Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Презентация исследовательской работы ах картошка. Классный час "Ах, картошка, объеденье!". Конкурс «Кто лишний»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Н.М. КЛЫЧКОВА С. САЛОВКА

Ах, картошка, картошка!

Научно-исследовательская работа

Выполнила: Заверуха Марьяна ученица 4 класса МОУООШ им. Н.М. Клычкова с. Саловка

Научный руководитель : Волчкова Татьяна Николаевна учитель начальных классов

С.Саловка 2010

Введение

Глава I. Что такое картофель?

Глава II. История картофеля

Глава III. Картошечка, картофелина, картофелинка, мистер Картошка!

Глава IV. Первое интервью. Мои опыты.

ГлаваV . Повар и доктор в одной кожуре

Заключение

Литература

Приложение

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..

Введение

Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель , его насчитывается более сотни сортов, причём сажают его буквально повсюду.

Пожалуй, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.

Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель.

Бабушка всегда говорит: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присошка. Картошка на Руси “второй” хлеб».

А почему?

Я задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:

    Что такое картофель?

    Откуда картофель родом и как попал в Россию?

    Правда ли, что есть День картошки?

    Почему сваренный картофель рассыпчатый?

    Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?

Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель и какие блюда можно из него приготовить, почему картофель фри такой хрустящий. Меня заинтересовали эти вопросы и я решила сама найти ответы на них.

Объект исследования живая природа .

Предмет исследования – картофель .

Цель работы :

Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

    Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.

    Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.

    Доказать, что картофель – это второй хлеб.

    Объяснить, почему вареная картошка такая рассыпчатая, а картофель фри такой хрустящий.

    Обобщить полученные знания.

Мое предположение: считаю, что картофель был завезен к нам в страну, картошка вкусная, поэтому не представляю себе обеденного стола без неё.

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    практические опыты;

    обобщение полученных данных.

Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава I. Что такое картофель?

Я стала искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, Интернете. Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Клубнеплод, сем. паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни». А вот в этимологическом словаре Г. П. Цыганенко узнала о происхождении слова: «КАРТОФЕЛЬ. Заимствовано из нем. яз . в XVIII в. Нем. Kartoffel возникло в результате видоизменения более стар. нем. Tartuffel, заимствованного из итал. яз. Итал. tartufolo значит, т. е. . По этимол. итал. название восходит к лат. terratuber , образованному сложением terra и tuber , . Сущ. Kartoffel > картофель - собств. , - немцы использовали для названия нового распространившегося в Европе овоща, впервые привезенного в XVI в. испанцами из Америки».

А вот слово «КАРТОШКА» исконно русское , «отмечается с середины XIX в. суф. производное от картоха

Посадка картофеля.

Сажают картофель в мае, рядами, расстояние между которыми 60 см, один клубень от другого через 25-30 см. При достижении растениями высоты 10-12 см их окучивают влажной почвой и рыхлят междурядья.

Наилучшая почва для картофеля – целина. В тени при слабом освещении стебли у картофеля вытягиваются, ботва желтеет, урожай резко снижается или его совсем не бывает. Вместо клубней вырастает только ботва. А в почве – белые столоны.

Ботва картофеля погибает при температуре минус 1-2 градуса. Весенние утренние заморозки могут быть до 8 – 10 июня. При окучивании нужно сделать гребни острыми, чтобы дождевая вода скатывалась в борозду, а не в гнездо, и не заражала бы его грибковыми спорами.

Подкормка и полив.

Скороспелые сорта картофеля для повышения урожайности, начинают регулярно поливать вскоре после посадки. Поливы следуют через 10-14 дней, расход воды 15-20 л на 1 м3. Первый полив проводят, когда растущие клубни достигнут размеров 1-1,5 см, но не раньше: это ускорит их созревание.

Для поздних сортов важное значение имеет полив в фазу цветения; расход воды 20 л на 1м3. Это способствует значительному повышению урожайности и снижает вероятность поражения клубней поршой.

Сбор урожая.

Для предохранения клубней ранних сортов картофеля от болезней их следует убирать до 1-5 августа. Поздние сорта убирают в сентябре. Чтобы меньше повредить клубни, при уборке картофеля пользуются вилами с плоскими зубьями. Выкопанные клубни оставляют на 2-3 часа на поверхности почвы, чтобы они подсохли. В сырую погоду картофель подсушивают в укрытии или под навесом. Во время уборки нужно следить за тем, чтобы в земле не осталось клубней, так как с ними на участке могут сохраниться до следующего года возбудители различных заболеваний.

Хранение

На хранение закладывают только вызревшие здоровые клубни. Картофелехранилище должно быть защищено от морозов. Идеальными для хранения картофеля являются ящики с выступающими по углам планками, так как в них очень удобно осматривать клубни. Ящики ставят в темное помещение или укрывают черной полиэтиленовой пленкой, чтобы на свету клубни не начали зеленеть.

Большие количества картофеля хранят в буртах. После копки отделенные от стеблей клубни несколько часов подсушивают. Затем их высыпают на солому, где оставляют лежать еще 2-3 дня. После этого из картофеля насыпают бурт, который сверху укрывают землей. В частном хозяйстве картофель хранят в погребах.

Вредители и болезни.

Главный вредитель – колорадский жук. Чтобы защитить растение от проволочников и совок, в почву при посадке вносят диазинон. Во избежание распространения картофельной нематоды прибегают к севообороту, постоянно меняя расположение участка с картофелем.

Фитофтороз картофеля.

“Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. Фитофтороз – самое опасное грибковое заболевание картофеля. Особенно большой вред болезнь наносит в теплую влажную погоду, начиная с июля и в последующие месяцы. Первые симптомы поражения растений фитофторой – желтые пятна, появляющиеся на верхней стороне листьев. С нижней стороны пораженного листа виден белый мицелий гриба. Пятна на листьях со временем становятся коричневыми, при сильном поражении лист полностью отмирает. Вместе с влагой споры гриба попадают в почву, где они заражают растущие клубни. Основной метод борьбы с фитофторой – регулярное опрыскивание растений. При благоприятных для развития болезни погодных условиях растения с десятидневными интервалами опрыскивают бордоской жидкостью, хлорохомом, полихомом или поликарбацином.

