Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Роспись в украинском стиле. Интерьер украинской хаты. Ткачество и вышивка

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2016 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

Петриковка - село-райцентр в часе пути от Днепропетровска и получасе пути от Днепродзержинска. Вроде бы ничем не приметное село известно "петриковской росписью" - самым известным народным художественным промыслом Украины. По сути дела, это украинский аналог Палеха: ведь петриковские орнаменты действительно являются одной из украинских "визитных карточек".

Мне очень захотелось увидеть их своими глазами, а заодно сравнить Петриковку с .
Впечатление - ужасные. А кроме того, в этом посте я позволю себе немного порассуждать о политике сопредельного независимого государства, что, конечно, является верхом бестактности. Но право высказать свое мнение никто не отменял.

По дороге к Петриковке мне бросилось в глаза то, что в украинских селах все еще много хат с соломенными крышами. Увидев такую один раз, я не поверил своим глазам. На второй раз подумал: "встречаются очень редко". Увидев еще некоторое их количество, я бросил считать, и по привычке умилился "ах, какая этнографическая цельность!".

Однако лишь сойдя с маршрутки в Петриковке, я почувствовал что-то отталкивающее. Если Палех на меня сразу, с первых секунд, произвел расслабляюще впечатление "города художников", Петриковка оказалась обычным райцентром, и ничего в ее облике не напоминало о том, что это центр народной росписи.

Первым впечатлением было - скучно.

Угасший Вечный огонь (видимо, в ходе очередного газового конфликта).

И асфальт, разбитый до щебня. Но это был не щебень, а именно асфальт - просто настолько переломанный и перемолотый,

Как и в Днепропетровске, эти кадры не передают общего депрессивного настроения. Все же белые домики, залитые солнцем, выглядят позитивно. Но гуляя по Петриковке, мне натурально хотелось плакать.

Вскоре я вышел и к Центру петриковской росписи, располагавшемуся в заднии постройки конца 1980-х.

Я зашел внутрь, оказавшись в холле, походил туда-сюда, а потом навстречу мне вышел Андрей Пикуш - директор и основатель этого Центра. Поприветствовал меня, разговорились. Он был очень рад гостю, а тем более гостю из соседней страны. Открыл для меня выставочный зал, и показал образцы петриковской росписи, провел экскурсию и просто рассказал о том, в каком состоянии это искусство сейчас.

Для начала - немного истории. По нынешней историографии, петриковская роспись восходит к глубокой древности. Во всяком случае, она намного древнее, чем сама Петриковка и была популярна у запорожцев еще в Средние века. Это была в первую очередь настенная роспись - орнаментами украшались белые хаты, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли "чепурушки". Было несколько техник нанесения орнамента (часто рисовали на стене пальцем), и в некотором роде росписи хаты олицетворяли внутренний мир ее хозяев.

Расписывали не только стены хат, но и мебель. Например, вот аутентичный сундук начала 19 века:

Расписывали и посуду, и просто рисовали картины-малёвки - на холсте и даже на бумаге.

Однако петриковской росписи повезло намного меньше, чем палехской или хохломской - она не пережила 1930-х годов. .

Впрочем, в 1936 году сельский учитель Александр Статива в своей школе организовал преподавание росписи, для чего разыскал последнюю чепурушку Татьяну Пата. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, петриковская роспись стала не более чем разновидностью сувенира, и изделия писали на фабриках по утвержденным в Киеве эскизам. С петриковским орнаментом выпускались даже салфетки и одноразовая посуда. Но как искусство, как народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году ситуация могла поменять, но помешал экономический коллапс.

Впрочем, пускай в Центре нет отопления, а в стране - спроса на работы мастеров, художники остались. В Петриковке официально зарегистрировано 40 художников (примерно как в Холуе, где я был недавно следом за Палехом).

И все же, хотя сейчас роспись еще жива, положение ее удручающее. Центр Народного Искусства выглядит среди окружающей местности как крепость, и борется за выживание, по словам Андрея Андреевича, в основном на энтузиазме.

Сам Андрей Андреевич Пикуш:

Потом я поднялся на второй этаж, осмотрел мастерские, побеседовал с чепурушками. Несмотря на все трудности, мастерские продолжают работать, пишутся отдельные произведения - жизнь продолжается.

А вот и сама чепурушка, расписывающая тарелку:

Из Центра я вышел со смешанными чувствами, и отправился дальше гулять по самой Петриковке. Последняя представляла собой обычной украинское село - большое, белое, утопающее в зелени.

И с одной стороны тут красиво и солнечно, а с другой - нищета удручает. В России таких сел тоже много - но все же в Нечерноземье. А черноземное село с 3-тысячным населением в таком состоянии мне в России видеть не доводилось, будь то станицы Кубани или села Черноземья.
О том, чтобы сравнивать Петриковку с Палехом и другими "городами художников" я к этому моменту уже и забыл. Даже , который казался верхом безысходности, выглядел благополучнее.

