Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Рабочая программа управление качеством бакалавриат. Рабочая программа по дисциплине "менеджмент" для специальности "управление качеством". Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15 Управление качеством

для студентов, обучающихся по специальности

43.02.02 Парикмахерское искусство

(углубленная подготовка)

Пенза 201___

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования

43 02 02 Парикмахерское искусств

Разработчик:

С.Н.Потапова,преподаватель спец.дисциплин

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 15 Управление качеством

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: : является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель, задачи и предмет дисциплины «Управление качеством» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по перечисленным специальностям.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать :

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основных этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных техногенных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

Правильно производить выбор вероятностно-

статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;

Использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах

От проектирования до серийного производства продукции;

Применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

Проводить структурный и функциональный анализ качества сложных техногенных систем с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов.

Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг

ПК 1.5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу

ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды

максимальная учебная нагрузка обучающегося 84 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 28 чаов;

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 15 Управление качеством

Тема 1.1.

Понятие качества. Основные термины и определения .

    Термины и определения; философия качества; аспекты управления качеством; концепции предпринимательства и качества;

    Системный и процессный подходы к управлению качеством; зарубежный и отечественный опыт внесистемного и системного решения проблемы управления качеством; основные этапы развития управления качеством.

2235

Практическое занятие:

    Определение номенклатуры показателей качества продукции. (на примере парикмахерских услуг).

    Определение номенклатуры показателей качества продукции зарубежного опыта

Самостоятельная работа:

    Подготовка глоссария.

    Ответы на вопросы.

Тема 1.2.

Качество как объект управления.

    Управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством,

    Функции управления качеством.

Практическое занятие:

1. Управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством(на примере парикмахерской)

Самостоятельная работа:

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 1.3.

Показатели качества и их оценка.

    Понятия: признак, свойство и показатель качества продукции, взаимосвязь этих понятий; классификация и номенклатура показателей качества; показатели безопасности,

    Показатели безопасности назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности и эстетичности, технологичности и потребления ресурсов и др.

Практическое занятие:

    Оценка уровня качества услуг. (на примере парикмахерской)

    Оценка уровня качества продукции.

Самостоятельная работа:

1. Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Раздел 2:Управление качеством в организации

Тема 2.1 . Учет и анализ затрат на качество.

1.Определение оптимального уровня цены и качества продукции; цепочка формирования затрат и создания стоимости продукции;

2.Классификация затрат на обеспечение качества продукции.

Практическое занятие:

1.Разработка систем качества на предприятии.

2.Определение характеристики деятельности организации.

3. Оценка затрат на качество.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.2. Методология управления качеством.

    Обеспечение безопасности и качества на основных этапах жизненного цикла: прогнозирование технического уровня и качества, управление качеством при разработке, качество технической и технологической документации, постановка на производство, 10 технологическая подготовка производства, качество сырья, оборудования и средств измерений, техническое оснащение производства,

    Контроль основных факторов подготовки и обеспечения качества, технологическое обеспечение качества, контроль качества и испытания; качество при транспортировании, хранении, эксплуатации (потреблении) и ремонте; система управления качеством, петля качества, ее основные этапы.

Практическое занятие:

1.Определение экономического эффекта от повышения качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.3. Статистические методы оценки и контроля качества

    Контроль качества, классификация видов контроля качества, основные функции статистических методов контроля качества, семь инструментов качества: графики, контрольные листки и гистограммы, диаграмма разброса, стратификация.

Практическое занятие:

1.Изучение статистических методов контроля качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.4. Комплексные системы управления качеством

    Создание комплексных систем управления качеством, основные этапы внедрения системы менеджмента качества на предприятии.

    Особенности внедрения и функционирования систем менеджмента качества на предприятиях различных отраслей.

Практическое занятие:

1.Изучение нормативно-правовой базы обеспечения качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.5.

Международная стандартизация и сертификация

    Международная организация по стандартизации ISO, нормативно-правовое обеспечение комплексных систем управления качеством; состав стандартов ИСО серии 9000..

Практическое занятие:

1.Изучение инновационных технологий в управлении качеством.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Всего

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета медико-биологических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий

Плакаты

Технические средства обучения:

Компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

Мультимедиапроектор;

Интерактивная доска;

Принтер, сканер, модем, плоттер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Управление качеством - И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, учебное пособие, 400 с., Издательство: Омега-Л, 2012 г.

2. Управление качеством - В. А. Деева, Н. А. Кобиашвили, Б. А. Кобулов, учебное пособие, 104 с., Издательство: Юриспруденция, 2013 г.

3. Управление качеством - Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан, учебник, 708 с., Издательство: Дашков и Ко, 2013 г. 4. Управление качеством - В. П. Мельников, В. Г. Смоленцев, А. Г. Схиртладце, учебник, 352 с., Издательство: Академия, 2012 г.

5. Управление качеством - Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев, Н. Ю. Шестопал, Э. А. Андреева, учебное пособие, 336 с., Издательство: Инфра-М, 2013 г.

