника позади себя, Т-34 выскакивает на площадь Ленина. Здесь взору танкистов открывается полукруглое здание, на котором установлены огромные фашистские флаги, а у входа разместились часовые. Здание не осталось без внимания, танк обстрелял его фугасными снарядами, в здании начался пожар. Выполнив очередную задачу, танк движется дальше и встречается с импровизированной баррикадой. На улице немцы перевернули трамвай, из-за которого в танк летят гранаты. Тридцатьчетверка сумела обойти это препятствие по груде камней (завал от обрушившегося жилого дома), оттолкнув трамвай с засевшими за ним немцами, и продолжает движение дальше по улице Вагжанова к Московскому шоссе.

Здесь Степан Горобец обнаружил замаскированную артбатарею немцев, орудия которой были развернуты в сторону Москвы. Танк врывается на позиции с тылу, тараном уничтожает орудия и блиндажи, утюжит окопы и выходит на Московское шоссе, вырвавшись из города. Через несколько километров возле горящего элеватора танк начинают сильно обстреливать почти со всех сторон. Здесь находились позиции одного из полков 5-й стрелковой дивизии. Машину Горобца сначала приняли за немцев, но вовремя разобрались с принадлежностью и прекратили огонь по танку, встречая танкистов криками «Ура!»

Позднее с экипажем Т-34 встретился лично генерал-майор Хоменко, командующий 30-й армией. Не дожидаясь наградных документов, он снял со своего кителя орден Красного Знамени и вручил его старшему сержанту Степану Горобцу. Уже потом Горобец смог дослужиться до звания младшего лейтенанта, был награжден орденом Ленина. Что характерно, орден Красного Знамени в наградных документах официально не фигурировал, так как проходил за генералом Хоменко. Позднее, 5 мая 1942 года, за проявленное в боях мужество и героизм младшему лейтенанту Степану Христофоровичу Горобцу было присвоено звание Героя Советского Союза, но уже посмертно.

Во время наступления 8 февраля 1942 года в бою у села Петелино в Ржевском районе Калининской (теперь уже Тверской) области, действуя в боевых порядках наступающей пехоты, экипаж танка Т-34 младшего лейтенанта Степана Горобца сумел уничтожить 3 орудия противника, подавить более 20 пулеметных точек и 12 минометов врага, уничтожить до 70 солдат и офицеров противника. В этом бою в день своего 29-летия Степан Горобец был убит. Его похоронили в деревне Братково Старицкого района Тверской области, в братской могиле недалеко от церкви в 10 метрах от шоссе Старица-Берново, на Пушкинском кольце. Всего же за все время боев на счету экипажа танка Степана Горобца было 7 подбитых и уничтоженных немецких танков.

За несколько дней до гибели Горобца башнёр сержант Григорий Коломиец был ранен, его дальнейшая судьба неизвестна. А механик-водитель танка старший сержант Федор Литовченко и стрелок-радист красноармеец Иван Пастушин прошли всю войну и дожили до победы. Впоследствии они встречались друг с другом на местах былых сражений, в том числе и в памятном для них городе Калинине.

Уже потом стало известно, что в последние дни войны под Берлином в Потсдаме был найден архив немецкого генерального штаба сухопутных сил. В этом архиве среди прочих документов был обнаружен приказ командующего 9-й немецкой армией генерал-полковника Штрауса от 2 ноября 1941 года. От имени фюрера по данному приказу награждался железным крестом первой степени полковник фон Кестнер - комендант оккупированного Калинина. Награда была вручена «за доблесть, мужество и энергичное руководство гарнизоном при ликвидации танкового отряда Советов, который, воспользовавшись снегопадом, смог прорваться в город». Справедливости ради стоит отметить, что к Калинину смогли прорваться 8 танков 21-й бригады, которые проскочили к городу под постоянными бомбежками. Однако, достигнув южных окраин города, уцелевшие машины двинулись на Покровское по Тургиновскому шоссе, танк старшего сержанта Горобца был единственным, который прошел с боем через весь город.

После войны память Горобца и его танкистов была увековечена. Одна из улиц Твери в настоящее время носит имя командира легендарной тридцатьчетверки с бортовым номером «03». На доме №54 по улице Советской в Твери была установлена мемориальная доска в память о легендарном танковом экипаже. А спустя 70 лет после описываемых событий, в ноябре 2011 года в городе был открыт памятник в память о подвиге экипажа среднего танка Т-34 из состава 1-го отдельного танкового батальона 21-ой танковой бригады 30-й армии Калининского фронта. Здесь же у памятника героям-танкистам в 100-летний юбилей Степана Горобца был организован мемориальный митинг. Также именем героя-танкиста была названа одна из улиц в его родном селе.

По материалам из открытых источников

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!

Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,

Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!

Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!


Коновалов Семён Васильевич, родился 15 февраля 1920 года в селе Ямбулатово в семье крестьянина.

Русский. Образование среднее. Работал почтальоном.


В Советской Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Куйбышевское военное пехотное училище и был направлен на фронт. Командир танка 15-й танковой бригады (9-я армия, Западный фронт).

После неудачных майских боев 1942 года в Харьковской битве обескровленная 15-я танковая бригада была выведена в резерв Южного фронта, где была доукомплектована. В начале июля в ходе начавшегося нового наступления немцев 3-й и 40-й немецкие танковые корпуса совершили глубокий охват войск 9-й, 38-й и части сил 24-й советских армий в районе Миллерово, поставив их под угрозу окружения.

К 12 июля 5-я гвардейская, 15-я и 140-я танковые бригады составили сводный танковый корпус под командованием штата АБТУ во главе с генерал-майором Алексеевым, который предполагалось использовать для уничтожения наступавшей от Чертково 23-й танковой дивизии, и в 8.00 12 июля, совершив 150-км марш из района западнее Ворошиловграда, 15-я бригада сосредоточилась в хуторе Каюков, поступив в подчинение командующего 24-й армией. Через разведывательные группы бригаде удалось установить связь с 73-й стрелковой дивизией в районе Миллерово, с другими стрелковыми дивизиями армии связи не было. Правее 73-й дивизии наших частей не было, и противник свободно продвигался на юг.

Весь день 12 июля и в ночь на 13 июля 15-я бригада вела танковые бои у хутора Садки, при этом танк КВ лейтенанта Семена Васильевича Коновалова (механик-водитель Козыренцев, младший механик-водитель Акинин, наводчик Дементьев, заряжающий Герасимлюк, радист Червинский) из 1-й роты 1-го танкового батальона получил несколько попаданий немецких снарядов, что привело к нарушению подачи топлива в двигатель.

В 9.00 танковой группой Алексеева самолетом было получено боевое распоряжение №0378/ОП штаба ЮФ всей танковой группой уничтожить Криворожскую группировку противника (4-я танковая армия), с выполнением задачи выйти на рубеж Горный - Екатериновка, прикрыть правый фланг в районе Шарпаевки и не допустить продвижения противника в направлении Каменска.

Рано утром 15-й бригаде была поставлена боевая задача: "...к 12.00 13.7.42 г. развернувшись на рубеже 5-6 км восточнее В. Тарасовка, уничтожить противника в районе Тимошевка и выйти на рубеж Антоновка, Екатериновка, Тимошевка. Если же противник пойдет на юг, бригада атакует в направлении Косоворотовка, Пеховка. Справа действует 140-я тбр, уступом слева - 5-я гв. тбр". (выдержка взята из Журнала боевых действий бригады).