Выводы по 1 главе : картофель, или паслён клубневый, возделывают повсеместно в умеренном климате - относительно неприхотливое, светолюбивое, теплолюбивое растение, требующее умеренного полива. Подвержено заболеванию – фитофторозу, основной вредитель колорадский жук.

Глава II. История картофеля

Перуанские трюфели

Р
одина картофеля – Перу. Около 4500 лет назад инки случайно наткнулись на заросли неизвестного растения. Найденные в земле клубни пришлись аборигенам по вкусу, и они начали выращивать новый овощ. Причем древней цивилизации удалось вывести даже холодостойкие сорта картошки.

В 1536–1537 гг. в индейское поселение Сорокота (территория нынешнего Перу) пожаловали испанцы. Вообще-то целью визита были новые земли, золото и сокровища, но завоевателям выпала честь сделать миру гораздо более ценный подарок – "второй хлеб", или картошку.
Клубни картофеля, найденные на плантациях, показались испанцам трюфелями. В числе других трофеев они привезли их в Испанию. Так картошка впервые попала в Старый Свет. А уже в середине XVII века стала основным продуктом питания всей Северной Европы. К примеру, в Ирландии картофель начали выращивать в 1586 году, а уже через 50 лет ни одна ирландская семья не могла без него обойтись. Эта зависимость была столь велика, что дефицит картофеля в 1845–1846 гг. из-за фитофтороза спровоцировал страшный голод. Умерло около миллиона человек, и столько же навсегда эмигрировало в США.

Испанец Педро Чеза де Леон описал картофель в своей книге, именовал этот овощ... папой. "Это особый вид земляных орехов, – писал путешественник. – Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля..."

"Ищи картошку для королевской прически!"

Картофель распространился по миру благодаря Франции. В эту страну его завезли в 1616 году, но только во второй половине XVIII века здесь появились первые картофельные плантации. Причиной тому был голод 1769 года из-за неурожая хлеба. Тому, кто найдет хлебу достойную замену, обещали большую награду. Досталась она парижскому аптекарю Антуану Огюсту Пармантье. Он указал способ получения крахмала из растений, которые раньше считались для этой цели непригодными. А из крахмала варили каши.
Однако открытие помогло мало. Аптекарь продолжал поиски спасительного продукта и вспомнил о картофеле. Но люди наотрез отказывались есть "ядовитую иноземную ягоду".
Тогда находчивый француз пошел на хитрость. Он знал, что любые действия короля Людовика XVI тут же копировались народом. Пармантье выпросил у монарха клочок земли и посадил картошку. Когда она зацвела, собрал букетик фиолетовых цветов и преподнес королю. Тот благосклонно относился к Антуану и подыграл ему, на полном серьезе вдев простенький букет в петлицу. А вскоре и королева появилась на балу с картофельными цветами в волосах. Мода распространилась мгновенно. Все француженки изводили мужей просьбами достать такие же цветы. А росли-то они только на огородике аптекаря!.. Днем посадка охранялась, а ночью Пармантье специально отпускал сторожей – чтобы люди могли украсть себе пару клубней и, таким образом, распространить картофель. Финальной точкой стал званый обед у Людовика. Абсолютно все кушанья были состряпаны из картошки: даже вино – из картофельной вытяжки. Аптекарь первым съел две тарелки вареного картофеля, а вслед за ним – сам король. Уже следующей весной картошку высадили почти на всех огородах.

Дьявольское яблоко уже доросло до космоса

Возвращаясь на родину из Голландии, Петр І захватил для своей державы мешок картошки. Правда, овощ не стал популярным – по той же причине, что и во Франции: народ с опаской относился к неизвестной пище. А крестьяне и вовсе окрестили ее "дьявольским яблоком" и наотрез отказывались выращивать, чтобы потом "не гореть за это в аду". К тому же те смельчаки, что все же решались вкусить картошки, по незнанию ели не сами клубни, а ядовитые зеленые плоды. Понятно, что череда сильных отравлений спровоцировала еще большую неприязнь.
В ХVII веке по России то и дело вспыхивали "картофельные бунты": крестьян под страхом каторги заставляли сажать и есть картошку, а они, естественно, противились. В 1765 году Екатерина II , считая, что картошка должна хорошо произрастать в нашем климате, и желая научить своих подданных выращивать "сии полезные и питательные плоды", высочайшим распоряжением повелела принять все меры к распространению картошки в России. В 1841 году вышло распоряжение правительства "О мерах к распространению разведения картофеля". По всей империи разослали наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля тиражом в 30 тысяч экземпляров.

Распробовали и оценили картошку по достоинству лишь в XIX столетии. Под нее было отведено более 1,5 млн га. И называть бывшего "врага" стали уже "благодетельницей" и "вторым хлебушком", а не "дьяволом"... В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства, чтобы обновить сорт картофеля. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом. Картофель стал «королем овощей» благодаря своей плодоносности, выносливости.

В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли. У нас в России картофель самая распространенная, самая ценная культура после зерновых. Его выращивают и за полярным кругом, и на осушенных болотах, в пустынях и в горах.

Наверное, картошка – единственная еда, у которой так много имен. Ее называли земляной грушей, потейтосом, тартуфелем и картуфелем. Она же – картоха, картофля, картохля, бараболя, чертово яблоко...

Выводы по 2 главе: сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом. Картофель помогал прокормиться при неурожаях зерновых культур. Вот почему картофель на Руси прозвали вторым хлебом.

Глава III. Картошечка, картофелина, картофелинка, мистер Картошка!

Мэрилин Монро в картофельном мешке

Бельгийский музей картофеля появился в 1975 году – точнее, его прообраз: студенты Международной школы Брюсселя создали комнату и назвали ее Картофельным музеем. Сегодня здесь тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля, – от почтовых марок с изображением паслена до знаменитых картин, например, "Едоки картофеля" Ван Гога. Все экспонаты каким-то образом связаны с картошкой: первые приспособления для уборки клубней, авто, конфеты, бутылки, украшения, игры, литература, рецепты и даже фотография Мэрилин Moнро в платье из мешка из-под картошки. А еще на сайте музея есть Картофельное Радио – своеобразный "музыкальный автомат" online с множеством мелодий на картофельную тему.
Еще бельгийцы утверждают, что изобрели "идеальную еду" – без костей, зернышек и кожуры, то бишь – картошку фри. Согласно легенде, в бельгийской провинции Намюр во время пиршеств всегда ели рыбу – тем самым восхваляя местную реку Маас за ее дары. Но однажды клев не удался – и рыбки к праздничному столу не наловили. Тогда изобретательные горожане заменили ее длинными кусочками картошки, зажаренными в масле. Также от бельгийцев идет обычай кушать картошку фри руками.
Подобные музеи есть в Канаде, Дании, России и (США).

