Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Презентация тему жизнь и творчество ахмадулиной. Биография и творчество беллы ахмадулиной. Афоризм от Беллы Ахмадулиной

    Слайд 1

    (10 апреля 1937, Москва - 29 ноября 2010, Переделкино) - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

    Слайд 2

    Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

    Слайд 3

    В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, Ахмадулина, птенчик орла!»

    Слайд 4

    Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

    Слайд 5

    Б.Ахмадулина и Грузия

    В 1970-е поэтесса посетила Грузию, полюбила её культуру и поэзию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.

    Слайд 6

    Сборник стихов "Сны о Грузии"(1977,1979) был написан под влиянием грузинских встреч.

    Слайд 7

    Сборник «Сны о Грузии» включает следующие стихотворения:«Биографическая справка», «Клянусь», «Четверть века, Марина, тому…», «Варфоломеевская ночь», «Я столько раз была мертва…», «Помню – как вижу, зрачки затемню…», «Из неоконченной поэмы», «Покуда жилкой голубою…», «Тифлис», «Путешествие», «Ленинград», «Не добела раскалена…», «Приметы мастерской», «Москва ночью при снегопаде».

    Слайд 8

    Слайд 9

    Я столько раз была мертваИль думала, что умираю,Что я безгрешный лист мараю,Когда пишу на нем слова.Меня терзали жизнь, нужда,Страх поутру, что все сначала.Но Грузия меня всегдаЗвала к себе и выручала.До чудных слез любви в зрачкахИ по причине неизвестной,О, как, когда б вы знали, - какМеня любил тот край прелестный.

    Слайд 10

    Поэтесса говорит о том, что, какие бы трудности и сомнения ни встречались на её пути, ей всегда помогала Грузия, звала к себе, потому что её «любил тот край прелестный». Это чувство «до чудных слёз любви в зрачках».

    Слайд 11

    Тифлис, не знаю, невдомек -Каким родителем суровымЯ брошена на твой порогПодкидышем большеголовым?Тифлис, ты мне не объяснялИ я ни разу не спросила:За что дарами осыпалИ мне же говорил «спасибо»?Какую жизнь ни сотворюИз дней грядущих, из тумана, -Чтоб отслужить любовь твою,Все будет тщетно или мало...

    Слайд 12

    Поэтесса, обращаясь к Тифлису, называет себя его «подкидышем большеголовым». Героиня не знает, за что этот край осыпал её дарами и при этом ещё говорил ей «спасибо».Поэтесса считает, что, какой бы ни сложилась её жизнь, всего будет мало, чтобы отплатить этому краю за его любовь.

    Слайд 13

    В стихотворении «Помню – как вижу, зрачки затемню…» героиня рассуждает о грузинском языке. Поэтесса считает его чудом, но, так как в ней нет грузинской крови, выговорить эти слова невозможно.Чуждое чудо, грузинская речь,Тереком буйствуй в теснине гортани,Ах, я не выговорю - без предтечКрови, воспитанной теми горами.

    Слайд 14

    Поэтесса готова считать своими предками грузинских классиков, потому что чувствует, что в них ней есть что-то близкое ей.Вас ли, о, вас ли, Шота и Важа,В предки не взять и родство опровергнуть?Ваше - во мне, если в почву вошлаКосточка, - выйдет она на поверхность.

    Слайд 15

    Поэтесса, которая не умеет говорить по-грузински, говорит, что «слепы уста» её. Героине во всём, даже в звуках природы, слышится грузинская речь.Слепы уста мои, где поводырь,Чтобы мой голос впотьмах порезвился?Леса ли оклик услышу, воды ль -Кажется: вот говорят по-грузински.

    Слайд 16

    И только во сне лирической героине удаётся наговориться на этом прекрасном языке.Только во сне - велика и чиста,Словно снега, разрастаюсь и рею,Сколько хочу, услаждаю устаРечью грузинской, грузинскою речью...

  • Слайд 20

    Последняя строфа стихотворения усиливает эмоциональное восприятие. Это наиболее яркое выражение любви лирической героини к грузинской земле. Поэтесса мысленно просит позволения умереть за Тифлис.А когда остановит дыханье и речь та, последняя в жизни превратность, я успею подумать: позволь умереть за тебя, мой Тифлис, моя радость!

