Презентация на тему "соли". Презентации про соли Соль и ее свойства презентация
Cлайд 1
Cлайд 2
! Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и о ёё свойствах. И доказать, что соль –не только необходимый продукт,но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Задачи проекта: Расширять знания детей о соли, определить свойства соли, как ее добывают, где применяется. Формировать у детей исследовательские навыки. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Развивать умение участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.Cлайд 3
Основной этап Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?» Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная) Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о соли. Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль. Опытно – экспериментальная деятельность «Соль – волшебница». «Изучение свойств и качеств соли». Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли. Лепим из солёного теста.Cлайд 4
Ключевые вопросы: Что такое соль? Какие виды соли бывают? Свойства соли? Исследовать свойства соли опытным путём; Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.Cлайд 5
Так что же такое соль? Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу. Соль - самая древняя из специй.Cлайд 6
Какие виды соли бывают? На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), а также крупная и мелкая. Морская соль - добывается путем выпаривания морской воды.Cлайд 7
Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.Cлайд 8
В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль превращалась в кристаллики и получались мощные пласты. (Опыт с кристаллами) «Выращивание кристаллов Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Свойства соли? Соль- за полезные свойства называют «Белым золотом». Целебные свойства соли были известны в древности. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое. Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период. Соль полезна и жизненно необходима не только для людей, но и для животных. Животным дают соль, которой нет в траве и сене.Cлайд 13
Плавающее яйцо Для опыта взяли 2 сырых яйца и две кружки стакана с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки. Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)Cлайд 14
«Снежная ветка сосны» Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли. На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее. Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза. Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкостиCлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация по химии « Соли. Названия и классификация солей »
Солями называются вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками. Общая формула класса: Me n A m
Исключением являются соли аммония, в которых с кислотными остатками связаны не атомы металла, а частицы NH4+ . Примеры типичных солей приведены ниже. NaCl – хлорид натрия, Na2SO4 – сульфат натрия, Са SO4 – сульфат кальция, Са Cl2 – хлорид кальция, (NH4)2SO4 – сульфат аммония.
Формула соли строится с учетом валентностей металла и кислотного остатка. Практически все соли – ионные соединения, поэтому можно говорить, что в солях связаны между собой ионы металла и ионы кислотных остатков: Na+Cl – – хлорид натрия Ca2+SO42 – – сульфат кальция и т.д.
Названия солей составляются из названия кислотного остатка и названия металла. Главным в названии является кислотный остаток. Соль какой кислоты Кислотный остаток Валентность остатка Название солей Примеры Азотная HNO 3 NO 3 I нитраты Ca(NO 3) 2 нитрат кальция Кремниевая H 2 SiO 3 SiO 3 2 II силикаты Na 2 SiO 3 силикат натрия Серная H 2 SO 4 SO 4 2 II сульфаты PbSO 4 сульфат свинца Угольная H 2 CO 3 CO 3 2 II карбонаты Na 2 CO 3 карбонат натрия Фосфорная H 3 PO 4 PO 4 3 III фосфаты AlPO 4 фосфат алюминия В верхней части таблицы приведены кислородсодержащие кислотные остатки, в нижней – бескислородные.
Бромоводородная HBr Br I бромиды NaBr бромид натрия Иодоводородная HI I I иодиды KI иодид калия Сероводородная H 2 S S 2 II сульфиды FeS сульфид железа (II) Соляная HCl Cl I хлориды NH 4 Cl хлорид аммония Фтороводородная HF F I фториды CaF 2 фторид кальция Из таблицы видно, что названия кислородсодержащих солей имеют окончания " ат ", а названия бескислородных солей – окончания " ид ". В некоторых случаях для кислородсодержащих солей может использоваться окончание " ит ". Например, Na 2 SO 3 – сульфит натрия. Это делается для того, чтобы различать соли серной кислоты (H 2 SO 4) и сернистой кислоты (H 2 SO 3) и в других таких же случаях.