Среди экспонатов последнего – окаменевший картофель 4-тысячелетней давности из Перу. На Острове Принца Эдварда есть также музей посвящённый картофельной теме.

День молодой картошки!

В России тоже считают, что картошка заслуживает большего внимания. 23 июля 2005 в России впервые отмечали День молодой картошки. Праздник приурочен к 240-летию появления этого корнеплода в России. Дата проведения Дня молодой картошки - 23 июля - выбрана не случайно. Именно в этот день, 245 лет назад, императрица Екатерина II «повелела принять все меры» к распространению картофеля в России, а позднее Сенат принял специальное «Наставление как разводить и употреблять «земляные яблоки».

В Мариинске Кемеровской области, в 2008 году решили поставить картофелю памятник . Ведь именно Мариинский район – родина мирового рекорда урожая картошки. В 1942 году работники совхоза "Красный Перекоп" собрали с одного гектара 1 тысячу 331 центнер этой культуры. "У будущего памятника, возможно, станут собираться все картофелеводы перед каждой посевной страдой. Прежде чем бросить первый, настоящий клубень в пашню, они попросят у круглого гранитного истукана, чтобы он благословил их на большой урожай", - писали "Аргументы и факты".

В деревне Ильмень новгородский пенсионер Николай Зарядов установил памятник царице огородов - картошке.
На Двухметровую металлическую трубу и колесо от грузовика пенсионер взгромоздил большой валун, по цвету и форме похожий на картофелину. У основания памятника нанесена надпись: «Спасибо Колумбу, спасибо Петру, пришлась ты, родная, нам по нутру!», а чуть выше - еще одна: «Кормила нас в тяжелую годину, нужна ты впредь».

Вот такой памятник вятской картошке поставили Савковы на своей усадьбе.

Англичане из города Bowburn тоже считают, что картошка заслуживает большего внимание, и поэтому 2 февраля отмечают День картошки . Если вы хотите узнать все секреты этого удивительного растения, то отправляйтесь с 10 утра прямо в Bowburn Community Centre. Здесь вы сможете не только просто пообщаться с любителями картошки, но и узнать рецепты новых блюд, поучаствовать в соревнованиях.

111 сортов картошки – это далеко не предел!

Первым селекционером картофеля в России стал петербуржский огородник Ефим Андреевич Грачев (1826 - 1877 годы).

Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.

Несмотря на изобилие клубнеплодов "на любой вкус", их селекция из года в год набирает обороты. Насчитывается 111 сортов картошки! Новички в этом списке – картофель "Левада" и "Довира". Первый – это среднеранний сорт универсального назначения. В нем 17–18% крахмала. А "Довира" – это "закаленный" сорт, устойчивый к распространенным картофельным болезням – раку, фитофторозу.
Селекция проводится по нескольким направлениям: улучшение вкусовых качеств, выращивание болезнеустойчивых сортов. Отдельные сорта для пюре, салатов. Из сорта "Фантазия" получаются очень вкусные чипсы, картошка-фри.

Кому картошечки за... 500 евро?

Самый дорогой сорт картофеля – La Bonnotte из Франции. Стоит он около 500 евро за килограмм. По легенде, этот картофель вывел верховный бог инков Виракоча. В наши дни за наследие Виракочи несут ответственность жители французского острова Нурмуатье, и нигде больше в мире La Bonnotte не выращивают. Божественный картофель очень нежен, поэтому убирать его можно только вручную.
Существуют еще два редких сорта – Linzer Blaue и Franzosische Truffel-Kartoffel. У обоих кожура и мякоть после варки остается синего цвета. Один из самых известных у нас сортов с синеватой кожурой – отнюдь не редкая "Синеглазка". Ее официальное название – "Ганнибал", в честь прадеда Александра Пушкина, Абрама Ганнибала, который по поручению Екатерины II создал в своей усадьбе первое "картофелеводческое хозяйство" Российской империи.

Выводы по 3 главе: уважают, почитают картофель, выводят новые сорта, утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники. Не каждому овощу такая честь!

Глава IV. Моё первое интервью.

1. Чтобы узнать любят ли школьники картофель, я провела опрос среди учащихся и работников школы. Оказалось, что из 49 человек только один не любит картошку, остальные 48 человек любят различные блюда, приготовленные из него.

Блюда из картофеля

Кол.-во человек

Картофельное пюре

Тушеный картофель

Суп картофельный

Жареный картофель

Печеный картофель

Пирожки с картофелем

Отварной картофель

На вопрос: «Сажают ли картофель родители на огороде?», все 49 человек дали положительный ответ.

2. В администрации Малосаловского сельсовета мне дали такие сведения:

в нашем селе - 141 дворов

имеют огороды – 140

сажают картофель – все + дачники

3. Я живу на улице Вишнёвой. На нашей улице 39 домов. Я посетила 10 домов и в каждом доме задавала вопрос «Для чего вы сажаете картофель?»

И вот какие ответы я получила:

    Мы любим картошку.

    Крупную сами будем есть, а мелкой скотину кормить.

    А что мы будем тогда кушать, если не сажать картошку.

    На продажу.

Рядом с нами живет старенькая 86 летняя бабушка Маруся, которая тоже каждый год выращивает картофель. Когда я спросила ее, зачем она сажает, бабушка всплеснула руками и ответила: «Да что ты миленькая моя, как же без картошечки я буду. Без хлеба ещё можно прожить, а без картошки никак. Мы ведь и войну пережили только за счет неё родимой»

Мои опыты

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сваренный картофель рассыпается? Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка? Из чего делают всеми нами любимые чипсы?

Я решила провести опыты и узнать из чего состоит картофель.

ОПЫТ 1 .

Я очистила картофель от кожуры, вымыла и перекрутила через мясорубку. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинула полученную массу на марлю и отжала. Водичку, которая тут же начала темнеть, я слила в чистую посуду и дала время отстояться. Через 5минут я слила темную водичку и увидела на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета. Это крахмал . После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок.