  • Слайд 21

    Рассмотрев отношение Б.Ахмадулиной к Грузии, выраженного в различных стихотворениях сборника «Сны о Грузии», можно сделать вывод, что эта страна навсегда оставила свой след в душе поэтессы. Её лирическая героиня считает эту землю своей родной, называет себя её ребёнком, готова считать грузинских писателей своими предками. Она восхваляет грузинскую речь, слышит её даже в звуках природы. И даже умереть она хочет за Тифлис – столицу Грузии.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Белла Ахмадулина Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г. Оренбурга

О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы, прежде времени, прежде меня самого, прежде первой любви, прежде первой травы, прежде первого снега и прежде всего. Наши души белеют белее, чем снег. Занимается день у окна моего, и приходит поэзия прежде, чем свет, прежде Свети-Цховели и прежде всего. Что же, город мой милый, на ласку ты скуп? Лишь последнего жду я венка твоего, и уже заклинанья срываются с губ: Жизнь, и Смерть, и Поэзия - прежде всего.

Она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем.

Чего еще ты ждешь и хочешь, время? Каких стихов ты требуешь, ответствуй! Дай мне покоя! И, покоем вея, дай мне воды, прозрачной и отвесной. Зачем вкруг вью духоту смыкаешь? Нет крыл моих. Нет исцеленья ранам. Один стою. О, что ты сделал, Каин! Твой мертвый брат мне приходился братом.

Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении “Так дружно весна начиналась: все други ”.

Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.

Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.

Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком.

Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу - в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество - она считает одним из самых сильных человеческих чувств.

Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной - стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви - прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Белла Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»).

Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. «Сны о Грузии»

Так ощутима эта нежность, вещественных полна примет. И нежность обретает внешность и воплощается в предмет. «Нежность»

Что за погода нынче на дворе? А впрочем, нет мне до погоды дела – и в январе живу, как в сентябре, настойчиво и оголтело. «Сентябрь»

Привыкла вскоре добрая семья, что так, друг друга не опровергая, два пустяка природы - он и я – живут тихонько, песенки слагая. «Тоска по Лермонтову» 29 ноября 2010 Беллы Ахмадулиной не стало…

Спасибо за внимание!


Чтец:

Всего-то – чтоб была свеча, Свеча простая, восковая, и старомодность вековая так станет в памяти свежа. И поспешит твое перо к той грамоте витиеватой, разумной и замысловатой, и ляжет на душу добро. Уже ты мыслишь о друзьях все чаще способом старинным. и сталактитом стеаринным займешься с нежностью в глазах. И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут свечи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит.

Ведущий 1: Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы ХХ века. Это было время цветения советской поэзии, когда появилось новое поколение поэтов – «шестидесятники». Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава в тесно содружестве создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением стихов на эстраде. Сейчас трудно поверить, что поэты, читающие свои стихи со сцены, собирали полные концертные залы и стадионы. Это поэтическое братство сыграло важную роль в судьбе Ахмадулиной.

Слайд 2 по щелчку

Звучит стихотворение «Не плачьте обо мне…»

Ведущий 2: Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в Москве в семье с русскими, татарскими и итальянскими корнями. Ее отец – татарин по национальности был заместителем министра, мать - русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.

Слайд 3 по щелчку

Ведущий 1: Стихи Белла начал писать еще в школьные годы, школьницей занималась в литобъединении при заводе ЗИЛ у поэта Е. Винокурова. Первые ее публикации появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки Игоря Сельвинского.

Чтец:

Опять в природе перемена окраска зелени груба и высится высокомерно фигура белого гриба. И этот сад собой являет все небеса и все леса, и выбор мой благословляет лишь три любимые лица. При свете лампы умирает слепое тело мотылька, и пальцы золотом марает и этим брезгает рука. Ах, Господи, как в это лето покой в душе моей велик. Так радуге избыток цвета Желать иного не велит. Так завершенная окружность сама в себе заключена и лишнего штриха ненужность ей незавидна и смешна.

Ведущий 2: В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в кампании, направленной против Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила Литинститут с отличной оценкой дипломной работы.

Ведущий 1: Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.