Интернет-ресурсы:

www . newsalon . ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Р езульт а ты ( о с в оен ны е о б щи е комп е тен ц и и )

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных техногенных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

От проектирования до серийного производства продукции;

Применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основных этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

Учебной дисциплины: Управление качеством

код, специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Москва 2014

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 030000 – «Гуманитарные науки».

Учебная дисциплина «Управления качеством» является общепрофессиональной дисциплиной, раскрывающей проблемы качества, методологические основы управления им, нормативно – правовую базу, стандарты, стандартизацию и сертификацию систем обеспечения качества, теоретические основы в области обеспечения качества, основы конкуренции и конкурентоспособности продукции и услуг.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл (ОП.21) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Управление качеством» призвана акцентировать внимание на способы улучшения деятельности организации на основе применения современных систем менеджмента качества; формирование целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций. При реализации программы учитывается межпредметная связь с другими дисциплинами: Менеджмент, Экономика организации, Системы управления качеством, Сертификация и стандартизация.

Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

1.Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

2.Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

3.Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

4.Коммуникативный блок

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».

Учебная дисциплина «Управление качеством» ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о теоретических и методологических системах менеджмента качества, основах контроля качества и испытаний продукции;

овладение умениями применять полученные знания для улучшения деятельности организации на основе применения современных систем менеджмента качества; внедрения и улучшения результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований;

развитие концепции TQM и сертификации продукции и систем менеджмента качества в организациях; конкуренции и конкурентоспособности;

Воспитание современных взглядов и подходов науки менеджмента качества для улучшения качества продукции и предоставления услуг;

применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения качества на различных стадиях жизненного цикла продукции и формирование целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.

Профильное изучение дисциплины осуществляется:

1.Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.

2.Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.

3.Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час., в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

Самостоятельной работы обучающегося 27 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

В том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

из них:

Подготовка презентации, доклада на тему «Зарождение элементов управления качеством в России».

Подготовка презентации, доклада на тему «Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя»

Работа с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Подготовка презентации, доклада на тему «Проанализировать качество обуви разных производителей и сделать выводы».

Подготовка презентации, доклада на тему «Ключевые факторы успеха в области управления качеством в разных отраслях».

Составление схемы разновидности методов управления качеством.

Составление проекта. Разработка программы по управлению качеством.

Конспектировать основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.

Подготовка доклада, презентации на тему «Проанализировать применение стандартов серии 9000 на предприятиях. Структура стандартов ИСО семейства 9000».

Конспектировать основные понятия стандартизации. Виды документов в области стандартизации и сертификации.

Составление последовательности процедуры разработки стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Подготовка доклада, презентации на тему «Основные направления национальной политики в области проблем качества».

Подготовка доклада, презентации на тему «Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции».

Составление схемы службы маркетинга и определение её роль на предприятии. Функции и задачи маркетинга.

Итоговая аттестация в форме

зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Управление качеством

Наименование

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Понятие качества и управление качеством

Тема 1.1.

Введение. Предмет, содержание и задачи дисциплины

История управления качеством. Стадии развития философии качества. Этапы эволюции в области качества.

Основные термины и определения. Качество как объект управления. Комплексное понятие качества.

Становление и развитие менеджмента качества.

1.Подготовка доклада, презентации. Зарождение элементов управления качеством в России.

Тема 1.2.

Сущность качества и управление им

Аспекты качества. Системный подход к управлению качеством.

Классификация показателей качества.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

2.Подготовка доклада, презентации. Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя.

Тема 1.3.

Принципы управления качеством

Качество и менеджмент.

Принципы и функции управления качеством.

Механизм управления качеством.

Тема 1.4.

Качество и конкурентоспособно-сть продукции и услуг

Качество производителей и потребителей.

Понятие конкурентоспособности.

Показатели и основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг.

Практические занятия:

1.Недобросовестная конкуренция и качество функционирования предприятия.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

3.Работа с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Тема 1.5.

Понятие конкуренции, условия её существования

Понятие конкуренции. Виды и формы конкуренции.

Комплексный подход к обеспечению качества готовой продукции.

Конкурентная стратегия.

Практические занятия:

2.Оценка качества продукции разных производителей.

3.Определение конкурентоспособности предприятия.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

4.Подготовка доклада, презентации. Проанализировать качество обуви разных производителей и сделать выводы.

5.Подготовка доклада, презентации. Ключевые факторы успеха в области управления качеством в разных отраслях.

Тема 1.6.

Основные методы управления качеством

Основные методы качества и их характеристика.

Административное управление.

Практические занятия:

4.Система управления качеством на предприятии.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

6.Работа с учебником. Составление схемы разновидности методов управления качеством.

7.Составление проекта. Разработка программы по управлению качеством.

Раздел 2.

Сертификация продукции и систем качества

Тема 2.1.

Сущность и содержание сертификации

Краткая история сертификации. Определение основных понятий сертификации.

Назначение сертификации. Система сертификации продукции и производств.

Общий порядок и последовательность процедур при сертификации систем качества. Экономические оценки работы по сертификации продукции, услуг и систем качества.

Практические занятия:

5.Экономические взаимоотношения в процессе сертификации.