Высланная бригадная разведка донесла, что противник движется южнее в направлении Хохлачи, Карпо-Русский, после чего по приказу комбрига танковые батальоны повернули на юг, а мотострелковый пулеметный батальон, батарея противотанковых орудий и зенитная батарея бригады получили задачу прикрыть переправу в районе Верхняя Тарасовка.

В ходе марша возле хутора Нижнемитякин (в различных документах Нижний Митякин, Нижнемитятинское 2-е) Тарасовского района Ростовской области прекратилась подача топлива у танка Коновалова. Машина встала, экипаж вместе с помощником командира роты по технической части старшим техник-лейтенантом Михаилом Сергеевичем Серебряковым остался ее чинить, а бригада продолжила движение. В это время немецкая танковая колонна развивала удар через Нижнемитякин на Тарасовку.



Только что починив танк, экипаж Коновалова обнаружил на ближайшем пригорке 2 немецких броневика – разведку. Открыв огонь, экипаж сжег 1 бронемашину, 2-я скрылась. Сменив позицию, экипаж поставил танк в лощину.

Вскоре следом за разведкой на пригорке показалась немецкая колонна двигавшаяся к хутору 2 группами в 75 танков (согласно наградному листу). Подпустив первую колонну из 35 танков на расстояние 500-600 метров экипаж КВ вновь открыл огонь и уничтожил 4 танка, остальные не приняли бой и отошли обратно.



Через некоторое время уже 55 немецких танков развёрнутым строем атаковали деревню, однако экипаж Коновалова поджёг ещё 6 танков и заставил остальных откатится вторично. При отражении последней, 3-й атаки, экипаж израсходовал все снаряды, от неоднократных попаданий снарядов танк был обездвижен, однако уничтожил еще 6 танков, 1 бронемашину и 8 автомашин с немецкой пехотой, после чего немцы подтянули на расстояние 75 м к танку 105-мм орудие, огнем которого подожгли КВ.

Когда в ствол танковой пушки был загнан последний снаряд, Коновалов предупредил экипаж, что после выстрела все покидают машину. К этому времени «КВ-1» был полностью выведен из строя: сделали свое дело многочисленные попадания.

Во время эвакуации погибло четверо членов экипажа. Выбраться удалось лишь троим: лейтенанту Коновалову, технику-лейтенанту Серебрякову и наводчику Дементьеву. Захватив с собой танковый пулемет, танкисты решили пробираться к своим.

14 июля разведчики 15-й бригады пробрались на поле боя, подсчитали уничтоженную технику, поговорили с местными жителями и в полной уверенности, что весь экипаж погиб, доложили об этом командованию бригады.

Описание подвига из наградного листа:

Описание подвига из наградного листа (орфография и пунктуация сохранены):
"13 июля 1942 года, в р-не Н-МИТЯКИНСКОЕ 2-е, танк "КВ" л-нта КОНОВАЛОВА стоял из-за неисправности после боя. Экипаж своими силами восстанавливал танк. В это время показалось 2 немецкие бронемашины.

Тов. КОНОВАЛОВ немедленно открыл огонь и 1 машина была подожжена, вторая поспешно скрылась. Вслед за бронемашинами показалась движущаяся колонна танков, сначало 35 машин, а затем еще 40.

Противник продвигался к деревне. Л-нт КОНОВАЛОВ, используя выгодную позицию своего замаскированного танка, решил принять бой. Подпустив первую колонну танков на расстояние 500-600 метров, экипаж "КВ" открыл огонь. Прямой наводкой было уничтожено 4 танка.

Колонна противника не приняла бой, вернулась обратно. Но через некоторое время развернутым строем деревню атаковали 55 танков пр-ка. Л-нт КОНОВАЛОВ решил продолжить борьбу с бронированными машинами немецко-фашистских захватчиков, несмотря на такое подавляющее превосходство. Героический экипаж поджег еще 6 танков пр-ка и заставил его вторично откатиться. Враг предпринимает третью атаку.

Герои-танкисты, руководимые своим комсомольцем-командиром тов. КОНОВАЛОВЫМ, ведут огонь по танкам и машинам пр-ка до последнего снаряда. Они уничтожают ещё 6 вражеских танков, 1 бронемашину и 8 автомашин с вражескими солдатами и офицерами. Советская крепость умолкает. Фашисты открывают огонь из 105мм орудия, которое подтягивают к танку на расстояние 75 метров.

Экипаж танка с Героем-командиром Лейтенантом КОНОВАЛОВЫМ вместе с танком погиб в этом неравном бою. Защищая нашу Родину от немецких захватчиков, л-нт КОНОВАЛОВ проявил мужество, непоколебимую стойкость, беззаветный героизм. За героизм проявленный при защите Родины, тов. КОНОВАЛОВ достоин посмертного присвоения звания "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА" с вручением Ордена ЛЕНИНА и Медаль "ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА".
КОМАНДИР 1 ТАНК. БАТАЛЬОНА
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ /ВАСИЛЬКОВ/"

Опасаясь предательства и плена герои-танкисты, в населённые пункты старались не заходить, питались буквально подножным кормом - сырым зерном, травой. На четвёртый день пути три танкиста обнаружили немецкий танк, призывно стоящий с открытыми люками.

После недельных скитаний по полям, троим героям-танкистам посчастливилось добраться до деревни, в которой был расквартирован танковый взвод немцев. Справедливо рассудив, что ехать всяко лучше, чем идти, танкисты решили захватить его в «плен». Подкравшись к машине, Серебряков забил одного охранявшего её танкиста прикладом пулемёта, а Дементьев уложил второго из пистолета. Тем временем Коновалов застрелил командира и механика-водителя вражеской машины. Танкисты завели захваченный трофей и на полном ходу рванули к своим в сторону фронта.

По дороге экипаж лейтенанта Коновалова на трофейном немецком танке уничтожил еще 3 машины противника и благополучно прибыл в расположение советских войск, где был «взят в плен». Впрочем, инцидент вскоре был исчерпан.

Семён Коновалов командовал трофеем ещё около месяца, подбив с его помощью в боях не менее трёх немецких танков.

После выяснения всех обстоятельств представление на Героя переписывать не стали. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года уроженцу с. Ямбулатово Верхнеуслонского района, командиру взвода танков КВ, лейтенанту Семену Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина.

Вероломное, стремительное нападение фашистской Германии на Советский Союз внесло сумятицу в расположенные возле западных границ страны подразделения Красной Армии, отступающие на восток в первые дни после начала войны. Однако не всегда и не везде молниеносное продвижение групп Вермахта было безоблачным и гладким. В мемуарной и военно-исторической литературе по Второй Мировой справедливо отмечается, что уже на начальном этапе безукоризненный на бумаге план «Барбаросса» в реалии начал давать сбои. Причиной тому стала доблесть и самоотверженность русских воинов, хоть и носившая эпизодический характер, но, тем не менее, ставшая серьезным препятствием для самоуверенных немецких войск, не знавших поражений до этого времени. И так уж вышло, что именно на первые полгода военных действий пришлось наибольшее количество блистательных героических деяний,совершенных советскими танкистами. Автором одного из таких подвигов, произошедшего уже на второй день войны в Прибалтике, стал сержант Григорий Найдин.

