Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Речь карандышева. ​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа

В пьесе «Бесприданница» тема «Маленького человека» находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий».

«Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису. Карандышев вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. "Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы — Ка-рандышев. Совсем, конечно, раз-ные люди — Паратов и Каранды-шев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться «бле-стящим барином» — таким же, как Паратов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кин-жалов, пистолетов тульских навешал...» — и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выхо-дит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев — тоже новый харак-тер, созданный уже с учетом художественного опы-та Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него — прекрасный спо-соб для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: «...три года я терпел унижения, — говорит Карандышев своей невесте, — три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, по-смеяться над ними!» Лариса просит его поскорее уехать из города. Как бы не так! Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед», о своем торжестве: «Теперь я хочу и вправе по-гордиться и повеличаться».

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в ма-леньком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В кон-це концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека. Наступает страшный для Карандышева момент проз-рения: он, наконец, понял или хотя бы почув-ствовал истину, начинает осознавать и свою настоя-щую роль в том, что происходит вокруг него. Это роль шута. И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эс-тетически возвышается, превращаясь из мелкого чи-новника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое че-ловеческое достоинство. Страдания его очеловечи-вают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского. И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

«Я смешной человек... Я знаю сам, что я смеш-ной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?.. Но разломать грудь у смешного чело-века, вырвать сердце, бросить под ноги и растоп-тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. «Хороши ваши приятели! — говорит он. — Какое ува-жение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам распо-лагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может». Материал с сайта

Но, поднявшись до осознания действительно тра-гического конфликта (человек — вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противо-естественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры. И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он «с жаром» кричит: «Я беру вас, я ваш хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Этого Каран-дышев стерпеть не может: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)» Так оправ-далось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями?

2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева и Ларисы? Проследите по тексту драмы (четвертое явление первого действия; шестое явление второго действия; одиннадцатое, тринадцатое, четырнадцатое явления третьего действия; десятое – одиннадцатое явления четвертого действия).

3. В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

Карандышев вырос в мещанской среде, он с детства испытывал на себе унижения со стороны сильных мира сего. Однако, осуждая их нравы, их поведение, Карандышев, в то же время мучительно завидует им и сам претендует на положение хозяина жизни.

Это человек с болезненным самолюбием и крайне честолюбивый. Мелкий чиновник с небольшим достатком, Карандышев из кожи лезет, чтобы показать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Его любимое присловие-“Что за…” (“Что за странная фантазия пить чай в это время? Удивляюсь” “Что за фамильярность с молодым человеком” “…Что за ребячество!”). Заметим, однако же, что речь Карандышева резко меняется, в зависимости от Того, к кому он обращается. С Вожеватовым он запанибрата: “Василий Дапилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!” Формы разговорной речи “вот что”, “приезжайте-ка”, небрежная расстановка слов в предложении придают обращению Карандышева непринужденность и даже фамильярность. Он как бы похлопывает Вожеватова по плечу. Иначе он беседует с именитым купцом Кнуровым: “Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?” Со слугами Карандышев барски высокомерен. В этом изменении оттенков обращения невольно и незаметно для самого Карандышева раскрывается его низкая, холопская, чиновничья натура.

В своем стремлении “повеличаться” Карандышев смешон и жалок. Над ним явно издеваются и купцы и слуги, а Кнуров просто игнорирует Карандышева и даже закрывается газетой, когда тот пытается с ним наговорить.

Взаимоотношения Карандышева и Ларисы были рассмотрены в первом варианте урока. Заметим лишь, что женитьба на Ларисе для Карандышева средство самоутверждения и в то же время средство поднять свой престиж в глазах окружающих. “Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь, – “сквозь слезы” говорит он Ларисе. – Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”.

Средством самоутверждения является для Карандышева и званый обед и тост в честь Ларисы за этим обедом: Карандышев благодарит Ларису за то, что та предпочла его всем другим своим поклонникам, сумела “отличить золото от мишуры”.

Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Постепенно мы начинаем понимать, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость и незащищенность. Конечно, претензии. Карандышева стать вровень с Паратовым, Кнуровым и. Вожеватовым нелепы, и все же мы с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни.

Бегство Ларисы за Волгу с теми, кому Карандышев завидовал и перед кем хотел “повеличаться”, для него страшная катастрофа. В конце третьего действия раскрывается целая гамма чувств и настроений, которые владеют теперь его душой: это и растерянность, и глубокая горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильная злоба. Карандышев решает мстить своим обидчикам. Чем кончается этот бунт маленького, униженного жизнью человека, мы узнаем в четвертом действии.