6.Работа с Федеральным Законом от 27.12.2002 года № 184 –ФЗ. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации.

7.Совершенствование процедуры сертификации.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

8.Работа с Федеральным Законом от 27.12.2002 года № 184 – ФЗ. Конспектировать основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.

Тема 2.2.

Система стандартов ИСО семейства 9000

Роль стандартизации в развитие международной торговли и сотрудничества. Основные международные организации по стандартизации.

Роль стандартизации в обеспечении качества товаров и услуг. Международные стандарты на системы качества ИСО серии 9000 и их структура.

Внедрение стандартов.

Практические занятия:

8.Документирование системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000.

9.Основные принципы построения стандартов ИСО серии 9000.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

9.Подготовка доклада, презентации. Проанализировать применение стандартов серии 9000 на предприятиях. Структура стандартов ИСО семейства 9000.

Тема 2.3.

Правовые основы сертификации и стандартизации в РФ

Основополагающие документы по законодательству, стандартизации и сертификации, концепции, положения, правила, директивы, инструкции.

Нормативно-правовая и юридическая база организации систем управления качеством на бумажном или электронном носителях.

Нормативное сопровождение систем качества на предприятиях

Практические занятия:

10.Законодательные основы подтверждения соответствия.

11.Информационное обеспечение стандартизации.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

10.Работа с Федеральным Законом от 27.12.2002 года № 184 – ФЗ. Конспектировать основные понятия стандартизации. Виды документов в области стандартизации и сертификации.

Тема 2.4.

Государственные и международные стандарты и системы качества

Разновидности нормативных документов: стандарт, предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил, регламент. Виды стандартов.

Краткая история развития стандартизации. Основные понятия и определения в области стандартизации, цели, организация работ по стандартизации, нормативные документы по стандартизации и требования к ним.

Роль стандартизации в обеспечении качества товаров и услуг, информационное обеспечение. Государственная система стандартизации.

Практические занятия:

12.Система органов и служб стандартизации в РФ.

13.Применение стандартов в РФ.

14.Международное сотрудничество в области обеспечения качества.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

11.Составление последовательности процедуры разработки стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Раздел 3.

Современные проблемы управления качеством

Тема 3.1.

Проблемы качества и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством

Уровень общих проблем качества в России.

Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

Роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

12.Подготовка доклада, презентации. Основные направления национальной политики в области проблем качества.

13.Подготовка доклада, презентации. Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции.

Тема 3.2.

Управленческий учёт и бюджетирование

Основные методы менеджмента, способствующих повышению качества продукции (услуг).

Цели внедрения системы управленческого учета.

Основные задачи системы бюджетирования.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

14.Составление схемы службы маркетинга и определение её роль на предприятии. Функции и задачи маркетинга.

Зачет

Всего

На подготовку домашнего задания к учебным занятиям

Итого

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Учебно-методический комплекс по дисциплине.

Технические средства обучения :

Компьютер;

Проектор;

Аудио-, видео - учебные материалы.

3.2.Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам

  1. Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Управление качеством».
  4. Календарно-тематический план.
  5. Методические указания по выполнению лабораторных и практических занятий.
  6. Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
  7. Материалы промежуточного контроля (вопросы к зачетам).

3.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Кузнецова Н.В./ Управление качеством/ Учебное пособие - М.: Флинта: МПСИ, 2009
  2. Кошевая И.П., Канке А.А./ Метрология, стандартизация и сертификация: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008

Дополнительные источники:

1.Баканов М.И., Шеремет А.Д./ Теория экономического анализа: Учебное пособие для студентов экон. спец. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005

2.Баумгартен Л.В./ Управление качеством в туризме. Практикум: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008

3.Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент/ Учебник - М.: Гардарики,
2006

4.Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А./ Управление качеством: Учебное пособие.- М.: ИД «Юриспруденция», 2009

5.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством/ Учебник-2-е изд.-
М.: Омега-Л, 2005

6.Мишин В.М. Управление качеством/ Учебник для студентов вузов, 2-
е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

7.Никифоров А.Д. Управление качеством/ Учебное пособие для вузов.-
М.: Дрофа, 2004

8.Просветов Г.И./ Управление качеством: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009

9.Ржевская С.В./ Управление качеством: практикум: учебное пособие.- М.: Университетская книга, Логос, 2009

10.Савицкая Г.В./Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениях – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Минск: ИП «Экоперспектива», 2009

11.Сергеев И.В. Экономика организации/ Учебное пособие - 2-е изд.- М.:
Финансы и статистика, 2007

12.Черняховская Т.Н./Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика. - М.: Высшее образование, 2008

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Знать:

Основные термины и определения в области качества и управления качеством;

Методы управления качеством;

Факторы, влияющие на качество продукции.

Уметь:

Использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности.

Опрос по

индивидуальным заданиям.

Составление схем и таблиц.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Знать:

Развитие советских систем управления качеством;

Научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

Комплексная система управления качеством продукции.

Уметь:

Использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или докладов

Оценка выполнения практических заданий, тестов, решение ситуационных задач.

Опрос по

индивидуальным заданиям.