В отечественных танковых войсках в годы Второй мировой войны официальный учёт персональных побед не вёлся. Исключения составляли лишь отдельные части, например, десятый гвардейский танковый корпус или первая гвардейская танковая бригада. Известные данные о победах советских танковых асов имеют тенденцию быть заниженными. Это связано со строгой методикой денежного вознаграждения за каждый подбитый или уничтоженный немецкий танк или самоходное орудие, дабы исключить приписки и фиктивные вражеские потери. Сегодня в качестве информационных источников используются боевые донесения, выдержки из наградных листов, а также, что немаловажно, воспоминания начальников и очевидцев. Любопытно, но в танковых войсках Третьего рейха также не было официально утверждённой единой системы для подтверждения побед. По мнению большинства историков к их цифрам следует относиться очень осторожно. У немцев в Панцерваффе преобладал лишь один абстрактный критерий – офицерская честь. Во многих случаях она подводила гитлеровцев, приписывающих себе подчас поистине огромное количество военных успехов. Некоторые исследователи Второй Мировой прямо указывает, что если брать результаты деятельности немецких самоходчиков и танкистов за истину, особенно на последнем этапе войны, то танковые части Советской Армии к окончанию военных действий в Европе должны были прекратить существование. Кроме того, высокие количественные результаты могли быть результатом того, что один и тот же выведенный из строя советский танк много раз попадал в списки побед из-за высокой эффективности работы ремонтно-восстановительных служб.

Григорий Николаевич Найдин родился 18 ноября 1917-го года в простой русской крестьянской семье. Детство он провел в Старооскольском районе в деревне Салтыково, ныне ставшей микрорайоном города Губкина. Образование Найдин получил в местной средней школе, окончив девять обязательных классов и дополнительные курсы механиков. Затем молодой парень устроился работать в родной совхоз трактористом и токарем, а через некоторое время уехал трудиться механиком в Скороднянскую машинно -тракторную станцию. С 1936-го по 1938-ой года Григорий Николаевич проходил обучение в Ютановской специальной школе механизаторов, в итоге получив специальность старшего механика. А осенью 1938-го его призвали служить в армию. После распределения он очутился в танковой части, где и прошел полковую школу. В 1940-ом году Григорий стал членом ВКП(б). Великая Отечественная застала Найдина в литовском пограничном гарнизоне. К тому времени он был уже командиром легкого танка БТ-7, входившего в пятую танковую дивизию Красной Армии.

Данная дивизия была сформирована в июне 1940-го года и укомплектована кадровыми солдатами и командирами. На 18 июня 1941-го она дислоцировалась в литовском городе Алитус, имея на вооружении в основном танки БТ-7. Кроме того были (в порядке убывания по количеству): БА-10, Т-34, Т-28, Т-26 и БА-20. Именно пятой танковой дивизии выпала честь отражать первые и самые страшные удары немецко-фашистских захватчиков. Против советских частей на занимаемом ими участках были брошены силы тридцать девятого моторизованного корпуса группы Гота. Цель гитлеровского командования была очевидна – быстро форсировать Неман и прорываться на Вильнюс. В первые часы войны с вступившими на советскую территорию врагами упорно бились пограничники из 128-ой и 188-ой стрелковых дивизий. Используя превосходство в технике и живой силе, фашисты сумели уже к полудню пробиться к Калварии. И тогда по приказу командования пятая танковая дивизия выдвинулась на западный берег Немана с целью занять предмостные позиции. Однако развернуться полностью она не успела. 22 июня 1941-го года неподалеку от Алитуса развернулось танковое сражение. К сожалению, в литературе имеется очень мало информации об этом, одном из первых масштабных танковых боев, в котором, в частности, были совершены танковые тараны.

Тридцать девятый моторизованный корпус Вермахта был создан в 1940-ом году с целью вторжения во Францию. Корпус участвовал в нападении на Советский Союз 22 июня 1941-го года в составе армий «Центр». Его наступление шло по направлению Сувалки-Калвария-Алитус-Вильнюс. В результате сражения с пятой танковой дивизией русских были захвачены мосты через Неман. В августе корпус участвовал в составе армий «Север» в атаке на Ленинград, а в июле 1942-го был переименован в танковый. В конце года танковый корпус заметно поредел после боев под Ржевом и в начале 1943-го его отвели в тыл. Вернулся корпус на фронт только осенью, став к лету 1944-го года (начало операции «Багратион») одним из лучших подразделений в группе армий «Центр». Однако в ходе легендарной операции корпус понес огромные потери, попал в окружение и был разгромлен вторым Белорусским фронтом. Остатки войск, отступив через Польшу и Литву, в итоге угодили в Курляндский котёл. Полностью корпус был уничтожен 27 марта 1945-го года в ходе самоубийственной контратаки на Кюстрин.


На позиции, занятые советскими войсками, немцы обрушили огонь артиллерии и бомбовые удары. Русские танкисты несли страшные потери. Вражеским танкам удалось прорваться на восточный берег южнее Алитуса, где они сразу же были контратакованы отрядами дивизии. Исход боя решила немецкая авиация, господствовавшая в воздухе и непрестанно наносившая удары по нашим подразделениям. С большими потерями советские части сумели отойти на восточный берег и оборонялись у моста до наступления ночи, после чего вся дивизия отошла в направлении Вильнюса. В течение всего следующего дня (23 июня) шли непрерывные сражения с гитлеровцами. Потерявшие организацию, испытывающие недостаток в боеприпасах и горючем советские танкисты пытались приостановить продвижение моторизованных частей тридцать девятого корпуса немцев. Командование фронта, не представляя сложившейся обстановки, пыталось добиться от дивизии выполнения поставленных еще до войны задач, которые она исполнить уже не могла, ровно, как и сдержать натиск многократно превосходящих сил врага. К концу дня, потеряв убитыми и ранеными около семидесяти процентов личного состава и пятидесяти процентов бронемашин, пятая танковая дивизия оказалась у Вильнюса. Начальник штаба двадцать девятого стрелкового корпуса полковник Тищенко вспоминал, что «со стороны Алитуса подступы к Вильнюсу были усеяны трупами и уничтоженными танками, как фашистскими, так и нашей славной пятой дивизии». И далее с его слов: «На южной окраине Вильнюса я встретил башенного стрелка из пятой танковой. Едва передвигая ноги, он упорно брел вперед с танковым пулеметом на плече. Танкист рассказал, что дивизия геройски билась, пока были боеприпасы и горючее. Потом его экипаж был вынужден подорвать танк…».

Для подготовки обороны города и перегруппировки отступающих частей Красной Армии требовалось время. Чтобы выиграть его советское командование решило нанести по наступающим силам Вермахта ряд контрударов. Командир девятого танкового полка (входившего в пятую танковую дивизию) предложил выполнить эту задачу добровольцам. Одним из них и оказался сержант сверхсрочник Григорий Найдин. Днем ранее, 22 июня, он участвовал в битве под Алитусом, где открыл счет своим победам, подбив первый танк противника. Приказ он получил предельно простой – максимально долго удерживать упорно продвигавшихся на восток гитлеровцев у литовского поселка Рудишкяй, расположенного в двадцати километрах к юго-западу от Вильнюса. Прибыв 25 июня первым на место будущей схватки, Григорий Николаевич успел досконально изучить местность, придя к выводу, что заболоченный луг, пролегавший по обеим сторонам дороги , может отлично послужить его целям. Объехать в этом месте застрявшую на дороге технику, не увязнув в болоте, не было никакой возможности. Свою машину сержант Найдин тщательно замаскировал среди деревьев, росших неподалеку от трассы, и, ожидая фашистов, пытался просчитать различные варианты предстоящего боя.