Каждый докладчик рассматривал взаимоотношения Ларисы с тем или иным героем и таким образом раскрывал одну из сторон жизненной драмы бесприданницы. Обобщить эти сведения можно при работе над домашними сочинениями по Островскому. В число тем сочинений наряду с темой “В городе Калинове” мы предлагаем включить две темы, связанные с образом Ларисы: “В чем причина гибели Ларисы Огудаловой?” и “Люди с горячими сердцами в драмах “Гроза” и “Бесприданница”.

“Лариса, обманутая Паратовым, не только разочаровывается в человеке, которого искренне любила, но и теряет веру п жизнь, надежду на счастье… Но если Катерина из драмы “Гроза” находит силу броситься в Волгу, то Лариса таких сил не находит. Она понимает, что лучше умереть, чем жить как-нибудь, и все равно: “Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь да жить… когда нельзя жить и не нужно”.

В некоторых из этих работ ощущается излишняя прямолинейность и категоричность, отсутствие исторического подхода к характеристике героини драмы, однако, думается, ученики правы, ставя вопрос об ответственности самого человека за свою судьбу. Ученики в целом верно определяют роль Ларисы в пьесо как роль пассивную, чисто страдательную. На протяжении действия пьесы она не совершила ни одного самостоятельного поступка, волей или неволей подчиняясь желаниям хозяев жизни.

При обсуждении сочинений учитель обратит внимание на историческую обусловленность этой пассивности Ларисы. На первый взгляд кажется, что по сравнению с Катериной Лариса внутренне более свободна. На нее не оказывают такого воздействия религиозные догмы, над нею не тяготеет постоянная опека самодуров. Островский убедительно показал, что эта свобода иллюзорна. Лариса – игрушка, “вещь” в руках новых хозяев жизни.

Образное представление об обстановке действия, нарисовать Ларису в тех или иных сценах. Так, ученица А. рисует возвращение Ларисы с пикника:

“Тот же бульвар, где проходило первое действие. Но теперь ночь. Темнота. Лишь из окон падают снопы света да фонарь слегка освещает угол сцены, где перед решеткой стоит скамейка. На бульваре лежат тени деревьев. Сзади, за решеткой – мрачная, черная бездна.

Лариса медленно поднимается по ступенькам лестницы, ведущей из этой бездны. Ее слегка поддерживает Паратов. Она совершенно разбита. Останавливается и медленно опускается па скамейку. На этой же скамейке она сидела днем и глядела на Волгу, на дальние поля, деревни, рощи, мечтала об отдыхе. Теперь мечты и надежды разбиты. Перед нею проходят разрозненные воспоминания поездки: влюбленное лицо Паратова, почтительно склоненная фигура Кнурова, цыганские песий, пляски, какое-то нервное и дикое веселье, поцелуи, ласки. “Цыганский табор!” А потом… Паратов стал холодно вежлив, официален, и она поняла, что надежды на счастье нет. Вот и сейчас

Он говорит ей какие-то холодные, учтивые слова: “Позвольте поблагодарить вас за удовольствие, которое вы мне доставили”. Удовольствие? Она ради него уехала от матери и жениха, бросила все. И это, оказывается, лишь ради того, чтобы доставить ему удовольствие”.

Сочинения подобного типа свидетельствуют о том, что работа над развитием творческого воображения учеников, проведенная при изучении “Грозы”, не прошла даром.

(No Ratings Yet)

“Я ваш хозяин” (Лариса и Карандышев в драме “Бесприданница”)

Другие сочинения по теме:

  1. В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая...
  2. Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна – приживалка при...
  3. Неприглядное существо персонажей “Бесприданницы” порою обладает неким эстетическим колоритом, обманчиво привлекательным. Этим “блеском” прельщается и Лариса, но, в отличие от...
  4. “Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,...
  5. Персонажи “Бесприданницы” – представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые...
  6. Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились...
  7. “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д....
  8. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  9. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных...
  10. Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,...
  11. В 20-30-е годы в постановках театром “Бесприданницы” преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку “бедному”, затравленному богатыми бездельниками. Он как...
  12. “Бесприданница” отражает новый по сравнению с “Грозой” этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами...
  13. В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических...
  14. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”...
  15. И. Карпенко-Карый – корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, “они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы,...

Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож-ные человеческие характеры.

Главная героиня пьесы — молодая девушка из не-богатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «...Барышня хорошенькая, играет на раз-ных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет...»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса просто-душна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от ок-ружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищен-ная.

При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судь-бу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благо-даря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «...Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все по-сетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше насла-ждение слушать вас».

Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно... с нас сраму-то: за первого пой-ду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « поче-ту большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не го-ворил и даже не смотрел на него.

Карандышев — небогатый чиновник. Однако ам-биции его и тщеславие велики, что и делает его смеш-ным в глазах того окружения, в которое он хочет впи-саться. Писатель награждает героя говорящим име-нем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — не-доросток, коротышка; человек с непомерными и ни-чем не обоснованными претензиями. «Человек само-любивый, завистливый»,— замечает о нем Вожева-тов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блес-нуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.

В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Парато-вым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Лари-су Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестя-щих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удо-вольствие. «...Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным само-любием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на сво-ем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для ге-роини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль... В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.

Карандышев пытается набиться в друзья к Вожева-тову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отно-шения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.

первый разговор Ларисы с Карандышевым на-глядно обнажает их разность, глухую стену непони-мания между ними и даже отсутствие желания по-нять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взыва-ет вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе.

В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького чело-века». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожест-ве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нрави-лась?» — спрашивает она. Лариса призывает будуще-го мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распу-тье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувст-вие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произно-сит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали».

Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окру-жающим.

Особенно ярким является эпизод обеда у Каранды-шева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нече-го...»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на гла-зах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не лю-бить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для герои-ни обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоен-ный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно... Я смешной чело-век... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! При-ходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!.. И ведь это не разбойники, это почетные люди ».

За столом Карандышев произносит тост в честь Ла-рисы, прославляя ее умение выбирать людей, пони-мать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происхо-дящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандыше-ва. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же ме-ня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хо-чет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общест-ва» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии.

В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обид-ные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзы-скательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорб-ление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слиш-ком, слишком дорога для вас». На слова Карандыше-ва о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тепло-го, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на све-те... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду ис-кать золота. Подите, я вашей быть не могу».

Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожаю-щие его слова. Его поступок приносит измученной ге-роине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.

В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: “Ну что такое Карандышев?” Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: “Ну что знакомство для меня?” Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: “Ведь он у нас чудак”. Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, “что простожалость было смотреть на Карандышева”. Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: “Мне тоже во фраке прикажете?”. И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: “Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек”. Но это ее “что-нибудь” говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он “из ничего, да в люди попал”, став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас “повеличаться”. Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: “Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.” И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он “соломинка, за которую хватается утопающий…”

“Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”, умоляет он Ларису. Карандышев” вероятно, понимает, что он и есть такая “соломинка”. Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она” любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: “Не обижайте! А меня обижать можно?” Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: “Жестоко, бесчеловечно жестоко”. Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. ‘Торжествующий” над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотсная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: “Я смешной человек”. Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий ее с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его “вещью”. И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А. Н. Островского жалок. Но случайноли то, что слова о “вещи” писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше ее в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более “достойного” персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории “униженных и оскорбленных”, о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

(No Ratings Yet)

Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского “Бесприданница”

Другие сочинения по теме:

  1. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных...
  2. Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились...
  3. “Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,...
  4. “Бесприданница” отражает новый по сравнению с “Грозой” этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами...
  5. Персонажи “Бесприданницы” – представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые...
  6. План: 1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями? 2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева...
  7. Особый конфликт пьесы был художественным выражением сатиры особого типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные для...
  8. Портрет Мамаева, по существу, вполне готов и уже исчерпан в первом акте. Появляясь дальше по ходу действия, он лишь подтверждает...
  9. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  10. Генерал не прочь поговорить о рыцарстве, о дворянской чести, о “благородных чувствах”, приносимых в жертву кумиру нового времени – деньгам,...
  11. Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,...
  12. В 20-30-е годы в постановках театром “Бесприданницы” преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку “бедному”, затравленному богатыми бездельниками. Он как...
  13. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”...
  14. Большой вымышленный город на Волге – Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных дельцов последнего времени,...
  15. История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе...
  16. Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна – приживалка при...
  17. “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д....
  18. Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии...
  19. В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая...
  20. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. “А какие сны мне снились,...

Похожие публикации