ВЫВОД: Значит, картофель состоит из воды и крахмала.

ОПЫТ 2 .

Я разрезала картофель пополам. На разрезанную часть капнула немного йода. Место, на которое попал йод, сначала стало коричневатым (цвет йода), а потом тут же превратилось в тёмно-фиолетовый цвет.

ВЫВОД: Это говорит о наличии крахмала в картофеле.

Вот ответы на вышестоящие вопросы:

    при варке картофеля часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым;

    при жарении вода испаряется, а крахмал подрумянивается в жире;

    ну, а всеми нами любимые чипсы готовят не из чистого картофеля, а из крахмала с добавлением специальных средств, чтобы они не рассыпались.

Глава V. Повар и доктор в одной кожуре

Не зря картофель называют "вторым хлебом" – из него можно приготовить более 2 тысяч блюд. В фильме "Девчата" повариха Тося оглашала длиннющий список картофельных блюд: "Картошка отварная, жареная, пюре, картошка фри, картошка пай..." Я тоже дополню список из маминой кулинарной книги: картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель фаршированный, панированный картофель, картофельные пончики, вареники из картофеля, манты из картофеля, хворост из картофеля и многое другое.

Кроме того, картошка – отличное лекарство при множестве болезней. Сок свежих клубней используют как противокислотное средство при гастритах, язвенной болезни и запорах. При воспалительных процессах картофельным соком полощут полость рта и глотки. А кашицей тертого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны. Пары отварного картофеля "в мундире" используют для ингаляций. А на картофельной диете нужно сидеть при заболеваниях суставов и малокровии. Сам по себе картофель – кладезь витаминов. В клубнях, кроме белков, углеводов и клетчатки, содержатся почти все витамины группы В, а также витамины С, Р, К, РР и А, минеральные соли калия и фосфора, железо, макро- и микроэлементы, органические кислоты. Кстати, вплоть до ХІХ века считалось, что картошка – очень сильный афродизиак. Сейчас ученые молчат по этому поводу.

Заключение

Декоративное растение, лекарство от многих болезней, яд от насекомых, средство для выведения пятен и универсальное удобрение. И, наконец, сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка. Из нее даже водку делают. Картофель распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых и относительно неприхотливая культура. Картофель в России прозвали вторым хлебом , потому что он выручал людей в тяжелые времена , например во время войны, и является национальной пищей . В сыром клубне – 70% воды и около 20% крахмала. Есть в нем и витамины. При варке картошки часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым, а при жарке крахмал подрумянивается в жире.

Картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслужил собственный ежегодный праздник. Я убедилась в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Перелистывая страницы журналов по кулинарии и беседуя с нашими односельчанами, я поняла, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля.

    Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов.

    Картофель – это и самое вкусное второе блюдо.

    Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат»

    Картофель подаётся и на десерт. Например: кисель, приготовленный на картофельном крахмале; хворост и др.

Вывод: значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

В ходе исследования мы изучали, почему картофель так важен для человека.

В ходе дальнейшего исследования передо мной стоит задача – выяснить в процессе наблюдения за ростом картофеля на пришкольном и приусадебном участке:

    как свет влияет на её жизнь;

    как удобренная почва и не удобренная влияют на развитие растения;

    как вода влияет на рост картофеля;

    какова роль солнца в образовании хлорофилла.

Это позволит расширить наше представление о картофеле как о культурном растении.

Литература

Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000.-944 стр.

А.А. Плешаков. Природоведение, 3 класс.- 2007

Г. П. Цыганенко. Этимологический словарь русского языка.- К.: Радянська школа. 1989, 5000 слов

Шанский Н.М., Боброва Т. А.Школьный этимологический словарь русского языка: 4-е изд., стереотип. Ч М.: Дрофа, 2001. Ч 400 с.

Газета «Дружба», 2007г

Журнал «Наша кухня», 2005г

/articles/210436/

http://recept. Приемы агротехники картофеля -08/12/2007

Многолетняя работа по селекции картофеля и перспективы развития -08/12/2007

Рынок семенного картофеля и сортовые ресурсы -08/12/2007 и одну за другой писал книги... . Так, селёдка здесь символизировала пролетариев,

Потребуется для продолжения оригинальной научно -исследовательской работы , не получающей ни моральной... я повторяла написанные им строки. Ах , как.он негодовал, когда... на картошку , заниматься всем, чем угодно, только не научной работой ". □ Важна работа , а...

Светлана Емельянова
Творческий проект «Ах, картошечка, картошка!»

Вид проекта :

Краткосрочный, групповой, творческий .

Продолжительность проекта : одна неделя.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность :

Однажды, сидя за столом во время обеда, одна из воспитанниц спросила : «А откуда к нам пришла картошка . Этот вопрос меня заинтересовал, я решила рассказать детям о картофеле , о его происхождении, о том, как он пришёл в Россию.

Цель проекта :

Формировать у детей ср групп знания о картофеле и его выращивании .

Задачи проекта :

Образовательные :

Познакомить детей с Родиной картофеля ; его появления на Руси.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие :

Развивать любознательность, творческие способности , речь, воображение.

Воспитательные :

творчеству , посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений, песен и русских народных хороводов, любовь к природе, уважение к труду сельских жителей.

Предполагаемые результаты проекта :

В результате внедрения данного проекта мы хотим расширить детский кругозор. Развивать мышление, память, речь, воображение, любознательность, творческие способности . Повысить заинтересованность родителей в развитии личности ребёнка.

Подготовительный этап :

Разработка конспектов НОД, опытов, экспериментов.

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, рассказов, стихотворений , загадок о картошке .

Создание в группе предметно- развивающей среды (цветочные горшки для посадки картофеля , клубни картофеля ).

Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

Основной этап :

НОД по ознакомлению с окружающим : «Здравствуй, милая картошка » ; -Беседы : «Как картофель на стол пришёл » , «Болезни картофеля » , «Что можно приготовить из картофеля » , «Лекарь в мундире» .

НОД «Ах картошечка , картошка » (рисование) ; «Весёлый картофель » (лепка) ; «Мы с бабушкой собираем урожай» (коллективная аппликация) .

