Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Православный символ троицы. Православная символика — символы христианства и их значение. Темный аспект бытия в символе Триединства

Вверху – растущая Луна и полнолуние; внизу – убывающая Луна и новолуние

Луна – владычица женского начала. Она символизирует изобилие, циклическое обновление, возрождение, бессмертие, оккультную силу, изменчивость, интуицию и эмоции. Древние измеряли по циклам Луны время; определяли сроки наступления приливов и отливов; предсказывали, каким будет будущий урожай.

Хотя обычно символизм Луны носит позитивный характер, в некоторых культурах ее представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим, ассоциируют со смертью и зловещей ночной темнотой.

Магический круг

Доктор Иоганн Фауст и Мефистофель (из книги Кристофера Мардлоуэ «Трагическая история доктора Фауста», 1631 год)

Магический круг – основа церемониальной магии. Он служит символом воли мага и одновременно охранительным барьером, защищающим мага от негативного влияния невидимого мира. В таком круге выполняются все магические операции. Для разных целей используются разные круги. Начертание круга – это определенный магический ритуал, который должен быть выполнен по всем установленным правилам. Кроме того, считается, что начертание магических кругов и надписей способствует развитию самообладания и походки.

Мандала

Круг и квадрат мандалы олицетворяют сферическую форму Небес и прямоугольную форму Земли. Вместе они символизируют порядок вещей в космосе и в мире людей

Это геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. На санскрите «мандала» означает «круг». Даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Общее значение композиции остается неизменным и символизирует путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления.

Мандорла, или Vesica Piscis (окружает все тело персоналии)

Мандорла, или Vesica Piscis

Изображение миндалевидного ореола (сияния), которое использовали в средневековом христианском искусстве, чтобы выделить фигуру возносящегося в небо Христа, а иногда и возносящихся святых.

В мистике «миндаль» (по-итальянски -mandorla) – символ чистоты и целомудрия. Мандорла вследствие своей овальной формы была в древности символом вульвы. Это также графическое изображение пламени, символ духовности. С другой стороны, она символизирует дуалистическое единство Неба и Земли, изображаемых как две пересекающиеся дуги.

Гало

Гало Будды

Разновидность ореола: светящийся круг, окружающий голову человека. Золотое гало символизирует святость личности или подтверждает тот факт, что человек напрямую общается с высшим планом.

Образ гало заимствован из магического символизма египтян, о чем свидетельствуют изображения из древней египетской «Книги Мертвых».

Нимб

Нимбы и гало, окружающие головы святых, символизируют исходящий от них Свет Божий

Нимб – разновидность ореола: светящееся кольцо вокруг головы. Он символизирует духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицы Феникс как символ солярной силы и бессмертия.

Нимб может быть голубым, желтым или радужным. В греческой мифологии голубой нимб – атрибут Зевса как бога Неба. У римлян голубой нимб – атрибут Аполлона и Юпитера. Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога-Отца.

Меч

Инкрустированные мечи, найденные Шлиманом в Микенах (Афины, Национальный музей)

Меч – один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. С одной стороны, меч – грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью. Меч также – мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла. Кроме того, меч – символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света. Дамоклов меч – символ рока. Сломанный меч – поражение.

Перо птицы

Ацтекский головной убор из перьев (рисунок из Кодекса Мендосы)

Птичье перо символизирует истину, легкость, Небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности, сухость, путешествия за пределами материального мира. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство. Носить перья или оперенные прически – значит, принять в себя силу птицы. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Белое перо символизирует облака, морскую пену и трусость.

Рога

Изображение персидского царя сасанидского периода

Рога символизируют сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Рога – одновременно солярный и лунный символ. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. В более поздние времена рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

Рука

«Рука Фатимы» (мусульманская резная подвеска)

Власть (мирская и духовная), действие, сила, господство, защита – вот основная символика, которая отражает важную роль руки в жизни человека и веру в то, что она способна передавать духовную и физическую энергию.

Считается, что руки королей, религиозных лидеров и чудотворцев имеют целебную силу; отсюда наложение рук в религиозном благословении, при конфирмации и посвящении в сан. Благословляют правой рукой, левой – проклинают. В исламе раскрытая ладонь Фатимы, дочери Мухаммеда, символизирует пять основ: веру, молитву, паломничество, пост, милосердие.

Солнце

Варианты изображения диска Солнца

Солнце – один из двенадцати символов власти, основной символ созидательной энергии.

В качестве источника тепла Солнце представляет собой жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света оно символизирует знания, интеллект. В большинстве традиций Солнце – символ мужского начала. Солнце также – это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. Солнце и Луна – это золото и серебро, король и королева, душа и тело и т. п.

Тетраморфы

Изображение Христа с тетраморфами в углах (из манускрипта XII–XIII веков)

Тетраморфы считаются синтезом сил четырех стихий. В некоторых культах – это четырехголовые охранники четырех сторон света. Во многих традициях они символизируют универсальность божественного покровительства и защиту от возвращения первичного хаоса.

Четыре библейских тетраморфа имеют головы человека, льва, вола и орла. Впоследствии в христианстве эти образы стали отождествляться с апостолами – святыми Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, а также с воплощением Иисуса Христа, его воскресением и вознесением.

Тирс

Тирс

Тирс – жезл греческого бога вина Диониса (в римской мифологии Вакха). Он представляет собой копьеобразный шест (первоначально из полого стебля укропа), увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда и увитый виноградной лозой или плющом. Символизирует оплодотворяющую, плодородную силу – как сексуальную, так и растительную.

Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор (секира)

Великая Мать с двойным топором в руках (топор здесь – фаллический символ)

Топор – символ власти, грома, плодородия, дождя, приносимого небесными богами, и штормовых ветров, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Это также распространенный символ полновластия, связанный с древними богами Солнца.

Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает священный союз бога Неба и богини Земли, грома и молнии. Иногда лезвия двусторонней секиры, напоминающие полумесяцы, символизируют Луну или единство противоположностей. Это также символ верховной власти и силы.

Трезубец

Трезубец Вишну как символ его триединой сути: творца, хранителя и разрушителя (с картины из Раджастана, XVIII век)

Трезубец – наиболее известный символ власти над морем и атрибут древнегреческого бога Посейдона (в римской мифологии – Нептуна).

Трезубец символизирует гром и молнию, три языка пламени, тройное оружие – сил неба, воздуха и воды. Это оружие и атрибут всех небесных, громовых богов и богинь бури, а также всех водных богов, силы и плодородия вод. Может символизировать Небесную Триаду, а также прошлое, настоящее и будущее.

Триграммы

Восемь триграмм, лежащих в основе «Книги перемен»

Триграммы – тройное сочетание непрерывных (ян) и прерывистых (инь) линий. Их восемь, и они легли в основу великой китайской книги предсказаний «Книга перемен» («И-Цзин»). Триграммы символизируют даосскую доктрину, что космос основан на постоянных потоках дополняющих друг друга сил: мужской (активной, ян) и женской (пассивной, инь).

Триграммы олицетворяют также три сути человека – его тело, душу и дух; иррациональные эмоции, рациональный ум и сверхрациональный интеллект.

Трикветра (трехлучевая свастика)

Трикветра

Трикветра в значительной степени обладает символикой свастики. Это также движение Солнца: на восходе, в зените и на закате. Высказывались предположения о связи этого символа с лунными фазами и обновлением жизни. Подобно свастике, это символ, приносящий удачу. Он часто появляется с солнечными символами; его можно видеть на древних монетах, на кельтских крестах, где, как считают, этот знак символизирует триаду и является символом морского бога Мананнана. Имеется он и в тевтонской символике, где связан с Тором.

Трискелион

Трискелион

Символ динамической энергии в виде трех ног, соединенных вместе. Это похоже на свастику, но с тремя, а не с четырьмя согнутыми лучами, создающими эффект циклического движения. Как мотив в кельтском искусстве и на греческих монетах и щитах, трискелион имеет отношение не столько к солнечным и лунным фазам (одно из предполагаемых значений), сколько к власти и физической силе. Кроме того, трискелион – символ победы и прогресса.

Трилистник

Трилистник

Геральдический трилистник

Трилистник-клевер символизирует объединение, равновесие, а также разрушение. Трилистник-кислица, который у арабов называется шамрах, символизирует персидские триады. Трилистник вообще символ триад, это Мистическое Дерево, «солнечное колесо». В христианстве – символ Троицы, а также эмблема святого Патрика и герб Ирландии.

Чтобы всегда быть с прибылью, носите с собой засушенный трилистник.

Тримурти

Тримурти – индийская Троица (зарисовка очень древнего изображения на граните, музей India House)

Священная индуистская Троица – Брахма, Вишну и Шива. Символизирует три цикла бытия: сотворение, сохранение и разрушение. Несмотря на сходство с христианской Троицей, Тримурти не является монотеистической концепцией «триединого бога».

Тримурти иногда изображается в виде черепахи. Она также символизирует Великую Мать – как в ужасном ее проявлении (с символами пламени и черепами), так и в благотворном (как Лотос, София, Тара, как мудрость и сочувствие).

Троица

Символ Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – как Единого Бога

Троица отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех. Это символ единства в разнообразии.

В христианстве это Отец, Сын и Святой Дух или Мария, Иосиф и Иисус. Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа).

Троица символизируется желтым, красным и зеленым цветами; тремя качествами – Любовью, Верой и Надеждой.

Человек

Символическое представление человека как Вселенной: квадрат в круге (Китай)

Венец всего живого. Символ того, что способно к совершенствованию. Созданный по образу и подобию Бога, сочетает в себе материальное и духовное, небесное и земное. Это микрокосм, символически заключающий в себе все элементы мироздания (макрокосма). Человеческое тело в пифагорейской традиции изображается как пентаграмма, состоящая из рук, ног, головы. В человеке соединяются воедино три начала, которые современные ученые называют телом, жизнью и волей. Символически это можно изобразить тремя точками (началами), заключенными в круг.

Универсальные символы-понятия

Познание идей открывает во временных явлениях их безвременно вечный смысл.

Андрей Белый

Символы-понятия – это числа или геометрические фигуры, отражающие идеи, чувства или абстрактные качества чего-либо, непосредственно связанного с внутренним миром человека.

Дуальность мира

Диаграмма «Двойной треугольник Соломона»: Бог Света и Бог Отражения

Дуальность мира – взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворенной вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.) – отражена во многих символах. Наиболее известный из них – символ «инь-ян». Интересны также символы, представленные знаменитым оккультистом Элифасом Леви, например диаграмма «Двойной треугольник Соломона».

Основной символ, которым пользуются далекие от оккультизма люди, чтобы изобразить дуальность, – это обыкновеннейшее число два, хотя, тем не менее, оно тоже обладает магической природой.