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Знать:

Государственные и международные стандарты и системы качества;

Методы контроля качества;

Уметь:

Использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

Овладеть методами групповой работы при решении конкретных производственных проблем.

Оценка выполнения практических заданий, тестов, решение ситуационных задач.

Опрос по

индивидуальным заданиям.

Оценка выполнения самостоятельной работы по теме.

Оценка уровня освоения материала тем при защите промежуточного контроля.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Знать:

Основные этапы формирования затрат на качество;

Методы контроля качества;

Современные проблемы качества.

Уметь:

Использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

Овладеть методами групповой работы при решении конкретных производственных проблем.

Экспертное наблюдение за действиями обучающихся.

Экспертная оценка выполнения практических работ, индивидуальных заданий, докладов.

Экспертное наблюдение и оценка выполнения докладов, докладов, ответы на контрольные вопросы.

Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭф) ____________________________________________________________________ __________________________________________________________

Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Магистерская программа: «Автономные энергетические системы. Водородная и электрохимическая энергетика»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Цикл:

общенаучный

Часть цикла:

№ дисциплины по учебному плану:

ИПЭЭф; М1.5.2

Часов (всего) по учебному плану:

Трудоемкость в зачетных единицах:

2 семестр – 3

Лекции

36 часов

2 семестр

Практические занятия

18 часов

2 семестр

Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

Расчетные задания, рефераты

20 часов самостоят. работы

2 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

54 часа

Экзамены

2 семестр

Курсовые проекты (работы)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен

Москва – 2011

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является усвоение студентами значения качества в деятельности современной организации и формирование системы знаний для организационно-управленческой и проектно-аналитической деятельности в области управления качеством.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

· совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

· свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК-3);

· самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);

· использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки (ОК-8);

· способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5);

· оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8);

· использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии (ПК-9);

· готовностью к осуществлению надзора за всеми видами работ, связанных с эффективным и бесперебойным функционированием производственного оборудования (ПК-17);

· готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-22);

· способностью планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований, давать практические рекомендации по их внедрению в производство (ПК-23);

· готовностью представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-24);

· готовностью к руководству коллективом исполнителей, принятию решений, определению порядка выполнения работ (ПК-25);

· способностью к разработке перспективных планов работы производственных подразделений, планированию работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-27);

· готовностью к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-30).

Задачами дисциплины являются:

    изучение сущности категории «качество» применительно к задачам управления организацией, формирование представления о качестве, как об одной из главных целей организации; знакомство с эволюцией менеджмента качества, закономерностями развития теории и практики обеспечения качества в организации; анализ основных методов управления качеством на предприятиях любых форм собственности и видов деятельности ; формирование представления об управлении качеством, как о системном процессе, взаимоувязанном со всеми аспектами деятельности организации; изучение роли государства в обеспечении качества продукции, знакомство с основными законодательными актами Российской Федерации в области качества; рассмотрение конкретных методик обеспечения качества в организации, изучение современных подходов к управлению качеством, анализ экономического механизма обеспечения качества.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла М1 основной образовательной программы подготовки магистров по программе «Автономные энергетические системы. Водородная и электрохимическая энергетика» направления 140100 – Теплоэнергетика и теплотехника.


Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Математический анализ», «Информационные технологии», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Экономика и управление производством».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины , обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

· методы и процедуры оценки уровня качества продукции (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5);

· эволюцию развития систем управления качеством, закономерности развития теории и практики обеспечения качества в организации (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5);

· основные принципы современных систем управления качеством продукции (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5);

· взаимосвязь управления качеством, как системного процесса, со всеми аспектами деятельности организации (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5);

· основные стандарты систем менеджмента качества, ориентироваться в их сравнительных характеристиках, преимуществах и ограничениях (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5);

· основы российского законодательства в области качества, стандартизации и сертификации (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5);

· общие понятия экономики качества (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5).

Уметь:

    использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-8, ПК-1, ПК-9, ПК-23, ПК-27); находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8, ПК-1, ПК-9, ПК-23, ПК-27); осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОК-8, ПК-1, ПК-9, ПК-23, ПК-27); выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОК-8, ПК-1, ПК-9, ПК-23, ПК-27); применять на практике конкретные методики анализа причин проблем с качеством и поиска решений этих проблем (ОК-8, ПК-1, ПК-9, ПК-23, ПК-27); анализировать экономический механизм обеспечения качества, рассчитывать затраты на обеспечение качества, а также прогнозировать экономический эффект (ОК-8, ПК-1, ПК-9, ПК-23, ПК-27).

Владеть:

· методикой оценки уровня качества продукции (ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-22, ПК-23, ПК-24);

· методикой обеспечения качества в организации (ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-17, ПК-25, ПК-27, ПК-30);

· методикой расчета затрат на обеспечение качества (ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-22, ПК-23, ПК-24);

· методикой расчета экономической эффективности потребительского качества (ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-22, ПК-23, ПК-24).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Раздел дисциплины.