Разработка танка, получившего индекс БТ-7, началась в январе 1933-го года. Уже в начале 1934-го чертежи были отправлены в производство, а первый образец появился к 1 мая. Летом и осенью новые танки проходили всю предусмотренную программу испытаний, а весной 1935-го после устранения некоторых недостатков модель запустили в серийное производство. Корпус «семерки» образца 1935-го года состоял из стальных и броневых листов, представляя собой коробчатую конструкцию с двойными стенками бортов. Неразъемные соединения корпуса были в основной массе сварными, ходовая часть включала в себя восемь опорных, два направляющих и два ведущих колеса. Управляемыми на колесном ходу была передняя пара опорных катков, а ведущими – задняя. При движении на гусеничном ходу необходимость в руле отпадала и он снимался. Карбюраторный V-образный двенадцатицилиндровый двигатель М-17Т мощностью четыреста лошадиных сил располагался в кормовой части танка. В цилиндрической башне размещалась 45-мм пушка 20К, спаренная с пулеметом ДТ. Экипаж включал в себя трех человек – командира-наводчика, заряжающего и механика-водителя . Необходимо также отметить, что на основе БТ-7 был построен ряд уникальных опытных конструкций, например с приводом на шесть колес, командирский с неподвижной башней, химический, огнеметный, для заражения территории отравляющими веществами, для постановки дымовой завесы, радиоуправляемый (так называемый телетанк).

Первая эксплуатация БТ-7 в войсках обнаружила ряд недостатков, некоторые из которых были вскоре устранены в процессе производства, другие же, связанные с колесно-гусеничным принципом движения, были неустранимы. Также оставляли желать лучшего авиационные двигатели М-17, предназначенные для танков после отработки летного ресурса в сто моточасов и последующего капремонта. Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе шестой и одиннадцатой танковых бригад. В целом новая модель заслужила хорошие отзывы, но отмечалась сложность управления, недостаточная броневая защита и плохая оснащенность средствами связи. Все это позже подтвердилось в войне с Финляндией. И все-таки для своего времени эти танки не имели себе равных по маневренным качествам. В предвоенные годы они стали заслуженным символом и гордостью автобронетанковых войск Красной Армии. Их аналогом и будущим противником в классе «легких-средних» танков является немецкий Pz. III, имеющий традиционно качественную радиостанцию и оптику. Уступая в броневой защите, у БТ-7 были существенно выше скорость , маневренность и мощь вооружения. Кроме того, экипаж немецкой машины состоял из пяти человек.


На Вильнюс наступала свежими силами девятнадцатая танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Отто фон Кнобельсдорфа. В отличие от двадцатой дивизии, зализывающей раны после побоища за Алитус, девятнадцатая не участвовала в предыдущих сражениях, двигаясь во втором эшелоне. Будучи убежденными, что боеспособных русских частей впереди них до самого города уже не осталось, немцы двигались без головного охранения. Первой на дороге появилась неполная танковая рота, состоящая из PzKpfw II и PzKpfw III с прицепленными артиллерийскими орудиями. Когда дистанция между ними и стоящим в засаде советским танком сократилась до четырехсот метров, Григорий Николаевич открыл прицельный огонь. Первыми же выстрелами оказался подбит головной танк фашистов, затем Найдин вывел из строя танк, замыкавший колонну. Его расчет был верен, вся вражеская колонна оказалась в секторе обстрела орудия БТ-7. Образовавшаяся на дороге пробка лишила фашистов возможности маневрировать. Видавшие виды немецкие танкисты оказались в замешательстве, а Григорий Найдин продолжал методично и беспощадно расстреливать вереницу машин. Разумеется, немецкие танки отстреливались, но либо позиция советского танка была слишком удачной, либо горящая техника мешала наводчикам прицеливаться, однако организованного сопротивления не было, стрельба фашистов была беспорядочной и, ни одни снаряд не попал в БТ-7. За полчаса советский танкист превратил в кучу металлолома двенадцать немецких танков и десять артиллерийских орудий, после чего скрылся из виду. На колёсном ходу БТ-7 быстро вернулся в свою часть, а немцы еще долго не могли продолжить движение по этой дороге. В боевом послании штаба фронта, отправленном 24 июня в 22:45 наркому обороны СССР, говорилось: «Пятая танковая дивизия 23.06.41 в 14:00 в районе Родзишки вела бой с противником». О том, что этот бой вёл всего лишь один советский танк, в донесении сказано не было. А всего через несколько часов в следующем сражении, произошедшем на окраине Вильнюса, Григорий Николаевич уничтожил ещё три немецких машины.

Можно смело утверждать, что в июне 1941-го года танки БТ-7 не были такими уж устаревшими, как это принято считать. Они могли довольно эффективно вести борьбу с танками фашистов, среди которых к тому же было большое количество куда более слабых машин. Однако боевая обстановка требовала от слабо бронированного танка БТ-7 особую тактику действий, в частности, ведение боя из засад с применением искусственных и естественных укрытий, снижающих вероятность попадания снарядов врага и одновременно позволяющих подпустить неприятеля поближе, на расстояние при котором 45-мм снаряд пробивал 30-мм броню. Подобную тактику использовали британские войска в Северной Африке, зарывающие свои танки в песок по башню. Условия были похожими: такие же машины со стороны гитлеровцев и фактически аналоги БТ-7 крейсерские танки англичан. В наших частях боевой устав и в наступлении, и в обороне для танковых частей предусматривал лишь один вид боя – атаку. Только в исключительно редких случаях допускалось стрелять с места в обороне. «Семерки» шли в атаку без артиллерийской и авиационной и поддержки прямо под прицельный огонь вражеских танков, бивших с места, и противотанковых орудий. Только когда из-за тактической внезапности наряду с высокой скоростью БТ-7 сходились с танками противника, сражение шло на равных. К тактике засад в танковых частях Красной Армии перешли лишь осенью 1941-го года после того как было выведено из строя около девяноста процентов наших машин. Большинство не подбитых БТ-7 вышли из строя по причинам чисто техническим. Починить их не было возможности из-за отсутствия запасных частей. А еще боевые качества «бэтэшки» снижало отсутствие нужного числа подготовленных и обученных танковых экипажей. Танки БТ-7 участвовали в боях за Москву и за Сталинград, вели сражения на Северном Кавказе и на Ленинградском фронте, служили верой и правдой в учебных подразделениях в тылу. Естественно их количество с каждым днем становилось все меньше. Однако в 1944-ом году они еще приняли участие в снятии блокады и «тряхнули стариной» в разгроме Квантунской армии японцев в августе 1945-го. А заключительным аккордом десятилетней боевой службы танка БТ-7 стал парад Победы в Харбине.