Инь-ян (принцип)

Знак «инь-ян»

Символ «инь-ян» китайцы называют Тай Ши – круг существования. Круг разделен две равные части S-образной кривой: темную, женскую (инь), и светлую, мужскую (ян). Круг как бы вращается, тьма сменяется светом, а затем свет сменяется тьмой. Китайцы утверждают, что даже в самом чистом свете есть элемент тьмы, и наоборот. Поэтому в центре каждой части изображается маленький кружок противоположного цвета: черный на белом фоне и белый – на черном. Этот образ символизирует сбалансированный динамизм противоположных сил и принципов в космосе.

Лучи

Солнце с зигзагообразными лучами (золотая маска инков)

Это символ оплодотворяющей силы, святости, духовного просветления и творческой энергии, созидательной силы. Лучи могут изображать волосы бога солнца, проявление божественной сущности или сияние (ореол), исходящее от святых. В солнечной символике седьмой луч – основной путь на небеса.

Мудрость

Древнегреческая богиня мудрости Афина (в римской мифологии Минерва) со свернувшейся змеей в ногах

Главные символы мудрости – змея (дневной, солярный, но по-женски гибкий мужской знак) и сова (ночной, лунный, действующий незаметно, бесшумно, но по-мужски решительно и быстро женский знак). Именно соединение в каждом из них важнейших свойств мужского и женского начал очень точно соответствует мудрости. Другие символы мудрости: дракон, грифон, павлин, сфинкс, единорог, птица, пчела, крыса, лотос, сердце, число семь, скипетр, свиток, кольцо и др.

«Из многих роз – капля масла, из многих мук – капля мудрости» (персидское изречение).

Ось мира

Тет Озириса

В эзотерической традиции символами оси мира, Мирового Древа, являются копье, меч, ключ и скипетр.

Египтяне в качестве символа мировой оси и Северного полюса используют Тат (или Тет) – позвоночник Озириса, который, кроме того, олицетворяет стабильность, прочность, неизменность, сохранение.

Свет

Свет, исходящий от Будды

Свет – первое творение. Он связан с началом и концом. Свет и тьма – два аспекта Великой Матери: жизнь и любовь, смерть и погребение, творение и разрушение.

Свет Солнца олицетворяет духовные знания, а отраженный свет Луны – рациональные, аналитические знания.

Свет обычно изображается в виде прямых или волнообразных лучей, диска Солнца или нимба. Как правило, прямая линия олицетворяет свет, а волнистая – жар. Свет и жар символически дополняют друг друга и являются двумя полюсами элемента Огня.

Смерть и возрождение

Смерть и возрождение человеческих существ. Деталь символики на могильном камне в Дьесте (Бельгия)

Этот образ в христианстве выражается древними сложными символами. Приведенная композиция объединяет две пары «круг–крест», каждая пара олицетворяет смерть и возрождение. Нижняя пара представлена скрещенными костями и черепом округлой формы (символом смерти). Из нижнего круга (черепа) растет крест, похожий на тот, на котором умер Христос, – крест воскресения, возрождения. Вся эта аллегория вписана в больший круг – знак того, что смерть и возрождение человеческих существ находятся в пределах великой духовной сферы космоса.

Сознание (три аспекта)

Символы, представляющие три аспекта сознания

Обычно три аспекта сознания изображают в виде трех животных: одно из них обитает под землей, другое – на земле, а третье летает над землей. Животное, обитающее под землей, представляет микрокосм; то, которое летает в воздухе, – макрокосм; а животное, которое ходит по Земле, представляет срединную ступень между первыми двумя – как мы, например. Наиболее часто встречающиеся символы: в Египте – кобра, правый глаз Гора, ястреб; в Перу – гремучая змея, пума и кондор; у американских индейцев – гремучая змея, горный лев и орел; в Тибете – змея, свинья и петух.

Танец

Танец дервишей (благодать Бога нисходит к танцору через поднятую руку, проникает через его тело и дух и, покинув его, соединяется с землей через руку опущенную)

Основная символика танца: космическая созидательная энергия, трансформация пространства во время, ритм вселенной, имитация божественной «игры» творения, поддержание силы, эмоций, активности.

Круговые танцы – имитация движения Солнца в небе. Танцы цепочкой – символ связи мужчины и женщины, Неба и Земли. Когда танец совершается вокруг какого-то объекта, его тем самым закрывают, заключая в магический круг, защищая и придавая силы.

Тень

Жреческий эзотеризм: знак Анафемы (из книги Элифаса Леви «Трансцендентная магия», 1896 год)

Символ негативного начала, в противоположность положительному солнечному. У некоторых примитивных племен тень символизирует душу человека, то же – в колдовстве и заговорах. Попасть в тень другого человека – плохая примета.

На приведенной гравюре изображена человеческая рука, совершающая акт благословения. Сильный луч света отбрасывает тень от благословляющей руки на стену, и эта тень – изображение рогатой головы Дьявола. Основная идея аллегории такова: зло и добро переплетены, а тьма и свет противоборствуют друг другу в некоем моральном поединке.

Эмблемы современных религий

Трудно найти Создателя и Отца этой вселенной, но и найдя Его, невозможно выразиться о Нем языком, понятным для всех.

Платон

В наше время на земном шаре существуют три мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Каждая из них принята во многих странах. Они возникли давно: христианство насчитывает 2000 лет, ислам – почти 1400, а буддизм – около 2500 лет.