Слайд 4 по щелчку

Звучит стихотворение «Немота»

Ведущий 2: Лирическая героиня Ахмадулиной обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Эти стихи обращены к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству…

Чтец:

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды летность. Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья. Но, слава Богу, стал мой взор и проницательней, и строже, и каждый вздох и каждый взлет обходится мне все дороже.

Слайд 5 по щелчку

Ведущий 1: Начала она очень звонко, по-комсомольски, в окружении друзей-трибунов: Женя Евтушенко, Андрюша Вознесенский, Булат Окуджава, Роберт Рождественский… Словно кованая роза из бронзы, она жила уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой. Искренно стесняясь известности, она внушала читателям:

Чтец:

Это я человек невеличка, всем кто есть, прихожусь близнецом, сплю, покуда идет электричка, пав на сумку невзрачным лицом. Мне не выпало лишней удачи, слава Богу, не выпало мне, быть заслуженней или богаче всех соседей моих по земле. Плоть от плоти сограждан усталых, хорошо, что в их длинном строю в магазинах, в кино, на вокзалах я последнею в кассу стою – позади паренька удалого и старухи в пуховом платке, слившись с ними, как слово и слово на моем и на их языке.

Ведущий 2: Первый сборник стихотворений Беллы Ахмадулиной «Струна» увидел свет в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) и другие.

Ведущий 1: Не меньшую известность принесли Ахмадулиной и ее переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза (с армянского, абхазского, кабардино-балкарского и других языков), а также европейских и американских поэтов (с английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербского языков).

Но особенно удавались ей переводы грузинских поэтов, со многими ее связывали теплые дружеские отношения. Воспоминания о Грузии согревали ее душу.

Чтец: «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Человек живет дома, на родине, там где ему следует жить; занимается свои делом, устает и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду… Так думаю я о Грузии, и по ночам мне сниться грузинская речь…».

Слайд 7 по щелчку

Звучит стихотворение «Я столько раз была мертва…»

Ведущий 2: Еще одну грань дарования Беллы Ахмадулиной открывают ее воспоминания и эссе. С напряженным женским вниманием к деталям, которое и есть любовь, вписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Майи Плисецкой и многих-многих других.

Слайд 8 по щелчку

Чтец:

Мой этот год – вдоль бездны путь. И если я не умерла, то потому, что кто-нибудь всегда молился за меня. Все вкривь и вкось, все невпопад, мне страшен стал упрек светил, зато – вчера! Зато – Булат! Зато – мне ключик подарил! Да, да! вчера, сюда вошед, Булат мне ключик подарил. Мне этот ключик – для волшебств, а я их подарю – другим. Мне трудно быть немолодой и знать, что старой – не бывать. Зато – мой ключик золотой, А подарил его – Булат…. И все теперь пойдет на лад, и стану жить для слез, для рифм, Не зря – вчера, не зря – Булат, не зря мне ключик подарил!

Ведущий 1: В ее поколении были поэты как минимум не менее сильные – Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Нонна Слепакова – но Ахмадулину знали лучше всех, хотя вряд ли процитировали бы наизусть хоть одно ее стихотворение. А ведь ее любовная лирика потрясает. В страсти, в стихах на грани исповеди, она продолжила линию Марины Цветаевой и Анна Ахматовой. От Цветаевой Ахмадуллина научилась такой русской речи, что от напора становится косноязычной. Поэтому ее стихи сложны для чтения.

Звучит стихотворение «О мой застенчивый герой…»

Ведущий 2: Жизнь Беллы Ахмадулиной – роман, но трудно представить автора, у которого хватит такта и смелости написать такую книгу. Впрочем, она уже несколько раз бывала героиней чужой прозы: Евгений Евтушенко описал ее в романе “Не умирай прежде смерти”, а Юрий Нагибин под именем Геллы вывел в своем дневнике, стоящем, нескольких романов. Василий Аксенов также описывал ее в своих романах.

Слайд 10 по щелчку

Ведущий 1: Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже – женой Юрия Нагибина. С Евтушенко они прожили недолго и бурно, и самым ценным результатом этого брака были стихи двух поэтов. С Юрием Нагибиным она расставалась и не могла расстаться семь лет.

Слайд 10 по щелчку

Звучит романс «А напоследок я скажу…»

Ведущий 2: В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе 36 лет. У Ахмадулиной две дочери – Елизавета и Анна. Елизавета закончила Литературный институт, живет в Переделкино с мужем и дочкой. Анна закончила Полиграфический институт, работает книжным иллюстратором.