Остатки пятой танковой дивизии удерживали Вильнюс весь день 24 июня, однако превосходство противника и невосполнимые потери (на ходу оставалось всего пятнадцать танков) вынудили советских воинов начать быстрый и неорганизованный отход. Вильнюс был занят фашистами в 17 часов вечера. К концу дня остатки части были в окрестностях города Молодечно, а 26 июня уже организованно передислоцировались к Борисову, где снова схлестнулись с частями третьей танковой группы Гота. В конце месяца оставшаяся в строю бронетехника (4 БА и 2 БТ-7) вошла в состав Борисовской группы войск, а уцелевший личный состав, до конца выполнив свой воинский долг, отправился в Калугу.

Григория же за проявленное мастерство и мужество представили к званию Героя, однако награда нашла его не сразу. Хаос тех дней, поражения и отступления советских частей оставили подвиг Найдина незамеченным, а представление затерялось. Григорий Николаевич сражался до конца 1941-го года. После ранения попал в госпиталь, а, выписавшись, был отправлен начальством на повышение квалификации в Челябинское танковое училище. По иронии судьбы начальником училища оказался бывшей командир Найдина. Узнав историю своего подчиненного, он заново сделал все документы и даже отыскал свидетелей памятного боя. Однако лишь 3 июня 1944-го года, когда советские воины прогнали фашистскую погань обратно на Запад через те же самые места, где сражалась пятая танковая дивизия, командиру тяжёлого танка лейтенанту Григорию Найдину присвоили звание Героя Советского Союза и вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (под номером 3685). В Указе Президиума Верховного Совета СССР датой подвига неверно указано 25 июня 1941-го года, что невозможно, поскольку в это время остатки пятой танковой дивизии находились у белорусского города Молодечно.

В городе Губкин (Белгородская область) в сквере Героев на улице Советской есть один памятник, посвященный советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он стоит на братской могиле, в которой покоятся тела семнадцати безымянных воинов четвертого танкового корпуса и 135-ой стрелковой дивизии, освобождавших город 2 февраля 1943-го года. Памятник был установлен 10 апреля 1965-го на собранные горожанами средства. Он состоит из железобетонного постамента, облицованного мраморной плиткой, и чугунной скульптуры воина. За статуей расположен семиметровый бетонный обелиск с пятиконечной звездой на самом верху. А в 2005-ом году к шестидесятой годовщине Победы над немецко-фашистскими захватчиками администрация города провела капитальное преобразование всей Аллеи Героев. В частности, на гранитных пьедесталах появились бронзовые бюсты Героев Советского Союза, родившихся или проживавших в Губкинском городском округе – танкиста Григория Николаевича Найдина, летчика-истребителя Андрея Пантелеевича Булгакова, разведчика Егора Ивановича Дергилева, летчика Федора Егоровича Жулова и многих-многих других.

Челябинское танковое училище Григорий Найдин окончил в 1942-ом году, после чего вернулся на фронт. Он воевал в 103-ем танковом батальоне, входящем в состав одиннадцатой армии Северо-Западного фронта. Сражался доблестно, дважды был ранен. После войны Григорий Николаевич продолжил служить в рядах Советской Армии. В 1949-ом году танкист-ас окончил Военную академию механизированных и бронетанковых войск и для прохождения дальнейшей службы был отправлен в воинскую часть, размещенную в городе Бердичеве (Житомирская область). В отставку он вышел в 1966-ом году в звании полковника, оставшись жить в Бердичеве. Скончался Григорий Найдин 10 декабря 1977-го года в шестидесятилетнем возрасте и был похоронен на городском кладбище.

Самым результативным советским танкистом по праву считается Дмитрий Фёдорович Лавриненко. Он родился 1 октября 1914-го года в семье кубанского казака в станице с говорящим названием – Бесстрашная. В 1934-ом году добровольцем отправился служить в РККА, изначально попал в кавалерию. В мае 1938-го окончил танковое училище в Ульяновске. Участвовал в походе в Бессарабию и на Западную Украину, а в августе 1941-го года был переведен в четвертую (позднее ставшую первой гвардейской) танковую бригаду Катукова.


Танковый экипаж Д. Лавриненко (крайний слева). Октябрь 1941 г.

Всего за два с половиной месяца сражений в 1941-ом году, в самый трагический и критический для нашей страны период, Лавриненко лично уничтожил пятьдесят два фашистских танка в двадцати восьми боях. С его именем связан практически каждый километр боевого пути первой гвардейской танковой бригады, он не пропускал ни единой серьёзной боевой операции. Легендарный танкист воевал на Т-34-76, танке, в которых командиры выполняли функции наводчиков. По свидетельству товарищей, Лавриненко очень метко стрелял, но вместе с тем на максимальной скорости старался предельно сблизиться с противником, дабы ударить наверняка. По оценке экспертов Дмитрий Фёдорович был прекрасным и хладнокровным тактиком, предпочитая короткие внезапные удары из засады. Известно, что прежде чем нападать на противника, Лавриненко тщательно изучал окружающую местность, выбирая направление атаки и последующие манёвры. Он активно пользовался преимуществом Т-34 в проходимости, прятался за складками местности, постоянно менял позицию и тут же снова атаковал, создавая у немцев впечатление о присутствии сразу нескольких советских танков. Трижды боевая машина Дмитрия горела, однако танковый ас выходил невредимым из самых трудных ситуаций. Его жизнь оборвалась 18 декабря 1941-го года неподалеку от Волоколамска. Дмитрий Фёдорович был убит после боя осколком разорвавшейся рядом с ним мины. Танкисту было всего двадцать семь лет. После войны награждения Лавриненко добивался и маршал бронетанковых войск Михаил Катуков, и генерал армии Дмитрий Лелюшенко, и многие кубанские краеведы и писатели. Однако звание Героя Советского Союза ему присвоили, посмертно, лишь 5 мая 1990-го года.

Прошло множество лет с того момента, как из уст всех, кто боролся за русскую землю, прозвучало такое желанное слово: «Победа!». Но трагична судьба исторической памяти. Мы не знаем, где лежат останки множества героев-танкистов, а поисковые работы, шедшие раньше, ныне прекратились. В советские времена о подвигах воинов пятой танковой дивизии ничего не говорили, не желая вспоминать неудачи первых дней войны и делая основной акцент на заслугах воинов-освободителей. А сегодня, когда все меньше остается в живых ветеранов, воевавших в далеком 1941-ом году, все внимание уделяется трагедии Советской Армии – жертве сталинизма. Для официальной Литвы русские воины и вовсе хуже фашистских захватчиков.

За победу над гитлеровской Германией советские танкисты заплатили огромную цену, для каждого из них было дорогим и важным понимание того, что их потомки будут жить в мире. Память о них должна быть сохранена и очищена от политических искривлений, историческая справедливость обязана быть восстановлена. Ведь они – наши герои, подарившие будущее.

Источники информации:
http://www.anaga.ru/najdin.html

Вероломное, стремительное нападение фашистской Германии на Советский Союз внесло сумятицу в расположенные возле западных границ страны подразделения Красной Армии, отступающие на восток в первые дни после начала войны. Однако не всегда и не везде молниеносное продвижение групп Вермахта было безоблачным и гладким. В мемуарной и военно-исторической литературе по Второй Мировой справедливо отмечается, что уже на начальном этапе безукоризненный на бумаге план «Барбаросса» в реалии начал давать сбои. Причиной тому стала доблесть и самоотверженность русских воинов, хоть и носившая эпизодический характер, но, тем не менее, ставшая серьезным препятствием для самоуверенных немецких войск, не знавших поражений до этого времени. И так уж вышло, что именно на первые полгода военных действий пришлось наибольшее количество блистательных героических деяний, совершенных советскими танкистами. Автором одного из таких подвигов, произошедшего уже на второй день войны в Прибалтике, стал сержант Григорий Найдин.