Существуют и другие религии, которые, хотя и не являются мировыми, но тоже получили широкое распространение.

Христианство

Чаша и крест

Один из символов Христовой любви – сочетание чаши и креста. Чаша, или кубок, в данном случае указывает на великие страдания, которые претерпел Иисус, называя их «чашею».

Изображение чаши указывает на молитву Иисуса в Гефсиманском саду: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести сию чашу мимо меня! впрочем, не моя воля, но Твоя да будет».

Крест изображен остроконечным.Острые концы его, словно мечи скорби и боли, пронизывают страдающую душу.

Ислам

Звезда и полумесяц ислама

Главной эмблемой самой молодой мировой религии, ислама, основанной пророком Аллаха, Мухаммедом (570–632), является полумесяц со звездой внутри. Эмблема обозначает божественное покровительство, прирост, возрождение и, вместе со звездой, – рай. Звезда – традиционный символ независимости и божественности. Полумесяц – одна из верных сил, способных противостоять злу, могущественный талисман.

Полумесяц в исламских странах заменяет крест в организациях Красного Креста.

Буддизм

Майтрейя

В буддизме Майтрейя – имя Будды грядущего мирового порядка. Это единственный Бодхисаттва («чья сущность стала разумом»), которого признают все основные направления буддизма. Суть Бодхисаттвы – акт жертвы: отказ от блаженства нирваны, чтобы помочь человечеству в пределах, допустимых кармическими ограничениями.

Майтрейю изображают сидящим на троне в «европейской позе» (со спущенными ногами), что указывает на знак спешности его прихода; он золотого цвета. Рядом с Майтрейей принято изображать колесо дхармы, ступу и вазу.

Иудаизм

Могендовид, или Щит Давида

Иудаизм – древнейшая из монотеистических мировых религий (возник в I тысячелетии до н. э. в Палестине 4000 лет назад). Основные положения иудаизма в дальнейшем были заложены в христианство и ислам.

Символ иудаизма – Могендовид, или Щит Давида. Наиболее часто ассоциируется с шестиконечной звездой Давида. Менее употребимое название – Звезда Создателя; каждый конец звезды символизирует один из шести дней творения, а центральный шестиугольник – шаббат (священный день отдохновения).

Аннотация: По жанру книга Леонида Смирнова «Сын Неба» похожа на сказочную фантасмагорию. Она читается легко, непринужденно, на одном дыхании, но не ради фантастических приключений она написана. Прочитав её, вы заметите в своем взгляде на мир некоторые изменения. Книга может стать помощником и консультантом в достижении поставленных Вами целей, казавшихся недостижимыми. Может расширить возможности Вашего сознания и диапазон человеческих энергий. Она - оружие практика, сильного и волевого человека-победителя.
За случайные совпадения с реальными именами и ситуациями автор ответственности не несет.

Во Вселенной впервые открыт гигантский антипод черной дыры

Израильские ученые обнаружили гигантскую белую дыру во Вселенной, значение которой пока неизвестно

Ученые обнаружили гигантскую белую дыру. Ученые утверждают, что это уникальное космическое образование рождает и выбрасывает в космос материю, ничего не поглощая в себя, как это делают известные науке черные дыры. Если все расчеты исследователей верны, то они на самом деле открыли антипод черной дыре.

Поскольку по механизму и последствиям мгновенный распад белой дыры сходен с Большим взрывом, создавшим саму Вселенную, но только уменьшенным многократно, авторы работы назвали такое событие Малым взрывом (Small Bang), пишет Membrana.

Белая дыра - гипотетический физический объект во Вселенной, в область которого ничто не может войти. Белая дыра является временно́й противоположностью черной дыры. Теоретически предполагается, что белые дыры могут образовываться при выходе из-за горизонта событий вещества черной дыры, находящейся в другом времени.

На сегодняшний день неизвестны физические объекты, которые можно достоверно считать белыми дырами, также нет теоретических предпосылок по методам их поиска (в отличие от чёрных дыр, которые должны находиться, например, в центрах крупных спиральных галактик).

Ситуации (отражения)

Мир, который видит человек является жесткой формой иллюзии. Иллюзией настолько всепоглощающей, что создает почву для целого ряда дисциплин и наук, благодаря которым у человека имеется видимость знания. На деле перед взорам исследователя остается неразгаданным вопрос о первооснове мира, а среднестатистический физик успешно сторонится метафизики А все почему? А все потому, что в массе своей человек руководствуется только сухим умом, а вовсе не глубинным духовным видением из сердца.

Так получилось, человек. Тебя лишили этого.

Что автор может предложить в такой ситуации? Вероятно, описать тем же самым сухим умом примерные схемы, которые можно взять на веру, отбросив (ну хоть чуть-чуть ) привычный скепсис. Предыдущие несколько статей следовали этому порядку вещей, введя понятия «СОН», «ЛСД», «чакры», «точка сборки информации», «тонкие тела (аура)». Данное изложение обобщает эти элементы и рассматривает их работу в привычных ситуациях жизни.

Символ триединства — изображение трех идентичных или подобных элементов, расположенных на равнозначном расстоянии друг от друга и образующих либо треугольную фигуру, либо круг. Как правило, эти знаки содержат глубокий духовный смысл, и нередко им приписывают чудесные мистические свойства. Они означают и единение трех качеств, явлений, состояний, ипостасей в целостную сущность. Статья представляет описание и фото символа триединства, составляющего треугольник.