Всего часов на раздел

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)

Введение

Письменный опрос по теории

Расчетное задание

Методы и процедуры оценки качества продукции

Организация контроля качества продукции и профилактика брака

Письменный опрос по теории

Статистический контроль качества

Письменный опрос по теории

Статистические методы контроля качества

Контрольная работа, расчетное задание

Стандартизация и сертификация в системе управления качеством

Эволюция подходов к менеджменту качества

Методология управления качеством

Управление затратами на обеспечение качества

Письменный опрос по теории

Комбинированная форма

4.2.1. Лекции:

2 семестр

1. Введение

Предмет и задачи курса. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе.

2. Квалиметрия и ее использование в управлении качеством

Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей . Классификация ценностей. Классификация показателей качества продукции. Показатели качества услуги и их особенности. Этапы оценки уровня качества продукции. Классификация методов определения показателей качества продукции. Методы оценки уровня качества продукции. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции. Комплексный метод оценки уровня качества продукции. Интегральный показатель качества. Смешанный метод оценки уровня качества продукции. Кластеризация базовых образцов.

3. Контроль, учет и анализ процессов управления качеством

Организация контроля качества продукции и профилактика брака . Понятие контроля. Стадии контроля. Виды технического контроля. Средства контроля качества продукции. Статистический контроль качества. Способы представления продукции на контроль. Методы отбора единиц продукции в выборку. Классификация выборок. Обеспечение случайности и представительности выборок. Критерии для принятия решения по результатам контроля. Контрольные нормативы. План контроля. Определение и показатели брака. Классификация дефектов Риск поставщика и риск потребителя. Метод расслаивания. Графики, как метод контроля качества. Диаграмма Парето. Причинно-следственная диаграмма Исикавы. Гистограмма. Диаграмма разброса. Контрольные карты.

4. Специальные подсистемы управления качеством

Стандартизация в системе управления качеством . Сущность процессов стандартизации. Система стандартизации России. Система международных стандартов. Сертификация продукции и систем качества . Определение, цели и принципы. Системы сертификации. Схемы сертификации.

5. Эволюция подходов к менеджменту качества

Основные принципы современных систем управления качеством продукции. Развитие системного подхода к управлению качеством. Петля качества. Цикл Деминга. Механизм управления качеством. Существующие системы управления качеством.

6. Методология управления качеством

Принципы управления качеством в организации. Цикл PDC(S)A. Процессный и системный подход в менеджменте Процессы управления качеством: классификация, описание, управление и регламентация (ISO 9000, ISO 9001). Классификация процессов управления качеством. Описание (моделирование) и регламентация (документирование) процесса. Методики моделирования бизнес-процессов.

7. Управление затратами на обеспечение качества

Общие понятия экономики качества. Экономическая эффективность потребительского качества. Классификация затрат на обеспечение качества. Модель затрат PAF. Измерение стоимости качества.

4.2.2. Практические занятия:

2 семестр

Методы и процедуры оценки качества продукции . Определение весовых коэффициентов показателей качества. Определение комплексного показателя качества по принципу среднего взвешенного.

Методы и процедуры оценки качества продукции. Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества однородной продукции. Интегральный и смешанный методы оценки уровня качества однородной продукции. Кластеризация базовых образцов.

Статистические методы контроля качества. Диаграммы Парето и их использование для выявления главных дефектов и наиболее серьезных причин брака. Этапы построения диаграммы Парето. Использование АВС-анализа совместно с диаграммами Парето. Гистограмма. Построение и анализ. Диаграмма разброса. Построение и анализ. Контрольные карты как средство регистрации результатов измерения качества. Использование контрольных карт при анализе качества технологических процессов.

4.3. Лабораторные работы: Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.4. Расчетные задания: В течение 2 семестра обучения студенты должны выполнить и сдать на проверку следующие расчетные задания.

Задание 1.

1. Выбрать объект экспертизы. Объектом экспертизы могут быть продукты питания, бытовая техника , средства измерений и т. д.

2. Сформировать единичные показатели качества. Определить к какой классификационной группе (подгруппе) они относятся.

3. Определить меры показателей качества (в единицах физических величин или в безразмерных единицах).

4. Результаты оформить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Единичные показатели качества

Классификационная группа

Классификационная подгруппа

Задание 2.

1. Выбрать объект экспертизы. Объектом экспертизы может быть любая услуга.

2. Сформировать единичные показатели качества. Определить к какой классификационной группе они относятся.

3. Результаты оформить в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Единичные показатели качества

Классификационная группа

Задание 3.

Товар, выбранный в качестве объекта экспертизы в первом задании, принять в качестве оцениваемого образца. Аналогичный товар принять за базовый и провести сравнение уровня качества дифференциальным , комплексным (весовые коэффициенты задать самостоятельно) и смешанным методом.

Задание №4.

Построить и провести анализ диаграммы Парето и диаграммы Исикавы. В качестве проблемы, которую необходимо проанализировать и устранить, рассмотреть причины заданные преподавателем (кол-во причин принять не менее 7, количество опозданий задать примерно, исходя из личного опыта).