-Дидактические игры : «Чудесный мешочек» , «Угадай по описанию» , «Варим борщ» , «Определи на ощупь» , «Вершки и корешки» .

- Опыты : «Выделяем крахмал из картофеля » , «Сравнение домашнего, промышленного крахмала и муки» .

- Подвижные игры : «Соберём урожай» , «Гусеница» , «Самый ловкий» .

Заключительный этап :

Выставка поделок из картошки , сделанных совместно детей с родителями и воспитателем; фотовыставка рисунков «Я рисую йодом» , «Ах картошка , объеденье!» ;

Развлечение «Ах картошечка , картошка .

Сотрудничество с семьёй :

Проведение консультации для родителей «История появления картофеля на Руси » ;

Участие в конкурсах на лучшую поделку из картофеля ; на лучшее блюдо из картофеля «Ах картошка , объеденье!» .

Продукт проектной деятельности :

Поделки, рисунки, фотографии.

Весной мы решили продолжить наш проект и на нашем небольшом огороде посадили картошку . Был проведён небольшой эксперимент : в группе мы прорастили картофель (несколько клубней,и вместе с непророщенным картофелем посадили на грядку , чтобы понаблюдать какой из них быстрее вырастет, и даст больше урожай. После того как мы выкопали картофель оказалось , что непророщенный картофель крупнее , чем пророщенный. Дети пришли к выводу, что произошло всё потому, что май был жаркий, и ботва пророщенного картофеля быстро вытянулась , не набрав силы. Посадив 10 небольших картофелин , мы выкопали с детьми 2 килограмма и 700 граммов картофеля . Мы отнесли наш урожай на кухню, где её сварили. Наша картошка была вкусна и рассыпчата.

Презентация проекта

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада.

Цель : закрепить знания детей о картофеле , его происхождении, истории появления на Руси. Развивать познавательный интерес.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля , его появления на Руси.

Расширять представление о значении этого овоща в жизни человека.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие :

Развивать любознательность, творческие способности , память, речь, воображение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству , посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений, любовь к природе, уважение к труду сельских жителей.

Материал к НОД :

Три блюдечка, два вида крахмала, мука, два стакана с водой, ложка;

Костюмы разных народов мира, маски-шапочки для игры-хоровода;

Диски с мелодиями русских народных песен,хороводов, музыкой В. Шаинского «Антошка» .

Предварительная работа :

Проведение опытов с почвой, подготовка её к посадке, наблюдение за ростом рассады.

Ход НОД.

Воспитатель :

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне

Жила картошечка в земле .

Свойство царское имела

Накормить народ сумела.

Словом наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом !

Обо всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище

Всё узнать не будет лишним.

Сегодня мы с вами, ребята, будем путешествовать с нашей любимицей картошкой . На машине времени мы отправимся в глубину истории. Туда, откуда начал свой путь- картофель , в Южную Америку.

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель . Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли, Колумб не спрашивал. Самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, не известных Европе растений.

Как называли свою кормилицу -индейцы кечуа, нам расскажут их потомки.

(В наряде индейцев выходят двое детей)

Издавна мы называем нашу кормилицу – папа. В честь папы устраиваем мы праздник урожая. Женщины наряжают крупные клубни, как кукол; шьют им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцуют, оставив мешочек с клубнями на голову.

Воспитатель : Вот так и пришёл картофель в старую Европу . Но не сразу её стали употреблять в пищу.

Англичане зовут её – потато

Голландцы и французы- земляное яблоко.

Итальянцы- тартуфель.

Немцы – картуфель .

Россияне – картофель .

Во Франции цветками картофеля украшали причёски , а также прикалывали цветы к платьям, вместо брошек. В Россию картофель привёз Пётр 1 , но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали . Тогда Пётр 1 издал указ.

(В наряде думского дьяка выходит мальчик)

«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами

В чём и подписуюсь Пётр 1»

Воспитатель : Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе , но и на Руси.

Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля .

Ребята, а кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей) .Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.

Посмотрите, на наш волшебный столик, чего только на нём нет. Сегодня мы с вами будем проводить опыты с домашним крахмалом (который приготовили заранее сами, промышленным крахмалом и мукой.

Чем отличается наш крахмал от промышленного? (Дети находят сходства и различия) . Как вы думаете, что находится в третьем блюдце? (Мука) Что общего между мукой и крахмалом? Чем отличаются? (ответы детей) Что произойдёт, если его опустить в стакан водой? (дети проводят опыт) А что произойдёт с мукой, если её тоже опустить в стакан с водой? (опыт) Что делают из муки? Из крахмала? А где используют крахмал?

Чтобы хлеб дольше оставался мягким, в него добавляют крахмал, чистят меховые изделия, добавляют в колбасу и сосиски, чтобы они были сочными.

Воспитатель : Долго вместе мы сидели

И друг другу надоели.

Не пора ли нам всем встать

В игры разные сыграть.

Инсценировка песни А. Филипенко «Урожайная»

Ребёнок : Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать.

Без картошки - на отлично , ни поесть, ни поплясать.

Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец .

Хоть сердит зелёный лук, а картошке лучший друг .

Из картошки там и тут , нужный делают продукт.

И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Воспитатель : Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке . (ответы детей)

Голодному и картошка лакомство .

Без труда картошка не родится .

Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо .

Клади картошку в окрошку , а любовь в дело.

Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда .

Воспитатель : Русский народ придумал много пословиц и поговорок о картошке , но он считал, что картошка имеет и другие свойства для её применения. А вот какие нам расскажут наши ребята.

(Выходят дети в русских народных костюмах и рассказывают об этом)

-Картошка не только еда , но и лекарство.

Кашицу из тёртой картошки можно приложить к месту ожога и боль постепенно утихнет, и опухоль от него спадёт.

При простуде дышат над паром от сваренного картофеля .

Если у вас болит желудок, надо натереть картофель на тёрке и отжать сок. Свежевыжатый сок надо пить три раза в день.

(Выходит ребёнок в костюме картошки )

Я не репка, я картошка !

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова,

Ясно ведь как дважды два,

Если в супе нет картошки ,

Ни к чему брать в руки ложку,

В жарком масле, вот смотри,

Стать могу картошкой фри .

И для чипсов веришь, нет-

Я главнейший компонент.

Воспитатель : Поиграем мы немножко споём песню о картошке .

Песня «Антошка» музыка В. Шаинского.