Древнее происхождение

Некоторые знаки появились задолго до нашей эры, и точно определить их первоначальное значение теперь практически невозможно. триединства стало изображение треугольника, которое можно наблюдать в виде вырезов на кости и рисунков на первой керамике каменного века. Со временем появлялись круги, точки, спирали, другие фигуры, составлявшие окружность или треугольник. Не всегда подобные рисунки имели какое-либо значение, чаще всего они были просто орнаментом. Порой такие изображения отмечали места культов и погребений.

С развитием богатой мифологии и организованной религии древних египтян, шумеров, греков, кельтов, иранских и других народов некоторые знаки стали священными. Они символизировали триады богов или ипостаси одного божества, трех его качеств и проявлений, обозначали мир высший, человеческий, подземный, процесс от рождения до смерти, а также другие представления о мироздании.

В период формирования античной философии, астрономии, геометрии знаки триад обрели дополнительное значение. Целое, состоящее из трех частей, означало человеческие качества, состояния, действия, природные явления, стихии, небесные объекты, временные соотношения, виды искусства, математические функции, другие понятия. Появились визуальные варианты пересекающихся элементов треугольных форм и сочетания их с другими геометрическими фигурами.

Средневековье

Ранние христиане образ Бога графически обозначали треугольником, изображения которого можно видеть в римских катакомбах и погребальных плитах. После Первого Вселенского собора (325 г.), на котором была утверждена формула вероисповедания, церковь адаптировала некоторые из древних знаков в качестве христианской символики. До десятого века не принято было изображение трех ипостасей (ликов) единого Бога, а именно Отца, Сына, Святого Духа в человеческих образах. Потому такие фигуры, как трикветр, стилизованный трилистник, трискелион, простой и образованный из различных элементов треугольник, а также иные знаки стали знаменовать Святую Троицу. Какой-нибудь древний символ триединства превращался в декоративный элемент храмовой архитектуры и богато иллюстрированной библии. Подобные знаки появлялись на фресках и в религиозной живописи, в качестве украшений и защитных амулетов на рыцарских щитах, оружии, доспехах, а также на родовых гербах.

Оккультизм XIX века

В середине позапрошлого столетия интерес к philosophia occulta получил широкое распространение по всей Европе и многим областям Северной Америки, став довольно модным явлением в средних и высших кругах общества. С развитием наук и технологий появились разработки, подводящие идеи эзотеризма под научную основу. Было написано множество теоретических трудов, издано немало книг и журналов по различным направлениям оккультизма. Поскольку в эзотерической традиции одним из главных принципов считается подчинение всех сущностей закону триединства, символ триады в «тайных учениях» наделен особой, мистической значимостью. В оккультных изданиях XIX века подобные изображения трактуются с точки зрения их глубокого смысла в эзотерике, а также сакральной роли западных и восточных религиозных систем.

Треугольник

Издавна фигура соотносилась с огнем, горой, камнем, вершиной, отражала связь мира земного и горнего. Перевернутая вершиной вниз фигура олицетворяла древнейшую Великую Богиню, подательницу небесных вод. В зависимости от положения вершины, изображение означает женское или мужское начало, а две совмещенные фигуры символизируют созидание и творческую силу. Перевернутый треугольник уподоблялся чаше и Святому Граалю, вершиной вверх — сердцу.

Как первейший символ триединства фигура чаще всего отражала небо, землю и между ними человека либо сущность божественную, человеческую, животную. Треугольник также обозначал мир мертвых, живых и высших сфер.

  1. У древних египтян вертикальная сторона треугольника отождествлялась с мужчиной (начало), горизонтальная — с женщиной (середина, хранилище), гипотенуза — с потомством (завершение). В мире богов эти основы продолжения рода представляла триада Озириса, Изиды и Гора. Египтяне считали природой всего сущего и совершенством число три, содержащееся в треугольнике, священное соотношение сторон и гипотенузы которого соответствовало соотношению 3:4:5.
  2. В античных Афинах правильный треугольник был посвящен богине знания и мудрости Афине, а также символизировал космос, созидание, абсолют и считался божественным творением. Тетрактис Пифагора, содержащий десять точек и девять равносторонних треугольников, отождествлялся с Великим Единосущным, содержащим в себе все остальное.
  3. В христианстве фигура символизирует Троицу и в качестве треугольного нимба является атрибутом Бога-Отца. Так называемый щит Святой Троицы в виде перевернутого треугольника нередко является частью витражей готических соборов. В период Возрождения треугольник с божественным всевидящим Оком изображался как знак высшего проведения, а позже стал частью масонской символики. Глаз Бога, изображенный в треугольнике, также является символом Иеговы в иудаизме и присутствует в культовом изобразительном искусстве Древнего Египта.

Существуют иные фигуры, образующие три равные стороны. Период и места их происхождения отличаются, но в христианстве триединства для этих знаков остается аналогичным — они все отождествляют Святую Троицу.