В отечественных танковых войсках в годы Второй мировой войны официальный учёт персональных побед не вёлся. Исключения составляли лишь отдельные части, например, десятый гвардейский танковый корпус или первая гвардейская танковая бригада. Известные данные о победах советских танковых асов имеют тенденцию быть заниженными. Это связано со строгой методикой денежного вознаграждения за каждый подбитый или уничтоженный немецкий танк или самоходное орудие, дабы исключить приписки и фиктивные вражеские потери. Сегодня в качестве информационных источников используются боевые донесения, выдержки из наградных листов, а также, что немаловажно, воспоминания начальников и очевидцев. Любопытно, но в танковых войсках Третьего рейха также не было официально утверждённой единой системы для подтверждения побед. По мнению большинства историков к их цифрам следует относиться очень осторожно. У немцев в Панцерваффе преобладал лишь один абстрактный критерий – офицерская честь. Во многих случаях она подводила гитлеровцев, приписывающих себе подчас поистине огромное количество военных успехов. Некоторые исследователи Второй Мировой прямо указывает, что если брать результаты деятельности немецких самоходчиков и танкистов за истину, особенно на последнем этапе войны, то танковые части Советской Армии к окончанию военных действий в Европе должны были прекратить существование. Кроме того, высокие количественные результаты могли быть результатом того, что один и тот же выведенный из строя советский танк много раз попадал в списки побед из-за высокой эффективности работы ремонтно-восстановительных служб.


Григорий Николаевич Найдин родился 18 ноября 1917-го года в простой русской крестьянской семье. Детство он провел в Старооскольском районе в деревне Салтыково, ныне ставшей микрорайоном города Губкина. Образование Найдин получил в местной средней школе, окончив девять обязательных классов и дополнительные курсы механиков. Затем молодой парень устроился работать в родной совхоз трактористом и токарем, а через некоторое время уехал трудиться механиком в Скороднянскую машинно-тракторную станцию. С 1936-го по 1938-ой года Григорий Николаевич проходил обучение в Ютановской специальной школе механизаторов, в итоге получив специальность старшего механика. А осенью 1938-го его призвали служить в армию. После распределения он очутился в танковой части, где и прошел полковую школу. В 1940-ом году Григорий стал членом ВКП(б). Великая Отечественная застала Найдина в литовском пограничном гарнизоне. К тому времени он был уже командиром легкого танка БТ-7, входившего в пятую танковую дивизию Красной Армии.

Данная дивизия была сформирована в июне 1940-го года и укомплектована кадровыми солдатами и командирами. На 18 июня 1941-го она дислоцировалась в литовском городе Алитус, имея на вооружении в основном танки БТ-7. Кроме того были (в порядке убывания по количеству): БА-10, Т-34, Т-28, Т-26 и БА-20. Именно пятой танковой дивизии выпала честь отражать первые и самые страшные удары немецко-фашистских захватчиков. Против советских частей на занимаемом ими участках были брошены силы тридцать девятого моторизованного корпуса группы Гота. Цель гитлеровского командования была очевидна – быстро форсировать Неман и прорываться на Вильнюс. В первые часы войны с вступившими на советскую территорию врагами упорно бились пограничники из 128-ой и 188-ой стрелковых дивизий. Используя превосходство в технике и живой силе, фашисты сумели уже к полудню пробиться к Калварии. И тогда по приказу командования пятая танковая дивизия выдвинулась на западный берег Немана с целью занять предмостные позиции. Однако развернуться полностью она не успела. 22 июня 1941-го года неподалеку от Алитуса развернулось танковое сражение. К сожалению, в литературе имеется очень мало информации об этом, одном из первых масштабных танковых боев, в котором, в частности, были совершены танковые тараны.

Тридцать девятый моторизованный корпус Вермахта был создан в 1940-ом году с целью вторжения во Францию. Корпус участвовал в нападении на Советский Союз 22 июня 1941-го года в составе армий «Центр». Его наступление шло по направлению Сувалки-Калвария-Алитус-Вильнюс. В результате сражения с пятой танковой дивизией русских были захвачены мосты через Неман. В августе корпус участвовал в составе армий «Север» в атаке на Ленинград, а в июле 1942-го был переименован в танковый. В конце года танковый корпус заметно поредел после боев под Ржевом и в начале 1943-го его отвели в тыл. Вернулся корпус на фронт только осенью, став к лету 1944-го года (начало операции «Багратион») одним из лучших подразделений в группе армий «Центр». Однако в ходе легендарной операции корпус понес огромные потери, попал в окружение и был разгромлен вторым Белорусским фронтом. Остатки войск, отступив через Польшу и Литву, в итоге угодили в Курляндский котёл. Полностью корпус был уничтожен 27 марта 1945-го года в ходе самоубийственной контратаки на Кюстрин.

На позиции, занятые советскими войсками, немцы обрушили огонь артиллерии и бомбовые удары. Русские танкисты несли страшные потери. Вражеским танкам удалось прорваться на восточный берег южнее Алитуса, где они сразу же были контратакованы отрядами дивизии. Исход боя решила немецкая авиация, господствовавшая в воздухе и непрестанно наносившая удары по нашим подразделениям. С большими потерями советские части сумели отойти на восточный берег и оборонялись у моста до наступления ночи, после чего вся дивизия отошла в направлении Вильнюса. В течение всего следующего дня (23 июня) шли непрерывные сражения с гитлеровцами. Потерявшие организацию, испытывающие недостаток в боеприпасах и горючем советские танкисты пытались приостановить продвижение моторизованных частей тридцать девятого корпуса немцев. Командование фронта, не представляя сложившейся обстановки, пыталось добиться от дивизии выполнения поставленных еще до войны задач, которые она исполнить уже не могла, ровно, как и сдержать натиск многократно превосходящих сил врага. К концу дня, потеряв убитыми и ранеными около семидесяти процентов личного состава и пятидесяти процентов бронемашин, пятая танковая дивизия оказалась у Вильнюса. Начальник штаба двадцать девятого стрелкового корпуса полковник Тищенко вспоминал, что «со стороны Алитуса подступы к Вильнюсу были усеяны трупами и уничтоженными танками, как фашистскими, так и нашей славной пятой дивизии». И далее с его слов: «На южной окраине Вильнюса я встретил башенного стрелка из пятой танковой. Едва передвигая ноги, он упорно брел вперед с танковым пулеметом на плече. Танкист рассказал, что дивизия геройски билась, пока были боеприпасы и горючее. Потом его экипаж был вынужден подорвать танк…».