Классификация солей В зависимости от состава соли бывают: 1. Средние – продукт полного замещения водорода в кислоте металлом. 2KOH + H 2 CO 3 = K 2 CO 3 + 2H 2 O карбонат калия 2. Кислые - продукт неполного замещения водорода в кислоте металлом. NaOH + H 2 CO 3 = NaHCO 3 + H 2 O гидрокарбонат натрия
Классификация солей 3. Основные – продукт неполного замещения групп OH - основания на кислотный остаток. Mg(OH) 2 + HCl = MgOHCl + H 2 O гидроксохлорид магния 4. Двойные – состоящие из различных атомов металлов и общего кислотного остатка. K 2 SO 4 + Al 2 (SO 4) 3 = 2KAl(SO 4) 2 сульфат алюминия - калия
Классификация солей 5. Смешанные – состоящие из общего металла и различных кислотных остатков. CuOHNO 3 + CH 3 COOH = CuCH 3 COONO 3 + H 2 O нитрат-ацетат меди (II) 6. Комплексные – содержащие сложные ионы. K 4 жёлтая кровяная соль
Строение солей аналогично строению соответствующих кислот и оснований. Ниже приведены структурные формулы типичных средних, кислых и основных солей.
Получение солей Соли получают при химическом взаимодействии соединений различных классов и простых веществ. Отметим важнейшие способы получения солей.
Получение солей 1. Реакция нейтрализации: Ca(OH) 2 + H 2 CO 3 = = CaCO 3 + 2 H 2 O карбонат кальция
Получение солей 2 . Взаимодействие металлов с неметаллами: 2Al + 3S = Al 2 S 3 сульфид алюминия
Получение солей 3. Взаимодействие металлов с кислотами: Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 хлорид цинка
Получение солей 4. Взаимодействие основных оксидов с кислотными оксидами. CaO + SiO 2 = CaSiO 3 силикат кальция 5. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами. Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 + H 2 O карбонат кальция
Физические свойства солей Соли, за небольшим исключением, являются твёрдыми кристал-лическими веществами различного цвета. По растворимости в воде их делят на: растворимые малорастворимые нерастворимые
Химические свойства солей Соли взаимодействуют: C простыми веществами – металлами и неметаллами. со сложными – кислотами, основаниями и солями.
Химические свойства солей 1. С металлами: CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu сульфат меди (II) сульфат железа (II) 2. С неметаллами: 2 KI + Br 2 = 2KBr + I 2 иодид калия бромид калия
Химические свойства солей 3. С кислотами: 2NaCl + H 2 SO 4 = хлорид натрия = Na 2 SO 4 + 2HCl сульфат натрия
Химические свойства солей 4 . С щелочами: FeCl 2 + 2NaOH = хлорид железа (II) =Fe(OH) 2 + 2NaCl хлорид натрия
Химические свойства солей 5. С солями: AgNO 3 + KCl = нитрат серебра =AgCl + KNO 3 хлорид серебра
Применение солей Многие соли применяют в быту (поваренная соль, сода), в качестве минеральных удобрений, при производстве стекла, моющих средств, взрывчатых веществ.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
соли ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. PO 4 Ион металла Кислотный остаток Ион металла Кислотный остаток Na Cl K 3
Классификация 1 . По составу кислотного остатка СОЛИ средние кислые Na 2 SO 4 K 3 PO 4 NaHSO 4 K 2 HPO 4
Номенклатура средних солей магния Название кислотного остатка Наименование металла в родительном падеже М g С L 2 хлорид
Номенклатура кислых солей Указать название кислотного остатка К названию кислотного остатка прибавить «гидро-» Наименование металла в родительном падеже NaHSO 4 сульфат гидро натрия
Химические свойства 1. Взаимодействие с металлами: SnCl 2 + Zn ZnCl 2 + Sn
Химические свойства 2. Взаимодействие со щелочами: 2Na ОН + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4
Химические свойства 3. Взаимодействие солей между собой КС l + AgNO 3 → AgCl + KNO 3
Химические свойства 4.Взаимодействие с кислотами: Сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей! CO 2 CaCO 3 + HCl → CaCl 2 + H 2 CO 3 H 2 O
Химические свойства Разложение при нагревании СаСО 3 = СО 2 + Н 2 О
Способы получения 1. Кислота + основание = соль + вода H 2 SO 4 +2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 2. Кислота + металл = соль + водород 2HCL +Zn = ZnCL 2 + H 2 3. Кислота + основный оксид = соль + вода 2HCL + CuO = CuCL 2 + H 2 O 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль H 2 SO 4 + BaCL 2 = 2HCL + BaSO 4 Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода. Основаны на химических свойствах оксидов, оснований, кислот 10 способов 10 способов 10 способов 10 способов 10 способов
Способы получения 5. Основание + соль = новое основание + новая соль 2 КОН + Са SO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4 6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода 2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O 7. Кислотный оксид + основный оксид = соль СО 2 + СаО = СаСО 3 8. Соль + соль = новая соль + новая соль КС l + AgNO 3 → AgCl + KNO 3 9. Соль + металл = новая соль + металл CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu 10. Металл + неметалл = соль Fe + S = FeS 10 способов 10 способов 10 способов 10 способов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием занимательного опыта,карты пошаговых действий и тестирования как итога урока....