Христианские варианты треугольника

В религиозной символике Средневековья появлялось много разновидностей подобных фигур:

  1. Треугольник в сочетании с крестом символизировал смерть на кресте Иисуса за грехи человеческие, воскресение его Богом-Отцом, покаяние христиан и снисхождение Святого Духа.
  2. Три рыбы, составляющие треугольник, означали: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Также они знаменовали Троицу.
  3. Треугольник, содержащий греческие буквы Omicron, Omega и Nu. Эти буквы означают собой слова εγω ειμι ο ων, сказанные Богом Моисею из горящего куста (Исход 3:14), которые переводятся как «Я есть Сущий». Дословно фраза была взята из Септуагинты, древнегреческого перевода
  4. Три фигурки бегущих кроликов создают два треугольника, внутренний и внешний. Символ часто присутствовал как рельефный элемент архитектуры и деревянных деталей. Знак также знаменует Триединого Бога. Такое изображение встречается в настенной живописи древнего Египта и, возможно, тогда символизировало мужчину, женщину, потомство.

Трикветр

Считается, что этот красивый сбалансированный символ появился изначально в кельтской культуре и обозначал три положения солнца на небе: восход, зенит, закат. Нынешнее название фигуры происходит от двух латинских слов, tri и quetrus, что означает «треугольный». У символа есть еще одно название — тройной кельтский узел. Знак был весьма распространен среди северного европейского населения, и его часто можно увидеть на кельтских крестах. У этих народов символ был связан с богом Мананнаном, у скандинавов — с Тором.

Позднее десятого века знак в качестве орнаментального элемента стал появляться в культуре балтийских славян — варягов. От них изображение попало на земли Руси, где трикветр встречался крайне редко и, скорее всего, оставался просто красивым узором. Если говорить о значении символа триединства у славян, то на Руси подобные изображения практически не использовались. Распространенные формы в русском древнеславянском орнаменте и сакральной символике — это крест, квадрат, круг (Коловрат). Символ Божественного Триединства появился после крещения Руси.

В средневековой Европе трикветр стал Троицы, а также популярным элементом архитектуры и художественного декора. В созданной ирландскими монахами великолепно иллюстрированной Келлской книге начала девятого века мотив триквера повторяется многократно. Фигура бывает одинарной, двойной, может сочетаться с внешним и внутренним кругом и треугольником.

Знамя Мира

У символа из трех кругов или точек очень широкая область интерпретаций, во многом аналогичная с равносторонним треугольником. Самым известным вариантом знака стало Знамя Мира, дизайн которого был разработан русским художником, философом и писателем Рерихом Николаем Константиновичем для международного Пакта защиты культурного наследия в 1935 году. Описание и цель применения символа в официальном договоре приводится таким образом:

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)).

О том, насколько знак распространен в религиозной культуре разных народов и что вдохновило художника на идейное и визуальное содержание Знамени Мира, сам Рерих говорит в своих письмах и записях, изданных в двухтомном собрании «Листы дневника»:

Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева "Святая Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Именно этот символ — символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.

Трифол

Название фигуры означает трилистник и происходит от латинского trifolium. Этот символ триединства Господа возник приблизительно в десятом веке. Он достиг своей популярности в XIII и когда часто использовался в архитектуре и витражах. Это графическая форма, состоящая из контура трех пересекающихся колец. Термин часто применяется к другим трехкратным символам. Любопытно, что логотип известного концерна Adidas также содержит стилизованный трилистник.

Валкнут

Три взаимосвязанных треугольника получили название от древнескандинавских слов valr (убитые воины) и knut (узел). Знак присутствует на множестве археологических объектов древних германских народов. Составное существительное valknut появилось в современную эпоху, и неизвестно, как символ назывался во время его исторического изображения.

Ученые, давая описание символа триединства валкнута, затрудняются в точной его трактовке. Некоторые связывают знак с богом Одином. Авторитетный специалист по германскому и кельтскому язычеству академик Хильда Эллис Дэвидсон считала, что фигура означала Одина в окружении его атрибутов, двух волков или воронов. Эти животные, как и валкнут, часто изображались на кремационных урнах, найденных на англосаксонских кладбищах Восточной Англии. Так как символ присутствует рядом с изображением Одина на погребальных плитах и подношениях, то большинство специалистов считает, что знак соотносится с религиозными практиками, связанными со смертью.

Изображение применяется в современной народной культуре неоязычества. Как и другие древние символы, в наше время знак валкнут обретает новые интерпретации. Его используют различные политические и коммерческие группы, иногда изображение встречается в современной народной культуре. Поскольку знак происходит из традиций германского язычества, его как символ своего наследия используют некоторые «белые» националистические группы. Несмотря на это, валкнут не был классифицирован немецким правительством как нежелательное изображение.

Троица – древний священный символ, отображающий принцип триединства мироздания. Система Троицы встречается в большинстве религий и духовных учений и обозначает: три мира, три царства и три ипостаси единой сути.

Символ Троицы - обозначение триединства мира в единстве. Треугольник — знак неделимой основы или основания, на котором становится возможным возвести объемную форму. По аналогии с этим, три неразделимых элемента лежат в основе любой сущности.

Христианство

В христианской традиции Троица — три лица единого бога:

  • Отец — единое божественное начало;
  • Святой Дух — энергия действия;
  • Сын — результат его творческого акта.

По-другому, Троица — единство духа, души и тела — трех миров человеческой сути. Дух — божественная энергия в действии, принцип мужского начала, оплодотворение. Тело — это мир материальный, принцип женского начала — отражение. А душа — это встреча и единство двух крайних ипостасей Бога.

Триединая суть человека:

  • Физическая оболочка — инструмент, который дан природой для познания и эволюции;
  • Дух — творческая активная энергия Творца, чье течение делает человека подобным Богу;
  • Душа — индивидуальная суть, сознание.