Темы рефератов

1. Различные философские подходы к определению категории «качество».
2. Основные термины и понятия управления качеством.
3. Оценка эффективности и качества управления.
4. Особенности системного и процессного подхода к управлению качеством.
5. Диверсификация менеджмента качества и жизненный цикл продукции.
6. Интернет-технологии в менеджменте качества.
7. Опыт создания системы управления качеством на российских предприятиях.
8. Особенности опыта США в области управления качеством.
9. Особенности японского опыта в области управления качеством.
10. Управление качеством в странах Западной Европы.
11. Отечественный опыт организации управления качеством.
12. Системы контроля качества продукции.
13. Использование контрольных карт для управления качеством продукции.
14. Использование квалиметрии для задач управления качеством.
15. Значение стандартизации для управления качеством.
16. История создания и развития международных стандартов ИСО 9000.
17. Современная версия стандарта системы качества ИСО 9000.
18. Значение интеграции и дезинтеграции для задач повышения качества управления.
19. Сертификация продукции, ее значение для управления качеством.
20. Сертификация систем качества по стандарту ИСО 9000.


21. Премии по качеству. Опыт передовых предприятий.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы : Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций.

Практические занятия проводятся в традиционной форме с разбором конкретных ситуаций.

Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным занятиям, контрольным работам , выполнение домашних заданий, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету и экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль: промежуточные письменные опросы по отдельным разделам дисциплины, письменные домашние задания, контрольные работы по темам практических занятий, подготовка реферата.

Аттестация по дисциплине – зачет и экзамен.

Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,25´(среднеарифметическая оценка за контрольные работы и реферат) + 0,25´оценка за расчетное задание + 0,5´оценка за ответ на экзамене.

В приложение к диплому вносится оценка за 1 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

1. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов / Эванс: пер с англ. Под ред. ; предисловие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 – 671 с. – (Серия «Зарубежный учебник»)

2. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / под ред. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ - Дана, 2007, - 352 с.

Гиссин, качеством: учебное пособие для вузов / . - 2-е изд., доп. и перераб. - xxx: МарТ, 2с. - Экономика и управление) Аристов качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.: ил. – (Серия «Высшее образование»). Фомин. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 384 с. Огвоздин, качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие / . - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дело и сервис, 2с. Басовский, качеством: учебник для вузов по экономическим специальностям / , . - М. : ИНФРА-М, 2с. - Высшее образование)

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

система дистанционного обучения Прометей; ЭОР, размещенные на сайте кафедры ЭКО

б) другие:

набор презентаций по тематике дисциплины.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100 – Теплоэнергетика и теплотехника

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. кафедрой ХиЭЭ

д. х.н., профессор

«УТВЕРЖДАЮ»:

Зав. кафедрой ЭКО

д. т.н., профессор ёв

Изучаемый студентами курс «Управление качеством» параллельно с другими обще профессиональными дисциплинами отражает специфику профессиональных проблем и закладывает:

Основы знаний производственных отношений и принципов управления качеством продукции с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

Практические навыки по использованию методов решения задач на определение оптимальных соотношений параметров качества и надежности различных техногенных систем при их проектировании, доводке, при организации технологической подготовки производства, при подготовке и освоении экспериментального и серийного производства;

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем управления качеством продукции и обеспечения рыночной конкурентоспособности сложных технических систем, видение взаимосвязи этих проблем с уровнем развития менеджмента конкретного предприятия и отрасли в целом;

Способности к проектной деятельности в сфере организации системы и управления качеством продукции на основе системного подхода, умения строить и использовать модели для описания и прогнозирования уровня качества проектируемых сложных техногенных систем, осуществлять их качественный и количественный анализ;

Способности к обоснованию управленческих решений с учетом современных концепций менеджмента качества и рационального использования ресурсов.

Основная цель изучения дисциплины – научить студентов подходам к разработке систем управления качеством сложных техногенных систем на стадии их проектирования, доводки и освоения экспериментального и серийного производства на базе комплекса знаний в области теоретических основ и современной практики обеспечения качества.

Основной задачей дисциплины является понимание качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики, овладение методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и организации управления качеством продукции.

Данной дисциплина связана со следующими курсами: теория вероятностей и математическая статистика, экономика, экономика предприятия, организация производства на предприятии, менеджмент, маркетинг.

иметь понятие

- о сущности экономических явлений и процессов;

Об истории управления качеством;

знать:

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основные этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.

уметь:

Использовать вероятностно – статистические методы оценки качества сложных техногенных систем и изменения качества продукции в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

Правильно производить выбор вероятностно – статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;

Использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах – от проектирования до серийного производства продукции;

Проводить структурный и функциональный анализ качества сложных техногенных систем с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов;

владеть:

Основными методами оценки качества промышленной продукции;

Специальной терминологией дисциплины.

Раздел дисциплины

Часы всего

В том числе (часов)

Сам. работа

Ауд. занятия

Практические работы и семинарские занятия

Тема 1 Предмет и область управления качеством

Тема 2 Методологические основы управления качеством

Тема 3 Содержание современных подходов к управлению качеством

Тема 4 Управление качеством в процессе проектирования и разработок

Тема 5 Управление качеством в процессе закупок

Тема 6 Управление качеством в процессе производства и обслуживания

Тема 7 Управление затратами на обеспечение качества

Тема 8 Сертификация продукции и систем качества


4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1 Предмет и область управления качеством

Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия. Современные подходы к определению содержания категории «качество». Методы управления качеством. Классификация методов управления качеством. Формирование и развитие научных школ управления качеством.

1. Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества.

2. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

3. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия.

4. Современные подходы к определению содержания категории «качество».

5. Методы управления качеством.

6. Классификация методов управления качеством.

7. Формирование и развитие научных школ управления качеством.

8. Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии.

9. Методы моделирования систем управления качеством.

10. Принятие управленческих решений в области качества.

11. Формирование обобщенной оценки уровня качества при многокритериальной оценке.

12. Понятие интегрального качества.

13. Классификация уровней управления качеством.

14. Принципы и функции управления качеством.

16. Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике.

17. Основные положения концепции всеобщего управления качеством.

18. Краткая характеристика МС ИСО серии 9000:2000.

20. Концепция постоянного улучшения.

21. Влияние процесса проектирование и разработки на качество конечного продукта деятельности предприятия.

22. Методы управления качеством в процессе проектирования и разработки.

23. Элементы управления качеством в процессе закупок.

24. Методы оценки возможностей поставщиков.

26. Формирование системы партнерских отношений с поставщиками.

27. Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания.

28. Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания.

29. Классификация и содержание видов контроля качества.

30. Статистические методы контроля качества.

31. Система показателей качества продукции и методы их определения.

32. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

33. Информационная база анализа затрат на качество продукции.

34. Методы анализа затрат на качество продукции.

35. Методы анализа брака и потерь от брака.

36. Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции.

37. Этапы проведения сертификации систем качества.

38. Международная практика сертификации.

1. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2007. – 414 с.

2. Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др..; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.

3. Мазур И.И. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2005. – 334 с.

1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

2. Басовский Л.Е. Управление качеством. -М. :ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

3. Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, 2006. – 288 с.

4. Никифоров А.Д. Управление качеством. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.

5. Чупилин А.И. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2005. – 156 с.

{SITELINK-S516}Качество и надежность{/SITELINK}

НЕГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Менеджмента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

080200.62 – «Менеджмент»

Профиль подготовки

«­­Международный менеджмент»

Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения

Квалификация выпускника – бакалавр менеджмента

Москва

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета

Протокол № 5 от 01.01.2001 г.

Данную программу разработал д. в.н., профессор кафедры Менеджмента НОУ ВПО ИМЭС.

Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.

на заседании кафедры Менеджмента

НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 01.01.2001 г.

Аннотация

«Управление качеством»

Дисциплина «Управление качеством» изучает методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления качеством товаров и услуг, исходя из концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM).

Программа учебной дисциплины «Управление качеством» предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Аннотация рабочей программы составлена на основании Федерального государственного образова­тельного стандарта третьего поколения по направлению 080200.62 «Менеджмент» для дисциплины вариативной части профессионального цикла профиля «Международный менеджмент» изучается в вариативной части профессионального цикла (Б3).


1. Цель и учебные задачи дисциплины

Целью курса «Управление качеством» является:

· формирование у студентов комплекса знаний теоретических основ и первичных прак­тиче­ских навыков по методологии, методике и технологии управления качеством продукции (товаров и услуг), методологии анализа и планирования качества, его технического, организационного и информационного обеспечения , а также функций координации и контроля в процессе функциони­рования системы качества, знаний основных положений международных стандартов ИСО 9000 (ISO – International Standard Organization) в обеспечении качества и его сертификации.

· подготовка бакалавра – менеджера среднего зве­на, владеющего основами управления качеством как непременной составляющей общего управле­ния социально-экономической организацией.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

· управления качеством продукции (товаров и услуг) на разных этапах жизненного цикла проекта – от создания до реализации;

· выбора наиболее эффективных путей форми­ро­вания системы качества, осуществления его контроля и совершенствования;

Процесс изучения дисциплины направлен на углубление формирования следующих компетенций:

ПК-3,23,30,31.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· показатели качества и методы их оценки (установления);

· основные требования Международных стандартов качества серии ИСО 9000;

· формирование и функционирование системы качества предприятия (организации);

· методологию разработки документации по качеству и системы качества;

· общие принципы сертификации продукции (товаров и услуг);

· домашние задания;

· подготовка докладов, рефератов, выступлений;

· подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Итоговый контроль знаний по дисциплине:

· Экзамен

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Управление качеством» используются следующие образова­тельные технологии:

Стандартные методы обучения:

· Лекции;

· Семинарские занятия;

· Компьютерные занятия;

· Домашние работы;

· Расчетно-аналитические задания;

· Самостоятельная работа студентов, в которую включается освоение статистических методов анализа информации и интерпретации резуль­татов;

· Консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий.

Основными составляющими интерактивного обучения являются интерактивные методы:

· Творческие задания

· Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста)

· Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео - и аудиоматериалами)

· Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

6. Лабораторный практикум

не предусмотрен.

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрена

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Басовский качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Дмитриев социально-экономической организацией. Учебное пособие. – М.: ИМЭС, 2008.