Однако нищета имеет один плюс, если смотреть на нее извне - это этнографическая цельность. Как я уже писал в начале поста, в украинских селах все еще очень много традиционных народных хат, построенных из сырцового кирпича на конском навозе и крытых соломой. Их я фотографировал прицельно - конечно же, в Петриковке много и более приличных домиков.

Начало века... Вот только какого?

Враги сожгли родную хату...

Что тут было: Смута 1990-х, наступление вермахта, подавление бунта в 1932-м, бесчинства Махно и его анархистов, разгром Запорожской Сечи, наберг крымских татар, русско-польская война...

А здесь, видимо, владелец попался принципиальный и живет под соломенной крышей, хотя мог бы покрыть ее чем-нибудь более актуальным:

Не считая нескольких улиц, вся Петриковка - это конгломерат дворов с узкими проходами между изгородей. К большинству хат невозможно подъехать на автомобиле, да и самого автомобиля нет тоже...

А петриковских росписей, как и предупреждал меня Андрей Пикуш, я тут действительно не нашел. Вот - самое близкое к ним (хата ода из самых зажиточных):

Живут, видимо, в основном полунатуральным хозяйством. Магазинов в селе очень мало даже по сельским меркам, зато есть большой базар. Село богато различной флорой и фауной.

Причем особенно меня впечатлили местные индюки, окруженные восторженными индюшками:

Ну а теперь, как и обещал, несколько мыслей, которые у меня возникли в ходе созерцания Петриковки.

Народные промыслы, как и любая форма наследия, нуждаются в поддержке извне - от государства, спонсоров и т.д. Палех или Гусь-Хрустальный подают признаки жизни во многом от того, что эти промыслы раскручены, на них есть спрос, и многие люди при наличии денег готовы украсить свой дом палехской шкатулкой или гусевским хрусталем. Большая часть российских центров народных промыслов хорошо известна, туда проводят экскурсии турфирмы, осуществляются выездные выставки. На Украине совсем не так мало людей с деньгами, как кажется - достаточно вспомнить небоскребы Днепропетровска.

Петриковка тоже нуждается в помощи от государства. У государства денег нет? А на Конотопскую битву - есть? На памятники Голодомору в каждом городе - есть? На героизацию Карла Двенадцатого - тоже есть? В Украине (сознательно сейчас пишу "в") есть политический курс на поиск "национальной идентичности". И казалось бы, вкладывать деньги в петриковскую роспись, наладить должный ее пиар, сделать соответствующие заказы чепурушкам - это прекрасная возможность подчернкуть свою идентичность. Но "оранжистам" почему-то надо вбухивать средства в антироссийские культпроекты.

Это попросту тупиковый путь. Да, мы уже поняли, что Украина - не Россия. Но не лучше ли было бы доказывать, что Украина - это Украина, без всяких там "северных соседей"?

Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Неудивительно, что в 2013 году уникальное искусство внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами зародилась в Украине задолго до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Вот почему петриковской росписью в качестве оберега часто расписывали оружие и жилища запорожские казаки .

Современная возникла в XVII в. вместе с приходом в Петриковку (нынешняя Днепропетровская область), первых поселенцев. С тех пор петриковская роспись стала неотъемлемой частью украинского быта. Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад, а еще посуда, свадебные сундуки, мебель и прочая домашняя утварь.

Хозяев, чьи дома не были расписаны яркими орнаментами, в деревне не уважали , считая их морально убогими и недостойными даже приветствий односельчан.

Петриковская роспись - это своеобразная декоративно-художественная летопись флоры и фауны Приднепровья. Как искусно деревенские художники передают динамику птичьего полета, как тонко воссоздают малейшие колебания растений от ветра, как изысканно сочетают свет и тень!

Основным элементом петриковских орнаментов является цветок - символ пышной природы. Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

А до чего же интересные принадлежности для росписи! Кисточки народные умельцы изготавливают самостоятельно - из кошачьей шерсти, выстриженной из груди . Благодаря такому инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок выполняется пальцами.

Интересно, что краски для петриковских произведений никогда не смешивают . Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая - все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость. А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами. Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.

Мастера петриковской росписи передают секреты уникального живописи местной детворе. Технике создания рисунке обучают с детства, видимо, поэтому создается впечатление, что петриковская роспись наполнена солнцем - есть в ней что-то наивное и чистое, родом из детства. Самых старательных и опытных художниц называют «чепурушками» ,они-то и делятся тайнами создания узоров со младшими поколениями.

Настоящее села Петриковка

Сегодня в Петриковке по собственным эскизам и исключительно по своим идеям работают 45 мастеров. Особой популярностью пользуются работы Валентины Деки, Андрея Пикуша, Нины Турчин, Екатерины Тимошенко.

Есть в селе и музей народного творчества , где ты можешь увидеть расписные украшения, картины, предметы быта. Посетив Петриковку, можно не только насладиться произведениями народных умельцев, но и попробовать создать собственный шедевр в петриковском стиле и приобрести уникальный сувенир друзьям и родным. Петриковские мастера с радостью соглашаются сделать индивидуальную роспись посуды или украшений для всех желающих.

Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.

Похожие публикации