Для подготовки обороны города и перегруппировки отступающих частей Красной Армии требовалось время. Чтобы выиграть его советское командование решило нанести по наступающим силам Вермахта ряд контрударов. Командир девятого танкового полка (входившего в пятую танковую дивизию) предложил выполнить эту задачу добровольцам. Одним из них и оказался сержант сверхсрочник Григорий Найдин. Днем ранее, 22 июня, он участвовал в битве под Алитусом, где открыл счет своим победам, подбив первый танк противника. Приказ он получил предельно простой – максимально долго удерживать упорно продвигавшихся на восток гитлеровцев у литовского поселка Рудишкяй, расположенного в двадцати километрах к юго-западу от Вильнюса. Прибыв 25 июня первым на место будущей схватки, Григорий Николаевич успел досконально изучить местность, придя к выводу, что заболоченный луг, пролегавший по обеим сторонам дороги, может отлично послужить его целям. Объехать в этом месте застрявшую на дороге технику, не увязнув в болоте, не было никакой возможности. Свою машину сержант Найдин тщательно замаскировал среди деревьев, росших неподалеку от трассы, и, ожидая фашистов, пытался просчитать различные варианты предстоящего боя.

Разработка танка, получившего индекс БТ-7, началась в январе 1933-го года. Уже в начале 1934-го чертежи были отправлены в производство, а первый образец появился к 1 мая. Летом и осенью новые танки проходили всю предусмотренную программу испытаний, а весной 1935-го после устранения некоторых недостатков модель запустили в серийное производство. Корпус «семерки» образца 1935-го года состоял из стальных и броневых листов, представляя собой коробчатую конструкцию с двойными стенками бортов. Неразъемные соединения корпуса были в основной массе сварными, ходовая часть включала в себя восемь опорных, два направляющих и два ведущих колеса. Управляемыми на колесном ходу была передняя пара опорных катков, а ведущими – задняя. При движении на гусеничном ходу необходимость в руле отпадала и он снимался. Карбюраторный V-образный двенадцатицилиндровый двигатель М-17Т мощностью четыреста лошадиных сил располагался в кормовой части танка. В цилиндрической башне размещалась 45-мм пушка 20К, спаренная с пулеметом ДТ. Экипаж включал в себя трех человек – командира-наводчика, заряжающего и механика-водителя. Необходимо также отметить, что на основе БТ-7 был построен ряд уникальных опытных конструкций, например с приводом на шесть колес, командирский с неподвижной башней, химический, огнеметный, для заражения территории отравляющими веществами, для постановки дымовой завесы, радиоуправляемый (так называемый телетанк).

Первая эксплуатация БТ-7 в войсках обнаружила ряд недостатков, некоторые из которых были вскоре устранены в процессе производства, другие же, связанные с колесно-гусеничным принципом движения, были неустранимы. Также оставляли желать лучшего авиационные двигатели М-17, предназначенные для танков после отработки летного ресурса в сто моточасов и последующего капремонта. Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе шестой и одиннадцатой танковых бригад. В целом новая модель заслужила хорошие отзывы, но отмечалась сложность управления, недостаточная броневая защита и плохая оснащенность средствами связи. Все это позже подтвердилось в войне с Финляндией. И все-таки для своего времени эти танки не имели себе равных по маневренным качествам. В предвоенные годы они стали заслуженным символом и гордостью автобронетанковых войск Красной Армии. Их аналогом и будущим противником в классе «легких-средних» танков является немецкий Pz. III, имеющий традиционно качественную радиостанцию и оптику. Уступая в броневой защите, у БТ-7 были существенно выше скорость, маневренность и мощь вооружения. Кроме того, экипаж немецкой машины состоял из пяти человек.

На Вильнюс наступала свежими силами девятнадцатая танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Отто фон Кнобельсдорфа. В отличие от двадцатой дивизии, зализывающей раны после побоища за Алитус, девятнадцатая не участвовала в предыдущих сражениях, двигаясь во втором эшелоне. Будучи убежденными, что боеспособных русских частей впереди них до самого города уже не осталось, немцы двигались без головного охранения. Первой на дороге появилась неполная танковая рота, состоящая из PzKpfw II и PzKpfw III с прицепленными артиллерийскими орудиями. Когда дистанция между ними и стоящим в засаде советским танком сократилась до четырехсот метров, Григорий Николаевич открыл прицельный огонь. Первыми же выстрелами оказался подбит головной танк фашистов, затем Найдин вывел из строя танк, замыкавший колонну. Его расчет был верен, вся вражеская колонна оказалась в секторе обстрела орудия БТ-7. Образовавшаяся на дороге пробка лишила фашистов возможности маневрировать. Видавшие виды немецкие танкисты оказались в замешательстве, а Григорий Найдин продолжал методично и беспощадно расстреливать вереницу машин. Разумеется, немецкие танки отстреливались, но либо позиция советского танка была слишком удачной, либо горящая техника мешала наводчикам прицеливаться, однако организованного сопротивления не было, стрельба фашистов была беспорядочной и, ни одни снаряд не попал в БТ-7. За полчаса советский танкист превратил в кучу металлолома двенадцать немецких танков и десять артиллерийских орудий, после чего скрылся из виду. На колёсном ходу БТ-7 быстро вернулся в свою часть, а немцы еще долго не могли продолжить движение по этой дороге. В боевом послании штаба фронта, отправленном 24 июня в 22:45 наркому обороны СССР, говорилось: «Пятая танковая дивизия 23.06.41 в 14:00 в районе Родзишки вела бой с противником». О том, что этот бой вёл всего лишь один советский танк, в донесении сказано не было. А всего через несколько часов в следующем сражении, произошедшем на окраине Вильнюса, Григорий Николаевич уничтожил ещё три немецких машины.

Можно смело утверждать, что в июне 1941-го года танки БТ-7 не были такими уж устаревшими, как это принято считать. Они могли довольно эффективно вести борьбу с танками фашистов, среди которых к тому же было большое количество куда более слабых машин. Однако боевая обстановка требовала от слабо бронированного танка БТ-7 особую тактику действий, в частности, ведение боя из засад с применением искусственных и естественных укрытий, снижающих вероятность попадания снарядов врага и одновременно позволяющих подпустить неприятеля поближе, на расстояние при котором 45-мм снаряд пробивал 30-мм броню. Подобную тактику использовали британские войска в Северной Африке, зарывающие свои танки в песок по башню. Условия были похожими: такие же машины со стороны гитлеровцев и фактически аналоги БТ-7 крейсерские танки англичан. В наших частях боевой устав и в наступлении, и в обороне для танковых частей предусматривал лишь один вид боя – атаку. Только в исключительно редких случаях допускалось стрелять с места в обороне. «Семерки» шли в атаку без артиллерийской и авиационной и поддержки прямо под прицельный огонь вражеских танков, бивших с места, и противотанковых орудий. К тактике засад в танковых частях Красной Армии перешли лишь осенью 1941-го года после того как было выведено из строя около девяноста процентов наших машин. Большинство не подбитых БТ-7 вышли из строя по причинам чисто техническим. Починить их не было возможности из-за отсутствия запасных частей. А еще боевые качества «бэтэшки» снижало отсутствие нужного числа подготовленных и обученных танковых экипажей. Танки БТ-7 участвовали в боях за Москву и за Сталинград, вели сражения на Северном Кавказе и на Ленинградском фронте, служили верой и правдой в учебных подразделениях в тылу. Естественно их количество с каждым днем становилось все меньше. Однако в 1944-ом году они еще приняли участие в снятии блокады и «тряхнули стариной» в разгроме Квантунской армии японцев в августе 1945-го. А заключительным аккордом десятилетней боевой службы танка БТ-7 стал парад Победы в Харбине.