Муниципальное казенное образовательное учреждение лицей №11 г. Россошь
Исследовательская работа
«Волшебная соль»
Выполнила: Домнич Варвара 3- В класс
Руководитель: Семереченко В.В.
ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ СОЛИ, ЕЁ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ
Задачи исследования:
- изучить исторические сведения о соли;
2. узнать о значении соли в жизни
человека;
3. познакомиться и использовать
необходимые меры безопасности и
защиты при проведении опытов;
4. провести опыты с солью;
5. проанализировать полученные
результаты.
Гипотеза исследования:
Предположим, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Я выбрала соль.
Соль есть на каждом столе, в каждом доме.
Для моих наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли
стоимостью 14 рублей.
Происхождение слова «соль»
по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь.
Немного истории…
В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию.
Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.
Способы добычи соли.
Каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные и часто переслаиваются пустой породой. Кроме того, добывают и природные подземные рассолы и их вываривают.
Самосадочную соль добывают
в озерах.
Морскую (выварочную) соль добывают с помощью системы бассейнов, соединенных каналами, из которых постепенно отводят воду. В каждом бассейне отлагается один из эвапоритовых минералов, последовательно, от труднорастворимых до легкорастворимых соединений.
Хлеб-соль
По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с
встречающими «пуд соли»,
готов разделить все их
беды и заботы.
Соль в народных приметах
С солью связано множество суеверий и примет,
одна из самых известных:
просыпать соль – дурная примета.
Много-много лет назад водилась соль не
в каждом доме. Выставляли её на стол
только для самых дорогих гостей.
Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал - это считалось неуважением к хозяевам.
Вот отсюда и пошла примета:
если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
Соль в народном творчестве
ПОСЛОВИЦЫ
«Соль всему голова, без соли и жито - трава»,
«Соли нет и слова нет»,
«Без соли стол кривой»
ЗАГАДКИ
Белый камень из горы всегда стоит на столе.
Кто его не ест, тот вкуса не знает.
Меня одну не едят, а без меня мало едят.
«Наживка» для льда»
Вывод: соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Плавающее яйцо
Опустили сырое яйцо в баночку
с пресной водой, оно сразу же
опустилось на дно.
В другой банке навели крепкий
солёный раствор, опустили туда
наше яйцо. Оно стало плавать
на поверхности. В эту банку
потихоньку начали подливать
пресной воды. Яйцо стало
опускаться вниз, но не утонуло.
Оно плавало в середине
раствора, но при этом казалось
большим и круглым.
А когда достали яйцо, то оно было прежним.
Вывод : соль повышает плотность воды.
Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Незамерзающая соль.
Вывод: солёная вода при низких температурах не превращается в лёд. Это свойство соли используют зимой на дорогах.
Мои поделки из соли.
Заключение
Практическое значение - опыты и исследования, которые мы провели, могут применяться на уроках окружающего мира и технологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружковых занятиях.
В ходе исследования мы узнали, что история соли насчитывает не одну тысячу лет, что она когда – то была предметом роскоши и из-за нее начинались войны.
Узнали, что раньше люди не знали, откуда она берется, как ее добывать, приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой
Выяснили, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, имеет широкий спектр применения
Убедились, что современный мир не приписывает соли «волшебных» свойств, но нуждается в ней не меньше наших предков
Провели практические опыты и узнали о некоторых свойствах соли.
Литература:
1.Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 1995
2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
3. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009
4. Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.
Интернет-ресурсы:
1. «Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm
2. «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!