Воспитатель : Вот ребята и закончилось наше путешествие на машине времени в прошлое и в настоящее нашей любимицы картошки , а что будет в будущем, нам предстоит ещё узнать. Надеюсь, что такие путешествия нам помогут узнать ещё много интересного из жизни обыденных вещей.

    2)стала дожидаться, когда клубни дадут ростки,
    3)наблюдала за происходящим

    История картофеля. Как появился картофель в России
    Почву приготовила я быстро, а вот картофель все не прорастал. И пока у меня было время, я решила узнать немного об истории картофеля, да и как он появился в нашей стране.
    Название картофеля происходит от итальянского слова трюфель и Испанского терратубер - земляной орех.

    Родина картофеля- Южная Америка. В 1565 году «земляной орех», т.е картофель появился в Испании и Италии. В Россию картофель завёз Пётр I. Прошло достаточно много времени, пока в народе поняли, что картошка вкусная и питательная.
    Картофель - светолюбивое и теплолюбивое растение
    Я начала эксперимент 26.02.2016 года.Положила 2 картофелины на подоконник, 2 - в темное место, 1-в холодильник, 1 около батареи и 1- в землю. На 6-ой день произошли изменения:

    На подоконнике - картофель позеленел, появились зелёные росточки;

    В тёмном месте - появились белые росточки;

    Росточков нет;

    Около батареи - появились большие розовые росточки;

    В земле - самые большие белые росточки

    Я ухаживала за ними и продолжала наблюдать. На 14 день были вот такие результаты.

    На подоконнике - у красной картофелины раскрываются листочки, почки 1,2 см, а у белой-0.7см,

    В тёмном месте - у красной картофелины длинные белые ростки1.5см, а у белой круглые ростки 0.5 см;

    Росточков нет;

    Около батареи - росточек очень крепкий 0.7 см;

    В земле -от росточков появились длинные белые корешки 2.5 см, клубень изменяет окраску, появились признаки порчи.

    На подоконнике

    В темном месте - у обеих картофелин росточки бордовые с маленькими зелеными листочками 1,1-1,2см. Клубни мягкие.

    Проклюнулись маленькие, слабенькие белые росточки 0,3-0,4см.

    Около батареи - розовые росточки с наметившимися листочками 1,0-1,1см.

    В земле - вырос стебель с листьями 11,5см, сами листочки 2,5см

    Заключение
    В ходе своего первого года исследования я узнала, откуда в России появился картофель, что он светолюбивое и теплолюбивое растение.

    Выводы:

    На подоконнике- росточки самые крепкие, сформировались листочки;

    В тёмном месте- у красной картофелины росточки длинные, но плохо держатся на клубне. У белой -росточки крепкие.

    В холодильнике- картофель в холоде почти не прорастает.

    Около батареи- тепло способствует прорастанию, но из-за недостатка света ростки вытягиваются.

    В земле- пророс самым первым, но земля была теплой, света было много.

    И в природе для посадки картофеля, надо подождать, чтобы земля прогрелась. Прорастание будет быстрее

    Социологический опрос.

    Вопрос: Выгодно ли в нашей местности выращивать картофель?

    89% - выгодно.

    9% - не садят картофель, а покупают осенью.

    2% - затрудняются ответить.

Просмотр содержимого документа
«"Ах картошка, картошка..." исследовательская работа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Исследовательская работа

«Ах, картошка, картошка...»

Работу выполнила: Полищук Ярослава ученица 3 класса

Руководитель: Павлова Кристина Леонидовна -воспитатель


  • Понаблюдать за прорастанием картофеля в разных условиях.
  • Узнать сколько потребуется времени для проращивания картофеля перед высадкой, тем самым определить верно ли моя мама проращивает картофель перед высадкой.

  • 1. Прочитать энциклопедии, справочники, журналы, в которых имеется информация о картофеле.
  • 2. Выбрать и подготовить места для проращивания картофеля.
  • 3.Подобрать разные виды клубней.
  • 4. Записывать даты появления первого ростка.
  • 5. Сделать выводы, подвести итоги исследования.

  • 1. Я думаю, что клубни разного вида прорастут в одинаковых условия одновременно.
  • 2. Мне кажется, что стоит согласиться с общепринятым мнением, что картофель нужно проращивать в тепле и темноте.

  • Родина картофеля.
  • Как картофель попал в Россию.
  • Картофель для эксперимента: Тулунский розовый, Андретта.

2. Подготовка к эксперименту.

3. Описание эксперимента.

4. Выводы.

5. Итоги социологического опроса.

6. Список литературы.


  • Родина картофеля – Южная Америка
  • 1565 году «земляной орех»появился в Испании и Италии

Как картофель попал в Россию?

Завёз Пётр I

Пришёл с северо-востока



Подготовка к эксперименту

2 6 .0 2 .

20 1 6 г

На подоконнике

2шт. красная и белая

В темном месте 2шт. красная и белая

красная

Около батареи

красная

В земле

красная


6 день - 03.03.201 6 г

На подоконнике

В темном месте

Позеленел, появились зеленые росточки (на белой больше, чем на красной)

В холодиль - нике

Появились белые росточки (на белой больше, чем на красной)

Около батареи

Росточков нет

В земле

Появились большие розовые росточки

Самые большие белые росточки




На 14 день 11.03.201 6 г.

На подоконнике

В темном месте

У красной картофелины раскрываются листочки, почки 1,2см;

у белой - 0,7см.

У красной картофелины длинные белые ростки 1,5см;

у белой – круглые белые ростки 0,5см.

Около батареи

Росточков нет

В земле

Росточек очень

крепкий 0,7см.

От росточков появились длинные белые корешки 2,5см и почки-листочки 1,7см.

Клубень изменяет окраску, появились признаки порчи.



На 25 день 22.03.201 6 г.

На подоконнике

В темном месте

У обеих картофелин росточки бордовые с маленькими зелеными листочками 1,1-1,2см. Клубни мягкие.

У красной - розовые ростки 2,5см, плохо держатся на клубне; у белой – круглые белые ростки,2см, клубень мягкий.

Около батареи

Проклюнулись маленькие, слабенькие белые росточки 0,3-0,4см.

В земле

Розовые росточки с наметившимися листочками 1,0-1,1см.

Вырос стебель с листьями 11,5см, сами листочки 2,5см.