Ведущий 1: Творчество Беллы Ахмадулиной получило широкое признание за рубежом. На сегодняшний день поэтические сборники ее изданы на 16 языках. Она является почетным членом Американской академии искусств и литературы.

Ведущий 2: Белла Ахмадулина всегда была диссиденткой, еще в юности, поддержала Бориса Пастернака, в течение всей жизни неоднократно выступала в защиту преследуемых властями представителей советской интеллигенции: Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по радио «Свобода» и «Голос Америки».

Слайд 12 по щелчку

Ведущий 1: На родине ее также ценили и неоднократно награждали:

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Почётный член Российской академии художеств.

Чтец:

Пришла и говорю: как нынешнему снегу легко лететь с небес в угоду февралю, так мне в угоду вам легко взойти на сцену. Не верьте мне, когда я это говорю. О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз. Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги, и он умрет, как снег, и превратится в грязь. Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь явиться на помост с больничной простыни. Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас! О, кто-нибудь, приди и время растяни! По грани роковой, по острию каната - плясунья, так пляши, пока не сорвалась. Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо. Так было всякий раз. Так будет в этот раз. …. Когда же я очнусь от суетного риска неведомо зачем сводить себя на нет, но скажет кто-нибудь: она была артистка, и скажет кто-нибудь: она была поэт. Измучена гортань кровотеченьем речи, но весел мой прыжок из темноты кулис. В одно лицо людей, всё явственней и резче, сливаются черты прекрасных ваших лиц. Я обращу в поклон нерасторопность жеста. Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих. Достанет ли их вам для малого блаженства? Не навсегда прошу - но лишь на миг, на миг.

Слайд 13 по щелчку

Ведущий 2: Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечнососудистого кризиса.

Ведущий 1: Поэзия Ахмадулиной всегда была сильна изяществом, изысканностью, витиеватой изобретательностью, рождающей в душе мысли о возвышенном. И, наверное, неслучайно в нашей русской литературе Белла Ахмадулина навсегда останется символом 60-х годов ХХ века. А все потому, что современность прекрасно сочетается в ней с классической женственностью: грациозной, нежной и лукавой.

Ведущий 1: Белла Ахмадулина была самым красивым поэтом своего времени. Самым беспомощным и самым победительным. Для тех, кто ее любил и не любил, она была одинаково значима и дорога. Теперь таких не делают.

Звучит романс «По улице моей…»

Сценарий подготовлен зав. методико-библиографическим отделом Е. В. Пининой.

Скачать презентацию c картинками можно .

КАК ЛЮБИЛА Я ЖИЗНЬ!

- О ЛЮБИМАЯ, ДЛИСЬ!


Объятую зарёй, дымами и метелью,

Как я люблю Москву, покуда время есть.

Белла (при рождении - Изабелла) Ахмадулина - уроженка и жительница Москвы.

Москва. Тверская улица (Тогда улица Горького).


О, что полцарства для меня!

Дитя, наученное веком,

Возьму коня, отдам коня

За полмгновенья с человеком,

Любимым мною…

Из стихотворения 1959 г.

Писавшая стихи с детства, Ахмадулина поступила в семинар поэзии Литературного института имени А.М. Горького, где её наставниками были Александр Коваленков и Михаил Светлов. В 1959 году была из института исключена за отказ подписать письмо против Бориса Пастернака, но через несколько месяцев восстановлена.

На фото: Переделкино. Дача Бориса Пастернака.


Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой мне крадёт…

Из стихотворения Евгения Евтушенко,

посвящённого Белле Ахмадулиной (1957).

В юности Белла Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко.

Браки поэтов, увы, редко бывают прочными. Но история их отношений, сила их переживаний породила несколько прекрасных стихотворений.


Я так немудрено и нежно

наколдовала в стороне,

и вот образовалось нечто,

напоминая обо мне…

Первая поэтическая книга Ахмадулиной - «Струна» - вышла в 1962 году.


Какому ни предамся краю

Для ловли дум, для траты дней, -

Всегда в одну игру играю

И много мне веселья в ней.

В 1964 году Белла Ахмадулина сыграла роль Журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень».