Даосизм

Главным символом даосизма является знак Инь-Ян, изображающий троичность, как взаимодействие противоположных начал в объединяющем общем центре. Инь и Ян — две полярности, но и де половинки целого.

Славянство

Праведы называют Троицу основой С-Троения мира. Ее суть — единый Источник Творения — Господь и две первородные силы, эманирующие из него, и своим взаимодействием создающие жизнь.

Бог - Истина. Но Диавол - Идеал.
Это две крайние ипостаси Троицы,
Иначе - Господа, Хозяина всего.
Вот формула и форма Совершенства,
Как говорят - Вселенной, Мира.
Праведы

Праведы, несущие древние знания северных волхвов, называют символически эти два первоначальных отражения Единого явлением Бога и Дьявола, дабы обозначить противоположность этих двух категорий.

Образы Бога и Диавола по системе славян далеки от христианских представлений. Согласно Праведам Бог — это энергия, дарующая жизнь. А Дьявол — это материя, которая являет собой физическую форму и обозначает смерть, поскольку смертна любая материальная форма. Однако, оба элемента: бог и дьявол необходимы для развития жизни. Ибо только во взаимодействии противоположностей: энергии и материи возможно движение.

Бог и Дьявол, как две изначальные архетипические силы системы Троицы, смешиваясь во взаимодействии, могут принимать самые разнообразные формы. В древних традициях такие архетипические формы представлены пантеонами богов. Каждый бог пантеона — уникальная совокупность качеств, взятых в разной степени от каждой из двух изначальных сил. По-другому это — архетип или первообраз.

Весь мир построен так. «Жизнь с-Троит-ся с Троицы»
Праведы

Каббала

Соответствием символа Троицы в каббалистическом Древе Сефирот являются первые три Сефиры системы: Кетер, Хокма и Бина. Где Кетер — суть Исток, изначальное, названное «Короной», являющее собой великий океан первородной энергии, и в последствии создающей все сущее. Хокма — по сути первое активное действие, движение и изъявлении воли Творца. И Бина — что есть архетип Великой Матери, темной статичной материи, чья функция — отражение света Всевышнего в физической форме явленного земного мира.

Темный аспект бытия в символе Триединства

С распространением веры в единого Бога, древние архетипические образы богов заменили иерархией святых, ангелов, арханелов и ипостасями самого Творца. Принцип формы исключили из христианской религии, объявив дьявола вне системы. Так философская суть дьявола, как силы, создающей возможность существования материального, утратил свое эзотерическое значение и приобрел утрированные качества искусителя, лжеца и злодея. Эти идеи выросли из тесной связи дьявола с миром материи — миром потенциальных соблазнов, иллюзий и жажд.

Другой архетип, связанный с материальным миром — Материя, как плодородная Мать, Земля, Богородица. Из ее недр выходят наши тела и все многообразие мира природы. Принцип материальной формы также имеет значение женского начала и телесного совершенства. Красота женского тела — потенциальный источник искушения, и потому женщина во многих традициях выступает как существо темное и коварное, также отождествляемое с дьяволом.

Однако, отказ от материального аспекта бытия — отказ от одной ипостаси Троицы: от земного существования, от продолжения жизни и от смысла всего творения. Человек же рожден, дабы его духовное могло возыметь власть над материальным. Любые же запреты лишены смысла, ибо они делают невозможным выполнение этой задачи.

Символ Троицы

Троица -это единство, слияние в разнообразии одного в трех и трех в одном. Два элемента посредством среднего объединяются в совершенный и единый порядок. Сегодня символ и понятие Троицы ассоциируют прежде всего с представлением о божественном триединстве христианских учений.

Весьма важно не смешивать троицу с трехликостью, где три фигуры друг от друга отдельны, независимы. Формировались эти понятия в церкви не одномоментно — в борьбе, в спорах с всевозможными еретическими учениями. Три ипостаси Бога имеют символы: Отец — рука, Сын — ягненок, Дух Святой — голубь. У троицы три качества - Надежда, Любовь, Вера, ей посвящены зеленый, красный, желтый цвета. Символ Троицы как единого бога порой изображают в виде трикветра, вплетенного в круг. Изображение Бога и Троицы считается нежелательным, поэтому применяли символы: трон, голубь и книга как сила, интеллект, любовь.

Треугольник в круге — один из старых символов троицы


Один из самых старых символов - равносторонний треугольник , вписанный в круг означает не только триединство, но и на вечность Божию. Три пересеченных круга, где каждый совершенен и закончен, но образованный окружностями центр образуют общую часть, этакий малый щит составляют второй наидревнейший символ.

Иногда для начертания символа использовались переплетенные три рыбы . Одна из них - это Христос, а две оставшиеся - зодиакальный знак рыб.

Христианский символ Троицы (спорно)

Конечно данный символизм троицы является спорным, но отражает значимость изображения рыбы для первых христиан . Очень популярен в средневековье был Герб Троицы, который отражает принцип одновременного индивидуализма и единства всех элементов.

Изредка триединство обозначают тремя зайцами, три уха коих формируют треугольник. Существует еще множество символики: три орла либо льва, состыкованные три треугольника, глаз в треугольнике, три солнца либо три звезды, трилистник, арки внутри круга, крест из трех листиков.