Остатки пятой танковой дивизии удерживали Вильнюс весь день 24 июня, однако превосходство противника и невосполнимые потери (на ходу оставалось всего пятнадцать танков) вынудили советских воинов начать быстрый и неорганизованный отход. Вильнюс был занят фашистами в 17 часов вечера. К концу дня остатки части были в окрестностях города Молодечно, а 26 июня уже организованно передислоцировались к Борисову, где снова схлестнулись с частями третьей танковой группы Гота. В конце месяца оставшаяся в строю бронетехника (4 БА и 2 БТ-7) вошла в состав Борисовской группы войск, а уцелевший личный состав, до конца выполнив свой воинский долг, отправился в Калугу.

Григория же за проявленное мастерство и мужество представили к званию Героя, однако награда нашла его не сразу. Хаос тех дней, поражения и отступления советских частей оставили подвиг Найдина незамеченным, а представление затерялось. Григорий Николаевич сражался до конца 1941-го года. После ранения попал в госпиталь, а, выписавшись, был отправлен начальством на повышение квалификации в Челябинское танковое училище. По иронии судьбы начальником училища оказался бывшей командир Найдина. Узнав своего подчиненного, он заново сделал все документы и даже отыскал свидетелей памятного боя. Однако лишь 3 июня 1944-го года, когда советские воины прогнали фашистскую погань обратно на Запад через те же самые места, где сражалась пятая танковая дивизия, командиру тяжёлого танка лейтенанту Григорию Найдину присвоили звание Героя Советского Союза и вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (под номером 3685). В Указе Президиума Верховного Совета СССР датой подвига неверно указано 25 июня 1941-го года, что невозможно, поскольку в это время остатки пятой танковой дивизии находились у белорусского города Молодечно.

В городе Губкин (Белгородская область) в сквере Героев на улице Советской есть один памятник, посвященный советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он стоит на братской могиле, в которой покоятся тела семнадцати безымянных воинов четвертого танкового корпуса и 135-ой стрелковой дивизии, освобождавших город 2 февраля 1943-го года. Памятник был установлен 10 апреля 1965-го на собранные горожанами средства. Он состоит из железобетонного постамента, облицованного мраморной плиткой, и чугунной скульптуры воина. За статуей расположен семиметровый бетонный обелиск с пятиконечной звездой на самом верху. А в 2005-ом году к шестидесятой годовщине Победы над немецко-фашистскими захватчиками администрация города провела капитальное преобразование всей Аллеи Героев. В частности, на гранитных пьедесталах появились бронзовые бюсты Героев Советского Союза, родившихся или проживавших в Губкинском городском округе – танкиста Григория Николаевича Найдина, летчика-истребителя Андрея Пантелеевича Булгакова, разведчика Егора Ивановича Дергилева, летчика Федора Егоровича Жулова и многих-многих других.

Челябинское танковое училище Григорий Найдин окончил в 1942-ом году, после чего вернулся на фронт. Он воевал в 103-ем танковом батальоне, входящем в состав одиннадцатой армии Северо-Западного фронта. Сражался доблестно, дважды был ранен. После войны Григорий Николаевич продолжил служить в рядах Советской Армии. В 1949-ом году танкист-ас окончил Военную академию механизированных и бронетанковых войск и для прохождения дальнейшей службы был отправлен в воинскую часть, размещенную в городе Бердичеве (Житомирская область). В отставку он вышел в 1966-ом году в звании полковника, оставшись жить в Бердичеве. Скончался Григорий Найдин 10 декабря 1977-го года в шестидесятилетнем возрасте и был похоронен на городском кладбище.

Самым результативным советским танкистом по праву считается Дмитрий Фёдорович Лавриненко. Он родился 1 октября 1914-го года в семье кубанского казака в станице с говорящим названием – Бесстрашная. В 1934-ом году добровольцем отправился служить в РККА, изначально попал в кавалерию. В мае 1938-го окончил танковое училище в Ульяновске. Участвовал в походе в Бессарабию и на Западную Украину, а в августе 1941-го года был переведен в четвертую (позднее ставшую первой гвардейской) танковую бригаду Катукова.

Танковый экипаж Д. Лавриненко (крайний слева). Октябрь 1941 г.

Всего за два с половиной месяца сражений в 1941-ом году, в самый трагический и критический для нашей страны период, Лавриненко лично уничтожил пятьдесят два фашистских танка в двадцати восьми боях. С его именем связан практически каждый километр боевого пути первой гвардейской танковой бригады, он не пропускал ни единой серьёзной боевой операции. Легендарный танкист воевал на Т-34-76, танке, в которых командиры выполняли функции наводчиков. По свидетельству товарищей, Лавриненко очень метко стрелял, но вместе с тем на максимальной скорости старался предельно сблизиться с противником, дабы ударить наверняка. По оценке экспертов Дмитрий Фёдорович был прекрасным и хладнокровным тактиком, предпочитая короткие внезапные удары из засады. Известно, что прежде чем нападать на противника, Лавриненко тщательно изучал окружающую местность, выбирая направление атаки и последующие манёвры. Он активно пользовался преимуществом Т-34 в проходимости, прятался за складками местности, постоянно менял позицию и тут же снова атаковал, создавая у немцев впечатление о присутствии сразу нескольких советских танков. Трижды боевая машина Дмитрия горела, однако танковый ас выходил невредимым из самых трудных ситуаций. Его жизнь оборвалась 18 декабря 1941-го года неподалеку от Волоколамска. Дмитрий Фёдорович был убит после боя осколком разорвавшейся рядом с ним мины. Танкисту было всего двадцать семь лет. После войны награждения Лавриненко добивался и маршал бронетанковых войск Михаил Катуков, и генерал армии Дмитрий Лелюшенко, и многие кубанские краеведы и писатели. Однако звание Героя Советского Союза ему присвоили, посмертно, лишь 5 мая 1990-го года.

Прошло множество лет с того момента, как из уст всех, кто боролся за русскую землю, прозвучало такое желанное слово: «Победа!». Но трагична судьба исторической памяти. Мы не знаем, где лежат останки множества героев-танкистов, а поисковые работы, шедшие раньше, ныне прекратились. В советские времена о подвигах воинов пятой танковой дивизии ничего не говорили, не желая вспоминать неудачи первых дней войны и делая основной акцент на заслугах воинов-освободителей. А сегодня, когда все меньше остается в живых ветеранов, воевавших в далеком 1941-ом году, все внимание уделяется трагедии Советской Армии – жертве сталинизма. Для официальной Литвы русские воины и вовсе хуже фашистских захватчиков.

За победу над гитлеровской Германией советские танкисты заплатили огромную цену, для каждого из них было дорогим и важным понимание того, что их потомки будут жить в мире. Память о них должна быть сохранена и очищена от политических искривлений, историческая справедливость обязана быть восстановлена. Ведь они – наши герои, подарившие будущее.

Источники информации:
http://www.anaga.ru/najdin.html
http://pomnipro.ru/memorypage/biography/2210
http://www.wio.ru/tank/ww2aceru.htm
http://www.nnre.ru/voennaja_istorija/sovetskie_tankovye_asy/p4.php

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Похожие публикации