Какие новости у вас в календаре?

А впрочем, мне до них какое дело -

и в январе живу, как в сентябре,

настойчиво и оголтело.

Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был писатель Юрий Нагибин. Мастер слова, успешный кинодраматург, он оставил немало строк об Ахмадулиной в своём невероятном «Дневнике», после сдачи в набор которого умер.


Что пользы днём с огнём искать

снег прошлогодний, ветер в поле?

Но кто-то должен так стоять

всю жизнь возможную - и доле.

Тонкая, нежная, филигранная лирика Беллы Ахмадулиной сочетается в её жизни с подписанием открытых писем - в защиту писателей А.Синявского и Ю.Даниэля, Льва Копелева, Георгия Владимова, академика А.Д. Сахарова, правозащитника А.Гинзбурга, участием в альманахе «МетрОполь»…


Как добр, кто любит, как огромен,

Как зряч к значению красоты!..

В середине 1970-х годов Белла Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера. Супружеская пара была неразлучна вплоть до кончины Беллы Ахатовны.


Афоризм от Беллы Ахмадулиной:

Да будем мы к своим друзьям пристрастны,

Да будем думать, что они прекрасны.


Осталась крайность славы: тризна…

Белла Ахмадулина, вольный человек, в конце концов получила и государственное признание. Она - лауреат Государственной премии, награждена орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством».


О, пусть моим необратимым прахом

Приснюсь себе иль стану наяву -

Не дай мне Бог моих друзей оплакать!

Всё остальное я переживу.

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей сайт Хрупкая снаружи и жесткая внутри (80-летию со дня рождения Б.Ахмадулиной посвящается...) Обучающаяся 2-го курса БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания» Баранова Ирина Андреевна Преподаватель Пушина Н.В.

Слайд 2

Знаете ли Вы, что Белла Ахатовна Ахмадулина родилась через сто лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина, ушла из жизни также через сто лет после смерти Льва Николаевича Толстого 1937-2010

Слайд 3

Семья Родной город Беллы Ахмадулиной – Москва. Её отец занимал пост большого таможенного начальника, мама работала переводчиком в КГБ. В большей мере, из-за занятости родителей Беллу воспитывала бабушка. Она привила внучке любовь к литературе, которую та пронесла через всю жизнь. Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим: в ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Имя Изабелла сменила на более которое, которое переводится с итальянского как «красавица».

Слайд 4

Однажды к родителям пришли гости и, как это водится, спросили 5летнего ребенка: «Ну, кем, Белла, ты хочешь быть?». Она, насупившись, ответила: «Литератором».

Слайд 5

Учеба в литературном институте «Литературный институт научил меня тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь- это отчасти попытка отстоять суверенность души, не поддаться ни соблазнам, ни угрозам». Всю жизнь она будет идти против течения.

Слайд 6

Первые стихи 1955 г. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Первые стихи были по-детски целомудренными и трогательными. В 1962 стараниями Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Чем отличаюсь я от женщины с цветком, от девочки, которая смеется, которая играет перстеньком, а перстенек ей в руки не дается? Я отличаюсь комнатой с обоями, где так сижу я на исходе дня и женщина с манжетами собольими надменный взгляд отводит от меня.

Слайд 7

1959 г. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, в СССР его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало причиной того, что студентка оказалась исключённой из института.

Слайд 8

Начну издалека, не здесь, а там, начну с конца, но он и есть начало. Был мир как мир. И это означало все, что угодно в этом мире вам. В той местности был лес, как огород, - так невелик и все-таки обширен. Там, прихотью младенческих ошибок, все было так и все наоборот. На маленьком пространстве тишины был дом как дом. И это означало, что женщина в нем головой качала и рано были лампы зажжены. Там труд был легок, как урок письма, и кто-то - мы еще не знали сами - замаливал один пред небесами наш грех несовершенного ума. Памяти Бориса Пастернака 1962 г.

Слайд 9

Первые стихи Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, П.Антакольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении Не трактир, так чужая таверна. Не сейчас, так в столетье любом. Я молюсь на тебя суеверно, На коленях и до полу лбом. Родилась ты ни позже, ни раньше, Чем могла свою суть оценить. Между нами, дитя-великанша, Протянулась ничтожная нить. Эта нить - удивленье и горечь,- Сколько прожито рядом годов В гущине поэтических сборищ, Где дурак на бессмертье готов! Не робей, если ты оробела. Не замри, если ты замерла. Здравствуй, Чудо по имени Белла Ахмадулина, птенчик орла Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов «Уроки музыки».