В тоже время троица и похожие представление свойственны и другим культурам. В древнем Египте это Отец, Мать, Сын в виде Озириса, Изиды, Гора, в Греции и Риме - Зевс, Аид, Посейдон; Нептун, Плутон, Юпитер в виде Неба, Океана, Подземного Мира. В каббале - женское и мужское начала с объединяющим их разумом. В Индуизме - Тримурти, так же АУМ, неуничтожимое Слово, триединый Брахман.

Вопреки расхожему мнению, символ Троицы – это не какой-то конкретный символ, а целая группа христианских и околохристианских образов, многие из которых присутствуют и в других культурах. Как таковое богословское понятие Троица (в контексте – символ Святой Троицы) впервые появляется в работах Феофила Антиохского, раннехристианского апологета, который жил во II веке нашей эры. У Феофила Святая Троица – символ троичности, а точнее – «триединства» Бога-творца. При этом представления о том, что есть символ Троицы, у христиан и католиков существенно отличаются.

Канонический догмат основывается на Никео-Цареградском Символе веры, который был утвержден на Втором Вселенском Соборе (381 год). В данном случае символы Троицы, значение которых индивидуально, включают в себя три «божественные ипостаси» (три воплощения бога-творца): Бог Отец (не рождается, не исходит ни от кого), Бог Сын (рождается от Бога Отца) и Бог Святой Дух (исходит от Бога Отца). Здесь каждая категория уникальна и обладает собственным набором свойств, формируя символ Троицы. Бог Отец – первопричина, «творец, как он есть»; Бог Сын – следствие, воплощенное творение (Иисус Христос – центральный образ у правоверных); Бог Святой Дух – непостижимое божественное присутствие в каждой частице мироздания. Это и есть символы Троицы, значение которых для всего христианского мира трудно переоценить. Но еще труднее дать более четкое определение каждому из этих элементов, ведь споры относительно их толкования ведутся до сих пор, не только меж богословов, но также в среде теологов.

Разумеется, выше дано максимально сжатое определение, которое на самом деле не в полной мере раскрывает суть искомых понятий. Но опять же – символ Троицы с различных метафизических точек зрения можно рассматривать бесконечно (что, собственно, и происходит на протяжении почти двух тысяч лет в христианском мире), ведь четкого канона по их определению не существует. В тоже время, христианский символ Троицы, значение которого, с одной стороны, определено не четко, а с другой – вполне очевидно, имеет явные, как сейчас принято говорить, языческие корни. Ведь у ибримов, у иудеев, покинувших с Хор-Осирисом (истинное имя Моисея) Египет, у евреев, сорок лет странствовавших по Аравийскому полуострову, никакой Святой Троицы, извините за выражение, не было и в помине. Образ появляется в раннем средневековье, под явным влиянием северных культур. В частности, многие исследователи полагают, что трилистник – символ Троицы. Святой, точнее – священный символ Ирландии, трехлистный клевер, легенду о котором связывают с миссионером Патриком, якобы явился прообразом самой идеи о троичности Творца.

Действительно, вполне вероятно, что ранние христианские миссионеры сию мысль восприняли от скандинавов (викингов) и кельтов. Но трилистник (символ Троицы Святой имеет все же несколько иное значение, чем данный знак) вряд ли может фигурировать в искомом процессе, скорее речь идет о Трискеле или Трикветре, которые на территории раннесредневековой Европы были гораздо более популярны. Оба символа как раз и заключают в себе мысль о троичности бытия (так или иначе), что в смысловом плане сближает их с символом Троицы. Здесь же можно вспомнить индуистскую традицию (из которой христиане тоже много чего «переняли»), а если конкретнее – образ Тримурти (Брахма, Вишну и Шива). Чем не символ Троицы? Значение ведь схоже, пусть и нельзя говорить о полной идентичности. Пожалуй, только Шива может вызывать здесь сомнения, но ведь в индуизме у этой ипостаси творца есть не только всем известные функции Разрушителя.

Таким образом, символ Троицы, значение которого базируется на идее о тройственности мироздания, вероятно, заимствована христианами. Тройственный принцип, лежащий в основе процесса творения, троичность самого человека (Тело, Душа и Дух), триединство творца (или творческих сил в целом) – все это образы слишком древние и всеобъемлющие, чтобы было целесообразно приписывать их столь молодой религии, как христианство (будь то католицизм или православие). Христианский символ Троицы, значение которого (по словам христианских же полемистов) каждый, в конечном итоге, раскрывает для себя сам, не имеет конкретного изображения. Треугольник в круге, видоизмененный Трикветр, о котором уже упоминалось выше, схематичное пересечение трех стилизованных рыб, - все эти символы не имеют никакого исторического отношения к образу христианской Троицы.

И это очень важный момент, потому что сегодня в Интернете можно найти ни один десяток всевозможных «оберегов» и «амулетов», которые называют именно так – символ Троицы (или символ Святой Троицы). Чтобы опровергнуть подобную чушь, достатчоно спросить о любом из таких символов настоятеля какого-нибудь храма. Если с ором и криком не обвинит в кощунстве и ереси, то обязательно объяснит, что вы не правы. А если «всечет кадилом», то будет прав «на все сто», потому что если человек настолько глуп, то он явно заслужил подобного обращения. Ведь канонические тексты (в частности Ветхий и Новый Завет) не включают в себя описания изображения символа Троицы. А такие понятия как «оберег» или «талисман» в христианстве клеймятся нещадно. С другой стороны, в мире, где 99,99% «истинно верующих» христиан никогда не открывали Библию, подобные инсинуации закономерны.

Похожие публикации