ВЫВОДЫ

На подоконнике

В темном месте

Росточки самые крепкие, сформировались листочки.

У красной картофелины росточки длинные, но плохо держатся на клубне. У белой –росточки крепкие.

Около батареи

Картофель в холоде почти не прорастает.

Тепло способствует прорастанию, но из-за недостатка света ростки вытягиваются

Пророс самым первым, но земля была теплой, света было много.

В природе для посадки картофеля, надо подождать, чтобы земля прогрелась. Прорастание будет быстрее.



Социологический опрос.

Опрошенных 100 человек.

Вопрос: Выгодно ли в нашем селе выращивать картофель?

  • 89% - выгодно.
  • 9% - не садят картофель, а покупают осень.
  • 2% - затрудняются ответить.

  • С. Небесный. Юным овощеводам. М. «Детская литература» 2007, стр.125.
  • Д. И. Трайтак. Книга для чтения. Растения. М. «Просвещение» 2006, Стр. 53
  • Экология для младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителя. 1-4 классы Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Изд.2. Полиграфист, 2005. – 410 с.: ил.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сорская СОШ 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Исследовательская работа «Ах, картошка, картошка...» Работу выполнила: Сидоренко Виктория Александровна – ученица 4 класса В Руководитель: Канаева Татьяна Анатольевна – учитель начальных классов




Задачи исследования: 1. Прочитать энциклопедии, справочники, журналы, в которых имеется информация о картофеле. 2. Выбрать и подготовить места для проращивания картофеля. 3.Подобрать разные виды клубней. 4. Записывать даты появления первого ростка. 5. Сделать выводы, подвести итоги исследования.




Содержание 1. Историческая справка: Родина картофеля. Как картофель попал в Россию. Картофель для эксперимента: Тулунский розовый, Андретта. 2. Подготовка к эксперименту. 3. Описание эксперимента. 4. Выводы. 5. Итоги социологического опроса. 6. Список литературы.








Подготовка к эксперименту г На подоконнике 2шт. красная и белая В темном месте 2шт. красная и белая В холодильн ике 1шт. красная Около батареи 1шт. красная В земле 1шт. красная


6 день г На подоконнике В темном месте В холодиль- нике Около батареи В земле Позеленел, появились зеленые росточки (на белой больше, чем на красной) Появились белые росточки (на белой больше, чем на красной) Росточков нет Появились большие розовые росточки Самые большие белые росточки





На 14 день г. На подоконнике В темном месте В холодильнике Около батареи В земле У красной картофелины раскрываются листочки, почки 1,2см; у белой - 0,7см. У красной картофелины длинные белые ростки 1,5см; у белой – круглые белые ростки 0,5см. Росточков нетРосточек очень крепкий 0,7см. От росточков появились длинные белые корешки 2,5см и почки- листочки 1,7см. Клубень изменяет окраску, появились признаки порчи.



На 25 день г. На подоконнике В темном месте В холодильнике Около батареи В земле У обеих картофелин росточки бордовые с маленькими зелеными листочками 1,1-1,2см. Клубни мягкие. У красной - розовые ростки 2,5см, плохо держатся на клубне; у белой – круглые белые ростки,2см, клубень мягкий. Проклюнулись маленькие, слабенькие белые росточки 0,3-0,4см. Розовые росточки с наметившим ися листочками 1,0-1,1см. Вырос стебель с листьями 11,5см, сами листочки 2,5см.




ВЫВОДЫ На подоконнике В темном месте В холодильникеОколо батареи В земле Росточки самые крепкие, сформировали сь листочки. У красной картофелин ы росточки длинные, но плохо держатся на клубне. У белой – росточки крепкие. Картофель в холоде почти не прорастает. Тепло способствует прорастанию, но из-за недостатка света ростки вытягиваются Пророс самым первым, но земля была теплой, света было много. В природе для посадки картофеля, надо подождать, чтобы земля прогрелась. Прорастание будет быстрее.


Литература С. Небесный. Юным овощеводам. М. «Детская литература» 2007, стр.125. Д. И. Трайтак. Книга для чтения. Растения. М. «Просвещение» 2006, Стр. 53 Биология. Человек и его здоровье. М. «Просвещение» 2003, стр. 78 Журнал «Сад, огород- кормилец и лекарь» 1, 2, 2008г. стр.2 – 5, стр. 3-6 Мухин В. Д. Приусадебное хозяйство. Овощеводство. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во Лик пресс, с. ISBN c. 215, с. 216 Экология для младших школьников: Учебно- методическое пособие для учителя. 1-4 классы Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Изд.2. Полиграфист, – 410 с.: ил.



Цели:

  • Познакомить учащихся с историей распространения картофеля по странам и континентам, его значении как сельскохозяйственной культуры;
  • Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям;
  • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Подготовительная работа

  1. Изготовление книжки-малышки «Ах,картошка!» (сообщения об истории картофеля, его полезных свойствах, “бабушкины рецепты” по приготовлению блюд из картофеля и лечебные рецепты);
  2. Конкурс рисунков;
  3. Конкурс поделок из картофеля;
  4. Выставка корнеплодов «Эти забавные картошки»;
  5. Приготовление блюд из картофеля.

Ход классного часа

Под землёй растёт он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин КАРТОФЕЛЬ это.
И всегда ему почёт. (слайд 1)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

А наш праздник сегодня посвящен картофелю – главному овощу на нашем столе. Будут сегодня и песни, и игры, и шутки, и конкурсы. В конкурсах на нашем празднике участвуют три команды, которым предоставляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

Конкурсы будет оценивать жюри – наши родители.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Праздник мы начнем с экскурса в историю – да-да, не удивляйтесь, ведь картофель – иностранец.

Введение картофеля в культуру было начато примерно 14 тыс. лет назад индейцами Южной Америки (слайд 2). Они не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одухотворённым существом.

О картошке в Европе узнали около 400 лет назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказали, что жители Южной Америки – индейцы – выращивают удивительные “земляные яблоки”. Разводимый в то время картофель существенно отличался от известного нам. Его клубни были горького вкуса, их не ели в свежем виде, а готовили из них чуньо. Для этого клубни рассыпали по земле, слегка подмораживали, а потом после оттаивания на солнце, выдавливали из них босыми ногами воду. Отжатые клубни высушивали. Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными. Первым кто описал вкусовые качества картофеля был Педро Чиезо де Леон – испанский священник и солдат.