2. Ефимов и методы управления качеством: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2009.

3. Тепман качеством [Электронный ресурс] учеб. пособие / Под ред. – М.: Юнити-Дана, 20с. - Режим доступа: http://www. *****/book/452/

4. Шевелева качеством: современные подходы и методы: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 223 с. – 25 экз.

5. Управление качеством. [Электронный ресурс] учеб. пособие. 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 20с. – Режим доступа: http://www. *****/book/452/

Периодические издания

1. Журналы «Стандарты и качество»

2. Журналы «Стандарты и мониторинг в образовании»

3. Журналы « Методы менеджмента качества»

Образовательные и профессиональные ресурсы удаленного доступа

6. http://www. qaulity. *****/ – информационный портал поддержки управления качеством в образовании

7. http://www. eqc. *****/ – Европейский фонд качества

8. http://www. *****/ – Ассоциация Деминга

9. http://*****/ – Ассоциация «6-сигм»

10. http://www. *****/ – центр «Приоритет»

11. http://www. *****/ - Российский сайт, посвящен-ный ISO 9000, вопросам менеджмента качества и сертифи-кации. Сайт содержит разделы: библиотека, менеджмент качества, инструментарий качества, терминология качест-ва, новости и другие

12. http://www. *****/ - Издательство «Стандарты и ка-чество»

13. http://www. *****/vok. php - Программа «Российское качество»

14. http://rc. *****/rc/ - Исследовательский центр про-блем качества подготовки специалистов

15. http://www. *****/ - Портал о стандартах

16. http://quality. *****/ - Материалы по ИСО 9001:2000. Материалы по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специально оборудованные кабинеты и аудито­рии: компьютерные классы, аудитории, оборудован­ные мультимедийными средствами обучения.

В рамках изучения курса предусматривается:

· текущий контроль , проводимый в виде дискуссий по тематическим вопро­сам на лекциях, а также в форме докладов (рефератов) и выступлений на семинарах.

· итоговая аттестация проводится в виде зачета, проводимого в форме компьютерного тестиро­вания. Для получе­ния итоговой аттестации по курсу на зачете студент должен посещать за­нятия и проявлять активность в аудитории. Непосредственно в ходе зачетного тестирования требуется ответить на пятнадцать-двадцать вопросов, сопровождаемых ответами, построен­ными по выборочному принципу.

Примерный перечень вопросов

для подготовки к зачету

1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития систем управления качеством.

2. Изложите сущность комплексного управления качеством.

3. Что представляет собой петля качества продукции?

4. В чем заключается суть понятия «спираль качества»?

5. Каковы цели и области применения структурно-функционального анализа?

6. Каковы цели функционально-стоимостного анализа?

7. Какие принципы лежат в основе функционально-стоимостного анализа?

8. Назовите основные цели всеобщего управления качеством.

9. В чем заключаются преимущества системы всеобщего управления качеством?

10. Каковы цели, задачи и роль стандартизации в управлении качеством?

11. Каковы классификация и виды стандартов?

12. Каковы назначения и структура системы международных стандартов ИСО серии 9000?

13. Каковы общие черты и различия в положениях стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM?

14. Каковы законодательные основы стандартизации в Российской Федерации?

15. Какова роль сертификации в управлении качеством и каковы ее преимущества с точки зрения производителей, потребителей и экономики в целом?

16. Каковы цели добровольной и обязательной сертификации?

17. Дайте классификацию видов сертификации.

18. Каковы типовые схемы и типовые процедуры сертификации?

19. Каковы особенности системы сертификации в России?

20. Какова законодательная база сертификации в России?

21. В чем заключается специфика экономики управления качеством?

22. Как определяется экономический эффект и экономическая эффективность изменения качества?

23. Из каких составляющих складываются расходы на качество?

24. Из каких составляющих складываются суммарные потери от внутреннего брака?

25. В чем заключаются особенности современной стратегии фирмы в области затрат на качество?

Темы рефератов

1. Качество продукции как фактор конкурентоспособности.

2. Эволюция парадигмы управления качеством.

3. Роль управления качеством в общей системе менеджмента.

4. Современная концепция управления качеством.

5. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством.

6. Проблемы внедрения концепции TQM в деятельность организации.

7. Показатели качества и методы их определения.

8. Особенности японской системы управления качеством.

9. Основные направления в области управления качеством.

10. Формирование стратегии и тактики фирмы в создании качества.

11. Кружки качества, их роль и особенности деятельности.

12. Коллективные формы участия в совершенствовании качества. Формы мотивации персонала к постоянному повышению качества работы.

13. Петля и спираль качества как организационно-методические принципы обеспечения и управления качеством.

14. Функционирование системы обеспечения качества.

15. Функционально-стоимостный анализ в управлении качеством.

16. Роль и назначение стандартизации в обеспечении качества.

17. Организационно-правовые основы стандартизации в России.

18. Международная стандартизация как инструмент обеспечения качества.

19. Сертификация в системе обеспечения качества.

20. Организационно-правовые основы сертификации в России.

Похожие публикации