Слайд 10

Сборник «Сны о Грузии» Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. Малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, нежность родины чужой. 1960 г.

Слайд 11

Фильм «Застава Ильича», 1965 г. режиссер М.Хуциев И снова, как огни мартенов, Огни грозы над темнотой. Так кто же победил - Мартынов Иль Лермонтов в дуэли той? Дантес иль Пушкин? Кто там первый? Кто выиграл и встал с земли? Кого дорогой этой белой На черных санках повезли? Но как же так? По всем приметам, Другой там победил, другой, Не тот, кто на снегу примятом Лежал кудрявой головой. Что делать, если в схватке дикой Всегда дурак был на виду. Меж тем, как человек великий, Как мальчик, попадал в беду? Чем я утешу пораженных Ничтожным превосходством зла, Прославленных и побежденных Поэтов, погибавших зря?...

Слайд 12

Символ оттепели Собственный поэтический стиль сформировался к середине 1960-х годов. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом.

Слайд 13

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость, и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды летность. Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья. 1959 г. « В тот месяц май…»

Слайд 14

«Претерпевая медленную юность, впадаю я то в дерзость, то в угрюмость, пишу стихи, мне говорят: порви! А вы так просто говорите слово, вас любит ямб, и жизнь к вам благосклонна», - так написал мне мальчик из Перми. Кинофильм «Живет такой парень», 1964 г. Б. Ахмадулина в роли журналистки. В чужих потемках выключатель шаря, хозяевам вслепую спать мешая, о воздух спотыкаясь, как о пень, стыдясь своей громоздкой неудачи, над каждой книгой обмирая в плаче, я вспомнила про мальчика и Пермь... 1965 г.

Слайд 15

Многогранность творчества Б. Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях: Владимире Набокове («Робкий путь к Набокову»), Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома. В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». В 1993 году Б. Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий».

Слайд 16

«Ты­ человек! Ты баловень природы....» Кинофильм «Спорт, спорт, спорт», 1970 г. Ты ­ человек! Ты баловень природы. Ты в ней возник, в её добре, тепле, Возьми себе урок её свободы, Не обмани её любви к тебе! Страдает и желает совершенства Души твоей таинственная суть. Так в совпаденье муки и блаженства Вершит Земля свой непреклонный путь. Ты созидаешь сам себя и лепишь. И никому невидимым резцом, Ты форму от бесформенности лечишь. И сам себе приходишься творцом. Твори и впредь, верши заботу эту! Повержен ты? Твоя печаль темна? Но побеждённый ты вкусил победу Над ленью мышц, над скудостью ума!

Слайд 17

А.Вознесенский о Б.Ахмадулиной Б. Ахмадулиной Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть - для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид, хорош твой фарфоровый профиль, как белая лампа горит! В аду в сковородки долдонят и вышлют к воротам патруль, когда на предельном спидометре ты куришь, отбросивши руль. Люблю, когда выжав педаль, хрустально, как тексты в хорале, ты скажешь: "Какая печаль! права у меня отобрали...

Слайд 18

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания.

Слайд 19

По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья… "По улице моей который год..." – песня из кинофильма «Ирония судьбы или С легким паром» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. М. Таривердиева)

Слайд 20

Песни из кинофильмов О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнера! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой. «О, мой застенчивый герой…»-песня из х/ф «Служебный роман» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. А.Петрова)

Слайд 21

Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Кто знает - вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир. Что б ни случилось, не кляну, а лишь благословляю легкость: твоей печали мимолетность, моей кончины тишину.

Слайд 22

Личная жизнь О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут.

Слайд 23

Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко Первым законным мужем Беллы был Евгений Евтушенко, с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Слайд 24

Вторым супругом поэтессы стал Юрий Нагибин. Женившись на Белле, записал в своем дневнике: «Она обрушилась на меня, как судьба». В 1974 году Белла встретила Бориса Мессерера, театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем. С ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет.

Похожие публикации