Слух о чудесных клубнях разнесся по всем странам (слайд 3). Но сначала картофель был принят в Европе за декоративное растение. Его сажали в садах, цветами картофеля украшали женские причёски, шляпки, платья. Кое-где люди пытались есть зелёные плоды или клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель, считая, что картофель вреден для здоровья и портит почву.

Французский агроном и фармацевт Антуан-Огюст Пармантье (слайд 4) на протяжении многих лет испытывал картофель на своём приусадебном участке, доказывая крестьянам, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, а вовсе не ядовит. Впоследствии усилия учёного были оценены и ему были воздвигнуты два памятника: один под Парижем, где когда-то были его опытные участки, а другой на его родине, в местечке Мондидьё.

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане – потато
  • Финны – тарту
  • Итальянцы – тартуфоль
  • Французы – пом де терр
  • Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу.

В 1697 году совершал свое первое заграничное путешествие русский царь Петр I. Именно он прислал в Россию первые клубни картофеля (слайд 6). Клубни были мелки и горьковаты. Сажали их очень густо, от этого они еще больше мельчали. Крестьяне отказались сажать это «чертога яблоко»… В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того, чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой.

Но были в России и замечательные агрономы, вроде Андрея Тимофеевича Болотова (слайд 7), которые разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. В конце концов, нужда заставила обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение.

Шло время, человек узнал много тайн. Он стал выводить новые сорта картофеля, отбирая самые сильные и крупные клубни, отбрасывая больные и слабые. И сейчас картошка у нас ежедневно на столах. И что только из нее не готовят. (слайды 8-9)

Довольно широко картофель используется в медицине. Для лечения ожогов, экзем. Соком из картофеля лечат язву желудка. Паром только что сваренного картофеля делают ингаляции при кашле, бронхите. Употребляют картофель и в косметике.

Интересные факты (слайды 10-

  • В Бельгии существует музей картофеля. Среди его экспонатов – тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля – от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога).
  • На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег.
  • Картофелю посвящали стихи и баллады.
  • Картофель когда-то прославлял в своей музыке великий Иоганн Себастьян Бах.
  • Существует два редких сорта, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим и после варки: Linzer Blaue и Französische Trüffel-Kartoffel.
  • Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах – «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России.
  • В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю.
  • В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.

Конкурсная программа

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

А сейчас мы с вами поиграем.

1. Посади картошку

  • Выкопать лунку (кружок бумаги).
  • Посадить (На кружок посадить картошку).
  • Закопать (Накрыть кружком).
  • Прополоть (Обежать вокруг лунки).
  • Собрать (Первый – снимает верх, второй – картошку, третий – убирает лунку).

2. Приготовь обед

используя слова, в названиях которых есть буква «К» (Например: картофель с капустой, кабачок с картошкой, морковка с капустой и т. д.).

3. Картофельный словарик

используя корень слова картофель, образуйте как можно больше однокоренных слов

4. Объясни пословицы о картошке (домашнее задание).

5. Конкурс: “Составить пословицу”

каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.

  • Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
  • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
  • Картошка хлеб бережет.
  • Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Конкурс «Кто лишний»

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается. Тот, кто выигрывает, приносит очко своей команде.

7. Конкурс «Собери урожай»

Картошка находится в куче на одной стороне, по команде один человек из команды добегает до картошки, берет её столько, сколько сможет донести в двух ладошках. Если по пути картошка упала, поднимать её нельзя. Выигрывает та команда, которая соберёт картошки больше других и не уронит.

8. Конкурс: “Танец с картошкой”

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дети.

9. Конкурс «Частушек»

Лучше песен про картошку
В мире не было и нет,
Мы споем вам про картошку,
А вы хлопайте в ответ.

1. Гармонист, гармонист,
Разверни гармошку,
Мы сегодня пропоем
частушки про картошку.

2. Ох, картошечка, картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,
Ты любимая моя,
Беру ложку, ем картошку
Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,
Я без дела не сижу:
Папа роет, мама носит,
Ну, а я руковожу.

5. Папе с мамой помогал
Собирать картошку.
Он – ведро, она – ведро,
Ну, и я немножко.

6. Посадили мы картошку,
Колорадский жук пришел.
Вышел дед копать картошку,
А картошку не нашел.

7. Я мультфильм люблю смотреть,
Про рыжего Антошку.
И всегда в обед беру
Свою большую ложку.

8. Без мундира и в мундире
Вся картошка хороша.
Целый год едим картошку
Денег нету ни гроша.

9. Мы картошечку сажали
В огороде, у ворот.
Зацвели на ней цветочки,
Пусть любуется народ.

10. В огород пришла коза,
Растопырила глаза: –
Где же лук? А где горошек?
Все засажено картошкой.

11. Повар жарил, повар парил,
На диване задремал.
А потом вместо картошки
Угольки одни собрал.

12. Братец мой по кухне рыщет,
Целый час картошку ищет,
Ну а мне-то что за дело,
Я ее давно уж съела.

13. Ах, картошка, ты картошка!
До чего же хороша!
И пожаришь, и попаришь,
А как съешь – поет душа!

14. Я картошку утром ела,
Так старалась, так пыхтела,
Что картошка – на бровях,
На носу и на ушах.

15. Мы все лето ели кашу,
Молоко, окрошку,
А сегодня будем есть
Печеную картошку.

10. Игра на внимание – «Копёшка, тропинка, картошка».

Ведущий, говоря слова, выполняет несложные движения:

«копна» (копешка) – стоя, поднять руки вверх,
«тропинка» – приседает,
«картошка» – приседает и прячет голову.

Участники игры все повторяют. Когда движения запомнились, ведущий начинает путать детей – говорит одно, а делает другое. Побеждают самые внимательные.

11. Приглашение за стол

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Литература:

  1. С. Небесный. Юным овощеводам. М: Детская литература», 1988.
  2. Праздник картошки – 4-й класс. Автор Весицкая М.А., фестиваль «Открытый урок».
  3. Сайт Википедия.
  4. Сценарий внеклассного мероприятия "Картофельная семейная гостиная". Автор Захарычева Н.К., фестиваль «Открытый урок».

Похожие публикации